Как сейчас помню, иеромонах только что провел общую исповедь. Люди ринулись к разным духовникам. У стены каменного собора показалась старушка. Она высокая, несколько согбенная, в левой ее руке – сумочка, в правой – палочка, посох. Она не стала пролезать вперед, нет. Она остановилась позади всех, прислонилась к стенке, чтобы полегче было стоять и так оставалась добрых два часа, пока все люди не поисповедались. По временам я взглядывал в ее старческое доброе лицо, и было до слез жалко бедную старушку, так много времени ожидавшую исповеди. Потом она с особым страхом подходила к Кресту и Евангелию и так искреннее и душевно каялась, что казалось: вот она видит Самого Иисуса Христа и изливает Ему свою душу. – Как зовут тебя? – был к ней вопрос. – Александра, – смиренно отвечала та. – Ну, кайся во грехах своих. – Грешница, батюшка, во всем, и нет числа моим беззакониям. И так душевно, так искренней звучало признание, будто она стояла у самого Престола Божия на небесах, и какой-то трепет священного страха пробегал по всем членам. Каясь, она все время утирала глаза своим ручным платочком. О, милая душа! Как она плакала и беспокоилась о своих родных. Как она глубоко и болезненно вздыхала, когда вспоминала сына своей сестры Варвары Георгия и других! Как она в своей доброй душе хотела, чтобы в семьях родных было все хорошо и благополучно. Не забыть мне ее убедительные просьбы помолиться о них, чего я всегда исполнял и исполняю. Покаявшись и посоветовавшись, она тихо и умиленно прикладывалась к Кресту и Евангелию, брала святое благословение и спокойно отходила. О, милая душа! Судьбе покорная! Помню, как сейчас, ее тихие просительные слова: «Помолитесь, батюшка, о мне грешной и моих родных». При этом передавала свои «помыслы» и обязательно записочку о здравии и упокоении сродничков. Как счастливы люди, которые так искренне и сокрушенно могут проходить исповедь! И невольно чувствовалось веяние Духа Божия, который нисходил на предельно смиренную душу этой монахини. Как сейчас помню, вот она стоит или идет на исповедь, несколько ссутулившись под тяжестью многих скорбей и невзгод жизни. Вся ее фигура дышит какой-то детской доверчивостью и сразу привлекает к себе симпатию. А тихий проникновенный голос вы сказывает море страданий в ее измученной жизнью душе...

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В день 500-летия кончины Преподобного Сергия, 25.IX.1892 г. 1-й ряд: слева – 1. Тихон Никаидров, еп. Можайский; 2. Ионафан Руднев, архп. .Яросл. и Рост.; 3. Савва Тихомиров , архп. Тверской; 4. Леонтий Лебединсхий, митр. Моск. и Колом.; 5. Феогност Лебедев, архп. Владимир. и Сузд.; 6. Феоктист Попов, архп. Рязанск. и Зарайск; 7. Христофор Смирнов , б. еп. Волоколамский и ректор МДА (до 1890 г.) 2-й ряд: архимандриты 1. Никон Рождественский , 2. Товия Цымбал казначей Лавры. 3. Павел Глебов, ее наместник, 4. Лаврентий, наместник Чудова монастыря, 5. Афанасий, ризничий Лавры Митрополит Николай среди насельников Лавры. 1947 г. Сокращения: а. (после номера) – сзади стоящий, а-м. – архимандрит (архм.), вп. – впоследствии, еп. – епископ, и-м. – иеромонах, иг. – игумен, м. – монах, п. – послушник, прих. – приход, свщ. – священник. сх-схи сха-м. – схиархимандрит, схи-м. – схииеромонах. Слева направо: 1. Александр – часовщик, 2.. п. Корнилий, вп. – схим. Гавриил, 2.