Боголюбивые обитатели града сего! Настоящий праздник в честь великого святителя и чудотворца Николая – праздник всей земли русской, как день тезоименитства благочестивейшего государя нашего императора Николая Александровича. Для обитателей этого города настоящий праздник должен быть навсегда по преимуществу высокоторжественным, как день для города особенно знаменательный. Объясню, почему это так. Державному повелителю земли русской и царственному владетелю земель Алтайского округа благоугодно было не только усвоить этому юному, но быстрорастущему городу свое имя, но и даровать ему усадебную землю. В этом отношении Ново-Николаевск является почтеннейшим всех городов не только Томской губернии, но и всей Сибири. Он стал как бы царственным приемным сыном. С именем его в истории городов сибирских всегда будет сохраняться воспоминание о том, что Ново-Николаевск возник в державу благочестивейшего императора Николая II и получил свое название в память и честь этого государя. Граждане этого города должны помнить, какой чести и милости они удостоены, и быть всегда благодарны своему августейшему благодетелю. Если бы кто пожелал знать, как выразить таковую благодарность, то мы указали бы следующие более приличествующие способы. 1 . Если от всякого верноподданного требуется прежде всего неизменная преданность своему законному государю, то тем более это качество приличествует этому городу, носящему имя царя: Ново-Николаевск вовеки да будет неизменно верным городом царя, да не взыдет из него когда-либо изменник царю, или ослушник его повелений, или сообщник мятежникам ни явный, ни тайный – да низвергнется во ад измена! Да передается о беспредельной верности царю обитателей города Ново-Николаевска из рода в род. 2 . Вместе с верноподданностью граждане этого города должны сохранить беспрекословное повиновение царскому закону и поставляемым властям. Да не найдет крамола здесь места для своего злодейского гнезда. Да не будет здесь ни притона для мятежных сборищ, ни пристанища для грабителей. Царь Давид в свое время воутрия избивах, вероятно после ночных приключений злодейства, вся грешныя земли, еже (чтобы) потребити от града Господня вся делающыя беззаконие ( Пс.100:8 ). И град Ново-Николаевск да удаляет от себя всех злодеев, всех грабителей, всех хищников, чтобы охранять мир, достояние и чистоту нравов обитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Дело в том, что еще до времени назначения Степанова Саратовским губернатором и приезда его в Саратов последовало 18 декабря 1835 года Высочайшее повеление об учреждении в заволжских равнинах, примыкающих к Иргизу и далеко расходящихся в открытую степь между Волгою и Уралом и ордынскими степями, заселенных большею частию раскольниками, новых трех уездов: Царевского, Новоузенского и Николаевского. В начале 1836 года происходило торжественное открытие центральных пунктов новых уездов, при чем такими центральными пунктами, или уездными городами сделаны были Царев, Новоузенск и Николаевск. В город Николаевск обращено было бывшее раскольническое поселение, Мечетное, около которого и находились Иргизские раскольнические монастыри, мужеский Средне-Никольский и женский Средне-Успенский. С обращением бывшего раскольнического поселения Мечетного в уездный город Николаевск было предположено местоположение Средне-Никольского мужеского и Средне-Успенского женского монастырей ввести в черту нового города, совершенно упразднивши последний монастырь. Когда открыты были полицейские и другие правительственные учреждения в городе Николаевске. Иргизские раскольники вообще и жители бывшего раскольнического поселения Мечетного увидели полицейский надзор у себя под рукою и приходили к естественному логическому выводу, что пришел конец их вольности. Больше всех, конечно, были недовольны этим правительственным распоряжением жители бывшего раскольнического поселения Мечетного, так как с обращением их поселения в уездный город они оказались окруженными полицейским надзором со всех сторон. Поэтому же, когда приступлено было к обращению Средне-Никольского раскольнического монастыря в единоверческий, раскольники бывшего поселения Мечетного выставили из среды себя самый больший и самый сильный контингент защитников status quo Средне-Никольского раскольнического монастыря и таким образом за один раз выразили свои отношения к двум мерам правительства: к открытию уездного города в их собственном месте жительства и к обращению Средне-Никольского монастыря в единоверческий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Многие явились с ружьями, кистенями, дубинами; завязалась драка; раскольники успели отбить всех забранных понятыми, а между тем набатный звон продолжался до полуночи. Очевидно стало, что