— В городе активно развивается общественная инициатива по возрождению памяти святой Екатерины. Действует Фонд святой Екатерины, создаются новые общественные организации, объединяющие горожан, желающих возвращения святой в духовное и общественное пространство города. Что конкретно удается сделать? — Это как раз часть работы по снижению напряжения вокруг строительства храма Святой Екатерины. Ведь когда приняли это решение, в ходе социологического опроса выяснилось, что две трети екатеринбуржцев считают, что их город назван в честь одной из двух русских императриц. Как, например, некоторые думают, что Санкт-Петербург назван в честь Петра I, а Николаевск-на-Амуре в честь Николая I или Николая II. Хотя на самом деле — в честь святых. И переломить такую косность сознания непросто. Поэтому перед православной общественностью стояла задача просвещения земляков, объяснения, что в царской России несколько городов носили ее имя: например, Екатеринодар, ныне Краснодар, Екатеринослав, ныне украинский город Днепр, ранее Днепропетровск. В Греции есть город Катерини, в Бразилии — целый штат Санта-Катарина. И в России, и за рубежом есть множество храмов во имя святой Екатерины, а на Синайской горе — монастырь, построенный в ее честь. Ее имя носят колледжи Кембриджа и Оксфорда, кратер на Луне. Обо всем этом, кстати, рассказывает сайт «Город святой Екатерины.рф». На протяжении последнего десятилетия большое внимание уделено духовному просвещению горожан — проводятся Екатерининские дни, в рамках которых проходит серия культурных и просветительских мероприятий, премьеры художественных произведений, посвященных ­святой Екатерине. В школах проводятся уроки екатеринбурговедения, в музеях — тематические выставки. Тем, кто проявил себя в делах милосердия, вручается памятный знак «Орден святой Екатерины». Деятели культуры, внесшие особый вклад в сохранение духовно-нравственных ценностей общества, награждаются Премией главы митрополии в сфере культуры и искусства. Создан городской портал «Город святой Екатерины.рф» — путеводитель по Екатеринбургу. Наша уральская писательница Татьяна Горкунова написала для детей книгу «Екатерина из Александрии». Для детей проводятся конкурсы детского творчества «Град святой Екатерины», творческие фестивали.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/17/mitrop...

Уничтожались также названия, присвоенные по личным именам представителей царствующего дома, например: Елизаветград, Елизаветполь, Екатеринбург, Екатеринодар, Николаевск, Новониколаевск, Алексеевск. Ликвидировались названия, связанные с фамилиями так называемой знати. В эту категорию попадали и помещики, а поскольку три четверти деревень России называлось по землевладельцам, полная ликвидация таких наименований оказывалась в принципе невыполнимой. Безоглядное же уничтожение названий, связанных с именами «помещиков и генералов», приводило к серьёзным историко-культурным потерям. Например, город Пржевальск, названный в память о великом русском путешественнике, исследователе Центральной Азии Н. М. Пржевальском, был переименован в Каракал, поскольку Пржевальскому за его научные заслуги было присвоено генеральское звание. Известно, каким гонениям подвергалась Церковь после установления советской власти, однако в 1926 г. ВЦИК специальным декретом предложил местным органам прекратить ходатайства о переименовании селений, имеющих названия по церковным праздникам или по именам святых, что было вызвано исключительной распространённостью этих названий в России. Иную позицию занимал Союз воинствующих безбожников. На конференции его Московской организации (1929 г.) было принято решение добиваться переименования городов и улиц, носящих религиозные названия. Непосредственными жертвами этого решения были переименованные в 1930 г. подмосковные города Сергиев (Загорск), Богородск (Ногинск), Воскресенск (Истра). Но в других областях России безбожники были не столь воинственны, благодаря чему уцелели названия многих городов, в том числе областных центров Архангельск и Благовещенск, а также ряда меньших городов: Белая Церковь, Богородск (Нижегородская обл.), Спасск-Дальний, Троицк и ряд других. Названия, которые появлялись взамен отменяемых, были очень разнообразны. Но с самого начала видное место принадлежало названиям идеологизированным, таким, например, как: Вождь Пролетариата, Коминтерн, Коммунар, Новый Быт, Новый Строй, Парижская Коммуна, Правда, Пролетарск, Свободный, Советский, Труд, Ударный и т. п. Часто выбор нового названия производился по контрасту со старым названием: Великокняжеская - Пролетарская, Генеральский - Красноармейский, Дворянский - Крестьянский, Потёмкинская - Пугачёвская и т. д.

