Были и в жизни каждого из нас, конечно, в меньшей мере, минуты незабвенные, испытывали и мы радости святые, когда чрез нас Господу угодно было возвращать овец заблудших во двор Отчий. А разве должен испытавший небесную радость жалеть о сытой, спокойной жизни? Никогда! «Молю Святое Провиденье: Оставь мне тягостные дни, Но дай железное терпенье И волю мне окамени, Чтоб мог, не падая душой, Идти тернистою тропой, Будить уснувших в тьме глубокой, Упавшим руку подавать И слово истины высокой В толпу, как луч живой, бросать!» Свящ. Катасаквинский 617 » 618 . 557 «Свящ. П. Божик (в книге « Церковь украинцев в Канаде») пишет, что Серафим был (по слухам) придворным священником в Петербурге. Отвергнутый своей женой, он рехнулся. Синод снял с него сан, но Серафим, несколько придя в себя, отправился в монастырь на Афон, получил там сан епископа и приехал в США, а оттуда в Канаду». (Окулевич Г. Р. Русские в Канаде... Торонто: Изд. Главного Правления Федерации русских канадцев, 1952. С. 308). 558 Владышевский Л.А. Посещение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Тихоном, Епископом Алеутским и С.-Американским, православного прихода в г. Юнкерсе//АПВ, 1904, т. VIII, 4, с. 63–64. 559 В неделю о Закхее (19 января/1 февраля 1903 г.) свящ. Александр Немоловский пред началом литургии в Троицкой церкви Йонкерса совершил малое освящение храма и освятил все церковно-богослужебные принадлежности. 560 «Рожко был в рясе. Он старался высказать пред Преосвященным, что он не такой простой человек, как о нем говорят, он знает якобы 4 языка, в войске был 12 лет за гл. офицера и даже... был за коменданта неизвестно какой крепости. По его мнению, корчма имеет свой закон, млин – свой, и церковь тоже имеет свой закон. Верно, Серафим по «корчемным» законам святил Рожку, ибо он двоеженец, и по «церковным» законам его нельзя святить. Да и как святил его?! Встретил его на дороге и живо сторговался: 50 за «свяченя» и 50 за «другую женку». И чтобы не выпустить из рук такое выгодное посвящение, Серафим дела надолго не откладывал: тотчас на дороге сняли с воза ящик, и около него 3 раза поводил Серафим Рожку, и дело готово» ( Попов К. В. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, по Канаде. ..//АПВ, 1904, т. VIII, 23, с. 462).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Храм был переполнен, служил архиепископ Анастасий. Молящиеся не скрывали слез, прощаясь со своим храмом, которому предстояло поругание 785 . На стороне турок и большевиков в борьбу с Российской Церковью включился и Патриарх Григорий VII. «Честный турецкий подданный» заявил о поддержке только тех церковных течений в СССР, которые верны советскому правительству, то есть обновленцев. В мае 1924 г. он посоветовал Патриарху Тихону оставить Престол. Эти действия Константинопольского Патриарха, по мнению большевистского руководства, должны были привести к ликвидации законной Российской Церкви и к усилению обновленчества 786 . Летом 1924 г. Патриарх Григорий вовсе прекратил общение с Патриархом Тихоном и контактировал с лжесинодом «митрополита» Евдокима (Мещерского). Вполне естественно, что политика Патриарха Григория должна была коснуться и Русской Зарубежной Церкви, чья антисоветская и антиобновленческая позиция в планы Фанара совершенно не вписывалась. Началом кампании против Русской Зарубежной Церкви стали два письма от некой группы мирян на имя Патриарха Григория. Авторы писем возмущались «нарушениями» как со стороны Карловацкого Синода, так и со стороны русских архиепископов в Константинополе – Анастасия (Грибановского) и Александра (Немоловского). Впоследствии Архиерейский Синод заявлял, что лица, подписавшие письмо, совершенно неизвестны ни Вселенской Патриархии, ни местной русской колонии 787 . Авторы писем называли следующие «проступки» архиереев: а)      основание в Константинополе русских храмов «без всякой необходимости и без действительной в них нужды»; б)      хиротонии русских священников, которые совершались «крайне неразборчиво»; в)      святительский суд и бракоразводные дела; г)      политическая деятельность, направленная против советского правительства. Понятно, что в соответствии с заранее разработанным сценарием на эти письма должна была последовать реакция Фанара. И она последовала. В своем письме архиепископу Анастасию от 29 марта 1924 г. Патриарх Григорий писал: «Мы считаем необходимым...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНАДСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦЗ расположена на территории Канады. Кафедральный город - Монреаль. Правящий архиерей - еп. Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков). До 1917 г. правосл. приходы на территории Канады входили в состав Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ . В 1905 г. по представлению Североамериканского еп. свт. Тихона (Беллавина ; впосл. патриарх Московский и всея России) была открыта Канадская миссия. 6 июля 1916 г. на основе миссии было учреждено Канадское викариатство Североамериканской епархии во главе с еп. Александром (Немоловским ; впосл. митрополит), ранее возглавлявшим Аляскинское викариатство . С 1917 г. еп. Александр пребывал в Нью-Йорке, временно управляя всей Североамериканской епархией, в 1919 г. стал ее правящим архиереем, оставив Канадскую викарную кафедру вакантной. Гавриил (Чемодаков), архиеп. Монреальский и Канадский. Фотография. 2012 г. Гавриил (Чемодаков), архиеп. Монреальский и Канадский. Фотография. 2012 г. 24 окт. 1922 г. во епископа Канадского был хиротонисан благочинный православных приходов в Канаде архим. Адам (Филипповский-Филипенко ; впосл. архиепископ). Хиротония, к-рую провели руководитель миссии среди бывших униатов-карпатороссов в Сев. Америке Питтсбургский еп. Стефан (Дзюбай) и Моравско-Силезский еп. Сербской Православной Церкви сщмч. Горазд (Павлик) , была совершена без согласия митр. Платона (Рождественского) , избранного Всеамериканским церковным Собором главой объявленного автономным Митрополичьего округа в Сев. Америке и утвержденного в должности Архиерейским Собором РПЦЗ. 10 февр. 1924 г. митр. Платон назначил на викарную Канадскую кафедру с титулом «епископ Виннипегский» Аполлинария (Кошевого ; впосл. архиепископ). 14 дек. того же года еп. Аполлинарий был переведен на викарную Сан-Францисскую кафедру. 6 июня 1926 г. по просьбе канадской паствы и по представлению митр. Платона в Белграде во епископа Виннипегского и Канады был хиротонисан архим. Арсений (Чаговец), бывший в 1908-1910 гг. благочинным приходов в Канаде. С прибытием в Виннипег (пров. Манитоба) еп. Арсения церковная жизнь в Канаде активизировалась, начал издаваться ж. «Канадийский православный миссионер».

