Среди такого общего смятения раздался набатный звон всех колоколов на монастырской колокольне. Этот набатный звон тотчас же отозвался в городе Николаевске и в соседних селах, всполошил все городское и сельское раскольническое народонаселение и поднял его па ноги. Почти весь город, в котором слышны были шум и отчаянные голоса побиваемых в монастыре, бросился в монастырь па помощь к раскольникам, «иные, по словам «описания», «верхом, иные пешком, иные на запряженных в сани лошадях, так что в самом городе быть было ужасно». Еще более сильное движение к монастырю было из окрестных сел, населенных по чти исключительно раскольниками. В «историческом описании обращения Средне-Никольского, что на Иргизе, раскольничьего монастыря», говорится, что «темнота ночи благоприятствовала буйству раскольников, так что многие являлись с ружьями, пистолетами, копьями, кистенями и дубинками. Понятые, расставленные около монастыря, не выдержали напора бежавших в монастырь». Завязалась еще более ожесточенная борьба между понятыми и раскольниками. Понятые, приставленные в качестве стражи к воротам монастыря и к монастырской ограде, старались преимущественно удержать тех раскольников, которые бежали в монастырь с оружием. Тогда толпы раскольников, оставивши попытку проникнуть в монастырь чрез ворота, полезли в монастырь чрез ограду. Там, в черте монастырской ограды, снова завязалась рукопашная битва. Губернатор Степанов во все время смуты, происходившей в монастыре и за монастырскою оградою, находился в кельях настоятеля монастыря, инока Корнилия. Когда ему сделалось известным то положение, в каком очутился монастырь от постоянно прибывавшей массы раскольников, он, чтобы не раздражать народ, приказал отпереть ворота, а понятым на время оставить монастырь. Даже его собственное положение в монастыре среди разъяренной толпы раскольников, при темноте ночи, было весьма критическое. Поэтому, считая опасным и даже невозможным дальнейшее пребывание в монастыре. Степанов поторопился из монастыря уехать в город Николаевск.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Из сведений сих видно, что число жителей на Амуре, не говоря уже о туземцах, собственно русских, так значительно и между тем так разбросано, что сверх находящегося ныне там священника и назначенного туда второго священника, необходимо еще нисколько причтов, а с тем вместе необходимо открыть не один приход и построить не одну церковь ; а там нет еще ни одной церкви, и часовня только одна: и та в Петровскому где менее всего жителей. Прежде всех и необходимее открыть приход и водворить священника между переселенцами, число коих (500) вероятно увеличится еще более и в числе коих, если еще нет, непременно появятся или забайкальские, или другие раскольники, и потому, в предупреждении всякого совращения в раскол, необходимо, по мнению моему, как можно скорее определить особого священника для переселенцев; а если по местным обстоятельствам окажется, что одного священника будет недостаточно для своевременного удовлетворения всех духовных нужд между переселенцами, (которые вероятно поселены не в одном месте), то водворить в другом месте другого. Находящаяся ныне на Амуре и назначенный туда второй священник, повидимому оба должны иметь место-пребывание в Николаевск-как главном месте и где жителей можно полагать более 2000, и где вероятно будет находиться и школа для кантонистов; а между тем, один из священников должен будет отлучиться в ту или другую сторону, напр. в Петровское зимовье, отстоящее в 90 верстах, для исправления треб или к окольным туземцам по делам миссии, а потому в Кизи нужен будет еще особый священник, а может еще и не один, потому что там число жителей и теперь очень значительно (до 2000); а Кизи от Николаевску отстоит, как можно судить по карте, в расстоянии рекою не менее 250 верст, а сообщения там, как видно, еще очень затруднительны. Но во всяком случае очевидно, что на Амуре необходимо увеличить число священников и следовательно, определить новые штаты и проч., а