протестант. государей. С одной стороны, он ценил праотеческую традицию, с другой - опасался вызвать протест в среде духовенства. Светская власть при П. А. взяла на себя функции защиты правосл. веры. Борьба с «раскольниками» - старообрядцами была одним из важнейших направлений совместных действий власти и Церкви. Особой поддержкой П. А. пользовался архиеп. Нижегородский Питирим (Потёмкин), инициативный, изобретательный борец со старообрядчеством в Поволжье. Сам бывш. старовер, архиепископ был своеобразным теоретиком борьбы с расколом, автором полемической кн. «Пращица Духовная» (1721), которую в лит-ре называют «Книгой русской инквизиции» (см.: Морохин А. В. Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим: Церк. деятель эпохи перемен. Н. Новг., 2009). Законодательство о старообрядцах кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. имело неуклонную тенденцию к ужесточению и в рамках «регулярного» гос-ва приобрело тотальный характер. Это выражалось в усилении контроля Церкви над прихожанами - бывш. староверами, в борьбе с укрывательством раскольников (злостный укрыватель по закону подлежал казни как противник власти), в беспощадном преследовании «старцев-расколоучителей», в облавах на общины, укрывавшиеся в лесах. С введением подушной подати на староверов положили двойной подушный оклад. При этом власть подтверждала, что двойной оклад не означал легализации старообрядческого учения и двойное обложение сделано, согласно указу, «не для того, чтобы они свою раскольническую прелесть рассеивать могли и других учили» (ПСЗ. Т. 6. С. 739-742. 4052). Это было одно из многочисленных постановлений, направленных против любых форм распространения старообрядческой веры. Запрещались все старообрядческие общественные богослужения, строго преследовалось хранение дониконовских книг. Категорически запрещалась передача основ старообрядческой веры др. лицам, в т. ч. внутри семьи. За «совращение» хотя бы одного человека в старообрядчество «совративший» рассматривался как расколоучитель ( Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибир.

http://pravenc.ru/text/2580356.html

Каждый человек призван обрести себя, найти своё место: во-первых, в пространстве культуры – в том процессе по возделыванию Райского сада, боготварной природы; во-вторых, во времени истории – в той традиции передачи из поколения в поколение опыта возделывания собственной человеческой природы и Божьего творения. Согласно западноевропейской научно-философской традиции, под культурой понимается образ жизни. Применяя этот подход в данном контексте можно сказать, что культура есть, то каким образом человек возделывает себя и возделывает окружающий его мир. В процессе этого возделывания ключевым моментом является слово. В старославянском оно именуется глаголом. То есть той частью речи, которая раскрывает действие. Православие по-гречески и на других языках звучит ка « Ортодоксия» – т.е. правильное, прямое прославление Бога. В этом слове выражено главное предназначение человека на земле – воздавать славу Творцу от имени всякой твари. Сам этот процесс правильного прославления Бога является в духовном мире главным действием, преобразующим земной мир. Говоря современным языком богослужение – наше словесное служение Богу, каждый раз «переформатирует» этот земной, дольний мир, вознося его к чистоте и высоте горнего мира. Поэтому верующие христиане в Священном Писании называются « народом Божиим», « Царственным священством». Прилагательное « отечественная» возводит нас к слову Отец. Оно происходит от древнеиндоевропейского и даже ностратического корня atta — «отец». Концепт «предок» в индоевропейских языках выражался через корень atta, а в славянских через корень ot ъ. Последний корень можно сравнить с семантическим значением русского предлога « от», выражающим идею истока, изначальности. Отсюда, вероятно, происходит в индоевропейских языках и корень «один» — имеющий в славянских языках значение первого, исходного числительного, а в скандинавских языках имя собственное — « Один», название верховного божества, имеющего параллельные именования « всеотец», « высокий», « повелитель людей» (О том, что русское числительное « один» и скандинавское имя собственное « Один» не просто звуковое совпадение, но имеют общие корни в индоевропейской древности свидетельствует родственная связь между предлогом « от» в русском и « auf» (предлог « на, до»; наречие « открыто вверх») в немецком, « out» (« из, вне», « вон, прочь, наружу») в английском и т.д.).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/pr...