а. п. Виктор, вп. – и-м. Исаакий, 3. п. Федор – вп. и-д. Феодорит (повар в Печорах ), 4. иг. Петр (Семеновых), 4а. и-м. Савва (Остапенко) , 5. а-м. Иосиф, 6. а-м. Доримедонт, 7. а-м. Антонин, 7а п. Петр, вп. свщ-к на приходе, 8. Наместник а-м. Иоанн (Разумов), 8а и-м. Антиох(?), 9. сха-м. Иларион (Удодов), 9а. и-м. Андроник (рееент и канонарх, умер на приходе), 10. а-м. Алексий (Дегтярев), с 1950 г. – еп. Прешовский, 10a (?), 11. протод. Сергий Туриков, 11a. п. Василий Садиков, вп. а-м. Дионисий, эконом, 11б. п. Андрей Ермаков, 12.. г. Серафим (Шинкарев), 13. иг. Павел Голышев, вп. – епископ Крестный ход вокруг Трапезной церкви (конец 50-х годов) Справа налево, в правой колонне: и-м. Тихон (Агриков) , архм. Филадельф (Мишин), архм. Иоасаф (Альбовский), архм. Петр (Семеновых), В левой: и-м. Иларион, иг. Алипий (Воронов), ризничий архм. Флавиан (вп. – архиеп. Горьковск.), архм. Пимен (Хмелевской) с трехсвечнихом. Насельники Лавры во главе с архим. Платоном Левая страница 1-й ряд: иг. Нафанаил Новиков †; 2. а-м. Варнава Кедров; 3. а-м. Феодор Андрущенко; 4. а-м. Иосиф Евсеенок, в сх. – Иосня; 5. а-м Серафим Шинкарев; 6. а-м. Симон Новиков ныне архп. Рязанск.; 7. а-м. Платон, наместник Лавры (1964–1970);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Календарь Материалы 23 сентября 2009 г. [Интернет-журнал/Общество] Ирина Медведева, Татьяна Шишова Пока еще наркомафии мешает наше законодательство, по которому дети лишь до 14 лет не несут уголовной ответственности за свои преступления. То есть абсолютно безопасно может чувствовать себя лишь 12–13-летний наркодилер, но ему нелегко внедриться в среду 16–17-летних, где наиболее вероятно найти устойчивый рынок сбыта. Поэтому взрослым подонкам, которые стоят за малолетками, принципиально важно повысить планку уголовной неприкосновенности. Лучше бы лет до 18. [Гость сайта] Юрий Максимов, Митрополит Георгий Зимбабвийский Африканцы не могут жить без Иисуса. Придя в храм, не хотят возвращаться домой. Они могут петь и прославлять Бога часами, благодаря Его за все, что Он ниспосылает. Богослужение Православной Церкви очень подходит африканцам. И самое важное: Православие никогда не было верой колонизаторов. Мы ничего не берем в Африке, но даем, делимся опытом жизни во Христе, накопленным за последние две тысячи лет. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Употребим, братия, все тщание, чтоб соделаться исполнителями евангельских заповедей! Неизвестно, когда придет смерть; могут потребовать нас на суд внезапно, в то время, когда нами наименее ожидается это требование. Блаженны приготовившие себя к переходу в вечность евангельскою жизнию! Валерия Посашко «Я увидела, как иконы пишут, – рассказывает пятикурсница Ольга, – и поняла, что никем другим, кроме иконописца, быть не могу». О чем тут еще спрашивать? А ведь это удивительно: такой столп в искусстве, как вожделенная свобода самовыражения, отходит в тень, когда дело касается иконы… Протоиерей Александр Шаргунов Да, с уходом таких людей уходит целая эпоха. Ушел Патриарх Алексий, ушел отец Иоанн (Крестьянкин), отец Пантелеимон (Агриков). Ушел сегодня отец Матфей (Мормыль). Но как говорил еще святой Иоанн Златоуст, не плачьте обо мне. Не мной началась проповедь Церкви, не мной она и кончится. Владимир Большаков Понятно, чтобы снижать вред от алкоголя, табака и пива, необходимо контролировать их производство и реализацию. Но как государство может осуществлять контроль, когда оно не владеет ни тем, ни другим? Средства с рынка этих продуктов уходят в иностранные компании. В компанию Sun Interbref (Бельгия), которая владеет 100% акций предприятий, выпускающих пиво «Толстяк», «Сибирская корона» и «Клинское». В компанию Baltic Beverage Holding (Швеция), которая владеет 75% акций предприятий, выпускающих пиво «Балтика» и «Ярпиво». Новости 23 сентября 2009 г.