http://pravenc.ru/text/1470185.html

II, с. 197). 315 Недзелъницкий И. Я. Служение Его Преосвященства в Греческой церкви в Чикаго//АПВ, 1901, т. V, 9, с. 184–185. Из письма о. Александра Хотовицкого еп. Алеутскому Тихону от 25 июля 1901 г.: «.. .Рафаил рассказывал, что служение Вашего Преосвященства в Чикаго произвело бучу в приходе и часть греков ополчилась на старосту и священника,– вот сепаратисты-фанатики...» (Святой Александр (Хотовицкий). Документы, письма, статьи и стихи. Ч. 1. С. 82). 316 3 нашого житья//Свет. Часопись для православных руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Бразилии и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1901.– 19 апреля (2 мая). 317 Хотовицкий A.A. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Восточным Штатам Америки...//АПВ, 1901, т. V, 10, с. 205. 318 «...здесь пришли на помощь матросы двух строившихся в Филадельфии броненосцев – «Варяга» и «Ретвизана». Благодаря их жертвам, на S. 4 str. в наемном доме была устроена временная церковь . Помимо тесноты, помещение это было неудобно тем, что окнами выходило на многолюдную улицу. Шум от электрической кары часто заглушал произносимые священником возгласы, а заглядывавшие в окна алтаря мальчики прерывали его молитвенное настроение. Неимение средств заставляло православных два года ютиться в этом жалком помещении». (Немоловский A.A. К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Посещение Преосв. Владыкою новоустроенного Филадельфийского храма//АПВ, 1903, т. VII, 1, с. 11.) 319 После первого приезда святит. Тихона в Филадельфию декабря 1899 года (ст. ст.)] туда перевели из Бриджпорта свящ. Димитрия Гебея (Хотовицкий A.A. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Восточным Штатам Америки...//АПВ, 1901, т. V, 11, с. 220). 320 Хотовицкий A.A. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Восточным Штатам Америки...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

