В отпевании детей слова есть: «О мне не плачьте, ибо достойного мукам я ничего не сотворил. О себе плачьте согрешающих, чтобы не подвергнуться мукам». То есть даже в этих словах есть свое утешение родителям. Но мы не знаем и не слышим их. Утешиться человек часто не может: «Да вы не понимаете!» Но у меня тоже ребенок умер. Что-то я все-таки понимаю. Умирать нам всем придется. Но человек сосредотачивается на этом  – а оно уже прошло, свершилось. В свое время хорошо написал Димитрий Ростовский. Случилось какое-то несчастье у человека, и он благодарит друга, что тот его посетил. Друг спрашивает: «Так расскажи, что у тебя произошло?» На что он ответил: «Да зачем я буду тебе рассказывать и все заново переживать? Лучше ты мне расскажи что-то в утешение». Вот и я стараюсь что-то рассказать. Ум – рабочая сила сердца – В чем наша главная беда? – Главная беда современных людей в том, что они не знают богослужения, не понимают. Если бы понимали, они бы рвались в Церковь. Приход, по словам священномученика Сергия Мечева, – это богослужебно-покаянная семья. Богослужение и дух покаяния – вот основа жизни в Церкви. – Люди не понимают происходящего и поэтому уходят из Церкви? Им неинтересно? – Когда ты представляешь, что предстоишь престолу Божию, что тут ангелы и святые, тогда это другое чувство. Человек же живет сердцем, а не умом. Ум – рабочая сила сердца. Если сердце не чувствует, ум не понимает. – Часто люди жалуются, что проповедь бывает скучная. Где священнику черпать вдохновение? – У Бога. Даже поэт без этого не обходится. Александр Сергеевич Пушкин писал: Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел… Ну он же не так просто это сказал?! Есть такое выражение: «Бог даст молитву молящемуся». Если будешь молиться, сначала, может, и не понимаешь, но тогда постепенно сживаешься с этим и становится без этого уже и не жизнь. Так же и проповедь. Проповеди я говорил с первых шагов священства каждую службу. Конечно, не так остро. Я брал любимого с детства святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана, «Мысли на каждый день года». Открываешь и читаешь, а дальше размышляешь. Потом мне очень помог отец Тихон (Агриков). Когда я начал жить в Переделкине, он дал мне замечательный совет, для священника это важно. Он сказал: «При своих рассуждениях всегда нужно давать пример, и тогда они запомнятся».

http://pravmir.ru/otets-valerian-krechet...

Е.Славина 9 июля 2015, 03:56 Инне Ермаковой. Браво, Инна! Если только вследствие переводов Евангелия " слушать " и " повиноваться " не слишком изменились, это действительно не одно и то же. Действительно, если задуматься о обязанности повиновения, уже не так грустно смотреть на социальную (социумную) иерархию. Единственно мне хотелось бы заметить, что если речь идет о духовнике (если кому-то посчастливилось стать духовным чадом), а не о чередном священнике, то в этом случае, все-таки надо слушаться. Говорят, что духовники молятся о своих чадах, и, наверное, им о чадах открывается. Александра Боровик 8 июля 2015, 21:00 Марине: Что Вы, Марина! За что же мне спасибо? Только отцу Владимиру - за духовный опыт! Авидзба Марина 7 июля 2015, 23:26 Во всем облике отца Владимира какая-то плавность и успокаивающая тишина. Говорит он всегда спокойно, мягко, не настаивает, оставляя свободу выбора человеку,помогая ему выйти из младенчества духовного и вырасти в сознательную личность. Спросишь иногда его о чем-то, ждешь однозначного ответа, а он скажет:не положено. " Не положено " - это не " нет " , а значит,решать тебе. Пастырь от Бога,духовный психолог, который всю жизнь работает над собой и помогает людям стать лучше и жить светлее. Спасибо Александре Боровик и редакции за интервью с отцом Владимиром. Столько хочу рассказать об этом человеке, сердце переполнено, а сказать не могу....., не могу выразить, что чувствую, потому что это больше слов, потому что отец Владимир дарит жизнь, а жизнь не расскажешь в комментарии. Андрей 7 июля 2015, 22:47 Natalya Danilova, буйные и свободолюбивые в миг становятся кроткими и послушными, стоит только замаячить перспективе реального наказания. А о том, что вечность на самом деле находится всего в одном шаге от каждого, задумываются лишь не многие. инна ермакова 7 июля 2015, 15:40 По-моему,не следует путать послушание и повиновение-это не одно и то же. Послушание полное может быть только Богу (свт. Игнатий Брянчанинов) или тому,кто знает Волю Божию о человеке,от которого требуется послушания.

