Это религиозное единство братских народов: русского, украинского и белорусского – сделало легким и желанным их вхождение (в 1772 – 1793 – 1795 гг.) в состав Русского государства. Духовная объединяющая сила Православия победила и политическое оружие Брестской унии 1596 года. 12 февраля 1839 года состоялось воссоединение Греко-католической Церкви с Русской Православной Церковью. Разрешите открыть перед этим Собором последние страницы истории нашей Православной Церкви. Недавно произошло событие, связанное с Поместным Собором Русской Православной Церкви и выборами Патриарха всея Руси. Величие этого Собора, его значение объединились с главной заботой всех русских иерархов о том, чтобы сохранить основы Святого Православия, сохранить все канонические правила и представить Русскую Православную Церковь перед всем миром в ореоле апостольской чистоты. В работе Собора принимали участие 46 епископов, 126 представителей духовенства и мирян от всех епархий Русской Церкви. Почетными гостями были Патриархи: Александрийский Христофор, Антиохийский Александр, Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат, представители Православных Церквей – Константинопольской, Сербской, Румынской. За почти тысячелетнюю историю нашей Православной Церкви впервые одновременно собрались в нашей стране представители семи Автокефальных Церквей, не считая Русской. Нашу Православную Церковь возглавляет ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, единогласно избранный Собором. Знаменательно, что свою епископскую хиротонию он в 1913 году Промыслом Божиим принял от святительских рук Антиохийского Патриарха Григория, приезжавшего тогда в Россию. Русская Православная Церковь за короткое время возобновила прерванные военными событиями духовные связи со всем миром. В прошлом, 1945 году благодаря деятельности Московской Патриархии снята схизма с Болгарской Церкви. Русские православные приходы на территории Болгарии, во главе с архиепископом Серафимом Соболевым , воссоединились с Русской Православной Церковью. В апреле прошлого года воссоединены православные русские приходы в Югославии. 2 сентября 1945 года Экзархат Западной Европы, во главе с митрополитом Евлогием, воссоединился с Русской Православной Церковью. Присоединились также так называемые карловчане с митрополитом Серафимом Лукьяновым. В октябре 1945 года закрепили каноническую связь с Русской Православной Церковью русские православные приходы в Германии, во главе с архиепископом Александром Немоловским, викарием митрополита Евлогия. Воссоединены приходы в Вене, в Чехии. В октябре 1945 года присоединена Мукачевская епархия, проводится в жизнь воссоединение Православной Церкви в Финляндии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брюссельский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. Василий (Кривошеин), архиеп. Брюссельский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. В период жизни в Оксфорде В. занимался активной церковно-научной деятельностью, принимал участие в съездах и собраниях Албания св. и прп. Сергия содружества , выступал на международных научных конгрессах и конференциях: участвовал в работе 1-го Международного съезда патрологов в Оксфорде (1951, затем вплоть до 1979 - в каждом из оксфордских патрологических съездов, являвшихся самыми представительными богословскими собраниями своего времени), в 1958 г. был на съезде византологов в Мюнхене. В апр. 1957 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) В. был возведен в сан архимандрита; 26 мая 1958 г. постановлением Святейшего Патриарха и Свящ. Синода был назначен 2-м викарием экзарха МП в Зап. Европе архиеп. Клишийского Николая ( Ерёмина ; впосл. митр. Корсунский) с титулом еп. Волоколамского и пребыванием в Париже. Хиротония В., однако, неск. задержалась из-за трудностей с получением франц. визы. В марте 1959 г. был назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде; 14 июня 1959 г. в Лондоне, в храме Успения Пресв. Богородицы (РПЦ), была совершена хиротония В. архиеп. Николаем (Ерёминым) и еп. Сергиевским Антонием ( Блумом ; впосл. митр. Сурожский) (ЖМП. 1959. 9. С. 27-32). В наречении принял также участие еп. Иаков Апамейский (Вирвос, К-польский Патриархат). В нояб. 1959 г. В. переехал в Париж, где нес архипастырское служение в качестве помощника архиеп. Клишийского; в том же году (11-15 нояб.) состоялась его поездка в Фессалонику для участия в торжествах, посвященных 600-летию со дня кончины свт. Григория Паламы (ЖМП. 1960. 2. С. 72-80). После смерти (в апр. 1960) митр. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского) указом Патриарха Алексия I и Свящ. Синода В. был назначен на Брюссельскую кафедру, на к-рой пребывал вплоть до своей кончины. Вскоре после назначения В. посетил Москву, где 21 июля 1960 г., в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, был возведен в сан архиеп.

