Не сказав ничего матушке, он закрылся в своей комнате и не выходил из нее около суток. Он все обдумал, все взвесил, вспомнил свой прежний религиозный пыл и радость веры, удовлетворенность в служении и молитве. Батюшка стал горячо молиться, поплакал, покаялся пред Богом за свое горькое непостоянство и, наконец, вышел из своего затвора другим человеком. С этого-то момента отец Александр и начал бороться за веру в самом себе. Преодолевая один рубеж за другим, он все глубже познавал красоту святого Православия, радость веры в Бога и с ужасом вспомнил, какого духовного сокровища, какого драгоценного богатства он чуть было не лишился. – О, Господи! – молился он со слезами, – как легко теперь потерять Тебя, как легко погибнуть вдали от Тебя – Господа моего. Благодарю Тебя, Господи мой, что Ты вовремя вразумил меня и не дал погибнуть в пучине беззакония... После лично пережитого кризиса веры отец Александр особенно четко и ясно теперь понимал других и искренне жалел тех, кто пытается строить счастье помимо Бога. С какими обильными слезами совершал он теперь Божественную Литургию, как усердно и искренне читал домашнее свое правило, с каким вниманием, уважением относился к каждой требе, к каждому церковному обычаю, к каждому славянскому слову, к каждой бреве. – Как он, будучи таким образованным, может совмещать веру со знанием? – говорили про отца Александра его светские друзья. Он же удивлялся, когда видел, что некоторые считают верующих людьми отсталыми и невеждами, и не мог понять, на каком собственно основании родилось такое нелепое заключение. – Вера и знание, – говорил отец Александр, – это два крыла, на которых летит человек к звездам и выше, и только при такой гармонии единства знания с верой завершится становление нового человека, при самом высоком его достоинстве, свободе и красоте. Отец Александр никогда не говорил научных проповедей, не вел никаких религиозных бесед. Он знал, что все это может кончиться плохо. Он делал только одно – служил и молился. Но как он служил?! Как он молился?!

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Если бы так умели служить и молиться все наши священники, то, наверно, давно бы на земле был рай и не было бы ни одной слезы, ни одного вздоха, ни страдания в сердцах людей. А как он читал записочки – оздравные и заупокойные?! Разберет каждое имя, произнесет с душой и верой каждое слово, каждую молитву о них. Всегда добрый, ласковый, внимательный и жертвенный, отец Александр приобрел общее уважение своих городских прихожан. А так как он часто причащал больных на дому и поэтому задерживался до поздней ночи, то его не один раз встречали уличные хулиганы. – Поп, давай деньги! – требовали они грозно. – Какие у меня деньги? – спокойно отвечал им священник. – Врешь, тебя весь город знает, все несут тебе, давай. – Берите сами, только Святые Дары не трогайте, – и он покорно поднимал свои руки. Они выворачивали карманы, прощупывали все складочки и потом говорили: «Дурак, поп, на твоем месте можно быть миллионером!» – и отпускали. Только один раз пьяные окружили его и отняли сумочку со Святыми Дарами. Отец Александр более часа шел за ворами и просил отдать святыню. Посмотрев, что там нет ничего ценного, они бросили сумочку обратно. Отец Александр любил Церковь Божию, любил нежно и преданно Господа нашего Иисуса Христа, любил он и церковное начальство. Неодобрительно относился к тем, которые лезли к власти и почету. – Да они сами не знают, что творят, – говорил он о карьеристах и приспособленцах. – Ведь если хочешь стать архиереем или настоятелем, то прежде научись молиться и жертвовать собой за церковное дело. А что это за архиерейство: ездить на своих автомобилях, летать на сверхзвуковых лайнерах, пить ром и шампанское на конференциях и за обильным столом с яствами устанавливать «контакты», – одна профанация архиерейского звания и только. Ему возражали, что теперь, дескать, иначе нельзя. Надо со всеми ладить и дружить и тем самым отстаивать интересы Церкви Православной. – Нет! – говорил отец Александр. – Церковь живет не за счет дипломатики и искусством церковных дипломатов, их уменьем лавировать направо и налево, а Церковь живет и будет жить правдой Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Агриков Василий Александрович; род. 13 мая 1953 г., Архангельская обл.), еп. Дмитровский, вик. Московской епархии. Род. в семье священника. В 1959 г., после смерти матери, семья переехала в Белгородскую обл. После окончания средней школы поступил в медицинское училище. 