Его сопровождал русский посол Ларев и дьяк Карачаров. Из-за русско-литовской войны путешественники не могли ехать через Литву и вынуждены были податься сначала в Молдавию, а затем в Крым. Здесь их задержал хан Менгли-Гирей, для которого Алевиз построил " железные ворота Демир-Хапу " в ханском дворце в Бахчисарае. Прибывшего в Москву 10 ноября 1504 года Алевиза стали здесь именовать Алевизом Новым. Дело в том, что до него в Москве уже работал итальянец " Алевиз " - Алоизио да Каркано, он же Алевиз Фрязин Миланец, участвовавший в строительстве Московского Кремля. Всего Алевиз Новый построил в Москве 11 каменных церквей, но из них сохранился только Архангельский собор - остальные либо не сохранились, либо в позднейшее время были переделаны до неузнаваемости. Для Алевиза весьма трудной задачей было приспособить привычные ему ренесансные мотивы к совсем незнакомой форме здания. Архангельский собор возводился в чисто русской традиции, но в обработке фасадов явно присудствуют элементы венецианской архитектуры. Завершённый в 1509 году, пятиглавый шестистолпный Архангельский собор стал одним из самых нарядных зданий Московского Кремля. Это второй по величине кремлёвский собор. Одним из новшеств, применённых Алевизом, стали белокаменные раковины в закомарах собора - это элемент получил впоследствии широкое распространение на Руси. В частности, к нему прибегали строители Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Дмитрове. Некоторые позднейшие исследователи отмечают, что смешение разнородных архитектурных принципов несколько повредило целостости облика Архангельского собора, но, тем не менее, этот изящный храм настолько пришёлся по душе москвичам, что в течение почти столетия он служил образцом для других церковных и светских построек. Многие элементы Архангельского собора были использованы при строительстве Грановитой полаты, Благовещенского собора, Теремного дворца в Кремле. Порталы храма обильно украшены резным растительным орнаментом. Первоначально собор окружала открытая арочная галерея, а закомары были украшены островерхими белокаменными пирамидками.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Успенский кафедральный собор (Дмитров) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Двухэтажный Успенский собор строился с 1509 по 1533 годы на средства князя Юрия Ивановича по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового, строившего Архангельский собор Московского кремля. Содержание История [ править править код ] Дмитров, основанный в 1152 г., в конце XIV в. был уделом князя Петра Дмитриевича, сына святого благоверного князя Димитрия Донского. Существующий сегодня в Дмитрове Успенский собор относится к началу XVI в., когда Дмитровом правил князь Юрий Иванович, брат московского князя Василия III. Со времен князя Петра остались белокаменные подвалы в подклете. Двухэтажный Успенский собор строился с 1509—1533 гг. на средства князя Юрия Ивановича по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового, строившего Архангельский собор Московского кремля. В Успенском соборе находится резной пятиярусный иконостас конца XVII в., покрытый ажурной растительной резьбой, с иконами XV-XIX вв. Украшением собора является резное епископское место, перевезенное в Дмитровский собор в 1792 г. из Крутицкого архиерейского дома. На стенах находятся изразцовые рельефы, один из них, «Георгий Победоносец», высотой около трех метров, размещен на южной стороне собора над порталом, а два других — с изображением Распятия — украшают южный и северный фасады. Позднейшие перестройки мало исказили первоначальный облик собора. Четырехскатная крыша сделана в 1790 г., а крытая паперть появилась в 1820-х гг. В XIX в. к собору были пристроены два придела: в 1823 г. северный, по проекту архитектора Ф.М.Шестакова, а в 1841 г. южный, по проекту Д.Ф.Борисова. Пристроенная к собору трехъярусная колокольня сооружена в стиле классицизма в 1793—1796 гг. по проекту архитектора М.Я.Агафонова. Верх колокольни был надстроен в 1820 г. по проекту А.Ф.Элькинского. Успенский собор закрыли в 1930-х гг. В 1991 г. была зарегистрирована православная община Успенского собора. В будние дни служба совершалась в правом приделе преподобного Сергия Радонежского на втором этаже, а в праздничные и воскресные дни было разрешено служить собственно в Успенском храме. Остальные помещения использовались под экспозиции музея. С 2001 г. начаты масштабные работы — полностью воссоздан архитектурно-исторический облик собора. Под руководством В.И.Нестеренко группой живописцев были восстановлены росписи XIX в. и заново расписаны все приделы древнего храма. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