Амвросий положил такую резолюцию: «академическое правление совершенно нерезонно отговаривается, что оно не знает, когда и кем ученик уволен из академии; ибо кроме его уволить оного некому. А ежели бы оно не увольняло его: то бы должно было об отпуске его из академии репортовать консистории. Почему подтвердить оному, чтобы оно никого из учеников не увольняло из академии; об отлучающихся же самовольно немедленно репортовало» 27 . С 1816–1818 г. благочинные или духовные правления в разное время года постоянно высылали при репортах или к преосвященному или в консисторию или прямо в академию священноцерковнослужительских детей урослых, годных в училище по годам, но вовсе не обученных, академистов, праздно живущих, церковников, не определенных ни к какому месту. В это время детей больных, которые напр. по причине отморожения ног даже ходить настоящим порядком не могли, кроме того, что на коленах, иногда высылали в Казань или уездный город для освидетельствования во врачебной управе. Преосв. Амвросий приказывал всех детей священноцерковнослужительских без изъятия записывать в академию. Неспособными к учению считались косноязычные, заиковатые, глухие, немые, малоумные. Если отец одновременно привозил в академию двух или трех сыновей и одного из них урослого, то преосв. Амвросий позволял иногда урослому помимо школы искать место причетническое или послушническое. Урослый церковник легче и скорее избавлялся от школы, если добывал себе заручное от прихожан одобрение. Справки и репорты благочиннические о священно-церковнослужительских детях и праздно живущих и больных академистах были присылаемы исправно, розыски о детях и строгие меры не прекращались до 1818 года; но в духовенстве все-таки оставались урослые. В период 1798–1818 г. академия казанская приняла по своему составу исключительное значение духовно-учебного заведения: в нее принимаемы были только дети священноцерковнослужителей консисторских, правленских приказнослужителей. соборных сторожей, тогда как прежде в семинарию открыт был доступ и другим сословиям и инородцам. Во все описываемое время мы знаем только один случай принятия в ученики академии лиц не духовного звания: это два брата Христофор и Григорий Максимовичи дети дворян. Они оба, но приказанию преосв. Павла Зернова, приняты в 1810 году. В академию поступали из округов по казанской губернии: казанского, чистопольского, чебоксарского, царевококшайского, свияжского, теттошского, цивильского, ядринского, спасского, козмо-демьянского, мамадышского, лаишевского, – по симбирской губернии: симбирского, сызранского, буинского, алатырского, курмышского, сингилеевского, карсунского, ставропольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Академическое правление поэтому подначальных поручало для ближайшего за ними насмотра расходчику, или учителю сениору и префекту, на обязанности которых было доносить о поведении подначальных; и по окончании эпитимии аттестовать. Иные подначальные занимались больше пьянством, нежели исполняли послушание в пользу академии; по неделе и более, неизвестно куда, без всякого спроса пропадали из академии. Для укрощения буйства их сажали в пустой покой. Академические чиновники, на которых возложен был надзор за поведением подначальных, и сами наставники и ученики часто жаловались академическому правлению на обиды от буйных подначальных церковников. Подначальные своим поведением, побегами из академии и неявками на академические работы не мало увеличивали и канцелярское академическое делопроизводство. Из-за них у академического правления часто завязывалась и без того тогда сложная переписка с консисториею, съезжим домом, казенной палатой. Под эпитимию посылались иногда с отрешением вовсе от места, иногда с лишением доходов во время эпитимийного срока, иногда с предоставлением половинной части доходов для содержания семейства. Подначальные пользовались в академии казенным продовольствием. Если их было больше 20–25 человек, то допускалась передержка съестных припасов. В ведомостях провизных особою статьею показан расход провизии на подначальных. 5) Изыскание способов к усовершенствованию русских приходских и уездных училищ Состоящие в казанской епархии русские училища, алатырское, симбирское, курмшыское, чебоксарское и карсунское и по внешнему и по внутреннему устройству зависели от академии. Училища не пользовались никаким определенным из казны окладом, а получали на свое содержание из епархиальных источников и от академического правления из неокладной суммы. В силу резолюции пр. Серапиона, последовавшей на докладе академического правления в 1801 г. феврали 21-го дня, назначен был денежный сбор с детей, поступающих в училище, с священнических по одному рублю, диаконских по 50 коп., дьячковских и сирот по 25 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

