Герман у Пушкина овеян неким романтическим флером, недаром Александр Сергеевич намекает на его внешнее сходство с Наполеоном. Но под этой маской, скрывается душа Мефистофеля. В этом несоответствии содержится горькая разоблачительная ирония и по отношению к самому романтизму. Понять, что это именно так, нам помогает современник Пушкина, другой писатель, тонко чувствующий мистическое содержание образов - Н.В.Гоголь. В повести «Невский проспект» он заостряет внимание на двух персонажах - Шиллере и Гофмане, но не на том Шиллере, «который написал «Вильгельма Телля» и «Историю тридцатилетней войны». Это, как пишет Гоголь, был «известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице. Возле Шиллера сидел Гофман, - не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы, большой приятель Шиллера. Шиллер был пьян и сидел на стуле»... Под романтическим камуфляжем скрывается пошлая пьяная морда. Нежный романтический ветерок, тихо дующий с Запада, приносит разрушительную революционную бурю, поставляющую во главу жизни пьяных сапожников и жестянщиков. Пушкин и Гоголь задолго до того, как этот ветерок перерос в бурю, почувствоали его тлетворное дыхание. Они оба одели эти образы в немецкие одежды. Все немецкое в сознании русского человека связано с темой неприобщенности к слову, - «немец» в русском языке это тот, кто нем, кто не умеет говорить. А так как на Руси приобщенность к культуре понималась как приобщенность к слову, то и «немец» в сознании русского человека это тот, кто не приобщен к христианской культуре. Отсюда и связь этого образа с нечистой силой. Бес мыслился в это время в народе и изображался как немец во фраке с длинными фалдами. Пушкин пользуется этим образом для характеристики дворянства и той культуры, которую оно насаждало. Главный итог такой культуры - она превращает человека в животное, лишает его человеческого личностного достоинства. Все персонажи безличностны, - Пушкин не называет их по имени, они носят только фамилии, но это означает, что они так же, как животные имеют только род Гениальной интуицией Пушкин бессознательно шифрует эту мысль в фамилии эпизодического, но очень значимого в оккультном контексте повести персонажа, - Чекалинского. В русском языке эта фамилия фактически тождественна фамилии Зверев. Даль в своем словаре дает значение слова чекалка - зверь, шакал.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/16/...

Другой факт. Только красные ушли из Крыма, как по Черному морю точно летел белый миноносец. Первая ласточка. Боже, как мы, молча, смотрели на него с радостью и чуть не благоговейно - спасители... Даже рабочие, образовавшие временную милицию, с надеждой ожидали их и передали власть. И что же? Через два часа пронеслась по городу зловещая молва: прибывшие успели уж избить какого-то редактора местной севастопольской газеты... Температура доверия почти мгновенно упала... Не то, не то, не то! Прошло еще несколько времени. Командующим войсками в Крыму или комендантом в Симферополе назначается генерал с какой-то двойной фамилией. Не помню ее точно. Очень милый человек, интеллигентный, вежливый, любезный. А в это время, дело было уже зимой, с северных фронтов привезли тысячи раненых и тифозных. Многие замерзли в холодных вагонах. Я сам видел замерзшие трупы - как деревянные бревна... О, о! Лютое было время! Не дай Бог никому таких ужасов! Живых еще разместили по большим зданиям. Часть была в женском епархиальном училище. Военное начальство просит дать училищное постельное белье. Разрешаю, конечно. Приезжаю сам. Длинные спальные помещения не топлены еще. На полу настлана свежая чистая золотистая солома. Тифозные падают на нее почти полумертвые. Добровольцы-женщины стригут их вшивые волосы сначала, потом моют. Отчаянные картины... Через день-два инспектор училища протоиерей о. А. Зверев приезжает ко мне взволнованный. - Ваше преосвященство! Наши одеяла уже гуляют на рынке в продаже. Что же это такое? Еду к Драй-Драевскому (назову его так). С возмущением докладываю, прошу принять меры. И