25) . Лучше сделать для себя в келии какое-либо утешение (разумеется, безобидное, скромное), чем выйти из нее (Гл. 10, §158). 26) . Или беги, удаляясь от всех, или притворно веди себя с людьми, делая из себя юродивого (Гл. 8, § 30). 27) . Никого не уничижай, не осуждай и не оговаривай, и Бог дарует тебе спокойствие (Гл. 9, §11). 28) . Два корня велики и крепки; если кто сохранит их, то благодатью Божией победит все страсти. Это – иметь в сердце своем страх Божий и смиренномудрие (Гл. 11, § 113). 29) . Один инок, пришедши в Александрию, увидел веселую театральную женщину и горько зарыдал. Когда, бывшие с ним спросили: «Отчего ты заплакал?», – он отвечал: «Две вещи тронули меня: во-первых, погибель этой женщины и, во-вторых, то, что я не имею столько тщания к тому, чтобы угождать Богу моему, сколько имеет эта женщина, чтобы угождать развратным людям». (Гл. 4, § 31). 30) . Однажды, инок, встретясь на пути с монахинями, уклонился с дороги. Игумения сказала ему: «Если бы ты был совершенный монах – не смотрел бы на нас, как на женщин» (Гл. 4, § 74). 2. Простите меня, как узнать, что христианин нравственно преуспел? Преуспеяние человека есть смирение, ибо насколько он смиряется, настолько преуспевает (Гл. 15, § 93). Приобрети, монах, 12 добродетелей: 1). Презрение к миру (разумеется, греховному); 2). Послушание; 3). Нестяжательность; 4). Целомудрие; 5). Трудолюбие; 6). Преданность воле Божией; 7). Укорение себя; 8). Смирение; 9). Безгневие; 10). Терпение; 11). Сердечную молитву; 12). Благодушие, – и ты будешь совершен. Ноябрь 1. Вы привели тридцать, выписанных вами изречений из «Древнего патерика» и предложили мне делать то же при чтении аскетических книг. Могу ли я еще заучивать их наизусть? Очень хорошо, если позволяет память. Главное же, над каждым изречением останавливайся своим вниманием и размышлением. Я выписал тридцать с тем намерением, чтобы дать тебе урок как бы на каждый день месяца. 2. Почему иногда так трудно бывает молиться? А вместе с тем, нельзя сказать, чтобы сердце в это время находилось в состоянии духовного нечувствия, что оно совершенно было сухо и холодно. Нет, чувство любви и преданности ко Христу остается, не покидает и желание всей душой служить Ему, испытываешь даже теплоту сердечную, и все же молиться не хочется?