сколько именно надобно прибавить священников, я, пока не буду на месте, или, пока лично не переговорю с Г. Генерал-Губернатором, или, по крайней мере, не получу от него особой о сем предмете бумаги, ничего не могу сказать о том. Могу только сказать, что можно увеличить число священников на Амуре и без положения новых штатов, впрочем не более двух священников, одного диакона и одного причетника, а именно. После того, что сталось с Камчаткою, вследствие военных обстоятельств, можно полагать с вероятностью, что Правительство уже не захочет восстановлять Петропавловска в прежний вид; потому что иначе надобно строиться с первого камня; а между тем Амур представляет во всех отношениях более удобств, чем Камчатка; а потому находящиеся ныне в Петропавловске три причта будут уже совершенно не у места. Следовательно, два из них могут быть переведены на Амур. Но это сделать ныне, пока не кончится война, чрезвычайно затруднительно, по причине редких сообщений.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь. Благодарю Ирину Ковалеву и людей, работающих на этом замечательном сайте, за столь необходимые Душеполезные чтения. Спаси нас Господи! римма 19 февраля 2015, 17:09 Священномученик Василий Надеждин, помолись о мне грешной и недостойной, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, веди моих детей путем праведным, даруй нам радость счастье, помоги в работе и огради от злых людей. р. Б. Екатерина 19 февраля 2015, 09:46 Прочитала житие. Какой потрясающе кроткий, добрый, мудрый человек - теперь уже святой! Священномучениче отче Василие, моли Бога о нашей молодёжи и наших детках, чтобы нашлись ещё хотя бы пять таких, как ты, и Господь за эти пять праведников не погубил бы нас! Манаенкова Любовь Александровна 25 ноября 2013, 18:38 Спасибо большое за житие Василия. Я живу в селе Шапкино Мучкапского района Тамбовской области. У нас до 1931 года в Михайло-Архангельской церкви служил священник Владимир Фёдоровия Надеждин. Мог ли он быть братом отцу Василию? Помогите, если это возможно, ответить на этот вопрос. Я, Манаенкова Любовь Александровна,руководитель школьного музея и сейчас вместе с детьми занимаемся поиском данных о судьбе нашего храма. Лара 21 февраля 2013, 17:43 Читала последнее письмо к жене и не могла сдержать слез... Батюшка Василий, помолись за нас, грешных... Сергей, Николаевск-на-Амуре 21 февраля 2013, 16:44 Спасибо автору составителя жития Ирине! Священномучениче Василие, моли Бога о нас! протоиерей Алексий 21 февраля 2013, 01:04 Спаси Христос!Свет его пастырской и страдальческой жизни во тьме Богоборческого ига светил,и тьма не объяла его,а впоследствии просвещает и умиротворяет всех нас седящих во тьме и сени смертной,заставляя задуматься каждого-об истинных духовных и материальных ценностях в нашей бренной и быстротекущей жизни!Священномучениче Василие,моли Бога о нас! Lyudmila.Toll 20 февраля 2013, 07:39 Спаси вас Господь Ирина Ковалева за этот рассказ-житие священномученика отца Василия слезы слезы сколько страданий и какая чистота сердца какая великая вера и любовь

http://pravoslavie.ru/59545.html

В нынешнем Благовещенске (на устье Зеи) я располагаюсь поселиться и поставить тут и семинарию. С будущей осени будет приступлено к построению дома для меня, и церковь в Благовещенске, я полагаю, будет готова к весне наступающего года. Графа Амурского мы с Казакевичем проводили до мыса Джай, где освятили место для города Софийска. Но, судя по последним сведениям о реке Уссури, едва ли этот Софийск осуществится. Потому что от вершины Уссури до моря только 60 верст, и места для дороги и поселения хороши. После того мы воротились в Николаевск, где я прожил до 10 августа. Во время пребывания моего на Амуре мною совершено освящение 4-х церквей: в Мариинском, в Михайловском селе, в Николаевске госпитальная и главная. 10 августа я отправился на пароходе «Америка» в Аян, куда и прибыли 16-го вечером. 