С воцарением Uoahha III собственно начинается Русское государство и эпоха новой жизни Русского народа; а с освобождением Великой России от Ордынских даней и выходов настал замечательный период промышленности и художеств, особенно церковного и гражданского зодчества, которого памятники доныне существуют. Родственный союз с Греческим и Литовским дворами, сношение с Римом, покорение богатого Новгорода, Твери, Вятки, присоединение других Княжений северо-восточной России, давали Иоанну новый повод и новые средства к украшению своей столицы; он первый старался образовать и просветить свое Государство иноземными художествами. Когда, по взятии Константинополя Турками, прекратились сношение Москвы с Грецией, сообщавшим Русским свой художественный стиль: тогда вольный Государь вызвал из Пскова каменщиков, учившихся у Немцев, а из Венеции Болонского уроженца Фиоравенти Аристотеля, зодчего и математика, которого в тоже время приглашал к себе в Константинополь Магомет II для сооружения Султанских чертогов 51 . Тогда же почти выписаны из Италии и Германии: стенные и палатные мастера Петр Антоний с учеником его Замантонием, пушечный мастер Яков, серебреники Христофор с двумя учениками из Рима, Немец Олберт из Любека, Карл с учеником из Милана, Грек Петр Райка из Венеции, Каплан из белых Чернцев Августинова ордена, Иван Спаситель (Salvator) и Грек Арганапагой. Еще в 1493 г. Великий Князь Всероссийский посылал в Венецию и Милан Грека Мануила Ангелова и Данила Мамырева за палатными и стенными мастерами: они привезли с собою Алевиза (Aloysius) 1-го, стенного мастера и Петра пушечника вместе с другими художниками. В 1499 г. Грек Димитрий Рало и Москвитянин Митрофан Карачаров, посланные в Италию за Государевыми потребами, 1504 г. доставили в Москву мастеров серебряных, пушечных и стенных. Тогда начал сменяться Византикорусский стиль в зодчестве и живописи Фряжским. В тот век под Фрягами, или Фрязинами 52 разумели не только Итальянцев, но и даже все Европейские народы, какие только известны были в России 53 , так что художники из Западной Европы, проживавшие в Москве при Иоанне III, назывались у Русских более Фрязинами, или Фрязами, а их работа – Фряжским делом. Венецианский посол Контарини в 1476 г. «видел в Москве золотых дел мастера из Катаро, по имеии Трифона, который делал для Великого Князя много прекрасных сосудов, и зодчего Аристотеля из Болоньи, который занимался построением огромной церкви, и также многих Греческих художников из Константинополя 54 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

