Подобный тип кладки впервые применен в 1420 – 1430 е годы Брунеллески при строительстве купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. Таким образом, можно уверенно утверждать, что автором ярославского собора был итальянский (возможно, венецианский) архитектор. Очевидно, он был один из многочисленных итальянских мастеров, прибывших в Россию в начале XVI века. Древнерусская архитектурная традиция сохранила для потомков очень мало имен зодчих, за исключением иностранцев, связанных с царскими заказами, имена которых иногда оставались в летописях. Им зодчего, построившего Спасский собор в Ярославле, до последнего времени бело неизвестно. Однако недавно исследователь древнерусской литературы А.А. Турилов обратил внимание на одну знаменательную запись в самом раннем синодике ярославского Спасского монастыря (1656 г.), которая гласит: «Род Иоанна Фрязина. Иоанна Оулиании». Запись содержится в старейшей части синодика, и это позволяет предположить, что она была перенесена из более древнего, не дошедшего до нас. Аналогичная запись имеется и в двух более поздних синодиках Спасского монастыря второй половины XVII века. Если имя Иоанна или, по другому синодику, Ивана Фрязина, восходит к монастырскому синодику начала XVI столетия, то допустимо предположить, что он и был тем мастером, который построил Спасский собор. Русские летописи упоминают лишь одного зодчего Ивана Фрязина, который в 1516-1517 годах восстанавливал сорок саженей упавшей стены Псковского кремля. Строительство Спасского собора и восстановление этой стены очень близки по времени. Известно, что итальянские архитекторы, работавшие в России в первой трети XVI века, были подчинены московскому великому князю. По его указанию они строили как в самой Москве, так и далеко за ее пределами. Весьма вероятно, что Иван Фрязин после окончания строительства Спасского собора, - очевидно, в конце 1515 или в самом начала 1516 года – был сразу же переведен для исполнения упомянутой срочной работы в Пскове. Если все эти рассуждения верны, то нам известно имя итальянского мастера, построившего Спасо-Преображенский собор ярославского Спасского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Вместе с Юрием приехали в Москву два Венециянина, Карл и Антон, брат и племянник Ивана Фрязина, денежника, или монетчика, который уже давно находился в службе Великого Князя, переселясь к нам, как вероятно, из Тавриды и приняв Веру Греческую. Сие важное Посольство весьма обрадовало Иоанна; но, следуя правилам своего обыкновенного хладнокровного благоразумия, он требовал совета от матери, Митрополита Филиппа, знатнейших Бояр: все думали согласно с ним, что сам Бог посылает ему столь знаменитую невесту, отрасль Царственного древа, коего сень покоила некогда все Христианство православное, неразделенное; что сей благословенный союз, напоминая Владимиров, сделает Москву как бы новою Византиею и даст Монархам нашим права Императоров Греческих. – Великий Князь желал чрез собственного посла удостовериться в личных достоинствах Софии и велел для того Ивану Фрязину ехать в Рим, имея доверенность к сему Венециянскому уроженцу, знакомому с обычаями Италии. Посол возвратился благополучно, осыпанный ласками Павла II и Виссариона; уверил Иоанна в красоте Софии и вручил ему живописный образ ее вместе с листами от Папы для свободного проезда наших Послов в Италию за невестою: о чем Павел особенно писал к Королю Польскому, именуя Иоанна любезнейшим сыном, Государем Московии, Новагорода, Пскова и других земель. – Между тем сей Папа умер, и слух пришел в Москву, что место его заступил Калист: Великий Князь в 1472 году, Генваря 17, отправил того же Ивана Фрязина со многими людьми в Рим, чтобы привезти оттуда Царевну Софию, и дал ему письмо к новому Папе. Но дорогою узнали послы, что преемник Павлов называется Сикстом: они не хотели возвратиться для переписывания грамоты; вычистив в ней имя Калиста, написали Сикстово и в Мае прибыли в Рим. Папа, Виссарион и братья Софиины приняли их с отменными почестями. 22 мая, в торжественном собрании Кардиналов, Сикст IV объявил им о Посольстве и сватовстве Иоанна, Великого Князя Белой России. Некоторые из них сомневались в православии сего Монарха и народа его; но Папа ответствовал, что Россияне участвовали в Флорентийском Соборе и приняли Архиепископа или Митрополита от Латинской Церкви; что они желают ныне иметь у себя Легата Римского, который мог бы исследовать на месте обряды Веры их и заблуждающимся указать путь истинный, что ласкою, кротостию, снисхождением надобно обращать сынов ослепленных к нежной матери, т. е. к Церкви; что Закон не противится бракосочетанию Царевны Софии с Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