http://pravoslavie.ru/80419.html

Новости Российская премьера " Рождественской оратории " епископа Илариона (Алфеева) состоялась в Московской консерватории 07.01.2008 23:21 Москва, 7 января, Благовест-инфо. Российская премьера «Рождественской оратории», сочиненной епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым), состоялась сегодня в Большом зале Московской консерватории. Произведение было исполнено Большим симфоническим оркестром им. П.И.Чайковского (художественный руководитель - Владимир Федосеев), хором Государственной Третьяковской галереи (основатель и художественный руководитель – Алексей Пузаков), хором Музыкального колледжа при Московской консерватории (художественный руководитель – Леонид Павлов) и Московской хоровой капеллой мальчиков (художественный руководитель – Леонид Баклушин). Дирижировал хорами и оркестром Алексей Пузаков, друг юности епископа Илариона. На премьере присутствовал патриарший викарий епископ Дмитровский Александр (Агриков), зачитавший приветственное послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Послушать ораторию также пришли глава католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци, священнослужители РПЦ и других христианских конфессий. Среди них был известный католический пастырь, богослов и отшельник иеромонах Габриэль Бунге , автор богословской статьи о другом произведении епископа Илариона – «Страстях по Матфею». Зал, вмещающий почти 1800 зрителей, был полон. В концерте приняли участие почти двести музыкантов, в том числе – пять солистов. Один из них, протодиакон Никольского кафедрального собора Вены РПЦ, солист Венской оперы Виктор Шиловский (баритон), читал речитативом отрывки из Евангелий от Матфея и Луки в синодальном переводе на русский язык. Два речитатитва - отрывки из пророчества Исаии и Первого соборного послания св. Иоанна Богослова, а также арию «Ныне отпущаеши» исполнил знаменитый бас, народный артист СССР Евгений Нестеренко, специально приехавший на премьеру из Вены. Примечательно, что на следующий день, 8 января, Нестеренко отметит юбилей – ему исполнится 70 лет. Арию «Глас в Раме слышен» исполнила заслуженная артистка России Хибла Герзмава (сопрано).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О, величайший мудрец из мудрых, святой Апостол Павел! Как он был сведущ во всех тонкостях человеческого знания! Как он был учен и научен во всех науках мирских! Но когда благодать Христова коснулась его сердца, когда он встретил Христа на пути в Дамаск, он все блестящее, мирское покорил в послушание Христу, а затем и возлюбил простоту Евангельскую более всех мудростей человеческих. Потом Он писал мудрым коринфянам так: “Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе” ( 2Кор. 11, 3 ). Значит, простота во Христе дороже всей человеческой мудрости, и она, только она, спасет мир от гибели. … Ксенофонт и Мария провожали своих сыновей в далекую Александрию. Аркадий и Иоанн были еще очень юные, чтобы не печалиться о них родителям. Особенно Мария горячо скорбела о своем любимце, младшем сыне Иоанне, который отвечал ей нежной привязанностью и детской искренностью. “Сын мой, – говорила она со слезами Иоанну, – брат твой более разумный и опытный, а ты еще ребенок, как мне жаль тебя”. “Не плачь обо мне мама, – отвечал отрок. – Я тоже буду опытный, и молитвы твои помогут мне, где бы я ни был”. “Кому мне поручить тебя, сын мой?” – говорила Мария, плача. “Поручи меня силе Слова Божия, – ответил разумный отрок. – Оно меня и научит, и спасет от всех бед”. Подавая Иоанну небольшое Евангелие, Мария сказала: “Возьми это, милый мой мальчик, и храни Его, как твои глаза”. Благословила она и старшего сына Аркадия. Дети поклонились родителям до земли, обнялись, поцеловались и пустились в дальний, опасный путь. Корабль, на котором они плыли, был одним из лучших морских кораблей. Но что любой, хоть и самый лучший, корабль среди бушующего моря! Он – щепка малая, которую волны как хотят, так и бросают. Недолго братья плыли по морю. Поднялась страшная буря, да такая, какую корабельщики и не помнят. Ветер выл, волны ревели и бушевали, корабль крутило, как спичку, его поднимали волны до облаков, а потом бросали вниз, будто поглощая навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

