1 авг. 1908 г. еп. Аляскинским Иннокентием (Пустынским) А. был переведен на должность настоятеля миссии в Михайловский форт (в состав миссии был включен Чукотский п-ов) и назначен также благочинным Михайловского окр. На Чукотке А. пробыл с 1 июня 1909 по авг. 1910 г.; проповедовал среди местного населения и основал церковноприходскую школу на 20 учащихся. За 11 лет служения на Аляске и Чукотке крестил до 1,5 тыс. язычников. В апр. 1912 г. согласно указу архиеп. Алеутского и Североамериканского Платона (Рождественского) А. стал благочинным приходов Канады и настоятелем прихода в г. Эдмонтон (пров. Альберта) с проживанием в приписном к нему приходе в пос. Раббит-Хилл. 6 мая 1914 г. возведен в сан архимандрита. 20 апр. 1915 г. еп. Аляскинским Александром (Немоловским) А. был назначен настоятелем кафедрального Свято-Архангело-Михайловского собора в Ситке и благочинным Аляскинских миссий, 10 сент. 1916 г. еп. Аляскинским Филиппом (Ставицким) - членом Аляскинского духовного правления. После отъезда А. в Канаду правосл. паства, оставшаяся в Сев. Аляске без пастырского руководства, попала под влияние нахлынувших туда инославных миссионеров, гл. обр. пресвитериан и методистов. Из более чем 3 тыс. православных к 1916 г. в вере отеческой оставалась едва ли треть. Для противодействия инославному влиянию и прозелитизму А. по собственному прошению и с благословения архиеп. Алеутского и Североамериканского Евдокима (Мещерского) с июня 1916 г. перевели на Сев. Аляску начальником Североаляскинских миссий. Осенью того же года он поселился в стане начальника Куикпакской миссии на р. Юкон, при Крестовоздвиженской ц., и вскоре были возобновлены занятия в школе катехизаторов и открылся приют для детей-сирот. В 1923 г. А. был избран викарным еп. Аляскинским в помощь митр. Североамериканскому Платону. Для совершения над ним наречения и архиерейской хиротонии А. направлен епархиальным начальством в Москву, к Святейшему Патриарху Тихону, однако по обстоятельствам того времени А. не смог проехать далее Риги. Наречение А. во епископа состоялось по благословению Патриарха 28 июня 1924 г. по возвращении А. из Европы. 28 июля того же года митр. всей Америки и Канады Платон (Рождественский), еп. Чикагский Феофил (Пашковский) и еп. Детройтский Аполлинарий (Кошевой) в кафедральном Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка хиротонисали А. во епископа. Владыка занимал Аляскинскую кафедру до сентября 1931 г. По болезни вынужден был уйти на покой в Тихона Задонского мон-рь в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания). Скончался от воспаления легких и погребен на кладбище мон-ря в часовне-усыпальнице.