897 ...а внутрь ... раствором тестянымъ... – Очевидно, мастера Мышкин и Кривцов применили технику, когда между двумя облицовками засыпали забутовку и заливали ее раствором, получая в результате стену типа бетонной. Β Северо-Восточной Руси эта техника была известна с XII в. 899 ...въ придел в Петр ... об одну стену. – Т. е. в приделе Вериг апостола Петра под стеной, выходящей в жертвенник (южная часть алтаря), где был похоронен Петр митрополит. 903 ...положиша безчестно... – Такие упреки в недостаточной почтительности к мощам святителей, высказанные и в дальнейшем изложении, свидетельствуют ο том, что составитель свода, принадлежавший, очевидно, к церковным кругам, противопоставлял себя высшей иерархии. 904 ...Пахомью Сербину... – Пахомий Серб (Логофет), приехавший на Русь с Афона при новгородском архиепископе Евфимии II, к 1471 г. был уже известным агиографом, автором ряда новгородских и московских житийных сочинений. Β Житии Варлаама им было использовано сказание Родиона Кожуха ο воскресении Григория Тумгена. Пахомий Серб написал службу и канон митрополиту Петру. 905 ...посылаше князь великий Фрязина в Римъ к пап свататися ... хотяше ее выдати. – Изложение обстоятельств сватовства Ивана III к Софии (Зое, в данном тексте – Зинаиде) Палеолог в комментируемом своде отличается от текста в великокняжеской летописи. Великокняжеское летописание (Никаноровская, Вологодско-Пермская летопись и Московский свод) приписывает инициативу сватовства папе и кардиналу Виссариону; послы от папы именуются Карло Фрязин (Карло делла Вольпе) и Антон Фрязин (Антонио Джислярди). Комментируемый свод знает только одного «Фрязина» – судя по дальнейшему изложению, Джан Батиста делла Вольпе. Папа – сватовство началось при Павле II (1464–1471 гг.), отдавал Софию замуж его преемник Сикст IV (1471–1484 гг.). 906 ...посла пана Юргу ... болший боярин великого князя... – По-видимому, приближенный Софии Палеолог Юрий Траханиот (впоследствии русский дипломат). Неясно, почему он именуется по-польски «пан Юрга» – может быть, потому, что прежде, чем отправиться в роли большого боярина» Ивана III в Рим, он приехал через Польшу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Комитете Министров, как видно из дальнейшего сообщения Фрязина, при обсуждении вопроса о веротерпимости против распечатывания алтарей Рогожского кладбища были обер-прокурор Синода и его товарищ. Дело было отложено на два года, до созыва церковного поместного собора». Продолжая „хлопоты» по открытию алтарей, князь Оболенский, по словам Фрязина, 30 марта 1905 года вновь подал Государю Императору письмо следующего содержания: „Я видел воочию, – писал кн. Оболенский, – как десятки тысяч этих честных людей (т. е. старообрядцев) охраняли Особу Вашу без войск, без полиции. Прошло два года, и смута великая открылась на Руси, – не миновала и Москвы крамола, но не коснулась она среды людей старой веры российской, готовых и сейчас стать, как один человек, за Царя своего. Пожелания их скромны, дозвольте им молиться за Вас в алтарях своих церквей, которые были всегда открыты, даже в царствование прадеда вашего, императора Николая Павловича». Означенное ходатайство, – пишет Фрязин, – «по просьбе кн. Д. Д. Оболенского поддержали великие князья Николай Николаевич и Александр Михайлович у Его Величества. В данном случае ходатайство увенчалось успехом, и кн. Оболенский был извещен об этом 15 апреля. В своем «счете» Фрязин затем перечисляет лиц, бывших свидетелями заключенной им и купцом Нарышкиным сделки с попечительным советом старообрядческого общества Рогожского кладбища. Любопытно, что эта история, связанная с распечатыванием алтарей Рогожского кладбища, не вызвала никаких возражений, если не считать небольшой отписки, решительно ничего не опровергающей на страницах «Нового Времени» со стороны кн. Оболенского. Старообрядчество в период первой революции 3 Революционная волна, охватившая в 1905 г. все слои русского общества, разбившая его на различные партийные группы, не могла миновать и той среды русского народа, которая издревле составляла организованную общину, своеобразную по характеру, сплоченную единством мысли и убеждений, – русских старообрядцев. Как отнеслась эта многомиллионная масса русского народа к освободительному движению? Какое положение зашли тогда русские старообрядцы, казалось бы, наиболее консервативные элементы русского общества, замкнувшиеся в своем поклонении заветам старины, среди других групп населения?