Интересны сами по себе собор Петра Митрополита и храм Боголюбской иконы Божией Матери. Долгое время считалось, что Петровский собор Алевиза Фрязина не сохранился, но в 1979 году реставратор Б.П. Дедушенко убедительно доказал, что он лишь скрыт под слоем переделок нарышкинской эпохи. А вот Боголюбская церковь служила усыпальницей многим представителям рода Нарышкиных. И строилась-то она над могилами убитых в 1682 году стрельцами Ивана и Афанасия Нарышкиных. В панораме города и улицы Петровки Высоко-Петровский монастырь выделяется силуэтом прежде всего своей ажурной красно-белой колокольней, также выстроенной в " нарышкинском стиле " . Снова стоит обратиться к истории монастыря. После секуляризации церковных земель 1764 года Высоко-Петровский монастырь, приписанный ко второму классу, распростился со своими угодьями (лишь 50 десятин оставили ему). Внутренняя его жизнь в это время тоже не блистала. По штату ему полагалось 16 насельников, на деле их было ещё меньше. Да и те чернецы, что имелись, не всегда соответствовали своему званию: документальные источники того времени свидетельствуют о случаях пьянства и воровства среди братии. Немногим лучше обстояло дело и в XIX веке. Обитель долго не могла оправиться после бесчинств, учинённых французами в 1812 году (здесь квартировали наполеоновские кавалеристы, и в Боголюбском храме они например, свежевали туши скота, а у монастырской стены расстреливали москвичей, обвинённых - справедливо, нет ли, кого это интересовало? - в поджогах). Во второй половине XIX века монахи с трудом выдерживали соблазны столичной жизни. Так, в 1870-е годы здешние насельники чуть не сжили со свету прп. Гавриила (Зырянова), имевшего несчастье вызвать их зависть своей благовейной жизнью. О. Гавриилу пришлось покинуть Высоко-Петровский монастырь. Краткий расцвет духовной жизни в монастыре пришёлся уже на послереволюционные годы, когда монашеская община, пополнившаяся пришельцами из знаменитой Зосимовской пустыни, разорённой в 1923 году, существовала подпольно (в 1918 году все жилые здания у монастыря отобрали, но храмы ещё оставались " в пользовании " верующих, их реквизировали постепенно, завершив процесс к 1929 году). Это интереснейшая страница в церковной истории Москвы. Интереснейшая и - скорбная, поскольку общину с примерной жестокостью разгромили в 1935 году, а едва ли не все её члены подверглись репрессиям " вплоть до высшей меры наказания " .

http://sobory.ru/article/?object=03404

Однако верующим храм был передан не сразу, какое-то время была идея открыть здесь культурный центр с концертным залом. В 1990 г. по многочисленным просьбам москвичей храм вернули Русской Православной Церкви, группы добровольцев начали его восстанавливать. 23 сентября 1990 г. был совершен чин малого освящения храма «Большое Вознесение», положивший начало ежедневным богослужениям. 20 мая 1999 г., в праздник Вознесения Господня, чин великого освящения храма совершил Патриарх Алексий II. В 2002-2004 гг. на обнаруженном фундаменте колокольни, снесенной в 1937 г., была построена новая 61-метровая колокольня. Ее проект разработал архитектор-реставратор О.И. Журин на основе неосуществленного проекта Ф.М. Шестакова. Также в 2000-е гг. были отреставрированы фасады храма. В 2012 г. были проведены работы по устройству пандуса и лестницы со стороны улицы Малая Никитская, укреплена кирпичная кладка сводов и стен трапезной, а также 7 столбов ограды. В 2015 г. Правительство Москвы провело благоустройство Большой и Малой Никитских улиц. Ансамбль Высоко-Петровского монастыря расположен по адресу: улица Петровка, д. 28. Является объектом культурного наследия федерального значения. В состав ансамбля входят 12 строений. В 2016-2018 гг. проводились работы по реставрации 4 из них: 1) Колокольня с надвратной церковью, 1690 г., которая является одной из архитектурных доминант улицы Петровка. В 2016-2017 гг. проведена реставрация фасадов, архитектурно-лепного декора, покрытий полов верхних ярусов, гульбища и интерьеров, межъярусных лестниц. Отремонтирована глава (проведена промывка позолоченных поверхностей). Укреплена кирпичная кладка стен, сводов, проездной арки и стилобата. Выполнено устройство системы водостока. Отреставрированы белокаменный цоколь и кровля. Выполнено устройство белокаменного покрытия гульбища с воссозданием водометов и пинаклей, а также устройство отмостков, оконных и дверных заполнений, витражного блока, белокаменных и деревянных полов 2) Церковь Петра Митрополита, 1505 г., 1690 г. — один из старейших храмов Москвы, построенный на территории Высоко-Петровского монастыря по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового).

