Словесность преподавал Матвей Иванович Не знаю, что это был за человек, но как преподаватель он производил невыгодное впечатление. В то время словесность изучали по учебнику Стоюнина . Учебник был сухой и трудный для понимания и усвоения изложенного в нем материала. Орнатский объяснений почти никаких не делал, но при ответах был требователен. Обыкновенно он О нем будет речь впереди. Скончался в 1897 г., состоя на должности учителя Петрозав[одской] гимназии. Л. 68 брал учебник и, читая его, велел подчеркивать те места в книге, на которые следовало обратить особенное внимание. Ученики подчеркивали, но смысла подчеркиваемого мало понимали. М[атвей] Ив[анови]ч любил отличать тех учеников, которые хорошо писали сочинения и отличались декламаторскими способностями. Преподавателем гр[ажданской] истории был Николай Иванович Суворов известный археолог, старец уже почтенных лет. Это был преподаватель удивительно спокойный. Никогда он не ходил по классу, а всегда сидел за столом, к которому и вызывал учеников для ответа уроков. Когда ученики начинали шалить и выводили из терпения даже такого хладнокровного человека, как Ник[олай] Ив[анови]ч, то последний, не возвышал голоса, обращался ко всему классу, говорил: Умер в 1896 г. 80 лет от роду. Л. 68 об. «Это что за шум? Смотрите, ведь я вижу». Не помню, какое впечатление производила эта угроза на учеников. Кроткий в обращении с учениками и всегда ласковый, Н[иколай] Ив[анови]ч пользовался исключительною любовью и уважением учеников. Не пришлось мне быть сослуживцем его, но по разным обстоятельствам случалось бывать у него в квартире, когда он был уже в отставке. Ник[олай] Ив[анови]ч всегда приветливо и ласково принимал меня, как и всех, кто имел до него какое-ниб[удь] дело. Преподавателем математики был инспектор семинарии Евграф Ливерьевич Небольшого роста, плотный, с широкой окладистой бородой, всегда в очках, Ев[граф] Лив[верьеви]ч производил своей фигурой, несмотря на свой рост, внушительное впечатление. Как инспектора, ученики его трепетали, боялись и как преподавателя.

http://bogoslov.ru/article/6174500

  Л. 384 об.   ческих ответов», – говорили о нем ученики. На педагогических собраниях правления семинарии, когда вопрос касался об увольнении какого-ниб[удь] ученика за неблагоповедение, И[ван] А[лександрови]ч только в крайних случаях решался подать голос за увольнение. В каждом ученике, против которого направлено было обвинение, он находил что-ниб[удь] хорошее и старался указать такой исход, чтобы потерпеть еще виновника в семинарии. Обладая громадной эрудицией, И[ван] А[лександрови]ч в то же время был скромен до последней степени. Имея возможность занять кафедру в одной из духовных академий, он, однако, предпочел остаться рядовым преподавателем в средней школе. В родной семинарии И[вану] А[лександрови]чу несколько раз было сделано предложение поступить в инспекторы, но он всякий раз отклонял эти предложения. Показателем того, насколько И[ван] А[лександрови]ч пользовался уважением и любовью, служит 25-летний юбилей его педагогической деятельности. На этом юбилее все слились воедино, чтобы засвидетельствовать юбиляру чувства уважения и удивления к редким душевным качествам юбиляра. Вообще Ив[ан] А[лександрови]ч был одним из тех, которые, по сло-   Л. 385   вам Прем[удрости] Сираха (44 гл[ава], 8), оставили по себе имя для возвращения хвалы их, и слава их не истребится (ст. 12). В настоящее время Ив[ан] А[лександрови]ч состоит на службе в одном из советских учреждений. Умер в январе 1941 года.   4. По гомилетике, литургике и канонике:   Никольский Владимир Иванович , родом москвич. С этим преподавателем мы имели дело только в V кл[ассе] семинарии и притом не более двух месяцев. За перемещением его в г. Москву, кажется, в епархиальное училище, преемник ему назначен был только через год. Литургику в V кл[асс]е преподавал инспектор, свящ[енник] И. А. Лебедев, а гомилетику Ф. А. Соболев. Малиновский Николай Иванович, протоиерей из питомцев нашей семинарии (вып[уск] 1879 г[ода]) и Москов[ской] академии. На службе в семинарии состоял с 1883–1909 г. В последнее время состоял настоятелем Владимирской г. Вологды церкви. В настоящее время митрофорный протоиерей, за

