В конце жизни протопоп Стефан Вонифатьев принял монашество и основал два монастыря: Марчуговскую пустынь в Подмосковье и Покровскую обитель в Москве, которая в XX веке стал местом паломничества к мощам блаженной Матроны Московской. Пустынь получила свое имя, потому что сначала находилась в селе Марчуги вблизи современного Воскресенска. В 1655 году из-за половодья Москвы-реки, смывшего постройки, обитель перевели на более высокое место в Фаустово. Стефан почитал соловецких чудотворцев Зосиму и Савватия, поэтому принял монашеский постриг в честь одного из них. Стефан-Савватий был погребен в Покровском монастыре в Москве. У алтаря Троицкого собора Марчуговской Ново-Соловецкой пустыни сохранилось несколько старинных надгробий. Одно из них сразу бросается в глаза – оно сделано в виде каменного аналоя с покрывалом и раскрытой книгой. Надгробия такой формы ставили в XIX веке либо жертвователям, либо священникам. В Фаустово под камнем-аналоем погребен протоиерей Александр Григорьевич Зверев, который служил в Троицкой церкви 38 лет с 1870 по 1908 год. Рядом находится могила его брата доктора Владимира Григорьевича Зверева. Два сына фаустовского священника Александра Григорьевича Зверева стали новомучениками в XX веке. Родной сын Александр Александрович Зверев был расстрелян в 1937 году, а приемный сын Иоанн Березкин умер в лагере в начале 1940-х. Протоиерей Александр Александрович Зверев родился в Фаустово. В Троицкой церкви служили и отец, и дед мальчика. Однако сам Александр после окончания Духовной академии стал священником в Сергиевом Посаде. После революции отец Александр переехал в Москву, где служил в церкви Николая Чудотворца в Звонарях. В 1933 году накануне Пасхи его арестовали и по решению суда отправили в Каргополь. Через три года священник вернулся из ссылки и поселился в селе Возмищи под Волоколамском. Он служил в местной церкви Рождества Богородицы с 1936 по 1937 год. 22 сентября 1937 года Александра Александровича Зверева вместе с группой других священников и монахинь арестовали и приговорили к смертной казни. Священника расстреляли 16 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.