26 сентября 1898 года храм был освящен митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в честь небесной покровительницы Елизаветы Семеновны святой праведной Елисаветы. В 1925 году тюремный храм был закрыт и приспособлен под клуб. Позднее в помещении храма размещался склад торга, что привело к полной утрате интерьера. В 1998 году храм был передан Русской Православной Церкви и в нем начаты реставрационные работы. 18 сентября 2003 года в храме состоялось первое богослужение. 6 ноября 2016 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил великое освящение храма святой праведной Елисаветы. Адрес: Московская обл., г. Дмитров, Историческая пл., д. 19 Телефон: 993-94-31, (49622) 7-43-78 Подробнее... Успенский кафедральный собор (Дмитров) [ править править код ] Дмитров, основанный в 1152 г., в конце XIV в. был уделом князя Петра Дмитриевича, сына святого благоверного князя Димитрия Донского. Существующий сегодня в Дмитрове Успенский собор относится к началу XVI в., когда Дмитровом правил князь Юрий Иванович, брат московского князя Василия III. Со времен князя Петра остались белокаменные подвалы в подклете. Двухэтажный Успенский собор строился с 1509—1533 гг. на средства князя Юрия Ивановича по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового, строившего Архангельский собор Московского кремля. В Успенском соборе находится резной пятиярусный иконостас конца XVII в., покрытый ажурной растительной резьбой, с иконами XV-XIX вв. Украшением собора является резное епископское место, перевезенное в Дмитровский собор в 1792 г. из Крутицкого архиерейского дома. На стенах находятся изразцовые рельефы, один из них, «Георгий Победоносец», высотой около трех метров, размещен на южной стороне собора над порталом, а два других — с изображением Распятия — украшают южный и северный фасады. Адрес: Московская обл., г. Дмитров, Историческая пл., д. 11 Телефон: (495) 993-94-31 Подробнее... Свято-Троицкий храм (Дмитров) [ править править код ] Первоначально церковь была построена в XVII – XVIII, была деревянной и была освящена в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Затем из-за ветхости была разобрана и построена каменная. Позже, из-за мягкой земли, на которой она стояла, церковь накренилась, была разбрана и возведена заново. В церкви было три придела, но располагаются они один над другим, в три этажа. Первый этаж (тёплый) - придел в честь Николая чудотворца, второй этаж/придел (холодный) в честь Животворящей троицы, третий был освящён в честь Тихвинской иконы Божией Матери, но этот придел был переделан в 1890 году под хоры с балконом.

http://azbyka.ru/palomnik/Дмитров

Москва. Церковь Илии Пророка (Благовещения Пресвятой Богородицы) на Воронцовом Поле. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Илии Пророка была построена в 1702 году, слившись воедино со старой церковью Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной в 1514 году. В 1839 г. вместо прежних трапезных обеих церквей была построена новая трапезная в стиле ампир. В трапезной были устроены приделы Илии Пророка и Параскевы, а двухшатровая церковь стала притвором пятиглавого храма. Храм представлял собой очень сложный комплекс: пятиглавое основное храмовое здание постройки 1702 г.; двухшатровая церковь-притвор, постройки 1654 г.; обширная трапезная постройки 1839 г. и колокольня 1745 г. Такой редкий пирог. Но в 1928 году церковь закрывают. И уже через два года передают под Музей Восточных культур, заменив православное на восточное. И после этого начинается «окультуривание» храма. В 1935 году ломают колокольню. Ломают шатровые завершения храмов. Сейчас это помещение представляет жалкое подобие когда-то красивого храма. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в настоящее время действует домовый храм, который был устроен и освящен в одном из церковных домов рядом с основным зданием храма, по адресу Москва, улица Воронцово Поле, 16с7. В настоящее время ведутся работы по возвращению главного здания храма. http://iliya-hram.ru/about.html В 1514 г. по распоряжению Василия III архитектор Алевиз Фрязин построил здесь церковь Благовещения. Предполагают, что церковь построена с связи с тем, что Василий III летом жил во дворце в великокняжеских садах. Церковь называлась " что под Сосенками " . С 1629 г. рядом с ней (к северу) была небольшая церковь во имя Илии Пророка. В 1654 г. церковь Илии заменил небольшой каменный двухшатровый храм. Два миниатюрных шатрика были поставлены на четрехскатной кровле четверика, перекрытого лотковым сводом. В 1702 г. на средства прихожан князей Ивана Петровича и Матвея Петровича Гагариных на месте Благовещенского храма Алевиза был поставлен новый крупный пятиглавый храм. Двусветный бесстолпный четверик его завершал декоративный ряд закомар. В 1745 г. по линии улицы была возведена трехярусная каменная колокольня с тремя проездными арками внизу. К востоку от нее стояли здания богаделен.

