Не следует удивляться тому, что Александр Павлович часто занимался сразу несколькими делами. Обычным людям это бывает трудно, но талантливая, деятельная и энергичная натура его, видимо, требовала и такой нагрузки, и такого разнообразия. Во всяком случае, прослеживая основные вехи весьма напряженного творческого пути профессора А.П. Лопухина , можно заметить, что всегда, с самого начала, он делал одновременно несколько дел, писал несколько трудов, вел несколько изданий, ни на год не прерывая преподавательской работы в академии. Так и в том году – оставил редакторство коллега и знакомый, и Лопухин с готовностью принял на свои плечи еще одну ношу. Для улучшения дела, при журнале стала издаваться «Общедоступная библиотека», имевшая целью познакомить читателей с лучшими произведениями известных писателей-богословов в русской и западной богословской литературе, и заключавшая в себе сочинения по всем отраслям богословского знания. А.П. Лопухин успел издать в этой серии ряд известных богословских сочинений: «Православное собеседо- вательное богословие» прот. И.В. Толмачева (1898–1899, тт. 1–4), «Историю христианской Церкви в XIX веке» (1900–1901, тт. 1–2), «Жизнь и труды свв. отцов и учителей церкви» Ф.В. Фаррара (1902–1903, тт. 1–2), четыре тома большого энциклопедического словаря под заглавием «Православная богословская энциклопедия». «Православная богословская энциклопедия», конечно, не была индивидуальным трудом, но именно Лопухин был его вдохновителем, начинателем, редактором, руководителем авторского коллектива и самым деятельным автором. Энциклопедия выходила с 1900-го по 1911 год, было издано 12 томов этого грандиозного труда (до буквы «К»). Поистине неистощимым запасом знаний, творческих сил и энергии должен был обладать профессор Лопухин, чтобы незадолго до своего пятидесятилетия начать это новое, огромное по объему и весьма трудоемкое издание. Конечно, ему помогало то обстоятельство, что по масштабу мышления и уровню знаний он был подлинным энциклопедистом. Он успел составить и отредактировать шесть томов «Православной богословской энциклопедии». Еще шесть книг вышли в свет под редакцией его коллеги и преемника профессора, доктора богословия Н. Н. Глубоковского . Но и он не закончил этот труд, доведя его лишь до слова «Константинополь», которое так много значит для православного сознания. Материалы, подготовленные для последующих томов энциклопедии, которые не вышли из-за начала Первой мировой войны в 1914 г., до сих пор хранятся в историческом архиве Санкт-Петербурга. 67

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Александр Павлович писал свою «Библейскую историю при свете новейших исследований и открытий» быстро – он вообще работал быстро, – и все же этот огромный по объему труд занял более шести лет. Первый том трехтомной «Библейской истории...», которая содержит более 3100 страниц текста большого формата, вышел в свет в 1889 году, второй – в 1890-м, а третий – лишь в 1895 году 50 . Кроме того, Лопухин составил и выпустил в качестве приложения 100-страничный алфавитный толковый указатель к своей книге, где можно найти пояснения ко всем собственным именам, наименованиям древних народов, названиям древних городов и царств, важнейшим событиям истории и основным понятиям, содержащимся в Библии . Отклики на книгу выявили два основных лагеря оппонентов – об этом подробно пишет в своей работе свящ. Дм. Юревич. 51 Один, иронично названный А.П. Лопухиным «зарождающимся у нас муравейником отрицательной критики», 52 состоял из тех лиц, у которых библейская критика принимается как нечто такое, что должно быть принимаемо с полной верой в ее непогрешимость, т. е. без оглядки на церковную традицию и доводы разума. По мнению этих людей, А.П. Лопухин в своем труде стремился показать прежде всего историческое значение изложенных в Библии фактов, – т. е. то, что рассказы Библии о сотворении человека, грехопадении, потопе, смешении языков имеют под собой реальную историческую основу, а не являются всего лишь некими благочестивыми мифами. Возражая на это, А. П. Лопухин очень точно заметил, что хотя богодухновенные авторы не ставили своей целью в библейском повествовании раскрывать научные истины или писать всеобщую историю, но и при отсутствии этой цели сообщенные св. писателями в общедоступной, ненаучной форме истины и исторические факты в том и проявляют свою богодухновенность, что они находятся в полнейшем согласии с наиболее достоверными научными открытиями как в области природы, так и истории. Представителем критики второго рода был профессор Казанской духовной академии Я.А. Богородский . Он высказал удивление и недовольство по поводу того, что А.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