http://pravoslavie.ru/archive/090923.htm

В 1938 году архимандрит Гурий из-за опасений нового ареста с некоторыми из духовных чад переселился в предместье Ферганы — кишлак Беш-Бала, где был приобретен частный дом для проживания общины. Архимандрит Гурий перестроил узбекскую постройку на европейский лад и расширил ее. Там же он устроил оранжерею с удивительными цветами, а в саду разбил цветочные клумбы, вел наблюдения за растениями и делал аккуратные записи в особой тетради. В Беш-Бале в земляном полу дома была вырыта ниша, в которой находился алтарь домашнего храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Таким образом, архимандрит Гурий снова мог тайно совершать Божественную литургию в домашних условиях. По воспоминаниям архиепископа Михея (Хархарова), вблизи этого дома при совершении в нем богослужений местные жители неоднократно слышали очень тихое, но необычайно красивое пение. Они считали это пение ангельским, а место святым. Таким был порядок в общине, пока не началась Великая Отечественная война. Кто-то ушел на фронт, кто-то скончался — число духовных чад архимандрита Гурия заметно сократилось. Но в Беш-Бале во время войны нашли прибежище его родственники, эвакуированные из Ленинграда по Дороге жизни. Троице-Сергиева лавра, 1945-1946-й Архимандрит Гурий не принял обновленческих идей, всегда держался Патриаршей Церкви, был верен и Патриарху Тихону, и митрополиту Сергию (Страгородскому) , ставшему Патриархом на короткое время. Патриарх Алексий (Симанский) , вступив в феврале 1945 года на Патриарший престол, осенью того же года вызвал архимандрита Гурия из «глуши пустынной» и назначил наместником Троице-Сергиевой лавры. Для подготовки к открытию лавры, этого чрезвычайно важного в историческом и духовном плане события, выбор Патриарха пал на архимандрита Гурия, хорошо известного ему по деятельности в Александро-Невской лавре. Состояние лавры в то время описал в своих воспоминаниях архимандрит Тихон (Агриков): «Храмы, башни, стены, монастыря, здания, корпуса, часовни — все в полуразвалившемся состоянии. Всюду валялись камни от стен, кирпичи, песок, взрытая кем-то земля. Нельзя было пройти свободно, чтобы не споткнуться, не упасть и не разбить себе голову. Такова была Лавра в 1945 году» 7 .

http://patriarchia.ru/db/text/6022890.ht...

Богоявленский храм (Бородино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богоявленский храм построен в 1998 году силами настоятеля и местных жителей, вместо утраченной в советское время церкви прихода, история которого началась в XVI веке. Содержание История [ править править код ] Церковное место в честь Богоявления Господня в селе Никольское-Богоявленское известно с XVI в. Возможно, что первоначально деревянный храм возник в принадлежащем Свято-Троице-Сергиеву монастырю селе Челобитьеве и освящен в честь Сретения Господня. В конце XVI — начале XVII вв. Никольское было приселком дворцового села Тайнинского. Деревянный Богоявленский храм в Никольском строился по указу царя Алексея Михайловича с благословения Святейшего Патриарха Иоакима. Затем его заменили на кирпичный. Бородинский приход стал преемником древнего прихода бывшего села Никольского-Богоявленского (ныне в составе деревни Сгонники). Когда выяснилось что здание исторического Богоявленского храма настолько заражено химическими отходами, что возрождение богослужебной жизни в нём невозможно, встал вопрос о возведении приходского храма на новом месте. Глава Мытищинского района А.К. Астрахов помог добиться выделения земельного участка под строительство нового храма в деревне Бородине, в полутора километрах от старой церкви. В 1996 году на окраине деревень Бородина и Ховрина, близ сельского кладбища был заложен новый храм в честь Богоявления. Строился он силами и молитвами настоятеля и прихожан: они сами рыли фундаменты, сами клали брёвна. 