В 1940 г. митр. Серафим сумел вызволить из гестапо Брюссельского архиепископа Александра (Немоловского) и т.п. . Ему содействовало германское церковное министерство и даже МИД — их подход отличался от подхода национал-социалистической партии и органов безопасности . В межведомственных отношениях в Германии имелось пространство для маневра — в этом смысле оно отличалось от ситуации в советской России 20х-30-х гг., где было несравнимо тяжелее. Послевоенная ситуация делала невозможным дальнейшее существование митрополичьих округов в зарубежье: Югославия стала коммунистической, на Дальнем Востоке распоряжались советские и китайские коммунисты, а в Восточной Германии — немецкие. В Европе и на Ближнем Востоке начала свою деятельность Московская Патриархия, получившая от Сталина после победы над нацизмом небольшие послабления. В Московский Патриархат перешел не только митр. Евлогий, но и глава Западно-Европейского округа РПЦЗ, митр. Серафим (Лукьянов). Затем, в 1950 г. скончался митр. Серафим (Ляде). РПЦЗ вследствие этих событий в Европе перешла на епархиальную структуру управления . С тех пор в Русской Зарубежной Церкви только один митрополит, а именно — ее Первоиерарх. Однако с учетом исторического пути Русской Зарубежной Церкви, обширности окормляемых ею территорий и рассеянности их по всему миру было бы неосновательным считать ее одним митрополичьим округом, и гораздо более органичным было бы для нее, пожалуй, внутреннее деление на три митрополичьих области (американскую, европейскую, австралийскую). Во всяком случае в нынешнем своем виде РПЦЗ представляет собой церковное образование некоего иного, высшего порядка, чем митрополичья область, и конечно, по отношению к той Русской Зарубежной Церкви, которую мы имеем сейчас как исторически сложившуюся церковную единицу, было бы неуместно применять исключительно «территориальный принцип». Необходимое в этой связи обсуждение канонического понятия «этноса», которое зиждется на общности «этоса» и имеет мало общего с пресловутым «филетизмом» (национализмом в Церкви), выходит далеко за рамки данной статьи .

http://pravoslavie.ru/5441.html

«Наверху, куда проследовал Владыка после литургии в сопровождении Командира Э.Н. Щенсновича, офицеров и духовенства, гостям была предложена прихожанами радушная трапеза, за которой Преосвященный беседовал о местных приходских нуждах и делах. Здесь депутация от Братства обратилась к Преосвященному с просьбой разрешить поднести всему офицерскому экипажу «Ретвизана» звание почетных членов Братства, на что Преосвященный с полным удовольствием дал свое согласие. Да будет это посильной благодарностью Филадельфийской церкви за добро, сделанное «Ретвизаном»! Провожаемый гостеприимными филадельфийцами Владыка в третьем часу вечера отбыл в Нью-Йорк и здесь в тот же вечер совершил вечернюю пассию» 459 . 24 марта/6 апреля 1902 г. В русской церкви Нью-Йорка Тихон отправил литургию Василия Великого , также бдение накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. 25 марта/7 апреля 1902 г. На праздничной обедне владыке помогал архим. Рафаил, т.к. русские клирики служили в Трое 460 (прот. Александр Хотовицкий) и в Йонкерсе (свящ. Илия Зотиков). «За молебствием Пресвятой Богородице следовали многолетия, и прихожане, подходя к кресту, благоговейно принимали прощальное благословение Преосвященного» 461 . 27 марта/9 апреля 1902 г. В среду пятой седмицы Великого поста еп. Тихон выехал из Нью-Йорка в Питсбург. «Как раз за несколько часов до отъезда Его Преосвященства с Гамбургским пароходом прибыл в Нью-Йорк свящ. А. Немоловский 462 . Нельзя было не порадоваться счастливой для него возможности лично представиться Владыке, получить от него благословение на предстоящее пастырство в Катасакве и Филадельфии и получить указания и инструкции. В напутствие покидающему Нью-Йорк высокому гостю-архипастырю было совершено пред выездом его здесь из дома соборне молебствие, и затем провожаемый причтами русской и арабской церквей, Генеральным Консулом и другими членами Нью-Йоркской русской колонии Его Преосвященство отбыл на Пенсильванский вокзал. В дальнейший путь до Питтсбурга Преосвященный взял себе спутником В.