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Необычайная вытянутость пропорций храма в высоту производила, несомненно, по контрасту с тогдашними кубическими церквами сильное впечатление. Эта тянутость в высоту зависит исключительно от слишком высокого под- —378— клета и троечастной разбивки фасадных форм вертикальными делениями в виде длинных полуколонн, отличных от суздальских фасадных расчленений лишь обработкой в стиле коринфского ордера. Я назвал-бы пилястрами вторые половинки этих полуколонок, если бы не великолепно прорисованные кронштейны, своей строгостью напоминающие античные формы. Традиционное пятиглавие расположено «по старине», т. е. не по сторонам креста, как на Украине, а по углам главного четверика. Очень изящные кокошники говорят нам, что мы перед московским зодчеством значительно позднего времени. На самом деле, если сравнить архитектурные детали Николы Большой Крест с московским Архангельским собором, носящим столь ясные следы «фряжской» обработки Алевиза Нового, то мы скоро увидим очень интересную подробность. В Архангельском соборе покрытие «по закомарам» не совсем еще утратило свой действительный характер, хотя карниз Алевиза уже отделил полукруглые верха фасадов от общей массы всего четверика, благодаря чему закомары являются просто переходами к главам, получают декоративное значение арок-кокошников. Однако двускатные покрытия каждого из кокошников говорят, что строитель думал оттенить назначение закомар – проектировать внутреннюю структуру храма. Наоборот, в церкви Николы мы видим, что архитектор не только уничтожил закомары, сделал их типичными кокошниками, отделенными от главной массы карнизом на кронштейнах, но и покрыл новым карнизом, украсив промежутки между кокошниками скульптурными обломами на подобие классических метоп. Таким образом, архитектор старинные архитектурные детали обратил в декорацию, как-бы подчеркнув тем самым, что новые архитектурные формы и мотивы особенное внимание обращают на орнаментацию, стараются оживить старые формы, дать им причудливую отделку, словом – подействовать на зрителя чисто оптическими эффектами…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иван III имел несомненный вкус и склонность к Италии. Отсюда он вызывает мастеров обстраивать и перестраивать Кремль, и дворец, и соборы. More Italico, отзывается Герберштейн об этих новых московских постройках. Достаточно известны имена Аристотеля Фиоравенти, Алевиза, Пьетро Солари. Всего меньше сказывается в это время влияние Византии... Русские дипломаты в начале XVI-ro века больше были заняты проектами о союзе с Солиманом, чем грезами об «отчине Константиновой» или крестовом походе на Цареград. Об этом напоминали скорее с Запада, где со всем вниманием учитывали силу Москвы в международном обороте... Есть все основания считать Ивана III западником. Еще более Василия III, сына «чародеицы греческой» (так называет Софию Курбский), женатого во втором и спорном браке на Глинской, воспитанной уже вполне по западному. «А здесь у нас старые обычаи князь великий пременил», это относится не только к политическим или социальным переменам. «Ино земля наша замешалась..». Интересно отметить, любимый лекарь Василия III, Николай Немчин, ведет беседы и даже переписку на темы о соединении церквей. По-видимому, у него было немало единомысленников на Москве («короткие связи» в высшем церковном обществе, как выражается Голубинский), – и Максиму Греку пришлось вступить с ним в полемику и спор. Любопытно, что Николай Немчин обращался, между прочим, к архиепископу Вассиану Ростовскому (родной брат Иосифа Волоцкого ), как будто в расчете на сочувствие или хотя интерес. Кроме того, Немчин прилежал и звездозаконию... Забелин не без основание говорил, что в действиях Ивана III многое заставляет вспоминать о Маккиавели. О Василии это можно повторить тем более. В его жестком и властном единодержавстве, на которое так роптали в боярских кругах, чувствуется скорее подражание современным итальянским князьям, нежели давним византийским василевсам. 