Из сведений же доставляемых мне священником Павлом Титовым (который в минувшую зиму посещал селения, лежащие около Горина) видно, что на Горине, по местным обстоятельствам, большого селения быть не может и жители, которые хотели было поселиться тут, избирают себе место некоторые выше, а большею частию ниже; а это показывает, что и церковь надобно будет устраивать в другом месте, а не на Горине. А между тем оказывается весьма удобным во многих отношениях и по числу населения необходимым прежде устроить церковь в Троицком селении или в мыяках, чего усердно желают тамошние жители и изъявляют готовность содействовать тому сколько могут. И потому повторяя мою просьбу об устройстве помещения для священника на Уссури, честь имею покорнейше просить Ваше Высокоблагородие – устройство помещения для священника на Горине впредь до времени оставить и вместо того сделать зависящее от Вас распоряжение об устройстве такового помещения в вышеупомянутом Троицком селении, а также и церкви и о последующем почтить меня Вашим уведомлением. 5 мая 1861. Николаевск. 88 Ваше Высокоблагородие, Милостивый Государь! 138 При первоотходящем вверх казенном пароходе «Амур» я имею намерение, во исполнение моей обязанности, отправиться сначала до Уссури, а потом, если будет удобно, то и далее до Благовещенска на моем катере, на котором я располагаю поместиться сам со всею моею свитою. И потому покорнейше прошу Ваше Высокоблагородие дозволить капитану парохода взять мой катер в числе других на буксир и с тем вместе дать мне из находящихся под ведением Вашего Высокоблагородия военных команд четырех человек для прислуги на катере, которых я обязуюсь в свое время возвратить сюда и которым мною будет заплачено за труды их что будет следовать и о последующем почтить меня Вашим уведомлением 139 . 10 мая 1861. Николаевск. 89 Предписание Новоархангельскому Духовному Правлению 140 . Из отчетов сего Правления о переходящих суммах подлежащих ревизии Епархиального начальства за 1857, 1858 и 1859 и вообще за все годы, а также и из других дел между прочим видно, что: 1) Упомянутые переходящие суммы в Новоархангельском Духовном Правлении составились и составляются случайно, по обстоятельствам, как то: во избежание излишних перечислений и переписок и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

В Николаевске губернатором оставлен был только помощник управляющего удельными имениями. Часовников, по словам «описания», «для наблюдения и успокоения крестьян удельного ведомства». Еще прежде, чем подошли к Николаевску военная и пожарная команды, из Саратова 9 марта туда прибыл губернаторский чиновник, Горохов. Из Николаевска он вместе с командиром конноартиллерийской батареи, бароном Дельвигом, Николаевским исправником, Немировым, и уже известным помощником управляющего удельными имениями Часовниковым отправился в монастырь. Здесь от имени губернатора Горохов еще раз спросил братию монастыря и собравшихся в монастыре раскольников окрестных поселений, согласны ли они добровольно покориться распоряжениям правительства? И те, и другие на этот вопрос отвечали, что «они скорее умрут, чем отдадут свою церковь ». 12 марта из Саратова и Хвалынска прибыли войска с пожарною командою, а из окрестных поселений крестьяне-понятые, в количестве, назначенном губернатором. Того же числа приехал в Николаевск и сам губернатор Степанов. Немедленно же по приезде в город, «желая образумить бунтующих мерами кротости и убеждения губернатор послал в монастырь барона Дельвига в последний раз предложить братии монастыря и собравшимся в монастыре раскольникам добровольно покориться воле правительства и, в случае отрицательного ответа, решительно объявить им, что «употреблены будут силы к водворению в монастыре порядка, желаемого правительством», а что виновные в сопротивлении воле правительства будут проданы строгому суду и потерпят наказание. Но и эта последняя угроза, как и предшествующее увещание, не подействовала на раскольников: они окончательно отказались уступить добровольно свой монастырь в распоряжение правительства для обращения его в единоверческий. Быть может в виду предшествующих угроз, которые, однако же, не выполнялись на самом деле, раскольники и этой последней угрозе не придали особенного значения, думая, что она, но обычаю, окончится ни чем. Из монастыря барон Дельвиг воротился к губернатору в Николаевск с известием, что на добровольную покорность братии монастыря и всех раскольников, собравшихся в монастырь, нет никакой надежды. Приходилось таким образом брать монастырь у раскольников силою, которая и употреблена была в дело на следующий день.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