http://bogoslov.ru/article/6177319

—82— сослуживцы»… «– Отчего же? говорит Ал. Иванович. Дело уладится; он будет на своем месте и, когда увидят, что дело идет не дурно, не обойдут его и наградами, по рекомендации и представлению преосвященного». При этом Ал. Иванович сказал, что надобности в этих бумагах больше нет, – содержание их принято во внимание и уважено, и пожалел, что не привез ко мне самых бумаг. Когда он передаст эти бумаги мне, я перешлю их Вашему Высокопреосвященству и, если что окажется нужным еще сказать Вам по поводу их, то конечно добавлю, по возможности, точнее. Во всяком случае благодарю Вас за доверие ко мне и покорнейше прошу и на будущее время не лишать меня Вашего доверия и благорасположения, коими я весьма дорожу. Книжку, которою Вы благословили меня при последнем свидании, я уже прочел и нахожу, что покойный преосвященный Филарет в первые годы служения был милостивее, чем каким он выглядит по резолюциям, печатающимся в «Душеполезном Чтении». По крайней мере это так мне показалось». 21-го числа писал я в Петербург Александру Вас. Гаврилову: «Приношу Вам искреннейшее, сердечное поздравление с получением высшего почетного титула превосходительства. Но при сем возвышении в почести не могу не пожелать Вам и иных благ, по древнему римскому изречению «hominem doctum comitantur opes, comitantur honores». – А паче всего желаю Вам доброго здравия и благословения Божия на дальнейшие ваши труды и подвиги, нещадно на Вас налагаемые. Что же Вы, любезнейший, не исполнили своего обещания проводить меня? А мне нужно было Вас кое о чём спросить и попросить. Скоро ли последует Указ о епископе Желтиковском, как иногда называет себя преосвященный Геннадий, и об его преемнике? Будут ли какие-либо ответы на мои вопросы, предложенные Вл. К. Саблеру и А. Г. Ильинскому? Не можете ли Вы напомнить об этом тому и другому? Скоро ли приступит Константин Петрович к переиз- —83— данию писем Митрополита Филарета к А. Н. Муравьеву? – Не можете ли, в свое время, об этом меня предуведомить, дабы я мог заблаговременно приготовить, по желанию Его Высокопревосходительства, замечания на примечания к этим письмам. До конца июля я буду безвыездно в Твери».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Л. 391 об.   ностью и предупредительностью. По разным случаям мне нередко приходилось бывать в семье В[иктора] П[етрови]ча. Всегда я был принимаем с чисто родственным чувством и гостеприимством. При этих посещениях мне приходилось бывать свидетелем весьма симпатичных обычаев, установившихся в семье В[иктора] П[етрови]ча. В одно из моих посещений случилось, что было получено письмо от одного из его детей. В[иктор] П[етрови]ч тотчас же сделал распоряжение, чтобы все собрались в зал. В зале появились все наличные члены семьи. «Садитесь, получено письмо от Миши» (старший сын В[иктора] П[етров] ча), – сказал хозяин и медленно, методично, вскрыв письмо, он начал читать его, по временам делая паузы, останавливаясь на тех местах, которые почему-либо казались более интересными и заслуживающими внимания. А вот другая картина. На столе поставлены вина и закуски. Хозяин приглашением к столу «Все ли здесь?» – спрашивает он. Если кто из детей находился в другой комнате, то его вызывали. Наполняли рюмки по числу присутствующих. Пил ли кто или не пил, все одинаково должны   Л. 392   должны были чокнуться и «пригубить». В дальнейшем В[икто]р П[етрови]ч потчевал уже только своих гостей. Вина, даже самого легкого, он почти не употреблял. Как преподаватель В[иктор] П[етрови]ч пользовался уважением со стороны учеников. На педагогических собраниях правления семинарии, когда вопрос касался увольнения учеников, на вопрос председателя, заслуживает ли увольнения ученик, В[иктор] П[етрови]ч неизменно отвечал «нет». Снисходителен В[иктор] П[етрови]ч был и к ученическим ответам, особенно на экзаменах. Всегда он старался «вытянуть» ученика, получившего сомнительный балл. Несомненно, память об этом скромном и редкой души человеке останется между всеми его питомцами и с «похвалами». Умер В[икто]р П[етров]ч 18 ноября 1921 г[о]да от воспаления легких.   Федор Иванович Сретенский (02.02.1857 г.р.) – сын пономаря села Рождества Калязинского уезда Тверской губернии. Окончил Тверскую духовную семинарию (1879), Московскую духовную академию (1883). С 14.01.1884 преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии. Не позднее августа 1886 г. назначен помощником смотрителя Кашинского духовного училища, служил в этой должности до 1895 г., затем учителем греческого языка Дмитровского духовного училища до 26.04.1897, когда был уволен по болезни См. ЦВ. 1895. 45. С. 397; ЦВ. 1897. 42. С. 390; Сретенский Федор Иванович. Личное дело студента//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 4153.