24 февраля 1998 года благочинный Мытищинского округа игумен Александр (Агриков) освятил новый храм. Приход постепенно разрастался, и вскоре было получено благословение на возведение нового придела. Было решено дать новому приделу имена святых Елисаветы и Варвары. 11 мая 2003 году архиепископ Можайский Григорий (Чирков) совершил чин освящения вновь построенного придела. Со временем при храме были построены просфорня и мастерские, заработали воскресная школа, библиотека и благотворительная столовая. В 2005 году возвели здания крестильной Иоанно-Предтеченской часовни и водосвятной часовни Параскевы Пятницы, а около 2007-2009 годов в линии церковной ограды была построена также Александро-Невская часовня. В 2010-2011 при храме был возведён каменный двухэтажный церковный дом для размещения трапезной, воскресной школы и иных приходских нужд, внутри которого была устроена домовая церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

В пределах Вологодской области образована Вологодская митрополия , включающую в себя Вологодскую, Великоустюжскую и Череповецкую епархии. Главой новообразованной Вологодской митрополии назначен еписком Вологодский и Кирилловский Игнатий. Епископом Уржумским и Омутнинским избран иеромонах Леонид (Толмачёв) , насельник Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Утверждены журналы Синода Белорусского Экзархата от 22 сентября 2014 года, Синода Митрополичьего округа в Республике Казахстан от 30 августа 2014 года и Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа от 26-27 июня 2014 года и от 8-9 сентября 2014 года. Иеромонах Никодим (Колесников) освобождён от должности первого заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин (Мищук) освобождён от обязанностей ректора Оренбургской духовной семинарии, на ту же должность назначен игумен Никодим (Шушмарченко) , первый проректор той же семинарии. Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин) утверждён в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы . Епископ Краснослободский и Темниковский Климент (Родайкин) утверждён в должности священноархимандрита Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря Темниковского района Республики Мордовия. Епископ Шахтинский и Миллеровский Симон (Морозов) утверждён в должности священноархимандрита Покровского Верхнемакеевского мужского монастыря Кашарского района Ростовской области. На должность игумении Александро-Невского женского монастыря села Маклаково Талдомского района Московской области, назначена монахиня Тамара (Гончаренко) . Епископ Ишимский и Аромашевский Тихон (Бобов) освобождён от должности игумена (наместника) Свято-Троицкого мужского монастыря города Тюмени . Митрополит Брянский и Севский Александр (Агриков) освобождён от обязанностей священноархимандрита и игумена Горно-Никольского мужского монастыря города Брянска . Иеромонах Даниил (Цупиков) назначен на должность игумена того же монастыря.

http://drevo-info.ru/news/17943.html

– Сигналы, сигналы... о чем? Кому? – Земле, нам, земным жителям о том, что надвига­ется что-то чудовищное, ужасное. За что??? «Свадьба ведьмы со... священником!» В предместье Манчестера состоялась свадьба ведьмы со священником. Невесте 18 лет. Она известна, как королева ведьм, и ей много уделяли внимания воскресные газеты. Жених – 38-летний священник-католик, не менее популярный в обществе. Венчание состоялось в комнате, в одном конце которой стоял чёрный алтарь, покрытый красным покрывалом и уставленный медными чашами с вином. Здесь же лежали кинжалы и жгуты. Когда жених с невестой вступили в круг, обрисованный белой верёвкой и зажжёнными черными свечами, и опустились на колени перед алтарём (алтарь-то кому был устроен?), им связали жгутом руки. Затем служитель сделал надрезы на руках, якобы для «смешения крови»... («Неделя», 1966 г.) «Блажен, кто верует!» «По случаю наступления Нового года в западной прессе появилось множество прогнозов по части ожидающих мир сенсаций. Так проживающий в одном городе епископ Томлинсон заявил, что в нынешнем году 61 на всей планете наступит царство господа бога с миром, изобилием