За обильным ужином льётся дружеская беседа. Г. Карпов — добрый гений нашей Церкви, её защитник и покровитель, а не лишь холодный официальный посредник между церковью и правительством. Он понимает и признаёт великое значение Церкви в государственном устройстве. Чистое учение Христово: «воздатите кесарева кесареви и божия богови», вообще вся христианская мораль полезна не только в церковной жизни, но вообще во всех проявлениях человеческой жизни — она общечеловечна. Церковь в России отделена от государства, т.е. живёт вполне самостоятельной жизнью. Катакомбного существования церкви нет, ей предоставлена полная свобода в управлении и исполнении её членами религиозных обязанностей. Но так как члены церкви являются в то же время членами государства — его гражданами, то, будучи украшены христианскими добродетелями, должны бы явиться самыми полезными гражданами. Такими они и явились, Церковь Православная вполне выявила себя в лице архипастырей, среди которых ярко блистают имена Святейшего Патриарха Сергия, Святейшего Патриарха Алексия (тогда — Ленинградского митрополита), высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Киевского (ныне Крутицкого) и других, протопресвитера Н. Колчицкого, протоиерея Ф. Казанского, А. Смирнова и других протоиереев Ленинграда, Москвы, Киева и других городов и весей русских, и верующего русского народа в минувшую Отечественную войну. И явилось вполне дружественное отношение государственных деятелей к церкви, и отсюда и помощь ей. Эту помощь мы — служители алтаря — ощутительно испытали после падения Берлина, когда нам потребовались уголь для отопления церквей и отчасти — для домов служащих при них, стекло и разные материалы для ремонта пострадавших (хоть и немного) церквей и зданий, мука на просфоры, церковное вино, пищевые посылки для духовенства, военных инвалидов, детей и беспомощных старцев. Военный комендант города Берлина генерал Котиков, полковники Д.С. Даллада, Елизаров, Калиниченко и др., полковник С.И. Тюльпанов и его помощник В.А. Ермолаев — вот имена наших главных благодетелей.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Вечером представитель правительства Украинской республики Павел Семёнович Ходченко доставил нам большое удовольствие — нам было показано в особом помещении два фильма. 1) Недавно состоявшееся воссоединение Галицких униатов с Православною церковью — собрание, речи, голосование, чин присоединения, хиротония новых епископов для воссоединения. Главенствующий высокопреосвященный Иоанн, митрополит Киевский и Галицкий. 2) Разрушенный немцами и восстановленный геройским подвигом русских рабочих Донбасс. 16 июля совершал я со своими берлинскими собратьями и протоиереем Андреем Славинским — благочинным Х округа и нашим милым другом протоиереем Феодором Казанским Божественную Литургию в Вознесенском храме Флоровского женского монастыря. При входе в храм встретила меня величественная игуменья Флавия и стройно-звонкое пенье монахинь. Настоящие украинские соловьи. Какая красота монастырский уют! «Не от мира сего». И потому мятущийся мир спешит сюда найти покой душе своей. Монахинь 250. Приветствовал их как невест Христовых. Святая Православная церковь каждую святую мученицу именует невестой Христовой, а монашество есть добровольное мученичество. Восхвалив монашеский подвиг, закончил слово так: «И я — монах, правда плохой; но при виде ваших чёрных клобуков, ряс и мантий, слушая чудное, с ярким молитвенным подъёмом пение, чувствую себя лучшим, светлейшим». Служили молебен Богоматери, святителю Филиппу, митрополиту Московскому. В числе сослужащих был и мой сродник, протоиерей Евгений Гнеповский из Золотоноши. Чай-завтрак у гостеприимной матери игуменьи Флавии, поднёсшей мне на память шёлковые малинового цвета чётки. Потом посетили Киевский Златоверхий монастырь, т.е. что осталось от него. Слава Богу и за то. Сохранилась церковь, а в ней мощи святой великомученицы Варвары. Открыта маленькая ручка святой великомученицы в ярко просвечивающей перчатке. Радуйся, Варвара, невеста Христова прекрасная! Вместо болящего игумена архимандрита Иллариона встречал нас его помощник архимандрит Гервасий — смиренный и благодушный старец.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Быстро домчались автомобилем до гостиницы Savoy, где нам было отведено помещение. Оправились с дороги. Слава тебе, Господи! Мы в Москве — сердце России. «Святейший вас ожидает», — сказал отец протопресвитер после приветствий и дружеских объятий. Едем! Вот мы в Патриархии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси — не только в границах Русского государства, но и по всему свету разбросанных частицах Святой Руси (это наши храмы и группирующиеся возле них церковные общины). Когда в 1913 году Почаевскую Свято-Успенскую лавру посетил Блаженнейший Григорий IV, Патриарх Антиохийский, встретивший его у святых ворот архиепископ Антоний Волынский простёрся ниц, ясно показывая, что Патриарх не токмо архиерей, Ангел Церкви Божией, Великий Господин. (Уместно вспомнить, что в Бозе почивающий Патриарх Григорий в 1913 году с сонмом святителей в Древле-Софийском храме в Великом Новгороде хиротонисал нынешнего нашего Святейшего Патриарха во епископа.) Понятно, с каким душевным трепетом входили мы в патриаршие покои. И вот предстали мы пред светлым ликом Святейшего. Первое впечатление: это не восковое бледное лицо подвижника, но лик, удалённый от обычного вида, одухотворённый, озарённый лучистым блеском глаз, в коих виден и ум, и доброта, и жертвенная готовность всё совершить для блага церкви. Несколько ласковых приветственных слов и приглашение помолиться в Крестовой патриаршей церкви на Всенощной по случаю праздника в честь святой Владимирской иконы Богоматери (23 июня ст. ст.). Вошли в храм. Все стены в иконах — и на дереве, и на холсте, и в серебряных ризах. Вместо иконостаса — две больших напольных иконы в ризах и над ними икона Тайной Вечери. Царских Врат нет — одна Завеса. Служит архимандрит Иоанн с архидиаконом Георгием. Трогательно-молитвенно поёт квартет. Святейший принимает участие в пении. Сам изволит читать канон. Как-то особенно радостно звучат нам слова тропаря: «Днесь светло красуется славнейший град Москва…» После богослужения трапезовали у Святейшего. Мы смущены. «Кушайте! Не стесняйтесь. Вы, должно, у себя наголодались».