http://pravenc.ru/text/150717.html

С такой же просьбой в августе 1960 г. он обратился к Председателю Христианских мирных конференций, чешскому профессору-богослову И. Громадке, главе Американского Экзархата митрополиту Борису. Через них Владыка Николай хотел привлечь внимание мировой общественности к положению Церкви в Советском Союзе, рассчитывая с ее помощью остановить возрастающие масштабы Хрущевских гонений. Василий (Кривошеин) (19001985) архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Всеволод Александрович Кривошеин родился 17.07.1900 в С.-Петербурге. В 1916 г. В.А. Кривошеин окончил гимназию и поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Петроградского университета. Весной 1917 г. переехал в Москву, где продолжил образование на историко-филологическом факультете Московского университета. В годы гражданской войны уехал на Юг, чтобы вступить в Добровольческую армию; после потери 2 пальцев руки был эвакуирован из Новороссийска в Каир. С 1920 г. жил в Париже. В 1921 г. окончил филологический факультет Сорбонны. В 1924 г. записался студентом в только что основанный митр. Евлогием (Георгиевским) Православный богословский институт прп. Сергия Радонежского в Париже. В 19241925 гг. В.А. Кривошеин принимал участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД), присутствовал на его съездах в Аржероне; в сент. 1925 г. выехал на съезд РСХД в Хоповском монастыре в Югославии, откуда вместе с С. Сахаровым (в посл. схиархим. Софроний) отправился в паломническую поездку на Афон, которая определила всю его последующую жизнь. Пробыл в Афоне до 1947 г. В сентябре 1947 г. гражданскими властями был выслан со Св. горы. При этом формально он оставался в составе братии Свято-Пантелеимонова монастыря. С 1951 года его жизнь была связана с Оксфордом. 26 мая 1958 г. постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода был назначен 2-м викарием экзарха в Западной Европе архиепископа Клишинского Николая (Еремина) с титулом епископ Волоколамский и пребыванием в Париже. 14 июня 1959 г. в Лондоне, в храме Успения Преев. Богородицы (РПЦ), была совершена епископская хиротония. В ноябре 1959 г. переехал в Париж, где нес архипастырское служение в качестве помощника архиепископа Клишийского. После смерти (в апр. 1960) митр. Брюссельского и Бельгийского Александра (Немоловского)указом Патриарха Алексия I и Священного Синода В. был назначен на Брюссельсую кафедру, на которой пребывал вплоть до своей кончины. Погребен на Серафимовском кладбище в С.-Петербурге, согласно его желанию быть похороненным в родной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мардарий (Ускокович), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви Мардарий (Ускокович), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви 5 нояб. 1913 г. по ходатайствам серб. общин был созван самочинный Митровдановский церковно-народный собор в Чикаго под председательством новоназначенного руководителя Сербской миссии прот. Савы Войводича (1913-1917), учредивший «Сербскую Православную Церковь в Северной Америке» в юрисдикции СПЦ с кафедрой в Чикаго, поделенную на 3 округа под управлением епископа или архиерейского наместника, поставляемых в Белграде. Глава СПЦ митр. Сербский Димитрий (Павлович) ответил, что благословит решения собора лишь в случае упразднения юрисдикции РПЦ в Америке. В 1915 г. серб. приходы посетил иером. Николай (Велимирович) с проповедями «Будущее Югославии» и «Религия будущего в Югославии». В связи с сепаратистскими стремлениями серб. приходов РПЦ 18 июня 1916 г. вышел Указ Святейшего Синода РПЦ 7601) архиеп. Алеутскому и Североамериканскому Евдокиму (Мещерскому) созвать под председательством архиеп. Алеутского конгресс серб. священников в Америке; ввести в состав Североамериканского епархиального управления одного из серб. священников по рекомендации приходов; периодические издания на серб. языке, выходящие на территории Америки, подвергать цензуре. 