9 Июля 1490 года возвратился из Рима посол великого князя Грек Юрий Траханиот, неизвестно когда отправлявшийся из Москвы 1785 . В 1494 году летом возвратились в Москву послы великого князя Грек Мапуйло Ангелов и Данило Мамырев, которых посылал великий князь «мастеров для» в Венецию и Медиолан и которые привели с собой Алевиза, стенного и палатного мастера, Петра пушечника и иных мастеров 1786 . В Марте 1499 года послал великий князь в Италию «о своих потребах» послов своих Грека Дмитрия Иванова Ралева и Митрофана Фёдорова Карачарова, которые возвратились в конце 1504 года, приведши с собой «многих мастеров серебряных и пушечников и стенных» 1787 . Те или другие из послов, ходивших в Италию в 1494 и в 1499 годах, или же, может быть, и те и другие были в Риме для каких-то переговоров, не приведших ни к чему. Папа Климент VII писал в 1524 году великому князю Василию Ивановичу, что, как он слышал, при его предшественнике папе Александре, занимавшем престол с 1492 года по 1503-й год, русские послы по некоторым делам приходили в Рим, но что, к прискорбию, ничего не было сделано (Tui legati componendarum rerum causa in urbe Roma versarentur, sed nihil fuise conclusum 1788 . Вероятно, что переговоры были о присоединении московского великого князя в союзу западных государей против Турок, воевать с которыми наши великие князья не имели никакого желания, но говорить о войне с которыми были вовсе не прочь (маня пап своей притворной готовностью присоединиться к союзу западных государей и откладывая это присоединение под разными предлогами). О сношениях с папами великого князя Василия Ивановича, который заступил место умершего отца 27 Октября 1505 года, ничего не известно до 1511 года. Затем, Павел Иовий говорит в своём сочинении De legatione Moscovitica, что в то время как происходил Латеранский собор (начавшийся в Мае 1512 года и продолжавшийся до Марта 1515 года), великий князь Василий, у которого пылала война с Польшей, хотел при посредстве датского короля Иоанна послать посольство к папе Юлию II, но что за случившейся почти в один день смертью короля (20 Февраля 1513 года) и папы (19 Февраля 1513 года) отложил намерение посылать посольство 1789 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

(государева усыпальница) по проекту Алевиза Нового, Благовещенский собор 1489 г. (домовый храм великих князей и царей) и церковь Ризоположения 1485 г. (домовый храм первосвятителей) – построены псковскими мастерами, церковь преподобного Иоанна Лествичиника под колокольней “Иван Великий”, которую строил Бон Фрязин (на полную высоту завершена только к 1600 г.), и Грановитая палата (парадная дворцовая трапезная) по проекту Марко Руфо и Пьетро Антонио Соляри. Итальянские инженеры возвели вновь, вместо белокаменных, кирпичные стены Кремля (только шатры над башнями появились позднее – в XVII в.). Идеальным образцом для московского Успенского собора стал Успенский собор во Владимире как символ преемственности, но формы нового храма, даже его пятиглавие, отличны от образца. В почти зального характера шестистолпном пятиапсидном храме (боковым нефам соответствуют по две апсиды, все пять в плане несколько уплощены) купола сдвинуты к востоку так, что центральный из них находится над амвоном. При этом пространство до иконостаса собрано вокруг двух западных пар круглых столпов и тем самым, в отличие от венчающей части как бы сдвинуто к западу. Появляется особая динамика объёма. Пространственные ячейки – равновеликие по плану и высотам, те из них, что не завершёны куполами, имеют крестовые своды. Собор кирпичный с облицовкой, возвращающей нас с образам белокаменной архитектуры с аркатурно-колончатым поясом, перспективным порталом (с фреской над ним). В интерьере изначально четырёхрядный иконостас в виде кирпичной стенки, с частично выполненными прямо по ней росписями. Этот храм не только в принципиальных аспектах, но в схеме своего объёмно-пространственного решения стал образцом для пятиглавых соборов следующего столетия. Архангельский собор сходен с Успенским по схеме (с некоторыми дополнениями), но отличен по декору: здесь есть элементы ордерной системы, круглые оконные проемы и раковинообразные закомары. Отголоском раннемосковского зодчества в эту эпоху стала Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры, построенная в содружестве со псковскими мастерами как первый известный “храм под колоколы” – со звонницей в барабане под куполом (1476 г.).

