Архив Пн Память митрополита Никодима (Ротова) почтили в Санкт-Петербурге 5 сентября 2023 г. 19:58 5 сентября 2023 года, во вторник седмицы 14-й по Пятидесятнице, отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы, день 45-летия кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) , Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии возглавил митрополит Ювеналий (Поярков) Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ,  митрополит Новгородский и Старорусский Лев, а епископ Кронштадтский Вениамин , епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , епископ Гатчинский и Лужский Митрофан , ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан , секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Геннадий Зверев, протоиерей Александр Сорокин, протоиерей Никита Зверев, иерей Павел Ермошкин, преподаватели академии в священном сане и другие священнослужители. Была отслужена панихида по приснопамятному митрополиту Никодиму. Митрополит Варсонофий передал верующим благословение Святейшего Патриарха Кирилла, с которым общался накануне.  «В Москве сегодня проходит заседание Высшего церковного совета, который возглавляет Его Святейшество, поэтому он не смог посетить наши торжества по случаю 45-летия кончины владыки Никодима. Но умом и сердцем он сегодня вместе с нами», — сказал глава Санкт-Петербургской митрополии. «Символично, что сегодня мы находимся в духовной школе, где владыка Никодим провел в основном все свои годы, будучи правящим архиереем Ленинградской и Новгородской епархии, — продолжил митрополит Варсонофий. — Здесь он обращался к учащим и учащимся, принимал духовенство, иностранные делегации, занимался епархиальным управлением, подбирал кадры для всей Церкви. Еще здравствуют люди, которых он призвал тогда к священническому и архиерейскому служению, среди них, конечно, Святейший Патриарх Кирилл, который каждый раз, приезжая в Санкт-Петербург, посещает могилу своего духовного наставника и служит там литию. Это пример для всех нас, как мы должны относиться к своим учителям. Также каждый год к нам в Санкт-Петербург приезжает владыка Ювеналий и здесь совершает Божественную литургию, служит панихиду, литию у могилы владыки, молясь о человеке, который так много дал ему. Владыка Лев был последним свидетелем земной жизни архипастыря и тоже всегда разделяет с нами этот день. Благодарю всех, кто сегодня прибыл к нам, чтобы помолиться о приснопамятном владыке Никодиме. Пусть Господь дарует ему вечный покой и удостоит тех благ, которые Он обещал всем, любящим Его. Владыка был любящим Бога, поэтому всю свою жизнь отдал Церкви, показал такую ревность и работоспособность, которые редко кто из нас может повторить. Пусть Господь даст ему все, что дает праведникам».

http://patriarchia.ru/db/text/6056709.ht...

Память митрополита Никодима (Ротова) почтили в Санкт-Петербурге 06.09.2023 14:36:37 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 5 сентября 2023 года, во вторник седмицы 14-й по Пятидесятнице, отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы, день 45-летия кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии возглавил митрополит Ювеналий (Поярков). Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Новгородский и Старорусский Лев, епископ Кронштадтский Вениамин, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Геннадий Зверев, протоиерей Александр Сорокин, протоиерей Никита Зверев, иерей Павел Ермошкин, преподаватели академии в священном сане и другие священнослужители. Была отслужена панихида по приснопамятному митрополиту Никодиму. Митрополит Варсонофий передал верующим благословение Святейшего Патриарха Кирилла, с которым общался накануне. «В Москве сегодня проходит заседание Высшего церковного совета, который возглавляет Его Святейшество, поэтому он не смог посетить наши торжества по случаю 45-летия кончины владыки Никодима. Но умом и сердцем он сегодня вместе с нами», — сказал глава Санкт-Петербургской митрополии. «Символично, что сегодня мы находимся в духовной школе, где владыка Никодим провел в основном все свои годы, будучи правящим архиереем Ленинградской и Новгородской епархии, — продолжил митрополит Варсонофий. — Здесь он обращался к учащим и учащимся, принимал духовенство, иностранные делегации, занимался епархиальным управлением, подбирал кадры для всей Церкви. Еще здравствуют люди, которых он призвал тогда к священническому и архиерейскому служению, среди них, конечно, Святейший Патриарх Кирилл, который каждый раз, приезжая в Санкт-Петербург, посещает могилу своего духовного наставника и служит там литию. Это пример для всех нас, как мы должны относиться к своим учителям. Также каждый год к нам в Санкт-Петербург приезжает владыка Ювеналий и здесь совершает Божественную литургию, служит панихиду, литию у могилы владыки, молясь о человеке, который так много дал ему. Владыка Лев был последним свидетелем земной жизни архипастыря и тоже всегда разделяет с нами этот день. Благодарю всех, кто сегодня прибыл к нам, чтобы помолиться о приснопамятном владыке Никодиме. Пусть Господь дарует ему вечный покой и удостоит тех благ, которые Он обещал всем, любящим Его. Владыка был любящим Бога, поэтому всю свою жизнь отдал Церкви, показал такую ревность и работоспособность, которые редко кто из нас может повторить. Пусть Господь даст ему все, что дает праведникам».