монастыря нельзя было взять иначе, как открытою силой. На другой день начальник губернии приказал понятым разойтись по домам, а сам отправился в монастырь для увещания буйствовавших. Видя, что ничто не помогает, он предложил архимандриту Зосиме отправиться, впредь до востребования, в единоверческий Воскресенский монастырь, и донес о ходе дела высшему начальству. По получении новых распоряжений, (9 марта) в монастырь отправлен был чиновник для отобрания от монахов и окрестных жителей, собравшихся в монастыре, согласия или несогласия их к добровольному повиновению: но раскольники объявили, что скорее умрут, нежели согласятся отдать свою церковь . За сим 12 марта прибыли в Николаевск: командированный губернатором отряд внутреннего гарнизонного батальона, одна конноартиллерийская резервная батарея, саратовская пожарная команда с пожарными трубами и до двух тысяч человек окрестных крестьян православных. В тот же день прибыл в Николаевск и сам начальник губернии. Ещё раз предложено было монахам и собравшейся там толпе добровольно покориться, причем было им объявлено, что если они будут упорствовать, то монастырь будет взят силою, а они подвергнутся суду и строгому наказанию. Ответ был отрицательный. Тогда приказано было выдвинуть пожарные трубы и лить воду на бунтующих; мятежники смешались; команда бросилась хватать главных зачинщиков – и в один час все кончилось без малейшего кровопролития. Связанные под стражею отправлены были в Николаевск, а находившиеся в монастыре два беглых попа и два дьякона препровождены к епархиальному начальству. Тотчас же, для принятия монастыря, приглашен был архимандрит Зосима, который совершил молебствие с водоосвящением и окропил св. водою иконы и площадь монастырскую. Таким образом 13 марта 1837 года на месте иргизского раскольнического явился единоверческий монастырь; 20 марта освящена на древнем антиминсе соборная церковь во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Остальные упомянутые в письменных источниках колокола относятся (или относились) к XVII столетию. Судьба трех из них на данный момент не ясна, и судить о времени их отливки можно только по опубликованным текстам литых надписей. Из них следует, что в этот период монастырь получал пожертвования от самых знатных семей государства, в том числе и семьи самого государя: «Лета 7136 (1628) году Мая в 3 день дал сей колокол в дом Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичь монастырь князь Алексей Иванович Воротынской, по княгине Марии князя Ивана Михайловича Воротынскаго, по княгине Марии Петровне, по своей матери и по своих родителях». «Лета 7138 (1630) Апреля в 13 день при великом государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче всея Руси самодержце в его государской державе в 17 лето и при благоверном царевиче и великом князе Алексее Михайловиче всея Руси и при великом господине святейшем патриархе Филарете Никитиче Московском и всея Руси, поставила сей колокол мати государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Руси, инока великая государыня старица Марфа Ивановна в дом Пречистыя Богородицы Новодевичь монастырь по своей душе; игуменье с сестрами, которыя в том монастыре будут, за тот наш вклад душу мою в синодики написати, по вся дни поминати». На колоколе изображено Распятие Иисуса Христа с предстоящими; под ним в клейме агнец в сиянии около головы и с хоругвью на плече. Надпись колокола западноевропейской работы гласит: «Me fecit Daventriae. Amor vincit omnia. A. 1673. Henryck Thor Horst». На поверхности колокола двуглавый орел, на груди которого изображен в клейме конь Еще один колокол начала XVII столетия не упомянут ни в одном из описаний Новодевичьего монастыря. Он входил не в основной подбор, а в состав часовых колоколов. Текст читается так: «Божиею милостию повелением благоверного христолюбивого великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии и по благословению отца его государя великого … святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии слил сий колокол в Новодевич монастырь к соборной церкви Пресвятыя бцы Смоленской лета ЗРЛЗ (7137, т.е. 1629) декабря в к (20) день мастер Кирила Самойлав» Кроме надписи, разделенной изображениями восьмиконечного креста и небольшого цветка, колокол украшает скромный орнамент в виде крина. Рисунок орнамента, профиль колокола, форма короны, даже вид сковороды, напоминают колокола Андрея Чохова (например, такие колокола на колокольне Ивана Великого, как «Реут» , «Глухой» и «Безымянный»), что подтверждает факт ученичества Самойлова у знаменитого мастера (Кирилл Самойлов Омельянов, живший в 1590-е-1640-е годы, числился учеником Андрея Чохова в 1610-е годы) На сегодняшний день это уникальный уцелевший колокол мастера.

