В Ниловой пустыни монах Виталий подвизался до ее закрытия в 1928 году. Монахи, несмотря на закрытие монастырей и их разрушение, и вне их стен старались вести молитвенный образ жизни и жить по монастырскому уставу. Для этой цели они организовывали монашеские общины. В одной из таких общин, которая называлась»Божье дело», и продолжал подвизаться монах Виталий. Но власти не собирались оставлять и тени христианства на русской земле, и через год община была закрыта, а монахи арестованы по обвинению в неуплате налогов. Монах Виталий был приговорен к пяти годам заключения в исправительно–трудовом лагере и сослан в город Николаевск–на–Амуре на Дальний Восток. В Тверскую область и родные места он вернулся только в 1935 году. Один из знавших его священников посоветовал ему устроиться на свободное место сторожа в храм села Хвошня Пеновского района и заодно нести в храме при богослужениях послушание пономаря. Он так и сделал: устроился на работу в храм сторожем, а жил в деревне Пустошка, снимая комнату у крестьян. В январе 1937 года начальник Пеновского районного отделения НКВД стал вызывать на допросы жителей района, членов сельсовета, бригадира колхоза и колхозников, выбирая тех, кто был враждебно настроен к Церкви и желал скорейшего закрытия храма. Они показали, что дьячок хвошнянской церкви монах Виталий ходит по домам крестьян–единоличников и в самый день Всесоюзной переписи, 1 января 1937 года, он посещал некоторых крестьян; что верующие, и в частности монах Виталий, собирались вместе и читали вслух Евангелие, а также пели церковные песнопения, что происходило это в рабочее время, и представитель местных властей потребовал от них, чтобы они разошлись. «Свидетели» — бригадир колхоза и председатель сельсовета — перечислили всех крестьян–единоличников, ходивших в храм, предполагая, что НКВД их арестует, а храм закроет, и таким образом религиозный вопрос в селе будет решен. В самый день праздника Рождества Христова, 7 января, начальник Пеновского отделения НКВД допросил монаха Виталия.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Священник Александр Волков: любовь к Николаю Чудотворцу записана в нашем культурном коде Церковь и Москва готовы к встрече мощей святителя Николая 13 мая, 2017 Церковь и Москва готовы к встрече мощей святителя Николая Историческое событие состоится в России в конце мая. Частица мощей святителя Николая, называемого в народе Николаем Чудотворцем и Николаем Угодником, 21 мая впервые будет принесена на российскую землю. Святой, одинаково почитаемый в православной, католической, лютеранской и англиканской церквях, в России считается покровителем моряков, путешественников, невинно осужденных и сирот. О том, как будет организован доступ для поклонения святителю Николаю в Москве и Санкт-Петербурге и как лучше верующим подготовиться к этому событию в интервью ТАСС рассказал руководитель пресс-службы патриарха Московского и Всея Руси, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Москве Александр Волков. — Отец Александр, святитель Николай Чудотворец испокон веков почитался на Руси, примером тому сотни храмов и икон с его ликом. На ваш взгляд, почему Николай Чудотворец стал, без преувеличения, одним из самых почитаемых святых? — Николай Чудотворец — святой, которого любят и знают во всем христианском мире, его чтут в Америке и Европе, Азии и Африке. Так много людей получает от него реальную помощь, что почитание этого святого давно вышло за пределы Церкви. На протяжении многих сотен лет он почитается людьми не только как святой, но и как личность, с которой ассоциируется творение добра на новогодние и рождественские праздники. Ведь Санта-Клаус, который приходит к детям по всему миру — это и есть образ святителя Николая, самого доброго и отзывчивого святого. Он почитается во всех уголках нашей страны, как вы правильно отметили, испокон веков. Свидетельства его памяти везде — от Никольской башни Московского Кремля до далекого города Николаевск-на-Амуре. Тысячи храмов и множество монастырей посвящены этому великому святому. Любовь к Николаю Чудотворцу сохраняется в культурном коде русского человека.

http://pravmir.ru/svyashhennik-aleksandr...

