Воспоминания Наталии Бреевой опубликованы в книге: Лученко К. Матушки. М. : Никея, 2012. Схиигумен Савва (Остапенко, 1898-1980) - один из известных подвижников-монахов и старцев XX в. До 48 лет жил и работал в миру (инженером-строителем). В 1946 г. принял монашество, будучи насельником Троице-Сергиевой Лавры, выполнял послушания эконома и духовника богомольцев (имел около 7 тыс. духовных чад). Переведен в Псково-Печерский монастырь, где занимал должность благочинного. Автор ряда духовных сочинений. В восстановленном Покровском ставропигиальном женском монастыре в Хотькове и ныне находятся мощи родителей преподобного Сергия Радонежского - преподобных Кирилла и Марии. Архимандрит Алипий (Воронов, 1914-1975) - в 1959-1975 гг. наместник Псково-Печерского монастыря, иконописец, художник и коллекционер (в 1974 г. основная часть коллекции передана в Русский музей), не раз отстаивавший монастырь в период хрущевских гонений. Архимандрит Ириней (Пономарев, 1928-1975) - эконом Псково-Печерского монастыря. Архимандрит (потом схиархимандрит) Александр (Васильев) - братский духовник и благочинный Псково-Печерского монастыря. Иеродиакон Ксенофонт (Чистяков, 1900-1982) - в 24 года вступил в брак, имел двух сыновей; в 1942 г. был взят на фронт и затем демобилизован в связи с ранением; в 1947 г. осужден по 58-й статье и до 1955 г. находился в заключении в лагерях; в 1956 г., будучи вдовцом, пришел в монастырь, принял постриг и сан иеродиакона. Архимандрит Тихон (Агриков, 1918-2000) - насельник Троице-Сергиевой Лавры; в конце 1950-х - начале 1960-х гг. был преподавателем в московских духовных академии и семинарии, духовником учащихся. Затем жил на Кавказе и в Закарпатье. Незадолго до кончины принял схиму с именем Пантелеимон. Любимов Николай Михайлович (1912-1992) - знаменитый переводчик классической литературы, в основном с французского и испанского. Переводил произведения М. Сервантеса, Ф. Рабле, Ж.-Б. Мольера, П. Бомарше, П. Мериме, М.-А. Стендаля, Г. Флобера, Ги де Мопассана, М. Пруста, Ф. Шиллера, Дж. Бокаччо и др.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

На выставке будет представлено около 40 холстов и графических работ. Основная часть картин поступила в фонд АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ» во время проведения пленэрных марафонов проекта «Русская Атлантида». Главным сюжетом холстов традиционно являются богатые архитектурные ансамбли монастырей, изумительные панорамные виды на храмы и монастырские постройки, а так же неповторимые уголки русской природы. Организаторы и живописцы надеются, что подобные выставки помимо радостей эстетического свойства, еще и будут способствовать исполнению важной просветительской миссии – служить привлечению внимания руководства страны и социально-ответственных сограждан к необходимости возрождения и сбережения уникальных памятников истории и культуры, вовлекать малые города в туристические маршруты и инициировать государственные программы развития регионов. Проект реализуется Санкт-Петербургским центром гуманитарных программ при моральной поддержке Комиссии по культуре Санкт-Петербургского регионального отделения Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор», ВТОО «Союз художников России» и МОО «Петровская Академия наук и искусств». На Брянщине событийными инициаторами выступили Брянская и Севская епархия Брянской митрополии Русской Православной Церкви, и лично Владыка Александр (Агриков), Председатель Брянской областной организации ВТОО «Союз Художников России» Александр Хомрачёв и руководитель Духовно-просветительского объединения «Архангельский Собор» протоиерей Сергий Рыбкин. Главным движителем проекта выступил соучредитель и член правления МОО Брянское землячество в Санкт-Петербурге и Ленинградской области «Пересвет» Александр Цыбульский, благодаря которому родилась сама идея и организационная установка по проектной работе в регионе. Васильев Виталий Васильевич , Заслуженный работник культуры РФ, директор АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ», руководитель проекта Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/29/br...

