Апрель 1 апреля 1. Преп. Мария Египетская . Жизнеописание этой дивной святой составил св[ятитель] Софроний, патриарх Иерусалимский. Иеромонах, старец Зосима, однажды Великим постом удалился в заиорданскую пустыню на двадцать дней пешего пути. Вдруг увидел он некое человеческое существо, сухое и нагое, с белыми, как снег, волосами, которое бросилось бежать от взора Зосимы. Старец долго бежал вдогонку, пока то существо не укрылось в [русле высохшей] реки и не крикнуло: «Авва Зосима, прости меня Господа ради, что не могу предстать я пред тобой, ибо[, как видишь,] я женщина нагая!» Тогда Зосима бросил ей свою верхнюю одежду. Она закуталась в нее и вышла к нему. Старец устрашился, услышав свое имя из уст той незнакомки. После долгих уговоров женщина поведала ему о своей жизни. Родилась она в Египте и с 12-летнего возраста начала блудно жить в Александрии. И в [этом] разврате провела целых 17 лет. Гонимая плотским разжжением, однажды села она на корабль, плывший ко Иерусалиму. Прибыв в Святой Град, она вместе с другими захотела войти в храм, чтобы поклониться Честному Кресту, но какая-то незримая сила удерживала ее, не давая ей переступить порог церкви. Объятая великим страхом, воззрела она на икону Пресвятой Богородицы в притворе и начала молиться Ей, чтобы позволила Она войти ей и приложиться к Честному Древу. Исповедала она свою греховность и нечистоту, обещая пойти туда, куда управит ее Святая [и] Пречистая [Дева]. После этого ей было разрешено войти в храм. Облобызав Крест, она вернулась в притвор, поблагодарила Богородицу и при этом услышала голос: «Если перейдешь Иордан, обрящешь благой мир!» Немедленно купила она три хлеба и отправилась к Иордану, куда и прибыла в тот же вечер. На следующий день причастилась [Святых Таин] в монастыре святого Иоанна Предтечи и перешла реку. Прожила она в пустыне целых 48 лет, терпя величайшие скорби и страх и ведя брань со страстными помыслами, как с дикими зверями. Питалась травами. После этого, когда встали они на молитву, Зосима увидел ее стоящей на воздухе. Она попросила его на следующий год принести ей Святые Дары на берег Иордана, чтобы, придя, она их приняла. Ровно через год пришел Зосима вечером на берег Иордана со Святыми Дарами, недоумевая, как святая переправится через реку. Но при этом увидел он ее в свете луны: приблизилась она к реке, перекрестила ее и пошла по воде, как по суше. Когда он ее причастил, она попросила его прийти на следующий год на тот же самый [высохший] поток, где они встретились впервые. Зосима пришел и нашел на том месте ее мертвое тело. На песке над ее головой было написано: «Похорони, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, предай прах праху. Преставилась я 1 апреля, в самую ночь спасительных Христовых страданий, по причащении Божественных Таин».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

иером. Тихон (Васильев), иером. Зосима (Мельник), схим. Евфросиния (Бондаренко) I. Жизнеописание схиархимандрита Зосимы (Сокура) Пастырские труды, воспоминания духовных чад иеромонахов Тихона (Васильев), Зосима (Мельник), схимонахини Евфросинии (Бондаренко) Реалии современности ставят перед верующими много вопросов. И Господь воздвигает пастырей, которые, как маяки, указывают правильный путь в духовной жизни. Одним из таких пастырей явился замечательный человек, уникальное явление в церковной жизни конца XX – начала XXI века – схиархимандрит Зосима (Сокур; 1944–2002). Детство и юность 3 сентября 1944 года в тюремной больнице появился на свет Божий человек. Это был худенький, очень болезненный мальчик. После всего того, что пришлось испытать его матери перед самым его рождением, никто почти не надеялся, что он выживет. И уж конечно, никто не предполагал, что он будет великим подвижником веры Христовой, духовником и старцем, основателем храмов и монастырей. Мальчика назвали простым русским именем – Иван. О его родителях нам известно не очень много. Вот что говорил о них сам батюшка: «... Мать моя была глубоко верующей простой крестьянкой из Винницкой губернии, отец был из донских казаков... Господь сподобил меня воспитываться в сиротском детстве без отца. И в благочестивой