88 Тому же мнимому, грязному самоуничижению, тому же кощунственному истреблению греха грехом поучал Радаев и свои жертвы. «Сие крайнее безумие своей душе сноровити: ей надо волю давать духу действовати. Лучше дух, что делает самое негодное, нежели мы сами хорошее. С которой, по-видимому, я хуже поступлю, то лучше устоит. Коль велие безумие делают те, которые себя берегут; разве они умнее Бога. Нужно смирить себя, чтобы не хвалиться чистотой своей». 89 Но, может быть, то – предания старины, хотя и не глубокой? Может быть теперь, под влиянием цивилизующих понятий, при смягчении нравов, исчезли уже с лица земли эти безобразия, прикрываемые знаменем нелепых религиозных доктрин? Раскроем страницы современных следственных дел и посмотрим, что в них начертано рукой следователей, которые для некоторых, изведавших глубину падения, заменяли временами как бы отцов духовных, пред которыми они порывисто, со слезами раскаяния, хотели излить свою душу так, что последним большого стоило труда записывать в порядке их показания, отделять субъективные чувства от объективных фактов. Так писал нам один из следователей. Начнем с того, что непосредственно слышали на суде в ноябре прошедшего года в г. Мамадыш из уст той самой хлыстовки, которая ораторствовала, чем мир держится. «И в ваших стихирах, – говорила она, – поется: отложим всякое житейское попечение, тайну образующее». В чем эта тайна, объяснить она не пожелала, а муж ее, по окончании заседания, сказал своему местному священнику: «Ивановский еще в десять раз больше поседеет, а тайны нашей не узнает». Но, откроем некоторые следственные делопроизводства. В 1894 году в Алатырском уезде (Симб. губ.), во время производства следствия о хлыстах, прикосновенных к делу женщин подвергали медицинскому освидетельствованию, по подозрению в оскоплении. Оскопления не оказалось, но все освидетельствованные девицы, далеко уже не молодые, найдены потерявшими чистоту. 90 Между хлыстовками Спасского и Чистопольского уездов Казанской губернии у женщин замечался необычный, испитой цвет лица, при отсутствии деторождений замужними женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

- Помимо борьбы с зависимостью человека от алкоголя, какие задачи решает ваше епархиальное общество? - Забота о духовном и физическом здоровье - важная составляющая жизни каждого человека. Но современный мир ставит на пути к нему все больше препятствий в виде разнообразных зависимостей, разрушающих человека, начиная с алкоголя и наркотиков, заканчивая игроманией. Психотерапевты называют сегодня порядка 400 видов зависимостей, многие из которых - прямое порождение греха. Основными задачами православных обществ трезвости являются: противодействие пьянству, наркомании, табакокурению, игромании, сквернословию, утверждение трезвого образа жизни, возрождение духовно-нравственных традиций трезвения, оказание информационной и практической помощи всем страждущим, зависимым и их семьям через духовные психо-терапевтические программы. Пагубные зависимости имеют био-психо-социо-духовную основу, согласно которой надо работать всем: и врачам, и психологам, и властям, и, конечно, представителям религиозных организаций, которые смогут помочь человеку найти главный корень его бед - оскудение духовности. Последняя составляющая не может решаться только человеком (опытным врачом, ученым, психологом, специалистом в погонах) - здесь главным целителем является Господь Бог! Мы стремимся не только к телесной трезвости, а к такому трезвению, при котором человек идет дальше - встает на путь трезвения духовного - к вечности, к Богу. Поэтому наши программы основаны на вере в Божью помощь. При этом мы сотрудничаем с медициной, наркоконтролем, властями и общественными организациями - только вместе мы сможем противостоять греховным порокам общества. Мы контактируем с православными обществами трезвости от Владивостока до Калининграда, с организациями Минздрава, МВД, Минобразования, Минмолодежи, ФСИН, Минобороны, с органами власти, а также со многими общественными организациями. Наш опыт был востребован в Омской, Иркутской, Алатырской, Львовской и других епархиях. «Избави нас от лукавого» - Не все люди могут признать себя зависимыми. Возможно ли убедить такого человека начать лечиться и бороться со своей страстью?