Имея попечение о братии, заботясь о благолепии афонского Ильинского скита, отец Гавриил не забывал проявлять заботу и о русских паломниках, отправлявшихся из Отечества в Святую Землю и на Афон. Для этого в 1894-1896 годах в городе Одессе на Ильинском подворье был построен в византийском стиле великолепный трехпрестольный храм. 22 декабря 1896 года архиепископом Херсонским и Одесским Иустином был освящен главный придел его во имя Божьей Матери «Млекопитательницы», 23 декабря освящен правый придел во имя пророка Илии, а 24 декабря — левый придел во имя архангела Гавриила. Были также построены помещения со всеми удобствами для паломников. В 1894 году отец Гавриил заложил в Ильинском скиту на Афоне новый общежительный корпус, постройка которого была закончена в 1898 году. В следующем году он приступил к сооружению фундамента и подвальной части храма. Заботы звали его в дорогу, и в 1901 году, несмотря на слабое здоровье, архимандрит Гавриил был вынужден отправиться в Россию на скитские подворья в Одессе, Таганроге и Ново-Николаевске для распоряжений по хозяйству и назидания братии. Перед отъездом с Афона старец Гавриил, предчувствуя близкую кончину, обратился к братии с прощальными словами: «Мир мой оставляю вам, мир мой даю вам. Если будем носить друг друга тяготы, если будем иметь между собой тот мир, который заповедал нам Иисус Христос, то и сердобольные наши благотворители — истинные чада Святой Православной Церкви, молитвенно незабвенные сыны возлюбленного нашего Отечества — Святой России не имут отставить нас своими щедрыми вспомоществованиями, чем и обитель наша существует по милости Царицы Небесной». Посетив по пути подворья в Константинополе, Одессе и Таганроге, архимандрит Гавриил в октябре прибыл в Ново-Николаевск. 14 октября после Божественной Литургии он почувствовал недомогание. На другой день здоровье его ухудшилось. 18 октября он причастился Святых Христовых Таин, а 19 октября (1 ноября) отошел в вечную жизнь, туда, куда всегда были устремлены все его мысли и пожелания. Это случилось в 1901 году.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=272...

Таким образом, миссия Зевакина и Никулина оказалась бесплодною. В «историческом описании обращения Средне-Никольского, что на Иргизе, раскольничьего монастыря» бесплодность этой новой миссии объясняется тем, что «г-ну советнику не предоставлено было других мер к восстановлению порядка, кроме убеждения; без полномочия же, как сказано в «описании», и самые благоразумные меры были не действительны». Неопределенное положение монастыря после удаления из него Зевакина с Никулиным продолжалось по-прежнему. По-прежнему же продолжали оставаться в монастыре собравшиеся сюда раскольники с напряженным ожиданием видеть развязку начатого дела. Видя безуспешность попыток чрез духовную и гражданскую власть мирным образом устроить обращение Средне-Никольского монастыря из раскольнического в единоверческий, губернатор Степанов решился обратиться для этой пели к содействию власти военной. Действительно, 19 февраля неожиданно прибыл из Саратова в Николаевск жандармский штаб-офицер Быков. Следующего 20 феврали Быков отправился в монастырь, никого не взявши с собою для сопровождения. «По весьма долгом, как сказано в «описании», начально с иноками монастыря, а потом с собравшимися туда крестьянами, разговоре и при объявлении им противозаконного действия, ведущего их к тяжкому наказанию по законам, сопротивляющиеся единогласно объявили Быкову, что Высочайшей воле Государя Императора они не противятся и противиться не смеют, по оставить монастырь сами по себе, за данною пред Богом клятвою не могут». В ответ на это заявление раскольников Быков старался разъяснить им, что «воля царя земного, действующего по воле Царя небесного, разрешает их клятву» и что поэтому они должны выполнить волю Государя Императора. На это в свою очередь раскольники отвечали отрицательно и говорили, что никакая земная власть не может разрешить их от данной клятвы, тем менее может разрешить их от данной клятвы власть, происходящая от заклятых их врагов, от которых они должны обороняться силою, хотя бы то стоило им самой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

