История формирования женской монашеской общины в Мензелинске такова. В 1799 г. с благословения архиепископа Казанского Амвросия и иждивением бывшего Мензелинского городничего Ивана Ивановича Микунова был построен и освящен на городском кладбище храм во имя Св. пророка Илии. До 1855 г. эта церковь была кладбищенской и принадлежала Мензелинскому Николаевскому собору. В конце 1840-х гг. в церкви приютилось несколько стариц, число которых с каждым годом увеличивалось. В 1855 г. с высочайшего разрешения при церкви открылась община. Священный Синод принял женскую общину в свое ведомство, а спустя пять лет по указу Александра II был организован Пророко-Ильинский женский монастырь III класса с содержанием только за свой счет, без всякого пособия от казны. В 1886 г. храм по распоряжению и благословению Дионисия, епископа Уфимского и Мензелинского, был переименован из Пророко-Ильинского в Николаевский, во имя святителя и чудотворца Николая2. Источниками существования обители стали около 150 десятин земли, пожертвованных мензелинскими мещанками Е. Ф. Собиной и Д. А. Реутовой (будущими игуменьями) и наследниками протоиерея Шильнова. Четыре тысячи рублей пожертвовал елабужский купец И. Г. Стахеев. Немалые пожертвования монастырь получал от проводимых ежегодно мензелинских ярмарок. За 50-летний дореволюционный период со дня официального открытия Мензелинской Пророко-Ильинской женской обители настоятельницами и руководительницами обители были всего две игуменьи — Евгения (Евфросинья Федоровна Собина) и Филарета (Домника Александровна Реутова), трудами и заботами которых обитель была создана и благоустроена. Начало обители было положено в 1836 г. мещанской девицей из Мензелинска Евфросиньей Собиной. Она с трех лет лишилась своего отца, а мать, обремененная большим семейством второго мужа, отдала восьмилетнюю дочь на воспитание сестре. В доме тетки любознательной и трудолюбивой Евфросинье удалось научиться грамоте. Живя еще в мире, она старалась удаляться от него и дала обет девства, часто посещала святые места. В 1831 г., следуя завету старца Серафима из Сарова, Евфросинья на свои средства приобрела в Мензелинске дом-келью и начала собирать около себя девиц, желающих посвятить себя иночеству. В 1843 г. в руководство Евфросиньи поступила 14-летняя мещанская девица Домника Александровна Реутова. В первые же годы даровитая и трудолюбивая девушка обратила на себя внимание сестер. Она безропотно исполняла самые трудные и часто непосильные работы: пилила лес, наваливала бревна на дроги или дровни и привозила их в монастырь. За свою неутомимую деятельность игуменья Филарета была награждена благословением Синода с выдачей грамоты (1879 г.), наперсным крестом (1885 г.), медалью в память императора Александра III (1898 г.), наперсным крестом с украшениями (1898 г.), Библией от Синода (1899 г.)

http://sobory.ru/article/?object=33178

Ильинское. Перемышльский Шаровкин Успенский монастырь. Шаровкин монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1500 и 1600. Ссылки:   Адрес: Россия, Калужская область, Перемышльский район, Ильинское Координаты: 54.203235, 36.079874 Проезд: из Москвы от М. «Теплый стан», автовокзал: автобусы на Козельск, Сосенский, Ульяново, до остановки Орловский поворот после Перемышля (ехать около 4 часов), от поворота по федеральной трассе на Орел 6 км до села Ильинского; из Калуги: автобус на Козельск, Сосенский, Перемышль до Орловского поворота. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Москвы от М. «Теплый стан», автовокзал: автобусы на Козельск, Сосенский, Ульяново, до остановки Орловский поворот после Перемышля (ехать около 4 часов), от поворота по федеральной трассе на Орел 6 км до села Ильинского; из Калуги: автобус на Козельск, Сосенский, Перемышль до Орловского поворота. Или автобусы на Орел, Ульяново, Чекалин, Суворов до села Ильинского Перемышльского района по Орловской трассе; из Тулы: автобус до Суворова, из Суворова автобус до Песоченского на Орловской трассе (4 км от Ильинского); из Орла: автобус Орел-Калуга через Чекалин. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь возник возле келий отшельника Феогноста Шаровки, который собрал вокруг себя целую семью отшельников. Воротынские приняли под свое покровительство возникший монастырь и воздвигли в нем и доныне существующий каменный храм Успения. Это строительство относится к середине XVI века. В строительстве этого монастыря ив его жизни принимали участие князья Владимир, Михаил и в особенности Александр Ивановичи Воротынские. В дальнейшем последний принимал ближайшее участие в строительстве теплых церквей Сергия Чудотворца и Иоанна Богослову. Успенскому Шаровкину монастырю особое внимание оказывал Иван Грозный, который, зная и высоко оценивая заслуги князя А.И. Воротынского, неоднократно делал вклады на его поминание. Все князья Воротынские, включая последнего Ивана Алексеевича, делали вклады и поддерживали этот монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=04475