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Московский Архангельский собор Московский собор в честь Архангела Михаила в Кремле , храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. В старину он назывался «церковью св. Михаила на площади» . Ныне храм-музей (богослужения совершаются нерегулярно). Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что первая деревянная церковь в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем , который, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. По преданию это была вторая церковь в Москве. Первый каменный Архангельский собор Первым достоверным сообщением об Архангельском соборе является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной церкви во имя арх. Михаила в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью. Храм был построен за одно лето 1333 года, 20 сентября Архангельский собор освятил митрополит Феогност . Для сравнения — новый Архангельский собор архитектора Алевиза, строившийся в конце XV века при несравненно лучших условиях и возможностях, воздвигли за 3-4 года. Поэтому ученые предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Существует несколько противоречивых гипотез о его размерах и типологии первоначального Архангельского собора. Это храм завершил ансамбль площади, где уже стояли храмы Спаса на Бору, св. Иоанна Лествичника и Успенский собор. В 1344 /45- 1346 /47 гг., при вел. кн. Симеоне Гордом , храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из русских иконописцев, старшими в которой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в храме Ивана Калиты появились приделы во имя святых, соименных его сыновьям: Симеона Столпника и Андрея Критского . Симеон Гордый и его брат Андрей были похоронены в Архангельском соборе.

http://drevo-info.ru/articles/22855.html

В 1471 году в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения словущего . История строительства этих приделов связана с большим походом на Новгород , начатым в конце мая и закончившимся в июле. 14 июля четырехтысячное войско москвичей разгромило сорокатысячное новгородское войско у реки Шелони. В честь этой победы великий князь Иван III обещал поставить у Архангельского собора в Москве придел Акилы-апостола, а воеводы — Даниил Дмитриевич Холмский и Федор Давыдович Пестрый-Стародубский (по другим сведениям — Федор Палецкий) — придел Воскресения. Летопись ничего не говорит о самом строительстве этих церквей-приделов, однако, комментируя обещание, добавляет «еже и бысть», тем самым, подтверждая исполнение обета. Очевидно, построены они были в том же 1471 году сразу по возвращении войска из похода. Тем более, что построены они были явно из дерева. Подтверждением этому служит сообщение летописи о сильном пожаре 1475 года в Кремле («внутри града») во время которого 11 каменных церквей обгорело и 12 деревянных сгорело, а у Архангельского собора для спасения здания от огня «разметаша» (разобрали) 2 деревянных «застенка» (придела) — Воскресения и Акилы Святого. Разборка в 1475 году приделов не привела к их полному исчезновению. Видимо уже вскоре они были восстановлены, а уже 8 сентября 1481 года происходит закладка у здания одноименных каменных приделов, которые, вероятно из-за осеннего времени, были возведены в следующем 1482 году и освящены соответственно 13 и 27 октября. Можно предполагать, что они были возведены на месте прежних, но никаких данных для установления точного их местоположения нет. К тому же упоминания о приделах Воскресения и Акилы-апостола в соборе Алевиза Нового встречаются лишь с XVII века, да и то не ясно где они располагались. Второй Архангельский собор Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее — возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.