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Доклад Его Святейшеству Его Святейшеству анба Кириллу VI, папе Александрии, и патриарху священного престола Святого Марка всея Африки и Ближнего Востока. Имеем честь представить на рассмотрение Вашего Святейшества результаты расследования по поводу явлений видения Благословенной Девы в нашей Коптской церкви в Зейтуне (Каир). 23 апреля 1968 г., будучи уполномочены Вашим Святейшеством, мы прибыли на место, где находится этот храм, и начали опрос тех, кто наблюдал видение и, прежде всего, тех, кто были первыми наблюдателями из гаража напротив храма. Обобщив сообщение рабочих гаража, мы пришли к заключению, что, начиная со 2 апреля 1968 г. и по сегодняшний день видение Благословенной Девы Марии являлось неоднократно на куполах и в куполах храма, находящегося напротив. Явления наблюдались преимущественно рабочими гаража, показания которых были подтверждены жителями Зейтуна, мусульманами и христианами. Множество людей из различных частей страны наблюдали видение Благословенной Девы Марии, и многие из них подтвердили несомненность факта явлений, прислав восторженные письменные сообщения. Далее в докладе даются показания господина Маамуна Афифи, старшего водителя и инспектора, сторожа Абдель Азиз Али, Хуссейна Аввада, а также Якут Али, которые первыми наблюдали видение вместе с Фаруком Мохаммедом Атва и после него. Это был тот самый водитель, который закричал, думая, что видит женщину, желающую броситься вниз. Все они рассказывали, как они заметили видение и особенно подробно описали явление, которое имело место в 3 часа 30 минут 3 апреля, когда светящееся видение двигалось прямо перед ними, оставаясь неизменным. Далее в докладе говорится: «Таковы, Ваше Святейшество, официальные свидетельства рабочих из Ведомства общественного транспорта». Затем мы задались целью пронаблюдать Благословенной видение собственными глазами в надежде довести дело до полной ясности и очевидности. Мы расположились напротив куполов храма и вели наблюдение в течение нескольких ночей, пока не увидели Благословенную Деву Марию, явившуюся в сияющем круге. Потом Она появилась в полный рост, передвигаясь по куполам, затем поклонилась перед Крестом и, наконец, благословила народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Со временем отцу их удалось под Москвой купить небольшой домик с садиком. Тогда и сестра, жившая у чужих людей, и Вася стали вместе жить в этом домике. Со временем и больную старшую сестру перевезли сюда из Песчаного. В домике было очень плохое паровое отопление — от котла собственной плиты, которую топили каменным углем. Все нужно было постепенно переделывать и налаживать. В первое же лето созрели яблоки в садике, и Вася прислал мне на север посылочку с яблоками. Старший брат Васи уже служил в храме, закончив духовную школу. Когда брат заболел, а день был воскресный, и старушки пришли помолиться, Вася вместо своего брата почитал старушкам акафисты, чтобы бабушкам не уходить домой без молитвы. Так шаг за шагом шел юноша по Божьему пути, и мечты его детские исполнялись. Он окончил медицинский техникум и сразу стал священником- целибатом. Ему было только 19 лет. Монашества такому юному священнику архиерей не дал. Служить стал в городе Угличе Ярославской области. Увы, только одно лето после техникума, а осенью взяли Васю в армию. Время было советское, и его, как священника, отправили в стройбат. Там были в основном ребята из Средней Азии и Кавказа — мусульмане. Но умное военное начальство скрывало от солдатиков, что Вася Агриков — священник. Он был назначен, как имеющий медицинское образование, медбратом в санчасть. Лечил солдатиков, делал прививки и т.д. Вася говорил, если б эти ребята-мусульмане в стройбате знали, что я — православный священник, они бы меня разорвали. Вася с детства был миротворцем, умел и в армии себя так вести, отслужил положенный срок и вернулся к церковной службе. Ему дали место священника по месту жительства, откуда брали в армию, назначили третьим священником в городе Пушкин под Москвой. Это недалеко от домика, где он жил со своими двумя сестрами. Годы шли. Васю постригли в монахи. Стал он иеромонахом Александром (принял имя вырастившего его отца), перевели его в местечко Щелково под Москвой, назначили настоятелем. Сестра его Маша стала псаломщицей в храме. И больную сестру брали с собой в храм. Она хорошо пела дискантом.

http://azbyka.ru/fiction/krestu-tvoemu-p...

35 Никон (Преображенский; 1899–1961), иеромонах. В Лавру прибыл в 1946 из одесского Успенского монастыря, куда его вновь перевели незадолго до кончины по требованию советских властей, недовольных его популярностью в народе. О нем см.: Тихон (Агриков) , архимандрит. У Троицы окрыленные. Воспоминания. Ч. 3: 1960–1965. [Сергиев Посад], 2002. С. 29–47. 37 Александр (Кумачев; 1885–1963), монах. В Лавру поступил в 1946, нес послушание эконома. Монашеский постриг принял за два года до смерти, тогда же был назначен старшим звонарем Лавры. О нем см.: Тихон (Агриков) , архимандрит. У Троицы окрыленные. Воспоминания. Ч. 3: 1960–1965. [Сергиев Посад], 2002. С. 166–188. 38 Елизавета Феодоровна, Великая княгиня, преподобномученица. Основательница Марфо-Мариинской обители милосердия (1909). Ночью 5/18 июля 1918, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, ее вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. В1992 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых новомучеников Российских и установил празднование 5/18 июля. 39 Иосиф (Евсеенок; 1896–4?), архимандрит. До закрытия Лавры подвизался в Гефсиманском скиту, а в 1946 поступил в возрождаемую обитель Преподобного. Штатным иеродиаконом Лавры зарегистрирован в феврале 1948. Скончался по принятии схимы с именем Иосия. 40 Серафим (Шинкарев; † 1979), архимандрит. В 17-летнем возрасте он начал свой иноческий путь в Курской-Коренной пустыни. Отслужив в армии, пройдя войну и получив ранение, в 1922 поступил в Белгородский Свято-Троицкий монастырь, где вскоре принял постриг, на следующий год – сан иеродиакона, а через 7 лет – сан иеромонаха. В Лавру поступил в 1947, проходил послушания ризничего, эконома, благочинного, а затем – духовника. 44 Акафист 1-й преподобному Сергию, икос 12//Акафисты русским святым: [В 3 т.].