2 июня 1974 г. митр. Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) был рукоположен во диакона, а 5 июня-во иерея и назначен настоятелем храма Рождества Христова в с. Масальском Ярославской обл. С нояб. 1974 по нояб. 1976 г. служил в Советской Армии. В февр. 1977 г. был принят в клир Московской епархии и назначен священником ц. свт. Николая в г. Пушкино. С 30 марта 1978 по 27 янв. 1983 г.-настоятель Никольского храма в г. Лосино-Петровском. С янв. 1983 по окт. 1986 г.-настоятель Успенской ц. в с. Шубине. С окт. 1986 по янв. 1991 г.-настоятель храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Образцове. С 9 янв. 1991 г.-настоятель Владимирской ц. в г. Мытищи. 31 окт. 1994 г. назначен благочинным церквей Мытищинского округа. 6 дек. 1980 г. митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) пострижен в монашество с именем Александр. 9 марта 1987 г. возведен в сан игумена. 21 июня 2001 г.-во архимандрита.1 сент. 2001 г. наречен, 2 сент. хиротонисан во епископа Дмитровского в храме Христа Спасителя. Решением Свящ. Синода от 28 дек. 2011 г. А. назначен на Брянскую кафедру, 26 июля 2012 г. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Горно-Никольского мужского монастыря г. Брянска. Решением Свящ. Синода от 29 мая 2013 г. назначен главой новообразованной Брянской митрополии . 13 июня 2013 г. за Литургией в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот в Москве, Святейшим Патриархом Кириллом (Гундяевым) возведен в сан митрополита.Решением Свящ. Синода от 23 окт. 2014 г. освобожден от должности священноархимандрита и игумена Горно-Никольского мужского монастыря г. Брянска. Решением Свящ. Синода от 25 дек. 2014 г. назначен в. у. Клинцовской епархией . Награжден орденом Сергия Радонежского 3-й степени (2000 г.) Ист.: Наречение и хиротония архим. Александра во еп. Дмитровского, викария Московской епархии//ЖМП. 2001. 10. C. 68-75. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/174594.html

Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) , викарий Московской епархии Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) Архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль) Епископ Дмитровский Александр (Агриков), викарий Московской епархии Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) Епископ Задонский Никон (Васин), викарий Воронежской епархии Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемсю Амвросий (Щуров) Архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим (Лазебный) Архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), викарий Московской епархии Епископ Иошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев) Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин) Архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), заместитель председателя ОВЦС Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько) Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев), председатель Отдела по делам молодежи Епископ Красногорский Савва (Волков), викарий Московской епархии Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов) Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), постоянный член Священного Синода, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Епископ Курганский и Шадринский Михаил (Расковалов) Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов) Епископ Людиновский Георгий(Грязнов), викарий Калужской епархии Епископ Магаданский и Синегорский Феофан (Ашурков) Епископ Майкопский и Адыгейский Пантелеймон (Кутовой) Архиепископ Можайский Григорий (Чирков), викарий Московской епархии Епископ Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя) Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Евгений (Ждан) Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий) Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) Митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк) Архиепископ Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук) Епископ Орехово-Зуевский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недостойный священник не подготовился к Божественной Литургии и пришел совершать проскомидию. Он облачился и трижды пытался приступить к священному жертвеннику, чтобы начать священнодействие. И как только он подходил к жертвеннику, силы оставляли его, руки опускались, и он не мог ничего делать. Тогда он садился на стул и долго