В 1991 году церковь Варвары Великомученицы была возвращена верующим. Одна из самых древних улиц Москвы, Варварка получила свое название от местной церкви. Уже в XV веке упомянута Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары. В начале XVI века она была разобрана и на ее месте построено каменное здание по проекту итальянца Алевиза Нового, создавшего в Кремле Архангельский собор, а за его пределами – более десятка каменных церквей. Одна из них сохранилась до наших дней практически в первозданном виде – это собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре (другие церкви либо утрачены, либо значительно перестроены). Каменная церковь на Варварке 1514 года постройки имела схожий облик – «восьмилистник» в плане, увенчанный одной мощной главой. Она была возведена по заказу купцов Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова, живших в Зарядье. Церковь стояла практически без изменений до конца XVIII века, когда ее обветшавшее здание разобрали. Новый храм святой Варвары тоже строился на частные средства: храмоздателями стали майор Иван Барышников и купец I гильдии Николай Самгин. Работы начались в 1796 году, а освящение новой церкви состоялось в 1804 году. Наиболее вероятным автором церкви святой Варвары считается архитектор Родион Казаков, мастер эпохи классицизма. Крестообразное в плане здание увенчано мощным куполом с маленькой главкой и отмечено четырехколонными портиками с севера и с юга, с запада к нему примыкает трехъярусная колокольня. Церковь поставлена на высокий мощный цоколь, но из-за перепада высот со стороны Варварки он не заметен: чтобы увидеть его, нужно обойти храм с севера. В 1812 году Варварская церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена. В 1932 году церковь святой Варвары была закрыта, вскоре улицу переименовали в честь Степана Разина. Храм лишился главы и верхнего яруса колокольни, изнутри его пространство было разгорожено на этажи для склада и контор, но все же здание устояло, несмотря на планы по его сносу.

http://sobory.ru/article/?object=02850

Применение в Троицком храме вместо купола шатра, возможно, было со стороны Алевиза Нового намеренным внесением в каменное зодчество «древодельных» мотивов, чтобы органично увязать в единый архитектурный ансамбль каменные храмы Александровской слободы и преимущественно деревянный (хотя и с многочисленными каменными палатами) дворец Василия III. Согласно одному из предположений, именно в Покровской церкви служил распевщиком один из первых известных по имени русских композиторов, Фёдор Крестьянин. В XVII веке храм был окружён новыми постройками и оказался как бы «утопленным» посреди этих объёмов. Среди пристроек - четырёхгранная шатровая колокольня, на которой некогда были установлены часы, исчислявшие время по восходу и заходу солнца. Фрагменты старинного часового механизма хранятся в местном музее. За XVIII и XIX века бывшая придворная церковь подвергалась многочисленным «поновлениям», исказившим её первоначальный облик. В северной стене отмечались глубокие трещины и деформации. Комплексная реставрация проходила в 1960-64 г.г. При этом были восстановлены четырёхскатная крыша трапезной и лемеховое покрытие шатра. В XVI веке храм был расписан. Фрески сохранились главным образом в шатре, фрагменты найдены в средней апсиде и на откосах западного окна. В 1863 году иждивением купчихи Зориной древняя живопись была заменена новой, тогда же поменяли иконостас. Статьи и публикации: Кавельмахер В.В. Государев двор в Александровой слободе (опыт реконструкции); Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы (сборник статей); Заграевский С.В. Новые исследования памятников архитектуры Александровской слободы; Официальный сайт Администрации Владимирской области. Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия (2017). Огромный интерес представляют росписи шатра Покровского храма, выполненные в пору пребывания в Александровской Слободе Ивана Грозного. Это единственный известный в России сюжетно расписанный шатёр XVI века (1570-е гг.). Он поражает совершенством утончённого рисунка, лаконичностью художественного языка, неординарным подбором изображённых святых. Всё это позволяет сделать предположение о персональном заказе русского самодержца, для которого этот храм был местом уединённых молитв и раздумий о судьбе госдарства. Изображения русских князей и мучеников вместе с ветхозаветными царями и праведниками, их духовное единство воплощали идею Богоизбранности московского царя и России.

