Знаменательно, что доцент В.Д.Сарычев начинает и заканчивает свой труд учением преосвященного Иерарха о Боге. Альфа диссертации – Триединый Бог, омега – «Второе пришествие Христово». Митрополит Филарет, в соответствии с православным учением о непостижимости Божией, чаще размышляет не о «Боге в Себе самом», а о Боге в Его отношении к человеку. И доцент В.Д. Сарычев всецело следует за Святителем: первому вопросу он отводит всего несколько десятков страниц, а второму – всю остальную часть работы. Митрополит Филарет любил останавливаться на тайне Креста Христова, тайне действия Духа Святого в облагодатствованных душах, – и доцент В.Д. Сарычев посвящает вопросу о спасении самую большую последнюю главу. Официальные оппоненты – профессор протоиерей Александр Ветелев и доцент К.Е. Скурат , – дав положительные отзывы о работе, высказались за присуждение В.Д. Сарычеву учёной степени магистра богословия. В развернувшихся прениях епископ Волоколамский Питирим оценил рассматриваемую диссертацию как «необычайно полезную и нужную для нас проповедников», а профессор протоиерей Алексей Остапов отметил, что мы можем выразить только благодарность диссертанту за то, что он собрал воедино множество вероучительных положений Московского святителя. Инспектор Академии доцент архимандрит Симон напомнил высказывание опытнейших педагогов, в своё время защищавших диссертации. В частности, священник Павел Флоренский , выступая с речью перед защитой своей работы, сказал: «Я знаю, что многоуважаемые рецензенты укажут недостатки в моей работе. Я и сам их вижу... Вы можете не дать мне учёной степени, но то, что я получил от работы, у меня никто уже не отнимет». В прениях выступил также профессор М. А. Старокадомский, доцент архимандрит Тихон (Агриков) , доценты H. Н. Ричко и К. Е. Скурат . Совет Московской Духовной Академии тайным голосованием подавляющим большинством присудил В. Д. Сарычеву звание магистра богословия. Преосвященный Ректор сердечно поздравил В. Д. Сарычева , а также приветствовал и весь учёный Совет с новым магистром, ибо «Московская Духовная Академия воспитала Василия Дмитриевича и она сегодня удостоила его высокой степени». Владыка пожелал ему и в дальнейшем не прекращать работы над богословским наследием митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Переведен в Псково-Печерский монастырь, где занимал должность благочинного. Автор ряда духовных сочинений. 31 В восстановленном Покровском ставропигиаль-ном женском монастыре в Хотькове и ныне находятся мощи родителей преподобного Сергия Радонежского — преподобных Кирилла и Марии. 32    Архимандрит Алипий (Воронов, 1914-1975) — в 1959-1975 гг. наместник Псково-Печерского монастыря, иконописец, художник и коллекционер (в 1974 г. основная часть коллекции передана в Русский музей), не раз отстаивавший монастырь в период хрущевских гонений. 33    Архимандрит Ириней (Пономарев, 1928-1975) — эконом Псково-Печерского монастыря. 34    Архимандрит (потом схиархимандрит) Александр (Васильев) — братский духовник и благочинный Псково-Печерского монастыря. 35    Иеродиакон Ксенофонт (Чистяков, 1900-1982) — в 24 года вступил в брак, имел двух сыновей; в 1942 г. был взят на фронт и затем демобилизован в связи с ранением; в 1947 г. осужден по 58-й статье и до 1955 г. находился в заключении в лагерях; в 1956 г., будучи вдовцом, пришел в монастырь, принял постриг и сан иеродиакона. 36 Архимандрит Тихон (Агриков, 1918-2000) — насельник Троице-Сергиевой Лавры; в конце 1950-х — начале 37    Шварцман Михаил Матвеевич (1926-1997) — художник-авангардист. С 1966 г. работал главным художником Специального художественно-конструкторского бюро легкой промышленности (СХКБ Легпром). Произведения есть в фондах Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Московского музея современного искусства и др. 38    См.: Ин. 1: 47. 39 Архимандрит Серафим (Тяпочкин, 1894-1982) — один из известных старцев XX в. Священническое служение начал в 1921 г. После ранней кончины жены остался с тремя дочерьми. В 1940 г. арестован, в 1941 г. приговорен к десяти годам лишения свободы, потом еще четыре года провел в ссылке. После освобождения продолжил священническое служение. В 1960 г. принял монашество. С 1961 г. до своей кончины служил настоятелем Свято-Николаевского храма в селе Ракитное Белгородской области, куда за духовным окормлением к нему стекались верующие со всей страны. Об авторе-составителе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В книге представлены уникальные, не публиковавшиеся ранее документы, свидетельства людей, хорошо знакомых с владыкой или с его духовными чадами, опубликованы проповеди, дневник и письма владыки, документы, циркуляры, которые он разрабатывал, воспоминания о митрополите Гурии его духовных чад. Это первое научное описание жизненного пути и церковного служения владыки Гурия на разных поприщах в 1940-1960-х годах. В процессе написания монографии были использованы источники из более чем 30 государственных, церковных и личных архивов, расположенных на территории Российской Федерации и стран СНГ. Работа по поиску документов велась в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Ташкента, Минска, Симферополя, Днепропетровска, Саратова и других городов. Благодаря этим источникам, большинство из которых публикуется впервые, удалось показать в деталях жизненный путь владыки Гурия и его служение. Были найдены документы, относящиеся к периоду его обучения в Петровском коммерческом училище и Санкт-Петербургской духовной академии. Использованы материалы следственных дел из архивов ФСБ. Более десяти альбомов с фотографиями владыки, фотографии из семейных архивов потомков его духовных чад были получены в дар и оцифрованы для публикации. 1 Шкаровскии М.В. Александро-Невское братство. СПб., 2003. С. 22-23. 2 Там же. С. 30. 3 Павлов Д.В. «До смерти я буду призывать вас к молитве». М., 2021. С. 1025. 4 Там же. 5 Иоанн (Вендланд), митр. Князь Федор (Черныи); Митрополит Гурии (Егоров): Исторические очерки. Ярославль, 1999. С. 117. 6 Там же. С. 120. 7 Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные. Сергиев Посад, 2017. С. 45-46. 8 Боскин С., протодиак. Пасха 1946 года//Троицкое слово: Сборник духовно-нравственного просвещения [Загорск], No 4. С. 19. 9 См.: Там же. С. 23. 10 По воспоминаниям духовного чада митрополита Гурия, архиепископа Михея (Хархарова). Цит. по: «Свет ваш пред человеки»/сост. Э.Л. Меженная. Ярославль, 2019. С. 213. 11 Архив Ташкентского епархиального управления. Оп. 1. Д. 17. Л. 2. 12 Павлов Д.В.

