Нил Иванович Ножнин, сын крестьянина Никольского уезда. Окончил 3 класса Никольского духовного училища. С 20.05.1902 псаломщик Халезской Богородской церкви Никольского уезда. С 01.09.1906 эконом Никольского духовного училища. Эконом Вологодской духовной семинарии, рукоположен в сан диакона. С 08.07.1912 диакон Шалимовской Михаило-Архангельской церкви Сольвычегодского уезда. С 01.01.1917 диакон Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда. См. Ножнин Нил Иванович//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8633 . Николай Михайлович Попов (ок. 1878 г.р.) – сын дьякона Вологодской епархии. Окончил Тотемское духовное училище (1895), с 27.08.1896 псаломщик Вотчинской Михайло-Архангельской церкви Тотемского уезда, состоял в местной школе учителем пения. С 25.12.1904 диакон Николаевской Кептурской церкви Тотемского уезда. С 24.08.1915 по прошению перемещен к Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда, с 07.03.1916 эконом Вологодской духовной семинарии, с 04.02.1917 перемещен на штатную диаконскую должность к Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда. См. Клировую ведомость Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда за 1917 г.//ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 139. Л. 1331 об. – 1332 об. Николай Павлович Иконников окончил Устюжское духовное училище (1899), выбыл из 2 класса семинарии (13.04.1901), с 04.01. 1902 псаломщик Благовещенской Вожбальской церкви Тотемского уезда, с 02.02.1909 диакон Нутренской Николаевской церкви того же уезда, с 03.02.1917 эконом Вологодской духовной семинарии. См. ВЕВ. 1901. 14. С. 224; Иконников Николай//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8600 . Николай Павлинович Сумароков (05.12.1867 – после 1928) – сын псаломщика Троицкой Кильчангской церкви Никольского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1888), с 14.09.1888 диакон Николаевской Возимской церкви Вологодского уезда. С 20.06.1889 по прошению переведен к Воскресенской Боровецкой церкви. С 14.04.1891 священник Николаевской Пустораменской церкви Кадниковского уезда. С 15.05. 1897 переведен по прошению к Скорбященской церкви при Вологодском исправительном отделении. С 14.08.1898 до августа 1902 – эконом Епархиального общежития Вологодской духовной семинарии. С 13.06.1912 во всяком случае до 1918 г. священник Вологодской градской Зосимо-Савватиевской церкви. К 1923 г. был за штатом. С 16.09.1923 избран прихожанами настоятелем Петропавловской Вологодской церкви вместо уклонившегося в обновленчество о. А. Резанова. Служил в этом храме в 1928 г. См. Клировая ведомость Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды за 1914 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 15. Д. 99. Л. 3 об. – 5 об.; И.Спасенкова. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды). Диссертация… канд. ист. Наук. Вологда. 1999.