Москва. Церковь Илии Пророка в Черкизове. Ильинская (Воздвиженская) церковь Карта и ближайшие объекты Первый деревянный храм в честь Ильи Пророка появился здесь во второй половине XIV века. Построил его крещеный татарин Илья Озаков, владевший тогда подмосковным селом Черкизовым. С конца XIV века Черкизово стало вотчиной московского Чудова монастыря. Каменная церковь с приделом Святителя Алексия, трапезной и звонницей была построена в 1689-1690 гг. и освящена 18 июня 1690 г. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821-1825 гг. храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьезная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: " Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан... " . План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 г. После окончания работ в конце 1890-х гг. храм был заново освящен и, открывшись, не закрывался по сей день. На прилегающем к церкви кладбище похоронен известный московский юродивый Иван Яковлевич Корейша, упомянутый в произведениях Лескова и Достоевского. По материалам книги: Вайнтрауб Л.Р., Дубовенко Б.Б. Историко- архивные материалы по церкви Пророка Ильи, богадельни и архиерейской дачи в Черкизове, в Москве. - М., 1993, размещенным на сайте Централизованной библиотечной системы 1 ВАО Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле. Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в XIV столетии назван другой человек – Илья Озаков (Азаков). Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим православие.

http://sobory.ru/article/?object=03340

Подосинки, урочище. Церковь Троицы Живоначальной в Подосинках. Троицкая церковь, Святотроицкая церковь, Свято-Троицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1733 и 1734. Год утраты:Не установлен. Адрес: Московская область,Наро-Фоминский район, урочище Подосинки, (2 км З пос. Калининец) (старый адрес Московская губерния, Верейский уезд, село Подосинки ) Координаты: 55.550594, 36.96011 Проезд:на этом месте Алабинский полигон Таманской дивизии, в поселке названием Калининец Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Небольшая каменная церковь, выстроенная на средства князя Ф.А. Голицына. Сломана в 1930-х гг., территория села занята военным полигоном. В прошлом на занимаемых Алабинскими лагерями землях располагались деревни Володимирово, Ильинское, Подосинки и село Троицкое (Бараново). Они имеют общую историю с Селятиным, Петровским, Алабиным и принадлежали в XVII веке Боровскому-Пафнутьевому монастырю, пока не были пожалованы Петром I барону Шафирову. Более подробное их расположение удаётся установить благодаря карте В.С. Кусова, составленной на основе межевания этих земель в 1769 году. Располагались они вдоль реки Пахры (Десны) и в описываемое нами время являлись владением вдовы Ирины Фёдоровны Хитровой. Ей принадлежало и село Бурцево. В селе Троицкое (Бараново) была церковь, возведённая в честь Живоначальной Троицы, но подробности её строительства не известны. Если в «Списках населённых мест Московской губернии» 1862 года издания по 2-му стану Верейского уезда ещё встречается наименование села Троицкое (Подосинки, Бараново) на реках Пахре и Лоше с православным храмом, то «Справочник по населённым местам Московской губернии», издания 1929 года Московского статистического отдела, о селе Троицкое (Бараново) уже не упоминает, а только о Подосинках. Видимо, они слились, приняв одно название, поскольку располагались друг против друга через протекающую между ними Пахру. Ну, а Троицкий храм, вероятно, подвергся разрушению либо в период борьбы большевиков с религией и церквями или попросту ещё ранее, ввиду запустения прихода он прекратил своё существование. В середине XIX века деревни Ильинское и Володимирово принадлежали князю Василию Ивановичу Мещерскому, от которого они перешли во владение уже к его сыну Александру Васильевичу Мещерскому, владельцу усадьбы села Петровское.