семье». О его отце, которого звали Алексей, мы можем добавить лишь то, что он погиб на Западной Украине во время войны. Память убиенного воина Алексия батюшка Зосима всегда особо чтил, совершая торжественную службу в день его Ангела – Алексия, человека Божия. Мать же его, Мария Ивановна Сокур, родилась в 1904 году в большой крестьянской семье. Дед батюшки Иван Игнатович Сокур был человеком трудолюбивым и очень набожным. Он был высокого роста, сутуловатый, имел светлые курчавые волосы и голубые глаза. Летом он занимался крестьянским трудом, а зимой изготовлял сапоги и шил кожухи. Чтобы прокормить большую семью, приходилось много трудиться. А детей в семье Сокур было семь человек. Старшего сына звали Григорий, потом родились Александра, Ирина, Мария (мать батюшки Зосимы), Иван, Василий и Ольга. В доме было много икон, а перед трапезой всегда читали молитву «Отче наш.» И сам дед Иван очень любил петь молитвы, знал много колядок, разных церковных песнопений, которые любил напевать, когда чинил сапоги. Умер он в 1915 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944–2002) Отец Зосима родился в тюремной больнице в Свердловской области, где его мать отбывала ссылку за исповедание веры. Детские годы Ивана (так звали отца Зосиму в миру) прошли в Авдеевке, шахтерском городке недалеко от Донецка. Здесь после окончания ссылок и заключений поселилось много сестер Иоанновского монастыря, среди которых была и матушка Антонина, сестра его матери. В этой монашеской общине и рос будущий старец. В школе Ваню Сокура прозвали «попом». Он не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем. «У меня всю жизнь была одна партия, – говорил отец Зосима, – это Матерь Церковь , у меня был один партийный устав – это Евангелие и Закон Божий... Надо мной в школе очень издевались, за то что я в церковь ходил. Перевоспитывали учителя, привлекали школяров: вы там побейте этого попа, чтоб он в церковь не бегал!.. Гонимый, ненавидимый, шел и шел я в храм Божий, бесу на зло...» С детских лет Ваня Сокур мечтал стать священником, но поступить в семинарию сразу не удалось – началась эпоха хрущевских гонений на Церковь , и у него не приняли документы. Он выучился в техникуме на ветеринара, а через год после окончания техникума стал послушником в Киево-Печерской лавре. После ее закрытия определился в Свято-Духовский скит Почаевской лавры. О недолгом пребывании в скиту отец Зосима вспоминал с любовью: в те годы в Почаеве подвизались преподобные старцы Кукша Одесский и преподобный Амфилохий. Несмотря на множество препятствий, Ване Сокуру удалось все же поступить в Ленинградскую Духовную семинарию, а затем и в академию, которую он закончил в 1975 году. Тогда же он принял монашество с именем Савватий. По распределению он был направлен в Одесскую епархию, в Свято-Успенский монастырь, где ему определили жить в той самой келье, которую прежде занимал преподобный Кукша Одесский. Отцу Савватию перешла и схимническая одежда преподобного Кукши, к которой батюшка относился как к великой святыне. Чтобы ухаживать за матерью, отец Савватий переходит в Донецкую епархию, где становится настоятелем сельского храма святого Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Том I. Зосимовские святые Преподобный старец схимонах Зосима, пустынножитель и чудотворец Владимирский   На берегу небольшой речки Молохчи, возвышается холм, чьи склоны некогда были покрыты густым еловым бором. Тишина и безмолвие царили здесь. Лишь неугомонный щебет птиц да завывания метелей – все о свою пору – нарушали царящее затишье. Место это укрылось в стороне от торговой, так называемой «средней», дороги из Александрова к Троице, в Переяславль-Залесском уезде, в Кинильском стане, в даче пустоши, называемой Ульянина, издавна принадлежавшей сельцу Каравайкову и составлявшей до 20-х годов XVIII столетия вместе с двадцатью тремя пустошами, родовую вотчину господ Тимоновых. Не без воли Божией, в неведомый день последней четверти XVII века, посетил эту пустошь старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. По душе пришлось старцу покойное место, значительно удаленное от людского жилья. Отшельник помолился Богу, испросил