http://bogoslov.ru/article/6177696

Все последующие годы владыка был совершенным бессребреником. Ему писали письма с просьбами помолиться и в конверты вкладывали деньги. Когда он скончался, то в его письменном столе были обнаружены десятки конвертов, из которых записки были вынуты, а деньги забыты. Иногда владыка служил даже ночью, поднявшись с одра. Это он объяснял тем, что «только что ему приснился тот или иной святой, и он вставал и спускался в храм, чтобы его прославить». Ниже приводится текст записок владыки, составленный в августе 1946 года, которые публикуются с самыми незначительными комментариями. И в наши дни эти записи звучат весьма актуально.   Архиепископ Александр (Немоловский) Что мои глаза видели в Москве и Киеве «И видевый это свидетельствово, и истинно есть свидетельство его» (Иоанн, 19:35). Когда-то в сказках читал о ковре-самолёте. Теперь это действительность. 5-го июля в 10 часов утра на русском самолёте вылетели из Берлина в Москву я и избранные мною спутники: благочинный берлинских церквей протоиерей Сергий Положенский и настоятель церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены в Тегеле священник Аркадий Закидальский. Так как путешествие моё было по вызову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Берлинская Русская военная комендатура предоставила нам эту возможность — вместо 3 ½ суток поездом совершить на самолёте переезд в Москву в 6 ½ часов. Летели мы над облаками, казавшимися сплошными сугробами, чрез которые земли не было видно. Над нами голубело небо, пронизанное солнечными лучами. Тихо плавал самолёт по воздушному океану — казалось, едем поездом, — совсем не замечалось быстроты полёта — более 300 километров в час. Временами показывались чрез облака чёрно-зелёно-белые крапинки, чёрные кривые линии — далёкая земля с её лесами, реками, городами. — Москва! Москва! — заговорили пассажиры. Всех их было двадцать пять. Самолёт вздрогнул, начал спускаться вниз. Быстро пробежали по земле. Приехали. Нас встретили на аэродроме наши старые знакомые — бывшие в Берлине в октябре 45 года — управделами Московской Патриархии протопресвитер Н. Колчицкий, по верности церкви, пастырской опытности и ясному пониманию современных церковных дел принадлежащий к славной плеяде И. Янышева и А. Желобовского; так напоминающий преподобного Антония Печерского — благодушный, но, как говорят, очень строгий — Благочинный протоиерей Ф. Казанский, а также представитель Г. Карпова — председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР.