http://bogoslov.ru/article/6177625

Петр Иванович Орнатский (1842–1884) – сын священника Новгородской губернии. Обучался в Вологодской духовной семинарии (1858-1864), а с 1865 – 1870 г. в Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Служил военным врачом в Вологде. С 14.01.1872 врач семинарской больницы (ВЕВ. 1879. 3. С. 63-64). По всей видимости, Н.А. Ильинский отчасти путает его с братом Василием Ивановичем Орнатским (24.02.1856–08.08.1938) – учился в Вологодской духовной семинарии, окончил Военно-Медицинскую академию (1880) в Вологде кроме должности младшего врача лазарета занимал должность врача духовного училища, реального училища. В 1888 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. Далее он служил в Варшаве, Архангельске и с 1907 г. в Киеве губернским врачебным инспектором. С 1915 г. на той же должности в Петрограде. Брат В.И. и П.И. Орнатского Матвей Иванович был преподавателем семинарии – см. выше. См. Сайт Орнатских. http://belolikovi.narod.ru/ornatskie.htm . Врач Вологодской духовной семинарии в 1881 и 1882 гг. В 1890-х заведующий уездной земской больницей в с. Никольском Тотемского уезда. См. Памятные книжки Вологодской губернии. Николай Николаевич Эсаулов (1864 – после 1931). Сын Уржумского городового врача. Окончил Московский университет. Защитил диссертацию (1895). Старший врач губернской больницы г. Вологды. (1895). Старший врач Губернской земской больницы г. Костромы (1900). Судебный врач (инспектор) в Костроме (1902). Инспектор Московского врачебного управления (1907). Начальник этого управления (1915). Организатор судебно-медицинской экспертизы в РСФСР. Начальник судебно-медицинской экспертизы Организационного подотдела Мосздравотдела (1928). Одновременно преподавал в Первом МГУ судебную медицину. Арестован ОГПУ в 1931 году. Приговорен к 5 годам высылки в Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна. В.Ю. Назаров. Николай Николаевич Эсаулов//Судебно-медицинская экспертиза. 2016. 6. С. 62-64. С 1899 по 1901, см. Памятные книжки Вологодской губернии. Владимир Николаевич Проскуряков (ум. 1920) окончил Императорскую военно-медицинскую академию (1898). С 24.11.1898 врач-интерн губернской земской больницы, с 16.06.1899 сверхштатный ординатор той же больницы, с 28.08.1902 врач семинарской больницы и преподаватель медицины в Вологодской духовной семинарии. См. ВЕВ. 1902. 22. С. 296.