http://sobory.ru/article/?object=36097

Ципино. Церковь Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты Ильинская церковь представляет собой высокую ярусную башню на крестчатом основании с подклетом, образованную тремя широкими, невысокими, стоящими один на другом восьмериками, уменьшающимися по мере развития вверх, к которым примыкают небольшая алтарная часть и трапезная. С северной, западной и южной сторон храм опоясан висячей обходной галерей на консолях. Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. 176 внесена в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». Имеет статус филиала Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Село Цыпино известно с начала XVI века. Существующая сегодня Ильинская церковь была построена в 1755 году и освящена в 1756 году: в архивах музея сохранилось «Прошение Надпорожского стану церкви Пророка Илии, что на Цыпине, священника Поликарпа Иванова… о выдаче из вологодского Софийского собора ко освящению новопостроенной Ильинской церкви священного антиминса» от 26 июня 1756 года. В XIX веке в Цыпинском погосте, кроме Ильинской, существовала ныне не сохранившаяся каменная церковь с колокольней, построенная в 1800 году, с двумя престолами: в холодном храме во имя великомученика Димитрия Солунского и в тёплом приделе во имя великомученика Георгия. В 1866 году Цыпинский приход был одним из крупнейших в Кирилловском уезде. К приходу относились 21 деревня, 265 дворов, 1794 человека. В конце XIX века (с 1862 по 1895 год) священником Ильинской церкви был Иван Михайлович Бриллиантов. К моменту начала реставрации в июле 2003 года церковь находилась в полуразрушенном состоянии. Верхняя часть храма (два восьмерика из трёх) рухнула в 1960-х годах. Реставрация велась по методу полной переборки, разработанному архитектором-реставратором, лауреатом Государственной премии РСФСР Александром Поповым, с применением исторических строительных инструментов и технологий. В 2010 году были завершены работы по воссозданию деревянного резного иконостаса.

http://sobory.ru/article/?object=11545

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 25 (7 сентября) Священномученик Владимир Мощанский Священномученик Владимир родился 15 июня 1866 года в селе Заборовье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Отец его, протоиерей Дмитрий Константинович Мощанский, служил сначала в Заборовье, а последние годы своей жизни – в Ильинской церкви на Пятницком кладбище в Вышнем Волочке. Мать, Анна, была дочерью священника, служившего в городе Старице. Она рано осталась вдовой; будучи очень набожной, она кормила всех бедных и нищих, и когда умерла, все они пришли ее хоронить, и тогда стало видно, сколь многим она благодетельствовала. Владимир Дмитриевич окончил Тверскую Духовную семинарию. Женился на дочери священника Иоанна Дмитриевского, Евдокии, и вскоре был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рогачеве Ржевского уезда Тверской губернии. У о. Владимира и Евдокии Ивановны родились дочь Ольга и три сына – Владимир, Александр  и Николай. При рождении последнего ребенка Евдокия Ивановна умерла, оставив о. Владимира с маленькими детьми, воспитывать которых помогала ее незамужняя сестра Александра Ивановна. Следующим местом служения о. Владимира был Успенский храм в селе Спасском Кашинского уезда, куда он был рукоположен иереем. Через некоторое время он был возведен в сан протоиерея. В этом селе о. Владимир служил до гонений от безбожных властей. За отзывчивость к нуждам людей, кротость и милосердие прихожане любили его как попечительного пастыря и отца. Несмотря на скудость средств, он всегда благотворил нуждающимся, отдавая иногда последнее. Когда о. Владимир шел в церковь, нищие подходили к нему, и он всех оделял деньгами, так что уже и Александра Ивановна говорила ему: " Отец, ты все раздаешь, у нас уже и у самих почти нет ничего, а ты раздаешь " . Переехав впоследствии в Вышний Волочек, он жил по соседству с фабричными рабочими. Бывало, они получат зарплату и в три дня ее прогуляют, а между тем у них были семьи – и идут занимать деньги к отцу Владимиру. Александра Ивановна скажет: " Отец, они же тебе не отдадут " . Но о. Владимир, зная это, давал все равно – его доброе сердце никому не могло отказать.