В рукописи говорится, как много пришлось пройти “мытарств” этому человеку, прежде чем он сумел убедить церковное начальство в подлинности этого явления, прежде чем до Патриарха дошла просьба святителя Филарета восстановить разрушенную могилу» . Макет памятника предкам и сродникам священномученика Илариона в Липицах Желающие принять участие в сборе средств на памятник могут перевести свои пожертвования по следующим реквизитам: Номер счета: 40817810466003084473 Банк получателя: ТУЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ N8604 ПАО СБЕРБАНК БИК: 047003608 Корр. счет: 30101810300000000608 ИНН: 7707083893 КПП: 710702001 SWIFT-koд: SABRRUMM Валюта получаемого перевода: Рубли (RUB) Получатель: АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Г. Номер карты: 5469980288379247 Получатель: АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 189 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Епифаний Премудрый . Житие Сергия Радонежского//Сергий Радонежский. – М.: Патриот, 1991. – С. 14.  ГУ ГАТО. Ф 3. Оп. 2. Д. 2035. Л. 5.  Воспоминания В.К. [Виноградов, Виктор Капитонович]/Публикация, вступ. статья и примечания Н.А. Кривошеевой//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II:1 (34). – С. 122.  Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: Деяния 118-136. – М.: ГАРФ, Новоспасский мон-рь, 2000. – Т. 9. – С. 119.   Польский М. , протопресвитер. Новые мученики российские: Первое собрание материалов. – Джорданвилль: Св.-Троицкий мон-рь, 1949. – С. 129.  Чествование преподавателя Тульской семинарии П.И. Малицкого по поводу исполнившегося 25-летия его службы//Тульские епархиальные ведомости. 1904. 1–2 (январь). С. 16–17.   Тихон (Агриков) , архим. У Троицы окрыленные: воспоминания. – Сергиев Посад: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. – С. 94–95. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Владимир Б. 29 июля 2023, 13:16 В русском языке не принято называть мать взрослого человека " мамой " , только ребёнка. Андрей Горбачев 25 июля 2023, 20:54 Уважаемая Надежда, о маме сщмч. Илариона написано здесь - http://pravoslavie.ru/93189.html Но относительно ее смерти там не все верно. Сейчас имеются новые сведения, пока неопубликованные.

http://pravoslavie.ru/154984.html

Духовная мать Евпраксия и сестры, когда будете читать эти малые строки о матери Александре, вспомните, что мы скоро по очереди пойдем ее дорожкой. Поэтому восплачем о своем неизбежном конце нашей земной жизни; горько восплачем, но и возрадуемся в надежде на великую милость и любовь Божию к нам, грешным. Оставшиеся духовные сестры многие уже в преклонном возрасте, и поэтому час разлуки с землей очень близок... Но смотрите, не плачьте плачем безнадежным, плачем горького отчаяния. Если даже и были какие-либо особо смертные грехи в вашей жизни, Господь вам их простил. Ведь вы откровенно каялась своим духовным отцам и писали им самые помыслы свои и движения душ ваших. А если теперь чем согрешаете, также через исповедание «помыслов» ваших Бог прощает вас. Слышите, что говорит нам святой апостол Иоанн Богослов: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1: 9 ). Вот в этом вся наша радость. А когда Господь кого из нас призовет к Себе, тогда знайте, что мы, оставшиеся в живых, не забудем вас никогда в молитвах своих. Будем дострадывать свою жизнь и будем молиться о вас всех и друг за друга. Общий путь нашей земной жизни прошел в великих испытаниях, тревогах и злостраданиях. За эти 50–70 лет сколько пришлось перетерпеть! Сколько переплакать, сколько перемучиться! Тревоги и страхи за себя, тревоги за сестер, тревоги за духовных отцов. И один Господь знает, сколько каждый перенес за жизнь свою. Хотя и грехов мы понаделали много, но, кажется, делали их больше по немощи, нежели по удовольствию. Да простит вам Господь Бог все грехи ваши и покроет всех вас Своей великой любовью... Аминь. «Мм знаем, что мы перешли из смерти в жизнь» ( 1Ин. 3: 14 ). 2 . Мать Евлампия по характеру была совершенно противоположна матери Александре. Она отличалась некоторой сухостью и раздражительностью. Но эта раздражительность была не душевная, а болезненная. Большая и многотрудная жизнь отложила на душе матери Евлампии тяжелый отпечаток скорбности и неудовлетворенности. Притом, постоянные болезни терзали немилосердно ее больную душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Убийце юного царевича недолго пришлось царствовать на русском престоле. Войны, междоусобицы, убийства, народные бедствия были уделом его царствования. И впоследствии измученный, истерзанный неподкупной совестью Борис Годунов сказал: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»... (память святого царевича Димитрия 15 мая). Судьбе покорные «Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь из нее, угаснет: то и другое выходит из уст твоих» ( Сир. 28: 14 ).   «Будь доволен малым, как и многим» ( Сир. 29: 26 ). Умру я скоро, жалкое наследство О, друг мой, оставлю я тебе. Под гнетом роковым провел я детство И молодость – в мучительной борьбе. Вначале шел я с дружною семьею, Но где они, друзья мои, теперь? Одни давно рассталися со мною, Других растлил духовно ярый зверь. Те жребием постигнуты жестоким, А те прешли уже земной предел; За то, что я остался одиноким, Передо мной везде закрыта дверь. И я друзей теряю с каждым годом, Врагов все больше вижу на своем пути. За каплю крови, общую с народом, Меня, о Боже, Ты прости, прости... Я призван был терпеть Твои страданья, Терпеньем изумляющий народ, И бросить хоть единый луч сознанья На путь, которым Бог тебя ведет. Но жизни не любя с ее минутным благом, Прикованный привычкой и бедой, И к цели шел я твердым бодрым шагом, И для нее я жертвовал собой. (1970 год.) 1 . Мать Александра была пожилой старушкой. Она была доброй, внимательной и сострадательной женщиной. Я не знаю ее раннего детства, не знаю и бурной юности. Не известны мне и ее зрелые годы. Как она прожила свою жизнь? Какие были трудности и радости на ее пути? Где она родилась, и кто были ее родители? На все эти вопросы не знаю, что ответить. Одно только скажу, что вся жизнь матери Александры ведома Богу. Пред Ним все открыто, и нет даже малого дела или помысла, которого бы Он не знал. Да и зачем нам знать прошлое человека, когда сказано, что конец венчает дело, а не начало. И вот этот конец-то жизни матери Александры и приоткрыт нам волей Божией. Вот мать Александра пришла на исповедь. Троице-Сергиева Лавра была для нее благодатным утешением. Живя в Москве, она время от времени приезжала в Лавру и здесь, под Успенским собором, проходила исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Свято-Данилову монастырю подарен образ первого парижского святого Москва, 27 августа 2008 г. Выставка, посвященная 25-летию возрождения московского Свято-Данилова монастыря, открылась 26 августа в Московском государственном выставочном зале «Новый манеж». Центральным событием торжественной церемонии открытия была передача Данилову монастырю иконы святого мученика неразделенной Церкви Рустика Парижского – это дар обители от посольства Франции в России, сообщает Благовест-инфо . На торжественной церемонии открытия выставки епископ Дмитровский Александр (Агриков), викарий Московской епархии, зачитал приветственное послание Святейшего Патриарха Алексия II. Из текста следует, что Первоиерарх имеет самое непосредственное отношение к юбилею обители: как отмечается в послании, в первой половине 80-х гг., будучи митрополитом Эстонским и Таллинским, будущий предстоятель Русской Православной Церкви возглавил комиссию по реставрации Данилова монастыря, закрытого в 1930 г. «Помню 1983 год: было разрушено все, что поддавалось разрушению. Восстановление казалось почти невозможным», -- говорится в послании. Восстановление обители, превращение ее в духовно-административный центр РПЦ к 1988 г., когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси, Патриарх считает «чудом Божьим». «Сегодня Данилов монастырь является зримым свидетельством  величия замыслов своего основателя», - отмечается в послании. В ответном слове наместник монастыря, архимандрит Алексий (Поликарпов) отметил, что сейчас обитель, «восстановленная трудами Русской Православной Церкви и всего народа Божия», старается выполнять свою главную задачу: «нести свет Евангелия миру». Далее второй советник посольства Франции в РФ Александр Жиоржини от имени посла Франции вручил Данилову монастырю икону св. мученика Рустика Парижского – святого, почитаемого как православными, так и католиками. «Важным символом взаимоотношений наших народов», «свидетельством о дружбе и духовной связи между ними» назвал дипломат этот образ, написанный во Франции в 2006 г. специально для Данилова монастыря. «В нашей традиции считается, что св. Рустик вместе со свв. Дионисием и диаконом Елевферием принес христианство в нашу древнюю столицу, а Данилов монастырь играл и играет важную роль в истории столицы вашего государства», - так обозначил А. Жиоржини связь времен и народов.