сидел. Собравшись с силами, он снова подходил к жертвеннику, но повторялось то же самое. Чтец ждет возгласа – читать часы, а священник ничего не может поделать. Вошли в алтарь, а он сидит. «Не могу, – говорит, – сил нет». Это наказание Господне за небрежение к Божественной службе. Женщина, рассказывая этот случай, заливалась слезами. Ее родной единственный сын, когда был маленький, так любил молиться, стоять на коленочках, кланяться в землю! Когда же он вырос, стал гулять, драться, сквернословить, ходил мрачный, как черная туча, ни с кем не ладил… Два дня назад, говорила мать, сын сильно напился. Всех ругал, гонял по хате, а того, кто попадался ему под руку, бил чем попало. Подойдя к иконам, стал над ними издеваться, смеяться, хулить их. И было в этом что-то ужасное. Мать молчала и тихо молилась Богу. Жена и дети в страхе разбежались по углам. А когда рано утром пошли за водой на колодезь, то нашли его там – утопился. Александр Ф. был уже стариком под восемьдесят лет. Сорок пять лет он не был в церкви и не причащался. Духовные книги терпеть не мог, ну просто не выносил. «Все это бред и суеверие», – смеясь, говорил он. «Александр Ф., а вы бы причастились хоть еще раз в жизни, ведь старик уже», – говорила ему доброжелательная соседка. «О, нет, я знаю, что все это бабьи выдумки и нет в этом никакой пользы и радости. Вся радость – на земле, а там… какая там радость?» Накануне праздника Введения во храм Божией Матери, уже под вечер, он пошел в сарай, закрылся там и долго-долго оттуда не выходил… А когда пошли звать его, он висел на веревке. А ведь такую долгую жизнь прожил! Ох, как страшно жить без Благодати! Особенно опасно оставаться без этой защиты Божией, когда на нас нападают какие-либо страсти: гнев, злоба, нечистота, уныние, хула, объядение и всякие другие. А как же трудно и страшно без Благодати, когда нас обуревают скорби! Как морские волны, гонимые бурей, болезни, скорби, разные злоключения обрушиваются на бедную душу человека. Попробуйте перенести их без Благодати Божией! Захлестнет, сокрушит ураган жизни – и погибнет душа в пучине бурного моря…

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Подбежав к сыну, она снова его обнимала, снова плакала, а затем, отпустив, пыталась уйти. Но материнское сердце не выдерживало, чтобы не оглянуться последний раз на милого малютку. Оглянувшись, увидев его печальным, она снова бежала к нему, снова обнимала и плакала – и так несколько раз. Собравшиеся у Святых ворот братия с болью в сердце наблюдали трогательную картину разлуки матери с сыном. Сам престарелый игумен утирал платком слезы. Кроткий юноша стоял, как ангел Божий, и ничего не говорил. Замечательно, что и мать не кричала, не голосила, а только нежно-нежно смотрела на сына. Наконец юноша поклонился матери до земли и вместе с настоятелем скрылся за Святыми воротами. Так молодой послушник Александр оказался в Лавре Сергия Преподобного. Тогда ему было не более 16–17 лет. Так как он хорошо знал грамоту и имел прекрасную память, игумен дал ему послушание продавать свечи. Надо сказать, что первые дни молодой послушник очень скучал по своей маме. Он часто задумывался о ней, представлял ее дорогое лицо. А когда вечером, помолившись, он ложился спать, то долго не мог заснуть. Все думал и думал о своей маме. Плакал о ней, а во сне звал ее к себе нежными словами. Но так было недолго. Постепенно брат Саша стал привыкать к инокам, которые к нему относились с отеческой любовью. Стал дружить с ними. Особенно он привязался сердцем к одному старенькому архимандриту, с которым стоял за ящиком и продавал свечи. Это был старый монах, много-много лет потрудившийся в монастырях и на приходах. Приветливый, подвижный, внимательный, он отечески жалел брата Сашу и развлекал его ласковыми словами в минуты уныния. Особенно Саша повеселел, когда его одели в длинный подрясник. Этот день был для него второй Пасхой. Он, как малое дитя, смеялся, прыгал, бегал в этом длинном одеянии по двору монастырскому, путался, падал, вставал, снова бегал, пока не умаялся. Маму свою, с тех пор как простился с ней у Святых ворот, он больше не видел, но молился о ней горячо, со слезами. Свое послушание за ящиком брат Александр полюбил, хотя оно и было очень и очень беспокойным и суетным. Особенно сильно доставалось в большие праздники, воскресные дни, поминальные, заупокойные субботы – словом, когда было много народа, и он до изнеможения уставал. В такие