и всей отсюда вытекающей прочей благодатью. Это важное сообщение было принято одним Томлинсоном по той причине, что, по его собственному утверждению, он является королём всего мира. Время от времени он совершает зарубежные визиты, собирая под свою корону разные страны. Для этой цели существует весьма несложная процедура и реквизит: складной алюминиевый трон и корона дешёвой стоимости. Не так давно «мировой король» венчал себя в Лондонском Гайд-Парке на предмет приобретения титула церковного короля Англии. В настоящее время он находится на пути в Израиль, дабы провозгласить себя королём евреев». (Б. Александров, «Комсомольская правда», 13 января 1966 г.) « Церковь сатаны» Снимок из «Огонька» весьма выразителен. Сидит солидный мужчина средних лет. Волосы и борода черные, как уголь. Наверху головы торчат два внушительных рога, подобные бычьим. Выражение лица «субъекта» насмешливое. Будто он смеётся буквально над всем миром, всеми людьми. На груди его висит подобие панагии с неведомым изображением. Над его головой висит эмблема таинственного существа. Под всей этой картиной внизу надпись: « церковь сатаны».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Вот передо мной лежит картина художника Авилова: «Поединок Пересвета с Челубеем». Два богатыря, русский и татарский, слетелись на конях в смертельной схватке на Куликовом поле. Русские и татарские рати стоят друг против друга стеной, с напряжением ожидая исхода боя богатырей. Сильный ветер рвёт одежду, клонит ковыль. Но вот страшный момент: будто добро схватилось в смертельной схватке со злом – Александр Пересвет, призывая на помощь имя великого Игумена и духовного отца своего Сергия Преподобного, ринулся на своём коне на страшного татарина. Поле огласилось победными криками. Раздался удар стальных копий о стальные щиты противников. Смертельно ранив друг друга, богатыри Пересвет и Челубей падают с коней на землю мёртвыми. И вот здесь пошла страшная сеча. Русские и татары столкнулись в ужасной битве, разя друг друга. А в это время Сергий Преподобный в Лавре молился с братией о даровании победы нашему славному воинству. Татары были разбиты, и с этого момента началось освобождение русских земель от чужеземного ига. Сила! Какая страшная сила на целых двести лет сковала цепями рабства русскую землю! И вот эта человеческая сила, сила варварских народов, сила несметных воинств и сила жестокости и коварства приводила и ныне приводит в ужас человечество. И эту силу чтут, её уважают, ей раболепствуют, ей беспрекословно повинуются, под ней изнывают, но к единой Всесильной могучей силе Божией не обращаются. И вот в этом вся слабость человечества. В этом горе наше, наше бессилие. Особенно же печально и горько, когда не только обычные люди, христиане, но даже духовенство не надеется на силу Божию и предпочитает опираться на силу человеческую. Это уже полное вырождение живой веры в пастырях Церкви Божией, подмена Бога человеком – не верность Богу, а полное доверие человеку. И вот такая безбожность особенно тогда, когда находит какая-либо напасть, или болезнь, или скорбь какая. Нет, чтобы молиться и положиться целиком на волю и силу Божию – где там! Бог не скоро исполнит прошение. Да и вообще-то (думает человек) Богу приятно, чтобы мы страдали и терпели. Вот человека влиятельного попросить или задарить его, в болезни какой-то врача знаменитого, известного посетить – сразу помогут, лучше станет и жить лучше будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

