03(16).04.1930–12.1930: Евсевий Рождественский Шадринская (обн.) 26 .06(09.07).1925–17(30).12.1925: Феодор Баженов Шанхайская (заруб.) 1919–07(?).1931: Симон Виноградов 08(21).10.1932–1937: Виктор Святин 1938–1949: Иоанн Максимович 1946–1947: Иувеналий Килин, в. у.(?) Шахтинская (обн.) 11(24).08.1926–1926: Модест Никитин –1927: Симеон Канарский, в. у. 1928–1932: Илия Фокин 1932–1934: 08(21).09.1934–07(20).10.1937: Сергий Болгаров, в. у. Шацкая 1923–1927: Павел Поспелов 1927–1927: Алексий Буй 30 .06(13.07).1927–14(27).02.1929: Иоанн Братолюбов Шепетовская (обн.) 1926–1928: Иаков Немоловский, в. у. Шлиссельбургская 19 .11(02.12).1923–28.02(12.03).1928: Григорий Лебедев 03(16).08.1928–13(26).11.1929: Сергий Зенкевич Шлиссельбургская (нос.) 1928–1929: Григорий Лебедев Шуйская 1928–25.09(08.10).1929: Питирим Крылов Щегловская (обн.) 01(14).12.1922–04.1923: Василий Виноградов 27 .04(10.05).1923–22.06(05.07).1923: Иоанн Завадовский 30 .06(13.07).1923–11(24).08.1924: Николай Наганов Эдмонтонская см. Канадская Экзархат Восточной Пруссии (заруб.) 1942–: Венедикт Бобковский Эриванская 03 .1916–03(16).07.1917: Дамиан Говоров 1917–1924: 17(30).11.1924–27.02(12.03).1927: Антоний Романовский 10(23).11.1928–21.03(03.04).1930: Серафим Протопопов. в. у. Эстонская Церковь в Швеции (заруб.) 1944–1953: Александр Паулюс Южно-Американская (укр.) Иоанн Теодорович Юрьевская 14(27).06.1912–1919: Евгений Мерцалов 26 .12(08.01).1919–1921: Иерофей Померанцев 1921–1930: 31 .12(13.01).1930–01(14).04.1932: Хрисогон Ивановский 01(14).04.1932–10(23).06.1932: Павел Чистяков 10(23).06.1932–1935: Хрисогон Ивановский, паки 13(26).08.1935–08.1935: Александр Торопов 1935–17(30).03.1937: Хрисогон Ивановский, в третий раз Юрьевская (обн.) 17(30).09.1924–08.1925: Алексий Покровский 29 .08(11.09).1925–07(20).11.1925: Адриан Компанийцев Юхновская (обн.) 22 .11(05.12).1926–17(30).03.1927: Виктор Путята 1927–1928: Владимир Дубчук Якутская 26 .01(08.02).1916–1920: Евфимий Лапин 1920–1922: Софроний Арефьев 1923–1925: Иринарх Синеоков-Андреевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

За пределами Европы в послушании Патриархии оставался архиепископ Сергий (Тихомиров) , возглавлявший Православную Церковь в Японии и осуществлявший архипастырское окормление Русской православной миссии в Корее, и камчатский епископ Нестор, который в ту пору возглавлял Камчатское подворье в Харбине, впоследствии, правда, перешедший в юрисдикцию зарубежного Синода. На Американском континенте Православная Церковь имела свою особую историю, отличную от истории церковной диаспоры в Европе и на Дальнем Востоке. До 1917 г. там существовали не отдельные русские приходы, как в Европе, а целая епархия; причем среди православных в Америке были не только русские переселенцы, но и крещеные местные жители, в особенности на Аляске и на Алеутских островах, – эскимосы, индейцы, алеуты, обращенные трудами и подвигами преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия и других миссионеров. Среди православных в Америке были и присоединенные к Православной Церкви белые американцы из протестантов, в состав епархии входили также грекоязычные и арабоязычные приходы. Часть греческих эмигрантов, в особенности на восточном побережье, не пожелала войти в состав Американской епархии Российской Церкви, официальное название которой с 1900 г. было Греко-Православная Церковь Алеутских островов и Америки, и в Нью-Йорке был открыт приход под названием Эллинистическая Восточно-христианская Церковь. Значительную часть (около ста тысяч) русских в Америке составляли воссоединившиеся с Православной Церковью бывшие униаты из Галиции и Карпатской Руси. В 1918 г. правящим архиереем с титулом епископа Алеутского и Североамериканского был назначен Александр (Немоловский), ранее служивший викарным епископом в Америке. Последствием русской революции явился наплыв новых политических, а не экономических, как это было ранее, эмигрантов из России, которые благодаря высокому образованию и принадлежности к состоятельным классам заняли лидирующее положение в русской диаспоре, что вызвало трения и в церковной жизни. Новые русские беженцы сознавали себя частью российской белой эмиграции, в то время как американские галичане и карпатороссы к тому времени уже достаточно прочно укоренились в стране. Серьезно ухудшилось экономическое положение епархии, потому что субсидии из России прекратились. В этих обстоятельствах «епископ Александр, – как пишет митрополит Евлогий, – в хозяйственных делах человек неопытный, послушался каких-то советчиков и заложил наши церкви, до собора в Нью-Йорке включительно. Это обеспечило на время оплату духовенства, но, когда наступили сроки платежей по закладным, платить было нечем. Поднялись протесты, возникли серьезные трения с карпатороссами – словом, положение создалось запутанное и тревожное».