дни старушки плотной толпой обступали Сашу, и каждая требовала, чтобы он быстро отпустил ее. Им хотелось скорее купить свечки, послушать службу, хорошенько помолиться, помянуть своих родных о здравии или за упокой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Тихо было на душе у всей братии. И тихим был день похорон. Второй день Благовещения. Когда братия вернулись с кладбища домой, одного среди них не хватало: Саша-свечник остался там… Почти самый юный и самый счастливый. Он остался в сырой и темной могилке… И теперь, когда иеромонах в Радоницу или какой другой день поминовения с кадилом и фимиамом придет на кладбище навестить своих усопших братии, то обязательно остановится около одинокой могилки с небольшим крестиком. Пропоет панихиду о свечнике Саше. Соберутся около него богомольные старушки и наставят прямо на могилку много-много свечей… И они горят, горят. Пламечко ветром колеблется, фимиам кадильный по ветру несется… Мало пожил послушник Александр у Преподобного Сергия, мало пожил он на свете, но душой окрылился. Троица Святая, в Доме Которой он так любовно трудился, возлюбила его. Очищенная душа его, окрыленная благодатию и молитвами Сергия Преподобного, воспарила в светлый день Благовещения в синюю лазурь неба. Там сияет теперь новая маленькая звездочка в дивном хоре небесных светил. Сияет вечно. Дорогой брат наш Александр, по зову сердца ты пришел во святую обитель Преподобного Сергия. Юность свою святую употребил на послушание. Оно тебя и возвысило, и вознесло к горним райским селениям, к сияющему, как молния, Престолу Святой Троицы. Поминай нас, не забывай, поставь за нас пред Вечно Живым Богом горящую свечку… Ты был свечник здесь, в земном Доме Троицы, значит, и там, в Ее Небесном Доме, пребывать тебе в вечном благодатном свете… Аминь. Еще одна звездочка Иеромонах Киприан (1872–1953) (Козьма Емельянович Стороженко) Светло житие твое, Преподобне Сергие, и известно всем концем явися, и божественный доброты исполнено… (Канон Преподобному Сергию) В тихую зимнюю ночь небо сияет миллионами ярких звезд. Как драгоценный бисер рассыпан по необъятному небосклону – звезды великие и малые. Ярко-светлые и менее светлые, а иные и совсем затемненные. Какая дивная и непередаваемая красота! Какое величие! Какая бесконечность!..

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Но прихожане мытищинского храма, в основном женщины, встали на его защиту и добились обещания не закрывать Владимирскую церковь. Но спасти настоятеля, отца Сергия Ильинского и священника Сергия Левшина прихожанкам не удалось: обоих сослали на Соловки. Несмотря на такой урон, богослужения в храме не прекратились. Однако в 1930 году вновь была предпринята попытка закрыть храм. С колокольни сняли большой колокол, снесли часовню, построенную неподалёку, а храм был разграблен и осквернён. В самой церкви организовали склады. И, в конце концов, в 1935 году храм передали обновленцам. Некоторое время обновленцев активно поддерживала большевистская власть, которая видела в них союзников в деле разрушения канонической церкви. Когда началась Великая Отечественная война, колокольня храма была частично разрушена: был риск, что она может стать ориентиром для гитлеровских лётчиков при бомбардировках военного завода в Подлипках. А в 1942 году храм вообще закрыли и частично переоборудовали внутреннее пространство. В его стенах устроили мастерские по ремонту пожарных машин. Позднее здесь размещалась база снабжения Управления внутренних дел Московской области. Храм был перестроен до неузнаваемости, сохранились только отдельные архитектурные детали - выступ апсиды и верхняя часть восьмерика на четверике, что составляло основу главного храма. Уцелела и старинная церковная ограда с чугунными решётками. Грустное впечатление влачил долгое время этот храм, и на протяжении всего советского периода, это уродливое строение видели туристы и иностранцы, путешествовавшие по Золотому Кольцу России. И только в 1991 году храм Владимирской иконы Божией Матери был возвращён верующим, и начались работы по его восстановлению, которые, в основном, были завершены в 1995 году. Настоятелем Владимирской церкви стал игумен Александр (Агриков), ныне епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. В 1994 году отец Александр возглавил Мытищинское благочиние, а настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери сейчас является протоиерей Димитрий Оловянников.