http://pravenc.ru/text/114624.html

Непорядки в этих делах начались ещё в бытность владыки Платона епархиальным архиереем в Сев. Америке. Запутал их архиепископа Александр (Немоловский). В еще более печальное состояние пришли дела при митр. Платоне, возвращенном в Соед. Штаты. Мы не будем теперь касаться всего материала и документации, которые находятся в нашем распоряжении, поскольку они непосредственно затрагивают личность митр. Платона. Щадим мы этим и нашего читателя. Главной нашей задачей является воспроизвести в общих чертах историю откалывавшейся и продолжающей ныне быть отколовшейся части Русской Православной Церкви за рубежом. Для подведения же итога деятельности митр; Платона достаточно приведения нижеследующего документа, красноречивого по своей искренности и простоте. Открытое письмо комитету защиты неприкосновенности канонических и имущественных устоев Русской Православной Церкви в Америке, (для руководства и в назидание.) Наконец, пришло время, когда Митроп. Платон благословляет на успешную борьбу с живоцерковником Кедровским народные массы, в лице создавшегося недавно Комитета по защите Церкви. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но думается, что больше успеха выпало бы на долю сему «народному» начинанию, если бы оно обходилось без рокового Митрополичьего благословения, и держало необходимую дистанцию от «Авгиевых конюшен» разводимых «Старцем убеленным сединами». Ибо то же «благословение» почивало и на всяких Бордах, Фондах и Комиссиях, старания и усердие которых всем ведомы по печальному исходу процесса с Кедровским. Правда на сей раз подчеркнуто обещание (в отличие от прежних «спасателей») что будет объявляться отчетность. Но раскопайте раньше отчетности о суммах, взятых у Посольства, вырученных от продажи Народного Дома на 17 ул., фермы в Гринбуш Η. Й., переданной тем же Посольством, для нужд престарелых и неимущих духовных лиц, Семинарии и проч., махинаций, если ставите целью действительное спасение нашей Церкви и желаете опираться на широкие массы. Ибо спасать необходимо не только от Кедровского, но и от всех авантюр, прикрывающихся именем служения Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Проведением в жизнь этих мероприятий деятельность православной церкви в Финляндии получит надлежащее направление и может оказать немалую услугу в борьбе с местными шовинистическими антисоветскими влияниями. Во время пребывания митрополита Григория в Финляндии им было прочитано несколько лекций о положении церкви в Советском Союзе. В честь митрополита Григория был устроен официальный прием Министерством просвещения, на котором присутствовал ряд министров финляндского правительства. Зам. председателя Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР Белышев АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 27 Л. 122–124. Подлинник. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 500. Л. 55–57. Подлинник. 184. Докладная записка С. К. Белышева И. В. Сталину о результатах поездки представителей Московской Патриархии в Германию, Австрию и Чехословакию 370 22 ноября 1945 г. Секретно 282/с Совнарком Союза ССР товарищу И. В. Сталину Для ознакомления и установления связей Московской Патриархии с православными приходами на территории Германии, Австрии и Чехословакии и переговоров с духовенством о переходе их в юрисдикцию Московской патриархии патриархом Алексием в октябре месяце 1945 г. были направлены в Германию, Австрию и Чехословакию свои представители. В Германию были направлены протопресвитер Н. Ф. Колчицкий и протоиерей Ф. П. Казанский , которые посетили Берлин, Лейпциг и Дрезден. В Австрию и Чехословакию был направлен архиепископ Орловский и Брянский Фотий (Топиро), который посетил Вену, Прагу и Карлс-Бад. Представители Московской Патриархии ознакомили православное духовенство и верующих в этих городах с положением русской православной церкви в СССР и давали ответы на многочисленные вопросы об общем положении Советского Союза. Архиепископ Фотий, помимо этого, выступил в г. Вене на пресс-конференции, где присутствовало до 30 человек американских, австрийских, французских и советских корреспондентов, и отвечал на задаваемые ему вопросы. В результате проделанной работы было воссоединено с Московской патриархией по одному православному приходу в городах Вене, Праге, Карлсбаде, Потсдаме, Дрездене, Лейпциге и три православных прихода в Берлине, возглавляемые архиепископом Бельгийским Александром Немоловским, который в начале войны, в первые же дни