«Казанская икона будет покровом града и всего народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице, и перед Ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога». Все слова святителя сбылись. В 1709 году Петр со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской иконы Божией Матери, так называемой Каплуновской, а икона была обретена в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской губернии. Эту икону он подарил фельдмаршалу графу Шереметьеву, и она сейчас хранится в Париже у наследников графа, как великая фамильная реликвия рода Шереметьевых. Была с Петром на поле битвы еще одна чудотворная икона. Образ Спаса Нерукотворенного. Ныне он хранится в Спасо-Преображенском соборе в Петербурге. Русское войско разбило врага – более сильного и обученного, более опытного и закаленного. Петр сам участвовал в сражении и поразил множество шведов – он верил в слова святителя. Потом он строил Петербург и не сомневался, когда перед ним вставали великие трудности. Он знал, что делал дело, благословленное Богом. Он верил словам святителя Митрофана. Скончался святитель Митрофан в 1703 году в день памяти св. благоверного князя Александра Невского. Петр приехал на похороны, сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Он сказал тогда: «Не осталось у меня больше такого старца. Ему же буди вечная память». В 1710 году по повелению императора Петра Первого список с Казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы – на Петербургской стороне, на Посадской улице старого Гостиного двора в деревянной часовне. В 1721 г. чудотворный образ переносится в Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 1737 г. в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в новый храм и украшена золотой ризой с драгоценными камнями императрицей Анной Иоанновной. В 1800 г. архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте с тем, чтобы чудотворный образ обрел свое постоянное местоприбывание. Казанская-Державная, четыре удела