http://sobory.ru/article/?object=00058

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Глава Брянской митрополии совершил великое освящение Иоанно-Предтеченского храма Белобережской пустыни 20.06.2023 18 июня 2023 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Брянский и Севский Александр (Агриков) совершил чин великого освящения храма во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Белобережской Иоанно-Предтеченской мужской пустыни и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. За богослужением главе митрополии сослужили настоятель Белобережской Иоанно-Предтеченской пустыни игумен Леонид (Куприянов), благочинный Брянского градского церковного округа протоиерей Сергий Рысин, наместник Свенского Успенского монастыря игумен Тихон (Колесняк), насельник Белобережской обители иеромонах Иона (Идрисов), а также клирик Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора диакон Евгений Кужелев. История храма во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в некогда знаменитой на всю Россию Белобережской Иоанно-Предтеческой мужской пустыни началась в 2013 году. 7 июня, в престольный праздник, был освящен закладной камень в основание храма, и началось строительство. Новейшая история древней обители перекликается с историей ее создания. Деревянным был самый первый храм в честь Рождества Иоанна Крестителя, построенный основателем пустыни преподобным Симеоном в 1720 году. Деревянный храм XXI века получился просторным, уютным, внешне напоминающим древнерусскую северную архитектуру. 20 января 2015 года, в праздник Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин освящения крестов на купола строящегося храма и освятил колокола для новой звонницы. 1 мая 2016 года, в Светлое Христово Воскресение, в Иоанно-Предтеченском храме было совершено первое богослужение. С того года храм стал действующим. Новый настоятель обители игумен Леонид продолжил благоустройство и украшение храма. Было возведено входное крыльцо. Не так давно храм обрел точный список чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», написанный брянским иконописцем. Белобережская икона считалась второй по значению иконой Богоматери «Троеручицы» в России. Она являлась списком с образа, привезенного в 1661 году в Москву из Хиландарского монастыря. После закрытия Белобережской пустыни в 1930 году икона была утеряна. Теперь у паломников есть возможность молиться перед точным списком с чудотворного образа Богоматери. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.06.2023 17:43:13

http://drevo-info.ru/news/29136.html

Какой же конец был отца Александра? Мы не знаем. Так и забылся ли он в далекой глуши и в подвиге одиноком и безвестном? Или Господь снова поставил светильник свой на высокой свещнице, чтобы светить всем?.. Но только, видимо, не это!.. Поблек светильник! Затушен он силой ветра. Сброшен он со свещницы в грязь и затоптан. Но может ли он совсем погаснуть? Может ли перестать гореть сердце, если однажды зажжено любовью Господа Христа?!.. Где-то жив отец Александр... – И его одинокая келейная вопль-молитва, как яркая звездочка, горит в темноте ночи... Глас Божий Как труп в пустыне он лежал, И Бога глас к нему воззвал: «Востань, мой раб, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И осмотри моря и земли, Глаголом жги сердца людей»... Глас толпы Свой дар, Божественный посланник, Во благо нам употребляй, И если ты земли изгнанник, Сердца собратий исправляй... Мы малодушны и коварны, Бесстыдны, злы, неблагодарны, Мы сердцем хладные скопцы, Клеветники, рабы, глупцы. Гнездятся клубом в нас пороки. Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, Авось послушаем тебя?.. Глас посланника Долго ль мне блуждать на свете То в машине, то пешком, То в вагоне и карете, В трехколяске с ветерком. Не в наследственной берлоге, Не средь отеческих могил, На разбитой мне дороге Умереть Господь судил!.. На тропе в ночи холодной, На горе под колесом, От руки коварной, злобной, Под разобранным мостом. Иль болезнь меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в спину колом влепит Неизвестный инвалид. Иль в лесу под нож злодею Обнажу я грудь свою. Боже мой! Сказать я смею, Дай исполнить власть Твою... Пастырь Пастырь тихий, кроткий, смелый, Мир не ведает тебя. Ты ж, незнатный, неумелый, Дело делаешь любя. Не стремишься ты к награде, От людей ее не жди. Презирая все преграды, За Христом смелей иди! Ты избранник, при закате Правдой жги сердца людей, Жертву крови при расплате Подари земле своей... Итак, последний зов любви Божией довершают неведомые миру пастыри Христовы. Они незнатны, невысокоумны, недооценены, но зато беззаветно преданы Христу Спасителю и Его святой Церкви. Их голос не слышен на шумных улицах, площадях, нет его и на страницах печати, он только слышен в малой немноголюдной церкви у престола Божия и в тихом шепоте келейных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010