Митрополит Георгий поблагодарил архипастырей за участие в торжествах. Все участники крестного хода получили небольшие иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть». Чудотворный образ Божией Матери «Достойно есть» был подарен сестрам Алексеевской обители братией Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря в августе 1853 года. Сразу же по принесении святыни в Арзамас по молитвам пред ней начали происходить чудесные исцеления, и в обитель во множестве стали притекать страждущие. Трудами елабужского купца Кирилла Стахеева образ Царицы Небесной был украшен дорогой сребропозлащенной ризой. До революции в арзамасском Новодевичьем Алексеевском монастыре хранилось несколько списков с чудотворной иконы. Арзамасский Новодевичий в честь Алексия, человека Божия, женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Феодоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, — небесных покровителей царской семьи. В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Николаевскому женскому монастырю. Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 году назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из Санкт-Петербурга его духовные дочери. Преподобный Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер два-три раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями. В 1813 году указом нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме около 450 сестер была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского монастыря женская община. Указом Синода от 22 декабря 1845 года в общине был принят устав, приравнивавший ее к общежительным монастырям. Сестры занимались шитьем церковных облачений, плащаниц, ткачеством. Золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из многих районов России, но и из Константинополя, Иерусалима, Молдавии. Помимо доходов от рукоделия и пожертвований содержание общины обеспечивалось процентами с капитала и доходами с земельных и лесных угодий. К 1917 году обитель владела 1186 десятинами земли.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

4) «Слит сей колокол на Москве в доме Пречистыя Богородицы Одигитрии, чюдотворныя иконы Смоленския, Божиею милостию, повелением благовернаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича, в Новодевичь монастырь, что за Посадом, лета 7159 (1651) 432 году сентября в 1 день, а деньги сдавали вкладчики по обещанию. Мастер Микифор Баранов. Весу в сем колоколе 200 пуд». 5) «Me fecit Daventriae. Amor vincit omnia. A. 1673. Henrick Thor Horst» 433 . На поверхности колокола двуглавый орел, на груди которого изображен в клейме конь без всадника, похожий на единорога, досель не встречавшийся в Российском гербе. 6) «Лета 7192 (1684) месяца августа в 3 день сей колокол вылит в похвалу и славу честь Богу, в Троице славивому и Пресвятей Богородице и всем святым в доме Ея Пресвятыя Богородицы явления иконы Смоленския, Одигитрия нарицаемой, Новодевичий монастырь, повелением благочестивейших великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, общими же с ними великими государи изволением и согласием сестры их государския великия государыни, благоверныя царевны и великия княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малый и Белыя России; понеже она государыня того святаго дому из давних лет строительница, а ныне наипаче имеет прилежное попечение к устроению, как от всех видимо, весу в нем 540 пуд. Лил сей колокол мастер Федор Моторин». 7) «Лета 7196 (1688) 434 декабря 1 дня сей колокол вылит в похвалу и славу и честь Богу, в Троице славимому, и Пресвятей Богородице и всем святым, в доме ея Пресвятыя Богородицы явления иконы Смоленския, Одигитрия нарицаемой, Новодевичий монастырь, повелением благочестивейших великих государей и царей и великих князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, общими же с ними великими государи изволением и согласием сестры их государския великия государыни благоверной царевны и великия княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малыя и Белыя России, понеже она государыня того святаго дому из давних лет строительница, она великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна всея Великия и Малыя и Белыя России, ныне наипаче имеет прилежное попечение ко устроению, как от всех видимо. Лил сей колокол мастер Михайла Ладыгин».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