http://bogoslov.ru/article/6177625

—376— ваясь, с ограды сквозь отворённую дверь до самого верха башни. Это последнее мнение подтвердилось в последствии, когда в башне устроен был водоём, и дверь с ограды заперта. С тех пор ни на ограде, ни снаружи, под стенами башни, никаких звуков не слышно. При рассуждении об этом случае, наставник мой Ф.А. Голубинский, собиравший сведения об отношениях усопших к живым, склонялся на мнение о стонах самоубийцы, а товарищ его, профессор П.С. Делицин, считал причиной звуков действие сквозного ветра. В том же 1827 году почтенный наставник мой Ф.А. Голубинский вступил в брак с сестрой своего учителя и друга – Василия Ивановича Кутневича (тогда протоиерея Московского Архангельского собора, а позднее протопресвитера армии и флотов и члена св. Синода), Анной Ивановной. Он должен был оставить казённую квартиру в Академии, как человек женатый, и поселился в наёмной квартире, потому что оба помещения в казённом академическом доме в Ильинской слободе были заняты двумя семейными профессорами. Тогда, при жалованье довольно скудном, не выдавалось квартирных денег; впоследствии наставники Академии стали получать пособие по этому предмету. Выше сказал я, что в шестом курсе я был знаком с весьма многими (почти со всеми) студентами, но из числа их были приняты покойной матушкой весьма немногие, а именно: Василий Потапович Знаменский, пользовавшийся особенным покровительством Ф. А. Голубинского. Он был уроженец г. Ярославля и постоянно занимал в разрядных списках первое место. При переходе в старшее отделение он отличился стихотворениями, написанными на посещение Лавры и академии императором Николаем Первым. Привожу для ознакомления с этими песнопениями две строфы первого из них: Когда, как гром, раздался глас: «Благословенный взят от нас!» И свет очей от нас сокрылся, И день нам в ночь преобразился, И, мнилось нам, земля тряслась, —377— И буря над главой неслась, – И мы, питаяся слезами: «Почто его от нас Ты взял, Утеху Россиян отъял? » Вопили к Вышнему сердцами: Тогда Благословенный в век,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Вообразите», писал он, «что я достал из Ярославля не более как 12-хорную (48-голосную) обедню и к ней 2 концерта конца XVII или начала XVIII века. Вот каковы были русские-то!» Много преуспел С. В. Смоленский в деле привлечения к духовно-музыкальному творчеству не только своих ближайших помощников (А. Д. Кастальский, П. Г. Чесноков), но и других видных музыкантов, как например, А. Н. Корещенко, М. М. Ипполитова-Иванова, Ильинского, А. Т. Гречанинова. Смоленскому же принадлежит мысль об устройстве превосходных по замыслу и исполнению исторических концертов Снодального хора в 1895 году.» Василий Сергеевич Орлов, сын дьячка, мальчиком был принят в снодальный хор, окончил духовное училище для малолетних певчих и московскую консерваторию, будучи в ней учеником П. И. Чайковского. По рекомендации директора консерватории Н. Г. Рубинштейна, он был в Москве регентом хора из рабочих типографии А. И. Мамонтова, с каковым с успехом исполнил в 1880 г. впервые только-что написанную литургию Чайковского. По рекомендательному письму последнего К. П. Победоносцеву и прокурору Снодальной Конторы А. Н. Шишкову, Орлов был назначен в 1886 г. регентом снодального хора. «Последний», пишет Александров, «до Орлова страдал особенным сантиментально-драматическим стилем исполнения церковных композиций. Этот стиль держался во всех хорах до конца XIX века и поддерживался таким авторитетным учреждением, как Придворная Певческая Капелла. Орлов был достаточно подготовлен к тому, чтобы обновить и, главное, облагородить стиль исполнения. Ломку Орлов доводил осторожно и при поддержке таких сведущих лиц, как П. И. Чайковский и С. И. Танеев. При настойчивой, неутомимой работе Орлова Снодальный хор достиг высокой степени совершенства исполнения в смысле безупречной интонации и выдержанности стиля... Его ученик, теперь профессор Московской консерватории В. П. Степанов, так говорит о В. С. Орлове: «Мягкий в жизни он делался стальным на эстраде. В момент творческого вдохновения он положительно преображался и стоял перед хором весь – власть, сила, огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Село Черница – под именем Щерницы (ошибочно) – упоминается в акте от 1585 года марта в жалобе Звягольского наместника Василия Богдановича Ильинского и войта Корецкого Томила Манцевича на Берестейского воеводича Фридриха Тышкевича о том, что он переманивает к себе из имения Пулин крестьян на условиях 20-летней льготы от повинности, причём Черница упоминается, как владение Звягельского князя, воеводы Киевского Константина Констант. Острожского, входившее в состав Пулинского околотка и находившееся под управлением атамана Пулинского – Супруна; подданные князя: Гриц, Евхим, Роман и др. (подданные (з) Щерницы) «с быдлом, овцами и козами» были переманены Тышкевичем в свои имения (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 147). Затем – под именем местечка Черници – оно упоминается в акте от 1650 года 7 января в жалобе Щасного Вонсовского – уполномоченного жены Виленского воеводы и гетмана вел. княжества Литовского Анны-Алоизии Ходкевич, на арендного владельца м. Вильска, пана Александра Цеклинского и на слугу его Яна Белецкого о том, что он, Белецкий, будучи казацким писарем и имея знакомство с войтом м. Черницы Иваном Водянюком, уговорил при посредстве этого войта, около 120 крестьян из местечка Черници, села Бровник, с. Старыков, села Немилной, с. Филипович, с. Лунчиц и из др. сёл Звягельской волости – уйти в арендуемое Циклинским имение, и действительно: ночью 29 декабря 1649 года вывел их из этих сёл со всем их имуществом, привёл их в м. Вильск и здесь – совершенно ограбил их, «коней, возы, скрине и всю субстанцию и маетность их... побрав и пошарпав». При этом у войта Ивана Водянюка он отнял 16,000 злотых польских – чиншевых, собранных им с крестьян Звягельской волости для помещика, и 2,000 злотых – его собственных; кроме того у того же войта он отобрал «шабель добрых три, палаш, луков два, пистолетов пару, суконь разных пар пять, колдру (одеяло) турецкую, матерац атласовый, сукню одну з срыбрными петлицами, бутов турецких пар пять, вилчур две, сукманов белоголовских два, летников пять, (из коих) один турецкий, желтокгоронний, другой червоный турецкий, коней семь, бахмата строкатого, влас-наго протестуючаго, канев осьмнадцать, сукна простого локот пятдесят, котелков три, наневок две, быдла сорок… а у в Уласа (Власа), (крестьянина) Щерницы (т. е. с (из) Черницы) он отнял «кожух новый одевальный, хуст белых скрыню одну, сукна простого локоть чотыры» (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 558, 562). Есть ещё Черница – село в Острожском уезде, в 1-м благоч. округе, а также село в Галиции (в Роздольском униатском деканате), близ Днестра, к западу от г. Роздола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