5. Борьба с ересью «жидовствующих». Еще больший поворот к Западу Уже в XIV-м веке в Новгородских краях проявляется какое-то религиозное брожение, – эта «ересь стригольников» была, кажется, прежде всего противо-иерархическим движением. В конце XV-ro века встречаемся с другим и более сложным движением. Это – ересь жидовствующих. В Новгороде она захватывает верхи клира, перекидывается на Москву, и здесь «прозябает» под благоволительным покрытием Державного. Об этом движении мы знаем недостаточно, и больше всего от свидетелей не очень достоверных, от пристрастных противников и врагов, от Геннадия Новгородского и особенно от Иосифа Волоцкого . И к тому же, «Просветитель» Иосифа Волоцкого , наш главный источник, издан был в поздней редакции (хотя и по очень надежному списку, рукопись принадлежала Нилу Полеву), и многих важных известий не находим в редакции первоначальной, сохраненной в Макариевских Минеях. И вообще в описаниях полемистов нелегко различить, что было главным и что второстепенным, или даже только случайным.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Ubah III имел несомненный вкус и склонность к Италии. Отсюда он вызывает мастеров обстраивать и перестраивать Кремль, и дворец, и соборы. More Italico, отзывается Герберштейн об этих новых московских постройках. Достаточно известны имена Аристотеля Фиоравенти, Алевиза, Пьетро Солари. Всего меньше сказывается в это время влияние Византии… Русские дипломаты в начале XVI-ro века больше были заняты проектами о союзе с Солиманом, чем грезами об «отчине Константиновой» или крестовом походе на Цареград. Об этом напоминали скорее с Запада, где со всем вниманием учитывали силу Москвы в международном обороте… Есть все основание считать Ubaha III западником. Еще более Bacuлuя III, сына «чародеицы греческой» (так называет Софию Курбский), женатого во втором и спорном браке на Глинской, воспитанной уже вполне по западному. «А здесь у нас старые обычаи князь великий пременил», это относится не только к политическим или социальным переменам. «Ино земля наша замешалась…» Интересно отметить, любимый лекарь Bacuлuя III, Николай Немчин, ведет беседы и даже переписку на темы о соединении церквей. По-видимому, у него было немало единомысленников на Москве («короткие связи» в высшем церковном обществе, как выражается Голубинский), — и Максиму Греку пришлось вступить с ним в полемику и спор. Любопытно, что Николай Немчин обращался, между прочим, к архиепископу Вассиану Ростовскому (родной брат Иосифа Волоцкого), как будто в расчете на сочувствие или хотя интерес. Кроме того, Немчин прилежал и звездозаконию… Забелин не без основание говорил, что в действиях Ubaha III многое заставляет вспоминать о Маккиавели. О Василии это можно повторить тем более. В его жестком и властном единодержавстве, на которое так роптали в боярских кругах, чувствуется скорее подражание современным итальянским князьям, нежели давним византийским василевсам. 5. Борьба с ересью «жидовствующих». Еще больший поворот к Западу Уже в XIV-м веке в Новгородских краях проявляется какое-то религиозное брожение, — эта «ересь стригольников» была, кажется, прежде всего противо-иерархическим движением. В конце XV-ro века встречаемся с другим и более сложным движением. Это — ересь жидовствующих. В Новгороде она захватывает верхи клира, перекидывается на Москву, и здесь «прозябает» под благоволительным покрытием Державного. Об этом движении мы знаем недостаточно, и больше всего от свидетелей не очень достоверных, от пристрастных противников и врагов, от Геннадия Новгородского и особенно от Иосифа Волоцкого. И к тому же, «Просветитель» Иосифа Волоцкого, наш главный источник, издан был в поздней редакции (хотя и по очень надежному списку, рукопись принадлежала Нилу Полеву), и многих важных известий не находим в редакции первоначальной, сохраненной в Макариевских Минеях. И вообще в описаниях полемистов нелегко различить, что было главным и что второстепенным, или даже только случайным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Значительные пожары были редки в Москве в княжение Василия: в 1508 году погорел посад и торг от панского двора; в 1531 году загорелся порох на Успенском враге, на дворе иностранного мастера Алевиза, где его делали: в один час сгорело работников больше 200 человек. В Новгороде Великом был большой