захвата Бельгии, за выступление против Гитлера был арестован немцами и увезен в глубь Германии. Архиепископ Александр долгое время содержался в тюрьме в Аахене, а затем был отправлен в концентрационный лагерь в Тегеле под Берлином, откуда и был освобожден Красной Армией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основана в 1922 г. Именование – по г. Старобельск (Луганская область УССР). Луганское викариатство. Упразднена в 1928 г. 09(22)11.1922 Александр Мигулин 11.1928 Мелетий Фомин Стародубская Основана 17.09.1916. Именование – по г. Стародуб (Черниговская губерния, Брянская область). Черниговское викариатство. Упразднена в 1935 г. 17.09.1916 23.05.1917 Пахомий Кедров 02(15)11.1919 13(26)12.1921 22.02(06.03)1928 Памфил Лясковский 05(18)11.1923 09.1925 22.05(04.06).1930 09(22).11.1933 Агапит Борзаковский Староконстантиновская Основана в 1922 г. Именование – по г. Староконстантиновск (Киевская область УССР) 4401 . Каменец-Подольское викариатство. Упразднена в 1922 г. (?) Именовалась: Староконстантиновская и Изяславская. 19.04(02.05)1922 Староконстантиновская, обн. Основана в 1922 г. Именование –по г. Староконстантиновск (Киевская область УССР). Каменец-Подольское викариатство. Упразднена 3(16)11.1935. Именовалась: Староконстантиновская и Изяславская. 1922 03(16)11.1925 Иаков Немоловский Старооскольская Основана в 1929 г. Именование – по г. Старый Оскол (Белгородская область). Курское викариатство. Упразднена в 1937 г. 17(30)11.1929 14(27)06.1933 01(14)09.1937 Митрофан Русинов Старооскольская, обн. Основана в 1932 г. Именование – по г. Старый Оскол (Белгородская область). Курское викариатство. Упразднена 05(18)11.1935. 11(24)01.1932 Петр Чтецов 03.1933 01(14)02.1934 03(04)1934 02(15)08.1934 31.08(13.09)1934 16(29)12.1934 16(29)12.1934 05(18)11.1935 Старорусская Основана 15.03.1787 (1786 – по: Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). M., 1872. С. 131). Именование – по г. Старая Русса (Новгородская губерния). Олонецкое, затем Новгородское викариатство. Упразднена 21.11.1892 (викариатство переименовано в Кирилловское; см.). Возобновлена в 1919 г. Упразднена в 1937 г. Возобновлена в 1954 г. Упразднена в 1959 г. 21.04.1787 06.05.1788 30.07.1788 05.03.1795 Афанасий Вольховский II 25.03.1795 26.10.1798 Досифей Ильин

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второй документ — грамота, выданная архиепископом Алеутским и Северо-Американским Платоном о возведении иерея Александра Немоловского в протоиерейское достоинство. И хотя первоначально грамота была датирована 1890 годом, дата была зачёркнута и исправлена красными чернилами на 1909 год. День возведения в протоиерейство — 18 мая, день вручения награждённому грамоты — 21 мая 1909 года. Третий документ представляет собой диплом за номером 3, выданный владыке Александру 31 декабря 1910 году в Нью-Йорке, о присвоении ему звания почётного члена Русского Православно-Христианского эмигрантского общества в Северной Америке, подписанный также архиепископом Платоном. Грамота о возведении иерея Александра Немоловского  в протоиерейское достоинство Наибольший интерес среди открытых документов, безусловно, представляют собственные записи владыки Александра. Он их составил в 1946 году и именовал: «Что мои глаза видели в Москве и Киеве». В Бельгии знали об этой его рукописи, но никто её не видел. О ней рассказывал покойный секретарь митрополита Александра Думбадзе. Повествование составлено в несколько восхищённом, бравурном тоне. Это можно понять, так как архиепископ приехал в Россию после многих лет пребывания на эмигрантском Западе. Со стороны властей предержащих, конечно, это были отчасти его «смотрины», так как многие годы архиепископ находился среди белогвардейской эмиграции. Тем не менее в своих записях владыка очень искренен. Он действительно был героем у страны-победителя. Прошёл застенки гестапо, и, по свидетельству современников, его просто не успели расстрелять. Владыка повествует о встрече со святейшим патриархом Алексием (Симанским), о посещении храмов Москвы и Киева, о поездке в Троице-Сергиеву Лавру. По возвращении в Бельгию частью клира и паствой он был обвинён в сотрудничестве с «Советами», и практически все приходы отказались ему подчиняться. Вокруг владыки сплотились только самые верные люди, а в его юрисдикции остался один храм – Свято-Никольский кафедральный собор. Бельгийское правительство, напротив, назначило ему почётную пожизненную пенсию как сопротивленцу, претерпевшему гитлеровские застенки.