  Сначала в храм – потом на парад       Вот какую интересную мысль по этому поводу высказывают авторы хрестоматии православного воина «За други своя…» («Алетейя» СПб, 2016 г.) С.Зверев и Е.Голубева, рассуждая в заключении о причинах краха СССР: «В (советской – Р.И.) патриотической квазрелигии наличествовали все элементы религии настоящей: была народная жертва «телом и кровью» во имя спасения грядущих поколений; было своё «священное писание» и «священное предание» в виде произведений художественной и мемуарной литературы; герои и мученики, реальные и вымышленные; таинства, к которым можно отнести вступление в партию перед боем – аналог Исповеди и Причастия; наконец, самое главное – вера в продолжение жизни за гранью физической смерти – в памяти народной».      Сегодня эти псевдо и квазирелигиозные субстанции подвергаются эрозии, беспощадной ревизии и безжалостным нападкам, что демонстрирует, например, соседняя Украина. Но руководствуются украинцы своей патриотической логикой – тоже квази и псевдорелигиозной! Значит «самому государству необходимо постоянно преодолевать соблазн подмены духовно-нравственного воспитания, которое правильнее будет назвать религиозно-нравственным, насаждением патриотической квазирелигии по образцу советской…» Поскольку «квазирелигии приносят через чур скороспелые плоды, которые нередко набивают оскомину своей ложной духовностью, очевидной нацеленностью на сиюминутный результат. Квазирелигия – это простой элемент системы государственного управления, в то время, как истинная религия взращивает личность, ведет человека к духовному и нравственному совершенству, и только благодаря этому развивается и обновляется общество и государство».      Когда я это понял, то решил для себя, что лучше начну 9 мая не с ритуального просмотра парада, а поспешу в храм, где в этот день служится Панихида по всем «на поле брани за Веру и Отечество» убиенным воинам. А потом уже Бессмертный полк, Александровский сад, третий тост!   Роман Илющенко, подполковник запаса Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

http://radonezh.ru/2018/05/09/istinnyy-p...

священномученик Петр (Зверев) (1878–1929) Священное Писание Нового Завета священномученик Петр (Зверев) Архиепископ Воронежский. Богослов, проповедник, ближайший сподвижник св. патриарха Тихона. В миру Василий Константинович Зверев, родился 18 февраля 1878 года в семье священника. Отец Константин Зверев служил в приходском храме в Вишняках под Москвой, затем был назначен настоятелем храма святого Александра Невского при доме Московского губернатора. После гибели великого князя Сергея Александровича отец Константин перешел служить в Сергиевский храм при Чудовом монастыре в Кремле. В 1895 году Василий Зверев окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. Через четыре года он подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской духовной академии, и после испытаний был принят в число студентов. Монах, священник В 1900 году он был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен во иеромонаха. Через два года удостоен степени кандидата богословия. По окончании академии иеромонах Петр был назначен преподавателем в Орловскую духовную семинарию. В 1903 году он был переведен в Князь-Владимирскую церковь при Московском епархиальном доме. В 1907 году стал инспектором Новгородской духовной семинарии. Настоятель Белевского монастыря В июне 1909 года Святейшим Синодом был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии. Во время пребывания в Белевском монастыре иеромонах Петр имел возможность постоянно общаться с оптинскими старцами. Он также неоднократно бывал в Саровском и Дивеевском монастырях. 8 августа 1910 года был возведен в сан архимандрита. Спокойные годы, которые оставались до начала первой мировой войны, он провел в непрестанных трудах и заботах, много внимания уделяя не только монастырю, но и жителям окрестностей. С самого начала войны в Спасо-Преображенском Белевском монастыре был развернут лазарет на 12 коек. Архимандрит Петр оставался настоятелем монастыря до октября 1916 г.; когда он по предписанию Святейшего Синода был направлен в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского). Архимандрит Петр должен был отбыть в Северо-Американскую епархию. Поездка не состоялась, и архимандрит Петр уехал на фронт, где был проповедником до февральской революции 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/