После перевода И. м. в единоверие книжный фонд пополнялся единоверческими изданиями, часть его до 1917 г. хранилась в б-ке саратовского миссионерского братства Св. Креста. По постановлениям Пугачёвского исполкома от 20 февр. и 4 марта 1919 г. и в связи с циркуляром Народного комиссариата юстиции об отделении Церкви от гос-ва подотдел охраны культурно-исторических ценностей Пугачёвского исполкома отдал часть б-ки в местный краеведческий музей. Книги и рукописи передавались в Пугачёв и Самару также во время приездов на Иргиз в 1919-1923 гг. М. Н. Тихомирова (впосл. академик), работавшего в Самарском ун-те и в Самарском об-ве археологии, истории, этнологии и естествознания. Главную часть монастырской б-ки Пугачёвский музей получил в нач. янв. 1926 г. в связи с упразднением Балаковского у. В 1935 г. основной фонд книг и рукописей, собранных Пугачёвским музеем в Иргизских монастырях, в т. ч. в И. м., поступил в научную б-ку Саратовского гос. ун-та. В составе рукописей, связь к-рых с б-кой И. м. установлена точно, преобладают крюковые. История Иргиза отразилась в рукописных старообрядческих сочинениях, в т. ч. и примыкавших к т. н. Китежскому циклу. С 40-х гг. XIX в. И. м. исследовали еп. Иаков (Вечерков), Н. И. Варадинов, Н. И. Попов , Д. Л. Мордовцев , П. И. Мельников (А. Печерский) и др. Сводные данные об И. м. имеются в материа-лах переписей 1775, 1815, 1828 гг. (РГАДА, РГИА), источники различного происхождения за весь период истории И. м. хранятся в основном в ГА Саратовской обл. Богатая экспозиция по истории Иргизских монастырей, в т. ч. И. м., с 1919 г. существует в краеведческом музее г. Пугачёва Саратовской обл. (бывш. Николаевск Самарской губ.). 1918-2011 гг. Решением уездного Николаевского совнаркома от 26 янв. 1918 г. И. м. был закрыт, однако монашеская жизнь продолжалась в трудовой артели до кон. 20-х гг. XX в. Передача предметов из ризницы обители в учреждения культуры осуществлялась вместе с передачей фондов монастырской б-ки и на тех же правовых основаниях. В 1923 г. Тихомиров вывез из И. м. и передал в Самарский краеведческий музей уникальную плащаницу (XVI в.), по преданию вышитую супругой кн. Владимира Андреевича Старицкого (ГИМ).

