549 fin. и 555 col. 2. 1771 Курбский уверяет, что Феодорит создал на устье реки Колы монастырь во имя Свитой Троицы. Но со всей вероятностью нужно думать, что за Феодоритом Кольский монастырь Святой Троицы он принимает Трифонов Печенгский монастырь Святой Троицы, причём сведения берёт из помянутого, написанного преподобным Максимом Греком , предисловия к житию соловецких чудотворцев (в котором основатель монастыря не называется по имени) и при чём переносит монастырь с Печенги на Колу потому, что, как видно из его рассказа о посещении Феодоритом созданного им монастыря после удаления из последнего, он (Курбский) полагает, что Кола была ещё далее Печенги. Если действительно создан был Феодоритом монастырь или монастырёк, то он находился где-нибудь на сейчас указанной территории понойских Лопарей. Но при этом весьма странно и далеко не особенно вероятно, что, по словам Курбского, Феодорит, введший в своём монастыре строгое общежитие, выгнан был из него не хотевшими терпеть общежития его монахами. 1774 Выше мы сказали, что Пирлинг в La Russie et le Saint-Siège усвояет инициативу сватовства к Софье великого князя Ивана Васильевича не Риму, а Москве. Ссылаясь на документы ватиканского архива, Пирлинг утверждает, что в половине 1468 года приходило в Рим посольство из Москвы от Ивана Фрязина, – t. I, р. 132–133. Если это правда, то нужно будет представлять дело так, что Ивану Васильевичу или самому пришла или кем-нибудь подана была мысль жениться на Софье, – что, опасаясь отказа, он не начал с формального сватовства, а наперёд послал для частных разведок, – что с послами, ходившими в Рим для этих разведок, и было в 1469 году прислано Виссарионом формальное предложение руки Софьи. 1775 См. у Карамзина – VI, 40, взятое у Райнальда из его Annales ecclesiastici, и у самого Райнальда в этих Annales, an. 1472 n. 48 sqq. 1777 Что касается до диспута, на который вызвал легата митрополит Филипп: то от него нельзя сделать никакого заключения. Мог иметь митрополит желание посрамить легата в богословском прении не только в том случае, если он заводил речи об унии, но и в том случае, если он не заводил этих речей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

2-е, Псков, 1849 г.; “Опис. Псково-Печерского м-ря”, Дерпт, изд. 1-е, 1821 г.; изд. 2-е, 1832 г.; “Псково-Печерский мон.”, Спб., изд. 1-е, 1860 г.; изд. 2-е, Новгород, 1864 г. (это было помещено в памятной кн. Псковской губернии на 1860 год); “Ист. Росс Иер.”, V, 543; Ратшин, 447; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 38; “Опис. монаст.”, 1817 г., 87; “Словарь ист. о свят.”, 161; Бакмейстер, “Топограф. извест.”, 1771 г., 346; “Полн. собр. закон.”, 1813 г., XXXII, 25333; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1851 г., 31 (учрежд. крестн. хода в пог. Залесье в день св. Духа); 1879 года,136 (лампада, пожертв. Вел. князьями); “Памятн. кн. Псков. губ. на 1860 г.”, 1–27; на 1886 г., Отд. II, 14 (краткое опис.); “Псков. губ. в.”, 1847 г., 41 (ист. воспом. о Псково-Печер. м-ре); 1850 г., 1 (данная 1691 г. на земли, вымененные от Псков. помещ. Караулова); Толстой, “Свят. и древн. Пскова”, 103 и далее; Толстой, “Книга глагол. опис. Росс. свят.”, 54, 157 (преп. Корнилий), 55, 158 (преп. Марк и Иона), 56, 160 (преп. Васса); Ключевский, “Жит. свят.”, 249, 315; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VI, 259 (инок Артемий, быв. игум. Троиц. Сергиев. м-ря), 358 в примеч. (Синодник); VII, 40 (кратк. истор. опис.), 482 (игум. Корнилий и старец Савватий); VIII, 13 (образ Успения, писан. 