19-го я выехал и 2-го сентября прибыл в Якутск, где и живу доныне, на квартире и где же думаете? Там, где жил Константин Никифорович. Причину этого Вы, я думаю, не знаете: на 24 февраля кельи мои в монастыре сгорели. Что Вам сказать о самом Якутске? В нем замечательны теперь новые здания: собор и начинающаяся каменная колокольня в монастыре. Собор у нас вышел теперь, благодаря старосте Е. А. Балкашину, великолепнейший, обширнейший (холодная церковь аркою соединена с теплою). Затевается детский приют на пожертвованный капитал, всего до двадцати тысяч. Торговля упадает и от Русских переходит к Якутам. С тех пор, как Новогородов и другие перестали ездить в Удское, Якуты некоторые разбогатели. Но улучшилось ли через это состояние Тунгусов? Бог знает, а кажется – нет, а, напротив, с водворением в Удском исправника, Тунгусы бегут оттуда. Но я пустился уже не по своей дороге. От 20-го сентября я представил Св. Синоду о назначении викария в Америку, и потому, быть может, что я нынешнею весною буду в Иркутске, для участия в хиротонии Епископа. Но, во всяком случае, если только буду жив и здоров, в исходе февраля 1860 года думаю оставить Якутск навсегда, и стану перебираться на Амур, в Благовещенск.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Яко Ты еси Источник освящения и благодати, и Тебе славу воссылаем безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном и Единосущным Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». 1532 Уступленный Россией Китаю еще в 1689 году Амурский край, благодаря энергической деятельности Муравьева, был возвращен России в царствование государя императора Александра II, именно в 1858 году, по Айгунскому трактату 16 мая сего года. 1533 Вместе с возвращением его России, он стал заселяться жителями, переходившими туда из средней России, в нем построены города: Николаевск, Благовещенск и другие, со введением гражданственности в крае, и церковная жизнь православного христианства в нем не только получила чрез то подкрепление, но и значительно усилилась, оживилась деятельность православных миссий в крае и простерлась далее, особенно по распространении пределов русского владычества по прибрежью Японского моря до Кореи. Миссионерская деятельность эта простиралась и на сопредельные с означенным краем русские владения в Америке, а главным двигателем этой деятельности был архиепископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов) , муж по истине апостольский, которому суждено было потом стать преемником святителя Филарета на Московской митрополичьей кафедре. 1534 Но самые большие завоевания за рассматриваемое время совершены были Россией в Средней Азии. Еще в 1853 году беспокойство на границах Европейской России с теми владениями, которые некогда принадлежали грозным полчищам татарской Золотой Орды, повело к войне с Коканом. которая окончилась со стороны России взятием крепости Ак-Мечети, переименованной в форт Перовский. Решено было выставить линию укреплений, которые тянулись бы, с одной стороны, от Оренбургского, а с другой – от Западно-Сибирского генерал-губернаторства. Для этого в 1864 году были отправлены два отряда: из Западной Сибири – под начальством генерала Черняева, а из Оренбургского края – под начальством генерала Веревкина. Генерал Черняев взял Коканскую крепость Аульста, а генерал Веревкин – город Туркестан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Сергий); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 543 душ. крест.); 1864 г., III, смесь, 31 (Ист. свед. об иконопис. в Сибири); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VII, 1727 года, 109 (архим. Сильвестр отрешен от должности, а на его место определен строитель казначей Тобол. архиер. дома); “Русск. истор. Библиот.”, II, 396, 129 (цар. грам. 1622 г. о невоспрещении пашенным крестьянам и другим лицам делать вклады в м-рь), 525, 153 (цар. грам. 1632 г. о ссылке сюда чернеца Соловецкого Митрофана Черкашенина). 