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/13/vlad...

29.05(11.06)1993 12(25)07.1993 ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ 12(25)07.1993 Сщмч. Иоанн Троянский (Трояновский) САСОВСКАЯ, обн. 28.11(11.12)1922 11.1924 ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ 18.02(03.03)1925 28.05(10.06)1929 БУГУРУСЛАНСКАЯ РЫБИНСКАЯ 25.02(09.03)1932 в/у ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ВЕЛИКОЛУКСКАЯ 14(27)05.1935 01.1936 ОСТАШКОВСКАЯ 01.1936 10(23)07.1937 Иоанн Туторский КУРГАНСКАЯ, обн. Иоанн Тюрин СЕВЕРО-ДВИНСКАЯ, обн. 12.1931 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ, обн. 09(22)04.1936 НОВОРОССИЙСКАЯ, обн. 09(22)04.1936 10(23)08.1937 Иоанн Хома в/у БОРИСОВСКАЯ 28.02(13.03)2002 18(31)03.2002 БОРИСОВСКАЯ 18(31)03.2002 24.09(07.10)2002 БРЕСТСКАЯ 24.09(07.10)2002 Иоанн Чернобаев ЛУКОЯНОВСКАЯ, обн. 08(21)06.1925 13(26)02.1926 Иоанн Широков ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ 22.10(04.11)1929 20.05(02.06)1931 в/у КАЗАНСКАЯ ЧЕБОКСАРСКАЯ 20.05(02.06)1931 16(29)07.1931 ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ, паки 16(29)07.1931 03(16)09.1931 ВОЛОКОЛАМСКАЯ 03(16)09.1931 28.03(10.04)1934 БАЛАХНИНСКАЯ 28.03(10.04)1934 20.04(03.05)1934 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 28.03(10.04)1934 20.04(03.05)1934 МУРОМСКАЯ 20.04(03.05)1934 01(14)05.1934 ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ 01(14)05.1934 01.1936 ДМИТРОВСКАЯ 01.1936 06(19)07.1936 ВОЛОКОЛАМСКАЯ, паки 06(19)07.1936 14(27)04.1937 в/у РЯЗАНСКАЯ Иоанн Ягодинский НИЖНЕЛОМОВСКАЯ, обн. 26.02(11.03)1923 04(17)03.1925 ЛУКОЯНОВСКАЯ, обн. 04(17)03.1925 23.05(05.06)1925 НИЖНЕЛОМОВСКАЯ, обн., паки 23.05(05.06)1925 Иоанн (Иона) Яцкович Борзобогатый-Красеньский в/у ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ в/у ЛУЦКАЯ 1566(1569?) ПИНСКАЯ ЛУЦКАЯ Иоанникий (фамилия неизвестна) АЛАТЫРСКАЯ Иоанникий (фамилия неизвестна) МИХАЙЛОВСКАЯ 05(28)12.1923 Иоанникий ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ Иоанникий ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ 1497(1491) Иоанникий Грек КОЛОМЕНСКАЯ 24.03.1724 Иоанникий Горский СТАРОРУССКАЯ 16.01.1855 15.04.1856 САРАТОВСКАЯ 15.04.1856 17.07.1860 ВАРШАВСКАЯ 17.07.1860 16.11.1875 ОДЕССКАЯ 16.11.1875 01.03.1877 Иоанникий Дьячков КИРИЛЛОВСКАЯ 30.09.1907 30.11.1916 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 30.11.1916 КАЗАНСКАЯ, обн. КАЛУЖСКАЯ, обн. Иоанникий Ефремов БЕЛГОРОДСКАЯ 03.07.1905 15.11.1913 Иоанникий Зейкан МУКАЧЕВСКАЯ 08.11.1686 Иоанникий Иванка

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ВЯЗЕМСКАЯ 29.07(11.08)1933 11.1936 СМОЛЕНСКАЯ 11.1936 16(29)10.1937 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 10.04.1877 09.12.1878 ЛЮБЛИНСКАЯ 09.12.1878 07.06.1885 НИЖЕГОРОДСКАЯ 07.06.1885 25.11.1888 ЖИТОМИРСКАЯ 25.11.1889 13.04.1902 Св. Моисей в/у НОВГОРОДСКАЯ, нареченный 02.1326 НОВГОРОДСКАЯ 02.1326 05.1329 НОВГОРОДСКАЯ, паки Моисей РЯЗАНСКАЯ 10.01.1638 15.02.1651 Моисей ТВЕРСКАЯ 29.01.1453 Моисей Близнецов-Платонов ПЕНЗЕНСКАЯ 25.03.1808 28.05.1811 НИЖЕГОРОДСКАЯ 28.05.1811 10.01.1825 Моисей Богданов-Платонов Антипов