http://sobory.ru/article/?object=02084

Первая деревянная церковь, построенная для царских конюхов, возможно, Алевизом Фрязиным, придворным зодчим великого государя Василия III, вскоре была заменена каменной, что говорит об относительном достатке прихожан. Ее архитектура и стилистические приемы (как солнце, выложенное в куполе, маломерный «алевизовский» кирпич) свидетельствуют о сильном влиянии итальянского зодчества или о подражании ему, что подтверждает версию об авторстве Алевиза, который вполне мог построить слободскую церковь для царских слуг. Сохранившийся до наших дней храм представляет собой сложное архитектурное напластование, так как он перестраивался в разные эпохи – от XVI века до 1901 года. Считается, что в его основе сохранилось лишь здание 1596 года, за века обраставшее новыми пристройками. Редчайшей особенностью Антипьевской церкви стали две алтарные апсиды вместо традиционной одной: в большой апсиде находился алтарь с главным престолом, в другой, меньшей – придел. Огромное количество приделов стало еще одной особенностью церкви. Первым был придел во имя св. Григория Декаполита, устроенный в южной апсиде и имевший собственную глухую главку. Его сооружение ученые и приписывают семье Скуратовых. По одной версии, его строил во имя небесного патрона сам Малюта Скуратов, имевший подле этого храма свой московский двор. Местонахождение усадьбы Малюты до сих пор вызывает множество научных споров. Молва приписывала ему владение дьяка Аверкия Кириллова на противоположном берегу Москвы-реки. Другие ученые считают, что дом Скуратова как думного дворянина и особо приближенного к царю (в Александровской слободе он занимал должность «пономаря) и вовсе мог находиться в Кремле, но это предположение. В правление Ивана Грозного эта территория (от Пречистенской набережной до Большой Никитской улицы) была отдана в опричнину. И вероятно, Малюта действительно получил здесь двор для жительства – на нынешней Волхонке близ храма Христа Спасителя. А его личные конюшни, по преданию, находились в районе Малого Власьевского переулка, что близ Пречистенки.

http://pravoslavie.ru/319.html

Полтора столетия простояла алевизовская постройка. Исследования историков и реставраторов в последние годы дают основания считать, что многообъемная живописная композиция существующей ныне церкви была задумана в середине, а осуществлена во второй половине XVII в. В «ружной книге» 1677 г. впервые упоминается предел святых мучеников Кирика и Иулиттты. Освящение придела святых Бориса и Глеба состоялось в 1689 г., и на нём присутствовала царевна Софья Алексеевна. Над северо-западным углом трапезной была воздвигнута многоярусная колокольня, перестроенная в XVIII в. Интересно отметить изменения в названии храма. Деревянная церковь при великокняжеском дворе именовалась «Святой Володимер». При каменной церкви постройки Алевиза Нового уже не было великокняжеского двора, но оставались сады, и церковь с того времени именуется «Святой Володимир в Садех». В самом конце XVII в. в Кремле устраивается царский Новый сад, и церковь именуется уже «Князь-Владимирская, что в Старых Садех». До 1711 года при церкви святого князя Владимира, что в Садех, была Патриаршая богадельня, где призревалось от 41 до 88 человек мужского и женского пола. В житии преподобного Илариона, основателя знаменитой Флорищевой пустыни (скончался он митрополитом Суздальским в 1707 году) описан случай изгнания беса, который историки связывают с упомянутой богадельней. В 1666 году «в Патриаршей женской богадельне на Куличках по действу какого-то чародея поселился бес… Государь Алексей Михайлович приказал лицам духовного звания совершить в богадельне молитвенный чин изгнания нечистого духа. Но все попытки были безуспешны: бес обличал молящихся в их грехах и стыдил, наводя на них страх…» Тогда Государь благословил преподобного Илариона изгнать нечистого духа. «Семь недель боролся подвижник с бесом, усердно творя молитвы, освящая воду и повсюду ею кропя. Мало-помалу по молитвам отца Илариона нечистый был изгнан из богадельни и никогда уже там не объявлялся…» В настоящее время на месте Патриаршей богадельни стоит двухэтажный каменный дом причта. В дальнейшем вид храма постепенно изменялся. В XVIII–XIX вв. основными причинами ущерба были стихийные бедствия.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Святог...