http://pravoslavie.ru/75409.html

Кроме того, была музыка, шахматы, катание на коньках и на лодках, купанье, длинные прогулки по лесу и лугам — каждый выбирал то, что для него было интереснее и по силам. Вместо футбола и хоккея, которыми городские ребята «культурно развлекаются» на пыльных улицах, рискуя попасть под автомашину, или на чуть-чуть менее пыльных стадионах, — лапта, горелки, шары (т. е. тот же хоккей) и множество других игр на зеленой траве, при безукоризненно чистом воздухе. Даже полевые работы, пока они не доводят до изнеможения, тоже доставляют удовольствие здоровым молодым людям. И у каждого, начиная с отца Сергия и Юлии Гурьевны и кончая Наташей, в селе оставались друзья, с которыми трудно расстаться. Да и родные сюда нет-нет да и заглянут; не все, которые съезжались раньше, а Санечка Ква и Наденька Сва бывали почти каждое лето. В Пугачев-то Надежда Евгеньевна едва ли поедет, дорога туда гораздо сложнее, чем до Острой Луки. И самим отъезжающим, по той же причине, путь в Самару теперь почти что отрезан. А ведь даже деловые поездки туда были желанны и радостны, потому что являлись одновременно и встречей с родными. Словом, было много причин жалеть об Острой Луке, и, хотя молодежи свойственно любить перемены, они ехали со смешанным чувством ожидания и грусти, и грусть преобладала даже у них. Нечего и говорить об отце Сергии. Книга вторая. В городе. 1926-1931 1926-1929 Глава 1. История с географией Давным-давно, еще во времена Пугачева, и еще раньше его, стояла на одной из извилин Большого Иргиза, на правой его стороне, слобода Мечетная. Стояла она как будто посреди широкой степи, тянувшейся от Волги до Урала, а на самом деле уже на крайних западных отрогах Общего Сырта. Поэтому степь, к западу совершенно ровная, только кое-где перерезанная оврагами, к востоку начинала постепенно холмиться; да и на запад от слободы горизонт закрывал, точно край котловины, длинный, пологий подъем, тоже носивший название Сырт. За этим Сыртом целиком пряталась слобода, позднее город Николаевск. Он скрывался в котловине даже тогда, когда в нем выстроили высокий Новый собор. С запада все равно была видна только пустая, безлюдная степь, и лишь с края Сырта открывался сразу весь городок и окаймленная лесом линия Иргиза. Линия эта отнюдь не была прямой; можно было пойти и вниз, и вверх по реке и одинаково километра через три увидеть на левом берегу село Давыдовка, занимавшее горловину большой извилины, которыми отличался Иргиз. Рассказывали, что когда-то, когда по реке еще тянули бечевой небольшие плоты и баржи, бурлаки утром не тушили разложенного на ночь костра, только присыпали его сверху золой, а вечером, располагаясь на новый ночлег, бежали туда за огоньком. Так длинный, целодневный путь по берегу продвигал их по прямой на каких-нибудь полтораста — двести сажен.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