к вост. от Задонска, на границе Липецкого у., при впадении рч. Белоколодезя в р. Воронеж, с правой стороны. О нем только известно, что в 1702–1704 г. в нем был строит. Симеон; упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 437; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 848. 1088. Преображенский – Велико – Будищкий, мужской, ныне местечко Великие Будища, Полтавской губ., Зеньковского у., в 47 вер. к юго-вост. от Зенькова. Вероятно, основан в XVII ст. также, как и одноименный с ним женский монастырь, при издании же штатов в 1786 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.», III, 508. 1089. Преображенский – Грановский, мужской, заштатный (с 1795 г.), Подольской губ., Гайсинского у., Кибличской волости, в 15 вер. к вост.-юго-вост. от Гайсина, между местечками Гранов и Киблич; от первого в 7 вер. к югу, от второго в 6 вер. к сев., близ слободы Тишковки. Хотя и неизвестно когда основан, однако же можно предполагать, что уже существовал в XVII ст. и принадлежал православию во все время унии. “Ист. Росс. Иер.», III, 754; Ратшин, 440; “Опис. монаст.», 1817 г., 91; “Памят. кн. Подоль. губ. на 1859 г.», Отд. I, 18. 1090. Преображенский – Новодевичий, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Вятке. Основан в 1624 г. и по описи 1628 г. значится: «Да на посаде же в остроге Новодевичь м-рь, а в нем церковь теплая с трапезою Благовещение Пр. Богор., а церковь и в церкви Божие милосердие, образы и книги и ризы и колокола – строенье все государево; да на м-ре же келья игуменьи, 10 келей старицких, а игуменья с сестрами питаются государевым жалованьем денежною ругою. “ В соборном храме находится высокочтимая икона св. исповедников Гурия, Самона и Авива. “Ист. Росс. Иер.», III, 682; Ратшин, 93; “Опис. монаст.», 1817 г., 91; “Памят. кн. Вят. губ. на 1857 г.», 270; на 1870 г., Отд. V, 69, 73, 82, 96, 196; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 248; Токмаков, “Справ. указат. истор. матер.», I, 3 (Дело 1630 г. по челобитью игуменьи Евфимии с сестрами об отдаче им огорода, которым владел насильно посад. челов. Третьяк Резанцев); Строев, “Спис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На колокольне Новодевичьего монастыря в Москве находится один из таких царских колоколов. На нем имеется следующая характерная надпись: «Лета 7138 (1630) апреля в 13 день при великом государе, царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Руси самодержце в его государской державе в 17 лето и при благоверном царевиче и вели­ком князе Алексее Михайловиче всея Руси и при великом госпо­дине святейшем патриархе Филарете Никитиче Московском и всея Руси, поставила сей колокол мати государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, инока великая государыня ста­рица Марфа Ивановна в дом Пречистыя Богородицы Новодевичь монастырь по своей душе; игуменье с сестрами, которые в том мо­настыре будут, за тот наш вклад душу мою в синодике написати, по вся дни поминати». На колоколе изображено распятие Иисуса Христа с предстоя­щими, под ним в клейме агнц в сиянии около головы и с хоругвею на плече 776 . В московских церквах довольно много сохранилось таких цар­ских колоколов, преимущественно царя Михаила Феодоровича. Так, на церкви святителя Николая Явленного на колоколе написано «Божию милостию великий государь, царь и великий князь Ми– хайла Феодорович всея Руси самодержец и его царица великая княгиня Евдокия Лукьяновна и их государские дети государь це­саревич и князь Алексей Михайлович, государыня царевна и ве­ликая княжна Анна Михайловна, государыня царевна и великая княжна Наталья Михайловна сей колокол велели лить в церкви Николы Чудотворца Явленного, что за Арбатскими вороты, лета 7146 (1638) году». В Александро-Свирском монастыре в Олонецкой губернии на­ходится колокол, присланный царем Феодором Иоанновичем в 1585 году. На этом колоколе сохранилась следующая надпись: «Под щет государя царя великаго князя Ивана Васильевича всея Руссии в иноцех Ионы» 777 . Создание колокола и пожертвование его в церковь сыспокон веку на Руси считалось делом Божьим, этим и объясняется обилие колоколов в России, из которых некоторые достигают колоссаль­ных размеров и веса. Колокола создавались не только на пожертвование царей или людей богатых, но нередко мы видим, что даже бедные прихожане по копейкам собирали на колокол.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРЗАМАССКИЙ ВО ИМЯ АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ (НОВОДЕВИЧИЙ), ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Арзамасе Нижегородской губ., основан в 1634 г. по указу царя Михаила Феодоровича арзамасским воеводой кн. Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре - бревенчатую холодную ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: юж.- во имя прп. Алексия, человека Божия, 2 сев.- во имя сщмч. Филиппа, митр. Московского, и прп. Марии Египетской. Согласно описи 1686 г., у вост. стены мон-ря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых. Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный мон-рь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия,- небесных покровителей царской семьи. В 1635 г. царь пожаловал мон-рю хлебную и денежную ругу, к-рая выдавалась нерегулярно и не в полном объеме. Обитель была бедна и немноголюдна (по описи 1686 г., «30 стариц ружных, 20 безружных»). К нач. XVIII в. постройки мон-ря обветшали, в 1708 г. игум. Анисия с сестрами «била челом» царю Петру I , чтобы он дозволил произвести денежный сбор в пользу мон-ря. На собранные средства в 1723 г. были поновлены кельи. В 1744 г. перестроена деревянная Казанская ц., в 1753 г. вместо Алексеевского придела Казанской ц. построен каменный Алексеевский храм с сев. приделом в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1764 г. А. м. был упразднен; Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано арзамасскому во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рю , в к-рый перевели настоятельницу с монахинями. Из-за недостатка помещений в Николаевском мон-ре послушницы А. м. остались на прежнем месте, со временем к ним присоединялись женщины, желавшие посвятить жизнь служению Богу. 18 авг. 1777 г. по прошению клириков и прихожан Алексеевской ц. Владимирский еп. Иероним (Фармаковский) благословил строительство на месте обветшавшей деревянной Казанской ц. каменного храма в честь Вознесения Господня с юж. приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Антиминс и богослужебная утварь из упраздненной деревянной Казанской ц. были переданы в Алексеевский храм. Тем же указом проживавшие при Алексеевской ц. послушницы были переведены в Вознесенскую ц.