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Михали. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкая с. Михалево (Михали) зданием каменная, с такою же колокольнею; построена в 1829 г. на средства прихожан. Ограда каменная с жел. решеткою. Кладбище при церкви. Престолов 3: а) во имя Пресвятой Троицы, б) Казанской иконы Божией Матери и в) святит. Николая Чудотв. В церкви местно чтимая икона Божией Матери " Умиление " . Расстояние от Костромы 70 в., от Галича 50 в. Ближайшие церкви: Троицкая с. Замерья в 1 в., Троицкая с. Воронья Костр. уезда в 4 в. и Преображенская с. Говенова в 8 в. В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1629 г. " за князем Федором княж Якимовым Борятинским по ввозной грамоте за приписью дьяка Третьяка Карсакова 1624 г. старое отца его поместье село Михалево на речке Мере к нему ж припущено в пашню пустошь Курицыно а Корицыно тож, а в нем церковь Живоначальныя Троицы да в приделе на полатех Николы чуд. древяна вверх, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строенье помещиково и мирское приходных людей, а церковных служебников поп Иван Васильев дьячек Грязнушка Ортемьев пономярь Ивашко Петров " . В 1695 г. церковь пишется " в Шачебальском стану, на реке на Мере " . В апреле 1722 г. " дана перехожая память попу Федору Максимову в " Костромской уезд в вотчину князя Афонасья, да князя Сергея княж Петровых детей Борятинских в село Михалево к церкви Живонач. Троицы на место умершаго попа Леонтья " . В сентябре 1729 г. " запечатан указ о строении по челобитью полковника Василья Степанова сына Фрязина велено ему в вотчине его в селе Михалеве вместо ветхой деревянной Троицкой церкви с приделы Пр. Богородицы Казанския да чуд. Николая построить вновь церковь во имя те же престолы " . http://old-churches.ru/ga_086.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=53281

Благовещенская башня сооружена одной из первых, предположительно, в 1480-е годы. Ее высота небольшая – всего 32,45 метров, а в основании строения сохранились известковые плиты Белокаменного Кремля XIV века. За свою историю назначение сооружения несколько раз менялось. Так, при Иване Грозном в нижней его части находилась тюрьма, сохранилось даже полуподвальное помещение для содержания заключенных. В начале XVIII века на вышке башни установили колокол, появился православный крест вместо флюгера и рядом пристроили Благовещенскую церковь. Свое имя башня получила по названию пристроенной к ней церкви, по другой же версии, она была названа в честь иконы Благовещенья, находившейся здесь некоторое время. Рядом с башней в Кремлевской стене находились Портомойные ворота, через которые прачки проходили к Москве-реке и стирали там портки (слово «портки» означает нижнее белье). В 1932 году под руководством русского и советского архитектора Николая Виноградова Благовещенская башня была заново отстроена - старое здание разобрали, а на его месте построили новое, соответствующее первоначальному виду. Были восстановлены бойницы и флюгер, воссоздан древний фасад исторической постройки. Для справки: В Советское время многие исторические памятники Кремля были уничтожены или перестроены. В 1933 году были снесены два храма - Благовещенская церковь и храм Спаса на Бору во внутреннем дворе Большого Кремлевского дворца. Тайницкая башня. Для защиты Кремля со стороны Москвы-реки в центре Кремлевской стены была построена Тайницкая башня. Из всех 20-ти башен она была возведена первой и служила для обороны самой опасной в военном отношении стороны Кремля. Интересно, что архитектором сооружения стал итальянец Антон Фрязин (настоящее имя Антонио Джиларди), прибывший на церемонию бракосочетания московского князя Ивана III с греческой принцессой Софией Палеолог, будущей московской княгиней. По замыслу Антона Фрязина в центральной части Кремлевской стены была сооружена башня, в которой был устроен потайной ход к Москве-реке и колодец, необходимый на случай длительной осады крепости врагом.