http://bogoslov.ru/article/6177319

  Л. 399   и пробыл в Вологде только один год. В 1897 году Алексей Иванович был назначен на кафедру истории философии в Московскую дух[овную] академию. В 1902 году, получив степень доктора богословия, состоял в академии в должности ординарного профессора. А[лекс]ей Ив[анови]ч служил в нашей семинарии в самый разгар можаро-климентовской эпопеи и был убежденным сторонником ректора. Оставил по себе самую светлую память, как о добром, простом и общительном сослуживце. Умер А[лекс]ей Иванович после продолжительной и тяжкой болезни в Москве в 1913 году. Лебедев Алексей Смирнов Сергей Васильевич, уроженец Ярослав[ской] губ[ернии]. В нашу семинарию поступил в 1901 году, и в последнее время до закрытия семинарии состоял в ней в должности инспектора. Симпатичный и благородный по своему характеру, С[ергей] Васильеви]ч несомненно должен быть поставлен на ряду лучших преподавателей семинарии.   См. стр. 278.   Л. 399 об.   Всегда общительный, чуждый всякой партийности, он невольно привлекал к себе всех, кто входил с ним в такое или иное соприкосновение. Таким С[ергей] В[асильеви]ч остался и тогда, когда был назначен на должность инспектора семинарии. На этом посту ему пришлось пробыть недолго и притом в такое время, когда роль инспектора, ввиду наступивших свобод и с ними разных вольностей в жизни школы, сводилась почти на нет. Однако можно быть уверенным, что если бы С[ергею] В[асильеви]чу пришлось служить инспектором при нормальных условиях школьной жизни и не при таком ректоре, как о. Кибардин, то он при своей уравновешенности и доброй настроенности принес бы несомненную пользу в деле воспитания юношества. В настоящее время С[ергей] В[асильевич] состоит делопроизводителем в школе 9-ке. Романов Виктор Петрович поступил в нашу семинарию в 1916 г[оду] и пробыл до закрытия ее. Где он в настоящее время находится, неизвестно.   По еврейскому языку:   Карпов Василий Степанович и Тюрнин Иван Александрович.   Л. 400     Туров Алфей Спасский Павел Николаевич , диакон, был одним из неудачных учителей по ц[ерковному] пению. Дисциплина на уроках этого учителя совершенно отсутствовала; доходило даже до того, что на уроки о. диакона командировались начальством семинарии лица инспекторского надзора. Учителем пения о. Спасский пробыл недолго.