http://radonezh.ru/2023/09/06/pamyat-mit...

Содержание Священномученик архиепископ Сергий (Зверев) Архиепископ Сергий (в миру Александр Михайлович Зверев) родился в феврале 1872 года в селе Новопавловке Бердянского уезда (Запорожская область) в семье священнослужителя. Воспитан был в страхе Божием. Увлекшись светскими науками и обладая недюжинными способностями, Александр Михайлович оканчивает юридический факультет Московского университета и певческую капеллу со званием регента и учителя церковного пения 1-го разряда. Но влекомый Благодатию Божией Александр Михайлович решил идти по стопам отца. Он оканчивает Духовную семинарию в 1897 году и Московскую Духовную Академию со званием кандидата богословских наук, преуспев в науках и благочестии. В 1899 году Александр Михайлович рукополагается в священный сан, окончательно избрав служение Христу и Его Церкви. В том же году о. Александр назначается инспектором и законоучителем Таврического епархиального женского училища. 19 сентября 1912 года за заслуги перед Церковью отец Александр возводится в сан протоиерея. В 1919 году назначается смотрителем мужского Духовного училища. До 1920 года он служит в Министерстве народного просвещения. С 1921 года — священник Петро-Павловского Симферопольского собора. Но времена менялись. На смену преподобническому подвигу Господь Своих верных чад приготавливал к исповедническому. До времени копится Благодать Божия в человеческом сердце, напитывая все его существо, доколе по неисповедимым судьбам Божиим человек не приводится к своей Голгофе, пройдя которую, единственно и может сподобиться благодати Фавора. В 1922 году по Таврической епархии прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих, подлинный, лицемерный смысл и цели которой достоверно стали известны только недавно. Правящий архиепископ Таврический Никодим (Кротков) пошел навстречу призывам оказать помощь голодающим и призвал священство, с рассуждением внести посильное содействие. Но целью было не столько изъять ценности, а в том, чтобы физически истребить наиболее твердых и активных церковников. Во всей этой несимпатичной кампании активное участие принимали обновленцы. Всемерная поддержка властей придавала им особую дерзость, и они уверенно шли к захвату епархиальной власти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2283...

В 1762 году на средства графа Ивана Илларионовича Воронцова на месте старого храма святителя Николая в Звонарях начал возводиться новый каменный храм. Руководил его постройкой известный архитектор того времени Карл Иванович Бланк. Церковь, выполненная в стиле барокко, довольно скромна в применении декоративных элементов, присущих этому стилю. Вздымающийся восьмерик, стоящий на прямоугольном основании, вытянутом с юга на север, и венчающая его главка придают особую привлекательность силуэту здания. Бланку принадлежит и аналогичный по форме, но более богатый по отделке храм, построенный в подмосковном имении графа Воронцова - Вороново, и московская церковь великомученицы Екатерины на Всполье (ул. Б. Ордынка, 60/2). Строительство храма святителя Николая в Звонарях затянулось, и он был освящён лишь в 1781 году, а затем частично достраивался. В начале XIX века возводится ограда, колокольня и трапезная. После пожара Москвы в 1812 году, в храме перестраиваются два его крыльцы, а также возводится новая церковная ограда в 1818 году. В феврале 1919 года в храм святителя Николая в Звонарях на должность настоятеля был назначен ревностный служитель Церкви Христовой протоиерей Александр Александрович Зверев. Его проникновенные службы и проповеди и усердное духовное окормление прихода привлекали к нему многих людей, жаждущих слова утешения и поддержки. Особо почитаемой святыней храма святителя Николая была икона Божией Матери " Взыскание погибших " . Существует предположение, что образ когда-то являлся семйной реликвией графов Воронцовых. На нём изображена Пресвятая Богородица с предстоящими Ей святыми, вероятно, покровителями этого дворянского рода. Перед этим образом отец Александр совершал молебны и еженедельные акафисты. Московские городские власти давно собирались закрыть храм. В 1933 году о. Александра арестовали и после распределения из Бутырской тюрьмы отправили в ссылку в город Каргополь. 16 ноября 1937 года протоиерей Александр Зверев был расстрелян на подмосковном полигоне Бутово.