СТАРОРУССКАЯ 02.03.1824 28.11.1827 ВОЛОГОДСКАЯ 28.11.1827 24.11.1828 САРАТОВСКАЯ 24.11.1828 12.03.1832 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 12.03.1832 13.07.1834 Моисей Гумилевский ФЕОДОСИЙСКАЯ 05.06.1791 05.10.1792 Мстислав Волонсевич ВЕЛИКОЛУКСКАЯ 20.02(04.03)1956 26.07(08.08)1957 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 26.07(08.08)1957 08(21)02.1958 ОМСКАЯ 08(21)02.1958 02(15)07.1959 ВОЛОГОДСКАЯ 02(15)07.1959 12(25)05.1965 НИЖЕГОРОДСКАЯ 12(25)02.1965 01(14)05.1966 ВЯТСКАЯ 24.09(07.10)1967 20.03(02.04)1978 Наасон (Иасон, Нассон) СМОЛЕНСКАЯ Назарий Андреев АЛАТЫРСКАЯ 01.07.1912 09(22)02.1918 в/у КРАСНОЯРСКАЯ 09(22)02.1918 КРАСНОЯРСКАЯ 09(22)02.1918 КРАСНОЯРСКАЯ, обн. СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 03(16)01.1925 РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ, обн. 03(16)01.1925(?) РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ, григ. Назарий Блинов ЧЕРКАССКАЯ 31.01.1910 в/у КИЕВСКАЯ ТОБОЛЬСКАЯ в/у ЧЕЛЯБИНСКАЯ ТОБОЛЬСКАЯ, паки (1931) Назарий Кириллов КИРИЛЛОВСКАЯ 24.10.1893 13.11.1893 ГДОВСКАЯ 13.11.1893 21.10.1897 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 21.10.1897 20.01.1901 НИЖЕГОРОДСКАЯ 20.01.1901 13.08.1910 ПОЛТАВСКАЯ 13.08.1910 08.03.1913 ХЕРСОНСКАЯ 08.03.1913 28.09.1917 в/у КУРСКАЯ КУРСКАЯ 23.09(06.10)1923 в/у КУРСКАЯ 19.06(02.07)1927 Нафанаил ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 06.08.1347 Нафанаил II ВЛАДИМИРСКАЯ( Суздальско- Владимирская) (07.1401) Нафанаил ПОЛОЦКАЯ 10.1524 Нафанаил СМОЛЕНСКАЯ Нафанаил ЧЕРНИГОВСКАЯ Нафанаил Леандров САРАПУЛЬСКАЯ 01.10.1878 05.04.1882 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 05.04.1882 08.01.1888 Нафанаил Павловский ПОЛТАВСКАЯ 08.09.1830 12.05.1834 ПСКОВСКАЯ 12.05.1834 27.08.1849 Нафанаил Савченко

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богатство и промышленность были, кажется, идеалом самого Селиванова, о котором пророки людей божиих пророчили: «и отдадутся ему все иностранные товары, и дастся образ спасительный – вилы, цеп и пила» – орудия земледельческой и плотничьей работы. В песнях скопческих воспеваются «все скопцы-купцы русские, миллионщики знаменитые», да «плотнички московские и петербургские». В Симбирской губернии, по словам г. Крыжина, между совратившимися в скопчество крестьянами становилось заметно улучшение в их хозяйственном быту; они перестраивали дома в более обширном виде, одевались чище, жили опрятнее своих односельцев, и некоторые начинали вести мелочную торговлю. Многие и в скопчество поступали из-за одной потребности обогащения, тем более что скопческие пророчицы предсказывали каждому: «будешь золотом владеть и за батюшкою петь». У главного скопца симбирского, алатырского мещанина Милютинского, на поясной фабрике, говорят, обеспечены были работой до 200 женщин и девок. Даже на крайнем севере, в туруханском краю, скопцы вместе с духоборцами были главными распространителями ремесленности: они, между прочим, ввели там в употребление незнаемую дотоле пилу продольную и поперечную, самопрялку, которую потом усвоили и остяки, улучшили лодочное мастерство, были лучшими кузнецами и