313. Николаевский , мужской, ныне приходская церковь в гор. Касимове, Рязанской губ. Основан в XVIII ст. при церкви св. Николая, построенной в 1703 г.; первым игуменом был архим. Олимпий, искусный в иконописании. По штатам 1764 г. оставлен на своем содержании, а потом совсем упразднен и последний из двух его настоятелей архим. Феофан переведен на игуменство в Ольгов м-рь, в 1784 г. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 356; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.”, 332; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., 129; “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 10 (Ольгов м-рь), 44 (быв. м-ри); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1838 г., XXIX, смесь, 42 (о замечат. памятн. древн. в Рязан. губ.); 1841 г., XLI, смесь, 13 (церк. св. Николая в Касимове). 314. Николаевский , женский, 3-го класса, в гор. Туринске, Тобольской губ., в верхней части, на берегу р. Туры. Основан в 1624 г. архиеп. Киприаном, который приказал иеромонаху Макарию отделить из Покровского женского монастыря проживавших там иноков. В 1764 г. он оставлен заштатом и по своей бедности подвергался быть совсем упраздненным, но ревностью жителей кое-как еще поддерживался. Наконец, в 1822 г. по желанию нескольких женщин, обеспечивших монастырь в материальном отношении, и по старанию старца Зосимы, определившего сюда своих сестер, обращен в женский общежительный со степенью 3-го класса. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 460; Ратшин, 523; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., 1, 174; “Опис. монаст.”, 1817 г., 77; Фишер, “Сибир. ист.”, 305; Зверинский, “Список насел. мест Тобольской губ.”, CLXXXIV; “Полн. собр. Закон.”, 1822 года, XXXVIII, 28950; “Тобол. губ. вед.”, 1865 г., 45 (Турин. Николаевск. девичий мон.); “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1846 г., 91 (покупка дер. дома с землею); Строев, “Снис. иер. и настоят.”, 325, 8; “Дополн. к акт. истор.”, VIII, 48 (Акты 1681 г. о монаст. землях; стр. 211, игум. Пахомий); “Собр. госуд. грам. и договор.”, III, X 140 (Об установл. молебствий в 1650 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имел 13 душ крест.); 1877 г., I, Отд. 2, 299 (воспоминания архим. Пимена о старце Зосиме).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

После этого Быков думал подействовать на раскольников угрозою, что при дальнейшем упорстве с их стороны он употребит силу и прикажет всех их вывести из монастыря. Но и эта угроза мало подействовала на раскольников Раскольники «единодушно», по словам «описания» ответили, что если их выведут из монастыря силою, то в таком случае они не будут виновны пред Богом. Затем в «описании» прибавляется: «следовательно, сии раскольники держатся буквально слов клятвы, и вывод их из монастыря силою снимет, по разумению их, с них клятву; ежели б они иначе думали, они бы запаслись оружием, и при том, в толпе сей, простирающейся до трех сот человек, большая часть стариков». Хотя Быков и угрожал раскольникам силою вывести из монастыря, в случае сопротивления, но, не имея на то от губернатора полномочий, он не решился на свой страх привести свою угрозу в исполнение. Не успевши пи чего сделать по возложенному на него поручению, Быков в тот же день выехал обратно в Саратов. Но из замечания «описания», что «появление сего чиновника в монастыре потрясло было дух сопротивления бунтующих», можно предполагать, что при твердых и решительных мерах можно было бы в данное время, хотя, конечно, и не без усилий начать окончательное решение вопроса об обращении Средне-Никольского монастыря из раскольнического в единоверческий. Губернатор Степанов, как ни уклонялся упорно от личного вмешательства в дело обращения монастыря из раскольнического в единоверческий, должен был, наконец, убедиться в том, что его личное присутствие на месте действия составляло чистую необходимость. Действительно, Степанов к вечеру 21 февраля сам приехал в монастырь. Еще не доезжая до города Николаевска с последней станции, губернатор отправил в Николаевск приказ, чтобы все гражданские чиновники, командированные в разное время из Саратова в монастырь для обращения его из раскольнического в