http://bogoslov.ru/article/6177625

В той части территории 1 стана нынешнего Звенигородского уезда, которая вошла в него из древних Московских станов древних сел числом 11, а именно, известны с XVI столетия: 1) Архангельское, 2) Денисьево-Знаменское, 3) Назарьево. с XVII столетия: 4) Вяземы-Никольское, 5) Дарьино-Никольское, 6) Изворино-Васильевское, 7) Петровское, 8) Подушкино, 9) Савина слобода, 10) Сидоровское, 11) Урюпино-Никольское. Поселы 1 стана (сельца и деревни), бывшие селами в XVI и XVII ст. 1) Игнатьево (ныне дер.) под Звенигородом, значится селом в XVII стол. 2) Степановское (ныне дер.), значится селом в XVI ст., в XVII дворцовое село; близ него были дворцовые железные заводы на реке Белой. 3) Дядинково (ныне сельцо) село (Никольское) в XVII и XVIII ст. (упом. в 1715 г.) 4) Покровское-Пронское (ныне сельцо), значится селом в XVII ст. 5) Насоновское (ныне дер.), значится селом в 1593 году. 6) Супонево (ныне дер.), значится селом в 1624 году. 7) Никифоровское (ныне дер.), значится селом в 1434 году. 8) Солославль (ныне деревня) значатся селами в 1504 году. 9) Веледниковское (ныне сельцо) 10 . Шерапово (ныне деревня). Из числа 41 села 2 стана нынешнего Звенигородского уезда старых Звенигородских сел – два: Павловское и Ершово; вообще же древних сел столько же почти, сколько и в 1 стану, то есть 28, а именно, известных с XV столетия: 1) Пятница-Берендеева, 2) Мушкино (погост). с XVI столетия: 3) Александрово, 4) Бужарово, 5) Дорна, 6) Еремеево, 7) Ильинское на городище, 8) Казино, 9) Колычево-Покровское, 10) Куритниково, 11) Ламишино, 12) Лужки, 13) Лыткино, 14) Нахабино, 15) Огниково, 16) Павловское, 17) Рожествено на Истре, 18) Соколово, 19) Телепнево. с XVII столетия: 20) Ершово, 21) Голубово, 22) Дедешино, 23) Ивановское на Истре, 24) Ивановское-Богородское, 25) Микулино, 26) Троицкий погост, 27) Холмы, 28) Хованское. Сельца и деревни 2 стана, бывшие селами в XVI и XVII столетиях: 1) Лучинское (Никольское), упоминается как село в 1328 году и было центром волости того же имени, тянувшей исстари к Сурожику. В 1627 году – за стольником Львом Афонасьевым Плещеевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  Л. 39 об.   ничего, я выпил стакан этих щей и вскоре почувствовал опьянение. Дело было к вечеру. Можно было ожидать посещение нашей квартиры помощником смотрителя. Я ушел в огород и лег в траву. Брат мой и хозяева не знали, куда я девался, и когда действительно явился помощник смотрителя, то меня найти не могли. На следующий день, когда я явился в училище, Дм[итрий] Ф[едорови]ч сделал мне строгий выговор и пригрозил наказанием. В I классе учителями у нас были следующие лица: по Св[ященной] истории занимался помощник смотрителя Дмитрий Федорович Попов, по русскому языку Иван Степанович Кубасов, по арифметике Александр Петрович Одинцов, по латинскому яз[ыку] Василий Иванович Кузнецов, по чистописанию священник Александр Прокопиевич Замараев и по пению диакон Михаил Петрович Славороссов. Дмитрию Федоровичу Попову, помощнику Л. 40 смотрителя, в то время было приблизительно лет 45–47. Это был удивительно умелый рассказчик. Мы, школьники, с большим интересом и вниманием слушали Св[ященную] историю в передаче ее Дм[итрием] Ф[едорови]чем. На каждый урок он приносил картины с изображением событий, относящихся к данному уроку. По этим картинам мы отвечали и на экзамене, и картины эти, так[им] образом, служили заменою нынешних билетов. Особенное внимание останавливала на себе светлая личность учителя русского языка Ивана Степановича . Это был редкий по душевным качествам человек. Скромный и как будто застенчивый, он отличался замечательно выдержанностью и с детьми обращался всегда ласково, любовно. Будучи большим любителем природы, он, как только появлялись полевые цветы, делал с учениками экскурсии за город. Ходили мы главным образом в местность около кладбища. Ив[ан] Степ[анович] срывал цветочки курс Волог[одской] сем[инарии] 1-м студ[ентом] в 1856 г[оду]. В Никольск[ом] училище состоял на службе с 1854 по 1889 г. С 1889 г. свящ[енник] домовой ц[еркви] при училище. Умер. Л. 40 об. и объяснял нам названия их. У нас имелось прекрасное собрание гербариев с латинскими названиями цветов. По примеру своего милого учителя ученики заводили сами гербарии и, таким образом, незаметно знакомились с свойствами и названием цветов.