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

«Умоляю тебя, – говорил он ей, – за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем». Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока она спала, он всю ночь молился, а утром тихо уходил от нее. И так делал он каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, чтобы они молчали о его посещениях. Жители Александрии возмущались против преподобного, всячески оскорбляли его, он же все покорно терпел и просил не осуждать других. Святые молитвы преподобного Виталия достигли Престола Божия. Блудницы стали исправляться: одни выходили замуж, другие брались за честный труд, а некоторые ушли в монастыри. О, если бы в наши лукавые и прелюбодейные дни было больше таких молитвенников, как преподобный Виталий, то, может быть, Господь и помиловал бы род человеческий! Но на наших глазах совершается другое бедствие. Отцы святые, матери святые, братья, сестры добрые умирают каждый день и час, а мы – гнилые потомки – остаемся, живем, землю скверним, святыни топчем, Бога гневим, закон Божий оскверняем. И что только будет с нами завтра?! Пророк Иезекииль сказал: «...никто своим беззаконием не укрепит своей жизни» ( Иез.7:13 ). А мы только и делаем, что творим беззакония, лжем друг другу, обманываем Бога и людей, блудим телом и душой, каемся формально, в душе же остаемся все такие же злые, недовольные, нелюбовные, неблагодарные, нечистые... О Владычице Богородице! Еще немного, и очень немного, и, если Ты нас не спасешь, – мы погибнем... Преподобный отче Виталий, моли Бога о нас!.. КАПЛЯ ВОДЫ Мы переживаем самый трудный и опасный период – «отравленные воды». Да и не только воды, но и земля, воздух, подземные пространства – всё отравлено! Но вода, кажется, самое главное для человека. Ее Христос определил как источник, текущий в жизнь вечную (ср. Ин.4:14 ). Капля чистой воды может дать человеку новую жизнь. Она может спасти человека от смерти, она может избавить его от ужасных страданий. Разве не помните, чего просил богач у Авраама? «Каплю воды, чтобы оросить язык мой, ибо я горю в пламени» (ср. Лк.16:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Отец Симеон замолк. Мы все молчали, ждали еще его слова. Он обвел всех нас тихим своим взором и сказал: «Теперь о главном. Богородица – наша радость, наша сладость. Она, и только Она – наше упование и надежда на Страшном Суде. «Радуйся, праведных веселие. Радуйся, грешных упование!» (акафист Пресвятой Богородице пред иконой Ее Казанской. Икос 1-й). Ей одной дана ныне власть спасать нас, несчастных. От Нее-то мы и получаем теперь тихое веселие, упование. Она-то матерински и держит ныне весь мир, готовый низвергнуться в ад кромешный. А кто утешает пустынников, изгнанников, бездомных, зело грешных и кающихся, как не Она – Милосердная Мать заблудших! Потому мы и не отчаиваемся, хоть и тонем в пучине греха и нерадения. Потому мы тайно веселимся, хотя и живем при всех неудобствах и даже смертельных опасностях. Вот где тайна нашей живучести и выживания! Мы любим Владычицу и доверяем Ей всё наше горе неисправной жизни. Она же понимает нас, жалеет и любит, особенно тогда, когда мы каемся Ей, плачем о своих грехах, как малые, непослушные дети исповедуем Ей свои беззакония и обещаем сколько-нибудь исправиться». Подняв свою голову и обведя всех нас светлым взором, старец Симеон в заключение сказал: «Держитесь! Держитесь, мои милые, крепче держитесь Царицы Небесной. Читайте Ей акафисты, каноны, читайте Иисусову молитву, времена наши страшные и сугубо опасные: ложь, обман, обольщение, черная культура охватили весь мир. Христианство в опасности. Даже Церковь Божия и та незаметно впадает в цепи обольщения и коварства сатаны. Покаянно восплачем пред Царицею Небесной, да умолит Она Сына Своего и Бога нашего Господа Иисуса Христа, чтобы Он еще пощадил мир наш безбожный от заслуженной гибели». Ныне память преподобного Виталия Александрийского, который жил в VII веке (22 апрель/5 мая). Когда ему было уже шестьдесят лет, он взял на себя необычайный подвиг – обратить блудниц к покаянию. Зарабатывал он двенадцать монет в день, покупал себе один боб, съедал его, остальные же деньги нес блуднице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Синельников Вячеслав, свящ. Тайна Библии. М.: Сретенский монастырь, 2000. Синельников Вячеслав, свящ. Туринская плащаница на заре новой эры. М.: Сретенский монастырь, 2001 Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1993 Скитский патерик: О стяжании евангельских добродетелей, сказания об изречениях и делах святых и блаженных отцов Христовой Церкви. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001 Скурат К.Е. Великие учители Церкви. Клин: фонд «Христианская жизнь», 1999 Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования; Клин: фонд «Христианская жизнь», 1999 Слободской Серафим , прот. Закон Божий для семьи и школы. Минск, 1997 Собеседник православных христиан. СПб., 1999 Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. Мал. собр. соч. Т. 6. М.: ИНКОМ-НВ, 1991 Солнечная мудрость Египта./Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1. – М.: Аванта, 2001 Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1990 Солоухин Вл. Письма из Русского музея.//Молодая гвардия. 9/1966 Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., 1991 Стеняев Олег, свящ. Беседы на книгу Бытия. Клин: Христианская жизнь, 1999 Стеняев Олег , Крашенинников Андрей, Шантаев Александр, Беляев Николай , Галкин Димитрий, священники. Что делать пострадавшему от колдунов, «целителей» и экстрасенсов. М., 1998 Стрижев А. Православная икона. Канон и стиль. М.: Паломник, 1998 Тимофей, свящ. Наука о сотворении мира. Пособие для учащихся. М., 1996 Тимофей, свящ. Пособие по аскетике для современного юношества. М.: Паломник, 1999 Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные: Воспоминания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра – «Панагия», 2000 Толкование на Евангелие от Матфея. Духовно-нравственное чтение для народа./Троицкие листки. М.: Паломник, 1994 Троицкий благовестник 24: влияние телевидения на человеческую душу. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 Троицкий патерик, или Сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Отец Серафим стал насельником Троице-Сергиевой лавры в 1947-м году. Он был человеком деятельным, внимательным к духовным нуждам людей и великим молитвенником. «Отец Серафим даже внешне напоминал преподобного Серафима Саровского. Хотя он был немногословным человеком, но народ к нему тянулся», – вспоминает митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов), бывший наместником Троице-Сергиевой лавры с 1984 по 1988 год . Во время Великой Отечественной войны отец Серафим сумел дважды собрать большие денежные суммы, которые пожертвовал на формирование танковой колонны «Димитрий Донской», создававшейся по инициативе Московской Патриархии на средства верующих и переданной в 1944-м году танковым войскам СССР. Однажды он сказал маме двадцатилетней студентки медицинского института Александры Конковой, будущей игуменьи Сергии, настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря, что та будет монахиней. Впоследствии он стал ее духовным отцом. Сама матушка вспоминала о нем: «…Мой будущий духовник архимандрит Серафим (Шинкарев)… поступил в лавру и больше никогда не выходил за пределы обители… У него был дар рассуждения. Сила его духа была такова, что Господь открывал ему многие тайны. Бывали случаи, что придешь к нему, а батюшка молится, и пока ожидаешь, все твои вопросы разрешаются. Отец Серафим молился о своих духовных чадах, и все ему было открыто» . Имя преподобного Серафима получил при пострижении в великую схиму выдающийся лаврский подвижник архимандрит Петр (Семеновых), возродивший школу старчества в лавре после ее открытия в 1946-м году, трижды удостоившийся видения Божией Матери. Под его духовным руководством возрастали такие известные старцы, как архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), схиархимандриты Пантелеимон (Агриков) и Иоанн (Маслов), игумен Косма (Алехин), а также многие другие подвижники благочестия ХХ столетия. Появление в лавре придела в честь Саровского старца подтверждает неразрывную связь между двумя самыми почитаемыми на Руси святыми Начиная с 1950-х годов, в лавре отмечается престольный праздник в честь преподобного Серафима Саровского: Святейший Патриарх Пимен, будучи наместником лавры, устроил в Сергиевском Трапезном храме два придела – Преподобного Серафима и Святителя Иоасафа Белгородского.