http://sobory.ru/article/?object=02280

В московской церкви Константина и Елены интересные надписи на колоколах: 1) На большом: «Божиею милостию, повелением государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича, всея Руссии самодержца, слит сей колокол в лето 7162 (1634) в 22 лето государства его и при его царице и великой княгине Евдокии Лукиановне, и при благородных чадех, царевиче князе Алексее Михайловиче, царевиче князе Иване Михайловиче и царевне и великой княжне Ирине Михайловне и царевне и великой княжне Анне Михайловне и при их богомольце святейшем Иосафе патриархе Московском и всея Руссии в первое лето патриаршества его, и дал государь сей колокол во град Ростов в соборную церковь Пречистыя Богородицы и приснодевы Марии, Честнаго Ея Успения и Святых Чудотворцев Ростовских, Леонтия, Исакия, Игнатия, по отце своем государеву, блаженныя памяти великом государе святейшем Филарете Никитиче, патриархе Московском и всея России, в вечную память при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском». «Мастер Кирило Сомов» 430 . 2) На полиелейном: «Лета от Рождества Господня 1727 года месяца сентября в 6 день, вылит сей колокол во обитель Чуда Святаго Архистратига Божия Михаила и Святаго Чудотворца Алексия Митрополита в Чудов его монастырь в бытность архимандрита Геннадия Беляева, наместника Лазаря Кобякова, казначея иеромонаха Евсевия Леонова». Сей колокол лил Мастер Иван Маторин 431 . На колокольне Новодевичьего монастыря, что за посадом, на Девичьем поле. 1) «Лета 7059 (1551) при царе и великом князе Иване Васильевиче всея Руси и преосвященном архиепископе Макарие митрополите всея Руси». Колокол малый зазвонный. 2) «Лета 7136 (1628) году мая в 3 день дал сий колокол в дом Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичь монастырь князь Алексей Иванович Воротынский, по княгине Марии князя Ивана Михайловича Воротынскаго, по княгине Марии Петровне, по своей матери и по своих родителях». 3) «Лета 7138 (1630) апреля в 13 день при великом государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче всея Руси самодержце в его государской державе в 17 лето и при благоверном царевиче и великом князе Алексее Михайловиче всея Руси и при великом господине святейшем патриархе Филарете Никитиче Московском и всея Руси, поставила сей колокол мати государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Руси, инока великая государыня старица Марфа Ивановна в дом Пречистыя Богородицы Новодевичь монастырь по своей душе; игуменье с сестрами, которыя в том монастыре будут, за тот наш вклад душу мою в синодики написати, по вся дни поминати». На колоколе изображено Распятие Иисуса Христа с предстоящими; под ним в клейме агнец в сиянии около головы и с хоругвью на плече.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прежде всего, город Новосибирск хранит в себе имя последнего Императора России – Царя Николая II. Свое первое, основополагающее имя, обретённое по настойчивой просьбе жителей, – Ново-Николаевск, город носил в течение белее четверти века. Уникальность истории Ново-Николаевска-Новосибирска и окружающей его обширной территории состоит в том, что до революции эта земля была личной собственностью Императорской семьи Романовых, и потому история образования города Новосибирска – это история передачи фамильной царской земли в дар жителям поселения Ново-Николаевска от Императора Николая II. Передав основную часть земли для образования города безвозмездно ( усадебные участки под частную застройку передавались на выкуп с двадцатилетней рассрочкой), Николай II сделал для жителей Ново-Николаевска поистине царский подарок, и потому сегодня и на века Новосибирск – это город на царской земле. И это лишь начало его удивительной истории. Можно не сомневаться, что Николай II, как глубоко верующий человек, православный монарх, на тот момент – Глава Русской Церкви, хорошо знал культурное и духовное значение установки православных храмов, и потому строительство города началось с постройки самого большого, на всем протяжении Сибирской железной дороги, православного Храма. Храм стал первым кирпичным зданием будущего города, при этом построенным, по сути, в чистом поле невдалеке от поселка мостостроителей. Он был воздвигнут в честь святого благоверного князя Александра Невского, в память об Александре III – основателе Великого Сибирского пути. Основные средства и землю для его строительства выделил сам Император Николай II. Так, строительством большого каменного собора задолго до образования города Царь вместе с жителями поселения заложил его духовную и культурную основу. А вот какие последствия несёт такое духовное и культурное основание, может проиллюстрировать последующая история города. Когда в Ново-Николаевске в 1909 году случился большой пожар и огнём было уничтожено без малого 800 домов, Николай II для скорейшего восстановления города в течение трех дней дал распоряжение о выделении строевого леса, принадлежащего Кабинету Его Императорского Величества, а чуть позже предоставил дополнительно государственную ссуду. Отдавая должное прозорливости местной власти – она направила её на строительство двенадцати школ по проекту выдающегося русского архитектора Андрея Крячкова.