http://sobory.ru/article/?object=00421

Дмитревский Алексей,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1868 гг.). Отец: Иоанн Иоаннов († до 1867 г.), священник; Москва, Никитский сорок, Димитрие-Селунская у Тверских ворот церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 4 об., 5). Добров-Тихомиров Алексей,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Иоанн Григорьев († до 1864 г.), запрещенный священник, исправлявший должность пономаря; Московская губерния, Верейский уезд, село Вышгород, Крестовоздвиженская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 9, 9 об.). Доброхотов Николай,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец: Алексей Феодоров († до 1864 г.), дьячок; Москва, Харитониевская в Огородниках церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 12 об.). Долгоруков Петр,родился около 1839 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Василий Ильин, пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Оболдино, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 6 об.). Дружинин Василий,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Михаил Иванов, дьячок; Москва, Никитский сорок, Ермолаевская. на Козьем болоте церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 3 об.). Запольский Николай,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Никита Запольский, протоиерей; перемещен из Иркутской духовной семинарии, миссионер Якутской области (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 9). Зверев Александр,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Петр Иванов, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Бутурлино, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 6). Зверев Александр,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Григорий Афанасьев священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Фаустово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 12). Зверев Николай,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Михаил Георгиев, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Волынское, Спасская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 1 об., 2).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Определили: Студентов – священника Алексия Рождественского, диаконов – Александра Крупкина, Феодора Маркова и Сергия Фрязинова зачислить в списки студентов IV курса Академии. X. а) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что оставленные, по определению Совета от 4 сентября с. г., без присуждения ученой степени или звания студенты бывшего IV курса Александр Зверев и Григорий Рождественский ныне исполнили все лежавшие на них обязанности по сдаче устных испытаний и представлению обязательных письменных работ за четырехлетний академический курс; студент Зверев представил также и сочинение на степень кандидата богословия. б) Отзыв бывшего Преосвященного Ректора Академии Епископа Евдокима о кандидатском сочинения студента Зверева Александра на тему: «Современные светские религиозные мыслители и их значение для пастыря-учителя»: «Литература в настоящее время стала мощным рычагом жизни, взятой во всей сложности её разнообразных —353— сторон. И даже можно больше того сказать; для некоторых в наши дни литература стала последним авторитетом, которому они верят, которым живут и пред которым преклоняются. Литература для этих людей своего рода то же самое, что для истинного христианина Евангелие, завет Христов. Литература на своих страницах несет весь сложный обиход всяких идеалов, регулирующих жизнь подобных людей во всей её сложности и разнообразии. Вдумчивому и внимательному пастырю ныне невозможно не знакомиться с этой литературой, если только он хочет знать, что творится в душе людей, какие господствуют там настроения, как определяется ими вся жизнь человеческая. Не зная этих настроений своих пасомых, подобный пастырь может оставаться совершенно непонятым другими. Он не будет знать, где в сложной психике современного человека начинается Христово, и где начинается антихристово. Он не поймет тогда, до какого пункта он пойдет вместе со своим противником и где он должен будет оставить его непременно, не поймет, где корень его страданий. Г. Зверев в своем довольно обширном сочинении, состоящем более чем из 300 страниц, и занимается изучением современной литературы в области её соприкосновения со служением пастыря-учителя. На обширном фоне современных писателей он главным образом останавливается на изучении литературных идеалов двух писателей – Мережковского и Неплюева. Изучая их произведения самым тщательным образом, по всей сложной линии соприкосновения этих двух разнообразных миросозерцании друг с другом, он освещает их не только с чисто евангельской точки зрения, но и святоотеческой. Таким образом его работа получает некоторую удивительную связность в области преемственного развития христианского миросозерцания с глубокой седой стариной первохристианства. Там в глубинах минувших веков основоположения рассматриваемых им писателей получают или смерть или жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 3 (16) Священномученик Сергий Кедров Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 года в деревне Константиново Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Павла Кедрова. По окончании в 1901 году Московской Духовной семинарии Сергей Павлович был направлен учителем в Старниковскую церковноприходскую школу в Бронницком уезде, где проработал до 1908 года. 5 октября 1908 года в Троицком храме села Фаустово Сергей Павлович обвенчался с Людмилой Александровной, дочерью настоятеля этого храма Александра Григорьевича Зверева. Храм, в котором служил священник Александр Зверев, известен с XVII века и построен тщанием царя Алексея Михайловича. В этом храме служил священник Иван Афанасьев; его преемниками были священники Василий Иванов, Петр Васильев, Сергей Петров, Иван Сергеев, Филипп Иванов, Сергей Филиппов. После священника Сергея Филиппова с 1830 года в храме стал служить его зять, Григорий Афанасьевич Зверев, благодарная память о котором сохранялась среди жителей села как о священнике, много потрудившемся для благоустроения прихода. С 1870 года его место занял сын, священник Александр Григорьевич Зверев, чья дочь вышла замуж за Сергея Павловича Кедрова. 17 октября 1908 года Сергей Павлович был рукоположен во диакона, а через день, 19 октября, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов) рукоположил его во священника к Троицкой церкви села Фаустово Бронницкого уезда Московской губернии. В селе было два храма: Живоначальной Троицы с верхней холодной частью и с нижней теплой – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; другой храм, во имя соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, был холодным. Приход состоял из села Фаустово и расположенной в трех верстах от него деревни Юрасово и включал в себя двести сорок восемь домов, в которых проживало около тысячи шестисот прихожан. В селе была церковноприходская школа, которой заведовал отец Сергий, в ней училось около пятидесяти мальчиков и сорока девочек. В школе отец Сергий устроил особый певческий класс, где обучались дети, способные к пению и регентскому искусству; впоследствии из них составился прекрасный церковный хор, причем они оказались настолько верны своему храму, что и во время наступивших при советской власти гонений, преследований и угроз не оставили клироса.