http://drevo-info.ru/articles/22855.html

Архитектора каменной церкви историки точно установить не могут. Принято считать, что пропорции объёмов и характер профилей напоминают некоторые постройки Алевиза Нового. Древнее ядро храма – кубический объём с полукруглой апсидой на сводчатом, несколько заглублённом в землю подклете. Бесстолпный четверик перекрыт крестчатым сводом и увенчан стройным барабаном с полуциркульными кокошниками в основании и изящной аркатурой. Окна первоначально глухого барабана прорублены позднее. Подклет главного храма и его стены до основания свода – белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Фасады, сохранившие с трёх сторон перспективные порталы, расчленены лопатками и завершены трёхлопастными закомарами. Плоскости стен оживлены рамочными наличниками и широкими килевидными перспективными порталами в центре каждой из трёх стен. Стены по верху опоясывает пояс-бегунец. Два сходных по композиции одноглавых придела с прямоугольными апсидами и двухъярусная аркада-галерея с запада, пристроенные в XVII веке, образуют компактный, пластичный силуэт. Южный придел святого великомученика Мины построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1617 году. Небольшой, кирпичный, с прямоугольной в плане апсидой придел перекрыт крестчатым сводом. В архитектурном наследии Москвы – это один из последних по времени сводов подобного типа. Над четырёхскатной кровлей возвышается глава на глухом барабане. Есть версия, что придел существовал ещё в деревянной церкви и был основан в память освобождения Руси от золотоордынского ига – 11 ноября 1480 года, в день святого Мины, монголо-татары снялись и ушли от реки Угры. А Пожарский, по сути, восстановил придел в камне. С именем князя Пожарского связана история с уникальным колоколом храма. Колокол был отлит в 1547 году во Франции, а в 1610 году был куплен и пожертвован в храм московским купцом Иваном Григорьевичем Твердиковым. Тогда же на колоколе была выгравирована первая надпись: «Дал сий колокол в дом Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Зачатия, что в Китае городе, Иван Григорьев сын Твердиков по своих родителех…». В период польско-литовской оккупации Москвы колокол был украден «русскими ворами». В 1617 году, узнав, что продаётся колокол, похищенный из церкви, Дмитрий Михайлович его выкупил и вернул Зачатьевскому храму. Тогда на колоколе появилась вторая надпись. Опять-таки с просьбой поминать родителей.

http://sobory.ru/article/?object=03733

Москва. Новодевичий монастырь. Собор Смоленской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Смоленский собор был возведен, по общепринятым данным, в 1524-1525 гг. По другим, собор был отстроен в камне между 1533 и 1551 гг. В.В. Кавельмахер приводит дату 1560-70 гг. В настоящее время он представляет собой шестистолпный храм на высокой подклети. Окружен с трех сторон галереей. Имеет два придела - во имя св. апп. Прохора и Никанора и во имя Чуда св. арх. Михаила. В соборе пребывает чтимая икона Смоленской Божией Матери (список середины XV века). Собор до сих пор находится в ведении музея ГИМ.  Смоленский Собор – старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525гг. в царствование великого князя Василия III в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», в благодарность за овладение Смоленском. Строительство собора приписывается работе либо Алевиза Нового (ум. около 1531г.), либо зодчего Нестора (погиб при строительстве собора). Собор велик. Высота его от уровня пола (т.е. не считая подклета) до замкового камня центрального подкупольного барабана – 33,7 м, а от уровня пола подклета до креста – 42,5 м. Это шестистолпный храм на высоком подклете, окруженный крытыми галереями. В интерьерах монастыря сохранились аутентичные фрески и иконостас XVI века.  Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526-1530гг. Собор известен тем, что именно в нем в 1598 году Борис Годунов принял избрание на царство. Здесь покоятся сёстры Петра I – Евдокия, Екатерина и, разумеется, Софья, чья судьба так тесно переплелась с историей монастыря. Смоленский собор - самая древняя и большая по объему церковь монастыря. Он представляет собой пятиглавый, шестистолпный храм, с трех сторон окруженный широкой галереей. При постройке собора мастера почти полностью отказались от декоративных элементов убранства его фасадов. Общий силуэт храма отличается скульптурной выразительностью и простотой. В интерьере собора сохранились стенная роспись и большой иконостас. Фрески Смоленского собора были созданы в первой половине XVI в. За время своего существования они неоднократно подвергались починкам, записям и заменам.