— Очевидно, поначалу захоронения располагались вне церковных стен? — Разумеется. В те далекие времена церковь Рождества Богородицы была, конечно, деревянной. По преданию, срубил ее в 1370 году сам преподобный Сергий Радонежский, он же выкопал и знаменитый Лисий пруд, переименованный москвичами после выхода карамзинской «Бедной Лизы» в Лизин. Тогда могилы Пересвета и Осляби находились в церковном некрополе. А в 1509 году настоятель Симонова монастыря постриженик преподобного Нила Сорского архимандрит Варлаам — собеседник и духовник великого князя Василия III Иоанновича — пригласил к себе возводившего Архангельский собор Московского Кремля зодчего Алевиза Нового. Тот и построил первую в Старом Симонове каменную церковь Рождества Богородицы. Освятил ее, кстати, московский митрополит Симон, преемником которого на кафедре суждено было стать архимандриту Варлааму. Но под крышей храма захоронение окажется только в середине XIX века, когда трапезная часть расширяется по благословению митрополита Московского святителя Филарета (сам владыка в 1849 году освятил придел Николая Чудотворца, а в 1855 году — придел Сергия Радонежского). Несмотря на то что документально факт канонизации преподобных Александра и Андрея отсутствовал, их могилы всегда были местом народного поклонения и почитания. Красноречивый факт: в правление Екатерины II, которое в целом трудно назвать благоприятной для Русской Церкви эпохой, императрица выделила на сооружение надгробия сумму, на которую митрополит Платон (Левшин) смог... целиком возвести в Троице-Сергиевой лавре современное здание Варваринского келейного корпуса. Причем осталось и на надгробие: в 1794 году над могилами появилась освященная самим Высокопреосвященным Платоном белокаменная плита. Когда в 1870 году праздновался 500-летний юбилей основания Симонова монастыря и нашего храма, известный собиратель древностей и меценат Цуриков заказал над могилами Пересвета и Осляби чугунную сень каслинского литья. В 2005 году, к 625-летию Куликовской победы, мы хотели восстановить ее. Но в городе Касли (это в Челябинской области) производство по художественному литью фактически умерло. Поэтому по патриаршему благословению сень воссоздали резную, дубовую, но в точном соответствии с металлическим оригиналом.

http://e-vestnik.ru/interviews/peresvet_...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Кремлевские святыни, утраченные и спасенные Архангельскому собору 510 лет 26.01.2018 13:39 Версия для печати Фото: Википедия В Москве проходят Рождественские образовательные чтения. Один из пунктов обширной программы конференция, которая сегодня состоялась в Московском Кремле «Церковные древности. Кремлевские святыни, утраченные и спасенные». Одна из таких святынь Архангельский собор. Архангельский собор работы итальянского зодчего Алевиза Нового возводили три года, освятили в 1508-м. Но это второе здание, первое строили еще при Иване Калите в XIV веке. Великий князь завещал похоронить в нем себя и своих потомков. «К концу XV века первый Архангельский собор, он был небольшой по площади, уже был весь заполнен гробницами. И было принято решение перестроить Архангельский собор, как пишут в летописи: " из-за тесноты и ветхости ради " », рассказала хранитель музея «Архангельский собор» Ольга Цицинова. У Архангельского собора нет фундамента. Стоит прямо на земле. Поэтому белокаменные саркофаги помещали на глубину около двух метров, над могилой устанавливали гробницу из кирпича. В торце – плиту с именем усопшего.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