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Русская революция поставила Американскую епархию в чрезвычайно трудные условия: отрезанная от высшей церковной власти, лишенная своего правящего архиерея, без материальной поддержки из России, она, казалось, была обречена на смуты, расколы, анархию, на игру личных интересов и честолюбий. И в этот трагический момент постановления Московского собора и весь дух, вдохновлявший его, оказались путеводной звездой, выведшей Американскую епархию на путь канонического порядка и нового развития. Еще не настало время писать полную и объективную историю смутных лет, отделяющих отъезд в Россию архиепископа Евдокима (последнего епископа, назначенного Священным Синодом) от Детройтского собора 1921 г., определившего канонические основания Митрополии. Внешне каноническое преемство церковной жизни в Американской епархии определяется в эти годы следующими фактами. Ввиду отсутствия (для участия в Соборе) архиепископа Евдокима в управление епархией вступает старший викарий – епископ Александр (Немоловский) 343 . Под его руководством собираются Предсоборные Присутствия духовенства в Питсбурге и Нью-Йорке для подготовки общеепархиального съезда, на которых вернувшиеся из Москвы оо. Л. Туркевич и А. Кукулевский доводят до сведения духовенства решения Московского собора. Согласно новым правилам соборного управления, Собор в Кливленде с участием духовенства и мирян от трехсот приходов избирает архиепископом Северной Америки и Канады архиепископа Александра. Формально эти действия нашли свое подтверждение в Постановлении Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. 362) о епархиях, отрезанных от высшей церковной власти. Но главный смысл событий этих лет надо искать не в этом «формально-каноническом» плане. На деле Церковь разрывалась смутами, бурлила страстями не столько церковными, сколько политическими и национальными. Русская смута захлестывала и американскую церковную жизнь. Поэтому если можно оспаривать внешнюю правильность того или иного решения, подвергать сомнению действия и побуждения отдельных лиц, то нельзя отрицать главного, что совершалось в эти годы, – постепенного собирания и объединения подлинно церковных сил для бескорыстного служения Церкви, принятия церковным народом ответственности за Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Служа в Лавре, я видел не только множество народа, но и некоторых выдающихся людей. Часто приезжал Патриарх, протопресвитер Колчитский. Однажды, заняв прихожанами целый поезд, прибыл протоиерей Александр Смирнов . Затем из Бельгии приехал архиепископ Александр Немоловский, он жаловался на свою эмигрантскую судьбу и называл себя самым несчастным человеком на свете. Так, очень интересно и празднично, проходило лето 1946 года. В начале августа пришло постановление Патриарха и Священного Синода о том, чтобы архимандриту Гурию “быть епископом Ташкентским и Среднеазиатским” и что его посвящение в этот высокий сан должно состояться в Москве. Оно было намечено на праздник Преображения Господня, 6 (19) августа, но к этому времени отец Гурий простудился и заболел. Хиротония была отложена на 25 августа. Отец Гурий выехал из Загорска поездом. Он взял с собой меня, Нину Сергеевну Яковлеву, мою сестру Елизавету Николаевну, Сашу Хархарова и Игоря Мальцева. От вокзала до Елоховского кафедрального собора мы шли пешком. Воскресенье это было знаменательным. За два дня перед этим, в пятницу, 23 августа, Патриарх Алексий получил в Кремле правительственную награду – орден Трудового Красного Знамени – “за выдающиеся заслуги в деле организации патриотической работы в период Великой Отечественной войны”. Хиротонию архимандрита Гурия во епископа Ташкентского и Среднеазиатского совершили Святейший Патриарх Алексий, митрополит Ленинградский Григорий, епископ Калужский Онисифор и епископ Ужгородский и Мукачевский Нестор. Сослужило 6 священников, одним из которых, по просьбе Владыки Гурия, был я. Отслужив несколько архиерейских служб в Москве и Загорске, Владыка Гурий выехал в Ташкент. Ему было 55 лет. Начался самый плодотворный период деятельности епископа Гурия. Он очень глубоко переживал свое архиерейство. Душа его была подобна натянутой струне, и он некоторое время обдумывал, как именно эта струна должна будет звучать. Я нередко заставал его ночью, вставшим с постели и быстро ходящим по комнате взад и вперед. Так продолжалось около часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