http://pravenc.ru/text/673917.html

С 1716 по 1933 г. было отправлено в Китай 20 миссий и свыше 200 проповедников. Трудами многих поколений строилась Миссия, молитвами святых подвижников освящено ее прошлое. Так святитель Иоанн, митрополит Тобольский, святитель Иннокентий, епископ Иркутский, принимали непосредственное участие в возникновении и развитии. Последний китайский священник о. Григорий Чжу из числа потомков албазинцев почил совсем недавно, в 2000 г. В настоящий момент в Китайской Автономной Православной Церкви насчитывается около 10 тыс. мирян, но нет ни священников, ни епископов, что объясняется позицией китайских властей, не разрешающих после смерти о. Григория рукополагать новых. Албазинская икона в XIX-XX вв. Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 г. капитаном Г.И.Невельским был поднят Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. В 1854 г. по Амуру прошел первый сплав войск, положивший начало присоединению Приамурья к России. Икона Албазинской Божьей Матери, широко известная среди жителей Забайкалья, стала свидетельницей этого выдающегося события. Участник сплава Н.Свербеев, вспоминая начало экспедиции, писал: " На берегу на поляне стоял небольшой стол, покрытый скатертью, на нем - икона Божьей Матери (из Албазина), которою местный священник благословил нас " . Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского и святителя Иннокентия, архиепископа Камчатского ( + 1879, память 31 марта/13 апреля) за несколько лет левый берег Амура был сплошь застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. За одно лето 1857 г. на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков, в т.ч. большие станицы Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия. За лето 1858 г. число поселений увеличилось еще на тридцать. В числе их были основаны три города: Хабаровск, Благовещенск, Софийск. Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/20/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь, отданная России 14.05.2004 324 Время на чтение 9 минут Бывают люди, которые всего себя отдают служению Отечеству. Именно таким человеком и был пламенный русский патриот, замечательный ученый и талантливый флотоводец Степан Осипович Макаров, со дня трагической гибели которого в апреле исполнилось 100 лет. В наше нелегкое, смутное время, когда определенными кругами в России русскому народу активно навязываются чуждые идеалы и западные стереотипы поведения, доблестный пример адмирала Макарова, бескорыстно и верно служившего Родине не за страх, а за совесть, особенно поучителен и актуален. Родился будущий великий флотоводец 27 декабря 1848 г. в приморском городе Николаеве в семье флотского поручика Осипа Федоровича Макарова, выслужившегося из матросов в боцманы, а потом в офицеры. Сама судьба предрекла маленькому Степе стать военным моряком. С раннего детства, вращаясь в морской среде, он мечтал о флотской службе, на которую поступили и оба его старших брата: Иван и Яков. В 1858 г. его отец получил назначение в Сибирскую военную флотилию и от теплых берегов Черного моря и города, названного в честь покровителя русских моряков - св. Николая, будущий адмирал вместе с отцом перебрался в дальневосточный Николаев - город Николаевск-на-Амуре, где поступил в морское училище, готовившее штурманов. Летом кадеты старших классов проходили морскую практику на судах Сибирской флотилии и кораблях русской Тихоокеанской эскадры, исполняя обязанности матросов и унтер-офицеров. Первым кораблем, на котором 12-летний Степан вышел в открытое море, был винтовой клипер " Стрелок " , а в 1863 г. юного Макарова назначили для практики в тихоокеанскую эскадру контр-адмирала А. А. Попова, сперва на клипер " Абрек " , а затем на флагманский корвет " Богатырь " . В США шла тогда гражданская война между промышленным Севером и рабовладельческим Югом. Англия и Франция поддерживали южан и одновременно под лицемерным предлогом защиты Польши, восставшей против Царя, готовили новую Крымскую войну, собираясь опять напасть на Россию. Вот тогда-то, чтобы русский флот не оказался блокированным в своих портах, Александр 2 заранее выслал в Атлантический и Тихий океаны для крейсерских операций против английских и французских военных и торговых судов эскадры адмиралов Лесовского и Попова, которые для базирования выбрали порты Северо-Американских Штатов, ставших в сложившихся условиях союзниками России. В результате этого военно-политического демарша Англия и Франция не решились на войну с Россией, а в США русская поддержка ускорила победу северян над южанами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

4. Викарному архиерею Хабаровской епархии, управляющему Николаевским викариатством, иметь титул «Николаевский» и пребывать в городе Николаевск-на-Амуре. 5. Поручить комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и осуществления механизмов соборности в Церкви разработать и представить на рассмотрение Священного Синода документ, регулирующий принципы управления викариатствами, объединяющими по территориальному принципу часть приходов одной епархии.   ЖУРНАЛ 108 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Красноярского и Енисейского Антония с предложением об образовании новой епархии в Красноярском крае. Справка: Архиепископ Антоний обратился к Святейшему Патриарху и всея Руси Кириллу с рапортом, в котором предложил образовать на территории Красноярского края новую епархию с центром в городе Канске, выделив ее из состава Красноярской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С целью дальнейшего развития церковной жизни в духе решений Архиерейского Собора 2011 года в юго-восточной части Красноярского края признать целесообразным образование Канской епархии, с выделением ее из состава Красноярской епархии. 2. Поручить Преосвященному Красноярскому и Ачинскому внести предложения по территориальному разграничению Красноярской и Канской епархий, имея в виду необходимость соблюдения равновесия между числом приходов в каждой епархии и их доступностью для полноценного пастырского окормления епархиальным архиереем. 3. Вернуться к вопросу об образовании Канской епархии, определении ее границ и титуловании ее епархиального архиерея после получения упомянутых предложений.   ЖУРНАЛ 109 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении Преосвященных. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Красноярским и Ачинским быть архиепископу Орловскому и Ливенскому Пантелеимону. 2. Выразить глубокую признательность архиепископу Пантелеимону за понесенные труды в Орловской епархии. 3. Преосвященным Орловским и Ливенским быть архиепископу Красноярскому и Ачинскому Антонию. 4. Благодарить Преосвященного архиепископа Антония за многолетние труды по возрождению церковной жизни в Красноярском крае.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1639860...