http://bogoslov.ru/article/6177696

Высокопреосвященный митрополит Иоанн благословил меня чудной иконой святого равноапостольного князя Владимира в сребропозлащённой ризе. Сердечно, как с близким родным, прощались мы с первосвятителем Киевским. Не надо пуд соли съесть, чтобы узнать человека. Душа сразу узнаёт, кого встречает. Так мило беседовал с нами владыка митрополит, как будто знакомы были с ним многие годы. С 16 на 17 июля последняя наша ночь в Киеве. Последняя?! Почему? Неужели никогда больше не будем в Киеве?! Провожу эту ночь без сна у своих сродников. Две замужних сестры — одна за протоиереем в Золотоноше, другая — за доктором в Киеве. Они с мужьями и милая моя племянница Наташа, капитан советской армии, доктор-бактериолог, 4 ½ года пребывания на фронте… Прощай, Киев! III. Опять в Москве. Последние дни пребывания на Родине 17 июля на самолёте возвращаемся в Москву. Узнаём: Святейший со свитой отбыл в Сергиеву лавру и нас приглашает сослужить его Святейшеству в храмовый праздник лавры — день преподобного Сергия (5 июля ст. ст.). Всенощную я и мои спутники служили в Елоховском Богоявленском соборе. С нами и настоятель собора протопресвитер Н. Колчицкий, и протоиерей Ф. Казанский — наши милые друзья-покровители. Долго идёт торжественная Всенощная. Народу видимо-невидимо. Здесь двойной праздник: молятся и преподобному Сергию, и святым мученикам Виленским — их гробница с нетленными мощами находится в соборе; пробудут и ещё несколько дней и потом будут перевезены в Виленский Свято-Духов монастырь, где и раньше почивали. В каноне чередуются возгласы: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас» и «Святые мученики Антоние, Иоанне, Евстафие, молите Бога о нас!». Длинной вереницей подходят ко святому елеопомазанию. Неустанно начертываю святой крест на челе подходящего. Говорю молитвенные возгласы. Многие конфузливо дают мне в руку деньги: возьмите, помолитесь! Вам деньги нужны. Смущаюсь и радуюсь! Вот она — вся наружу — русская православная душа. Конечно, отказываюсь; «у меня всё есть». 5 (18) июля — Сергиев день. Мы в Троице-Сергиевой лавре. 5 июля 1422 года, по особому Божьему откровению, игумен Никон открыл гроб своего предшественника блаженнопочивавшего игумена Сергия. Несмотря на то, что прошло 30 лет по смерти преподобного Сергия, «не токмо честное тело святаго цело и светло соблюдеся, но и одежда его, в ней же он погребен бысть, цела быше всяко и тлению никакоже сопричастна».

http://bogoslov.ru/article/6177696

По воспоминаниям долгожителей, помнивших владыку, время его пребывания в Бельгии характеризовалось ежедневными утренними и вечерними службами, которые владыка совершал сам. Об этом свидетельствуют расписания богослужений, издаваемые тогда типографским способом, выполненные на одном листе размером несколько меньше газеты, где богослужения сразу указывались на целый год. Огромное значение владыка придавал христианскому воспитанию детей. Каждый год он приезжал в летние детские православные лагеря, основанные ещё его предшественником, протоиереем Петром Извольским, бывшим обер-прокурором Святейшего Синода. А для совершения богослужений студентам в Лувене нередко ходил туда пешком, преодолевая 23 километра. Отсутствие документов отчасти объясняет вспоминавшая о митрополите покойная Н. Г. Рейнгардт, которая говорила, что владыка никогда не собирал никаких собраний и все вопросы решал сам, единолично. Это накладывает определённые трудности на выверение его биографии, в которой до сих пор немало противоречий и белых пятен. Ещё недавно в разных публикациях о владыке указывали различные годы его рождения. Также приводились разные даты его перехода в Московскую Патриархию. После смерти Н. Г. Рейнгардт в распоряжении современников оказались документы, позволившие восполнить несколько пробелов в биографии владыки Александра. Это три рулона плотного картона, ссохшиеся за сто с лишним лет, обезвоженные и ломающиеся при попытке их развернуть. После специальной обработки и консервирования содержание рулонов стало доступным. Аттестат Александра Александровича Немоловского о присвоении ему звания действительного члена Археологического института в СПб Первый документ представляет собой аттестат за номером 183, который гласит: «Санктпетербургский Археологический Институт, состоящий под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Сергия Александровича, удостоверяет, что окончивший курс С.-Петербургской Духовной Академии Александр Александрович Немоловский выслушал курс наук: первобытную и христианскую археологию, юридические древности, славяно-русскую палеографию, историческую географию и этнографию России, нумизматику, дипломатику и архивоведение, и по испытании в названных науках признан достойным звания действительного члена С.-Петербургского Археологического Института, в удостоверение чего дан этот аттестат за надлежащими подписями и с приложением печати Института. С.-Петербург, 1901 года, Мая 10 дня». И далее печать и подписи директора Николая Васильевича Покровского и других профессоров.

http://bogoslov.ru/article/6177696

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010