И. Туркевича, которому предстояло рукополагаться в пятницу во диакона, а в субботу – во иереи» 463 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«В конце литургии сказал поучение сам Владыка, в котором наставлял нас, як треба жити и постулата так, щоб никто не мог сказати, що мы называемся православными только по имени. По окончанию литургии Владыка пойшол в братский зал, где собрались прихожане и их дети. Владыка пытался детей молитвы и св. историю... Тут же Владыка наставлял нас, як лучше устроити нам новый иконостас, который не о долгом часе будем ставити, и показовал, яки маем зробити поправки внутри своей церкви. Преподавши благословение нам и деткам нашим, Владыка, провожаемый глубокою благодарностью нашею, выехал от нас в Ольд-Фордж» 536 . В Олдфорджской церкви владыка Тихон отслужил вечерню с молебном Божией Матери 537 . 25 ноября/8 декабря 1902 г. Утром епископ молился в Архангело-Михаиловской церкви Олдфорджа. «В понедельник я служил Литургию. В храме были только – Вл. Тихон, я и псаломщик. Приблизилось время выхода со св. Евангелием. Беру Евангелие и вижу: Вл. Тихон зажег свечу и пошел впереди Евангелия. Это меня очень поразило. «Боже, – думаю, – какое смирение у Вл. Тихона!» Положив св. Евангелие на престол, я поклонился в ноги Владыке. Он благословил меня и сказал: “Продолжайте Литургию”» 538 . В 19 ч. архипастыря встретили в Свято-Троицком храме Катасаквы. Епископ прошел в алтарь и благословил свящ. Александру Немоловскому начать всенощное бдение; сам Тихон выходил на литию и полиелей. «После елеопомазания всех богомольцев Преосвящ. Тихон, разоблачившись, обратился – с солеи – с краткою речью к прихожанам. Похвалив их преданность православию, являемую делом и истиною, Владыка убеждал и на будущее время быть духом горящими, и двоих из них – Иосифа Стегнача и Стефана Гузаго – отличил благословенными грамотами. Обрадованные милостивым вниманием Архипастыря, некоторые прав, катасаквинцы пришли на квартиру священника, где долго беседовали с Преосвященным» 539 . 26 ноября/9 декабря 1902 г. Во вторник Тихон оставил Катасакву. 30 ноября/13 декабря 1902 г. Субботним вечером Тихон (Беллавин) и Хотовицкий А.А. поездом из Нью-Йорка прибыли в Трою. На железнодорожной станции их встретил иером. Тихон 540 , настоятель церкви селения Colonie 541 , западного предместья Трои; затем все проехали к Васильевскому храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1922 г. сов. власть принудила патриарха Тихона, на следующий день арестованного, издать распоряжение о закрытии Высшего Церковного Управления. Архиерейский Собор, имевший уже в то время указ 7/20 ноября 1920 г. и убедившийся в подневольности патриарха Тихона, создал, в соответствии с этим указом, новый высший для Зарубежья церковный орган – Архиерейский Синод, избираемый периодически созываемыми Архиерейскими Соборами. В состав Архиерейского Собора вошли как иерархи, выехавшие из России со своими многочисленными пасомыми, так и архиереи, сохранившие постоянные кафедры в Финляндии, Латвии, Манчжурии, Китае и Соед. Штатах. Подчинилась ему, издавна существовавшая в Южной Америке, русская миссия. Во главе Архиерейских Собора и Синода продолжал оставаться митрополит Антоний, почитавшийся всеми православными Церквами и известный всему христианскому миру. Значение зарубежного церковного единства, основанного на мудро-предусмотрительном