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Переживший это вневременное состояние стал рекомендовать и другим жить настоящим: – То, что сейчас делаешь, то и главное, с кем сейчас общаешься – тот и есть самый важный для тебя человек. Отцы архимандриты Тихон (Агриков) и Кирилл (Павлов) Еще студентом МЛТИ Валериан Михайлович услышал от отца такой завет: – Главное в служении священника – проповедь и исповедь. Задумался, а когда лег спать, то увидел себя стоящим в зарайском храме, в котором вырос, в приделе Архангела Михаила , в священническом облачении. – Полный храм народу, – ужасается, как тогда, отец Валериан, – и мне внутренний голос говорит: «Вот, ты желал быть священником – ты священник. Ты считаешь, что очень важна исповедь – вот и исповедуй». Стою, не знаю, что сказать, взялся за крест (мой первый наставник, отец Александр Резухин, всегда брался, когда говорил, за крест), глаза закрыл, чтоб сосредоточиться, думаю, сейчас я скажу, открыл глаза – вижу: я лежу. То есть я во сне закрыл глаза, а наяву открыл. Только потом, спустя почти полвека, когда меня благословили быть духовником Московской епархии, я стал понимать, почему мне тогда еще было сказано: «Вот и исповедуй!» Храм Благовещения в Зараиске Уже в этом сне примечательно размывание границ исповеди и проповеди. Потом архимандрит Тихон (Агриков), в схиме Пантелеимон, под руководством которого отец Валериан начнет свое служение в Переделкине, скажет знаменательные для него слова: Проповедь должна быть, как исповедь, а исповедь, как проповедь – Проповедь должна быть, как исповедь, а исповедь, как проповедь. Когда приснился этот запомнившийся на всю жизнь сон, будущий пастырь осознал, что не готов к служению. Прошло шесть лет до встречи с протоиереем Николаем Голубцовым, который ему поручит: – Готовься! А еще через шесть лет, в алтаре академического Покровского храма Московской духовной академии, придется держать ответ... Семеиство отца Валериана. Справа от него теща Елена Владимировна Апушкина И ныне, и присно, и во веки веков Зная о его «духовном багаже» в семинарии, Валериану Михайловичу предложили сдавать экзамены за весь семинарский курс экстерном. Приняли сразу на третий курс, а потом прямо во время учебы перевели на четвертый. (В те годы, когда советская власть ограничивала места для поступающих в семинарию, старались так за счет наиболее способных увеличивать квоты: в отведенном лимите в итоге успевали поучиться большее количество человек).

http://pravoslavie.ru/110180.html

Архимандрит Тихон (Василий Петрович Агриков) родился 28 ноября 1916 года в селе Одоевщина, Саратовской губернии в патриархальной крестьянской семье. Благочестивые родители рано приобщили мальчика к церкви, имея тонкий музыкальный слух, он пел на клиросе. После учебы в школе освоил профессию шофера, которая пригодилась Василию в годы войны. Демобилизовавшись в 1946 году, закончил Московскую духовную семинарию и академию. В июне 1952 года, еще будучи студентом третьего курса академии, принимает решение стать монахом, и его постригают в рясофор. В 1953 году Василий был пострижен в мантию с наречением имени Тихон в честь преподобного Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Прошел множество монастырских послушаний: был экономом, казначеем Лавры, духовником академии и семинарии, старшим проповедником. Окончив академию, в 1954 году приступил к преподаванию Библейской истории в семинарии, получил в 1963 году звание доцента. Автор курса лекций по Пастырскому богословию для студентов МДА. В 50-60-х годах о. Тихон становится широко известным духовником и проповедником среди православных. Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси, очень любил иеромонаха Тихона (Агрикова) и только ему поручал проповедовать Слово Божие. В Лавре служились две Божественные литургии: Наместник говорил проповедь на одной из них, а отец Тихон - на другой. Он становится тем светильником веры, к которому тянутся люди со всей России. В эпоху новых гонений на Церковь архимандрит Тихон был вынужден оставить родную Лавру. Подвизался в горах Кавказа, служил в Мукачевском Свято-Николаевском девичьем монастыре. Преставился ко Господу 15 ноября 2000 года, служа всенощную в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Тайнинском, в котором некогда существовал царский путевой дворец на Троицкой дороге в Лавру преподобного Сергия. А ныне рядом с храмом установлен памятник работы скульптора В.М. Клыкова святому Царю-страстотерпцу Николаю Александровичу, прославленному во главе сонма новомучеников Земли Русской Архиерейским Собором в августе именно 2000-го года. Известно, что старец-архимандрит Тихон (Агриков) особо почитал новомучеников и связывал с их жертвой надежду на возрождение России.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/10/...