http://fond.ru/kalendar/1146/sergiy/

Храм в скиту Коневской иконы Божией Матери освящен епископом Игнатием сентября 2015 Богослужение возглавил священноархимандрит обители, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , которому сослужили наместник Коневского монастыря игумен Александр (Арва), гости из Финской Православной Церкви: настоятель Ново-Валаамского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Сергий (Райяполви), иеромонах Михаил и протоиерей Олави, ), настоятель Царскосельского Софийского протоиерей Геннадий Зверев, протоиерей Сергий Бельков, секретарь Выборгской епархии протоиерей Дионисий Холодов, настоятель Царскосельского Екатерининского собора иерей Никита Зверев, а также все духовенство Коневского монастыря. После торжественного освящения храма в нем была отслужена Божественная литургия, за которой молились братия и гости монастыря и скита. По окончании богослужения протоиерей Геннадий Зверев напомнил собравшимся историю восстановления Коневского скита. Именно на этом месте в 1398 году был воздвигнут первый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Затем из-за сильного подъема воды в Ладоге братия была вынуждена покинуть это место и переселиться на более возвышенное, где монастырь располагается и по сей день. Скит был построен в 1874-1876 гг. В 2002 году настоятель Коневского монастыря игумен Исидор (Минаев) передал Коневский скит для восстановления Софийскому собору г. Пушкина. За 13 лет удалось полностью восстановить храм, благоустроить окружающую территорию, организовать православный детский лагерь. Отец Геннадий, вложивший немало трудов в возрождение Коневского скита, горячо поблагодарил Преосвященнейшего Игнатия за освящение храма и преподнес ему панагию с изображением Коневской иконы Божией Матери. В ответном слове правящий архиерей отметил, что сегодня произошло историческое событие. Строительство дома Божия дает человеку возможность обновления как внешнего, так и внутреннего мира. Преосвященнейший владыка напомнил, что в нынешнем году в Коневскую обитель вернулась Коневская икона Божией Матери, некогда находившаяся в иконостасе скита. Этот образ видел и годы расцвета обители, и ее разорение, а теперь вернулся на остров, чтобы снова пребывать здесь. Владыка Игнатий поблагодарил всех участников восстановления Коневского скита, вручив им награды и архиерейские грамоты. По благословению Преосвященного Игнатия архимандриту Сергию, игумену Александру, протоиерею Геннадию, протоиерею Дионисию и иерею Никите были вручены памятные серебряные панно с изображением Коневского скита.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=8...

Закрыть Состоится онлайн-лекция «Образы рая в византийской и древнерусской живописи» 16:29 17.10.2023 724 Фото: Из интернет-источников Греческий культурный Центр – ГКЦ представляет новый проект, посвященный искусству, – цикл лекций по искусству «Вечное сияние красоты. Эллинская и византийская художественная традиция», который читает искусствовед, культуролог, специалист по Истории Древнерусского и Византийского искусства Александр Сергеевич Зверев, сообщает пресс-служба ГКЦ. В рамках нового проекта состоится шестая лекция цикла на тему «Образы рая в византийской и древнерусской живописи». Лекция состоится ОНЛАЙН, в среду, 25 октября 2023 г., в 19:00 на платформе Zoom, чтобы подключиться пройдите по ссылке . Идентификатор конференции: 865 0024 3205. Код доступа: 559217. Лекция посвящена византийской и древнерусской иконографии Рая. Рай или Небесный Иерусалим – главная тема монументальной живописи христианского храма. Он мог изображаться различным образом на протяжении столетий. Однако все образы имеют один архетип, описанный в Откровении Иоанна Богослова: «…И вознёс меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога». Александр Сергеевич Зверев окончил в 1996 г. Исторический факультет Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова. Искусствовед, культуролог. Работал научным сотрудником в Музее «Московский Кремль» (Музеи Соборы), в Православной энциклопедии. Преподавал на кафедре Мировой Культуры МГЛУ, в институте доп. Образования РГГУ. Читал курсы по истории мировой и русской культур, Истории Древнерусского и Византийского искусства. Лекция также будет транслироваться в прямом эфире на уоитиве-канале ГКЦ по ссылке . За дополнительной информацией заинтересованных обращаться в Греческий Культурный Центр по тел. 7084809/10, а также следить за обновлением информации на сайте . Цикл лекций записывается на видео и выкладывается на сайте ГКЦ, в рубрике « Видеоархив ». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/anonsy/2023/10/17/sos...