http://pravenc.ru/text/75920.html

К 1821 г. в обители проживало 100 насельниц в 36 кельях; в каменной ограде с восточной стороны устроены 42 лавки, крытые тесом, «для бывающей ежегодно 8 июля ярморки, а на четырех углах оной каменныя башни, на каковое устроение игумениею монастырской суммы употреблено 32 000 руб.» (Там же. С. 55, 61, 71). К 1917 г. в К. м. были 2 храма, настоятельский и 2-этажный сестринский корпуса на 28 келий (1910); корпус для трапезной и 2-этажное здание для просфорни и келий (1908-1913); два 2-этажных корпуса (первые этажи каменные, вторые - деревянные), 6 одноэтажных корпусов и 4 флигеля сестринских келий; деревянная сторожка, 4 амбара, скотный двор с конюшней и каретным сараем, в саду - деревянный флигель; вокруг обители - каменная стена со св. воротами; за стенами монастыря - 2-этажный флигель с надворными постройками и деревянный флигель; на сенокосной даче на Толстиковском хуторе - деревянная изба и флигель для рабочих; на лесной даче в Малееве - сторожка с небольшим двориком (ГАРО. Ф. 627. Оп. 235. Д. 558. Л. 57). Святыни. По писцовым книгам 1627 г., в Казанском храме помимо чудотворной Касимовской Казанской иконы почитался образ прп. Макария Желтоводского, «обложен окладом серебренным басман золочен, да у того же образа пелена данья Алексея Чубарева». Царской семьей были вложены в обитель 2 иконы: одну пожертвовала царица Фатима, другую - мать царевича Иакова Мария Никифоровна (урожд. Плещеева). Обе иконы были украшены искусной вышивкой серебром по шелку, согласно преданию выполненной ими собственноручно. В ризнице К. м. также хранилось напрестольное Евангелие 1640 г. малого размера с надписью: «Лета 7150 мая в 4 день дана сия книга евангелие напрестольное с евангелисты серебренными в Касимов город на посад в новодевичь монастырь к церкви пречистыя Богородицы Казанские при священнике Филарете да при Харалампие да при диаконе Мартине и за эту книгу велеть написать во вседневной сенодик род Федора Максимовича Матюшкина и родителей написать: раба Божия Максима, Григория, Ирины, Семиона, Алексея, Андрея, млад. Настасью, Ирину, Анну, Емельяна, млад. Евдокею, млад. Корнилия, млад. Козму, Евдокеи, млад. Никона, Василия, и из монастыря сию книгу не продать и никому не отдать». По преданию, царевич Иаков в благодарность за исцеление пожертвовал в К. м. 2 богатых священнических облачения, тканных серебром по красному рытому бархату. Из обветшавших облачений впосл. были сделаны 2 пелены ( Добролюбов. 1891. С. 72), которые до 1933 г. находились в Пятницкой ц.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Да церковь другая, древяна, клетцки, с трапезою, страстотерпца Христова Георгия, а в церкве образов местных: образ страстотерпца Христовая Георгия на празелени, а у него прикладу венец да гривна серебряны; образ Пречистыя Богородицы Одигитрея на празелени, а у него прикладу гривна серебряна; деисус и двери царские и северские на празелени. А книги и сосуды у обеих церквец одни. Да на колокольнице четыре колокола медных. Строение церковное все мирское " . Церковный причт у обеих церквей также был один, и церковная земля была общая. На церковной земле были две кельи, " а в них " , сказано, " живут черноризица старица Варсунофья да старица Онисья,- питаются от церкви Божий " . Через двадцать лет при Никольском храме был уже придел во имя архангела Михаила, что и отмечено в переписных книгах 1646 г.: " Церковь Николы чудотворца да вверху в приделе церковь архангела Михаила, да церковь другая, с трапезою, страстотерпца Христова Георгия " . Кроме замечания, что на церковной земле находились кельи, в коих жили старицы-нищие, никаких дополнений к вышеприведенному описанию не сделано. В последующих писцовых книгах 1676-1679 годов обе церкви описаны подробно. " Церковь Николы чуд. - древяна, по верху две главы. У той же церкви вверху церковь в приделе Собор архистратига Михаила... другая церковь теплая, древяная, клетцки, с трапезою, во имя великомученика Христова Георгия... Колокольня рубленая, круглая, о осьми углах, верх шатровой з главой; на колокольне семь колоколов... " . Описаны так же, как и в книгах 1623-1625 годов, церковные образа, ризы и утварь, и указано вокруг церквей количество земли, которая принадлежала им и на которой отмечены восемь келий стариц-нищих. В переписных же книгах того же времени (1677-1678 гг.) и тех же писцов о приделе при Никольской церкви почему-то не упомянуто. Через десять лет в писцовых книгах 1687-1688 годов Никольская и Георгиевская церкви описаны почти тождественно с книгами 1676-1679 годов и только при описании церковной земли прибавлено: " ...что в Богдановых книгах Засецского написано на той на церковной земле подле кладбища в восьми кельях нищие старицы,- и в прошлом во 190 году (1682) те нищие старицы по указу Великих Государей переведены за реку Сухону в Новодевичь монастырь " .