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/02/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нам есть что сказать: НовосибирскНово-Николаевск – Сибирь Будущее – это когда под ногами нет пустоты, но есть ясная цель 02.11.2023 388 Время на чтение 11 минут Фото: Из личного архива автора Немногие из людей имеют дар предощущения времени и пространства, но им, несомненно, обладает Александр Андреевич Проханов. Статья «Новосибирск, тебе слово» , аккуратно совпала с нашим обсуждением вопроса о новой культурной стратегии Сибири на рабочем совещании в Министерстве региональной политики Новосибирской области. В своём ответном слове я поясню, почему Александр Андреевич прав на все 100 в отношении Сибири, ведь Сибирь – это точно, не только грибы и ягоды… Что там говорить, даже автор известного труда «Закат Европы» известный философ Освальд Шпенглер в 1918 году писал, что: « не петровский Петербург, а " азиатская " Москва с дремлющими в ней силами – вот будущая культура, девятая в обозримой истории». Шпенглер называл её «русско-сибирской» культурой. Действительно, Сибирь – уникальное место на планете. От научных прогнозов до предсказаний, все в один голос утверждают, что в период катаклизмов на Земле, Сибирь непременно устоит. Так что уже есть повод приехать – Добро пожаловать! Русская Сибирь – территория, вдвое превышающая европейский материк и составляющая немногим меньше 10% поверхности суши земного шара. Её вхождение в состав России произошло по воле сильного и дальновидного правителя Царя Иоанна Грозного, отправившего в 1581 году на освоение Сибири казачьего атамана Ермака. Вполне неслучайно, что уже тогда, без малого 450 лет назад, на его доспех блистала символика нашего государства – двуглавый российский орёл. Вместе с русскими первопроходцами на сибирскую землю пришла и Русская Церковь, передавшая православную веру местным народам. Именно вблизи современного Новосибирска состоялось Ирменское сражение, повлекшее окончательный разгром войск хана Кучума – пришлого захватчика изрядно терроризировавшего местное население, после чего коренные народы Сибири были освобождены от гнета чужеродных племен.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/02/na...

Не до них было в те годы, а может быть, тут скрывалась еще одна интересная страница истории края и русского христианства. Сейчас трудно сказать не только то, когда появились здесь крещеные татары и почему исчезли, а и вообще, когда они жили там, — когда Иргиз был еще старообрядческим, или когда скиты и монастыри постепенно переходили в единоверие. Ко времени этого перехода слободы Мечетной не было и в помине, она превратилась в уездный городок Николаевск. Городок понемногу ширился, рос; появились в нем один за другим «темные» богачи: Мальцев, Волковойнов, Чемодуров и другие. Про источники их богатства ходили такие же темные слухи: тот «занимался» фальшивыми деньгами; тот сам их не печатал, а нашел на своем гумне спрятанную в омете соломы кипу ассигнаций, да еще сумел скрыть большую часть их от брата, вместе с которым сделали находку; тот убил проезжавшего купца; тот обманул и обобрал своих же собратьев-старообрядцев. Конечно, все это скрывалось во мгле времен, а ближе к нашему времени представители их фамилий были просто богатые купцы, торговавшие в основном хлебом. После революции, когда купцы исчезли, а Николаевск был переименован в Пугачев, в нем оставались две громадные для такого городка мельницы. Находившиеся близ города монастыри к 1926 году один за другим были закрыты. Самый дальний из них, Преображенский, располагался километрах в девяти — двенадцати на северо-восток от города, в живописной местности между Иргизом и заросшим лесом озером «Ковшик». Он служил резиденцией епископа Уральского и Николаевского Тихона; там же помещалась и основанная епископом Тихоном миссионерская школа. В двадцатых годах монастырь был превращен в тюрьму, но недавно эту тюрьму перевели ближе к городу, на его юго-восточную окраину, в православный женский Вознесенский монастырь. Там еще функционировала церковь, закрытая только в начале 1927 года, и часть корпусов еще занимали монахини, которых постепенно переселяли в город. Говорили, что перенести тюрьму вынудила необходимость: с некоторого времени в Преображенском монастыре начал слышаться подземный звон, не дававший покоя ни заключенным, ни охране.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