http://sobory.ru/article/?object=04845

Екатерине Петровне, Екатерине Александровне, Пелагии Александровне и Серёже 1818 – мои поклоны и приветствия. Помолитесь о болящем. А. Алексий Вильна, 1889, Дек. —440— XXVII Достопочтеннейший и Достолюбезнейший Отец Протоирей Александр Алексеевич ! Сердечно приветствую Вас, Екатерину Петровну и детей с радостным праздником Христова Рождества и наступающим новым годом. Да дарует Вам Господь здравие и все Свои милости! Дня четыре мне стало лучше и температура нормальная. Но имею нужду в Вашей молитве. Друг наш Иоанн 1819 успе. Как глубоко я сожалею о нём! Заказал три сорокоуста. Вам преданный А.А. Был пражский псаломщик в худое для меня время. Искренно благодарю Екатерину Петровну за просфору. А.А. дек. 1889 г.] Письма В. Дм. Кудрявцева I 3 Января 1889 г. Ваше Высокоблагословение Многоуважаемый О. Протоиерей Александр Алексеевич ! Постоянно дружественное и сочувственное внимание Ваше ко мне позволяет мне обратиться к Вам с моею покорнейшею просьбой. Во время свидания с Вами я передавал Вам о положении семейства покойного Егора Васильевича 1820 о том, что —441— у одной из дочерей его 1821 есть жених, окончивший в прошлом году курс в нашей академии, кандидат Алексей Викторович Зверев 1822 и что для благоустройства семьи Егора Васильевича крайне необходимо, чтобы он получил место в Москве или в Вифании. В настоящее время после внезапной смерти Александра —442— Константиновича Благовещенского в Вифанской семинарии —443— очищается место преподавателя словесности. Было бы очень желательно, и для семьи Егора Васильевича очень важно, чтобы это место занял г. Зверев. Сам он – юноша вполне достойный и имеющий права на это место. Он принадлежит к числу лучших студентов прошлого курса (занимает в списке 5 место) и состоял в академии по словесному отделению. Вместе с сим он подал прошение Митрополиту, в котором просит его ходатайствовать о назначении его на вакантное место. Со своей стороны и я осмелился обратиться с такой же просьбой к Константину Петровичу. Но имея в виду важное значение, какое имеет Учебный Комитет в деле назначения кандидатов на места, я обращаюсь к Вам с покорнейшею просьбой: оказать возможное содействие в этом деле, в память одинаково чтимого мной и Вами Егора Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 3 (16) Священномученики Павел Андреев и Александр Зверев Осенью 1937 года в связи с решением советского правительства о фактическом уничтожении Русской Православной Церкви в России были арестованы десятки тысяч священнослужителей и православных мирян. В конце сентября и начале октября 1937 года были арестованы благочинный Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов Московской области протоиерей Павел Андреев, священник храма Рождества Богородицы в селе Возмище протоиерей Александр Зверев, священник Димитрий Розанов, а также жившие в этом селе монахини, состоявшие певчими в церковном хоре. Все арестованные были заключены в тюрьму города Волоколамска. Ни один из них не признал себя виновным, и следователи приступили к доказательству выдуманных против священников и монахинь обвинений, прибегнув к помощи лжесвидетелей. К уполномоченному НКВД Беринову был вызван секретарь возмищенского сельсовета Захаров, которому было предложено собственноручно написать показания о священнике Димитрии Розанове и монахинях. Тот отказался, ссылаясь на малограмотность, и предложил, чтобы сотрудник НКВД сам написал показания в протоколе. Тот согласился, но предложил рассказать, что знает секретарь сельсовета о священнике. И он рассказал, что на Пасху в 1937 году он шел из кинотеатра домой. Было около двух часов ночи. По пути домой он зашел в храм, так как путь шел мимо него. Войдя в храм, он увидел, что пасхальное богослужение подходит к концу. В конце службы священник обратился к собравшимся с просьбой оказать ему материальную помощь, так как приходится платить большие налоги, а платить нечем. Послушав некоторое время священника, он ушел домой. Как зовут этого священника, он не знает. Выслушав секретаря сельсовета, уполномоченный достал бумагу и зачитал по ней, что священник Димитрий Розанов занимается антисоветской пропагандой. – Ничего подобного я от него не слышал, – возразил секретарь сельсовета.