постановлении еще не утратившей внутренней, свободы Высшей Церковной Власти в России, ясно каждому верующему русскому человеку. Велик грех тех, кто старается доныне это единство разрушить. Тяжка будет и ответственность участвующих в этом иерархов и клириков перед будущим Церковным Собором, в освобожденной и восстановленной России. Американский Верховный Суд в штате Калифорнии, тщательно в 1948 г. изучив положение Церкви в России и за ее рубежом и отлично разобравшись в канонах (суждения и постановление Суда будут подробно приведены позже), высказался так: «Когда Церковь в России оказалась окончательно дезорганизованной, а высшее ее управление уничтоженным, согласно канонам, на оставшихся в живых епископах, которые не были заключены в тюрьмы, лежала обязанность собраться и совокупно создать высшее церковное управление. Это было абсолютной необходимостью для сохранения порядка. И это сделали епископы, собравшиеся в Карловцах в 1921 году». Высшему Церковному Управлению, в самом начале своей деятельности, пришлось, в числе прочих дел, обсуждать положение Сев.-Американской епархии, где возник ряд неурядиц. Правящим архиереем был, избранный после революции еп. Александр (Немоловский), теперешний совет. архиерей в Брюсселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Патриарх Тихон через несколько дней после беседы с Колтоном был арестован. Прот. Ф. Пашковский в том же 1922 г. приехал в Ср. Карловцы, где ознакомил митр. Антония со словесным согласием патриарха на временное назначение митр. Платона в Сев. Америку. 22 авг./5 сент. 1922 г. Архиерейский Синод постановил: «В виду выраженного Святейшим Тихоном, Патриархом Московским и всея России, воли о том, чтобы управление Северо-Американской епархией временно принял на себя митрополит Херсонский и Одесский Платон, сообщенной в рапорте прибывшего из Москвы протоиерея Ф. Пашковского, от 1/14 июля 1922 г. за и в виду согласия Архиепископа Александра на передачу временно управления Епархией митр. Платону – считать м. Платона временно управляющим Сев. Американской епархией». 30 сентября 1923 г. в «Американском Православном Вестнике» был опубликован указ патриарха Тихона от 29 сентября – за 41 об освобождении митр. Платона от управления Херсоно-Одесской епархией и назначении управляющим Сев. Американской епархией. В 1925 г. Высший Суд Штата Нью-Йорк, рассматривавший дело Ивана Кедровского и митр. Платона, в заседании 25 ноября, отказался признать подлинность этого акта. Указ получен был из Москвы …на следующий день после его подписания. Патр. Тихон постановлением 16 янв, 1924 г. за 28 уволил митр. Платона с вызовом в Москву. Видели мы из изложенного, что Патриарх Тихон в деле назначения митр. Платона проявил нарочитую осторожность. Он ограничился выражением своей как бы рекомендации тому органу, который в его глазах был очевидно вполне компетентным для руководства заграничными делами Церкви – Собору зарубежных епископов. Позднее появился другой документ, носивший, напротив, уже характер формального приказа – «указ» 1923 г., подписанный 29 сентября в Москве, присланный, по свидетельству прот. Леонида Туркевича на Детройтском собрании, почтой и, однако, успевший 30 сентября быть опубликованным в Нью-Йорке! Этим «указом» митр. Платон назначался Патриархом управляющим американской епархией – как бы на «живое место», т. н. архиеп. Александр (Немоловский) формально смещен не был. Сомнений, однако, в действительности этого указа сразу не возникло, и он был принят, как таковой и Архиерейским Синодом. Когда же в 1925 г. он был предъявлен при разбирательстве дела Кедровского, то американский суд отказался с ним считаться, объявив его подложным. Вот что писал по этому поводу 2/15 июля 1927 г. Русский Императорский консул в Сиэттле, Н. Богоявленский, епископу Аполлинарию, с которым находился в деловой переписке:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

