Средств на восстановление не хватало, поэтому монастырь ещё несколько лет находился в глубоком запустении, пока не был назначен в возрождаемую обитель наместник. В октябре 1995 года по благословению митрополита Варнавы (в то время архиепископа) наместником обители был назначен иеромонах Иероним (Шурыгин), впоследствии ставший игуменом монастыря и затем - архимандритом. До этого он служил в Псково-Печёрском монастыре, на Святой Земле в Иерусалиме и в Пантелеймоновом монастыре на Афоне. С его приходом началось возрождение Алатырской Троицкой обители и монашеской жизни. Почти сразу вокруг настоятеля о. Иеронима собралась довольно мощная православная община, её трудами и молитвами очень быстро начал отстраиваться монастырь. Первым летом 1996 года был освящён храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Уже к концу 1997 года появился пещерный храм прп. Серафима Саровского, которого здесь почитают особо. Сохранились свидетельства, что прп. Серафима когда-то хотели назначить наместником Алатырского мужского монастыря, да только батюшка Серафим предпочёл остаться на ставшей ему родной Нижегородской земле. В 1997 году в ходе восстановительных работ были открыты останки архиманрита Гавриила. По свидетельству очевидцев, тело отца Гавриила сохранилось в виде чистых костей ровного желтоватого оттенка, что обычно свидетельствует о богоугодной жизни усопшего. Чудотворные иконы - " Нерукотворный Спас " и " Божией Матери Казанская " во время закрытия монастыря хранились в Крестовоздвиженской церкви города (были возвращены монастырю в 1996 году). 3 октября 1998 года был освящён восстановленный храм прп. Сергия Радонежского, а ещё раньше, 4 августа решением Кабинета Министров Чувашской республики все восстановленные монастырские храмы были включены в число охраняемых государством памятников истории и культуры. В июле 2001 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Патриарх совершил Божественную литургию в храме прп. Сергия Радонежского. А уже в следующем году по его благословению начались работы по строительству главного храма обители - собора Живоначальной Троицы с нижним храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы (высота 46 м).

http://sobory.ru/article/?object=04998

отменил право обители на сбор таможенных пошлин в течение одного торгового дня «на вино церковное, на ладан, на воск и на церковное строение», который был установлен в период правления царя Феодора Михайловича, и заменил эти доходы гос. жалованьем - годовой ругой (ААЭ. Т. 4. 157). 10 нояб. 1682 г. указом царей Иоанна и Петра Алексеевичей властям М. Ж. м. было предоставлено право на полный сбор в их казну таможенных ярмарочных пошлин. Тем же указом архим. Павлу (Моравскому) с братией предоставлялось право «чинить расправу... во всяких торговых делах». В 1685 г. все доходы М. Ж. м. от ярмарки составили 10 673 р.- колоссальную по тем временам сумму. Это были пошлины с продажи соли, рыбы, меда, а также т. н. конские пошлины, доходы от аренды 672 лавок, 448 шалашей, 7 торговых мест, 80 хлебных и квасных печей, с 2 изб и т. д. Царской грамотой от 22 июня 1687 г. подтверждалось право мон-ря собирать таможенные пошлины «с торговых людей, приезжающих на Макарьевскую ярмарку, без выдачи им выписи» (ДАИ. Т. 12. 42). 25 июня 1698 г. царь Петр I выдал грамоту «о сборе на Макарьевской ярмарке таможенных пошлин в пользу» М. Ж. м., «о не осматривании по городам товаров и свободном пропуске торговых людей и об изъятии их на время означенной ярмарки из-под ведомства воевод с предоставлением над ними расправы монастырским властям» (АИ. Т. 5. С. 503-507. 277). В 1700 г. указом царя Петра I ярмарка поступила в ведение Казанского дворца и приказа Большой казны, а с 1718 г.- Коммерц-коллегии; М. Ж. м. был лишен «сбора пошлин за отчислением их в казну». Одновременно мон-рю разрешалось сдавать свои помещения внаем под склады товаров, содержать перевоз через Волгу и «извозы по дорогам» ( Снежницкий. 1888. С. 304-305). В 1719 г. мон-рь получал из ярмарочных сборов на жалованье и содержание братии и священнослужителей 1185 р.; обитель имела 14 мельниц на реках Волга, Сура, Керженец, Б. и М. Маза, содержала скот (163 лошади, 123 коровы, 27 овец) (ОДДС. Т. 1. 580). В 1700 г. монастырь владел в Нижегородском и Алатырском уездах 328 крестьянскими дворами, к 1719 г.- 2149 крестьянами, к 1744 г.- 3171 крестьянином.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