http://patriarchia.ru/db/text/6022890.ht...

Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) процентов с причтового капитала (838 руб.) – 32 руб. 72 коп.; б) от земли – 35 руб.; в) от помещицы Куманиной в обеспечение причта – 50 руб. и г) от служб и требоисправлений – 454 руб., а всего – около 570 руб. в год.  Дома у причта церковные; приобретены они в собственность церкви помещиком Куманиным и на ремонт внесено две тысячи рублей.  Земли при церкви: усадебной – 1 десятина 104 кв. сажени, пахотной – 27 десятин 1459 кв. сажени, сенокосной – 7 десятин 1326 кв. сажени, выгонной – 810 кв. сажени, неудобной – 176 кв. сажени, а всего – 36 десятин 1730 кв. сажень. Сверх церковной земли причт еще владел пахотной землей, данной в 1862 году помещиком Куманиным. В 1887 году новый помещик стал оспаривать у причта землю, но судом по давности владения земля оставлена за причтом.  Приход состоял из села Дубровы и деревень: Николаева (в 4-х верстах от церкви), Неумойны (в 3-х верстах), Домкина (3 версты) и Говелова (2 версты), в коих по клировым ведомостям числилось 453 души мужского пола и 488 женского, все православные.  С 1885 года открыта в Дуброве церковно-приходская школа, учащихся в 1892-93 учебном году было 30.  Арсений Флегонтович Покровский родился 10.06.1889 г. в с. Корелы Александровского у. Владимирской губ. До 28.08.1913 г. – священник с. Иванского Суздальского у.; 28.08.1913 г. – 1927 г. – священник церкви с. Нилы Переславского у.; 25.03.1927 по 1930 г. – священник церкви с. Дубровы Александровского р-на. Иван Алексеевич Агриков ок. 1870 (1873) г.р., уроженец с. Дубровы Александр. уезда. Отец – псаломщик с. Дубровы. С 17.06.1918 по 1928 г. – псаломщик церкви с. Дубровы Тирибровской вол. Александровского у. до ее закрытия. По материалам: Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 2]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.