Песчаное. Церковь Михаила Архангела. Свято-Михайловский храм Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Год постройки:1883. Адрес: Россия, Белгородская область, Ивнянский район, с. Песчаное, ул. Ручьи, д. 6А Координаты: 51.139793, 36.013096 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Постройка деревянного Михайловского храма в селе Песчаном произведена в 1883 году. Во всех документальных источниках и статистических изданиях предыдущих лет, с конца XVII до второй половины XIX века, этот населённый пункт именуется «деревней Песчаной», и наличие церкви в нём не отмечено. Таким образом, возникновение церкви в 1883 году позволило «повысить статус» деревни, которая с тех пор стала считаться селом. В 1896 году священником новой церкви служил о. Лев Ершов, при котором была произведена покраска храма (фото http://sobory.ru/photo/142260) . Возможно, он был самым первым по времени настоятелем храма в Песчаном. Однако отсутствие данных о составе причта за 1885-1895 годы пока не позволяет сказать об этом со всею точностью. По сведениям, приведённым в книге В.И. Давыдова «Храмы Белгородчины», в 1908 году в Михайловском храме села Песчаного служили священник И.А. Руденков и псаломщик А.Н. Мешковский. Количество прихожан в то время составляло 983 человека. На территории прихода действовала церковно-приходская школа. Сведений о том, закрывался ли храм в период гонений 1920-х – 1930-х годов, в настоящее время не выявлено. Однако известно, что в течение всего послевоенного периода церковь была действующей, и богослужения в ней совершались постоянно. В 1950–1958 г.г. в ней служил настоятелем протоиерей о. Константин Угревицкий, переведённый в Песчаное из закрытого в соседних сёлах Самарино и Хомутцы Дмитриевского прихода. А 16 августа 1960 года настоятелем храма был назначен священник о. Александр Петрович Агриков, прослуживший в Песчаном четверть века. Один из его сыновей, Василий Александрович Агриков, в 1980 г. пострижен в монашество с именем Александр, в 2001 году рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, а в 2011 году стал правящим архиереем Брянской и Севской епархии. С 1985 по 1988 год в Михайловском храме служил протоиерей о. Николай Белецкий. В настоящее время настоятелем храма Михаила Архангела в Песчаном служит протоиерей о. Андрей Ефимов, назначенный на эту должность 1 января 2011 года.