http://pravoslavie.ru/27470.html

Великая старица мать Александра духом провидела в монахе Саровской обители – тогда иеродиаконе Серафиме – великого исполнителя начатого ею Божьего дела и великую благодать, которая должна явиться через него миру. Перед кончиной своей мать Александра поручила ему великое дело, переданное ей Божией Матерью – утверждение четвертого удела Божией Матери во вселенной. И вот 25 ноября 1825 г. преподобному Серафиму явилась на берегу реки Саровки Божия Матерь с двумя апостолами – Петром и Иоанном Богословом и указала, чтобы преподобный взял восемь сестер из Дивеевской общины и основал обитель Ее – начало четвертого Вселенского удела Ее на земле. Божия Матерь Сама дала устав для обители и обещала быть ее Игуменией. Повелела Она обнести эту землю канавой и валом и обещала дать водам сим большее благословение и силу, чем некогда имели воды Фиваиды Иерусалимской. Преподобный Серафим не раз подчеркивал, что Казанский храм со временем станет главным храмом обители. Вслушаемся в слова пророчеств преподобного Серафима – в них идет речь, конечно же, не только об обители Дивеевской и ее храмов, а о судьбе России и Вселенской Церкви: – Будет у нас два собора: первый мой-то собор холодный, куда лучше будет Саровского. А второй-то собор – зимний, Казанский. Придет время, еще поклонятся, да и отдадут его нам. И скажу тебе, все-таки еще не тот это дивный собор, что к концу-то века будет у вас. Тот, матушка, на диво будет собор! Подойдет антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется, и не сможет он взять его. Достойные, которые войдут в него, останутся в нем, а другие, хотя и войдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас антихрист-то – все равно как в Киеве приходили разбойники, а церкви-то поднялись на воздух – достать-то они и не смогли. Так вот и собор наш, и канавка поднимутся даже до неба и защитят вас, и не сможет ничего вам сделать антихрист. И при том соборе время придет такое, что Ангелы не будут поспевать принимать души, а вас всех Господь сохранит. Канавка эта одна всегда заступит вас, став огненной стеной до неба! И даже антихрист – и тот перейти ее не сможет!

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Однажды пришел к нему полководец Мартиниан и просил исцелить его больную дочь. Святой Антоний не отворил ему дверь кельи, а изнутри сказал полководцу: «Зачем ты просишь моей помощи? Я – смертный, как и ты. Если имеешь веру в Христа, то молись Ему, и дочь твоя будет здорова?» Мартиниан стал призывать имя Господа Иисуса и дочь его выздоровела. Однажды преподобный Антоний вместе с иноками путешествовали по пустыне. Все утомились и страдали от жажды, так как палил нестерпимый зной, а воды у них не было. Преподобный Антоний преклонил колени и помолился. Заструился холодный источник и, благодаря Богу, все утолили жажду. Полюбивши уединение, Преподобный редко когда оставлял свою пещеру, и притом только тогда, когда нужно было укрепить веру у людей и утвердить Православие. Так, в 311 году император Максимин возобновил гонение на христиан. Святой Антоний, желая получить мученический венец, отправился в Александрию. Но остерегаясь вызваться на смерть своевольно, он стал помогать святым мученикам при страданиях: омывал их раны, утолял жажду холодной водой. Судья заметил Антония и других бывших с ним и приказал больше не показываться в народе. Другие иноки скрылись, но святой Антоний продолжал мужественно помогать страдальцам. Вскоре прекратилось гонение, и Преподобный вернулся в свою пустыню. Злочестивые ариане (еретики), видя славные подвиги преподобного Антония, стали распространять слух, что будто и он придерживается их лжеучения. Узнав об этом, 104-х летний Антоний немедленно отправляется в Александрию и всенародно посрамляет арианскую ересь, как богопротивную. Весь город сбежался, чтобы видеть знаменитого подвижника; даже язычники старались коснуться его одежды, и многие из них обращались ко Христу. Почувствовав приближение своей кончины, Преподобный позвал братию и сказал им: «Меня Господь зовет к Себе, прошу вас, не забывайте моих наставлений и возлагайте всю надежду на Господа». Преподобный Антоний скончался на 105 году своей жизни. Память его празднуется 17 января. Так великий Антоний положил начало пустынной жизни на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Все