что же? Он с любезной, но беспомощной улыбкой отвечает: - Что же я могу сделать? Девяносто процентов воров! Невольно опустились руки. Так и гуляли одеяла... Но это не единичный случай. На нескольких телеграфных столбах между городом и вокзалом повесил пять-шесть воров с соответствующей надписью для устрашения. Но он уехал, и опять пошло все по-старому. Тогда пришла (вероятно, кому-то из гражданских начальников) мысль о вызове в Крым генерала Врангеля. О нем давно ходили легенды как о человеке железной воли и даровитом. Но он был не в ладах с генералом Деникиным и даже получил отставку, проживая со своим другом генералом Шатиловым почему-то в Севастополе на корабле торгового флота " Александр Михайлович " в ожидании окончательного решения дальнейшей судьбы своей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Первым научным увлечением студента А.П. Лопухина стало Пятикнижие Моисея и пророческие книги Ветхого Завета. Первое исследование «Ветхозаветные пророки» было опубликовано в 1876 г. 12 Уже в тот период обнаружились его необыкновенные данные вдумчивого будущего ученого. Закономерно, что кандидатскую работу А. П. Лопухин написал в той же области. Труд «О гражданских законах Моисея» был удостоен денежной премии, 13 его некоторые главы напечатаны в 1878–1881 гг. в «Христианском чтении». 14 Этот труд получил высокую оценку основного рецензента Ф.Г. Елеонского : «...Будучи знакомым с важнейшими исследованиями по предмету диссертации, автор не терялся, однако, среди разнообразных мнений и в некоторых случаях являлся даже оригинальным. В литературном отношении сочинение отличается правильностью и отчасти некоторой искусственностью языка и, вместе, живостью изложения» 15 Это был первый в русской богословской литературе труд, посвященный данной теме. Книга стала результатом длительного и глубокого изучения Пятикнижия 16 и явилась открытием для просвещенного читателя. Впоследствии, в 1882 г., переработанная и дополненная кандидатская работа была напечатана полностью. 17 Главная тема труда – система организации Моисеева государства, то «особенное начало, которое лежит в его основе (а народ израильский начал свое национальное бытие, преобразился из кочующего племени в государственный народ под руководством и влиянием Моисея; поэтому и начала его государственности вполне можно назвать Моисеевыми, ровно как и само государство – Моисеевым), – указывал автор. – Здесь этим началом служит самое общее, возвышенное начало, какое только возможно для человеческого общества, – именно верховное главенство Иеговы, примиряющее крайности господства и подчинения... Как все участвовали в договоре с Богом при основании государства, так и все должны пользоваться равными правами в основанном ими государстве» 18 . По окончании академического курса в 1878 г., А. П. Лопухин Советом академии был удостоен степени кандидата богословия, а 2 июня утвержден в ней митрополитом Исидором (Никольским) . Александр Павлович закончил Санкт-Петербургскую духовную академию магистрантом, т. е. «с правом на получение степени магистра без новых устных испытаний» 19 . Миссионерская поездка в Америку

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Никто не подозревал о возможности его скорой кончины. Профессор мирно скончался в 7 часов утра 22 августа 1904 г. на своей даче в деревне Тюрисевя (Tyriseva), недалеко от местечка Терийоки 38 . Смерть А. П. Лопухина вызвала скорбь у всех, знавших его. В С.-Петербургской духовной академии прошло траурное заседание, на котором о Лопухине было сказано много хороших слов, а его ученики и последователи заявили о твердом намерении довести до конца начатые им крупные научные издания: именно после кончины стало ясно, что А.П. Лопухин создал целую научную школу, придерживавшейся определенных взглядов на библейскую историю и библеистику вообще. Отпевание покойного профессора 24 августа возглавил ректор Санкт- Петербургской духовной академии епископ Ямбургский Сергий (Страгородский) в сослужении инспектора архимандрита Феофана (Быстрова) . Похоронен А.