1993. С. 121; Сиренов. 2001. С. 592-593). О переносе мощей П. из серебряной раки в золотую (серебряную с золотым чеканным изображением П. на крышке) свидетельствует новгородский свящ. Агафон , к-рый присутствовал при этом событии 5 мая 1538 г. По молитве П. Агафон получил облегчение от болезни и дал обещание в благодарность сделать список пасхалии («круг святыя Пасхи Господня») и положить его на гроб святителя, что впосл. и осуществил. Наиболее раннее известие о посвящении церкви П. относится к осени 1416 г.- на средства архиеп. Симеона каменный храм был возведен в Новгороде (НПЛ. С. 407) на владычном дворе (в 1437-1438 церковь была разобрана и возобновлена на прежнем месте архиеп. Новгородским свт. Евфимием II Вяжицским, в 1669, при митр. Новгородском Питириме (буд. патриарх Московский), существенно перестроена (расширена с пристройкой папертей), в 1759-1760 разобрана окончательно, на ее месте находились каменные Петровские ворота, снесенные в 1830-1831). В известии о пожаре 9-10 сент. 1479 г. упоминается ц. во имя П. на подворье в Московском Кремле Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ПСРЛ. Т. 25. С. 326). Церковь во имя свт. Петра, митр. Московского, Высокопетровского мон-ря. 1514 г. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверева Церковь во имя свт. Петра, митр. Московского, Высокопетровского мон-ря. 1514 г. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверева В 1514 г. по повелению Василия III в Москве, за р. Неглинной, была заложена ц. во имя П. в Высокопетровском во имя святителя Петра , митрополита Московского , мужском монастыре (ныне патриаршее подворье, храм сохр.), построенная по проекту итал. архит. Алевиза Нового. В 1585 г. по указу царя Феодора Иоанновича была возведена каменная шатровая ц. во имя П. в Переяславле, в городе, где проходил судьбоносный для П. Собор. В XVI в. известны церкви во имя П. также в Новгороде, Пскове, Кашире, Коломне, Можайске, в селах и погостах Московского, Ростовского, Суздальского, Тверского и Юрьевского уездов (см.: Мельник.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Церковь Рождества Христова (начало XVI в. или 1498 г.) выстроена в селе Юркино (Рождествено), вотчине бояр Голохвастовых, на берегу реки Малой Истры. Голохвастовы - старинный дворянский род, вероятно, произошедший от выходцев из Литвы, перебравшихся в Москву в XIV в. Род рано разбился на две ветви; Голохвастовы служили при царском дворе в Москве и владели поместьями в Московской и соседствующих с ней землях. По одной из версий, строил храм зодчий круга Алевиза Нового; средства на постройку выделил тогдашний владелец имения Юркино, боярин Яков Семенович Голохвастов, погребенный у южной стены храма в 1505 г. Кирпичный бесстолпный храм - один из немногих сохранившихся храмов этого типа тех лет; в его внешней обработке сказывается влияние архитектуры итальянского Возрождения. На стенах сохранились фрагменты терракотового фриза, близкого к этому стилю. До перестройки кровля храма была не четырехскатной, а «посводчатой»; это можно заметить по полукружиям в верхней части стен. Окна после реставрации обрели свой первоначальный вид узких прорезей; до этого они были растесаны. У храма три апсиды, одна из которых - южная - отделена от двух остальных и обращена в придел с тайником над ним; центральная и северная апсиды были отделены алтарной преградой. Церковь понемногу перестраивалась при последующих владельцах: М. Г. Ромодановском, Вельяминовых-Зерновых. В 1823 г. на средства кн. П. Н. Оболенского церковь значительно обновили: с запада вместо небольшого притвора пристроили новую трапезную и двухъярусную колокольню, увенчанную шпилем. Трапезную разобрали при реставрации церкви в 1968 г., а колокольня, ранее соединенная с храмом, оказалась чуть в стороне. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь Рождества Христова построена в 1498г. Построена предположительно в 1498 году на средства боярина Якова Семеновича Голохвастова, который и был погребен в 1505 году у южной стены храма.

http://sobory.ru/article/?object=00452

Собор был закрыт в 1918 г. В 1920-е гг. были проведены ремонтно-реставрационные работы, в частности разобрали поздние притворы. При сносе в 1929–1930 гг. собора Вознесенского монастыря усыпальницы цариц и великих княжон, их останки в белокаменных гробах были перенесены в подклет Архангельского собора. В 1953–1955 гг. проводилась реставрация собора, после чего он был открыт как музей. Во время реставрационных работ в 1963 г. были вскрыты и исследованы захоронения Ивана Грозного и его сыновей; по результатам этих исследований М.М. Герасимов создал пластическую реконструкцию внешнего облика грозного царя и его сына Федора Ивановича. С 1991 г. в соборе совершаются богослужения на престольный праздник, на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи), а также по благословению патриарха. В остальное время он продолжает работать как музей. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Архангельский собор Московского Кремля - выдающийся памятник русского зодчества. Расположен на Соборной площади, напротив Благовещенского храма. До Петра I служил родовой усыпальницей русской церкви. Из истории Архангельского собора На месте Архангельского собора еще в 1247-1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии – в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей. В сентябре 1933 года храм был освящен. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505-1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Московский Новодевичий монастырь Новодевичий женский монастырь был основан около 1524 года в пригороде Москвы на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523 году было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря , построить который ещё за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III , если удастся взять Смоленск , отвоёванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду . Склон, на котором был поставлен монастырь, вёл вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже. Главный собор монастыря – в честь Смоленской иконы Божией Матери – был возведён в 1524 - 1525 годах и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве. История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Фёдоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлёвских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

http://drevo-info.ru/articles/14722.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010