С донесением о своих открытиях Невельской в начале 1850 года прибыл из Охотска в Петербург. Особый комитет, собранный Николаем I для решения амурского вопроса, после бурных прений высказался за продолжение исследований. И теперь уже приходилось торопиться. В Охотском море стали появляться суда западных держав. Они вели китобойный промысел, осматривали побережье. В 1848 году из Охотского моря с огромной добычей вернулся американский китобой «Ройс». На следующий год в Охотское и Берингово моря вышли более ста пятидесяти американских и английских промысловых судов. Можно было ожидать, что в скором времени в этом районе западные промышленники организуют свои базы, после чего утверждение России в Приморье станет проблематичным. Обеспокоен этой ситуацией и Николай Сибиряков. Герои его книги, увидев дым за поворотом реки, поначалу решают: это английский пароход. Вдумаемся. Английский пароход на Амуре! Вот с чем реально могла столкнуться Россия в середине девятнадцатого века. Невельской, произведенный в капитаны 1 ранга, отправился из Петербурга в свою вторую экспедицию. В заливе Счастья он основал зимовье, названное Петровским, но скоро понял, что этот район не удобен для зимовки судов, и на шлюпке с шестью матросами вошел в Амур. В ста верстах от устья, у мыса Куегда, 1 августа 1850 года был основан Николаевск-на-Амуре. Местным жителям было объявлено, что Приморский край вплоть до границы с Кореей принадлежит России. Протеста это не вызвало. Гиляки были даже рады, ибо Невельской особое внимание уделял установлению дружеских отношений с коренным населением. Присоединение огромной территории прошло без малейшего насилия. Оставив на Николаевском посту шесть матросов, Невельской вернулся в Петербург с отчетом и сумел убедить Николая I в необходимости действовать решительно. Император наложил на доклад капитана резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не может». Капитан Невельской был награжден орденом Святого Владимира 4й степени и вновь отправлен в Приамурский край. Дав указание укрепить Николаевский пост, Геннадий Иванович приступил к дальнейшему изучению края, посылая по разным направлениям небольшие партии казаков и матросов во главе с офицерами. Однако в скором времени пришла очередная инструкция из Петербурга: южнее Амура исследования не вести. И в который уже раз Геннадий Иванович пошел наперекор воле начальства. Летом 1852 года были исследованы река Амгунь, озеро Кизи, залив Де-Кастри, подготовлено несколько складов для экспедиций будущего года, который принес выдающиеся открытия.

http://azbyka.ru/fiction/russkij-robinzo...

В Томсине теперь все тихо и спокойно, и униты уже сами собой зовут нашего священника к себе для совершения треб и от своего священника требуют, чтобы он служил, как наш служит. В Витебске с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Киевским были мы в унитской Воскресенской церкви. Встреча была, как у нас, со звоном и Св.крестом и пением. Все священники унитские и благочинный Клодницкий были в облачениях, и народу собралось весьма много. На ектении и многолетии Папу не помннали, а поминали Митрополита Киевского, Лужинского и меня. При выходе из церкви все униты подходили к Митрополиту для благословения. Через день, по отъезде его, был я еще в Петропавловской Витебской унитской церкви, по приглашению протоиерея Клодницкого и Градского Головы – унита, стоял обедню и у обоих был в домах, здесь также встречали и провожали с обыкновенными почестями, на литургии поминали Папу, Лужинского и меня. Г.Скрипицин прибыл сюда утром сегодня и провел день у меня. Полоцкий кафедральный собор освящен в воскресенье после Троицына дня. С совершенным почтением и душевной преданностью честь имею пребыть навсегда Вашего Сиятельства, Милостивого Государя покорнейшим слугой Исидор, Епископ Полоцкий и Виленский (лл.14–20) Июня 2-го, 1848 32. Список православных церквей Витебской губернии, вошедших в состав новоучрежденной Полоцкой епархии 1304 (30-го апреля 1833 г). 1 Витебская – Успенская, Витебская – Благовещенская, Полоцкий Николаевский собор, Полоцкая – Покровская, 5 Лепельская – Преображенская, Бешенковичская–Михайловская, в г.Городке – Воскресенская, „ с.Дисне – Николаевская 1305 , „ г.Велиже – Николаевская, 10 „ „ Чепле – Троицкая, „ с.Городище Николаевская, „ Бобовой Луке – Троицкая, в с.Сертее – Успенская, „ „ Глазомичах – Николаевск 15 „ „ Лесохине–Воздвиженская, „ м.Ильше – Успенская, „ с.Агрызкове – Николаевская, „ „ Усмыне – Преображенская, „ „ Буднице – Петропавловская, 20. В с.Крестах – Повровская, „ „ Староселье – Иоанновская, „ „ Маковье – Воздвиженская, „ „ Баранове – Екатерининская,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

По распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва адмирал Геннадий Иванович Невельской в конце 1840-х гг. прошёл на военном транспорте «Байкал» почти по всему Амуру до самого устья, провёл необходимые исследования по определению на местности русско-китайской границы и 29 июня 1850 года поднял русский флаг на мысе Куегда, где основал Николаевский пост, ставший затем главной морской базой страны на Тихом океане (Николаевск-на-Амуре), тогда же в русское подданство вновь были приняты приамурские народы, а по берегам реки возникли новые русские поселения. В начале 50-х гг. Г. И. Невельской и вице-адмирал Е. В. Путятин одновременно исследовали Сахалин, составили точные карты его берегов и окончательно, без единого выстрела, обосновались на острове, что было закреплено договорами с Китаем - Айгунским от 1858 г. и Пекинским от 1860 г. С той поры начинается планомерное заселение новых дальневосточных русских земель, длящееся до 1915 г. К издавна жившим здесь старообрядцам присоединяются, помимо поселенцев поневоле - разного рода ссыльно-каторжных, также вольные поселенцы - крестьяне, мещане, казаки, дворяне, купцы, духовенство (всего за полустолетие около 500 тыс. человек). Соответственно, развивается структура русских деревень, казачьих станиц, городов с жизненно необходимой для них инфраструктурой. При этом важно отметить довольно стремительное развитие на Дальнем Востоке во второй половине XIX в. системы народного образования и культурной жизни. Её индексом могут служить, например, данные переписи 1897 года. По ним уровень грамотности в Приморской области был 24,7%, а в Амурской - 24,3%, что заметно превысило показатели как по Европейской России (22,5%), так и по Сибири (11,5%). В конце XIX - начале XX века в области появляются органы печати («Амурская газета», газета «Дальний Восток», «Благовещенские епархиальные ведомости»), библиотеки, музеи, церковно-приходские школы, прогимназии, гимназии, реальные училища, мореходное училище в Николаевске-на-Амуре, духовная семинария и речное училище в Благовещенске, железнодорожное училище и кадетский корпус в Хабаровске. В 1899 г. во Владивостоке открывается первое в крае высшее учебное заведение - Восточный институт. Вместе с тем в крае получает развитие сеть миссионерских школ для детей коренных народов. Например, в 1906 году только в Хабаровском уезде работало 7 подобных учебных заведений, в которых обучались 111 мальчиков и 51 девочка.