И потому покорнейше прошу Ваше Превосходительство сделать зависящее от Вас распоряжение о выдаче мне из здешнего Казначейства двух тысяч рублей (2000) в число прогонов, которые по известным положениям следуют мне на 12 лошадей, отсюда до Петропавловска морем ординарные, а от Петропавловска до Якутска и далее до границы Якутской области двойные и вышеозначенные деньги отпустить в прием и под расписку Камчатского благочинного протоиерея Георгия Логинова и о последующем почтить меня Вашим уведомлением. 9 августа 1861. Николаевск. 95 Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! 147 По случаю скорого отбытия моего в Камчатку я покорнейше прошу Ваше Превосходительство, на основании известного положения, сделать зависящее от Вас распоряжение об отпуске мне из здешнего Казначейства следующих на содержание Камчатского Архиерейского дома, кафедрального собора и Консистории в течении последней трети текущего года 1724 руб. 14½ коп. в прием и под расписку здешнего благочинного протоиерея Гавриила Вениаминова. При сем считаю нужным уведомить Ваше Превосходительство, что в минувшие две трети казначейство здешнее вместо 1724 руб. 14½ коп. отпускало мне по 1730 руб. 42 к., т.е. без вычета из окладов секретарю и прочим чиновникам. И потому если сей вычет не отменен, то не благоугодно ли будет приказать казначейству сделать оный за весь год из следующих на последнюю треть окладов и о последующем почтить меня Вашим уведомлением. 10 августа 1861. Николаевск. 96 Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! 148 Вашему Превосходительству уже известно из отношения моего к Вам за что я имею намерение отправиться ныне в Камчатку с состоящею при мне свитою. Прилагая при сем список лиц, имеющих со мною отправиться, я честь имею покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать зависящее от Вас распоряжение о помещении меня со свитою на идущее в Камчатку казенное судно и выдать мне три подорожных по казенной надобности от Петропавловска до Якутска: одну на имя мое на 4 лошади, другую на имя келейника моего Гавриила Черных с будущими на 3 лошади и третью на имя исправляющего при мне должность секретаря Николая Верещагина с будущими на 5 лошадей.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Февраля 6-го архимандрит Зосима вместе с двумя прибывшими с ним в Саратов иеромонахами Высоковского единоверческого монастыря и протоиерей Чернышевский, как представители местной епархиальной власти, пристав Константиновский, как представитель местной гражданской власти, в пять часов по полудни выехали из Саратова по направлению в Николаевск. Па другой день все они вечером остановились в селе Каменке, не доехав до места своего назначения, т. е. до города Николаевска верст семь. Здесь была сделана остановка для того, чтобы, не въезжая целою партиею в город в предотвращение могших возникнуть разного рода толков, отсюда снестись с городничим города Николаевска относительно порядка предстоящих действий. В город Николаевск был отправлен пристав Константиновский, который вместе с городничим и должен был сделать некоторые подготовительные распоряжения. Рано утром, еще до света, 8 февраля и остальная партия въехала в город, прямо в дом городничего Димитриева. После короткого совещания, все тотчас же отправились в Средне-Никольский монастырь, взявши с собою «для предосторожности» двух унтер-офицеров и десять рядовых из местной команды. В монастыре они явились к настоятелю, иноку Корнилию, которого и просили собрать всю братию монастыря, чтобы в присутствии всех жителей монастыря объявить Высочайшую волю об обращении монастыря из раскольнического в единоверческий. Затем архимандрит Зосима обратился к настоятелю и всей братии с увещанием о принятии единоверия; но все они отказались решительно от этого предложения. Не получивши согласия на сделанное предложение, члены смешанной комиссии, назначенной для обращения