http://pravoslavie.ru/143932.html

Нет! Отец Александр прежде всего дорожил свободой служения, духовной независимостью и абсолютной верностью к Богу и своей пастве. Известно, что в городской обстановке больше искушений для священника. Здесь и театры, и клубы, и интересное кино, постановки и прочее. Народ более охладевает к вере и Церкви. Массовое студенчество совершенно критически и даже отрицательно относится к вопросам веры. Маловерие и полное неверие к Церкви – основной психологический принцип городского населения. Увлеченный общим течением времени, отец Александр стал быстро терять веру. В службе или на домашнем правиле он вдруг заметил, что в его сердце что-то изменилось. Святые слова молитвы, слово Божие раньше согревали его душу, давали благодатное удовлетворение, сладость духовную, теперь этого не стало. Сомнения к чудесам, к святости церковной службы, к Таинствам, обрядам как невидимый червь точили его мозг. И как тяжело стало служить ему в церкви! Раньше он бежал в храм, как в Небесный Чертог, на беседу с Богом любимым, а теперь идет силком, будто его тянут на канате. А утренние и вечерние молитвы? Домашнее правило, воспитание своих детей в духе благочестия – все это стало тяжелым и, казалось, совсем бесполезным трудом. Между тем, новинки жизни, журналы, газеты, радио, телевизор влекли к себе сердце батюшки с неудержимой силой. Чуткая матушка Нина замечала моральную перемену в душе батюшки Александра, и нет, нет, да и скажет ему иносказательно: – Ты, отец, что-то худеть начал, или болит что? – Нисколько, мать, – ответит отец Александр весело, – кажется, еще поправляюсь. – То-то, родной, смотри, не заболей, а то, говорят, смертельный грипп ходит какой-то. А однажды она прямо сказал отцу Александру: – Выбирай одно из двух: или Бог, или мир, а так жить нельзя. Я шла за тебя, как за искреннего священника, а если ты виляешь туда и сюда, то я тебе больше не матушка. Возьму детей и уйду. Отец Александр покраснел. Ему стало стыдно за себя. Он понял, что незаметно сполз к самой пропасти, из которой надо выбираться, как можно скорее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010