единоверческий, равно как и все местные власти города Николаевска с полициею ожидали его прибытия в монастыре. При представлении губернатору, советник губернского правления Зевакин и некоторые другие чиновники, в виду довольно уже позднего времени, предостерегали Степанова относительно каких бы то ни было мер против монастыря и советовали ему начать приложение мер с следующего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Познакомил я Юрия Юрьевича и с отцом Андреем Федоровым, при поддержке и участии отца Андрея было осуществлено несколько православных проектов, один из которых проект «Под покровительством святого Николая» в 2007 году получил грант фонда «Православная инициатива». На этот грант в рамках проекта библиотека выпустила аудио-тактильные издания с иллюстрациями и рассказами о храмах святителя Николая в трех российских городах и украинском городе Николаеве. Проекты библиотеки – отдельная тема, поэтому еще скажу только о таком необычном, как «Школа незрячих экскурсоводов». Я сначала скептически отнесся к этому проекту. Ново-Николаевск (так назывался Новосибирск до революции) основан в 1893 году. Какая история, какие памятники? Вот в Иркутске история, в Москве история, в Петербурге!.. Так я рассуждал поначалу, но потом втянулся, понравилось, и теперь сам вожу экскурсии по трем скверам в центре Новосибирска. Не считаете, что жизнь ваша после потери зрения стала менее интересной?  В каком-то смысле она стала даже интереснее. Появилось больше времени для чтения художественной литературы и духовных книг. Читать я всегда любил, но когда в поликлинике работал, времени для чтения почти не оставалось. Конечно, работу свою я любил, и были у меня разные идеи, как усовершенствовать лечение, какие методы внедрить, но раз по независящим от меня причинам пришлось уйти из поликлиники, это не повод роптать и унывать. Знания никуда не делись, возможность посещать медицинские семинары и конференции остается, особенно сейчас, когда всё в онлайне подключаюсь по интернету к разным семинарам. И консультирую по телефону. Сейчас уже реже – видимо, старею, не тот запал. Считаете ли вы, что испытания помогли вам глубже понять веру?  Думаю, что да. Я и раньше понимал, что есть дела человеческие, а есть Божии, и дела человеческие, как бы они ни увлекали, какими бы нужными ни казались, всё-таки временны, а дела Божии постоянны. Но понимал теоретически, а после потери зрения осознавал это уже на примере собственной судьбы.

http://azbyka.ru/way/konstantin-krotov-b...

Прошу дать указание сельсовету, чтобы на месте не чинили препятствий». Свидетельства о дате освящения молитвенного дома сохранились на том же деревянном подпрестольном кресте, который был перенесен на новое место. Надпись белой краской свидетельствует: «Сей молитвенный дом старанием церк[овной] общины во главе церк[овного] старосты Кошелева Романа Устиновича и другие строители: Скиданов Сергей Григорьевич, Селин Яков Никитич, Савостин Дмитрий Захарович, Толстошеев Павел Алексеевич. Построен с 1955 по 1958 г[од]». На обороте «Освятили сей м/д 23го ноября 1958 г. благочинный свящ. Георгий Козаченко настоятель св. Николаевского м/д с. Линово свящ. Пундер Феогност». Несмотря на то, что молитвенный дом был построен силами прихожан, он считался государственной собственностью, община получила его «в бессрочное и бесплатное пользование». Вскоре после освящения настоятелем стал о.Михаил Прахников. Как можно заключить из имеющихся в наличии документов, о. Михаил был последним священником этого храма. 