В городе начали активно создаваться другие образовательные учреждения, был создан мощный импульс к образовательному и культурному развитию. В результате в 1912 году в Ново-Николаевске было введено всеобщее начальное образование, и по этому показателю город занял первое место среди всех городов Российской Империи, включая Москву и Санкт-Петербург. Может быть, именно это обстоятельство, а также месторасположение города сыграли свою роль в том, что в последующем академик Лаврентьев выбрал для строительства научного центра именно Новосибирск. Академгородок стал первым в стране крупным научным центром такого типа, получил общемировое признание и полностью подтвердил слова Михаила Ломоносова о том, чем будет являться Сибирь для России в будущем. В итоге, самой «умной» улицей мира, попавшей в книгу рекордов Гиннеса, является проспект академика Лаврентьева, расположенный в Академгородке. Здесь на протяжении чуть более двух километров находятся два десятка крупных научно-исследовательских институтов. Возвращаясь к истории стремительного роста города, стоит отметить, что его благоприятное расположение вблизи главных транспортных артерий Сибири и ряд других обстоятельств привели к большому притоку населения и бурному развитию промышленности. Совсем не случайно, что молодой город ещё в начале XIX века стали называть: «Сибирский Чикаго». Может быть, поэтому, уже в наше время, Новосибирск вошёл в разряд рекордсменов, как один из наиболее быстрорастущих городов двадцатого столетия. Количество его жителей менее чем за 70 лет достигло одного миллиона человек. Чикаго, с которым часто сравнивали Ново-НиколаевскНовосибирск, для этого понадобилось 85 лет, а Москве – 900 лет. В 1914 году на главном Николаевском проспекте была построена и освящена часовня святого Николая Чудотворца – небесного покровителя города Ново-Николаевска и Царя Николая II. Возведённая по случаю 300-летия Дома Романовых, часовня стала символическим географическим центром Российской Империи, с учётом расположения её крайних точек с Востока на Запад (от г. Ново-Мариинска, совр. г. Анадырь (Россия), до г. Руко-Комары (совр. Польша).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/02/na...

Покинул Глазов и Василий Сатрапинский. Вместе с отступавшими белогвардейцами и беженцами священник дошел до города Ново-Николаевск в Сибири (сейчас – город Новосибирск). Город был переполнен толпами людей, бежавших от Советов и измученных трудной дорогой, лишениями и болезнями . В декабре 1919 года в Ново-Николаевск вошла Красная Армия, и о. Василий попал в плен. Однако вскоре он был освобожден и служил писарем в военном госпитале . В 1920-м году он возвращается в Глазов и работает счетоводом в районной больнице. 30 марта 1921 года о. Василий был определен на место священника Георгиевской церкви Глазова . Этот небольшой деревянный храм был построен в 1902-м году в Слободке – квартале на окраине города, где селились ремесленники и мелкие торговцы. В начале 1917 года при церкви был образован свой приход . В начале мая 1921 года глазовский благочинный протоиерей Петр Бережнев был вынужден просить Президиум уездного революционного комитета «о разрешении совершения крестного хода по приходу из собора в Георгиевскую церковь», но получил отказ . Власти даже запретили «всякое пение во время переноса покойника из церкви на кладбище». Но спустя три недели, после множества заявлений церковных советов и ходатайств верующих, и ввиду «полного политического спокойствия в городе и уезде», ревком все-таки отменяет запрет на «пение по церковному обряду во время перехода икон и сопровождения усопших» . В том же году в стране начинается жестокая засуха, а затем в Глазовский уезд приходит страшный голод. Согласно сводкам Чрезвычайной комиссии Вотской автономной области, осенью и зимой 1921 года в Глазове в храмах шел сбор средств для борьбы с голодом, и ни одна служба не проходила без «проповеди о любви к ближнему и помощи голодающим» . Весной 1922 года в уезде была образована подкомиссия по изъятию церковных ценностей, В ее состав вошли представители советских властей и церковных общин, а также протоиерей Петр Бережнев и священник Василий Сатрапинский. В марте в печатном воззвании «Граждане!» члены подкомиссии призвали верующих:

http://pravoslavie.ru/132478.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010