3. Нарушение связей между Русской Православной Церковью и ее заокеанской паствой антиканоническая деятельность митрополита Платона; учреждение Экзархата Северной и Южной Америки; продолжение линии митрополита Платона его преемником; стремление американской паствы к восстановлению единства с Матерью-Церковью; поездка в Америку митрополита Григория; запрещение на раскольнических епископов   События Первой мировой войны нарушили связи между Русской Православной Церковью и ее заокеанской паствой. Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Америке оказалась в очень тяжелом положении. Главной причиной наступивших затруднений была утрата постоянной связи между епархией и Матерью — Русской Православной Церковью.    Архиепископ Евдоким (Мещерский), возглавлявший епархию с 1914 по 1917 год, уезжая в 1917 г. на Поместный Собор Русской Православной Церкви, поручил временно окормлять всю американскую православную паству епископу Канадскому Александру (Немоловскому). После Собора архиепископ Евдоким в Америку не вернулся (уклонился в обновленческий раскол). Для решения церковных дел в 1919 г. в т. Кливленде был созван Всеамериканский Собор, на котором епископ Александр был избран правящим архиереем епархии. Но занимал он этот пост недолго. Встретившись с трудностями управления в условиях вынужденного отрыва от Матери-Церкви, он не пожелал не только оставаться на кафедре, но даже продолжать свое пребывание в Америке. Как только из России в Америку прибыл митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), занимавший до этого Североамериканскую кафедру с 1907 по 1914 год, Преосвященный Александр передал ему все дела по управлению епархией (1922), а сам отбыл в Европу.    Положение митрополита Платона как правящего архиерея в Америке было определено на Американском Соборе 1922 года, а в 1923 году ему было направлено официальное уведомление о назначении его на Североамериканскую кафедру и от Святейшего Патриарха Тихона с освобождением от управления епархией Херсонской и Одесской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

– Как же оно действовало? – Это братство, понимая, что Церковь не может существовать без епископа, обратилось к епископу РПЦ Александру (Немоловскому) , родом из Волыни, с прошением стать во главе «Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде» (так они решили назвать свою церковную организацию). Епископ Александр сначала согласился помочь с организацией церковной жизни этих православных украинцев и председательствовать на предполагаемом Соборе, но затем, благодаря стойкости администратора и начальника Канадской миссии, настоятеля Свято-Троицкого храма в Виннипеге архимандрита Адама (Филипповского), уроженца Галиции и «строгого русина», твердого поборника единства Русской Православной Церкви и Прикарпатской Руси со всем русским народом, отказался. Несмотря на всю клевету на него, отсутствие поддержки своего архиерея, отцу Адаму, твердому стороннику нерушимого единства «Канадийской (Канадской) Руси» с Великой Русью, удалось добиться, что в 1918-м году епископ Александр не присутствовал на съезде украинских сепаратистов и не поддержал их. Национализм и нарушение церковных канонов и присяги в церковной жизни Галиции и канадских галичан он называл «австро-галицийским болотом». – Но Собор таки состоялся? Без благословения епископа это был не Собор, а самочинное сборище – Без благословения епископа это был не Собор, а самочинное сборище, которое состоялось 28 декабря 1918 года. Так как на нем не было ни одного архиерея, то никаких решений о каноническом образовании церковной жизни украинцев не принималось. Зато были приняты решения об организации духовной семинарии в г. Саскатун. А вскоре состоялся второй «собор» – 27 ноября 1919 года, на котором присутствовал Антиохийский митрополит Герман, незаконно принявший под свое окормление украинские приходы в Канаде, как это он сделал ранее в США. Очередное сборище, так называемый «Собор Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде» (УГПЦК) 16–17 июля 1924 года, так же, как и ранее сборище украинцев в США, принял решение пригласить Ивана Теодоровича возглавить их церковь, которое он и принял.