А вот как гибли русские князья в Орде от ханской злобы. Перед отправлением в Орду к хану князь Михаил Черниговский причастился Святых Христовых Таин. Его сопровождал малолетний внук Борис и верный боярин Фёдор. Прибыв в Сарай, 39 князь Михаил хотел войти в ханский шатёр, но от него потребовали, чтобы он раньше прошёл через разложенный огонь и поклонился татарским идолам. Михаил отказался от этого наотрез. «Я могу поклониться вашему царю, ибо Богу угодно было поставить его надо мною. Но христианин не служит ни огню, ни идолам». Батый послал ему сказать: «Или сделай, что от тебя требуют, или тебе смерть». Князь Михаил согласился на последнее. Озверелые язычники набросились на него, как звери: топтали ногами, били сапогами под сердце. Некий русский отступник, перешедший на службу к татарам, по имени Доман, выхватил саблю и отсек Михаилу голову. «Христианин есмь», – были последние слова святого мученика. Вскоре за ним был умерщвлён и боярин Фёдор. А вот мученическая смерть в Орде князя Романа Олеговича Рязанского (племянника Юрия Игоревича Рязанского). Его оклеветали пред ханом, который и вызвал князя в Сарай. Здесь предложили князю также исполнить татарский обряд – пройти через огонь и поклониться идолам. Князь категорически отказался. «Пусть умрёт мучительной смертью», – сказал хан Менгу. Князю отрезали язык, так как он прославлял христианскую веру. Затем ему выкололи глаза, отрубили пальцы рук и ног, когда же осталось одно туловище, но ещё с искорками жизни, мучители содрали с головы кожу. Затем отрубили голову и, воткнув её на копье, таскали по стану. Память святого мученика Романа чтится нашей церковью 19 июня. Так умирали наши доблестные страдальцы, князья, бояре, знатные люди, умирали за святую веру Православную, за родной свой народ, за русскую землю. Освобождение русской земли от татаро-монгольс­кого ига совершилось при жизни преп. Сергия (XIV век). Это преп. Сергий благословил великому князю Димитрию Донскому двух своих схимников: Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Это благословение и решило исход великой Куликовой битвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ (Капалин Герман Михайлович; род. 7.08.1949, пос. Удельная Раменского р-на Московской обл.), митр. Калужский и Боровский. Из верующей семьи. Отец - Капалин Михаил Герасимович (1914-1965), рабочий, участник войны; мать - Капалина Мария Алексеевна (впосл. схим. Мария, род. в 1916, насельница Малоярославецкого Черноостровского во имя Николая Чудотворца монастыря ). Три его брата также стали священнослужителями: прот. Николай Попов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве (Москва), архим. Василий (Капалин, 1946-2006), Тобольский и Тюменский митр. Димитрий (Капалин) . Семья имела тесные связи с Троице-Сергиевой лаврой, Капалины принимали лаврских иноков, верующих из Сибири, с Украины и из др. мест, искавших духовную поддержку в лавре. В доме часто беседовали о вере, духовной жизни, о том, как люди отстаивали свои храмы от закрытия. Влияние на К. оказали духовники Троице-Сергиевой лавры схиархим. Серафим (Романцов), архимандриты Феодорит (Воробьёв), Тихон (Агриков), Варнава (Кедров ; ныне митрополит Чебоксарский), Симон (Новиков ; впосл. митрополит). По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум. С 1970 г. учился в Московской ДС (с перерывом на срочную военную службу в 1970-1972). В 1974 г., по окончании семинарии, поступил в МДА. В 1978 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Духовный облик и поведение пастыря». В 1978-1982 гг. преподаватель общей церковной истории и помощник инспектора Московской ДС. В 1981-1982 гг. и. о. старшего помощника инспектора. Климент (Капалин), митр. Калужский и Боровский. Фотография. 2014 г. Климент (Капалин), митр. Калужский и Боровский. Фотография. 2014 г. 7 дек. 1978 г. принял монашеский постриг с именем Климент в честь свт. Климента, еп. Римского. Постриг совершил инспектор МДА архим. Александр (Тимофеев ; впосл. архиепископ Саратовский и Вольский). 24 дек. того же года рукоположен ректором МДА Дмитровским архиеп. Владимиром (Сабоданом ; впосл. митрополит Киевский) во диакона, 7 апр. 1979 г.- во иерея. 14 окт. 1981 г. возведен в сан игумена. В 1977-1982 гг. принимал участие в работе Всемирной православной молодежной орг-ции «Синдесмос» и экуменического Совета молодежи Европы, с 1981 г. член исполкома ЭСМЕ.

http://pravenc.ru/text/1841361.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010