http://fond.ru/kalendar/1145/aleksandr/

Сергий (Зверев Александр), архп. Елецкий Родился 4 февраля 1870 года ( по другим сведениям – в 1872, 1875 гг.). Окончил духовную семинарию, Петроградский университет и Придворно-Певческую капеллу со званием регента и учителя церковного пения I-ro разряда. В 1899 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. 8 августа 1899 года рукоположен в сан иерея, и назначен инспектором классов и законоучителем Таврического епархиального училища. 19 сент. 1912 года – протоиерей. До 1920 года служил в Министерстве Народного Просвещения. 4 августа 1922 года по пострижении в монашество, хиротонисан во епископа Севастопольского, вик. Таврической епархии. (В Кат-ЯВ 245 год хиротонии указан 1924-й, это ошибочно. См.ФПС I, 144, стр.6). С 1923 года – епископ Мелитопольский, вик. Таврической епархии. 1924–1925 гг. продолжал именоваться Мелитопольским, управлял Самарской епархией. Во время подготовки к собору 1925 года обновленцы направили к епископу Сергию комиссию для переговоров, но он не принял пришедших, а через третье лицо ответил: «Не нахожу надобности вести переговоры с вашим управлением, и принять поэтому депутацию не нахожу нужным». После этого обновленцы разослали по епархии обращение к православному духовенству и мирянам. Но ни духовенство, ни миряне не стремились сблизиться с обновленцами. Наоборот, во время поездок епископа Сергия по епархии, с православием воссоединялись новые приходы, до того числившиеся обновленческими. С конца 1925 по 1927 год епархией не управлял. В начале 1927 года возведен в сан архиепископа. С 25 сент.1929 года – архиепископ Елецкий. В 1935 году уволен на покой. В Кат-ЯВ 145 ошибочно указано, что епископ Сергий с 1924 по 1925 гг. находился в обновленчестве. В эти годы он управлял Самарской епархией, числясь православным епископом. Он присутствовал на погребении Патриарха Тихона и поставил свою подпись под актом избрания в Патриаршие Местоблюстители митрополита Петра (Полянского) . В обновленчестве епископ Сергий не был. Дальнейших сведений о нем не имеем. Труды: Письмо священнику Иоанну (1925 год). (Рукопись). Литература: «Церк. Вед.» 1912, 40, стр.375. «ЖМП» 1934, 20–21, стр.3. «Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр.20, 49. «Вестн. Свящ. Син.» (обновл.) 1926, 7, стр.6. ФАОС дело 184. ФПС II, стр.3. ФПС IV, стр.7. ФПС V, 172. ФАМ I, 238, стр.19. Кат-АМ 304. Кат-ЯВ 245, стр.123, 124. Regel " son 365, 537. A.Levitin – V.Šavrov III, 128: «Er ging nach einigen Jahren tragisch als Opfer der Willkür lokaler Behörden unter. Er hatte jede Zusammenarbeit mit den Erneuerern verweigert.» Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Часов в 8–9 этого числа разнеслась весть о победе над Германией. Народ всполошился, как встревоженный улей с пчелами. Один у другого спрашивают: правда ли это. Через школьников разнеслась весть о назначенном митинге. Меня вызвали в с/совет, где один из секретарей райкома (Зверев) распорядился в имеющийся колокольчик прозвонить для быстрейшего одновременного сбора на митинг, что было выполнено. Это оказало самое лучшее действие на одновременное быстрое стечение народа. Народ, кроме организованного сбора от трех колхозов, повалил толпами. Вся площадь набилась явившимися на митинг. Были здесь митинги и раньше, но такого количества я не видел, можно сказать, все население было на митинге. Всем было радостно выслушать своими ушами желанную весть о победе над врагом. Митингом были очень довольны слушатели. После митинга часть участников верующих явилась в храм с молитвою о победе, а другие молиться о своих павших дорогих родных». Из этого письма видно, как незаметно церковь , ее влияние, внедряется в повседневную жизнь масс. Даже отдельные представители местной власти (секретарь райкома Зверев) прибегают к помощи церкви – «позвонить в колокол, чтобы скорее народ собрался». В определении степени влияния церкви на массы заслуживают внимания также некоторые показатели из моментов встречи и проведения пасхальных дней в 1945 г.: 1. По Сталинской области – «Пасхальные службы проведены во всех церквях и молитвенных