До Первой мировой войны церковь своего причта не имела, и лишь в дни вселенской панихиды и престольный праздник в ней служило духовенство из Берлина. По воскресеньям обычно литургисал о. Василий Гекен. Несколько раз в году службы совершались по-гречески. После войны храм получил приход и причт, ибо его значение заметно возросло — Берлин несколько лет был центром русской эмиграции. Для беженцев в 1920 на кладбище пришлось построить жилой барак. Летом 1921 в Братском доме некоторое время жил митрополит Антоний (Храповицкий), а затем два года — архиепископ Евлогий (Георгиевский), управлявший русскими церквами в Западной Европе. Настоятель прот. Сергий Положенский (1898–1992) прослужил в церкви до 1938, когда приход из Западноевропейского экзархата Вселенской Патриархии перешел в юрисдикцию РПЦЗ. Во время Второй мировой войны при кладбище под домашним арестом жил архиепископ Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский), репрессированный за выступление против Гитлера. Ему разрешалось служить только панихиды на могилах. По окончании войны Владыка присоединился к Московской Патриархии и до 1951 представлял ее, проживая в Тегеле. В годы войны здание храма пострадало только от осколков. Рядом находился трудовой лагерь для остарбайтеров — умерших узников и их детей хоронили у северной ограды. С окончанием войны храм оказался во французской зоне оккупации, и новый настоятель прот. Аркадий Закидальский пытался его сохранить в юрисдикции РПЦЗ, однако в марте 1946 Московская Патриархия завладела этой собственностью Свято-Владимирского братства. Подвал был приспособлен под временную церковь, где служили на переносном антиминсе. В 1951 иконостас из нее перенесли в домовую церковь в Карлсхорсте. В это послевоенное время воры пять раз проникали в здание. В 1953 был проведен основательный ремонт церкви, позволивший полностью ее восстановить. Деньги на ремонт дал Патриарх Алексий (Симанский). Освящение обновленного здания провел 15 ноября 1953 архиепископ Берлинский и Германский Борис (Вик). К этому времени на кладбище уже было похоронено около трех тысяч человек.

http://sobory.ru/article/?object=24489

550 . В том же городе Остроге есть Церковь во имя святых равноапостольных первоучителей славян Кирилла и Мефодия. Устроена из упразднённого капуцинского костёла в 1867 году (освящена 10 октября) старанием и заботами попечительницы Кирилло-Мефодиевского братства графини Антонины Димитриевны Блудовой на сумму, ассигнованную по Высочайшему повелению Государя Императора Александра II. Каменная, крыта жестью, с такою же колокольнею, построенною в 1878 году. В церкви два придела: один – северный, правый – во имя св. великомуч. Пантелеймона (освящён 29 января 1868 года) и другой – южный, левый – во имя преподобного Феодора, князя Острожского (освящён 28 августа 1870 г.). Церковь утварью достаточна, а ризницею – посредственна 178 . Земли: пахотн. 15 дес. 1,000 саж., сенок. 2,068 саж. и неудобной 456 саженей. Земля эта приобретена и передана в вечную собственность церкви местным Кирилло-Мефодиевским братством. Кроме того, в пользу церкви в 1872 г. передано из ведомства государственных имуществ земли при юридике Межиричской: усадебн. 2,40 дес., пахотн. 3,93 дес. и сенок. 