http://sobory.ru/article/?object=50419

Арзамас. Алексеевский Новодевичий монастырь. Храмы монастыря: Церковь Успения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Алексеевский Новодевичий монастырь был основан именным указом царя Михаила Феодоровича в качестве " Царского богомолья " в 1634 г. Назван в честь Алексея Божия человека и сына царя, Алексия Михайловича. В монастыре располагались Успенская (1753 г.) и Вознесенская (1777 г.) церкви, а также больничная церковь. Монастырь был окружён высокой каменной стеной с Надвратной колокольней, за стеной находились монастырские постройки и кельи. Часть монастырской стены и построек сохранились в комплексе сооружений на ул. Советской и заняты воинской частью. Новодевичий Алексия человека Божия монастырь, 1 класса, общежительный, в городе Арзамасе. Учрежден в 1897 году из Алексеевской женской общины, образовавшейся в 1764 году на месте упраздненного Алексеевского монастыря, который был основан в 1634 году. В храме Вознесения находится местно чтимые иконы: Божией Матери «Утоли моя печали» и святого Николая чудотворца. В монастыре хранится замечательная резная группа, изображающая погребение Спасителя; она сделана в 1776 году священником городской Спасской церкви Василием Ильиным. При монастыре странноприимный дом, две больницы и золотошвейная мастерская, работы которой славятся не только в Европейской России и Сибири, но и в Греции и Палестине. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре - бревенчатую холодную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: во имя преподобного Алексия, человека Божия, во имя священомученика Филиппа, митрополита Московского и во имя преподобной Марии Египетской. Согласно описи 1686 года, у восточной стены монастыря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых.