домах, находящихся на территории области. Служба прошла с участием большого количества людей, например в городских церквях в среднем присутствовало от 2 тыс. до 3 тыс. человек, в поселках более 1-й тыс. человек и в сельских свыше 600 человек ;из общего количества посетивших пасхальную службу женщин до 60%, мужчин до 25% и молодежи до 15% обоего пола; в числе присутствующих в церквях были в небольшом количества военные. На территории Сталинской области церквей и молитвенных домов имеется: в городах 44, в поселках 33 и в селах 138. Для представления, какое приблизительно количество присутствовало людей, привожу следующее: в церквях и молитвенных домах, расположенных на территории города 44 х 2000=88000 чел; в поселках 33 х 1000=33000 чел., в селах 138 х 600=828000 346 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аналогичных взглядов придерживались и московский миссионер А.Д. Зверев, и священник А.Г. Альбицкий, 1284 и епископ Уральский Тихон (Оболенский). 1285 Противоположную позицию занимал протоиерей С.И. Шлеев, который не только считал, что осуждены были именно обряды, но и предлагал признать, что это осуждение было ошибкой. Несмотря на жаркие споры, третий тезис Предсоборного совета был принят, 1286 однако договориться по поводу четвертого тезиса члены отдела так и не смогли. Основная проблема была сформулирована профессором М.Н. Васильевским, в докладе которого утверждалось, что во всем своем объеме клятвы Собора 1667 года не могут быть отменены: нельзя, например, снимать клятвы с тех, кто выступал против церковной власти или хулил ее. Отменены могут быть лишь те положения, которые смущают совесть православных и единоверцев. В связи с этим Васильевский предложил разбить четвертый тезис на несколько вопросов и разбирать каждый вопрос по отдельности. Первым был поставлен вопрос: «Верна ли мысль, что Собор 1667 года воспретил употребление старых богослужебных обрядов?». 1287 Епископ Уральский Тихон (Оболенский), протоиерей Ф. Воловей и А.Д. Зверев отвечали на этот вопрос положительно, а епископ Челябинский Серафим (Александров) и А.Г. Куляшев – отрицательно. Позиция тех, кто отвечал на этот вопрос отрицательно, была сформулирована в докладе епископа Серафима, считавшего, что «поднимать вопрос о снятии этих клятв могут только сознательные или несознательные враги Православной Церкви». 1288 Основные выводы доклада были сформулированы следующим образом: 1) Снимать клятву со старых обрядов и чинов (по терминологии раскольников и раскольничествующих) это значит снимать то, чего не было и нет, ибо Собор 1667 г. в своем определении означенных чинов и обрядов не проклинал и даже не касался, и навязывать этому Собору чуждую ему мысль о поречении на «старое благочестие» 2) для лиц же, на которых действительно положена и лежит соборная клятва, то есть раскольников, поносящих Православную Церковь если бы им хотелось выйти из подклятвенного состояния, клятва эта сама собою отменяется и разрушается при их воссоединении с Церковью, ибо, по соборному определению, под клятвой и анафемой состоят они лишь до того времени, «дондеже уразумятся и возвратятся в правду с покаянием» 3) мысль, якобы с отменой клятв Собора 1667 г. расколо-старообрядцы валом повялят в Православную Церковь , в основе своей имеет или незнание раскола (¾ которого – беспоповцы – не из-за клятв отделяются от Православной Церкви, а из-за антихристова будто бы в ней царствования), или злонамеренное домогательство, чтобы Православная Церковь отменой клятв произвела над собой самоосуждение и оправдав тем раскол, вынуждена была признать на его именно стороне церковную истину

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Александр Зверев протоиерей 1937   Протоиерей Александр Зверев. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год Протоиерей Александр Зверев. Москва. Бутырская тюрьма. 1933 год Протоиерей Александр Зверев Александр Александрович Зверев с супругой Марией Алексеевной Александр Александрович Зверев. 1907 год Священник Александр Григорьевич Зверев с сыном Александром Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010