http://pravoslavie.ru/115850.html

Юрисдикция архиепископа распространялась на два государства: США и Канаду. В дело устроения православной церковной жизни на Американском континенте огромный вклад внес Святейший Патриарх Тихон, который возглавлял Американскую епархию с 1898 по 1907 г.; его преемником был архиепископ (позже митрополит) Платон, наконец, с 1914 по 1918 г. правящим архиереем в Америке был архиепископ Евдоким (Мещерский), впоследствии отпавший в обновленческий раскол. В 1918 г. правящим архиереем с титулом епископа Алеутского и Североамериканского стал Александр (Немоловский), ранее служивший викарным епископом в Америке.    Последствием русской революции явился наплыв новых политических, а не экономических, как это было ранее, эмигрантов из России, которые благодаря высокому образованию и принадлежности к состоятельному классу заняли лидирующее положение в русской диаспоре, что вызвало трения и в церковной жизни; новые русские беженцы сознавали себя частью российской белой эмиграции, в то время как американские галичане и карпато-россы к тому времени уже достаточно прочно укоренились в стране. Серьезно ухудшилось экономическое положение епархии, потому что субсидии из России прекратились. В этих обстоятельствах «епископ Александр,— как пишет митрополит Евлогий,— в хозяйственных делах человек неопытный, послушался каких-то советчиков и заложил наши церкви, до собора в Нью-Йорке включительно. Это обеспечило на время оплату духовенства, но, когда наступили сроки платежей по закладным, платить было нечем. Поднялись протесты, возникли серьезные трения с карпатороссами,— словом, положение создалось запутанное и тревожное». Финансовое положение Американской епархии спасено было помощью, которую оказал бывший посол Временного правительства в Америке Бахметьев, который дал деньги на выкуп православных церквей.    В 1921 г. ввиду исключительно тяжелого положения Русской Церкви в СССР Константинопольский Патриарх Мелетий IV Метаксакис предоставил Синоду Элладской Церкви «право» принять в свою юрисдикцию православные греческие приходы в Северной Америке, находившиеся в ведении Московского Патриархата, без согласия на это их священноначалия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Такое положение, поставившее в недоумение как обновленцев, так и тихоновцев, вынудило местного Архиепископа Аверкия (владыка Аверкий в этом документе ошибочно назван Архиепископом – сост. ) выехать в Москву для выяснения вопроса о состоянии Церкви в настоящее время. Прибывший же на днях из Москвы Остальский, нового ничего не привёз, но возможно, что он имеет кое-какое представление о церковной жизни, и местное духовенство выносит мнение, что очевидно в Москве победили обновленцы. В настоящее время необходимо констатировать в церковной жизни Волыни абсолютное затишье, как со стороны экзархистов, так и обновленцев» 349 . Игумен Дамаскин (Орловский) об этом периоде в жизни о. Аркадия пишет: «В это время ему по церковным делам часто приходилось бывать в Киеве и в Москве. В Киеве он служил в Никольском монастыре, в Москве останавливался на Валаамском подворье, а служил в Пименовском храме на Новослободской улице. За каждым богослужением о. Аркадий обязательно проповедовал. Его проповеди и исповедь собирали много молящихся, желавших послушать вдохновенное слово пастыря, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин» 350 . На конец 1924 года в Житомире не было ни Епископа Аверкия, ни о. Аркадия. Оба они находились в это время в Москве. Уезжая из Житомира, 6 ноября 1924 года Епископ Аверкий хотел было передать управление епархией до своего приезда старшему по хиротонии из своих викариев Епископу Староконстантиновскому и Изяславскому Иакову (Немоловскому). Но тот отказался от управления епархией, и владыка Аверкий передаёт управление епархией недавно рукоположенному Епископу Полонскому Максиму (Руберовскому) 351 . На это время, по свидетельству Николая Борисовича Кирьянова, Епископ Аверкий уже принёс покаяние в своём пребывании в обновленческом расколе 352 . 15 декабря в Житомире состоялось заседание Волынской губернской межведомственной комиссии по делам об обществах и союзах (МЕКОСО), на которое явился секретарь Волынского епархиального управления протоиерей Александр Поникаров с уставами Изяславльского, Староконстантиновского, Новоград-Волынского и Полонского викарных церковных управлений, предоставив их для регистрации. На этом заседании о. Александр заявил присутствующим представителям губернского отдела ГПУ товарищам Ковалевскому и Разумовскому, что «епархиальное управление никому из высших духовных органов в настоящее время не подчиняется и в соответствии с этим в таких же отношениях состоят викарные церковные управления по отношению к епархиальному управлению» 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Первому православному монастырю Америки исполнилось 110 лет Саут-Кейнан, 1 июня 2014 г.      