Средне- Никольского раскольнического монастыря в единоверческий, потребовали от настоятеля монастыря, инока Корнилия, чтобы он передал архимандриту Зосиме все церковное имущество. Но Корнилий и все монахи монастыря решительно отказались и от сдачи имущества, заявляя, что без согласия и воли всего окрестного населения, состоявшего из раскольников, они не могут этого сделать, и ключей от церквей и всех монастырских хранилищ сами собой дать не имеют права, так как церкви в монастыре, равно как и весь монастырь, построены на суммы не монастырские, а на суммы доброхотных подателей, но преимуществу окрестных раскольников, «а они иноки, только стражи сего места».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Молчание Степанова и бездействие всех властей по отношению к монастырю, находившемуся в осадном положении, продолжалось до 16 февраля. В этот день из Саратова приехали в Николаевск новые посланные от губернатора: советник губернского правления Зевакин и Саратовский исправник Никулин. Но такая полумера, как присылка новых гражданских чиновников без особенных полномочий и личное отсутствие губернатора на месте действия не только не исправляла, но еще более усложняла дело, и без того уже почти испорченное. Раскольники личное отсутствие губернатора могли приписать или боязни явиться к ним, или чему-нибудь еще худшему. Сомнение раскольников в том действительно ли обращение монастыря из раскольнического в единоверческий есть дело Высочайшей воли, зародившееся у них с самого приезда в монастырь исполнителей Высочайшей воли, от личного отсутствия губернатора могло еще более окрепнуть и из предположения быть возведено в действительный факт. Новые посланные от губернатора, по прибытии в Николаевск, не отправляясь в монастырь, отдали приказ явиться к ним двум или трем инокам, «дав им слово опять возвратить их в монастырь». По этому приказу явились к советнику губернского правления Зевакину из монастыря трое иноков, в числе которых было и доверенное лицо настоятеля монастыря, инока Корнилия, его келейник Александр Трофимов. О чем была речь у Зевакина с явившимися к нему иноками монастыря, остается неизвестным. В «историческом описании обращения Средне-Никольского, что на Иргизе, раскольничьего монастыря в единоверческий»; замечено: «разговор г. советника, бывший наедине, в сенях, был недолговременен, и обстоятельства оного были неизвестны удовлетворительно». Известно только то, что после этого таинственного объяснения и Зевакин с Саратовским исправником Микулиным, и явившиеся к нему из монастыря трое иноков отправились в монастырь. «Но бытность их там, по словам «описания», ничего не произвела лучшего: раскольники по-прежнему не отдавали церкви и монастыря и по-прежнему не повиновались».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

К собравшимся обратился митрополит Ферапонт. Он поблагодарил владыку Георгия за приглашение принять участие в торжествах и поздравил всех с великой милостью Божией — обретением святой иконы. Со словом к арзамассцам и гостям города обратился и глава Нижегородской митрополии: «Наше время — это время собирать камни. Встают храмы, открываются святые обители. И тем, кто трудится ниве возрождения духовной жизни, иногда кажется, что нет никаких сил и возможностей продолжать дело. Но это так, если человек надеется только на свои силы. Дело возрождения должно осаливаться благодатью Божией. Сейчас славная Алексеевская обитель пребывает в небрежении. Но мы верим, что с обретением иконы Божией Матери " Достойно есть " обитель, последняя игумения которой Олимпиада причислена к лику святых, обязательно возродится». Владыка Георгий поблагодарил архипастырей за участие в торжествах и преподнес им вышитые иконы Божией Матери «Достойно есть», а все участники крестного хода получили небольшие иконы Пресвятой Богородицы. Чудотворный образ Царицы Небесной «Достойно есть» был подарен сестрам Алексеевской обители братией Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в августе 1853 года. Сразу же по прибытии святыни в Арзамас по молитвам пред ней начали происходить чудесные исцеления, и в обитель во множестве стали притекать страждущие. Трудами елабужского купца Кирилла Стахеева образ Богородицы был украшен дорогой сребропозлащенной ризой. До революции в арзамасском Новодевичьем Алексеевском монастыре хранилось несколько списков с чудотворной святыни. Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия, женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, — небесных покровителей царской семьи. В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В продолжение 17 в. на колокольне было 18 колоколов, да боевые большие часы с перечасьем. Часовой колокол (доныне существующий) имеет такую надпись: «Лета 1659 Августа в 1 день перелит сии колокол в дом Живоначальныя Троицы в Ыпатской монастырь, при державе государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца и при его благоверной царице и великой княгине Марье Ильиничне, и при благородном царевиче Алексее Алексеевиче, и при архимандрите Тихоне з братьею. Дача боярина и конюшего Дмитрея Ивановича Годунова, а колокол лил мастер Федор Васильев, а весу и (68) пуд». В последних годах 17 в. колокольня покрыта листовым железом, а конусообразный верх ее, с главою, покрыт зеленою черепицею 303 . В Путивльском соборе замечательны колокола, которые своими надписями повествуют о длинной истории его. Тут есть два колокола, доставшиеся собору еще от Духова Девичья монастыря, первый в 155 пуд [ов], с надписью: с г (т.е. 7203 от создания мира или 1695 от РХ.) «Сей колокол вылит в град Путивль в Духов Новодевичь монастырь игумениею Анисиею Батовриной для вечнаго поминовения родителей своих»; второй небольшой колокол в 30 пудов, с надписью: «Лета 1775 г. марта в 9 д. сей колокол в Духов девичь монастырь гор. Путивля». Есть еще «Никитский» колокол, в 11 ½ пудов, доставшийся собору от упраздненной церкви св. великомуч. Никиты (смотри упраздненныя церкви, 10) 304 ; на нем надпись: «1775 г. генваря 27 д. сей колокол к церкви великомуч. Никиты». Колокол весом 12 п[удов], пожалованный государем Михаилом Федоровичем в 1630 г. в бывший деревянный на городской крепости Преображенский собор и оттуда доставшийся по наследству настоящему собору по упразднении первого; на нем надпись: «Сей колокол лит по государеву цареву и великаго князя Михаила Феодоровича указу на Москве, лета 7138 (1630 г.)». Один из соборных колоколов называется «самозвоном»; по преданию, записанному в церковной летописи, название это дано колоколу по той причине, что во времена давно прошедшие, перед несчастьями для города Путивля от татар и поляков, этот колокол «сам звонил» 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чудотворный образ Царицы Небесной «Достойно есть» был подарен сестрам Алексеевской обители братией афонского Пантелеимонова монастыря в августе 1853 года. Сразу же по прибытии святыни в Арзамас по молитвам пред ней начали происходить чудесные исцеления, и в обитель во множестве стали притекать страждущие. Трудами елабужского купца Кирилла Стахеева образ Богородицы был украшен дорогой сребропозлащенной ризой. До революции в арзамасском Новодевичьем Алексеевском монастыре хранились несколько списков с чудотворной святыни. Арзамасский Новодевичий во имя Алексия, человека Божия, женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Феодоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, — небесных покровителей царской семьи. В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю. Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 году назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из Санкт-Петербурга его духовные дочери. Преподобный Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер два-три раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями. В 1813 году указом нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме около 450 сестер была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского монастыря женская община. Указом Синода от 22 декабря 1845 года в общине был принят устав, приравнивавший ее к общежительным монастырям. Сестры занимались шитьем церковных облачений, плащаниц, ткачеством. Золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из многих районов России, но и из Константинополя, Иерусалима, Молдавии. Помимо доходов от рукоделия и пожертвований содержание общины обеспечивалось процентами с капитала и доходами с земельных и лесных угодий. К 1917 году обитель владела 1186 десятинами земли.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5460175...