Матушке было отказано в московской прописке, её лишили карточек, ей пришлось вначале жить у духовных чад, о. Александра, дочку она отдала на время родственникам. Сын Серафим жил у братьев художников Кориных на Арбате в мастерских. Зверев Александр Александрович. 1936 В феврале 1936 года власти освободили отца Александра, и 19 мая 1936 года он получил место священника в храме Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района Московской области. С лета 1937 года в связи с решением советского правительства о фактическом уничтожении Русской Православной Церкви в России были арестованы десятки тысяч священнослужителей и православных мирян. В конце сентября и начале октября 1937 года были арестованы благочинный Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов Московской области протоиерей Павел Андреев , священник храма Рождества Богородицы в селе Возмище протоиерей Александр Зверев, священник Димитрий Розанов , а также жившие в этом селе монахини, состоявшие певчими в церковном хоре. Все арестованные были заключены в тюрьму города Волоколамска . Ни один из них не признал себя виновным, и следователи приступили к доказательству выдуманных против священников и монахинь обвинений, прибегнув к помощи лжесвидетелей. Зверев Александр Александрович. 1937 — Контрреволюционной антисоветской деятельности я не вел, — ответил священник. — Следствие располагает данными, что вы летом 1937 года в церковной сторожке вели контрреволюционные и антисоветские разговоры, касающиеся политики советского правительства в связи с новой конституцией, в присутствии священника Павла Андреева. — Это я отрицаю. Такого контрреволюционного разговора я не вел, за исключением разговора, который имел место летом 1937 года в комнате у меня. Он касался восстановления в должности учительницы Покровской, о чем была помещена заметка в газете «Правда», на которую я, прочитав, обратил внимание Андреева, сказав: «Как изменилась политика советского правительства по отношению к лицам религиозных убеждений». Но это мной было сказано не в контрреволюционном смысле, а как факт, связанный с вопросом о конституции. Что сказал по этому поводу Павел Андреев, я не помню.

http://drevo-info.ru/articles/2760.html

Доброумов Алексей,родился 13(30?) мая 1860 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец: Иван Николаев Доброумов († до 1880 г.), священник; Москва, Скорбященская, что в Ямской Коломенской слободе, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1856, л. 31; д. 1762, л. 333 об., 334). Доброумов Сергей,родился 7 октября 1858 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Иоанн Доброумов († до 1878 г.), священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Скорбященская в Ямской Коломенской слободе церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 313 об., 314). Екатеринославский Семен,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Павел Екатеринославский, дьячок; Московская губерния, Подольский уезд, село Бабарыкино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, о. 1, д. 1762, л. 201). Заозерский Александр,родился 24 ию[л]я 1855 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Павел Платонов, пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Коломенское, Казанская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 288 об., 289; д. 1785, л. 8). Заозерский Николай,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Павел Платонов, дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Коломенское, Казанская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 23). Зверев Василий,родился 26 декабря 1857 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1878 гг.). Отец: Михаил Михайлов († до 1878 г.), священник; Московская губерния, Рузский уезд, село Лужки, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 302 об., 303). Зверев Димитрий, родился 9 февраля 1856 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1879 гг.). Отец: Михаил Зверев († до 1879 г.), священник; Московская губерния, Рузский уезд, Руза, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 313 об., 314; д. 1832, л. 211). Зверев Иван, родился 10 октября 1857 г.; Перервинское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Егор Иванов († до 1878 г.), дьячок; Москва, Сретенский сорок, Спасо-Преображенская во Спасской церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 313 об., 314).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