http://sobory.ru/article/?object=20540

Москва. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1514 году сын Ивана Грозного, Василий III, являвшийся в то время московским государем, издал указ о постройке в Москве одиннадцати каменных церквей. Одной из них стала церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм, которая строилась в 1514-1519 годах под руководством известного зодчего из Италии Алевизо Фрязина. Известную славу церковь приобрела в начале XVII века, когда являлась приходским храмом для семьи князя Пожарского. Когда весной 1611 года произошло восстание жителей Москвы против польских солдат, князь Дмитрий Пожарский построил рядом с церковью укреплённый острожек для защиты ополченцев от поляков. Во время восстания в боях князь был ранен и скрывался в Троице-Сергиевой Лавре. В это время поляки разграбили и подожгли храм. А после того, как этих чужеземцев из Москвы прогнали, Пожарский выделил средства на восстановление церкви. После ремонта в неё была помещена Казанская икона Божией Матери, спасительница Москвы от поляков. Спустя некоторое время, в 1612 году, она была перенесена на Красную площадь, в построенный там Казанский собор. Из известных святынь в Введенском храме находился список Казанской иконы, в украшенной жемчугами золочёной ризе, подаренный церкви князем Пожарским. Одна из его дочерей собственноручно расшила образ Спасителя с изображениями на нём святителей Петра и Алексея, который тоже был передан храму. Так же, из чувства благодарности, князь Пожарский поместил в церковь Введения Пресвятой Богородицы принадлежавший ему образ Знамения. Себе же оставил список с него, который поместил на каменном столпе возле своего дома, стоящего неподалёку от церкви. Позже этот столп с иконой включили в усадебную ограду. Икону со столпа сняли и передали во Введенскую церковь уже после революции. До того момента, пока храм не снесли, она там и хранилась. В середине XVIII века архитектор Постников в процессе перестройки внёс значительные изменения в архитектурный облик церкви. К оставленным без изменения части стен и алтарным апсидам были выстроены заново восьмерик с трапезной и колокольня. В это же время церковь приросла приделами Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы (в память о похороненной в этой церкви первой жене князя Пожарского Прасковьи Варфоломеевны). Новые постройки возводились в стиле барокко. Будущий знаменитый митрополит, в то время ещё архиепископ Платон, лично провёл обряд освящения нового храма. В 1751 году Стоглавый собор поделил Москву на семь церковных сороков, и Введенская церковь была назначена для ведения духовных дел одного из них, Сретенского сорока.

http://sobory.ru/article/?object=37018

Делом заведовал пользовавшийся особым доверием папы Павла II кардинал Виссарион, некогда православный Никейский митрополит, но изменивший отеческой вере во Флоренции, по его-то инструкции дети обязаны были иметь при себе латинских священников, ходить в латинские церкви и вообще навыкать латинским обычаям. Когда София пришла в возраст, папа и Виссарион решились предложить руку ее русскому великому князю Ивану Васильевичу, надеясь достигнуть чрез то разом двух целей: обратить князя и за ним всю Россию к римской вере и привлечь его к участию вместе с другими государями Европы в том крестовом походе, который подготовлял тогда папа, особенно по настояниям Виссариона, чтобы сокрушить могущество турок и восстановить Греческую империю. Виссарион отправил (1469) от себя посла грека Юрия Траханиота с письмом к нашему великому князю и, предлагая ему руку Софии, скрыл от него, как она воспитывалась в Риме, напротив, утверждал, что она православная христианка и уже отказала двум женихам-государям латинской веры. Такое предложение породниться с императорским домом, царствовавшим в Греции, не могло не понравиться нашему государю, и он по совещании с митрополитом, с своею матерью, братьями и боярами послал в Рим принявшего у нас православие монетчика Ивана Фрязина, родом венецианца, сначала чтобы только дать ответ Виссариону и папе, видеть невесту и достать ее портрет, а потом чрез несколько времени (16 генваря 1472 г.) уже за тем, чтобы привезть ее в Россию. Грамота великого князя, которую в последний раз Фрязин представил папе Сиксту IV, была очень коротка: в ней князь только кланялся папе и просил верить его послам. А посол, признавший за лучшее скрывать в Риме свое православие и выдававший себя за латинянина, решился говорить от имени князя, с его ли согласия или самовольно, одну лишь ложь, угодную папе, чтобы достигнуть своей цели, конечно понимая, что если будет говорить правду, то Софию и не отпустят в Россию. Посол уверял, что русский государь не отвергает Флорентийского Собора, ревнует о воссоединении Церквей, питает приверженность к папе как главе Церкви, готов принять от него легата, который исследовал бы на месте обряды русской веры и наставил бы заблуждающихся на путь истины, и также готов принять участие в походе против турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Так говорят церковные летописи Римские о Посольстве Московском. Действительно ли Великий Князь манил Папу обещаниями принять устав Флорентийского Собора или Иван Фрязин клеветал на Государя, употребляя во зло его доверенность? Или Католики, обманывая самих себя, не то слышали и писали, что говорил Посол наш? Сие остается неясным. – Папа дал Софии богатое вено и послал с нею в Россию Легата, именем Антония, провождаемого многими Римлянами; а Царевичи Андрей и Мануил отправили Послом к Иоанну Грека Димитрия. Невеста имела свой особенный Двор, чиновников и служителей: к ним присоединились и другие Греки, которые надеялись обрести в единоверной Москве второе для себя отечество. Папа взял нужные меры для безопасности Софии на пути и велел, чтобы во всех городах встречали Царевну с надлежащею честию, давали ей съестные припасы, лошадей, проводников, в Италии и в Германии, до самых областей Московских. 24 Июня она выехала из Рима, Сентября 1 прибыла в Любек, откуда 10 числа отправилась на лучшем корабле в Ревель; 21 Сентября вышла там на берег и жила десять дней, пышно угощаемая на иждивение Ордена. Гонец Ивана Фрязина спешил из Ревеля через Псков и Новгород в Москву с известием, что София благополучно переехала море. Посол Московский встретил ее в Дерпте, приветствуя именем Государя и России. Между тем вся область Псковская была в движении: Правители готовили дары, запас, мед и вина для Царевны; рассылали всюду гонцов; украшали суда, лодки и 11 Октября выехали на Чудское озеро, к устью Эмбаха, встретить Софию, которая со всеми ее многочисленными спутниками тихо подъезжала к берегу. Посадники, Бояре, вышедши из судов и налив вином кубки, ударили челом своей будущей Великой Княгине. Достигнув наконец земли Русской, где провидение судило ей жить и Царствовать; видя знаки любви, слыша усердные приветствия Россиян, она не хотела медлить ни часу на берегу Ливонском: степенный Посадник принял ее и всех бывших с нею на суда. Два дня плыли озером; ночевали у Св. Николая в Устьях и 13 Октября остановились в монастыре Богоматери: там Игумен с братиею отпел за Софию молебен; она оделась в Царские ризы и, встреченная Псковским Духовенством у ворот, пошла в Соборную церковь , где народ с любопытством смотрел на Папского Легата, Антония, на его червленную одежду, высокую Епископскую шапку, перчатки и на серебряное литое распятие, которое несли перед ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

С первого взгляда нам показалось, что ревность отца Ивана теперь остынет. Небольшого роста, невзрачный с первого взгляда, отец Аркадий вызывал чувство жалости. Однако впечатление наше изменилось, когда мы услышали истовое служение сильного голоса отца Аркадия, проникновенные слова его проповеди. А взгляд его глубоких глаз окончательно покорил сердца прихожан. В общем, отца Аркадия мы все полюбили очень быстро и перестали скорбеть об отце Михаиле. И все новый и новый народ стал наполнять наш храм, появилось много молодежи, которая повсюду следовала за отцом Аркадием, пользовалась каждой минутой, чтобы встретиться с ним, поступала в жизни по его совету. Многие тогда тут крестились, часто исповедовались индивидуально, часто причащались. Мы этот вновь обращенный народ из Фрязина так и стали звать — «аркадиевским». Летом появилась и семья отца Аркадия, состоящая из милой, культурной, любвеобильной матушки и четырех очаровательных девочек. Мои снохи и внучки быстро сблизились с этой компанией. Снова в церковной ограде закипела молодая жизнь, как в былые времена: там висели качели, тут прыгал мяч, среди высокой травы пестрели платьица детей, собирающих полевые цветы. Кажется, следовало бы радоваться звукам молодой жизни… Но было не так. Если отец Иван косо смотрел на отца Михаила за то, что около того не было постоянно жены, то теперь стаи наших детей тоже не были ему по нутру. Когда отец Иван вечером шел к себе в сторожку, ему никто не преграждал путь. А отца Аркадия всегда окружала толпа, не дающая в течение часа дойти до дому. Не хватило терпения у бедного больного старика. Сердце у него было слабое, операция следовала за операцией. Никто им не пренебрегал, все его слушали с уважением. Но проповеди отца Ивана были подобны ответу школьника, который не смеет от страха поднять глаза и монотонно, без чувства, говорит заученную речь. А отец Аркадий то обрушится на своих прихожан, как любящий отец возмущается поведением своих детей, то не спеша, внушительно, приведет пример из жизни святого. В общем, отец Аркадий говорил от горячего сердца, воспитывая и вразумляя своих духовных детей. Чувствовалось, что отец о них переживает, скорбит, желает им исправиться. Его проповедь иногда напоминала беседу отца с непокорным ребенком. Вот эта любовь отцовская и подняла наш приход, притянула к храму многих атеистов, заставила биться теплом холодные сердца. «Бунт» в храме

http://pravmir.ru/pod-krovom-vsevyshnego...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010