http://sobory.ru/article/?object=58017

Почила о Господе первая настоятельница Успенского Вышенского монастыря игумения Нонна (Знаменская) 21 февраля 2021 г. 16:09 18 февраля 2021 года на 86-м году жизни преставилась ко Господу первая настоятельница Успенского Вышенского монастыря Рязанской епархии игумения Нонна (Знаменская). Отпевание матушки Нонны состоялось 20 февраля. Новопреставленная игумения Нонна похоронена на кладбище Вышенской обители. Игумения Нонна (Знаменская Нина Борисовна) родилась 16 августа 1935 года в городе Кашире Московской области в верующей семье. Ее отец Борис Иванович Знаменский, сын потомственного священника из Владимирской области, работал бухгалтером на заводе. Мама Мария Александровна была благочестивой и скромной женщиной. В семье росло трое детей: сын Владимир и две близняшки Дина и Нина. В военные годы, когда отец был на фронте, мама часто вечерами собирала детей. Вместе молились, читали акафисты. Когда сестрам-близнецам исполнилось по восемь лет, мама в первый раз повела их в церковь и причастила. С тех пор детей часто причащали в храме в честь святых мучеников Флора и Лавра в городе Кашире. После окончания войны отец вернулся домой и работал бухгалтером до пенсионного возраста. Вечерами читал дома духовные книги, которые остались от его отца. Духовником семьи был архимандрит Тихон (Агриков). После выхода супругов Знаменских на пенсию отец Тихон постриг их в монашество, сохранив имена. Монах Борис стал служить при церкви алтарником. В годы учебы в средней школе сестер преследовали за то, что они носили крестики. С отличием окончив десять классов, Дина уехала учиться в Москву в энергетический институт (МЭИ). Нина училась в Московском политехническом техникуме связи имени Подбельского. Они жили рядом с Богоявленским собором в Елохове и ходили туда молиться. По окончании учебы Нину Борисовну распределили в город Рязань на опытный электромеханический завод, где она проработала 30 лет: сначала техником связи, потом — старшим инженером-технологом. В свободное время сестры занимались рукоделием — вышивали плащаницы по благословению епископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) и архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Нина Борисовна любила переплетать духовные книги, переписывать ноты.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Напоминая нам внешнюю канву событий, богослужебные тексты вскрывают их глубинный богословский смысл. Некоторые останавливаются на свидетельстве о двух природах Христа — человеческой и Божественной. Так, синаксарь предваряется такими стихами: «Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости». То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление «смертного существа», воскрешение друга — свидетельство Божественной силы. В день Лазаревой субботы совершается литургия Иоанна Златоуста своим обычным порядком, но поется не Трисвятое, а  Елицы во Христа крестистеся . По возгласе  Изрядно о Пресвятей…  поется задостойник, хотя Типикон о нем умалчивает. М.С. Красовицкая. Литургика. М., 2003. Тропарь, глас 1-й Общее воскресение прежде твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Кондак, глас 2-й Всех радость Христос, истина, свет, живот, и мира воскресение, сущим на земли явися своею благостию, и бысть образ воскресния, всем подая божественное оставление. Иконы и картины Лазарева суббота (Видео + иконография) Проповеди и статьи: Проповедь архимандрита Иоанна Крестьянкина в Лазареву субботу Скачать Проповедь протоиерея Александра Авдюгина в Лазареву субботу Скачать Воскрешение праведного Лазаря .   Митрополит Сурожский Антоний Образ будущего воскресения .  Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Лазарева суббота: пробуждение души .  Священник Сергий Круглов В Лазареву субботу. Заря .  Архимандрит Тихон (Агриков) Мощи святого Лазаря Четверодневного — теперь и в России (+ ФОТО) Литература На св. праздник Ваий. Том 12, книга 2, слово 33 .  Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Беседа на Четвертодневного Лазаря .  Святитель Андрей, архиепископ Критский Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря .  Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский)   Стихи Воскрешение Лазаря