1521 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 385, 1; “Сказания современ. о Дм. Самозв.”, 1837 г., I, 19; Князев, “Указат. достопам. Пскова”, 42; “Акты Археогр. Эксп.”, II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; вместо игум. Иоакима подписался Геннадий, еп. Псков.); “Акты истор.”, I, 140 (отрывок розыскн. дела 1539 г. о побеге за границу Петра Фрязина); “Дополн. к Акт. истор.”, I, 35 (Грам. 1543 г. игум. Корнилию о старце Савватии); II, 76 (Возвед. 1619 г. Филарета Никит. на патриар. престол; архим. Антоний); VIII, 40 (Акты 1678 г. о сборе даточн. людей; стр. 132); X, 50 (Ц. гр. 1682 г. кн. Мих. Голицыну о разрешении ему отправиться в м-рь на богомолье); XI, 74 (Дело 1684 г. о бывшем под началом чернеце Иоасафе); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 5 руб.); “Собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

43. Волости Колначевской, Петровского прихода, деревни Демидова, крестьянина Козьмы Архипова жена Соломия, Козмина дочь, болела волосатиком; исцелела. 44. Белоезерского уезда, волости Кулигии, деревни Агеевы, крестьянин Герасим Гаврилов без ума был, исцелел. 45. Кириллова монастыря, Великого села, деревни Дуровы, крестьянин Еремей Игнатьев испорчен был (ускоплен) и молитвами блаженного здрав стал. 46. Саржской волости, деревни Жогова, у крестьянина Стефана Валутина работника Клима Никифорова была кила привязана; молитвы говорены, стал здрав. 47. Июля в 10 день. Вологодского уезда, Уголской волости, деревни Левова, помещик Григорий Федоров, сын Свиязев, болен был падучей болезнью; и исцелел. 48. Сороковской волости, Кнутова сына боярского Алимпия Одухтина дворовая женщина Ксения Попова, дочь Мартынова, жена Матвеева, болела некоторой (черной) болезнью; здрава стала. 49. Июля в 21 день. Со взвозу крестьянский сын именем Иоанн, болев падучей болезнью, исцелел. 50. Вологодского уезда из Троечины, Ухтомского погоста, деревни Хоршики, старица Анисья больна была падучей болезнью пятнадцать лет; здрава стала. 51. Из Пошехонского уезда, села Любца, крестьянина Федора Пахомиева, жена Ирина Клементьева, дочь больна была, руками не владела; здрава стала. 52. Из города Вятки купца Хлынова посадский человек Никита Васильев Суцов ногой болел два года; здрав стал. 53. Из Шуйского села крестьянин Иоанн Алексеев болен был ногой два года; здрав стал. 54. Августа в 19 день. Белоезерского уезда помещик Ирдомской волости, села Борисоглебского, Никифор Петров, сын Микулин, болен был зубами; здрав стал. 55. Галицкого уезда от Соли крестьянина Саввы Иванова сын болен был падучей болезнью; исцелел. В 7183 году: 56. Сентября в 30 день. С Вологды, села Фрязина, крестьянина Семена Яковлева, жена Анисия, Дементьева дочь, больна была галической болезнью; и молитвами и кроплением святейшего здрава стала. 57. Октября в 8 день. Города Твери посадский человек Даниил болен был падучей болезнью; здрав стал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ch...