http://bogoslov.ru/article/303196

Выпалывая, с Божией помощью, сорняки и сея «добрые семена... воспитателям, как детей, так и взрослых, должно помнить правило мудрости, что из зла добра не выйдет, что гневом не научишь кротости, раздражительностию никого не исправишь. Что же делать, когда, например, капризный ребенок ревет и не хочет слушаться? Советую: оставь его, пусть ревет, пока не перестанет; но все-таки опять требовать исполнить то, что приказано. Спокойно внушить, что его не перестанут заставлять делать то, что ему велено; что капризом она, девочка, сама себя накажет, что вынудит старших лишить ее обеда или ужина с другими и будет питаема одним хлебом и водою дотоле, пока не исполнит послушания... Можно употреблять в отношении непокорных не одни убеждения, но строгие меры, но только чтобы видно было, что таковые меры истекают не из духа раздражения, но по правилам благоразумия, с намерением исправить виновную, а не подвергнуть наказанию только ради наказания» (298 – 299). – Детям нужна ласка. «Ласка к детям есть вливание в них чувства любви, которая для детского возраста необходима, чтобы не зачерствели сердца их, видя около себя черствость. Не напрасно сказано, что Спаситель обнимает детей» (231). И паки: «Молись о них; силен Господь дать им сердце новое, для тебя любезное» (300). «Это и есть крест воспитания. Господь и Матерь Божия да помогут тебе во всем» (294). «Да вразумит Господь и воспитывающих, и воспитываемых» (299). «Для просветительно-культурных целей Алтайской миссии...» (154) Заботясь об улучшении деятельности Миссии, святитель обращается к министру путей сообщения с просьбой разрешить бесплатно доставить приобретаемую Миссией паровую лодку из С.-Петербурга в Ново-Николаевск. Чтобы убедить министра, он отмечает размах служения Миссии и тут же ярко описывает трудности миссионеров. – «В горах Алтая свыше семидесяти лет среди полудиких аборигенов распространяет свет веры христианской Алтайская духовная миссия. Трудами членов этой Миссии христианство , а с ним вместе – начала русской культуры проникли до пределов монгольских, до границы Китайской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Ташкент Коканд, Новый Маргеллан, Кашгар, Перовск Западная Сибирь Верный Токмак, Кульджа Тобольск Тюмень, Березов Колывань, Бийск, Барнаул, Канск Петропавловск, Акмолинск Семипалатинск Зайсан, Павлодар Сибирь Иркутск Верхоленск, Киргизск, Кяхта, Кирсан Якутская область Якутск Охотск, Верхоянск Красноярск Енисейск, Канск Сретенск, Нерчинск Приморская область Владивосток Хабаровск, Николаевск Приамурье Благовещенск Инкан, Альбазин Американская Русь Алеутск Аляска, Ситха Северная Америка Чикаго Минеаполь, Бруклин, С.-Франциско, Монреаль Итого во всей России архиепископий 81, епископий – 254. Всего 335. Из них 1 патриаршая. Первого класса 12 первенствующих митрополий. Второго класса 4 подмосковных архиеп. Третьего класса 12 подмосковных епископ. Четвертого класса 4 старш. митрополии. Пятого класса 50 митрополий. Шестого класса 8 архиепархий без суффрагатов, (из них два тит.). Седьмого класса 254 епископств, из них: (8 титулярных). Кроме того, миссий епископских 4: в Японии – Токио, Южной Америке – Буэнос-Айрес, Китай – Пекин, Австралии – Мельбург. Патриарший апокриссиарий в Вене; 1 в сане архиепископа, для епархий и миссий, вне Империи. Итого 350 особ архиерейского сана (одна шестая всего количества православных архиереев всего света). Затем, 475 хорепископов, управляющих уездами, по числу уездов, не занятых епископами. Число архимандритов, деканов-протоиереев нельзя указать заранее, так как это зависит от местных условий, и вполне произвольно. Как монастыри, так и приходы, настолько умножаются в России, и этому явлению произвести подсчет и затруднительно и вовсе не необходимо. Да размножается же Церковь русская пространственно, и да крепнет в ней святая вера Христова, и да приносит она все более и более обильные плоды! Конец I тома Часть третья Богослужебный устав (Значение обряда. Восточный греко-российский обряд. Уставы) Обряд есть выражение веры. Как дух человека проявляется через тело, так и религиозное чувство его выражается посредством внешних знаков Богопочтения. Коллективная вера общества выражается посредством одинаковых жестов, молитв и обычаев. Отсюда культ. Вера народа, уже имеющего общий язык, привычки и обычаи изливается в одинаковых, свойственных ему формах. В ветхом завете, Моисей установил и узаконил известные обряды для европейского народа. Церковь новозаветная, устанавливая свой современный культ, вдохновилась ветхозаветными обрядами и освятила, и узаконила известные формы богослужения, дисциплины и обычаев, которые наиболее способствовали религиозному настроению и воспитанию в духе христианских истин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Л. Ф. Калашников. Фотография. Нач. 10-х гг. ХХ в. Лазарь Филиппович (3-я четв. (?) XIX в., г. Николаевск Самарской губ., ныне г. Пугачёв Саратовской обл.- 1-я пол. ХХ в.), издатель, переписчик певч. книг, редактор, педагог. Старообрядец поповского согласия Белокриницкой иерархии . Биографические данные о К. отрывочны. В нач. ХХ в. жил в Киеве. Место рождения К. известно из записи в рукописном Октае, выполненном им в 1905 г. в Киеве (ЕИХМ. 7139. Кн. 253; см.: Юхименко. 2008), и из автобиографической статьи, где он также упомянул, что до лета 1910 г. был уставщиком в киевской старообрядческой Успенской ц. и в это время имел семью с 8 малолетними детьми (Тернистый путь. 1915. С. 755, 757, 759). Это последнее обстоятельство и участие К. в первой мировой войне свидетельствуют о его относительно молодом возрасте в это время. В нач. ХХ в. К. занимался переписыванием книг, гл. обр. богослужебных. Из выполненных им рукописей кроме упомянутого Октая 1905 г. известна каллиграфически образцовая рукопись Обедницы (1904), сохранившаяся в книжнице киевской Успенской ц. (на ее основе было выпущено одноименное печатное издание 1909 г.; см.: Таранец. 2007. С. 171). После издания Указа о веротерпимости (1905) старообрядцы смогли легализовать адм. деятельность и богослужение, печатать певч. книги, историческую лит-ру, периодику и т. д. К. учредил книгоиздательство «Знаменное пение», стал одним из основателей старообрядческих журналов «Церковное пение» (с 1909) и «Старообрядческая мысль» (с 1910; первый журнал стал приложением ко второму). Крюковые книги и крюковые тексты отдельных песнопений высылались подписчикам в качестве приложения к журналу ( Починская). К. принял решение издавать старообрядческие певч. книги, поскольку их 1-е печатное издание, осуществленное ОЛДП на средства А. И. Морозова (Круг церковного пения. СПб., 1884. 6 вып.; т. н. морозовские книги), было очень дорогим, а лица и фиты в нем были изложены в сокращении (Тернистый путь. 1915. С. 751). К. планировал воспроизводить фиты в разводах, а также в напев на основании разных рукописей, вводить ударения на «силах» (акцентных слогах), однако ему удалось это осуществить только в малом (учебном) Октае и в Ирмосах. Для составления оригиналов изданий К. избрал лучшие, по его мнению, образцы, хранившиеся в киевской Успенской ц.: «...прекрасного беливского письма Ирмосы и Октай, морозовские книги, Ирмосы из Донской области, Ирмосы Стародубских слобод или Ветковские» (Там же).