18 окт. 1916 г. архиеп. Евдокимом (Мещерским) был созван конгресс серб. священников в Чикаго, на к-ром присутствовало 14 священников из 19. Сербская духовная миссия была поделена на 4 округа во главе с протопресвитерами: Восточный (прот. Йован Крайнович), Средний (прот. Филип Среданович), Первый (прот. Сава Войводич) и Второй (прот. Димитрий Митрович) Западные, объединившие 30 приходов в Америке и 1 в Канаде (5 приходов решением конгресса были упразднены). В 1917 г. Святейший Синод РПЦ назначил руководителем Сербской миссии синкелла Мардария II (Ускоковича) . По сообщению еп. Шумадийского Саввы, еп. Канадский Александр (Немоловский) , управлявший Североамериканской епархией РПЦ в связи с отсутствием архиеп.

http://pravenc.ru/text/114442.html

Евдокима, находившегося на Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг ., в своем письме «Братскому народу сербскому» (Нью-Йорк. 23 окт. 1917 г.//Архив Српске православне enapxuje Цит. по: Сава, еп. шyмaдujcku. Ucmopuja. С. 94-96) рекомендовал серб. приходам созвать серб. Церковно-народный собор и учредить Сербскую Православную Церковь в Америке. 28 февр. 1919 г. на заключительной сессии II Всеамериканского Собора РПЦ в Кливленде еп. Александр (Немоловский) представил участникам Собора кандидатуры архим. Мардария (Ускоковича) для посвящения в сан епископа в целях окормления серб. приходов в Сев. Америке и архим. Фана (Ноли) для албан. приходов. Собор одобрил обоих кандидатов с условием, что они будут одобрены и Сербской и Албанской Церквами соответственно. Решения Собора были рассмотрены на III Объединенной архиерейской конференции СПЦ 3-15 дек. 1919 г., где было принято решение послать в Америку и Канаду серб. епископа и диакона, чтобы они рассмотрели ситуацию на месте, но это не было исполнено из-за отсутствия денежных средств. К вопросу об учреждении серб. епархии в Америке вернулись на Центральном Архиерейском Соборе СПЦ в 1920 г., постановлением к-рого от 22 окт. было принято решение о необходимости еще раз рассмотреть в будущем вопрос об учреждении серб. епархии в Америке и Канаде с последующим возведением на американскую кафедру еп. Охридского Николая (Велимировича), к-рый прибыл в Америку с предварительным визитом 24 янв. 1921 г. Спустя 3 месяца еп. Николай вернулся в Сербию, на заседании Свящ. Синода СПЦ 8 июля 1921 г. доложил о положении сербов в Америке и предложил Собору принять серб. Церковь в Америке в юрисдикцию СПЦ и добиваться у короля Сербии необходимых субсидий на содержание епископа и его помощника в этой епархии. 13 сент. 1921 г. на заседании Архиерейского Собора СПЦ в Сремски-Карловци было принято постановление учредить серб. правосл. А.-К. е. с кафедрой в Чикаго, что означало выход серб. приходов из юрисдикции РПЦ; для организации жизни епархии и управления ею поставить викария или отправить делегата от Архиерейского Собора, со временем заменив его на епископа; оставить за СПЦ право учредить епархиальное управление для надзора за серб.