http://bogoslov.ru/article/6174136

Можаров Георгий Иванович (ок.1851- после 1911) — краевед, преподаватель и инспектор духовно-учебных заведений. Родился в семье диакона в селе Верхние Пиковые Рясы Рязанской губернии. Окончил рязанское духовное училище (1866), Рязанскую Духовную семинарию (1876) и Киевскую духовную академию (1876) – кандидат богословия. Назначен преподавателем латинского языка и помощником смотрителя Белгородского духовного училища. В том же 1876 году перемещен в Вологодскую духовную семинарию преподавателем латинского языка. В 1887 г. перемещен преподавателем в Задонское духовное училище, в 1889 г. в Воронежскую духовную семинарию. Член Воронежского губернского статистического комитета, ученой архивной комиссии с 1901 г. Подготовил к публикации рукописи и древние акты Воронежского губернского музея. С 1909 г. – инспектор Архангельской духовной семинарии. с 1909 г. – инспектор Благовещенской семинарии, в сентябре 1911 г. уволен от должности. См.: П.В. Никольский. История Воронежской духовной семинарии. Воронеж, 2011. С. 451-452; Флавий Васильевич Скабовский (около 1818—19.07.1883) сын священника села Ярышева Суздальского уезда Владимирской губернии. Окончил Владимирскую духовную семинарию, Московскую духовную академию (1844). В декабря 1845 г. назначен преподавателем Священного Писания, герменевтики и соединенных предметов в Вологодскую духовную семинарию, затем греческого языка. С 1852 по 1861 г. помощник инспектора. Эконом семинарии (1864–1966). Член педагогического собрания правлениясеминарии (1867–1870). См. Флавий Васильевич Скабовский (некролог)//ВЕВ. 1883. 16. Попов Алексей Иванович (1816–1886) – преподавал в семинарии латынь, зырянский язык, всеобщую гражданскую историю, риторику и священное писание. Родился в Усть-Сысольском уезде, окончил ВДС (1838) и Московскую духовную академию (1842) со степенью кандидата. С 1847 по 1857 г. был помощником инспектора. Составил свою версию «грамматики зырянского языка» (1843), по которой преподавал коми язык в течение 12 лет. Вологодская семинария проводила политику подготовки священников из зырян, чтобы они могли служить на коми языке и переводить на коми богослужебные тексты. История литературы Урала. XIX век. Под ред. Созиной Е.К. М. Кн. 1. 2020. с.350-351. Судя по памятным книжкам Вологодской губернии, вышел в отставку в 1876 г.