окончании семинарии учился в Москов[ской] Акад[емии] был смотрителем Пошехон[ского] дух[овного] училища, где и умер. Л.82. ленной портерной семинаристов. Когда мы вошли в нее, то там сидело уже человек до 10 семинаристов разных классов. Подойдя к хозяину портерной, стоявшему за стойкой, Вальский, очевидно свой человек хозяину, что-то ему сказал, а тот мотнул головой, и наша партия пошла вслед за нашим вожатым в заднюю половину, по всем признакам хозяйскую спальню.  Осведомившись, сколько у меня денег, В[альс]кий сделал соответствующий заказ пива. В первый раз в жизни мне пришлось пить пиво и, по правде сказать, оно мне не понравилось. После нескольких стаканов этого напитка я почувствовал себя не хорошо и должен был выйти задним ходом на улицу, чтобы освежиться. Голова моя кружилась. Около 11 часов мы возвратились в семинарию и не заметно прошел в спальню. Когда я лег на койку, голова моя закружилась, был позыв на рвоту, но я употреблял невероятные усилия, чтобы меня не вырвало. Выйти в коридор я боялся, ибо с минуты на минуту ожидался обход Л.82 об. спален помощником инспектора. Но вот скрипнула дверь и в спальню появился со свечкой в руках член инспекции. Я лежал, наглухо закрывшись одеялом. Положение мое было самое критическое. Но все прошло благополучно. Однако этот случай заставил меня быть внимательным к себе и осторожнее в подобного рода случаях. Новым преподавателем в III кл[ассе] явился Василий Иванович Покровский , бывший до сего времени помощником инспектора в нашей семинарии. Покровский был, кажется, последним лицом, сдававшим, для получения права преподавательства, пробный урок. Его объяснения по логике, в присутствии всего состава семинарского правления, были настолько туманны, что, когда, после своего объяснения, он спросил повторить, то никто из учеников не мог дать удовлетворительного ответа, что очень огорчило В[асилия] Ив[анови]ча. В последствии это был один из лучших преподавателей семинарии. Год пребывания моего в III кл[ассе] был годом полным тревог. Постоянные покушения

http://bogoslov.ru/article/6174500

Ещё выяснилось, что монахов тут мало, а к ним должна вот-вот приехать какая-то, ну, очень большая делегация и принять они нас в связи с этим, к глубокому сожалению, не могут. — Звонить надо, - сокрушался монах. — Мы очень любим Русию, а так никак не можно. Ну, мы, собственно говоря, и не собирались у них оставаться, мы в Ксилургу шли. Услышав про Ксилургу, монах искренне обрадовался и уважительно закивал головой. — О, падре Николас! А как, кстати, пройти до Ксилургу? — Кареес, на Кареес, там садись машин. Мы опешили. — Да мы только мимо Карей проходили. Нам сказали, тут рядом. Монах почесал в затылке. Ситуация выглядела неоднозначной: топать обратно в Карею не входило в наши планы, а оставлять нас не входило в планы скита. Монах предложил дождаться, когда придёт автобус с делегацией и потом на нём вернуться в Карею, там заночевать в гостинице, а утром ехать в Ксилургу. Вариант с гостиницей тоже не радовал, впрочем, заночевать можно было, бы, наверное, в Кутлумуше или Александровском скиту, но злоупотреблять гостеприимством казалось неприличным. И потом — нам очень хотелось в Ксилургу. Вот интересно: когда мы только прибыли на Афон, ни о каком Ксилургу мы даже не знали, а теперь нам казалось, что это и есть главное, ради чего Господь привёл нас сюда. Монах, видимо, тоже чувствовал, как нам надо было в Ксилургу, и переживал ситуацию не меньше нашего. — Не заслужили мы по Афону пешком ходить, — вздохнул Алексей Иванович. — Пешком трудно, — ответно вздохнул монах. — Ничего, от Иверона дошли нормально. — Ивера? — переспросил монах. — Ну да. А он думал, мы на машине приехали. — Тут пешком трудно, — покачал монах головой и пошёл из храма, а мы за ним, не догадываясь, что уготовил нам насельник Ильинского скита. Он повёл нас узкой дорожкой вдоль монастырских построек, и мы скоро оказались на хоздворе, там уже монастырских стен не было, так, заборчик по грудь, правда, каменный. Монах показал в сторону горы напротив. — Ксилургу. Кроме леса, укатанного серой облачной пеленой, мы ничего не видели.