Оружейная палата – это всемирно-известная сокровищница исторически значимых ценных предметов. Боровицкая башня построена архитектором Пьетро Антонио Солари рядом с Большим Каменным мостом, недалеко от Боровицкой площади. Первоначально Боровицкая башня имела подъемный мост и решетку, закрывающую вход в Кремль в случае опасности. Строение использовалось для хозяйственных нужд - через ее ворота проходила дорога на Конюшенный и Житный двор, а в настоящее время из Боровицких ворот выезжают правительственные картежи. Раньше на этом месте находился сосновый бор, вероятно, поэтому башня и названа Боровицкой. Правда, существует другое мнение, согласно которому работы по строительству проводили жители города Боровска, по имени которого и было названо строение. На территории Московского Кремля находился один из древнейших храмов Руси – церковь Рождества Иоанна Предтечи, в честь которой в 1658 году башню переименовали в Предтеченскую, но это название не прижилось. Для справки: В 1847 году, когда был построен новый Кремлевский дворец, по распоряжению императора Николая I, старинное здание Предтеченской церкви снесли из-за ветхости и несоответствующего вида, а сам храм перенесли в Боровицкую башню. Вместе с тем, с приходом Советской власти храм был закрыт. В 1969 году у Боровицких ворот была предпринята попытка убить Леонида Брежнева. Террорист Виктор Ильин расстрелял одну из правительственных машин, в результате водитель был смертельно ранен, а генеральный секретарь не пострадал, поскольку ехал в другом автомобиле. Боровицкая башня имеет высоту 54 метра и это одна из четырех башен Кремля, украшенных рубиновой звездой. Водовзводная башня расположена в конце Александровского сада, в том месте, где Кремлевская стена поворачивает к Москве-реке. Как и другие угловые башни (Беклемешевская и Угловая Арсенальная), Водозводная имеет круглое сечение. Она была построена в 1488 году под руководством архитектора Антонио Джиларди (Антона Фрязина). Первоначально башня называлась Свибловой по двору дворян Свибловых, расположенному у южной стены Кремля. Позже в ней установили водоподъемную машину, поднимающую воду из колодца в стоящий наверху огромный бак и башня получила название Водовзводной. В это же время был построен первый водопровод, по которому вода из бака подавалась к царскому дворцу, а также использовалась для полива сада. В начале XVIII века водоподъемную машину увезли в Петергоф, чтобы использовать для питания фонтанов. Водовзводная башня имеет высоту 61,45 метров, в 1937 году, как и другие самые высокие башни (Троицкая, Боровицкая и Спасская), она была украшена пятиконечной рубиновой звездой. В этом месте наша прогулка по Александровскому саду заканчивается и дальнейший путь будет проходить по набережной Москвы-реки. От места, где начинается Большой Каменный мост открывается шикарная панорама, и видны 7 башен Московского кремля, выходящие к Москве-реке.

http://sobory.ru/article/?object=20540

Того же лта посылаше князь великий Фрязина в Римъ къ пап свататися, занеже сказалъ ему царевну греческаго царя Аморйскаго, именемъ Зинаиду, а папе по племяни. И родителемъ ея умершимъ, и папа взя ея къ себ и хотяше еа выдати. 905 И посла пана Юргу с нимъ въ провадатехъ, что знаеть тот путь: итти на Новъгородъ, и оттуду на нмцы, и на Венецыю город, и оттуду к Риму, занеже близокъ путь къ Риму туды. Онъ же прииде въ Венецю, и сказася болший бояринъ у великого князя, 906 и бы въ Рим, и тамо съ папою зговорилъ. И папа въсхот дати еа на Русь, а сама деи, рекши, християньства ради за великого князя похотла. Глаголють же, рекше, король присылался, хотя еа за сына взяти, она же не восхотла латыньства ради. 907 И иде Фрязинъ тмъ же путемъ на Венецю. Князь же венецйскый здума з бояры своими, хот итти на турскаго царя, что въ Царьград седить, и взявъ за собою крестияньскый град, и церковь великую Софию в мизгить учини, юже създа Устиянъ великий царь. 908 И не можаше единъ, и восхот Орду