http://bogoslov.ru/article/6174500

См. выше. Протоиерей Александр Иванович Суровцев (27.05.1862 - 25.03.1920) – сын священника Вологодской епархии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884), псаломщик Вологодской Покрово-Казанской церкви (03.09.1884 – 01.10.1885) окончил Казанскую духовную академию (1889). Рукоположен во время обучения в академии в диакона (08.11.1885) и в священника (22.03.1887). Священник Вологодской Ильинской церкви и учитель подготовительных классов Вологодского духовного училища (с 21.08.1889) учитель русского и церковно-славянского языка в том же училище (с 01.05.1892). Преподаватель латинского языка Вологодской духовной семинарии (с 20.03.1896), преподаватель Священного Писания в той же семинарии (с 20.08.1907). С 14.02.1907 законоучитель Мариинской женской гимназии и с 02.03.1907 священник Покровско-Александровской церкви при женской гимназии. С 06.05.1911 протоиерей. С 1915 г. помощник смотрителя Вологодского духовного училища. См.: Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Вологодской епархии в начале 1900-1901 учебного года//ВЕВ. 1900. 19. С. 229. Николаевская Озерская женская пустынь Грязовецкого уезда окончательно была закрыта в 1924 г. Сергей Александрович Нилус (1862–1929) – русский религиозный писатель и публицист. Митрофан Павлович Инсарский окончил Пензенскую духовную семинарию (1900), Киевскую духовную академию (1904), оставлен на год профессорским стипендиатом при Киевской духовной академии. С 22.07.1905 преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии. Доцент Киевской духовной академии с осени 1906 г. С 15.07.1907 преподаватель основного богословия Тифлисской семинарии. См. Извлечение из журналов Совета Киевской духовной академии за 1905-1906 г. Киев, 1906. С. 14; Извлечение из журналов Совета Киевской духовной академии за 1907-1908 г. Киев, 1908. С. 8. Александр Федорович Орлов (23.11.1888-?) родился в г. Инсар в семье учителя Инсарского приходского мужского училища. Окончил Пензенскую духовную семинарию (1910), Киевскую духовную академию (1914). С 07.10.1914 преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии, с 11.03.1916 преподаватель Священного Писания Пензенской семинарии. См. ЦВ. 1914. 42. С. 487; ЦВ. 1916. 14. С. 104.

http://bogoslov.ru/article/6177319

Василий Иванович , учитель латинского языка, человек молодой, но в то время уже больной, с задатками чахотки, на уроках часто раздражался. Во все время урока его слышно было протяжное, произносимое им «тише, тише…» Александр Петрович был учителем арифметики. Этого учителя я очень боялся и, глав[ным] образом, конечно, потому, что предмет, который он преподавал, давался мне слабо в течение почти всего училищного курса. курс в семинарии в 1864 г оду. Умер, состоя на службе, в 1874 г[оду]. курс в семинарии в 1860 г[оду]. Состоял на службе в училище с 1860–1890 гг. Умер 12 февр[аля] 1891 г[ода]. Л. 41 Добряк по душе, А[лександр] П[етрови]ч в то же время был очень вспыльчив и в минуты раздражения и вспыльчивости нередко позволял себе производить с учениками кулачную расправу. Вот, например, случай, сохранившийся в моей памяти, когда я учился в III классе. Пришел А[лександр] П[етрови]ч на урок, стал по обыкновению за учительский стол и, посмотрев на учеников, вызвал меня: «Ну-ко, Никифор, иди к доске». Я вышел. Дана задача. Решение задачи сначала шло верно, но вот из-за какого-то пустяка я остановился. «Э, так ты этого не знаешь, дурак ты эдакий, вставай на колени». Вслед за этим было вызвано еще несколько учеников, и все они по очереди вставали на колени. Учитель все более и более раздражался. Уже пошла ругань другого рода. Вдруг А[лександр] П[етрови]ч быстро встал со стула, подошел к ученику, стоявшему у доски, и со словами «с-н ты сын» ударил его по голове. Затем всем стоявшим на коленях он дал чувствительную трепку . Л. 41 об. Но несмотря на такие драчливые иногда наклонности А[лександра] П[етрови]ча лично я всегда любил его. Часто он своим ласковым словом поднимал упавший дух мой и нередко поддерживал меня. Не думаю, чтобы кто-нибудь сохранил о нем недобрые воспоминания. Священник Александр Прокопьевич учил нас чистописанию. Он как-то особенно умел хвалить и поощрять тех учеников, которые хорошо писали. Хороших писак он поощрял подписями в тетрадях: «Прекрасно, весьма отчетливо, превосходно». Мы любили о. Александра за его простоту в обращении с нами и отеческое к нам отношение.

http://bogoslov.ru/article/6174136

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010