http://sobory.ru/article/?object=02286

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Празднование Пасхи. Описание Картина посвящена одному из главных православных праздников – Светлой Пасхе. В центре мы видим Благовещенский собор, построенный в 1489 году псковскими мастерами и получивший окончательный облик девятиглавого храма лишь во второй половине XVI века при Иване Грозном. Благодаря обилию позолоты за ним закрепилось название «Златоверхий». Слева виден Архангельский собор (во имя архистратига Михаила), сооруженный в 1505–1508 годах под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. В отделке храма использованы мотивы архитектуры эпохи Возрождения: пилястры с растительными капителями, раковины в закомарах. Собор был усыпальницей московских князей и царей. Справа изображены Большой Кремлевский дворец и Грановитая палата. Дворец был возведен в 1838–1849 годах под руководством К.А. Тона. Грановитая палата построена в 1487–1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Она служила главным тронным залом для торжественных приемов. Бодри не только достоверно отразил облик Соборной площади. Он умело выстроил композицию картины, показав на переднем плане огромную массу людей в различных ракурсах. Все они, нарядно одетые, будучи представителями разных сословий объединены воедино общим праздничным настроением. Художнику удалось передать точное соотношение масштаба и пропорций, пространственную глубину и световоздушную среду. Солнечный свет играет на фасадах и куполах соборов. Яркие краски придают картине торжественное звучание, соответствующее атмосфере праздника. За это произведение в 1860 году пейзажист был удостоен звания академика перспективной живописи. История Бодри Карл (Карл-Фридрих) Петрович — русский живописец, портретист, мастер городского пейзажа и бытового жанра. Родился в 1812 году. Получив основное образование в Московском училище живописи и ваяния. К. Бодри был в числе первых учеников, занимаясь там с 1833 по 1839 год. По окончании получил звание неклассного (свободного) художника. В 1843 году состоял в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушающего ученика в классе исторической живописи у К. Брюллова. Бодри специализировался на исторических видах Москвы и сельских пейзажах. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/krestnyj-hod-u-blag...

Высоко-Петровский монастырь: «красный цветок» и другие красоты Сообщество «Архнадзор» провело экскурсию по Высоко-Петровскому монастырю 15 сентября, 2014 Сообщество «Архнадзор» провело экскурсию по Высоко-Петровскому монастырю Мы продолжаем нашу прогулку с Рустамом Рахматуллиным и рассматриваем внутреннее убранство Высоко-Петровского монастыря. Читать о начале экскурсии: Мысленно уберите вот это, добавьте то и представьте, какой здесь был вид в XVII веке! Высоко-Петровский монастырь: «красный цветок» святителя Петра По преданию, монастырь был основан в 1315 году – так что на следующий год можно, пожалуй, праздновать юбилей. Однако первоначальные – деревянные – постройки здесь не сохранились. 6 сентября – в осенний день памяти святителя Петра — юбилей праздновали другой: полтысячелетия исполнилось древнейшему из здешних храмов, сохранившихся до наших дней. Парадоксально, но долгое время храм святого Петра-митрополита принимали за образец нарышкинского барокко. Исследователей смутила запись 1690 года, когда церковь переосвящали. Впрочем, перед тем переосвящением она подверглась и определённой переделке: в храме растесали окна. (Сейчас они заложены до прежнего размера. Одно, для примера, заложили наполовину). А внешнюю часть стен расписали барочными «петухами» — следы этой красочной росписи сейчас просвечивают сквозь охру по обе стороны медальона. Только недавно, внимательно исследовав археологические слои, исследователи сопоставили древний храм с летописной записью 1514 года о строительстве Василием III одиннадцати церквей. Возведение всех их было поручено Алевизу Фрязину – итальянскому архитектору, в то время параллельно занятому на строительстве сооружений Московского Кремля. Алевизов в Кремле было двое – «Новый» и «Старый». Мнения разделились, но сейчас бóльшая часть исследователей склоняется к тому, что Петровский храм монастыря строил «старый» итальянец – Алоизио де Карезано, создатель Большого Дворца и кремлёвской Троицкой башни. О том, где находятся остальные «десять церквей Алевиза», археологам ещё только предстоит узнать. Сейчас их подозрения пали также на недавно открытую подземную часть церкви святой Варвары на Варварке.

http://pravmir.ru/vyisoko-petrovskiy-mon...