П. Лопухин был на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Ученый, по воспоминаниям его друзей, обладал «от природы живым, общительным характером, тонкой наблюдательностью, быстро синтезирующим умом и добрым, отзывчивым сердцем» 39 . Нужно отдать должное энергии и работоспособности А. П. Лопухина . Современник ученого заметил, что, если бы последнему довелось занимать высокие административные должности, «то он, вероятно, был бы автором многих проектов и планов по разным вопросам своей сферы» 40 . Профессорское положение в некотором смысле ограничивало его творческие наклонности, «предоставляя ему проявить их только на поприще литературного труда. Зато на этом поприще он проявил редкую не только в русской, а даже и в иностранной литературе производительность. О нем, как об Оригене , по справедливости можно повторить слова блаженного Иеронима , что за свою жизнь он мог столько написать, сколько иной за свою жизнь не может прочитать» 41 . Научное наследие А.П. Лопухина насчитывает десятки томов. Сам богослов не без иронии сказал однажды, что хорошо бы собрать все работы профессоров С.-Петербургской духовной академии в отдельный шкаф, пошутив, что его собственные произведения станут главным препятствием, поскольку уже они займут отдельный шкаф, весьма солидный по размерам. Если бы можно было издать все его работы, напечатанные в академических изданиях, то получилось бы многотомное собрание сочинений. Не было ни одного более или менее крупного события в современной ему церковной жизни России и мира, на которое не отозвался бы А. П. Лопухин 42 . А.П. Лопухин как библеист

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Увы, лишь Распутин и Вампилов всесветно прославились; увы, несмотря на сибирскую медвежью хватку, даже писатели, украшавшие стенку, не покорили Москву, хотя ранними произведениями и подивили столицу, – скажем, Шугаев и Машкин. Хотя стремительной взлёт писателя Машкина с его повестью «Синее море, белый пароход» растянулся на десятилетнюю инерцию, выраженную в московской издательской благосклонности. Но помянутые писатели стенки избранными, вершинными сочинениями все же полноправно вошли в сибирскую литературу. Впрочем, писательские судьбы, подобно житейским судьбам, неисповедимы, и, скажем, Алексей Зверев, вчерашний фронтовик, потом учитель словесности, в шестидесятые годы скромно и укромно доводивший до ума ранние повествования, чуждый литературной богеме, нежданно-негаданно в семидесятые и восьмидесятые годы создал книгу сельских и фронтовых повестей и рассказов, что не уступали произведениям Абрамова, Астафьева, Носова, уже всемирно известных народных писателей. Или, вспомним, писатель Глеб Пакулов, литературной дар коего, воплощённый в исторических поэмах, ярко засветился уже в распутинскую пору, но затих на долгие годы, утаился в литературной тени. А потом вдруг былое дарование запечатлелось в романе «Гарь» – в сочинении воистину классическом. В сопоставлении с нынешними, литературно омертвелыми временами, произведения Распутина в благую писательскую пору печатались сказочными тиражами и на рассвете иркутской писательской стенки обрели ярых почитателей. Распутин по-молодости не чурался здешней богемы, но, кажется, нравом не вписывался в лихую стенку; и, характером созвучный деревенским старухам, чудился мне святым, сошедшим с побуревших старообрядческих икон. В иркутской писательской стенке Валентин Распутин творчески близко сошёлся лишь с Александром Вампиловым. Оба подвизались на журналистском поприще в газете «Советская молодёжь» – вдохновенный приют иркутских писателей – и, случалось, напару колесили по великим стройкам, при свете таёжных костров запечатлев жизнь строителей в записных книжках. Но вскоре оба отшатнулись от комсомольских строек; Распутин убрёл в деревенский мир, Вампилов – в мир интеллигенции, смутной, искушённой буржуазным западом, утратившей почтение к родной рабоче-крестьянской державе.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/26/ra...