пожар в 1508 году, тогда погибло более 5000 человек; в Новгороде Нижнем-в 1531 году; раза два упоминаются пожары во Пскове; сгорел весь Изборск. В Западной Руси города продолжают получать новые грамоты на магдебургское право и подтверждения старых. Жители городов поднепровских и задвинских били челом королю Сигизмунду, что терпели они большие притеснения от его писарей, посылаемых для сбора недоимок: слуги этих писарей безвыездно круглый год живут в волостях на счет последних, судят и рядят жителей и берут большие пошлины; да и сами писаря обирают их непомерно, отчего многие жители разошлись, а которые остались, те не только всех даней, но и половины заплатить не могут. Поэтому они просили, чтоб король позволил им, как бывало прежде, при Витовте и Сигизмунде, собирать дань самим, грошовую, бобры, куницы, и относить в казну, а мед пресный-к ключнику. Король исполнил их просьбу. И в Западной Руси, желая населить какое-нибудь место, правительство освобождало новоселенцев от податей на несколько лет: так, король Сигизмунд поручил виленскому воеводе Радзивиллу населить место при Клещелязях, на земле Бельзского повета; людей поселилось уже немало, но когда воевода вздумал присоединить их к дворной пашне клещелязской, то многие из них ушли прочь. Видя это, новый воевода Гастольд по приказу королевскому дал поселенцам хелмское право: двор королевский клещелязский не имел права судить их и рядить; судил и рядил их войт с бурмистрами и радцами; при войте два бурмистра: один дворный, которого двор выбирает из тех же мещан клещелязских, его обязанность-смотреть за доходами, сбираемыми для двора; а другой бурмистр-от места; оба выбираются ежегодно. Жители места обязаны давать с каждой волоки по полукопью грошей да по бочке овса; кто пиво варит, тот платит столько же; от судных штрафов два пенязя идут на двор королевский, а третий - на войта; кто занимается торговлею, должен давать по грошу на год; мясники должны давать с каждого торгу по плечу мяса бараньего на двор королевский; корчмы винные должны быть на короля, а кто будет вином шинковать, тот дает по десяти грошей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Иван III имел несомненный вкус и склонность к Италии. Отсюда он вызывает мастеров обстраивать и перестраивать Кремль, и дворец, и соборы. More Italico, отзывается Герберштейн об этих новых московских постройках. Достаточно известны имена Аристотеля Фиоравенти, Алевиза, Пьетро Солари. Всего меньше сказывается в это время влияние Византии...    Русские дипломаты в начале XVI-ro века больше были заняты проектами о союзе с Солиманом, чем грезами об “отчине Константиновой” или крестовом походе на Цареград. Об этом напоминали скорее с Запада, где со всем вниманием учитывали силу Москвы в международном обороте...    Есть все основание считать Ивана III западником. Еще более Василия III, сына “чародеицы греческой” (так называет Софию Курбский), женатого во втором и спорном браке на Глинской, воспитанной уже вполне по западному. “А здесь у нас старые обычаи князь великий пременил,” это относится не только к политическим или социальным переменам. “Ино земля наша замешалась...”    Интересно отметить, любимый лекарь Василия III, Николай Немчин, ведет беседы и даже переписку на темы о соединении церквей. По-видимому, у него было немало единомысленников на Москве (“короткие связи” в высшем церковном обществе, как выражается Голубинский), — и Максиму Греку пришлось вступить с ним в полемику и спор. Любопытно, что Николай Немчин обращался, между прочим, к архиепископу Вассиану Ростовскому (родной брат Иосифа Волоцкого), как будто в расчете на сочувствие или хотя интерес. Кроме того, Немчин прилежал и звездозаконию...    Забелин не без основание говорил, что в действиях Ивана III многое заставляет вспоминать о Маккиавели. О Василии это можно повторить тем более. В его жестком и властном единодержавстве, на которое так роптали в боярских кругах, чувствуется скорее подражание современным итальянским князьям, нежели давним византийским василевсам. 