осталось здесь. Как он любил вот эти иконки, что украшают его келию! И они остались. Собирал, устраивал, хлопотал… А сейчас тихо-тихо лежит, успокоился навеки. Что наша жизнь? Господи, Господи, упокой душу его в месте светле, в месте злачне… а здесь он мучился, страдал, болел – неужели и там?! Нет, Господи, не надо, упокой его. Он так мало жил, больше переживал, молился Тебе, и Ты, Господи, его утешал… Он по зову сердца пришел в эту святую обитель, чтобы Тебе послужить, Господи…». Тихо догорает свеча, капли воска падают на пол. Плачет она, эта свечечка, роняет свои горячие слезы… Так он любил трудиться с этими свечечками! Всю свою молодую жизнь отдал им. И сколько теперь зажжется их за упокой послушника Александра, и все они будут плакать, ронять свои слезы… «Господи, упокой душу его…». Брат взял другую свечу, зажег и продолжал читать. Длинные тени ложились по стенам, полу, потолку. Пламечко свечи колебалось. Тени чудовищно изгибались, ходили, как живые, причудливые, темные, как призраки, как могильные ночные тени духов на кладбищах в темную осеннюю ночь… Духи… призраки… страшные призраки… В эту минуту на колокольне часы ударили двенадцать ночи. В открытую форточку окна волной пахнул ветерок. Лампадочка у иконы потухла… Дрожь пробежала по всему телу брата. Страх и трепет охватили его душу. Рука дрогнула и выронила горящую свечу… Непроницаемый могильный мрак воцарился в келии… «Бам, бам, Бам», – протяжно неслось с колокольни. Двенадцать ночи… один на один с мертвецом… Будто шорох послышался сзади от гроба… Скрип пола, шаги… «Духи, призраки», – пронеслось в голове… В дверь раздался стук. Тихий голос читал: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». «Слава Богу», – глубоко вздохнул брат всей грудью и перекрестился. Пришла смена. Когда Сашу хоронили, народу было совсем мало. А родных – одна мать. Но, как бы в награду Саше, на подсвечниках, которые стояли по углам его гроба, горело много-много свечей. Они горели ярко, весело, без всякого дыма и треска.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

«Сердце мое расширилось для вас» – эти великолепные и сильные слова Апостола (См: 2Кор. 6:11 ) приложимы ко всякому настоящему священнику – всякому, который не тщетно носит это имя. Как необъятно назначение – стоять при человеке, при живой душе, в самые важные минуты существования. Человек родился из небытия – и священник погружает его в воду «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Взрослый человек основывает семью с избранной девушкой – и вот опять: «Обручается раб Божий Иоанн рабе Божией Анне во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Священник владеет словами, которые он один имеет право произносить и которые обладают великою тайною силою: произнесет их – и совершится за Литургией страшное чудо пресуществления, и в Чаше, куда было влито вино, закипит Христова Кровь; не произнесет – и ничего не совершится. Перед священником раскрыты все страшные тайны дел человеческих. И в исповеди он видит жизнь не такою, какою она кажется даже осведомленным людям, давно уже не строящим себе относительно ее никаких иллюзий, а какая она есть в действительности, в беспощадном и совершенном своем обнажении. Известный петроградский священник, большой работник на ниве народной трезвости, рано умерший отец Александр Васильевич Рождественский рассказывал мне о впечатлении первой принятой им исповеди на первой неделе Великого поста: «В этих коротких признаниях, произносимых отрывистыми фразами, я наслушался таких ужасов о том, что люди делают втайне, что я еле верил этим признаниям. В голове у меня мутилось. Я еле держался на ногах, а когда пришел домой, я бросился, не раздеваясь, на кровать, закрыл глаза, зажал уши руками и долго громко стонал. Вся моя душа болела невыразимо перед этими обнаженными, сочащимися язвами жизни… Господи, до чего проедена насквозь грехом человеческая природа!» И вот, накидывая на голову человека епитрахиль, – над всеми этими ужасами жизни, над людьми, которые тайно кого-нибудь убили, над детьми, живущими по-брачному со своими родителями, над опомнившимися богохульниками, клятвопреступниками, над всеми, грешившими по естеству и против естества, – священник имеет право произнести великие разрешительные слова: «ПРОЩАЮ И РАЗРЕШАЮ».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010