http://sobory.ru/article/?object=07873

В июле 1860 года иеромонах Николай выехал на место своего служения. С собой он взял Смоленскую икону Божией Матери, которую хранил всю свою жизнь. На его погребении ее несли перед гробом. Дорога в Японию была долгая и трудная: только поздней осенью он добрался до Николаевска-на-Амуре. За два года до этого Николаевск стал епархиальным городом для Камчатки, Курильских и Алеутских островов, а архиереем был Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) , позже митрополит Московский и Коломенский, знаменитый своей истинно христианской миссионерской деятельностью среди северных малых народов. Он отнесся отечески к молодому иеромонаху и задержал его у себя почти на год, делясь с ним миссионерским опытом и давая мудрые советы. Это было настоящей миссионерской школой, тем «курсом наук», который академия не могла дать практически. «Преосвященный Иннокентий являлся в глазах о. Николая новым Стефаном Пермским, некогда просветителем зырян. В молодости, живя на острове Уналашке Алеутского архипелага и бесстрашно плавая по океану с острова на остров на одноместном челноке из тюленьей кожи, о. Иннокентий Вениаминов методично и ревностно изучал различные алеутские наречия и постоянно записывал свои исследования и наблюдения. Ему удалось поэтому составить алеутский букварь и словарь, а затем и грамматику. По собственным учебникам он обучал туземных детей их языку в основанных им школах. Для своей паствы он написал на алеутском языке ставшую широко известной книгу «Указание пути в Царство Небесное» (выдержавшую ряд изданий и на славянском, и на русском языках в Синодальном издательстве). Он лично перевел на алеутский язык Православный Катехизис и Евангелие от Матфея. Архиепископ Иннокентий научил иеромонаха Николая еще одному: необходимости помогать своим пасомым в их бытовых и культурных нуждах, обучал их ремеслам, гигиене, санитарному делу и борьбе с болезнями» 5 . С вниманием относился Высокопреосвященный (уже митрополит Московский) Иннокентий к Японской Церкви и много лет спустя после проводов иеромонаха Николая в Японию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

4826 Местопребывание – в г. Николаевск (см. Приложение 6. С. 866). В нем наименован еще епископом. Вскоре (1918–1919 гг.?) – архиепископ, с 1924 г. – митрополит. Вторая дата – дата кончины. 4829 Вариант первой даты – 17(30)01.1991 – противоречит официальным сообщениям. Архиепископ с 12(25)02.1997. Входит в Православную межепархиальную комиссию на территории Казахстана (вместе с епископами Алма-Атинским и Чимкентским). 4832 С одновременным управлением Вольским викариатством Саратовской епархии, присоединенным к Уральской епархии (ВССПРЦ. 1925. 2. С. 4). 4846 Отпал в обновленчество сразу же по назначении на кафедру, до хиротонии (РГИА ф. 831, оп .1, д. 272, л. 160). 4848 Хиротонисан (первая дата) по принесении покаяния Святейшему Патриарху Тихону 07(20)04.1924 в грехе пребывания в обновленческом расколе в сане «епископа» Усть-Медведицкого. Принят как иеромонах. 4849 Арестован вскоре по прибытию в станицу Усть-Медведицкую. Осужден на 3 года ИТЛ, но освобожден через 8 месяцев «по пересмотру дела» и назначен на единоверческую кафедру в Мстеру (см. Мстерская). 4850 Дважды отпадал и дважды приносил покаяние в грехе отпадения в григорианский раскол. Вторая дата – окончательное воссоединение с РПЦ. 4851 07(20)04.1924, по принесении покаяния, принят Патриархом Св. Тихоном в общение с Церковью в сане иеромонаха; получил назначение на ту же кафедру (см. Усть-Медведицкая). 4856 Вторая дата – определение на покой с пребыванием в Свято-Успенской Почаевской Лавре, затем переведен в Введенскую Оптину пустынь. Далее см. Козельская. 4859 (Прим. M. Е. Губонина. – Протоиерей Симеон Иванович Шлеев – известный единоверческий деятель и член Поместного Собора 1917–1918 гг. Хиротонисан Патриархом Св. Тихоном в Петрограде 03(16)06.1918 по единоверческому чинопоследованию во епископа Охтенского (см.). По сообщению протоиерея Ник. Вас. Кондевича, в 1920 г. настоятеля Уфимского кафедрального собора, Симон (Шлеев), после совершения торжественного всенощного бдения в соборе (под праздник Преображения), был убит у себя дома засевшими там бандитами. У ММЛ РПИ дата убийства неверна.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010