В понедельник 26 мая по приглашению Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Митрополита Тихона Управляющий Патриаршими приходами в США Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан принял участие в праздновании 110-й годовщины со дня основания Свято-Тихоновского монастыря, которое традиционно приурочено к национальному празднику Соединенных Штатов Америки «День поминовения» («Memorial Day»), сообщает сайт Руссккой Православной Церкви в США.      Свято-Тихоновский монастырь стал первой православной обителью в Америке.    Божественную литургию в этот день совершил Блаженнейший Митрополит Тихон, которому сослужили Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, Епископ Филадельфии и Восточной Пенсильвании Марк, Епископ Нью-Йорка и Нью-Джерси Михаил, Епископ Ситки и Аляски Давид, а также насельники монастыря, преподаватели и учащиеся Свято-Тихоновской Духовной семинарии в священном сане. Из истории Свято-Тихоновского монастыря В 1902 году для служения в Алеутской и Североамериканской епархии Православной Российской Церкви прибыл молодой иеромонах Арсений (Чаговцов). Епископ Алеутский и Североамериканский Тихон (Беллавин) назначил его настоятелем в Иоанно-Предтеченском приходе города Мейфилда. Отец Арсений задумал открыть в США первый православный монастырь, целью которого было бы предоставление новооткрывающимся приходам быстрорастущей епархии священников-монахов. Идея была быстро подхвачена другими деятелями Североамериканской миссии. Уже в 1903 году священник Александр Немоловский опубликовал в Американском православном вестнике статью, в которой предложил основать монастырь и пастырскую семинарию при нём в штате Пенсильвания. 15 мая 1905 года вопрос об устроении в США первого православного монастыря активно обсуждался на шестом съезде Русского православного кафолического общества взаимопомощи в Кливленде (штат Огайо). На съезде под председательством святителя Тихона было предложено устроить при монастыре сиротский приют. Эта идея была поддержана большинством делегатов, включая иеромонаха Арсения. В качестве участка для строительства была предложена ферма в северо-западной части штата, рядом с городом Мейфилдом, где активно селились русинские эмигранты. Собор создал строительный комитет, в который в частности вошли протоиерей Александр Хотовицкий, иеромонах Арсений, а также русины из Мейфилда и Уилкс-Барре. Одиннадцать дней спустя архиепископ Тихон и иеромонах Арсений посетили ферму, о чём в Вестнике был опубликован отчёт.

http://pravoslavie.ru/71159.html

Церковь Нерукотворного Образа Христа Спасителя (Лондон — Онтарио) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Всех Святых входит в состав Монреальской и Канадской епархии Русской Православной Церкви Заграницей; приход был основан в 1949 году. Находится в канадском Лондоне (не путать со столицей Великобритании). Английское название — Russian Orthodox Church of Christ the Savior. Содержание История [ править править код ] В 1949 году небольшая группа молодых людей, приехавших в Канаду на работу по контракту, решила, что православным жить без церкви не годится. Обратились к о. Георгию Бурдикову в Виндзоре за содействием. Отец Георгий в это время был благочинным. С его посредством связались с Джорданвилем откуда был прислан священник о. Николай Марцишевский. И вот на Рождество 1950 года была проведена первая православная служба в помещении англиканского собора святого Павла. Нужно отметить, что это не была самая первая православная служба в Лондоне. В 1916 г. В Лондоне был открыт Преображенский приход Русской Православной Церкви под омофором Епископа Северо-Американского и Алеутского, Александра (Немоловского). К 1917 году, у этого прихода был уже выстроен храм и служили настоятели присланные из России. После революции в России, началось брожение в приходе под влиянием «красных». В 1921 году церковь продали, а деньги от продажи пропали. Вместо церкви был открыт русский киноклуб. Здание этой первой церкви теперь в частных руках, находится по сей день на Leard St. Жизнь прихода постепенно развивалась в уже арендованном помещении на втором этаже 212 Dundas St., где был отпразднован первый храмовой праздник. К началу 1950-х годов в приход влились многие русские, украинцы, белорусы, сербы, сирийцы и греки. Это была Пан-Православная община. Приход менял свое место несколько раз. Новый храм решили строить по возможности своими силами. Хотелось чтоб архитектура храма была русско-православная. Был объявлен конкурс на возможный внешний вид храма. В этом конкурсе победил проект Александра Владимировича Зауера. Архитектором-строителем стал Д. Д. Поляков, инженер-строитель из Торонто, который взялся создать полный строительный проект – даром.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Неруко...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010