http://fond.ru/kalendar/726/vladimir/

Протоиерей Михаил Иванович Херасков Скачать epub pdf Михаил Иванович Херасков родился 1 октября 1836 г. в селе Кучках, Юрьевского уезда, Владимирской губернии, где отец его был священником. Никанор – был священником церкви села Менчакова. В 1810 году у него родился сын Иван, который в 8 лет был отдан в Суздальское духовное училище. В то время фамилий у большей части духовенства не было, и Иван Никаноров сын, получил фамилию от смотрителя училища протоиерея Смирнова, который собственноручно написал: «Принят, и прозван Херасков» в честь поэта М. М. Хераскова за успехи в литературе. В 1832 году Иоанн Никанорович Херасков окончил семинарию по первому разряду, со званием студента (немногим более десятка лучших учеников получали это звание). В 1833 году он был рукоположен к Троицкой церкви погоста Николы-Гор, в то время находившейся в Юрьевском уезде, позднее – в Суздальском (ныне в Ильинском районе Ивановской обл.). В 1834 году он был переведён к Архангельской церкви с. Кучки (ныне Юрьев-Польский район Владимирской обл.), на родину своей жены Евдокии Борисовны. Старший брат Александр окончил курс в Московской Академии и умер смотрителем училища в г. Ананьеве, а брат Иван окончил курс С.-Петербургской Академии и умер преподавателем Донской семинарии. Раннее детство Михаила Ивановича прошло в семье родной его бабушки Анны Васильевны в с. Никульском, Владимирского уезда. Здесь он научился читать и писать и познакомился с Священной историей. Когда бабушка привезла семилетнего внука к отцу, то мальчик весьма толково рассказал историю о судии Сампсоне, а в церкви прекрасно прочитал шестопсалмие. Несколько более привольная жизнь в качестве «любимчика», может быть – иногда излишнее баловство со стороны бабушки, невольное снисхождение к естественным детским шалостям, – все это однако не наложило особой печати на развитие Миши среди других его братьев, воспитывавшихся дома: он, как и братья, оказался, при природной даровитости, весьма скромным, прилежным мальчиком, и при том очень способным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Содержание От издательства Введение Глава I. Иоанн Скот Эригена и его произведения Глава II. Источники воззрений Эригены и его отношение к ним Глава III. Западное богословие. Бл. Августин и его значение на западе Глава IV. Восточное богословие. Св. Дионисий (Ареопагит), св. Григорий Нисский, св. Максим Исповедник и отличие их воззрений от воззрений бл. Августина Глава V. Общий характер и смысл воззрений Эригены Глава VI. Учение о Боге и о происхождении от Него всего Глава VII. Учение о человеке и о возвращении в нем всего к Богу     «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены» – классика русской богословия. Кроме собственно освящения вопроса, вынесенного в заглавие, работа Бриллиантова важна еще по двум причинам: сравнение «стартовых» позиций восточного и западного богословия и общих портрет восточного богословия (так эта книга приобретает фундаментальное значение). От издательства Александр Иванович Бриллиантов родился в 1867 году в семье священника Ильинской церкви с. Цыпино Кирилловского уезда Новгородской епархии. Обучался в Кирилловском духовном училище и Новгородской семинарии. В 1887–1891 гг. – студент, а в 1891–1893 гг. – профессорский стипендиат С. – Петербургской духовной академии. В 1893–1900 гг. преподавал историю и обличение русского раскола в Тульской духовной семинарии, одновременно исполняя обязанности епархиального миссионера. В 1893 г. представил в Совет СПбДА магистерское сочинение «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены», которое по напечатании было успешно защищено им в 1898 г. В апреле 1900 г. А. И. Бриллиантов избирается доцентом на кафедру общей церковной истории СПбДА вместо скончавшегося В. В. Болотова . С 1904 г. он экстраординарный, а с 1914 г., по присуждении докторской степени, ординарный профессор СПбДА, в коей должности состоял до закрытия Академии в сентябре 1918 г. С 1900 г. был делопроизводителем Комиссии Св. Синода по старокатолическому и англиканскому вопросам. В течение ряда лет состоял также председателем Библиотечной комиссии СПбДА. Являлся членом Предсоборного Присутствия при Св. Синоде (1906), Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Весной 1917 г. был выдвинут одним из кандидатов для выборов на кафедру правящего архиерея Петроградской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Владимирская. Александровский-Борисоглебский (1366), Антониева-Покровская (1374), Архангельский-Суздальский (1383), Благовещенский-Дуниловский (1403), (1417), Богородицкий-Тихвинский-Андрея Первозв.