Александр Сергеевич Зверев, искусствовед, культуролог, фотограф Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 10. Ответ на 9., Апографъ: Есть ещё солдаты невидимого фронта - агенты влияния, типа создатели " Мотильды " , их можно отнести к четвёртому и основному фону. При условии, что удастся достичь ощущения Истории как Идеи, эти агенты влияния и окажутся видными в современном дне (фон фильма). Ведь Идея охватывает не только содержание фильма, но и дух каждого человека в стране. Это уже сущность Идеи - духа. Там уже много, много, много разных смыслов соединены так, что в своем множестве они молчат по отдельности, но не теряются в общем медленном огромном смысловом Объеме уже не только абстрактной мысли, вообще, но и явном видении смысла сегодняшнего Дня мира, действительности. 9. Ответ на 8., Бондарев Игорь: Да, мы не помним, что было в царской России.Это факт. А вот события Великой Отечественной войны - помним. Предлагаю такой сценарий. Смотрел новый фильм про 28 панфиловцев. Отлично снят. Но нет исторического Фона. Нет фона Идеи. Чуть-чуть добавить и будет шедевр. Это, как хотелось бы. Как же добавить фон Идеи? Ну, например,так. Как были показаны советские солдаты в своем подвиге - военной работы; показать подвиг военной работы и солдат немецкой армии. Ибо по словам ветеранов мы знаем, что немцы сражались не менее достойно, не менее сильно. То есть, в основе фильма - достоверный показ военной работы солдат. Их солдатский быт и военный подвиг. Что важно, и чем отличен " 28 " - достоверность.И только в конце фильма показать фон Идеи.А именно, что за спинами солдат стоят черные преступления режимов. И показать это в достоверных документальных кадрах. И не только про преступления фашистов, но и - коммунистов. Двух режимов. Немного, минут пять, десять. Отсюда появится ясность понимания того, что солдатская работа на войне не связана с режимом. Появится вопрос - зачем же солдаты обеих армий проявляют героизм? И этот вопрос будет переадресован нам,сегодня. Посредством третьего фона. Фон современного дня Германии и России. С их же противоречиями , как -то богатые и нищие , все эти содомиты, наркоманы и шоу безнес и т.д и т.п. Наравне с этим и достижения Германии и России в том и ином. Получится три фона фильма. Первый и основной - достоверная военная работа и героизм обеих армий. Второй фон - документальные кадры черных дел фашизма и коммунизма. Третий фон - современные успехи и противоречия. Причем, последние два фона по пять, десять минут каждый.В итоге должно появиться ощущении Истории, возможно добиться и ощущения Истории как Идеи.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/29/fi...

То огромное уважение и любовь, которую питали москвичи к своей Великой княгине, не замедлили оказать влияние на сбор больших средств, которые жертвовали и частные лица, и предприятия. Общая сумма, которая находилась в распоряжении Особого комитета, в те времена была целым состоянием. К числу крупных пожертвований можно отнести вклады от Московского городского кредитного общества (200 000 руб.), Московского земельного банка (60 000 руб.), Московского купеческого банка (50 000 руб.), Северного страхового общества (30 000 руб.), Духовного сбора Свято-Троицкой Сергиевой лавры (15 000 руб.), Центрального комитета примосковных железных дорог (41 000 руб.) и многих других организаций и частных лиц. Наибольшая сумма поступила на помощь больным и