Доброумов Алексей,родился 13(30?) мая 1860 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец: Иван Николаев Доброумов († до 1880 г.), священник; Москва, Скорбященская, что в Ямской Коломенской слободе, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1856, л. 31; д. 1762, л. 333 об., 334). Доброумов Сергей,родился 7 октября 1858 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Иоанн Доброумов († до 1878 г.), священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Скорбященская в Ямской Коломенской слободе церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 313 об., 314). Екатеринославский Семен,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Павел Екатеринославский, дьячок; Московская губерния, Подольский уезд, село Бабарыкино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, о. 1, д. 1762, л. 201). Заозерский Александр,родился 24 ию[л]я 1855 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Павел Платонов, пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Коломенское, Казанская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 288 об., 289; д. 1785, л. 8). Заозерский Николай ,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Павел Платонов, дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Коломенское, Казанская церковь 4 (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 23). Зверев Василий,родился 26 декабря 1857 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1878 гг.). Отец: Михаил Михайлов († до 1878 г.), священник; Московская губерния, Рузский уезд, село Лужки, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 302 об., 303). Зверев Димитрий, родился 9 февраля 1856 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1879 гг.). Отец: Михаил Зверев († до 1879 г.), священник; Московская губерния, Рузский уезд, Руза, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 313 об., 314; д. 1832, л. 211). Зверев Иван, родился 10 октября 1857 г.; Перервинское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Егор Иванов († до 1878 г.), дьячок; Москва, Сретенский сорок, Спасо-Преображенская во Спасской церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 313 об., 314).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗВЕРЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Зверев Александр Александрович. 1933 ЗВЕРЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ Обладая даром слова, воспитанный таким замечательным наставником, каким был о.Алексей Зосимовский, о.Александр последовательно и сознательно вел своих духовных чад по пути постоянного внутреннего внимания и молитвы. Имея дар исключительной мудрости в воспитании пасомых, он умел коснуться любой, самой ожесточившейся души, поднять из глубин падения, спасти от гибели отчаявшихся. Сам о. Александр удивительно благоговейно, просто и смиренно молился, но поражало всегда одно ощущение: живого предстояния Богу, Которому со всей полнотой любви и преданности он приносил прошения о всех предстоящих и молящихся в храме. Все люди, которые стояли в храме, были ему необычайно дороги, буквально каждый. Это ощущение постоянного предстояния и непосредственного обращения ко Господу «за всех и за вся» поражало своей необычностью и вместе с тем полной простотой. Главной святыней храма, несмотря на то, что храм был во имя Святителя Николая, была икона “ Взыскание погибших ”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны ее были Архангелы, а внизу было изображение Успения Богоматери. О. Александр всегда исповедывал у аналоя напротив этой иконы. Всё то трудное время, с 1919 г. по осень 1937 г., его московские духовные чада нуждались в непрерывной поддержке: не убо­яться, выстоять в исповедании веры не ослабевать в борьбе со страс­тями. На исповедь приходили как на полное откровение помыслов, чувств и дел. Можно было в любое время придти в храм и сказать о бедах, нуждах, борении. Если о. Александра не было в храме, то любой человек переходил через дорогу, звонил и попадал в небольшую комнату, семья ютилась в большой тесноте, но чувство юмора, благодушия и крайняя внимательность к нуждам приходящих делали такие посещения праздником для его духовных детей.