http://bogoslov.ru/article/6177696

В середине XIX века русский православный священник приезжает в Антверпен для духовного окормления моряков Российской империи, посещавших этот портовый город. Священники также сопровождали особ русского императорского двора, которые регулярно приезжали в XIX веке на бельгийские курорты Остенде и Спа. В 1862 году в Брюсселе была основана церковь во имя святителя Николая – первое постоянное место совершения православного богослужения. Никольский собор оставался единственным православным храмом в Бельгии до 1900 года, когда в Антверпене греки открыли еще одну православную церковь. После революции 1917 года в Бельгию переехало около восьми тысяч беженцев из России . Ими были созданы в 1920-30-х годах православные приходы в большинстве крупных бельгийских городов. Большая часть приходов подчинялась митрополиту Евлогию (Георгиевскому) (1868 – 1946) и вместе с ним в 1931 году перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Часть прихожан брюссельского прихода в 1927 году прекратила общение с ним и создала свой приход в подчинении Русской Православной Церкви Заграницей . В 1934 году был основан приход РПЦЗ в Антверпене. В 1929 году в Бельгию прибыл первый православный архиерей – епископ Александр (Немоловский) (1875–1960), управлявший с того времени русскими приходами, находящимися в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 1936 году патриарх Константинопольский утвердил его архиепископом Брюссельским и Бельгийским. Таким образом, в Бельгии возникли сразу две епископские кафедры: епархия Константинопольского Патриархата и епархия РПЦЗ . Вторая мировая война и немецкая оккупация страны нанесли сильный удар по русской общине, которая разделилась на противников и сторонников Гитлера. 22 октября 1940 года после литургии гестаповцами был арестован архиепископ Александр (Немоловский) и этапирован в Германию. Православные приходы в Антверпене, Генте и Лёвене прекратили свое существование, храм в Льеже был разрушен во время бомбардировки в 1944 году. После войны архиепископ Александр (Немоловский) вернулся из заключения и в 1946 году вместе с приходом брюссельского храма святителя Николая перешел под омофор Патриарха Московского, так возникла Брюссельская епархия Московского Патриархата .

http://drevo-info.ru/articles/26406.html

Соч.: Что мои глаза видели в Москве и Киеве в течение 15 дней. ЖМП. 1946. 10 Архив: Послужный список архиеп. Александра (Немоловского) (19281946). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Ковалевский П.Е. Архиеп. Александр (50-летие епископского служения). РМ. 28.11.1959. 1453 Казим-Бек А. Знаменательный юбилей. К полувековому служению архиеп. Александра Брюссельского и Бельгийского в архиерейском сане. ЖМП. 1959. 11 Корнилий (Фристедт), иером. Митрополит Александр (некролог). ЖМП. 1961. 8 Ковалевский П.Е. Митрополит Александр (Немоловский) (некролог). РМ. 26.4.1960. 1517 Куренков А., иерей. Александр (Немоловский) митр. ИЭ. Т. 1. Александр ( Семенов-Тян-Шанский Александр Димитриевич ; 24.9.1890, СПб. 16.5.1979, Париж, Франция), епископ. Из семьи дворянства. Окончил юридический факультет Петроградского университета (1914) и офицерские курсы Пажеского корпуса (1916), поступил в Лейб-Гвардии Егерский полк, участник 1-й мировой войны и Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал в Берлин (1920) и оттуда на Юг Франции (1925), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1942), диакон (23.3.1941), священник (21.5.1943), рукоположение совершил митр. Евлогий в Св. Александро-Невском соборе в Париже, помощник настоятеля Св.-Сергиевской церкви в Коломбеле (1.6.194311.1.1944), законоучитель и настоятель церкви при детском приюте в Веррьере-Ле-Бюиссон (11.1.19441947), настоятель церкви при Воскресенской женской обители и приюте в Розэ-ан-Бри (194714.10.1955), протоиерей (17.4.1955), настоятель Покровской церкви в Париже (14.10.195516.1.1957), настоятель Знаменской церкви в Париже (16.1.195716.5.1979), пострижен в монашество (2.7.1966), архимандрит (03.7.1966), председатель канонической комиссии и духовного суда Западно-Европейской Русской Архиепископии (19671979), епископ Зилонский, викарий Западно-Европейской Русской Архиепископии КП (5.9.1971), архиерейскую хиротонию возглавил архиепископ 1еоргий (Тарасов) в Св. Александро-Невском соборе в Париже, духовный руководитель юношеской организации «Витязи», член Пажеского объединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр (Немоловский Александр Алексеевич), митр.