http://sobory.ru/article/?object=03734

М., 1964. С. 138-159; Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов//Там же. С. 160-174; он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора//Мат-лы и исследования/ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94; он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора/ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97; Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд//Сов. Арх. 1967. 1. С. 289-295; Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля//Мат-лы и исследования/ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49; Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора//ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. [Библиогр.]; Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового//Там же. С. 280-281; Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля//Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. [Библиогр.]; Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора//Материалы и исследования/ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191; Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля//ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420; Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора/Подгот. И. В. Левочкин//АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330; Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века//Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223; Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля//Сов. Арх. 1987. 4. С. 110-122; Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора//Материалы и исследования/ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89; Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДМИТРОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дмитровский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, 2014 год. Фото Евгения Ермакова с сайта sobory.ru Дмитровский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы ( Дмитровское благочиние Сергиево-Посадской епархии ) Двухэтажный Успенский собор строился с 1509 по 1533 годы на средства князя Юрия Ивановича по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового , строившего Архангельский собор Московского кремля . Позднейшие перестройки мало исказили первоначальный облик собора. Четырехскатная крыша сделана в 1790 году, а крытая паперть появилась в 1820-х годах. В XIX веке к собору были пристроены два придела: в 1823 году северный, по проекту архитектора Ф.М. Шестакова, а в 1841 году южный, по проекту Д.Ф. Борисова. Пристроенная к собору трехъярусная колокольня сооружена в стиле классицизма в 1793 - 1796 годах по проекту архитектора М.Я. Агафонова. Верх колокольни был надстроен в 1820 году по проекту А.Ф. Элькинского. Успенский собор закрыли в 1930-х годах. В 1991 году была зарегистрирована православная община Успенского собора. В будние дни служба совершалась в правом приделе преподобного Сергия Радонежского на втором этаже, а в праздничные и воскресные дни было разрешено служить собственно в Успенском храме. Остальные помещения использовались под экспозиции музея. С 2001 года начаты масштабные работы - полностью воссоздан архитектурно-исторический облик собора. Под руководством В.И. Нестеренко группой живописцев были восстановлены росписи XIX века и заново расписаны все приделы древнего храма. В соборе действует библиотека и воскресная школа. Архитектура Основу сложной объемной композиции собора составляет кирпичный пятиглавый четырехстолпный храм крестовокупольного типа на высоком подклете, с белокаменными подвалами. Храм перекрыт коробовыми сводами с пониженными подпружными арками, два нижних яруса - системой пересекающихся коробовых сводов. Алтари, в том числе Георгиевского придела в южной апсиде, отделены каменной преградой. Перспективные порталы снабжены килем, " дыньками " - перехватами и сноповидными капителями. От двухъярусных сводчатых галерей на столбах, изначально окружавших здание с трех сторон, сохранил­ся в основном западный участок. Фрагменты северной галереи с основанием звонницы в ее восточном торце вошли в объем позднейшего придела.

http://drevo-info.ru/articles/13676004.h...

Михаила на площади». На месте нынешнего Архангельского собора еще в 1247– 1248 гг. во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 г. был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой – в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников – удельных князей. В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Среди главных святынь собора: мощи блгв. князя Димитрия Донского; св. князя Михаила Всеволодовича Черниговского; св. блгв. царевича Димитрия. Наиболее примечательной частью стенописи является «портретная» галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти «портретов» великих московских и удельных князей). Главная икона собора – храмовая икона «Михаил Архангел с житием», одна из самых древних на Руси житийных икон этого небесного воителя. Легенда связывает ее создание в конце XIV в. с именем княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Собор подвергался нескольким реконструкциям. Уже к началу XVI в. здание, построенное при Калите, сильно обветшало. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505–1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Но и это здание несколько раз реставрировалось. В XVIII в. работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 г. по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы Кремля, Архангельский собор сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 г. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