подняти с собою, но не знааху гражане его, куды послу доитти до Орды. И слыша, что от Руси есть путь, и нача чтити Фрязина, и дарити, и говорити, чтобы посла его взял на Русь с собою да веллъ проводити до Орды. 909 Фрязинъ же общася. Вземъ посла его, и прииде к великому князю, и рчи вс папины сказа, а посла того гостем назва, а царевну на иконе написану принесе. Князь же великый, здумав съ материю своею великою княгинею, посла еа взяти. Тот же Фрязинъ толмача добывъ, и посла того отпусти, Тривизана зовома, на Рязань да и к Орд, втаи великаго князя. Яко Фрязинъ отиде в Рим, тогда прииде всть къ великому князю, яко посла приведши венецйскаго Фрязин, да отпустилъ его къ Орд. Тогда посла повел изымати на Рязани, и съ толмачем, и повел его всадити въ тюрму. 910 Фрязинъ же ха въ Римъ, царевну взя и приведе. Тогда папа съ нею посла людей много добрыхъ грековъ, да посла съ нею легатоса своеа церкви божницы. Тхъ де у себя держить седмьдесять, а гардиналовъ дванадесят противу двоюнадесять апостолъ, а самъ имя Божие дръжит въ служб. Егда же приха с царевною Фрязинъ, посла князь великий боярина своего Федора Давыдовича противу, и повел крыж у легатоса отнявши, да в сани положити, а Фрязина поимати 911 да и пограбити. То же все сътвори Федоръ, за пятнадцать верстъ въстртилъ еа. Тогда же убояся легатосъ. Много былъ митрополитъ Филип изучилъ отъ книгъ, словесъ емлючи. И книжника Никиту поповича призва, ово самъ, емля отъ него рчи, глаголаше лготосу, иное же повел самому съ нимъ глаголати. Онъ же ни единому слову отвта не дастъ, но рече: «Нтъ книгъ со мною». Тое же зимы женися князь великий тою царевною и внчася въ церкви святыя Богородицы древяной, иже у гроба святаго Петра. Внча же его протопопъ коломеньскый Ося, 912 занеже здшнимъ протопопомъ и духовнику своему не повел, занеже вдовцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда великий князь приказал посла взять в Рязани вместе с переводчиком и посадить в тюрьму. Фрязин поехал в Рим, взял царевну и привез. Тогда папа вместе с ней послал много добрых людей греков, и послал с ней легата своего храма. Таких легатов, говорят, он держит семьдесят, а кардиналов двенадцать по числу двенадцати апостолов, а сам он при службе принимает имя Божие. Когда же приехал Фрязин с царевной, послал великий князь своего боярина Федора Давыдовича навстречу и приказал, у легата латинский крест отняв, в сани его положить, а Фрязина взять и ограбить. Федор это и сделал, за пятнадцать верст встретил их. Тогда легат испугался. До этого митрополит Филипп много книг изучил, выбирая тексты, и он призвал книжника Никиту поповича: одно, по его подсказке, сам говорил легату, а другое велел Никите самому сказать. А легат ни единого слова не ответил, а сказал: «Нет со мной книг». Той же зимой женился великий князь на той царевне и венчался с ней в деревянной церкви святой Богородицы, что у гроба святого Петра. А венчал его протопоп коломенский Иосия, а здешним протопопам и духовнику своему князь не велел, потому что они были вдовцами. Тогда не было известий у венецианского князя, дошел его посол до Орды или нет. Тогда великий князь послал к нему в Венецию Фрязинова брата, упрекая его: «Почему ты так поступил, нанеся мне бесчестье, через мою землю тайно послал посла, меня не предупредив». Брат Фрязинов Антон поехал и сказал ему все, что посол его сидит, пойманный, в тюрьме. Тот князь с Антоном передал великому князю просьбу прекратить вражду, а посла отпустить в Орду. «А если будет нужно что на снаряжение, то дай ему, а я сам заплачу», – сказал он. Тогда великий князь после разговора с Антоном посла отпустил, а с ним переводчика и дьяка, и семьдесят рублей дал ему, а сказал семьсот, и послал все получить. И дошел этот посол до Орды, звал царя в поход, а тот ничего не обещал и приказал татарам проводить посла к морю. В том же году загорелся митрополичий двор и другие дворы возле него.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010