Брюссельский и Бельгийский Родился в 1875 году (В ЖМП 1960 г., 8, стр.10 ошибочно указан год рождения 1880-й. См. Приб. к ЦВ 1909 г., 4–7, стр.1153) в семье священника с.Гульска, Волынской епархии. В 1901 г. по окончании СПБ духовной академии со степенью кандидата богословия был рукоположен преосв. Сергием (Страгородским) во иерея целибата и назначен священником Катасакво- Филадельфийского прихода в Северной Америке. В 1905 году переведен в Рэдинг (штат Пенсильвания). В 19Ο6 определен настоятелем церкви Джерси-Сити, что близ г.Нью-Йорка. В течение ряда лет он состоял редактором и почти единственным сотрудником газеты «Свет» на украинском языке. Принимал деятельное участие в т.н. «вечах», т.е. в публичных диспутах с униатами о вере. В начале 1909 возведен в сан протоиерея. 28 октября в том же году последовало определение Свят. Синода о бытии ему епископом; 6 ноября он был пострижен в монашество, а 8 ноября возведен в сан архимандрита. 15/28 ноября 1909 года был хиротонисан в Александро-Невской Лавре во епископа Аляскинского, I-ro вик. Алеутской епархии. Чин хиротонии совершал митр. С.-Петербургский Антоний с собором архипастырей. 6 июля 1916 года переименован во епископа Канадского. С 1918 – епископ Алеутский и Североамериканский. В 1921 году переехал в Константинополь, где поддерживал дружественные связи с тамошним Патриархом. После 1928 года епископ Александр переселился на Афон в Андреевский скит, а потом переехал в Бельгию, где был назначен настоятелем Брюссельского прихода. II.XII.1936 Константинопольский Патриарх утвердил его архиепископом Брюссельским и Бельгийским. Принадлежал к церковной группе, возглавляемой митр.Евлогием в Париже. В 1940 году выступил против Гитлера, был им арестован и привезен в оковах в Берлин.· С момента взятия Берлина был освобожден и возглавлял Православную Русскую Церковь с титулом «Архп. Берлинский и Германский». В этом же году он присоединился к Матери-Церкви. В 1946 году посетил Москву. (На родине не был 36 лет.).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Завершение работы Всеправославного Конгресса состоялось на одиннадцатом заседании, проходившем 8 июня 1923 г. В ходе заседания все участники имели возможность высказать свое мнение относительно прошедшего форума. Обращаясь к собравшимся, архиепископ Александр (Немоловский) в самых теплых словах отозвался о прошедшем Конгрессе и выразил слова благодарности инициировавшей его Вселенской Патриархии. Введение нового календаря (названного им «всеправославным») оценивалось как основание для объединения Христианских Церквей. Также высоко оценивались и другие постановления. В завершении своего выступления архиепископ Александр поблагодарил Вселенский Патриархат и Всеправославный Конгресс за небезразличие к положению Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона . Деяния Всеправославного Конгресса послужили основанием для перехода целого ряда Поместных Церквей на новый календарный стиль, что явилось следствием возникновения в большинстве из них т.н. старостильного раскола . Другие решения Конгресса не были усвоены в канонической практике ни одной Поместной Церковью. Более того, авторитет самого Конгресса впоследствии был поставлен под сомнение со стороны Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской и Сербской Церквей . Каково же было отношение к Всеправославному Конгрессу со стороны Русской Православной Церкви Заграницей, иерархи которой приняли в нем самое непосредственное участие? Как уже отмечалось выше, на проходившем 4 июня 1923 г. заседании Архиерейского Синода РПЦЗ приглашенные на Всеправославный Конгресс в частном порядке архиепископы Анастасий (Грибановский) и Александр (Немоловский) были признаны в качестве официальных представителей Русской Православной Церкви . Данное обстоятельство свидетельствует о первоначальном признании легитимности Конгресса со стороны РПЦЗ. Вместе с тем, на этом же заседании участники Архиерейского Собора не сочли возможной реализацию в церковной жизни русского зарубежья инициативы Конгресса по реформе церковного времяисчисления и допущению второбрачия для духовенства .  Уже со второй половины июня 1923 г. журнал «Церковные ведомости», являвшийся официальным органом Архиерейского Синода РПЦЗ, начал публикацию критических материалов в отношении проекта реформы церковного календаря, решения о второбрачии вдового духовенства и притязаний Фанара на подчинение всей православной диаспоры .