По преданию, в обители при церкви Рождества Богородицы учился иконописи сам Андрей Рублев, достоверно известно, что в этом храме работал знаменитый иконописец Дионисий, здесь же подвизался будущий митрополит Московский Иона – ко многим великим людям была причастна церковь Рождества Богородицы. Между тем рядом с ней вырастала новая обитель. Просторный, обширный каменный Успенский храм был удобнее для богослужений, чем маленькая деревянная церковь Рождества Богородицы, и вскоре, в том же XV веке, он стал соборным храмом обители. История способствовала его возвеличиванию. В 1476 году, когда в Москву уже приехали итальянцы строить «Третий Рим», в купол соборного Успенского храма Симонова ударила молния. И сам Аристотель Фиораванти перестраивал его – по образцу своего Успенского собора в Кремле. Тогда же из кирпича, что производили на заводе Фиораванти в Калитниках, из того же самого кирпича, что шел на строительство кремлевского Успенского собора, соорудили первую в Москве кирпичную монастырскую ограду – вокруг Нового Симонова. Это объясняется и особой заботой московских государей о Симоновом монастыре – мощнейшей сторожи московских рубежей. Однако скромная Рождественская церковь, положившая начало величайшей московской обители, все еще стояла деревянной. И только в 1509–1510 годах итальянский зодчий Алевиз Фрязин, создатель Архангельского кремлевского собора, построил на месте деревянной каменную Рождественскую церковь, ту самую, которая сохранилась до наших дней. Имя архитектора соответствовало статусу церкви с ее историей и святынями. Алоизио Ламберти да Монтаньяна был любимым придворным зодчим Василия III. Алевизом Фрязиным он стал в Москве – фрязинами москвичи звали всех итальянцев. Будто бы не привыкнув к русским морозам, они все жаловались на своем языке: «Фре! Фре! – Холодно!». Этот Алевиз еще называется Новым в отличие от своего тезки-предшественника Алевиза Старого, который тоже строил в Кремле башни, мосты и дворцы. Алевиз Новый, приехавший по приглашению русских послов, и зарекомендовавший себя строительством знаменитого Бахчисарайского дворца для крымского хана, стал главным архитектором Москвы и строил исключительно по заказу великого князя. Он возвел 11 храмов. В их числе несохранившуюся Введенскую церковь на Лубянке для переселенцев из Новгорода и Пскова (будущий домовый храм князя Пожарского), церковь Варвары в Китай-городе для торговых людей и храм святого князя Владимира в Старых Садах при великокняжеской резиденции. Он также и автор знаменитого кремлевского рва, что остался в названии храма Покрова на Рву.

http://pravoslavie.ru/587.html

Завершается реставрация главного собора Высоко-Петровского монастыря Москва, 24 октября 2018 г.      Заканчивается реставрация каменной церкви Петра Митрополита, сообщает официальный сайт Мэра Москвы . Это главный собор Высоко-Петровского мужского монастыря — одного из старейших храмовых сооружений в Москве (основан в XIV веке). Каменная церковь Петра Митрополита была возведена по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового на территории обители двумя столетиями позднее, в 1514 году. Ее назвали в честь основателя монастыря — митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра. Постройка имела форму восьмигранной башни со шлемовидной главой. «Весь монастырский комплекс начали реставрировать в 2016 году. Основная часть средств была выделена в рамках городской программы предоставления субсидий религиозным организациям. Уже полностью завершены работы на колокольне с надвратной церковью и в церкви Пахомия. Сейчас заканчивается реставрация церкви Петра Митрополита, которая вошла в программу субсидий в 2017 году. Специалисты провели здесь масштабный комплекс работ на фасадах, в частности восстановили уникальную живопись. Всего же в этом году субсидии на реставрацию религиозных объектов были выданы 17 памятникам, принадлежащим четырем разным конфессиям», — рассказал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.      За свою семивековую историю Высоко-Петровский мужской монастырь неоднократно перестраивался. А в числе благодетелей и строителей храмового комплекса были князья Иоанн Калита и Дмитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I. «Завершается восстановление и укрепление фундамента главного собора монастыря, дорожки вокруг него и ступеней крыльца главного входа, выложенных крупной гранитной плиткой. Стены храма уже укрепили специальным раствором, оштукатурили и покрасили их в красный цвет по технологиям XVI века. Восстановленный на фасадах орнамент как бы оплетает портал главного входа и окна, расположенные рядом. Реставрация монастырского комплекса продолжается» , — уточнил глава Мосгорнаследия.

http://pravoslavie.ru/116761.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010