-Суздальский (1422), Богословский-Переяславский (1427), Борисоглебская за Великим озером (1440), Бори­соглебский (1441), Борисоглебский-Владимирский (1442), Борисоглебский-Суздальский (1443), Борисоглебский-Шуйский (1444), Борисоглебский-Стефановский на Кидекше (1453), Введенский-Суздальский (1467), Воздвиженский или Крестовоздвиженский-Иваново-Вознесенский (1492), Вознесенская-Иваново-Вознес. (1498), Возне­сенский-Владимирский (1500), Вознесенский-Мытинский (1512), Воскресенская (1521), Воскресенский-Муромский (1524), Георгиева-Сергиева-Троицкая-Гороховецкая (1553), Георгиевский-Каменные церкви (1557), Городецкий или Городищенский-Лазарев­ский (1565), Димитриевский-Суздальский (1577), Дубровский-Фрололаврский-Сергиев на Ушне (1588), Духов с Гробли-Переяславский (1595), Зачатейский-Владимирский (1607), Ивановский-Метерский (1614), Ильинская-Судогодская (1620), Иоанно-Предтечев-Куземский (1647), Казанский-Кохамский (1655), Козмодемьянская-Леж- невская (1677), Козмодемьянская-Переяславская (1678), Козмодемьянский-Влади- мирский (1679), Козмодемьянский-Суздальский (1680), Козмодемьянский на Подок- стовье-Муромский (1683), Крестовоздвиженский-Суздальский (1698), Мирзин-По- кровский-Переяславский (1735), Моисеева-Вязниковская (1751), Николаевский-Суз- дальский (1774), Николаевский-Шуйский (1775), Николаевский-Дерюзинский (1796), Покровский-Троицкий-Ивановско-Вознесенский (1887), Покровский-Юрьевский (1888), Покровский-Дубенский (1903), Покровский-Митрополичий на Богоне (1905), Предтечевский-Суздальский (1920), Предтечевский-Киберчанский (1922), на Кубри (1942), Рождество-Иоанно-Крестительский (1991), Сергиевский-Владимирский (2005), Симеоновский-Троицкий (2020), Спасский-Златовратский (2072), Спасский на Чибоже (2083), Сретенский-Богородицкий-Богоявленская пу­стынь (2091), Троицкая-Серапионова (2111), Троицкий-Нежнеландехский (2138), Успенский-Горицкий-Богородицкий-Переяславский (2184), Успенский-Любецкий на Рожку (2187), Успенский-Хотимльский (2197), Христорождественский-Переяславский (2212), Юрьевский-Успенский-Богородицкий на Войнове горе (2236), Якиманский-Суздальский (2241), Ястребский-Спасский-Прохорова-Вассианова пустынь в Сыр­никах (2245).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сергий (Ларин Сергей Иванович), архп. Ярославский и Ростовский PoдuлcяII марта 1908 года в С.-Петербурге. С 1915 года обучался в 5-й Петроградской гимназии, которую окончил как 37-ю Советскую школу II-й ступени в 1925 году. В 1925 году уклонился в обновленческий раскол. С 1925 года – иподиакон и псаломщик Казанского кафедрального собора в Ленинграде. В 1926 году рукоположен в сан диакона. В 1930 году рукоположен в сан иерея, священствовал в Скорбященской (что на Стеклянном) и других церквах г. Ленинграда. В 1930 году окончил Ленинградский Высший Богословский институт. Прослушал курс лекций в Историческом лектории при историко-филологическом факультете Ленинградского университета. В 1933 году, разведясь с женой, постригся в монашество и был назначен в Тихвинский монастырь Ленинградской области. Член и секретарь Тихвинского викариального управления. В 1934 году – настоятель Петропавловской церкви на Волковстрое, Ленинградской обл. единоверческой (обновленч. юрисдикции). В 1935 году исполнял обязанности настоятеля Пантелеймоновской церкви г. Ленинграда. В 1937 году перемещен в Москву, в церковь св. Пимена. В конце 1938 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем собора г. Москвы и благочинным обновленческих церквей г. Москвы. II октября 1941 года хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Звенигородского, второго викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали: Первоиерарх-митрополит Александр (Введенский), митр. Виталий (Введенский) и др. С 8 мая 1942 года исполнял обязанности председателя Москов. Епарх. Управления, а затем управляющий Московской епархией. С 5 мая 1943 года – епископ Ташкентский и Самаркандский. 27 декабря 1943 года, после пребывания в течение 18 лет в обновленческом расколе, принес покаяние. Принят в звании монаха. Тогда же был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. С марта 1944 года – третий священник Ильинской церкви г. Загорска, Московской области. 15 августа 1944 года хиротонисан во епископа Кировоградского вик. Одесской епархии. Хиротония совершена в Киеве митрополитом Киевским Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010