http://pravenc.ru/text/114442.html

Уже в 1922 году зарубежное ВЦУ объявило обновленческих лидеров безблагодатными (хотя и заявляло, что суд над ними должен совершить Патриарх Тихон и его Священный Синод). Сотрудничество лидеров раскола с большевиками воспринималось «зарубежниками» как «иудин грех». Летом 1922 года Соединенное присутствие Зарубежного Синода и Церковного совета РПЦЗ заявило, что считает членов этого раскола находящимися под анафемой. При этом, полагает Кострюков, «в Зарубежном Синоде считали, что добрые взаимоотношения с Фанаром позволяют отвратить его от признания обновленцев». Получалось, что зарубежные архипастыри искренне надеялись на то, что смогут переубедить фанариотов и заставить их встать на путь «трезвого» взгляда на раскол в Русской Церкви. Решение анафематствовать обновленцев, полагает автор, было принято не без влияния так называемой грамоты Патриарха Тихона от 6 декабря 1922 года, подлинность которой до сих пор не подтверждена. В этой грамоте обновленческое управление анафематствовалось, а российская ситуация характеризовалась как «година торжества сатаны и царства антихриста». Кострюков убежден, что в этом контексте следует рассматривать участие зарубежных архиереев Анастасия (Грибановского) и Александра (Немоловского) в так называемом Всеправославном конгрессе, созванном Патриархом Мелетием в мае — июне 1923 года. Этот «революционный» конгресс не встретил сочувствия «русских зарубежников» (к слову сказать, архиепископ Анастасий после четырех заседаний покинул его), а Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви отверг принятые на нем решения в том же году. Все эти мероприятия пришлись на время Патриарха Мелетия. Только после всего свершившегося, пишет А. Кострюков, представители РПЦЗ по достоинству оценили захватнические действия Константинопольского престола. Вскоре Фанар вновь дал повод для отрицательной оценки: «летом 1924 г. Патриарх Григорий [VII] вовсе прекратил общение с Патриархом Тихоном и контактировал с лжесинодом " митрополита " Евдокима (Мещерского)». Таким образом, стало окончательно ясно, что Фанар стремится решать собственные геополитические задачи, не считаясь с отношением РПЦЗ к русским раскольникам. Впрочем, антиобновленческие выступления РПЦЗ в итоге привели к тому, что Восточные Патриархи (за исключением, разумеется, Константинопольского) не признали обновленческую религиозную организацию законной Церковью. Заявления политически ангажированных противников Патриарха Тихона о том, будто бы тот лишен кафедры Фанаром с согласия остальных первосвятителей православного Востока, были дезавуированы.

http://patriarchia.ru/db/text/5321500.ht...

Еще одним направлением деятельности фанариотов, угодным советской власти и обновленцам, стало третирование русских зарубежных иерархов. В особенно трудном положении тогда оказались пребывавшие в Константинополе архиепископы Анастасий (Грибановский) и Александр (Немоловский). 30 апреля 1924 г. Константинопольский Синод начал против них следствие, на время которого предписал им «воздержаться от всякого священнодействия и какого бы то ни было распорядительного церковного деяния». Русским клирикам в Константинополе было предписано за богослужением поминать только Вселенского Патриарха, иными словами – запрещалось поминать Патриарха Тихона. «Что же касается заявленного обвинения и против других русских архиереев, пребывающих в пределах других Православных Церквей, как вмешивающихся в главнейшие вопросы религиозного и церковного свойства и определенно в церковные вопросы здешней русской колонии, именующих себя “Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей”, – гласил фанариотский документ, заверенный, по обыкновению, Василием (Димопуло), – то постанавливается, чтобы надлежащим образом было сообщено им, что существование и деятельность Русского Синода в чужой церковной области по церковным канонам никакой канонической силы иметь не может и что, следовательно, он должен, как можно скорее, прекратить свое существование» . На открывшемся в Москве 10 июня 1924 г. «Предсоборном совещании», как сообщалось в обновленческой печати, присутствовали два греческих архимандрита – представители Константинопольского и Александрийского Патриархов. «Почетным председателем совещания провозгласили вселенского патриарха Константинопольского Гpuropuя VII. […] Приветствие от Константинопольского патриарха Гpuropuя VII читал сам представитель его архимандрит Василий по-русски» . «В приветствии говорится, что деятельность совещания привлечет внимание всего православного востока, чем больше будет положено любви в труды совещания, тем больше будет надежд, что дело умиротворения увенчается успехом и благословением святейших восточных патриархов», – обтекаемо пересказала выступление архимандрита Василия обновленческая газета .