откровения Его святой воли и, познав в своем чистом сердце, что именно этот уединенный уголок предназначен ему для подвижничества и пустынножительства, остался здесь навсегда. Он поставил тут деревянную часовню и келью и начал вести безмолвную жизнь, руководствуясь в своих подвигах и лишениях примером подвижничества преподобного Сергия, житие которого ему, как добродетельному иноку Свято-Троицкой Сергиевой обители, было хорошо известно не только по книгам, но и по преданиям. Кельей схимонаха Зосимы была тесная, малая изба, в углу которой размещалось все его богатство – несколько образов. Пни в лесу служили сиденьем и местом отдыха. Близ речки Молохчи он собственноручно вырыл колодец, доставлявший ему прекрасную ключевую воду. Старец Зосима был избранником Божиим. Жизнь в лесной пустоши, удаленной от человеческих взоров, не устраивается по произволу и разуму человеческому; она определяется по особому смотрению, призванию и откровению Божию. Блаженный подвижник был из числа тех людей, о которых св. апостол Павел говорит, что они скитались…, терпя недостатки, скорби, озлобления, и весь мир не был достоин их. 3 Мир, по своему недостоинству, сначала не понимает великих молитвенников, но затем в какой-то момент прозревает и начинает их ценить, ищет в пустынях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобная Мария была египетской подвижницей. Вот как сама она открыла свой жизнь св. Зосиме (память его 4 апреля), который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне. «12-ти лет я ушла из дома родителей в Александрии, где начала вести жизнь порочную. Однажды с народной толпой отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь , но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь , когда входят другие. Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала и вдруг, подняв глаза кверху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно взошла в церковь, поклонилась св. кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: «Ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей!» Я послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря св. Предтечи, близ реки Иордан. Выкупавшись в св. реке, я вошла в церковь, приобщилась св. таин и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь прожила я 40 лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пище, которую всегда имела в Египте. Иногда не было простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые прежде я пила без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя». Рассказав свою жизнь, св. Мария просила Зосиму, чтобы он в будущем году, в Великий четверг, принес из монастыря св. Дары и причастил ее в тот самый день, в который Господь причащал Своих учеников. Св. Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал св. подвижницу. Наконец увидел, что она идет и, подойдя к реке, благословила ее и пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: «Что ты делаешь? Ты священник, и в руках у тебя св. Дары». Причастившись, св. подвижница просила еще раз прийти к ней в пустыню; Зосима явился через год и нашел ее уже умершей. Подле тела ее на песке были начертаны слова: «Отец Зосима! похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля». Это было 1 апреля 521 года, в самый день ее причащения. Память св. Марии, кроме 1 апреля, чтится в воскресенье и четверг 5-й недели Великого поста. Чтится в это время для того, чтобы показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния. Мощи св. Марии частями находятся в разных городах Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Мария Египетская Воскресенье, до которого Господь сподобил нас дожить, Церковь посвятила величайшей святой. Звать ее просто — Мария Египетская. Жизнь этой подвижницы изумительна. Не случайно Церковь напоминает нам об этом земном Ангеле в дни Великого Поста, когда каждый христианин обязан строго осудить грехи прежних дней и, взирая на подвиги Марии, учиться посту, молитве и покаянию. О жизни Марии мы узнали из слов преподобного Зосимы. Подвизался сей старец в одном из монастырей Александрии. Труды его изумляли братьев, а смирение восхищало окружающих. Своей молитвой он призывал