19,42 десятины. Акты и передаточные листы с планами на эту землю хранятся при церкви и причт пользуется ею спокойно, за исключением 1,317 саженей, занятых ещё до передачи её, под еврейский домик, ныне состоящий во владении священнической вдовы Борецкой. Причт: 2 священника с жалованьем 400 руб. каждый и один псаломщик – 100 руб. Настоятель помещается в доме братской церкви, а псаломщик – в доме, построенном в 1883 году на счёт доходов с церк. мельницы. Церкви принадлежат при юридике Межиричской ещё два дерев. очень ветхих домика с тремя такими же хозяйств. постройками, переданные 24 марта 1872 г. из ведомства гос. имуществ. Там же, при юридике Меж., находится церковная дерев. водяная мельница, построенная в конце 1872 г. на счёт причта наместо старой, предназначенной во владение причта, но сгоревшей за несколько дней до её передачи. Дворов – 13¾, прихожан – 146 д. об. п. Настоятель, он же и благочинный своей церкви, – протоиерей Иаков Иван. Немоловский (с 1873 г., а на службе с 1855 г.), священник – Никанор Иван. Силинкевич (с 1884 г.) и псаломщ. – Григорий Александр Бычинский (с 1886 г.). Церковь эта находится при Кирилло-Мефодиевском братстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В 1992 г. Блаженнейший Митрополит Феодосии еще раз посетил Русскую Православную Церковь. (Посещал и в 1990 г.). Епархии Православной Церкви в Америке 1. Берклийская и Калифорнийская 2. Бостонская 3. Бруклинская 4. Буэнос-Айресская 5. Вашингтонская 6. Детройтская и Мичиганская 7. Мексиканская 8. Монреальская и Канадская 9. Нью-Йоркская 10. Питгсбургская и Западновиргинская 11. Сан-Францисская и Западно-Американская 12. Ситкинская и Аляскинская 13. Уилко-Баррская 14. Филадельфийская и Пенсильванская 15. Чикагская и Миннеапольская 16. Эдмонтонская Иерархи Русской Православной Церкви в Северной Америке Епископы 1. Иоасаф 1799 2. Св. Иннокентий (потом митрополит Московский) 1840 - 1862 3. Петр 1859 – 1862 - 1867 4. Павел 1867 - 1870 5. Иоанн 1870 - 1876 6. Нестор 1879 - 1882 7. Владимир 1888 - 1891 8. Николай 1891 - 1898 Архиепископы 9. Тихон (Белавин) 1899 - 1907, 1925 10. Платон (Рождественский) 1907 - 1914 11. Евдоким (Мещерский) (1935, в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище) 1914 - 1917 12. Александр (Немоловский) 1917 - 1922, 1960 Последующие иерархи в XX веке Митрополиты в расколе 1. Платон (Рождественский) 1922 - 1924 - 1934 2. Феофил (Пашковский) 1934 - 1950 3. Леонтий (Туркевич) 1950 - 1965 4. Ириней (Бекиш) 1965 - 10.10.1970 Автокефальная Православная Церковь в Америке Митрополит Ириней (Бекиш) 1970 - 1974 Архиепископ Сильвестр (временно управляющий) 1974 – 1977. Митрополит Феодосии (Лазор) с 25 октября 1977 Патриаршие Экзархи 1. Митрополит Вениамин (Федченков) 1933 - 1947 2. Митрополит Макарий (Ильинский) 1947 - 1953 3. Архиепископ Адам (Филипповский), временно управляющий 1953 - 1954 4. Митрополит Гермоген (Кожин) 1954 5. Митрополит Борис (Вик) 1954 - 1962 6. Митрополит Иоанн (Вендланд) 1962 - 1967 7. Архиепископ Ионафан (Кополович) 1967 - 10.10.1970 Приходы в США и Канаде юрисдикции Московского Патриархата Епископ Макарий (Свистун) 1970 - 1974 Епископ Иов (Тывонюк) 1974 - 1976 Епископ Ириней (Середний) 1976 - 1982 Епископ Климент (Капалин) с марта 1987 г. до июля 1990 г. только в США, а в Канаде епископ Николай (Шкрумко) 1982 - 1990

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

«Приди и виждь» ( Ин.1:46 ). В 1945 г. в нашей стране побывали представители всех восточных патриархатов (патриархи Александрийский и Антиохийский были лично), представители прочих автокефальных православных Церквей (Грузинской, Румынской, Сербской, Болгарской). Они видели нашу церковную жизнь, они посещали наши духовно-учебные заведения, лавры и монастыри, они присутствовали на Поместном Соборе и приветствовали избрание нового Патриарха. И все они у себя дома, в своих печатных и словесных выступлениях о поездке в Россию, говорят о расцвете Русской Церкви и о нашей полной религиозной свободе, в атмосфере которой мы совершаем свое церковное служение родному русскому народу. Как не стыдно архимандриту Серафиму клеветать на свою Мать! В текущем году в лоно Матери-Церкви Русской вернулись