http://bogoslov.ru/article/3659860

Александр (Мигулин Александр Алексеевич ; 1887 – после 1938), обновленческий «архиепископ». До уклонения в обновленческий раскол настоятель церкви в г. Харькове. В 1922 г. «хиротонисан во епископа Старобельского». С 1923 г. «епископ Черниговский». С 1924 г. «архиепископ Павлодарский», затем «Полтавский». С 1926 г. на покое. В 1936–1938 гг. «управляющий Борисоглебской обновленческой епархией». В 1938 г. уволен за штат. Александр (Немоловский Александр Алексеевич ; 1875–1960), митрополит. В 1909 г. хиротонисан во епископа. С 1918 г. временно управляющий Алеутской епархией. В 1921 г. эмигрировал в Константинополь. С 1936 г. архиепископ Брюссельский и Бельгийский в юрисдикции Константинопольской Патриархии. В 1945 г. воссоединился с Московской Патриархией и назначен архиепископом Берлинским и Германским. С 1948 г. архиепископ Брюссельский и Бельгийский. С 1959 г. митрополит. Александр (Похвалинский Александр Андреевич; 1865–1937), архиепископ. В 1922 г. хиротонисан во епископа Павловского, викария Нижегородской епархии. С 1929 г. епископ Богородский, викарий Нижегородской епархии; с 1932 г. епископ Подольский, викарий Московской епархии. С 1934 г. архиепископ Богородский, викарий Горьковской епархии. Арестован в 1937 г. Расстрелян. Александр (Раевский Александр Семенович; 1868–1937), епископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В 1923 г. уклонился в обновленческий раскол, обновленческий «епископ Таврический». В 1924 г. по покаянии принят в лоно Русской Православной Церкви, епископ Керченский, временно управляющий Таврической епархией. Выслан в Москву. В 1925–1926 гг. проживал в Одессе. В 1928 г. временно управляющий Таврической (Симферопольской) епархией. С 1930 г. был на нескольких кафедрах. Расстрелян. Александр (Хотовицкий Александр Александрович; 1872–1937), священномученик, протопресвитер. С 1917 г. ключарь храма Христа Спасителя в Москве. В 1920–1921, 1922 гг., 1922–1928 гг. в тюрьмах и ссылках. В 1928 г. вернулся в Москву, возведен в сан протопресвитера. В 1930-е гг. настоятель Ризоположенской церкви на Донской улице в Москве. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Соч.: Автобиография. ПР. 1998. 21, 22, 23; 1999. 1. Нелидов Александр Дмитриевич, протоиерей см. Александр, архимандрит. Нелин Александр (дата рождения не установлена – 1993, Мюнхен, Германия), протоиерей. Священник ( 1973), состоял в юрисдикции Р3Ц, помощник настоятеля каф. церкви в Мюнхене (19731993), член епархиального совета Германской епархии РЗЦ, протоиерей (11.12.1984), обслуживал также общины в Аугсбурге и в Швебиш-Гмюнд. Архив: АГЗ. Нелюбов Алексий (1879, Тульск. губ. 21.11.1937, Хоново, Сербия), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Тульскую Духовную семинарию (1899), преподаватель Тульского духовного училища (1899–1907), священник (1907), священник и законоучитель Леснинского женского монастыря в Холмской епархии (19071937), эмигрировал вместе с монастырем в Шабку (Румыния), а затем в Хоново (Сербия), участник 2-го съезда РСХД в Хопове (1924), протоиерей (31.8.1925), состоял в юрисдикции РЗЦ, хотя духовно был очень близок к митр. Евлогию (Георгиевскому) и парижским членам РСХД. Лит.: Кассиан (Безобразов) , архим. Памяти о. А. Нелюбова. Вестник. Орган церковно-общественной жизни. П., 1938. 