Кандидат исторических наук, специальный корреспондент газеты «Трезвение», выпускающий редактор РНЛ Дмитрий Игоревич Стогов сделал доклад об истории дореволюционного трезвеннического движения. Он обратил внимание на то, что миф о «беспробудном русском пьянстве» сознательно формировался либеральными силами, начиная с XIX в. Историк подчеркнул, что формирование обществ трезвости в Царской России шло снизу, от церковных приходов, то есть от народа. Однако их дальнейшее развитие не состоялось бы, если бы движение не поддержали такие выдающиеся представители церковной и светской власти, науки, культуры, как великий князь Константин Константинович, св. Иоанн Кронштадтский, С.А. Рачинский, священник Александр Рождественский и другие. Трезвенническому движению оказывали поддержку власти на местах (например, Якутский, а впоследствии Енисейский губернатор И.И. Крафт). Кризис движения наступил в ходе революционных событий 1917 г. и Гражданской войны, тогда практически все православные общества трезвости прекратили свое существование (кроме Братства Иоанна Чурикова). Докладчик отметил, что в настоящее время важно изучать идеи дореволюционных трезвенников, извлекать их статьи, брошюры, книги из библиотек и архивов. Это сложная и кропотливая работа, для её осуществления нужно привлекать большее количество специалистов. Лидер движения «Трезвая Тюмень» Александр Александрович Зверев отметил важность формирования морали трезвости. Чтобы её привести в жизнь, надо изменить федеральные законы, и после этого изменятся отношения между людьми, полагает докладчик. Затем Зверев представил народный проект «Сознательная трезвая Россия» в виде книги. Докладчик также рассказал о совещании в Государственной Думе , которое состоялось осенью 2021 г. В заключение он подчеркнул, что надо изменить законодательство в вопросе о трезвости, дабы закрыть огромную брешь в правовом поле. Юрист, экономист, журналист, писатель, автор РНЛ Денис Александрович Шевчук (Москва) в своём докладе подчеркнул важность работы представителей трезвеннического движения со средствами массовой информации. Здесь важно публиковать в СМИ оперативную информацию о деятельности обществ трезвости. Также следует наладить взаимодействие с органами власти. Нужны высококвалифицированные юристы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/31/ch...

«При тайном содействии католического высшего духовенства, лиц высшего венского круга, даже некоторых дам, валдайский ямщик (Пётр Великодворский – Павел) и крыловский мещанин (Алимпий Зверев или Милорадов) проникли в министерские кабинеты, представлялись эрцгерцогу Райнеру и самому императору Фердинанду» (с.250). Этому делу немало способствовали раскольникам, по научению иезуитов, католички графиня Стадион и княгиня Меттерних. Вот как описывает это Мельников. «Хороший был салон графини Стадион в Вене, блестящий был салон княгини Меттерних. В этих салонах, около 1843 года, с чрезвычайной предупредительностью, как дорогие гости, приняты были мещанин посада Крылова Алимпий Зверев-Милорадов и валдайский ямщик Пётр Великодворский (инок Павел). Алимпий, не нуждаясь в вилке и ноже, ел руками, постоянно пьяный человек, который, живя в Белой Кринице, никогда не возвращался домой без синяков и редко без окровавленного лица, имеющий привычку сморкаться выстрелами в сторону, посредством прижимания пальцев противоположенной ноздри; подобный человек в салоне княгини Меттерних! Дело объясняется преданностью графини и княгини католической церкви и влиянию на них иезуитов» (с.242). «И римский двор, как говорят, мстя за униатов, принимал участие в деле образования раскольнической иерархии... Из письма Аркадия Славского к митрополиту Кириллу белокриницкому из Константинополя от 3 октября 1858 года видно, что раскольники и в то время рассчитывали на папу» (с.245). Факты, описанные Мельниковым, которому старообрядцы доверяют, наводят на грустные мысли о происхождении австрийской иерархии, обязанной своим существованием, благодаря стараниям инородцев, хлопотавших за них с единственной целью принести вред России. В заключение сделаем вывод: в основу церкви Христовой легло учение Христа Спасителя, святых апостолов и пророков ( Еф.2:20 ), а в основу австрийской церкви – арианское еретическое учение инока Павла о подлетном рождении Сына Божия, и македонианское – об исхождении Духа Святого. В деле утверждения и распространения Христовой веры помогал Сам Бог: «Богу споспешствующему», – писали апостолы, – а в деле утверждения австрийской общины помогали иезуиты во главе с папой римским, лютеранин Бенкендорф и католические женщины. Святые апостолы всегда призывали на помощь себе Господа Бога и у Него искали защиты, а австрийские мнимые епископы (Аркадий Славский) – у еретика, папы римского. Вот древо, от которого произошли плоды австрийской лже-иерархии 318 . 106. Небрежное изображение крестного знамения