http://pravmir.ru/lazareva-subbota-istor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЯНСКАЯ И СЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, включает территорию Брянской обл. , поделена на 10 благочиннических округов. Кафедральный город - Брянск. Правящий архиерей - митр. Александр (Агриков ; с 28 дек. 2011). К 1 янв. 2003 г. в епархии действовали 130 приходов, 7 мон-рей (4 муж. и 3 жен.), служили 184 священника и 26 диаконов. 1920-1945 гг. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. В XIII-XVI вв. Брянск неоднократно являлся местопребыванием Черниговско-Брянских епископов (см. Брянская обл. ). Самостоятельная Брянская епархия была учреждена 22 дек. 1920 г. (или в нач. 1921), после образования Брянской губ. (1 апр. 1920). На территории епархии к моменту образования действовало более 300 храмов, в 1922-1923 гг. в составе епархии существовало Новозыбковское вик-ство . В 1920 г. (или в нач. 1921) Брянским епископом был назначен Амвросий (Смирнов) . Во 2-й пол. 1922 г. он был арестован за противодействие обновленчеству и выслан в Москву, где проживал без права выезда; в 1923 г. он был назначен епископом Рязанским. С 15 нояб. 1923 г. епархией временно управлял викарий Орловской епархии Карачевский еп. Агапит (Борзаковский) , 25 мая следующего года назначенный на Брянскую кафедру. В 1924-1926 гг. он находился в ссылке в Тверской губ., в 1927 г. вернулся в Брянск, 21 дек. 1929 г. выехал в Орёл. В 1930 г. на Брянскую кафедру был назначен еп. Матфей (Храмцев), скончавшийся в Брянске 7 апр. следующего года (погребен в Свенском мон-ре). В дек. 1931 г. Брянским епископом стал непоколебимый борец с обновленчеством еп. Даниил (Троицкий) , 7 янв. 1934 г. возведенный в сан архиепископа. При еп. Данииле были обретены мощи св. кн. Олега Романовича Брянского и перезахоронены под алтарем Введенского храма Петропавловского мон-ря во избежание поругания от безбожников. После ареста в нач. 1934 г. архиеп. Даниила († 1934) 5 апр. того же года Брянским епископом стал Иоасаф (Шишковский-Дрылевский), скончавшийся 15 дек. 1935 г. В 1936 г. на Брянскую кафедру был назначен Ювеналий (Машковский) , к-рый в это время находился во Владимире, там он был арестован и вскоре скончался в заключении, затем Брянской епархией временно управлял Волоколамский еп. Иоанн (Соколов) . Сведений о Брянских епископах в 1936-1942 гг. нет.

http://pravenc.ru/text/153529.html

В книгу " У Троицы окрыленные " вошли две из трех частей воспоминаний о Троице-Сергиевой Лавре в период ее послевоенного восстановления, с 1950 по 1960 год. Автор воспоминаний — архимандрит Тихон (Агриков) — бывший преподаватель Московской Духовной Академии и насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Истинный православный подвижник, человек высокой духовной жизни, он пользовался любовью и уважением студентов Академии и духовных чад. В своей жизни отец Тихон перенес тяжелые испытания и теперь многие годы находится в затворе. Книга имеет большое значение для сегодняшних христиан, поскольку в ней содержится духовный опыт современных нам подвижников благочестия. Книга издана с благословения автора — архимандрита Тихона (Агрикова), которое было передано игумену Александру (Агрикову). От автора Эти воспоминания написаны мною в результате наблюдения за жизнью хороших людей. Написаны для того, чтобы показать, что и в наше время были и есть люди, которые всей душой стремятся к Богу, к Вечной жизни, к Горнему блаженному Иерусалиму. Ведь теперь многие говорят, что нам будто и не спастись: времена стали не те, суета застилает наши очи, как утренний туман, благодати не стало нигде — ни в монастырях, ни в храмах, ни в людях. И так многие говорят — и только себе вредят, уныние нагоняют, и туман печали еще больше сгущается над нашими душами. А ведь так говорить не только вредно, но и грешно. Правда-то правда, что наши времена трудные и туманные, и даже бурные и грозные, но ведь в бурю-то и Господь ближе к грешной и немощной душе — и ближе, и милостивее, и нежнее. Как мать бывает нежнее и внимательнее к ребенку больному и худенькому, так и Господь наш Спаситель ближе к нам в трудные и опасные времена. Вот я и хочу в своих воспоминаниях со всей ясностью показать, что и теперь люди добрые спасаются и достигают высокой духовной зрелости и даже святости. В них описывается жизнь людей, монашествовавших в Доме Святой Троицы — в Лавре Преподобного Сергия Радонежского — на протяжении пятнадцати лет: с 1950 по 1965 гг., то есть в период моего личного наблюдения благодатной жизни под священным кровом Сергия Преподобного. Спешу оговориться, что это не сочинение, и даже не художественное повествование. Нет, это просто-напросто воспоминание о добрых, хороших людях, с которыми я вместе жил, молился, трудился, радовался, скорбел, плакал, утешался. Тем более, что они живут в моем сердце и доселе. Они, эти добрые отцы и братия мои по духу, уже скончались, их нет больше в земном Доме Святой Троицы. Они переселились к Троице Небесной, вечно сияющей, вечно озаряющейся радугами небесных сияний. Они сейчас там, куда мы поднимаем свои печальные, заплаканные взоры. Но дела их добрые еще живут, помнятся в священных стенах Сергиевой Лавры. Для того чтобы об этих делах узнали и другие верующие люди, я пишу эти воспоминания. " У Троицы окрыленные " — так они называются. Это название имеет символический смысл, разъяснение которого читатель найдет дальше — во введении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