http://sobory.ru/article/?object=15881

В 1996 г. на окраине деревень Бородино и Ховрино, близ сельского кладбища, в полутора километрах от старого храма, был заложен новый Богоявленский храм. Строился он силами и молитвами настоятеля и прихожан. 24 февраля 1998 г., по благословению митрополита Ювеналия, благочинный Мытищинского округа игумен Александр (Агриков) освятил новый храм. Приход постепенно разрастался, и вскоре было получено благословение на возведение нового придела. 11 мая 2003 г., по благословению митрополита Ювеналия, архиепископ Можайский Григорий совершил чин освящения вновь построенного придела. Построены просфорня и мастерские. Возведены здания крестильни, водосвятной башни-часовни, дома причта. Начато строительство богадельни.  Источник: http://www.mytyshi.ru/community/blago/Hram.php Бородинский приход стал преемником древнего прихода бывшего села Никольского-Богоявленского (ныне в составе деревни Сгонники). Когда выяснилось что здание исторического Богоявленского храма настолько заражено химическими отходами, что возрождение богослужебной жизни в нём невозможно, встал вопрос о возведении приходского храма на новом месте. Глава Мытищинского района А.К. Астрахов помог добиться выделения земельного участка под строительство нового храма в деревне Бородине, в полутора километрах от старой церкви. В 1996 году на окраине деревень Бородина и Ховрина, близ сельского кладбища был заложен новый храм в честь Богоявления. Строился он силами и молитвами настоятеля и прихожан: они сами рыли фундаменты, сами клали брёвна. 24 февраля 1998 года благочинный Мытищинского округа игумен Александр (Агриков) освятил новый храм. Приход постепенно разрастался, и вскоре было получено благословение на возведение нового придела. Было решено дать новому приделу имена святых Елисаветы и Варвары. 11 мая 2003 году архиепископ Можайский Григорий (Чирков) совершил чин освящения вновь построенного придела. Со временем при храме были построены просфорня и мастерские, заработали воскресная школа, библиотека и благотворительная столовая. В 2005 году возвели здания крестильной Иоанно-Предтеченской часовни и водосвятной часовни Параскевы Пятницы, а около 2007-2009 годов в линии церковной ограды была построена также Александро-Невская часовня. В 2010-2011 при храме был возведён каменный двухэтажный церковный дом для размещения трапезной, воскресной школы и иных приходских нужд, внутри которого была устроена домовая церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=11564

Архимандрит Тихон (Агриков) Содержание От издателей ...В древних патериках встречается образ монашествующих в виде трех птиц: монахи ранних веков христианства, средних и последних времен. Первые две птицы имели достаточно сип, чтобы, избегая искушений, достигать Царства Небесного; третья же птица, представляющая образ монаха последних времен, то взмывала к небу, то без сил падала на землю, то снова устремлялась ввысь. В современном мире, где искушения становятся все разнообразнее и изощреннее, для нас очень важен опыт последних по времени подвижников, живших рядом с нами, прошедших сквозь " соблазны мира " и достигших Царства Небесного. В книгу " У Троицы окрыленные " вошли две из трех частей воспоминаний о Троице-Сергиевой Лавре в период ее послевоенного восстановления, с 1950 по 1960 год. Автор воспоминаний — архимандрит Тихон (Агриков) — бывший преподаватель Московской Духовной Академии и насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Истинный православный подвижник, человек высокой духовной жизни, он пользовался любовью и уважением студентов Академии и духовных чад. В своей жизни отец Тихон перенес тяжелые испытания и теперь многие годы находится в затворе. Книга имеет большое значение для сегодняшних христиан, поскольку в ней содержится духовный опыт современных нам подвижников благочестия. Книга издана с благословения автора — архимандрита Тихона (Агрикова), которое было передано игумену Александру (Агрикову). Часть I. 1950–1955 гг. ...В древних патериках встречается образ монашествующих в виде трех птиц: монахи ранних веков христианства, средних и последних времен. Первые две птицы имели достаточно сип, чтобы, избегая искушений, достигать Царства Небесного; третья же птица, представляющая образ монаха последних времен, то взмывала к небу, то без сил падала на землю, то снова устремлялась ввысь. В современном мире, где искушения становятся все разнообразнее и изощреннее, для нас очень важен опыт последних по времени подвижников, живших рядом с нами, прошедших сквозь " соблазны мира " и достигших Царства Небесного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

Арх.: МКУ «Архив», г. Ейск Краснодарского края. Ф. 1. Оп. 1. Д. 117; УФСБ России по Самарской обл. Д. П-14633. Лит.: Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные: Восп./ТСЛ. Серг. П.; Пермь, 2000. С. 48-50; Дамаскин. Кн. 5. С. 390-391; Плякин М., свящ., Теплов В. В. Неугасающий след//Вед. Саратовской митрополии. 2012. 22(38). С. 70-74; Собор Саратовских святых: Сб. житий/Авт.-сост.: свящ. М. Плякин. Саратов, 2017. С. 372-385. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Органов († 1938), свящ., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 30 июля - в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1892 – 1938), прот., сщмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии) АЛЕКСИЙ (Орлов; 1862-1937), архиеп. Омский, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2577717.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010