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Н.Г. Зверев Дворянский род Лопухиных Твердой опорой и непоколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история. По милости Божией есть в ней добрые общечеловеческие идеалы, светлые, высоконравственные герои и созидатели, трудами которых и строилась великая православная Россия Особое место в череде этих тружеников, людей мудрых, великих и благородных занимает дворянский род Лопухиных. Разными были судьбы его представителей, однако, все они верой и правдой служили Церкви и отечеству. Последняя четверть XIX в. для русской богословской науки является поистине «золотым временем». Можно перечислить десятки имен богословов с мировыми именами, творивших в этот период. Среди них – профессор Александр Павлович Лопухин . Священник Павел Флоренский в своих письмах из лагерей (1933–1937 гг.) неоднократно подчеркивал, что род и семья являются носителями вечности, главной единицей человеческого общества. Каждая неповторимая, уже оформленная личность тысячами нитей связана со своим родом, а через него – с вечностью, ибо «прошлое не прошло». В свою очередь, в семье род обретает равновесие оформленных личностей, неслиянных и нераздельных. Противостоять хаосу можно лишь утверждением личности, вбирающей в себя опыт своего рода, внимающей ему... «Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти». 1 Мы коснемся истории только одного рода, который с первых дней стал строителем и оберегателем великой Российской империи. Согласно официальной родословной, предком Лопухиных был сын того самого касожского князя Редеди, которого заколол в 1022 г. князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого. По условиям поединка Мстислав Тмутараканский «крестил сына Редеди православным обрядом и женил его на своей дочери. ... От них и пошло потомство, представители которого положили начало многим русским дворянским фамилиям, в том числе и Лопухиным». По мужской линии среди Лопухиных были новгородские бояре, московские дворяне, стрелецкие полковники, офицеры лейб-гвардии Преображенского полка, адмирал, губернатор, светлейший князь, богослов... 2 Они храбро воевали, были честными чиновниками, судьями, писали книги, строили монастыри и храмы. Многие из них, не попав на страницы учебников, тоже сделали нечто значительное. Федор Авраамович Лопухин в конце XVII в. построил храм Михаила Архангела в Спасо-Андрониковом монастыре... Генерал-аншеф Василий Лопухин геройски погиб при Гросс-Егерсдорфе... Директором Департамента полиции был Алексей Александрович Лопухин. Ротмистр Михаил Сергеевич Лопухин участвовал в неудавшейся попытке освободить из большевистского плена императора Николая II... Перед нами разворачивается реальная жизнь Российского государства за тысячу лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

В 1901 г. среди священнослужителей погоста значатся: священник Пётр Семёнович Зверев – 37 лет, окончил духовную семинарию, в службе с 1885 г., священник с 1889 г., состоит законоучителем церковно-приходской школы, земской школы и школы грамотного чтения благочиннического совета, награждён в 1900 г. скуфьёй; диакон Иоанн Феодорович Голубев – 31 год, из третьего класса духовной семинарии, в службе с 1891 года, диакон с 1897 г., состоит учителем церковно-приходской школы; псаломщик Николай Алексеевич Дамаскин – 50 лет, из низшего отдан в духовное училище, в должности с 1861 г. В 1915 г. на приходе продолжал служить священник Пётр Зверев, диаконом же был Алексий Сперанский, 46 лет, из первого класса духовной семинарии, в служении 26 лет, в этом приходе прослужил 8 лет. Его сестра Александра Ивановна Сперанская долгое время преподавала сначала в Урайской школе, а затем в Волховской. Псаломщик был так-же новый – Георгий Дамаскин, третий сын Николая Дамаскина. Ему было 24 года, он окончил двухклассное училище, на службе был 1 год. Кроме того на приходе значились одна церковная и две земских школы, прихожан было 1203 мужчины и 1217 женщин, 1 женщина была сектанткой. Последним священником храма стал о. Николай Постников (+1954 г.). До своей кончины он совершал таинства в окрестных деревнях погоста. В храме службы уже не проводились. Ильинская церковь стояла закрытой, а Георгиевская использовалась под склад. После войны две старушки из с. Урайское – так называлось Георгиевское в советское время, пришли к уполномоченному по делам религии В.И. Хевронову. Отдавая ему корзиночку яиц, они слёзно просили вновь открыть церковь в Георгиевском. Но получили холодный отказ. В конце 1990-х гг. священник с. Бирючёво о. Иоанн Лопаков пытался начать реставрацию храмового комплекса, но недостаток средств и здоровье не позволили ему это сделать. По национальности он карел, уроженец этих мест, долгое время проработал школьным учителем иностранного языка, а перед выходом на пенсию был рукоположен во священника к своему родному селу Бирючёво. Лишь в 2008 г. реставрационные работы были продолжены и не прекращаются по сей день.

http://sobory.ru/article/?object=15199

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010