благодать Божию, творящую чудесное знамение. Господь одарил Зосиму прозорливостью. Со временем преподобный старец задумался, насколько велики его подвиги. “Наверное, — возгордился он, — нет более усердных служителей Господу, чем я”. Но однажды Ангел Господень явился Зосиме и открыл, что подвиги его малы в сравнении с истинными тружениками Христовыми в некоем монастыре за Иорданом. Небожитель повелел ему идти туда. Взяв благословение игумена, Зосима отправился в путь. Углубившись в непроходимую пустыню, старец обрел искомое. Монастырь, в котором он остановился, изумлял своими ангелоподобными насельниками. Все дни и ночи монахи проводили в пении псалмов, в молитвах и трудах. Пищей их было лишь малое количество хлеба и воды. Когда наступала первая седмица Великого Поста, иноки собирались вместе, причащались Христовых тайн и, взяв благословение игумена, удалялись вглубь иорданской пустыни. Они расходились в разные стороны, дабы в дни поста, не видя никого и не думая ни о ком, горячей молитвой и подвигами растить и умножать в своем сердце любовь ко Господу. Преподобный Зосима, взяв с собой три небольших хлеба, в ветхой одежде, как и все, отправился вглубь пустыни. Двадцать дней он в посте, молитве и богомыслии шел все дальше и дальше. Отдыхал старец лишь короткое время, ночью, лежа на земле. Однажды, остановившись у высохшего русла когда-то бурной реки, старец горячо молился. Вдруг едва уловимый шорох заставил оглянуться подвижника. Человеческая тень промелькнула на значительном расстоянии. Старец перекрестился, подумав, что это диавольское искушение. Однако тень снова появилась и скрылась за холмом. Божественный голос в сознании подвижника повелел бежать за удаляющимся человеком. Зосима стал преследовать беглеца, умоляя остановиться. Преподобный был абсолютно уверен, что это великий подвижник, живший в пустыне, и надеялся получить от святого наставление в жизни и подвигах.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Именины в ноябре Ноябрьские православные праздники 4 ноября православной церковью установлено празднование в честь одной из наиболее почитаемых икон Пресвятой Богородицы – Казанской. В этот день вспоминается избавление Москвы и всей России от польского нашествия. 1 ноября, 2010 4 ноября православной церковью установлено празднование в честь одной из наиболее почитаемых икон Пресвятой Богородицы – Казанской. В этот день вспоминается избавление Москвы и всей России от польского нашествия. Православные праздники и именины в ноябре. Мы расскажем о том, как назвать ребенка, мальчика или девочку, рожденного в ноябре по православному календарю. Именины в ноябре: дни памяти святых и православные праздники в ноябре Мужские и женские имена в ноябре: 1 — Дмитрий, Евсей, Иван, Леонтий, Сергей, Феликс, Флор. 2 — Александр, Артемий, Герасим, Герман, Иван, Ирина, Зосима, Леонид, Матрона, Михаил, Николай, Павел, Петр. 3 — Александр, Алексей, Анатолий, Аркадий, Василий, Владимир, Георгий, Демьян, Дмитрий, Захар, Иван, Иларион, Киприан, Константин, Никандр, Николай, Пелагея, Сергей, Софроний, Федор, Юлиан, Яков. 4 — Александр, Анна, Антон, Василий, Владимир, Герман, Григорий, Денис, Елизавета, Захар, Иван, Ираклий, Константин, Максимилиан, Николай, Павел, Серафим, Федор. 5 — Александр, Владимир, Елисей, Емельян, Евфросиния, Игнатий, Максим, Никифор, Николай, Яков. 6 — Алексей, Афанасий, Георгий, Зосима, Иван, Лаврентий, Николай, Петр. 7 — Анастасий, Матрона. 8 — Антон, Афанасий, Василий, Дмитрий. 9 — Андрей, Валентин, Капитолина, Марк, Нестор, Сергей. 10 — Анна, Арсений, Георгий, Дмитрий, Иван, Максим, Неонила, Нестор, Николай, Прасковья, Степан, Терентий, Феврония,. 11 — Авраам, Агафья, Алексей, Анастасия, Андрей, Анна, Афанасий, Василий, Виктор, Евгений, Иван, Клавдий, Кузьма, Леонид, Мария, Наум, Николай, Павел, Тимофей, Филипп. 12 — Александр, Анастасия, Артемий, Герман, Елена, Зиновий, Иосиф, Леонид, Макар, Максим, Марк, Матвей, Петр, Семен, Степан, Юлиан. 13 — Александр, Алексей, Анатолий, Артемий, Василий, Всеволод, Герман, Демьян, Иван, Иннокентий, Кузьма, Леонид, Никодим, Николай, Петр, Роман, Савва, Сергей, Спиридон, Степан, Трофим, Федор, Яков.