Германского посланника в Пекине китайские солдаты убили – так гласят многократные известия; что с прочими посланниками в Пекине – до сих пор достоверно не известно. Грозовые облака сгущаются. 21 июня/4 июля 1900. Среда. С восьми часов посланник Александр Петрович Извольский приехал на экзамены. Миссия не избалована подобною любезностию со стороны наших представителей здесь. Потому это было очень лестно. Мы с ним экзаменовали учениц по Закону Божию до половины десятого часа, после чего я показал ему всю нашу Женскую школу. Затем отправились в Семинарию и экзаменовали второй класс, где шестнадцать учеников, но Священной Истории Нового Завета. Просидел посланник до половины одиннадцатого и сказал, что по делам нужно домой, почему я провел его по Семинарии и потом проводил до экипажа. По-видимому, посланник – очень добрый человек и будет расположен к Миссии. Впрочем, расположением всех посланников до сих пор, слава Богу, Миссия обижена не была. Все были любезны и добры к Духовной Миссии, хотя не заходили в своем благоволении до посещения экзаменов ее школ. Часа в два посетил Миссию проезжий здесь князь Алексей Долгоруков, едущий во Владивосток и Николаевск по золотопромышленному делу. Показал ему Токио с колокольни, потом школы. Служит он в Министерстве иностранных дел. С семейством князя Мещерского хорош, в Дугине бывал. Катехизаторы начинают собираться на Собор. 22 июня/5 июля 1900. Четверг. В десять часов начался выпускной акт в Женской школе. Я пошел в рясе и панагии. Пропели молитву, прочитала инспектрисса Такахаси списки; я роздал свидетельства окончившим курс девяти воспитанницам, потом первым по всем другим классам – похвальные книжки, потом – по куче книг богословских кончившим, в напутствие; за сим сказал им поученьице, что, мол, «пусть душою никогда не расстаются с воспитавшею их школою, как душевно не расставались с родителями, будучи в школе; а это будет, если они станут жить всем лучшим, что усвоили в школе: привыкли здесь молиться – пусть всегда молятся, часто очищали и питали душу святыми таинствами – всегда пусть и наблюдают это; жили здесь в мире и любви между собой – пусть всегда со всеми живут мирно и в христианской любви, трудились, исполняли свой долг здесь – пусть это будет их обычаем на всю жизнь. «Храните душевную и телесную чистоту, в коей соблюдались здесь. Точно лилии полевые вы цвели здесь, точно беззаботные птицы росли, но уже вы выросли, воспитали в себе силы душевные, теперь в дело употребляйте их. В мир вы выходите, там борьба добра со злом – будьте воительницами Христовыми, побеждайте добром злое, не дайте победы злу над собою. – Вождь ваш Христос – вечно с вами, и Ангелы Божии готовы всегда охранять всех… В душах ваших горит ныне свет веры, свет благодати Божией – не дайте дуновению мира погасить его, освещайте им путь себе и другим, согревайте этим теплым светом себя и других – да поможет вам в этом Господь! " …

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек. Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур. Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику Максиму, «проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве», митрополит Игнатий писал: «Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается». Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды – появились первые крещенные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири († 1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени. Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского († 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского († 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы – Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года – более тридцати поселений, среди них три города – Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

http://pravicon.com/info-2

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010