К приходу были приписными деревни: Усть-Курдюм, Долгий Буерак, Муратов Буерак, Бажановка, Зосимовка, Шараповка, Васильевка, Кирилловка, Сумароковка. Священник и псаломщик проживали в старых церковных домах. 31 июля 1912 г., по собственному прошению настоятелем в Спасо-Преображенскую церковь был назначен священник Николай Михайлович Алексеевский, служивший ранее в Троицком храме села Гостевка Вольского уезда. К 1918 г. в приходе Преображенского храма было 542 дома, в котором проживало 1637 мужчин и 1758 женщин. По данным 1918 года, в Преображенском храме служил окончивший курс Кирилло-Мефодиевской двухклассной церковно-приходской школы (при Сретенской церкви Саратова) псаломщик Иван Симеонович Агриков, который имел свой дом на церковной земле в селе Пристанном. Церковным старостой храма с 1899 года был Иосиф Алексеевич Безпалов. Это послушание Иосиф Алексеевич нес около 20 лет. При храме была небольшая религиозная библиотека для прихожан. После революции копии с метрических книг Преображенской церкви были сданы Пристанскому Волостному Исполкому согласно инструкции Комиссара Юстиции по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви от 23 января 1918 г. Приход и настоятель приспособились к новым условиям: церковный совет был избран 9 мая 1918г. в количестве 12 человек, председателем совета состоял Василий Максимович Хохлов. В 1937 году церковь в селе Пристанном была закрыта. 20 сентября 1937 года оперуполномоченный 4 отдела УНКВД произвел обыск и арест священника Николая Алексеевского. Постановлением судебной тройки при Управлении НКВД отец Николай Алексеевский был расстрелян 29 октября 1937 года в 22 часа. Старый Преображенский храм в селе Пристанном был разрушен в начале 1970-х годов. Рядом с местом разрушенной церкви в 1997 году по проекту архитектора Д.В. Голубинова был построен новый храм. 27 сентября 1997 года Высокопреосвященнейший Александр (Тимофеев), архиепископ Саратовский и Вольский, совершил великое освящение новопостроенного храма в честь Преображения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=02696

Священник там обычно перестаёт быть хозяином и отходит на второй план. Продолжительные ежедневные монастырские службы в сочетании со скромной зарплатой устраивают обычно монахов или одиноких священников. А тут ешё и благочинный – о. Владимир Сафронов уходил на должность секретаря Брянской епархии, и не хотел отпускать меня в монастырь, т. к. хотел оставить меня вместо себя на Брасовском благочинии. Он открыто мне говорил: «О. Аркадий, я вас ни за что не отпущу»! Моя продолжительная борьба за право служить в монастыре закончилась в Брянском епархиальном управлении. В тот день митрополит Александр (Агриков) в присутствии о. Владимира и игуменьи Афанасии сказал: «Вот вы спорите друг с другом. А вы спросили, где же он сам хочет служить?», а я ответил, что хочу служить в Крестовоздвиженском монастыре. С тех пор прошло уже десять лет, и я с большой теплотой вспоминаю долгие монастырские службы, которые по разным причинам невозможно осуществлять на приходе, и понимаю, что никогда бы не уехал из монастыря, если бы не обстоятельства и не благословение моего духовного отца. Долгие годы большим для меня искушением были многочисленные случаи, когда люди, вопрошавшие старца, в скором времени отказывались от полученного благословения. Некоторые даже говорили, что Батюшка их не понял, и они поедут объяснить ему это… По своему скудоумию я пытался «образумить» этих людей, и вступал в никому не нужные споры и назидательные беседы. О. Власий, узнав об этом, отругал меня: «Если они меня не слушают, то и тебя не послушают». И мне приходилось мучительно успокаивать себя, сдерживать от ненужных бесед и осуждений. Сейчас я искренне раскаиваюсь в этом, ведь человек – образ Божий, и Господь предоставляет ему право свободно действовать. Искушением было и моё чрезмерное рвение в выполнении Батюшкиных благословений. Очевидно, это рвение было связано с гордостью и самомнением, что у меня-то всё непременно должно получиться. Батюшка на это как-то сказал мне: «Лошадка должна тянуть груз в гору потихоньку, иначе всё порастеряет».

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/13/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010