снабжали своими кузнечными изделиями жителей на пространстве более 300 вёрст. На станке Костинском, в 70 верстах от Туруханска, где всего 4дома, семь скопцов живут, под именем братьев по Боге, в одном большом, хорошо устроенном доме: у них устроена особая лодочная мастерская, особая кузница и слесарная, особая плотничья и столярная комната, и между ними есть даже часовой мастер. Все они чрезвычайно трудолюбивы. Одним словом, раскольники всех сект весьма любят заниматься ремесленностью и устраивать фабрики и заводы; поэтому они и богаче православных. Они сами с гордостью говорят: «держащиеся старой веры живут гораздо богаче держащихся новой веры» 139 . При такой наклонности раскольничьих сект к ремесленности, к фабрикам и заводам, естественно, к ним или к детям их лучше всего подходить с реальным образованием через их мастерские, через их фабрики и заводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

После погрома Стеньки, Борятинский пошел в Алатырский уезд, где собралось порядочное мятежное ополчение из алатырцев, корсунцев, курмышцев, арзамасцев, саранцев, пензенцев. Народу было тысяч пятнадцать в этом полчении. 12 ноября князь стоял близ мятежного села Усть-Уреня, на берегу Кондарати; на другом берегу стояли его неприятели; расстояние между ними было не более полуверсты. Князь описывал это дело так: «И стояли полки против волков с утра до обеда; я того ожидал, чтоб они перебрались за переправу ко мне, а они за переправу ко мне не пришли». 300 Наконец, когда надоело такое ожидание, князь приказал намостить сына через реку; пехота перебралась: «Велик был бой, стрельба пушечная и мушкетная беспрестанная (продолжает князь), и я тех воров побил и обоз взял, да одиннадцать пушек, да двадцать четыре знамени, и разбил всех врознь; побежали они разными дорогами; и секли воров конные и пешие, так что на поле в обозе и в улицах Усть-Уренской слободы за трупами нельзя было и проехать, а крови пролилось столько, как будто от дождя большие ручьи потекли». Пленные были частью казнены, частью отпущены после привода их ко Кресту. Эта победа нанесла такой страх, что алатырцы вышли с образами, с повинною; тоже сделалось с Корсуном: мятежные села этих уездов положили оружие; более упорные бежали к Саранску и к Пензе; но когда войска занялись укрощением других городов, в декабре в Алатырском уезде опять собрались мятежнические скопища и оправились на село Апраскино; но посланный против них думный дворянин Леонтьев побил их наголову; зачинщики казнены, а толпа, состоявшая почти вся из язычников, приведена к шерти 301 . Тогда ратные люди сожгли все села и деревни, где был притоп возмущения. На север от Симбирска, по всему протяжению нагорной стороны, в уездах Цывильском, Чебоксарском, Козьмодемьяновском, Ядринском и Курмышском господствовало волнение между черемисами, чувашами и мордвой. Ополчение их было тогда до десяти тысяч; но когда, после разбития Стеньки, на них пошел с войском князь Данила Борятинский, брат симбирского победителя, то они, после первых стычек, разбежались и потом со страхом шли приносить повинную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010