http://pravmir.ru/imeniny-noyabra/

Закрыть itemscope itemtype="" > Впервые за шесть десятилетий совершено освящение православного храма в Ингушетии 16.10.2012 409 Время на чтение 3 минуты 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима совершил великое освящение Покровского храма в станице Орджоникидзевской (Слепцовской) Республики Ингушетия и первую Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.Ru. Это первое освящение православного храма в Ингушетии за последние более чем 60 лет. Правящему архиерею сослужили настоятель Покровского храма г. Дербент протоиерей Николай Котельников, благочинный Свято-Введенского мужского монастыря г. Киева архимандрит Еразм (Правик), секретарь епархии священник Савва Гаглоев, наместник Спасо-Преображенского монастыря г. Муром игумен Варлаам (Пономарев), благочинный Магасского церковного округа, настоятель Покровского храма священник Сергий Мальцев, настоятель Свято-Георгиевского кафедрального собора г. Владикавказа священник Иоанн Сухов, священник Покровского храма ст. Слепцовской Александр Бочаров, протодиакон Димитрий Кондратьев, диаконы Петр Евстафьев и Даниил Булатников. За богослужением пел архиерейский мужской хор под руководством регента Рустика Фенченко. По завершении Литургии состоялся крестный ход с участием духовенства и многочисленных прихожан. У креста, сооруженного в память о некогда стоявшем здесь храме, была совершена лития по протоиерею Петру Сухоносову, многие годы являвшемуся настоятелем станичного Покровского прихода и злодейски убитому в 1999 году. По окончании богослужения архиепископ Зосима поздравил клириков Покровского храма с освящением церкви и благословил их на дальнейшее служение на благо Православной Церкви в Ингушетии. Обращаясь к пастве, иерарх выразил надежду, что новый храм станет очагом православной веры, благочестия и духовного просвещения. Поблагодарив строителей и всех тех, кто внес свой вклад в возведение храмового комплекса, правящий архиерей объявил о награждении архиерейскими грамотами наиболее отличившихся. Среди них — председатель Счетной палаты РФ С.В.Степашин, аудитор Счетной палаты С.Н.Рябухин, главный инспектор Счетной палаты А.Н.Усанов, лично присутствовавший на богослужении, игумен Варлаам (Пономарев), трудами которого было начато строительство храма, и настоятель Покровского храма священник Сергий Мальцев.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/16/vp...