5. Борьба с ересью “жидовствующих.” Еще больший поворот к Западу    Уже в XIV-м веке в Новгородских краях проявляется какое-то религиозное брожение, — эта “ересь стригольников” была, кажется, прежде всего противо-иерархическим движением. В конце XV-ro века встречаемся с другим и более сложным движением. Это — ересь жидовствующих. В Новгороде она захватывает верхи клира, перекидывается на Москву, и здесь “прозябает” под благоволительным покрытием Державного. Об этом движении мы знаем недостаточно, и больше всего от свидетелей не очень достоверных, от пристрастных противников и врагов, от Геннадия Новгородского и особенно от Иосифа Волоцкого. И к тому же, “Просветитель” Иосифа Волоцкого, наш главный источник, издан был в поздней редакции (хотя и по очень надежному списку, рукопись принадлежала Нилу Полеву), и многих важных известий не находим в редакции первоначальной, сохраненной в Макариевских Минеях. И вообще в описаниях полемистов нелегко различить, что было главным и что второстепенным, или даже только случайным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. В Москве найдены остатки церкви, построенной Алевизом Новым Уникальная археологическая находка была сделана недавно в Москве. Специалисты компании " Сатори " , проводившие обследование фундаментов всех зданий, находящихся в непосредственной близости к гостинице " Россия " , разборка которой производится в настоящее время, обнаружили в подвале храма св. Варвары на Варварке прекрасно сохранившийся белокаменный подклет более древнего храма. Он был возведен на этом месте в 1514 г. знаменитым зодчим Алевизом Новым - автором Архангельского собора в Московском Кремле. В северной части подклета сохранилась кладка стен, пята свода, узкая и глубокая амбразура окна. Вскрытые фрагменты постройки подтверждают информацию старинного генерального плана, согласно которой церковь св.Варвары была центрической постройкой, четырехлепестковой в плане. Такая же композиция характерна для другой работы Алевиза Нового - сохранившейся церкви св. Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре, которая была сооружена в 1514-1517 гг., т.е. одновременно с Варваринским храмом. Последний, построенный по заказу богатых купцов, отличался от монастырского собора своей миниатюрностью. При этом церковь имела глубокий подклет, который мог предназначаться для хранения товаров или иного имущества. В 1730 г. церковь св. Варвары пострадала от пожара; после восстановления митрополит Московский Платон (Левшин) счел ее " нимало благолепию на таком особливом месте не соответствующей " и в 1765 г. распорядился заменить ее новой постройкой. После разборки старого храма на его месте в 1796-1804 гг. была сооружена новая, более просторная церковь в стиле классицизма. Автором проекта был известный архитектор Родион Казаков, автор церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе и ряда других крупных построек в Москве рубежа XVIII - XIX вв. Новый храм, несколько больший по площади, покрыл остатки постройки Алевиза Нового как бы футляром, в результате чего они благополучно сохранились до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=02850

В Москве найден подклет древней церкви 19 марта 2007 г. 17:41 Уникальная археологическая находка была сделана недавно в Москве. Специалисты компании «Сатори», проводившие обследование фундаментов всех зданий, находящихся в непосредственной близости к гостинице «Россия», разборка которой производится в настоящее время, обнаружили в подвале храма Варвары великомученицы на Варварке прекрасно сохранившийся белокаменный подклет более древнего храма, возведенного на этом месте в 1514 г. знаменитым зодчим Алевизом Новым — архитектором Архангельского собора в Московском Кремле. В северной части подклета сохранилась кладка стен, пята свода, узкая и глубокая амбразура окна. Вскрытые фрагменты постройки подтверждают информацию старинного генерального плана, согласно которой церковь Варвары была центрической постройкой, четырехлепестковой в плане. Такая же композиция характерна для другой работы Алевиза Нового — сохранившейся церкви Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре, которая была сооружена в 1514-1517 гг., т.