http://isihazm.ru/1/?id=2078

Собрания членов Комиссии по делу помощи нуждающимся бывшим воспитанникам Академии определялись надобностью. Приблизительно во все время существования Комиссии ежегодно было от 3 до 6 собраний. Как в заседаниях Совета Братства в Сергиевом Посаде, так и в собраниях членов Московской Братской Комиссии обсуждались способы к увеличению средств, рассматривались прошения о пособии, определялись, по соображении разных обстоятельств, размеры пособий и т. д. При назначении пособий Комиссия наблюдала ту же внимательность и руководилась тою же осторожности, как и Совет Братства, поэтому предварительно расследовала степень нужды просителей. Местом собраний членов Комиссии была большею частью квартира председателя. Но нередко, особенно в первые годы, Комиссия собиралась и у других членов поочередно. Средства для благотворительной деятельности Комиссия, главным образом, получала: а) от пожертвований; б) от продажи изданий, принесенных ей в дар. а) Начало пожертвованиям на дело помощи нуждающимся бывшим воспитанникам Академии положено было на собрании 40 бывших воспитанников Московской Духовной Академии 1 октября 1890 года в Московской Духовной Семинарии. Подписка, открытая тогда, дала до 1000 р. В числе подписавшихся на более значительную сумму были: Епископ Дмитровский Виссарион (100 р.), протоиерей Г. П. Смирнов -Платонов (200 р.), протоиерей А. М. Иванцов-Платонов (800 р.), протоиерей А. С. Ильинский (100 р.), протоиерей П. И. Казанский (50 р.), священник М. Я. Геликонский (100 р.). Благодаря подписке 1 октября и последующим пожертвованиям, основной фонд Отдела к майскому Общему Собранию Братства в 1891 году дошел до 2900 р., которые протоиереем А. М. Иванцовым-Платоновым и были в этом Собрании переданы в кассу Братства, Еще значительнее сделались пожертвования, когда организовалась постоянная Комиссия в Москве для вспомоществования нуждающимся бывшим воспитанникам Академии. Наиболее крупные из этих пожертвований были: от Митрополита Киевского Иоанникия (1000 р.), затем от Ю. И. Базановой (5100 р.) и от В. П. Кельх (3100 р.). Сумма, поступившая от двух поименованных жертвовательниц, была столь значительна, что Комиссия сочла своим долгом отблагодарить их особым благодарственным адресом. Затем должны быть упомянуты пожертвования в 100 р. или более, поступившие: от Харьковского Архиепископа Амвросия (300 р.), от Епископа Можайского Александра, от протоиереев: А. А. Ансерова, А. А. Лебедева , М. В. Модестова, И. И. Сергиева, А. И. Тихомирова, от священника В. А. Быстрицкого, от Д. Ф. Самарина (500 р. в два раза), графа С. В. Орлова-Давыдова (800 р.), от П. С. Владимирского, от вдовы Симбирского протоиерея Е. Г. Никольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