http://pravenc.ru/text/1319935.html

Потом в 1719 году во время моровой язвы, в пожарное время опять кельи погорели, а с ними и документы, которых испрашивал казначей Корнилий. 81 За тем, после едва заметного возникновения оного к новой жизни, ему суждено было скоро испытать еще новое поражение и едва не совершенное уничтожение. По состоявшемуся 5 февраля 1724 года указу, Обоянский монастырь приписан был к Николаевскому Белоградскому, но 1726 года указом 25 мая велено было отчислить оный из-под владения Белгородского Николаевского монастыря. Передаем здесь и самый указ, относящийся к восстановлению монастыря, найденный нами между бумагами архива бывшего Николаевск Белгородского монастыря. «Указ Его Величества Императора и Самодержца Всероссийского из канцелярии Преосвященнейшего Епифания Епископа Белгородского и Обоянского, Белгородского Николаевского монастыря, архимандриту Никодиму Сребницкому. По состоявшемуся блаженные и вечно достойные памяти Его Императорского Величества в прошлом 1724 году февраля 5 дня указу, Обоянский Богородицкий Знаменский монастырь приписан к оному Николаевскому монастырю, и оного Обоянского монастыря монахи переведены, и церковная ризница взята в тот Николаевский монастырь, а мая 25 дня прошедшего 1726 года по указу блаженной и высокославной памяти Его Императорского Величества и по согласному Св. Правительствующего Синода приговору велено, – которые монастыри, по содержанию духовного регламента, к великобратственным монастырям и причтены, да не упражнены, и пропитание в них братству по тридцати человек иметь, возможно, без жалованья, и тех монахов не переводить и ничего из них отнюдь не брать. Того ради Преосвященнейший Епифаний Епископ Белоградский и Обоянский указал, по силе оного Его Императорского Величества указа, реченному Обоянскому монастырю особливо быть и выведенных – архимандрита Иону и монахов отпустить и взятое из того монастыря ризницу и прочее что ни есть возвратить, по-прежнему, без всякого удержания и Белгородского Николаевского монастыря архимандриту Никодиму Сребницкому о вышеобъявленном ведать и учинить по сему Его Императорского Величества указу непременно, и об исполнении того в домовую Его Преосвященства канцелярию рапортовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010