раненым (более 360 000 руб.), на организацию санитарных отрядов (более 310 000 руб.). Нельзя не отметить, что значительную лепту в общую сумму пожертвований вносили выставки, концерты и т. д. Так, значительная приходная статья Особого комитета образовалась из выручки с устроенной Комитетом в Московском манеже выставки картин французских художников. По инициативе гна Юлия Рацковского, привезшего из Парижа целую коллекцию картин, в манеже, предоставленном Комитету бесплатно, летом 1904 г. была устроена выставка этих картин с последующим аукционом. Выставку открыла 8 июня 1904 г. Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Выставку посетило более 9 000 400 человек, а доход достиг почти 4 500 руб. В свое время бывший почетный председатель Московского управления Красного Креста Великий князь Сергей Александрович назначал заведующей церковными сборами Московской епархии фрейлину Их Императорских Величеств Государынь Императриц Е.Ф. Джунковскую. С этой целью была организована специальная комиссия, которая по всем сорокам Москвы четко вела всю необходимую работу. Большинство членов Комиссии по организации церковного сбора приняли на себя обязанности уполномоченных по сбору. Ближайшими помощниками Е.Ф. Джунковской стали протоиерей К.П. Зверев, И.М. Бакунин и Л.С. Лик.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Оно ведь народ сильнее делает. То есть ведется огромная работа по дестабилизации страны. Надо быть начеку! Спаси Россию, Господи! Образумь народ, Милостивый Боже. Дмитрий 28 марта 2017, 18:28 Хорошая статья, согласен полностью с автором. Как писал Черчилль " если ты в 20 не революционер у тебя нет сердца, если ты в 40 все еще революционер - у тебя нет головы " . Наверно я уже стар что бы верить всякого рода сомнительной информации из сомнительных источников ) Роман 28 марта 2017, 17:31 Сегодня враг каждого государства это СМИ.Правильней СМРАД (Средства Массовой Рекламы, Агитации,Дезинформации). Киев 28 марта 2017, 17:25 На Украине хотели все и сразу. ЕС был лишь " сладкой конфеткой " в мышеловке. У нас ящик Пандоры открылся тоже из " невинной демагогии " - требовавшей объяснения у чиновников.Ну а потом... Глаз телекамеры сделал все остальное... Александр Зверев 28 марта 2017, 13:06 Всё это конечно так, но... Не всё так однозначно, как утверждает автор статьи. Дело в том, что классовая борьба всё равно идёт, хочется нам этого или не хочется, но развитие государства происходит по определённым правилам и ни , кто их отменить не сможет. В нашем обществе назрело масса проблем и власть эти проблемы решить не может или не хочет в силу каких то не понятных причин. И самое главное в нашем государстве полностью отсутствует обратная связь между обществом и властью. По всем правилам таким проводником должен обладать парламент, но... Государственная дума полностью ангажирована и доверием у народа не пользуется. Остается только один выход - протесты. АлександрГ. 28 марта 2017, 12:53 " Демагогия. ........ Хотели в Евросоюз. .......Разные ситуации " . ....... Они разные, только для людей с короткой памятью. Вообще-то майдан использовал в качестве " источника своего вдохновения " золотой батон Януковича. Это был так сказать символ коррумпированности власти. Из чего множество участников сделало потрясающий по своей глубине вывод: " так больше жить нельзя " . А вот Евросоюз, прыжки на месте с криками " москаляку на гиляку " , это был уже опцион.