12 мая 1962 г. община была снята с регистрации, а здание молитвенного дома со временем уничтожено. Сельский клуб находился в храмовом помещении вплоть до начала 1990 гг. Зимой 1991 г. верующие заявили свои права на здание церкви, которое было им возвращено летом того же года. Освящение храма состоялось в конце 1995 г. В настоящее время настоятелем храма является архимандрит Тихон (Самков). Итак, с Божьей помощью, в наши дни древний храм в с. Линово выполняет свою изначальную функцию – является Домом Господним. Невзирая на нанесенные ему в ХХ веке раны, он все же выжил и не до конца утратил свою величавость. Как и два с половиной века назад Николаевская церковь украшает «горюнскую столицу», село Линово. Будем верить и надеяться, что придет тот день, когда ей будет возвращен первоначальный вид, и что еще не одно столетие в ней будут возноситься молитвы «о всех и за вся». БИБЛИОГРАФИЯ Личный архив автора 1. Православная Николаевская религиозная община села Линово. 2. Подшивка 1. Переписка о Николаевск. ц-ви с. Линово с 1954 г. 3. Подшивка 2. Без названия. 4. Рапорт благочинного Путивльского и Бурынского районов архимандрита Димитрия Совенко на имя епископа Сумского и Ахтырского Евстратия от 26 июня 1953 г. по поводу осмотра храмов вверенного ему благочиния. Публикации, статьи, монографии 5. Анатолий (Ключаров), архим. Материалы для истории Курской епархии. Глинская Рождество-Богородицкая пустынь.//Курские Епархиальные Ведомости. Приложение за 1886 г. 6. Багалей Д.И. Очерки из истории колонизации степной окраины Московского государства. М., 1887. 7. Вечерський В.В. Пам Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=16287

Метеорологическая станция снабжена инструментами, проверенными и приобретенными в главной физической обсерватории в Петербурге. Библиотеки при ней нет. Кроме вышеупомянутого писаря Головацкого и его жены, на станции я еще записал шесть работников и одну работницу. Что они тут делают, не знаю. В Корсаковке есть школа и часовня. Был и больничный околоток, где вместе помещались 14 сифилитиков и 3 сумасшедших; один из последних заразился сифилисом. Говорят также, что сифилитики приготовляли для хирургического отделения морской канат и корпию. Но я не успел побывать в этом средневековом учреждении, так как в сентябре оно было закрыто молодым военным врачом, исправлявшим временно должность тюремного врача. Если бы здесь сумасшедших сожигали на кострах по распоряжению тюремных врачей, то и это не было бы удивительно, так как местные больничные порядки отстали от цивилизации по крайней мере лет на двести. В одной избе уже в сумерках я застал человека лет сорока, одетого в пиджак и в брюки навыпуск; бритый подбородок, грязная, некрахмаленная сорочка, подобие галстука – по всем видимостям привилегированный. Он сидел на низкой скамеечке и из глиняной чашки ел солонину и картофель. Он назвал свою фамилию с окончанием на кий, и мне почему-то показалось, что я вижу перед собой одного бывшего офицера, тоже на кий, который за дисциплинарное преступление был прислан на каторгу. – Вы бывший офицер? – спросил я. – Никак нет, ваше высокоблагородие, я священник. Не знаю, за что его прислали на Сахалин, да и не спрашивал я об этом; когда человек, которого еще так недавно звали отцом Иоанном и батюшкой и которому целовали руку, стоит перед вами навытяжку, в жалком поношенном пиджаке, то думаешь не о преступлении. В другой избе я наблюдал такую сцену. Молодой каторжный, брюнет с необыкновенно грустным лицом, одетый в щегольскую блузу, сидит у стола, подперев голову обеими руками, хозяйка-каторжная убирает со стола самовар и чашки. На мой вопрос, женат ли он, молодой человек отвечает, что за ним на Сахалин прибыла добровольно его жена с дочерью, но что вот уже два месяца, как она уехала с ребенком в Николаевск и не возвращается, хотя он послал ей уже несколько телеграмм. «И не вернется, – говорит хозяйка с каким-то злорадством. – Что ей тут делать? Сахалина твоего не видала, что ли? Легко ли дело!» Он молчит, а она опять: «И не вернется. Баба она молодая, вольная, – чего ей? Залетела, как птица, – и была такова, ни слуху ни духу. Вот не то, что я да ты. Не убивала бы я мужа, а ты бы не поджигал, и мы тоже были бы теперь вольные, а теперь вот сиди и жди ветра в поле, свою женушку, да пускай вот твое сердце кровью обливается…» Он страдает, на душе у него, по-видимому, свинец, а она пилит его и пилит; выхожу из избы, а голос ее всё слышно.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010