е. одновременно с Варваринским храмом. Последний, построенный по заказу богатых купцов, отличался от монастырского собора своей миниатюрностью. При этом церковь имела глубокий подклет, который мог предназначаться для хранения товаров или иного имущества. В 1730 г. церковь Варвары пострадала от пожара; после восстановления митрополит Московский Платон (Левшин) счел ее «нимало благолепию на таком особливом месте не соответствующей» и в 1765 г. распорядился заменить ее новой постройкой. После разборки старого храма на его месте в 1796-1804 гг. была сооружена новая, более просторная церковь в стиле классицизма. Автором проекта был известный архитектор Родион Казаков, автор церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе и ряда других крупных построек в Москве рубежа XVIII-XIX вв. Новый храм, несколько больший по площади, покрыл остатки постройки Алевиза Нового как бы футляром, в результате чего они благополучно сохранились до наших дней. Как сообщил ИА Regnum настоятель отец Вячеслав Шестаков, в ходе раскопок в грунте, вынутом из-под храма, были обнаружены останки москвичей, захороненных еще близ старой церкви Варвары великомученицы. Очевидно, засыпая подклет XVI века при сооружении нового храма, строители сложили туда обнаруженные ими кости. После окончания всех работ останки будут подобающим образом захоронены, скорее всего, на территории храма, сообщил о. Вячеслав.

http://patriarchia.ru/db/text/215257.htm...

Здание храма в советский период использовалось под ремонтные мастерские и склады, в Великую Отечественную войну в храме ремонтировали танки. Церковь сильно пострадала: колокольню разрушили, малые купола сбили, настенные росписи закрасили, утварь разграбили, в трапезной части пробили стену для въезда танков, в полу была яма для ремонта военной техники. Храм все больше ветшал и разрушался, никто не следил за его состоянием. Попытались даже устроить в четверике Борисоглебского придела второй этаж. Мощные рельсы для обустройства перекрытий второго этажа до сегодняшнего дня еще не демонтированы ввиду сложности и дороговизны данных работ. В 1995 г. храм вернули верующим, началось его возрождение. В 2007 г. завершена наружная отделка четверика храма: он оштукатурен и выкрашен в красный цвет — символический цвет мученичества. В преддверии празднования Дня славянской письменности и культуры и накануне престольного праздника храма св. благоверных князей Бориса и Глеба на купола храма 13 мая 2007 г. были водружены позолоченные кресты. В Захарие-Елисаветинском приделе при помощи благотворителей Глеба и Илии был установлен двухъярусный резной иконостас. В алтаре появились престол и жертвенник и вся необходимая для совершения богослужений утварь. Осенью этого же года в Захарие-Елисаветинском приделе стали проводить службы. http://borglkolomna.gradblagokolomna.ru/ Церковь благоверных князей Бориса и Глеба на Большой Запрудной улице Коломны стоит особняком от множества храмов исторического центра. Эта часть города за рекой Коломенкой исстари называлась Запрудьем или Запрудной слободой. Сохранившийся кирпичный храм был возведен в 1716-1726 годы на средства коломенских состоятельных граждан Коломны К. Житкова и Н. Набокова, и, несмотря на дальнейшие перестройки, сохранил композицию, присущую памятникам петровской эпохи. В Запрудье в приходе церкви Бориса и Глеба родился в 1792 году классик русского исторического романа Иван Иванович Лажечников. «Мы приехали в Коломну. Это моя родина... Сколько воспоминаний о моем детстве толпилось в моей голове, когда мы въехали в Запрудье! Предстали передо мной… лунные ночи на обломке башенного зубца, при шуме вод смиренной Коломенки, лениво движущих мельничные колеса», – так вспоминал Запрудную слободу ее знаменитый уроженец писатель Иван Иванович Лажечников в повести «Новобранец 1812 года». Древние стены коломенской крепости, зубец башни которой упоминал в этом отрывке романист, были построены в 1525-1530-е годы при великом князе Василии III. Существует версия, что для строительства Коломенского кремля московский правитель нанял знаменитых итальянских мастеров Алевиза Большого и Алевиза Малого. Кирпич для стен и башен кремля добывали в двух пригородных слободах – Митяевской и Запрудной.

http://sobory.ru/article/?object=08654

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010