О калмыках-католиках РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26680.html 01 марта 2006 Александр Щипков О калмыках-католиках 1998, май Публикуется впервые Сегодня я расскажу вам о том, какие невероятные религиозные коллизии порой случаются в некоторых регионах нашей, несмотря ни на какие урезания, необъятной родине. Речь пойдёт о Калмыкии. Формально калмыки считаются буддистами, но многие из них крестят детей, соблюдают православные праздники, держат в домах иконы. Буддизм в Калмыкии претерпевает реформацию, но сейчас поговорим об иных вероисповеданиях, появившихся в последние годы в Калмыкии. Своеобразное религиозное состояние Калмыкии во многом определяет её президент – Кирсан Илюмжинов, который, будучи человеком творческим и ищущим, является, на мой взгляд, носителем своеобразной религиозной идеологии, которая отчасти выражена в его книге " Калмыкия – земля духа: национальная идея " . Илюмжинов утверждает существование некоторого " единого потока духа " , который объединяет эпическую мудрость, язычество и буддизм. Но Илюмжинов не ограничивается этномудростью одного калмыцкого народа. Большое почтение он проявляет к РПЦ, регулярно, до самой смерти болгарской прорицательницы Ванги ездил к ней за советом, имел аудиенции у Иоанна Nabлa II в Ватикане. Улицы Элисты и даже гостиничные номера обклеены портретами Илюмжинова то в обществе Далай-ламы, то в обществе патриарха Алексия. В начале своего правления Илюмжинов выступил с проектом строительства храма Всех религий, но потом забросил эту идею, убедившись в её неосуществимости. Идея объединения религий Востока и Запада, некой " планетарной веры " оказалась созвучной мунизму. Муниты в течение нескольких лет поддерживались калмыцкими властями и даже получили допуск в школы и вузы. Потом и это надоело Кирсану. Мунитов выгнали из Калмыкии. А в 1995 году в республике была организована самостоятельная православная епархия, которую возглавил епископ Зосима. Епископ Зосима человек энергичный и умелый политик. Одно время он был депутатом калмыцкого парламента и поддерживал Илюмжинова на выборах калмыцкого президента.

http://religare.ru/2_26680_1_21.html

Часть I. Преподобный Зосима (Верховский) – основатель Троице-Одигитриевского женского монастыря Семья Схимонах Зосима (Верховский) , в миру Захария, принадлежал к древнему дворянскому роду Смоленской губернии. Родоначальник рода, Адам Верховский, в 1620 году эконом Смоленских волостей, получил за службу привилии 13 на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна Казимира. После того как Смоленский край вернулся в 1654 году под московскую корону, сын Адама, Ян Адам, принял святое крещение с именем Александр, и с тех пор все смоленские Верховские, исповедуя Православие, служили верой и правдой русскому государю в рядах Смоленской шляхты. Московские цари признали все привилии шляхты, полученные от польских королей, и род Верховских был внесен в родословную книгу Смоленской губернии наряду с представителями древнего дворянства. Внук родоначальника Павел Александрович Верховский был пожалован в стольники. 14 В 1701 году в родовой вотчине Верховских, в селе Богородицком под Смоленском, была отстроена новая деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы: «храм старинной архитектуры, форму имел креста, с небольшими окнами вверху, так что мрачен; иконостас – точная копия старинного византийского письма» 15 . В этом селе, в древнем монастыре во имя Богородицы на Селище, полагал начало иноческим подвигам и отправлял богослужения смоленский святой, преподобный Авраамий, подвизавшийся в XII веке. Будучи иеромонахом, он жил в пещере, вырытой в кургане на берегу реки. Позднее на кургане поставили часовню, а в храме в 1892 году устроили придел во имя преподобного Авраамия Смоленского, где вплоть до разрушения храма находилась самая почитаемая икона преподобного Авраамия 16 . Часовни и храма не стало в советское время, в начале 1930-х годов. Жизнь многих поколений Верховских была связана с этим храмом в течение двух столетий. Здесь вырос родитель Захарии. По-видимому, здесь бывал и юный подвижник и не раз вслушивался в рассказы и вглядывался в немые свидетельства подвигов чтимого по всей Смоленщине святого, особенно близкого и родного в Богородицком. Заметим, что на Смоленской земле встречались иконы «Одигитрии» с молящимися перед Нею смоленскими святыми Авраамием и Меркурием 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010