и Высокопреосвященный Митрополит Евлогий со своими архиереями и паствой, и Высокопреосвященный Митрополит Серафим (Лукьянов) со своими приходами, и все Маньчжурские и Китайские преосвященные во главе с Высокопреосвященным Митрополитом Мелетием с их приходами, и германские, русские приходы во главе с временно окормляющим их архиепископом Александром (Немоловским), и русские приходы в Югославии, Болгарии, Чехословакии, Австрии и других странах. Остается еще вне ограды Матери-Церкви Митрополит Анастасий, на котором тяготеет запрещение, наложенное на него Патриаршим Местоблюстителем Русской Церкви, к которому мы, наряду [с] другими архипастырями т.н. карловацкой группы, обратились с последним призывом о возвращении к Матери-Церкви и об ответе, которого мы еще не знаем. До нас доходят слухи о том, будто Митрополит Анастасий, находясь в Женеве, пытается организовать новое «самочинное сборище», новый Синод, вместо распавшегося в последние годы. Если эти слухи окажутся верными, если вообще Митрополит Анастасий не ответит на последний любвеобильный призыв Матери-Церкви к единению, то, конечно, законный суд архиереев Русской Православной Церкви в согласии со всеми Восточными Патриархами (о чем они сообщили нам) произнесет свое окончательное решение обо всех, кто оттолкнет эту в последний раз протянутую им руку Матери-Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отвечая на антикарловацкие заявления московской церковной власти, дипломатичные Восточные Патриархи говорили, что не признают митрополита Анастасия, хотя на практике вели прежнюю политику и не запрещали сослужений между своим духовенством и представителями Русской Зарубежной Церкви. 737 Параллельно с попытками осудить РПЦЗ в Москве обсуждалась возможность примирения с митрополитом Анастасием. Летом 1946 г. планировалось командировать для переговоров с ним митрополита Серафима (Лукьянова). Позднее появились данные, что глава РПЦЗ готов на объединение и даже ждет делегатов от Московской Патриархии. 738 Протоиерей С. Ляшевский вспоминал, что беседовал с митрополитом Анастасием в середине 1940-х гг., склоняя его к признанию московской церковной власти. «Мне казалось, – писал протоиерей, – что Митр[ополит] Анастасий был убежден моими доводами». 739 Сомнительно, что митрополит Анастасий давал повод к таким мнениям. Скорее всего, «мудрейший», выслушивая доводы сторонников Московской Патриархии, попросту избегал споров, тем более что церковная ситуация была крайне неопределенная. Дело, скорее всего, было в том, что слишком многие из признавших власть Патриарха Алексия искренне желали, чтобы первоиерарх Русской Зарубежной Церкви последовал за ними. А потому слухам о митрополите Анастасии старались искать подтверждение. Таковое находили, например, в Рождественском послании митрополита (январь 1947 г.), где о Московской Патриархии говорилось в более мягком тоне, чем прежде. Протоиерей Г. Разумовский в связи с этим предлагал направить к митрополиту делегацию и простить первоиерарха за его антисоветскую позицию в годы войны, как были прощены митрополиты Серафим (Лукьянов), Нестор (Анисимов) и архиепископ Александр (Немоловский). Блага от воссоединения с митрополитом Анастасием, по мнению протоиерея Г. Разумовского , должны превысить все издержки и компромиссы, ведь присоединение митрополита Анастасия обещало положить конец «расколу». 740 Главной задачей Москвы в данном случае было нанести удар по РПЦЗ, а вовсе не присоединить митрополита Анастасия, который никогда не вписался бы в структуру Московского Патриархата и разделил бы судьбу «прощенных» митрополитов Серафима и Нестора, первый из которых не получил кафедры и умер в монастыре, а второй отправился в сталинский концлагерь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010