http://pravoslavie.ru/102210.html

Германн у Пушкина овеян неким романтическим флером, недаром Александр Сергеевич намекает на его внешнее сходство с Наполеоном. Но под этой маской скрывается душа Мефистофеля. В этом несоответствии содержится горькая разоблачительная ирония и по отношению к самому романтизму. Понять, что это именно так, нам помогает современник Пушкина, другой писатель, тонко чувствующий мистическое содержание образов – Н.В. Гоголь. В повести «Невский проспект» он заостряет внимание на двух персонажах – Шиллере и Гофмане, но не на том Шиллере, «который написал «Вильгельма Телля» и «Историю тридцатилетней войны». Это, как пишет Гоголь, был «известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице. Возле Шиллера сидел Гофман, – не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы, большой приятель Шиллера. Шиллер был пьян и сидел на стуле»… Под романтическим камуфляжем скрывается пошлая пьяная морда. Нежный романтический ветерок, тихо дующий с Запада, приносит разрушительную революционную бурю, поставляющую во главу жизни пьяных сапожников и жестянщиков. Пушкин и Гоголь задолго до того, как этот ветерок перерос в бурю, почувствовали его тлетворное дыхание. Они оба одели эти образы в немецкие одежды. Все немецкое в сознании русского человека связано с темой неприобщенности к слову, – «немец» в русском языке это тот, кто нем, кто не умеет говорить. А так как на Руси приобщенность к культуре понималась как приобщенность к слову, то и «немец» в сознании русского человека это тот, кто не приобщен к христианской культуре. Отсюда и связь этого образа с нечистой силой. Бес мыслился в это время в народе и изображался как немец во фраке с длинными фалдами. Пушкин пользуется этим образом для характеристики дворянства и той культуры, которую оно насаждало. Главный итог такой культуры – она превращает человека в животное, лишает его человеческого личностного достоинства. Все персонажи безличностны, – Пушкин не называет их по имени, они носят только фамилии, но это означает, что они так же, как животные имеют только род 99 . Гениальной интуицией Пушкин бессознательно шифрует эту мысль в фамилии эпизодического, но очень значимого в оккультном контексте повести персонажа, – Чекалинского. В русском языке эта фамилия фактически тождественна фамилии Зверев. Даль в своем словаре дает значение слова чекалка – зверь, шакал. Психологический аспект

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Помимо митрополита Хибайло, против старообрядческих планов выступали, видимо, и некоторые круги местного галицийского русского населения, настроенного в то время очень прорусски. Так, местный корреспондент русских научных обществ Зубрицкий стал первым, кто сообщил русскому правительству о создании Белокриницкой кафедры 1561 . 3. Венские успехи Упорное сопротивление львовских чиновников планам липован продолжалось почти три года, и, видя, что местная администрация не разрешит их дела, липоване решили ходатайствовать перед Веной. В первых числах июня 1843 г. Павел и еще один прибывший из России инок Алимпий (Зверев, конспиративный псевдоним – Милорадов) выехали в австро-венгерскую столицу. Появление старообрядческих монахов в их манатейках и клобуках в столице Габсбургов стало, своего рода, сенсацией. Когда они обращались к кому-нибудь на улице за справкой, то, как писал сам Павел,»со всех сторон толпами соберется народ и, обступя, дивятся, аки на какие чудище, потому что такого вида человека как мы, никто здесь и сроду не видел " 1562 . Но еще большей сенсацией стал необычайный успех старообрядческого проекта (и самих старообрядцев) в Вене. Им помогал бывавший в России чех Ян Дворачек, который одновременно был " придворным адвокатом» и " адвокатом при русском посольстве в Вене» 1563 . Но, видимо, он был, скорее, габсбургским, нежели русским патриотом: во всяком случае, этот опытный адвокат, видимо, счел старообрядческий план восстановления иерархии в Белой Кринице сильным орудием против России в руках австрийского правительства. Он не только придал старообрядческому прошению нужную и, вероятно, юридически безупречную форму, но и сумел заинтересовать в самом проекте виднейшие австрийские круги. Помимо политических соображений, симпатию к старообрядцам поддерживали и слухи о богатстве их одноверцев в России, и о громадных капиталах, собранных для восстановления древлей иерархии. С легкой руки доктора Дворачека Павел и Алимпий, простые русские иноки из мужиков, почти три года тщетно боровшиеся с львовскими инстанциями, проделали в 2–3 недели головокружительную карьеру. Они были приняты сперва имперским министром внутренних дел графом Ф.К. Коловратом и бароном Мюнихом 1564 , а 1(12) июля 1843 г. – самим императором Фердинандом. «Царь принял нас, – писал Павел, – очень приветственно и сказал:«По надлежащем рассмотрении, если будет возможно, немедленно удовлетворит нашу просьбу»» 1565 . Вслед за императором иноков принял наследный принц Франц-Карл и фактический регент империи (при больном императоре) эрцгерцог Людвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010