Самый тяжелый колокол, относящийся к этому периоду, в настоящее время находится на третьем ярусе колокольни – в западном проеме. Его в середине XVII столетия перелили из разбитого колокола меньшего веса. Согласно документам, вес нового благовестника составил 208 пудов, хотя в надписи указан несколько меньший: «Слит сей колокол на Москве в дом Пречистыя Богородицы Одигитрии, чюдотворныя иконы Смоленския, Божиею милостию, повелением благовернаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича, в Новодевичь монастырь, что за Посадом, лета 7159 (1651) году Сентября в 1 день, а деньги сдавали вкладчики по обещанию. Мастер Микифор Баранов . Весу в сем колоколе 200 пуд». Никифор Федорович Баранов был сначала учеником, а потом мастером на Пушечном дворе в Москве примерно с 1618 по 1654 годы, сам имел учеников. Колокол Новодевичьего монастыря – единственная сохранившаяся его работа Он очень красив. Уже сама надпись, выполненная полууставом удивительно четкого рисунка, может считаться частью его декора. Ее обрамляют два орнаментальных пояса. Верхний состоит из кринов, напоминающих аналогичные на колоколе Кирилла Самойлова. Он, несомненно, является наследием школы Андрея Чехова, что неудивительно, так как учителем Никифора Баранова был Кондрат Михайлов, в свою очередь прошедший школу знаменитого литейщика Нижний – вьющийся стебель с цветами, листьями и бутонами – необычен для мастеров того времени. Впоследствии, в 1680-е годы, в несколько переработанном виде он будет использоваться такими литейщиками, как Филипп Андреев и Флор Терентьев (например, в убранстве колоколов «Сысой» 1688 года, «Полиелейный» и «Лебедь» 1682 года на звоннице Успенского собора в Ростове Великом; колокола 1687 года на втором и третьем ярусах колокольни Ивана Великого в Московском Кремле). Два орнаментальных пояса вылиты и на валу колокола. Верхний состоит из листьев аканфа, а нижний - из переплетенных между собой сердцевидных фигур. Колокольня Новодевичьего монастыря: архитектура, символика, (продолжение)

http://sobory.ru/article/?object=02280

Все четыре наличника яруса завершены кокошниками. Между двумя поясами выносных карнизов проходит фриз, некогда предназначенный для изразцов, тоже не сохранившихся до наших дней. Тем не менее, убранство колокольни по-прежнему пленяет своей изысканной красотой. Таким разнообразием мотивов в декоре оконных обрамлений в более позднее время будут отличаться лишь немногие из московских храмов. Среди них можно назвать Троицкую церковь в Останкино и храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1684 годы). Восьмигранный ярус звона довольно велик. Белокаменная резьба, украшающая арки звона и наличники окошек-слухов шатра настолько пластична, что производит впечатление не резьбы, а лепки. Столбики между проемами арок декорированы колонками и балясинами, каждая со сложным основанием и карнизом. Венчают арки широкие многопрофильные кокошники. К началу ХХ века колокола занимали шесть из восьми арок яруса. Самый большой из них, весом около 400 пудов, был изготовлен, как о том повествует монастырская летопись, уже в начале ХХ века: «1913 года подъят на колокольню новый колокол весом 380 пуд 18 фунтов стоимостью 9000 рублей. Отлит на заводе Оловянишникова в Ярославле в память юбилея 300-летия царствования дома Романовых». Второй (наиболее старинный) колокол весил около 100 пудов, о чем свидетельствовала надпись на нем: «Лета 7160 (1652) сей колокол приложил в Муром в Новодевичь монастырь в Дом Живоначальной Троицы гостиные сотни муромец торговый человек Тарасий по реклому Богдан Борисов сын Цветной по родителех своих и по своей души а весу в нем 100 пудов» Изображений на колоколе не было. Третий колокол датирован началом XIX столетия: «1827 году по указу от данного времени разбитый 30-пудовый колокол заменен на такой же новый» Судьба этих колоколов после закрытия монастыря в 1921 году неизвестна. Библиография: Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 28-32 Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX веков. Ярославль, 1971. С.: 35-36 Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.83, 110 Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. Т.2. С.142, 143 Травчетов Н.П. Материалы для истории Троицкого муромского монастыря. Владимир, 1902 Щелоков О.О. Статья в Каталоге sobory.ru: http://sobory.ru/article/?object=00630 Летопись муромского Свято-Троицкого монастыря. М., 2001. С.: 55, 71 См.: Казанская надвратная церковь Троицкого монастыря, Муром (исторический облик, 1970 г.)

http://sobory.ru/article/?object=04953

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010