http://drevo-info.ru/articles/2760.html

Александр Александрович Зверев в 1897 г. окончил Московское Донское духовное училище, а в 1903 г. – Московскую Духовную семинарию по I разряду, в 1909 г. окончил курс Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия. По окончании Академии он поступил на должность помощника инспектора Вифанской семинарии. В эти же годы Александр Зверев становится духовным сыном старца Смоленской Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева). Во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1922 г., связанных с изъятием церковных ценностей, в июле того же года в доме 9 по Звонарскому переулку, где жил о. Александр с семьей, был произведен обыск. Сам священник был арестован. В ноябре 1922 г. он, выступая на открытом судебном процессе «об изъятии церковных ценностей», виновным себя не признал и сказал, что «изъятие в храме прошло спокойно». Несмотря на это он был осужден по ст. 119, получил 3 года, сокращенные по амнистии до 1 года, и уже в марте 1923 г. был освобожден.16 февраля 1913 г. Александр Александрович Зверев был рукоположен во священника, летом того же года назначен членом секретарем строительной комиссии по ремонту зданий Вифанской семинарии. В 1918 г. в начале учебного года о. Александр был назначен помощником начальника Пастырско-Богословских курсов Московской Епархии, а в феврале 1919 г. – настоятелем Московской Николаевской, что в Звонарях, церкви. Последующие 10 лет о. Александр Зверев продолжал служить в Никольской церкви в Звонарях. 21–22 сентября 1928 г. о. Александр участвовал в отпевании и похоронах своего духовного отца – иеросхимонаха Алексия, старца Смоленской Зосимовой пустыни. В 30-е годы о. Александр был назначен благочинным Сретенского сорок, был духовником Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородокого). 13 февраля 1933 г. под Трифона мученика батюшку арестовали. Всю ночь длился обыск, перевернули все буквально, до потолка лежали всюду книги, бумаги, вываленные из шкафов. О. Александра Зверева судили по ст. 58-10 УК РСФСР и осудили на 3 года ссылки в г. Каргополь. Выпустили батюшку в Великий Четверг, разрешили служить до Великой Субботы, на Пасху ему не разрешили оставаться в Москве, он должен был уехать.

http://azbyka.ru/palomnik/Ново-Соловецка...

для Н. М. п. «тщанием и иждивением» монаха московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря Алексия ( Иванчин-Писарев. 1843. С. 18-21; Досифей (Немчинов). 1836. С. 400-401). В иконостасе Зосимо-Савватиевской ц. имелась храмовая икона преподобных Зосимы и Савватия (1699) с «напоминанием о славе шестнадцатихрамной Беломорской Соловецкой обители». В 1764 г. Н. М. п. была выведена из подчинения Соловецкому монастырю и упразднена «за малобратственностью», каменные храмы обращены в приходские церкви с. Фаустова и приписаны к Московской епархии. В них служили священники: Георгий Фёдоров, в 1804-1829 гг.- Сергий Коржавин (4-я четв. XVIII в.- после 1845), в 1830-1870 гг.- Григорий Зверев, в 1870-1908 гг.- его сын Александр Зверев (погребен вместе с братом доктором В. Г. Зверевым у алтаря Троицкой ц.; сохр. каменное надгробие пастыря в виде аналоя с раскрытой книгой), в 1908-1937 гг.- сщмч. Сергий Кедров (1880-1937), устроивший в церковноприходской школе при храме особый певческий класс, в 1918-1919 гг.- свящ. (впосл. протоиерей) Иоанн Берёзкин (1882-1942?), арестованный в 1937 г. в г. Руза Московской обл. и впосл. погибший в лагере под Куйбышевом. 8 авг. 1881 г., в день перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в с. Фаустове родился прот. сщмч. Александр Зверев, внук свящ. Григория Зверева. Он был крещен в Свято-Троицкой ц. свящ. Феодором Бажановым. В 1918 г. свящ. А. Зверев был назначен помощником начальника, а с осени стал исполняющим обязанности начальника Пастырско-богословских курсов Московской епархии прот. сщмч. Иоанна Восторгова, весной 1922 г. арестован, затем освобожден, в 1933 г. вновь арестован, в февр. 1936 г. освобожден. С мая 1936 г. служил в храме Рождества Пресв. Богородицы на Возмище (ныне в черте г. Волоколамска), 22 сент. 1937 г. арестован и заключен в тюрьму в г. Волоколамске. 14 нояб. 1937 г. тройкой НКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. 16 нояб. 1937 г. расстрелян на полигоне Бутово; прославлен в лике новомучеников Российских постановлением Синода от 6 окт. 2001 г. С 16 апр. 1906 г. в с. Фаустове служил диак. Иоанн Модестов († 1931). Также известны служившие здесь псаломщики Николай Соловьёв († до 1901), Петр Смирнов (с 1906), Александр Косинский (в 1926) ( Волобуева Т. И. и др. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии 1-й трети XX ст. Тверь, 2013. С. 125, 134, 184).

http://pravenc.ru/text/2577883.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010