Поникарово являлся дьяк Данила Мамырев. Об этом косвенно свидетельствует то, что все эти произведения созданы до того, как Поникарово перешло к Троице-Сергиеву монастырю. К тому же выводу, в какой-то мере, подводят и известные факты биографии упомянутого дьяка. Д.К. Мамырев (обычно писали – Киприянов Данила) 6 мая 1493 г. с греком Мануилом Ангеловым послан в Венецию и Милан, где они наняли для работы в России строительных и других мастеров; вернулись в Москву летом 1494 г., приведя с собой " Алевиза мастера стенного и полатного, и Петра пушечника, и иных мастеров " (строителей и благоукрасителей Московского кремля. Процитирую летопись здесь: «Того же лта послы великого князя на Москву Мануйло Аггеловъ Грекъ да Данило Мамыревъ, что посылалъ ихъ князь мастеровъ для въ и въ Как установили современные итальянские исследователи, речь идёт об Алоизио да Карезано (Каркано). Вероятно, Алевиз сменил умершего в 1493 году Пьетро Антонио Солари и с 1494 по 1499 годы был руководителем кремлёвского фортификационного строительства, – А.Г.); в 1495 г. – продолжает А.Мельник, – великий князь посылал дьяка Василия Жука и Данилу Киприанова в Великий Новгород «поимати колыванских немецких гостей и описать их животы»; около 1503/04 г. дьяк, вероятно, казначей; в 1505/06 г. дьяк подписывает большое количество жалованных грамот на имя вел. кн. Василия после смерти вел. кн. Ивана III; в декабре 1507 г. дьяк великого князя. Последнее упоминание о Даниле Мамыреве относится к концу 1520-х гг., когда он дал с. Поникарово Троице-Сергиеву монастырю. Как видим, Д.Мамырев являлся весьма значительным представителем великокняжеской приказной бюрократии. Очевидно, он был и незаурядной личностью с достаточно широким, для своего времени, кругозором; ведь ему довелось даже повидать Западную Европу. Место службы Д.Мамырева, конечно, находилось в Московском Кремле – самом средоточии не только политической, но и художественной жизни столицы. Несомненно, многие живописные работы в Кремле конца XV – начала XVI в.

http://pravoslavie.ru/104110.html

I. Мастера (архитекторы). Мастера, взявшиеся митрополиту Филиппу построить Успенский собор: Иван Кривцов да Мышкин, – Собрание летописей VI, 194 sub fin.. Семён Толбузин с Антоном Фрязином (о нём Карамзин VI, 38 fin., 46, 50), посланные в Венецию в Июле 1474г., – Никоновская летопись VI, 58, в Марте 1475г. привели Аристотеля Фиоравенти, – ibid. 59 fin. и Собрание летописей VI,199. Аристотель привёл с собой сына Андрея да парубка Петрушу, – Собрание летописей ibid. Хотел было бежать из России, – ibid. 235 начало. Под 1487г. Марк Фрязин (Грановитая палата). – Никоновская летопись VI, 122. Под 1488г. Антон Фрязин (что выше послом?), – Никоновская летопись VI, 122 (Кремль). Дмитрии и Мануил Ралевы, посланные в 1488г. в Рим, Венецию и Медиолан, – Никоновская летопись VI, 123 начало, привели в 1490г. мастеров Фрязь стенных и палатных и других, – ibid. 125 (Приведён архитектор Пётр Антоний из Медиолана, см. ниже, ученик его Замонтоний и другие, в том числе каплан из белых чернцов, – Карамзин к т. VI примечание 104, col. 25 sub fin.). Под 1490 и 1491 годами Пётр Антоний (Соларий, Медиоланец: надпись на Спасских воротах у Снегирёва, в Указателе архимандрита Иосифа), – Никоновская летопись VI, 126, 127, 129 (Кремль). Под 1491г. Марк и Пётр Антоний (Грановитая палата), – Никоновская летопись VI, 129 начало. Мануил Ангелов грек да Данила Мамырев, посланные в 1493г. в Венецию и Медиолан, – Никоновская летопись VI, 136, привели в 1494г. Алевиза (из Медиолана – ibid. 157), мастера стенного и других мастеров, – ibid. 140. (Ср. 2 Софийская, стр. 254). Дмитрий Иванов Ралев, посланный с другими в 1498г. в Италию, – Никоновская летопись VI, 156 fin., привёл в 1504г. многих мастеров, и между прочим стенных, – Карамзин к т. VI примечание 104, col. 26 начало. Рубруквис нашёл у Монголов русского архитектора, – Карамзин IV, 38 fin.. О западных архитекторах в России см. L’art russe Строганова. II. Техника. Под бут вбивали сваи, – Собрание летописей VI, 195 начало. Мастера, строившие митрополиту Филиппу Успенский собор, „не разумеша силы в том (строительном) деле: известь жидко растворяху с песком, ино не клеевито, а внутрь того же малого камения сбираху, да внутрь стены сыплюще да известию поливаху, якоже раствором тестяным, потому же не крепко дело”- ibid. 195 начало. Облицовывали гладко, – ibid. 198 fin..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010