http://bogoslov.ru/article/5724320

977 Выписка из Постановления Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 30 Ноября (13 Декабря) 1918 года за 513 в Миссионерский Совет при Священном Синоде... (РГИА, ф. 831, on. 1, годы 1918–1919, д. 62, л. 76 об.). 978 См. телеграмму архиеп. Александра на имя Святейшего Патриарха (Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ.М.: Изд-во «Памятники исторической мысли», 2000. С. 672). 979 Из протокола допроса адвоката ГеккераЮ.Ф. от 9 мая 1923 г.: «Александр Немоловский – предшественник Платона – продал эмигрантский дом и домовую церковь на 14 улице Нью-Йорка, за что был оштрафован американским судом. Эти случаи по сведениям Фринка являются не одиночными и повторялись в разных местах Америки с различными вариациями. Александр Немоловский, привлеченный за указанные деяния судом к ответственности, бежал в Канаду...» (Следственное дело Патриарха Тихона.С. 715). «The story of Archbishop Alexander is one of tragedy, both for himself and the Diocese which he administered. Clearly his objectives and motives were, in most instances, positive and in the interest of helping the American Diocese through its darkest hour, but his means did not accomplish this end». (Matusiak J., Kishkovsky L. Crisis and transition 1917–1922//Orthodox America 1794–1976. Development of the Orthodox Church in America. P. 181.) 980 Одинцов М.И. «...рю Дарю, 12. Париж». Письма митрополиту Евлогию. 1921–1927 гг.//Исторический архив. Научно-публикаторский журнал, 1996, 1, с. 93. Переписка Святителя Тихона Патриарха Всероссийского и митрополита Евлогия (Георгиевского). 1921–1922 гг./Н. Ю. Лазарева, публ., предисл., коммент.//Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова, 2000, вып. 6, с. 93–111. Следственное дело Патриарха Тихона. С. 686–688, 696–697, 706–708 (письма преосвящ. Евлогия Патриарху Тихону). 981 «Высокопреосвященному Платону, Митрополиту Херсонскому и Одесскому, временно Управляющему С. Американской епархией. Определением Священного Синода от 14/27 апреля 1922 года Ваше Высокопреосвященство назначены временно управляющим С. Американскою епархиею, а протоиерей Феодор Пашковский – епископом Чикагским, с возведением его в сан Епископа в Америке. Ныне, осведомившись о положении С. Американской Церкви, признали мы необходимым назначить Вас Управляющим С. Американскою Церковью, с освобождением Вас от управления Херсонской и Одесской епархиею. Тихон, Патриарх Московский и всея России Сентября 29 дня 1923 года. 41 Москва Донской монастырь». [Указ Его Святейшества, Патриарха Московского и всея России ТИХОНА (Фотография с подлинного Указа)//АПВ, 1923, т. XXIV, 17, с. 129.]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010