Помню, как горели у убитой мамы волосы… А у маленького возле нее – пеленки… Мы переползли через них со старшим братом, я держалась за его штанину: сначала – во двор, потом в огород, до вечера лежали в картофлянике. Вечером заползли в кусты. И тут я расплакалась… Каким образом мы остались живы? Не помню… Живы остались мы с братом и четыре котенка. Пришла наша бабушка, она жила за рекой. Забрала нас всех… «Запомни: Мариуполь, парковая, 6…» Саша Солянин – 14 лет. Сейчас – инвалид войны первой группы. Как не хотелось умирать… Никогда так умирать не хочется, как на рассвете… Нас ведут на расстрел. Ведут быстро. Немцы куда-то спешат, это я понял из их разговора. До войны любил уроки немецкого языка. Даже сам выучил наизусть несколько стихотворений Гейне. Нас трое: двое военнопленных – два старших лейтенанта и я. Мальчишка… Меня словили в лесу, когда оружие собирал. Несколько раз удирал, а на третий словили. Умирать страшно… Мне шепчут: – Беги!! Мы бросимся на конвойных, а ты прыгай в кусты. – Не побегу… – Почему? – Буду с вами. Я хотел погибнуть вместе с ними. Как солдат. – Приказываем: бежать! Жить! Один, Данила Григорьевич Иорданов, был из Мариуполя, другой, Александр Иванович Ильинский, из Брянска. – Запомни: Мариуполь, Парковая, 6… Запомнил? – Брянск, улица… Запомнил? Стали стрелять… Побежал… Я бежал… В голове у меня стучало: так-так… запомнить… так-так-так… запомнить. И от страха забыл. Я забыл название улицы и номер дома в Брянске… «Я слышала, как у него остановилось сердце…» Лена Аронова – 12 лет. Сейчас – юрист. Наш город вдруг стал военным… Наш тихий и зеленый Гомель… Родители решили отправить меня в Москву, там в военной академии учился мой брат. Все считали, что Москва никогда в жизни не будет захвачена, это непобедимая крепость. Уезжать я не хотела, но родители настояли, потому что, когда нас бомбили, я ничего не ела днями, в меня насильно впихивали еду. Заметно похудела. Мама решила, что в Москве спокойно, в Москве хорошо. И там я поправлюсь. А они с папой приедут, как только война кончится. Очень скоро.

http://azbyka.ru/fiction/poslednie-svide...

  Л. 340   раз повторять одни и те же ноты. Нередко он объяснял ученикам, что композитор хотел достигнуть, перелагая на ноты ту или иную песню и сообразно с этим высказывал пожелания, чтобы и ученики-певцы прониклись духом композитора, стараясь по возможности осуществить идейное желание последнего, пели вообще с чувством, осмысленно, проникновенно, особенно при исполнении церковных композиций. К сожалению, Вас[илию] К[нстантинови]чу не пришлось долго руководить нашим хором. В 1911 году он перешел на службу в свою родную Ярославскую сем[инарию]. С чувством искреннего сожаления семинария простилась с прекрасным певцом-регентом и вместе хорошим душевным Преемником Воскресенского явился Павел Иванович Гребенщиков . И этот учитель-регент, как истый любитель пения, немало потрудился для семинарского хора. Гребенщиков в пении обращал внимание глав[ным] образ[ом] на технику, чтобы пение было безукоризненно стройное, без малейшей фальши. В этом отношении он достигал действительно прекрасных результатов   В начале революции, с пострижением в монашество с именем Вениамина, был епископом Романовским. Умер в тюрьме в 1931 году.   Л. 340 об.   И среди воспитанников-певчих были выдающиеся певцы: из них в последнее время обращал на себя внимание Евангел Вас[ильеви]ч Яхлаков , обладавший красивым баритоном. На одном из собраний, когда Яхлаков исполнял соло в концерте, губернатор Шрамченко с удивлением спросил ректора, не оперного ли певца он слышит. Этот же губернатор, поначалу не благоволивший к семинарии, был вместе со своей женой приглашен на вокально-инструментальный вечер. Вечер был на масляной. Шрамченко сначала отказался быть у нас, ссылаясь на то, что в этот же вечер он приглашен в техническое училище. Однако пред самым началом нашего вечера он сообщил ректору по телефону, что он имеет намерение побывать на короткое время и у нас. Губернатора встретили и проводили в зал. Прошло первое отделение, после которого наступил антракт. Губернатора вместе с женой пригласили пить чай в одну из классных комнат, обставленную и убранную с большим вкусом. Антракт

http://bogoslov.ru/article/6176541

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010