2; Евлогий, митр. Путь моей жизни; Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Немоловский Александр Алексеевич см. Александр, митрополит. Нечаев Анатолий см. Афанасий, архимандрит. Никандр ( Беляков Николай Яковлевич ; 30.11.1885, г. Молога Ярославск. губ. – 10.2.1978, Провемон, Франция), архимандрит. Из семьи крестьян, сын ремесленника-сапожника. Окончил трехклассное городское училище, поступил послушником в братию Валаамского монастыря (1903), призван в действующую армию (1914), участвовал в 1-й мировой войне, после войны вернулся в Валаамский монастырь (1917), пострижен в монашество (1918), отказался перейти на новый стиль и покинул Валаам (20.10.1926), переселился в Югославию по приглашению митр. Антония (Храповицкого) , состоял в юрисдикции РЗЦ, вступил в братию русского монастыря в Мильково, иеродиакон (1927), иеромонах (20.4.1928), рукоположение совершил митр. Антоний, священник и духовник Леснинского женского монастыря сперва в Хопове (1933), затем в Фуркьё под Парижем (1951) и, наконец, в Провемоне (1967), возведен в сан архимандрита (20.4.1968).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1916–1921: Нестор Анисимов , паки 1922–1922: Софроний Арефьев, в. у. Камчатская, Курильская и Алеутская см. Благовещенская Камышинская –1923: Елевферий 1928–1931: Ираклий Попов 01(14).10.1931–24.06. (07.07).1933: Иоанникий Попов 31 .07(13.08).1933–11(24).08.1933: Георгий Садковский Камышинская (обн.) 03 .1923–12.1923: Сергий Волков 1923–1926: 1926–1926: Сергий Шубин Канадская 06(19).07.1916–1921: Александр Немоловский 1918–1920: Арсений Чаговец Канадская (заруб.) Иоасаф Нечаев Сильвестр Харун Каневская 6(19).08.1914–: Василий Богдашевский –25.02(10.03). 1933: Василий Богдашевский , паки Каневская (григ.) 9(22).05.1934–1934: Феодосий Григорович- Борисов Каневская (обн.) 1925–1926: Серапион Сперанцев, в. у. Канская (обн.) –1924: Николай Мешалкин 20 .02(05.03).1925–1926: Илия Фокин 1926–: Андрей –1933: 10 .1933–17(30).05.1934: Николай Гирченко 08 .1932–10.1934: Александр Спасский Карачевская 29 .11(12.12).1921 –12(25).05.1924: Агапит Борзаковский Каргопольская 13(26).11.1913–1924: Варсонофий Вихвелин 01(14).10.1924–1926: Иларион Бельский Василий Дохтуров Каргопольская (обн.) 5(18).10.1925–18.02(03.03).1934: Павел Герасимов Карельская см. Финляндская Карельская (обн.) Александр Надеждин Виктор Путята Николай Гиляровский Мелхиседек Николев Евгений Аметистов Карпато-Русская см. Филадельфийская и Карпато-Русская Карталинская и Кахетинская см. Грузинский экзархат Касимовская (обн.) 30 .08(12.09).1923–: Геннадий Марченков –1925: 08 .1925–1928: Алексий Покровский 1928–1929: Михаил Постников Кахетинская 1916–1917: Пирр Окропиридзе Кашинская 19 .02(04.03).1919–03.1921: Александр Надеждин 02(15).05.1921–1922: Иоасаф Шешковский- Дрылевский 1923–1923: Игнатий Жебровский Кашинская (обн.) 1923–06(19) .09–1923: Иоасаф Шешковский-Дрылевский 06(19).09.1923–27.09(10.10).1923: Игнатий Жебровский 1923–1932: 1932–1938: Сергий Андреев Каширская 24 .08(04.09).1914–27.07(11.08).1917: Иувеналий Масловский 17(30).09.1917–1920: Корнилий Соболев 26 .09(09.10).1920–05.1922: Мелхиседек Николев 06(19)08.1923–19.10(01.11).1923: Николай Могилевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010