Все, разумеется, были наслышаны об успехах отца Гавриила в управлении Валаамским монастырем и благодарили Бога за нежданное назначение, искренне надеясь, что с прибытием нового опытного игумена и Свято-Троицкая обитель двинется к расцвету и духовному преуспеянию. Отец Гавриил приветствовал всех такими искренними словами: «Святые отцы и братья! Господь привел меня сюда, в монастырь Святой Троицы, с валаамских холмов, из монастыря Преображения Господня. Благословен Господь, попустивший это. Мне было тяжело расставаться с Валаамом, где я начиная с молодых лет жил до сих пор. Но такова участь монаха: во всем предаваться воле Бога и безропотно выполнять послушание. Надеюсь, что и здесь Господь не оставит меня Своей любовью, которой удостоился на Валааме в течение 37 лет. Господь сказал Апостолам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин 13, 35 ). Будем же придерживаться этих слов, будем жить в любви о Господе и послушании. Там, где любовь, там и Бог; а там, где Бог , там все бывает хорошо». Все до глубины души были тронуты тем, как тепло и проникновенно говорил отец Гавриил с теми, кого видел впервые в жизни, – будто к родным и давно знакомым людям обращался. Это с самого начала расположило всех к новому настоятелю. Горестное расставание с Валаамом не сломило его духа, и на новом месте отец Гавриил с энтузиазмом взялся за ремонтные и строительные работы. При начальном знакомстве положение обители показалось отцу Гавриилу довольно печальным, однако это обстоятельство только придало ему новых сил и окончательно убедило в том, что перевод неслучаен, но именно здесь его умения и духовный опыт необходимы более всего. Вскоре уже отец Гавриил полностью освоился с новым назначением и энергично прилагал труды и заботы к ремонту и благоустройству монастыря. За каких-нибудь три года Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь вышел в число первоклассных обителей. В нем появились новые храмы и корпуса, скиты и сельскохозяйственная техника, мастерские и оборудование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На день памяти свв. Бориса и Глеба положены чтения из истории их мученической кончины, под заглавием: От Бытья чтенье. Первое чтение нач. Братья, в бедах пособии бывайте. Сего ради рожаеться муж безумен в свет зол. Второе: Слышав Ярослав, яко отец его умре, а Святополк сел в Киеве. Третье: Стенам твоим, Вышегороде, устроих стража весь день и всю нощь. Сии чтения (напечатанные в Полном Собрании русс. летоп. в приложении к т. 1 стр. 252–254) полагались в службе свв. Борису и Глебу до XVII века, впрочем, в XV и XVI в. в некоторых церквах возглашались паремии и из свящ. Писания, как увидим далее. 5. (1998.) Евангелие (апракос), расположенное по дням, начиная с пасхи, устав. в два столбца, XIV века, в лист, 164 листа, заглавная заставка фигурная. Содержит: л. 1. Чтения от пасхи до великого поста на все дни, – те же, какие назначены и ныне. л. 122 об. Чтения на субботние и воскресные дни св. четыредесятницы и на все дни страстной седмицы. В неделю 1-ю поста вместо воспоминания Православия положена память св. Пророк Моисея и Арона и прочих, а в великий пяток вечернее евангелие положено на литургии. л. 155 об. Одинадцать евангелий воскресных утренних и чтения по месяцеслову. Из последних, за утратою листов, остаются за сентябрь до 20 числа, ноябрь с 10 до декабря 21 и января в неделю пред Просвещением 6 и 7 числа. В заглавии сентября 10 сказано: Поклоненье честному древу. Отдел II. Толкование Св. Писания 6. (2031.) Апокалипсис толковый Андрея кесарийского , полууст. небрежный, в скоропись переходящий, XV века, в осьмую долю, 120 листов. л. 1 об. Главы явленые еже в Патме Апокалибеи Иоану евагелисту. Число глав, показанное на поле, при переплете отрезано. л. 5. Заглавие предисловия толкователя: Святого Андрея архиепископа Кесарии каподокыйскыя. С обор. л. 7 начинается самый текст с толкованием после каждого стиха. л. 118. Мелкие отрывки духовного содержания, без начала и конца; к книге не относятся. По листам внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу Апокалипсис келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Симон Азарьин, любознательный старец, в мире Савва Леоньтев, прозвище Булат, в 1624 г. пострижен в монашество, в 1630–1633 был строителем Алатырского монастыря, в 1634–1646 казначеем, в 1646–1653 гг. келарем Т. Сергиева монастыря; скончался схимонахом, кажется, в 1665 году. Отдел III. Отцы Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

По окончании обучения в университете, не иначе как неисповедимым промыслом Божиим, приведен я был в мужской монастырь Святой Троицы в городе Чебоксары, где впоследствии с благословения Высокопреосвященнейшего Варнавы, митрополита Чебоксарского и Чувашского, от рук наместника монастыря епископа Алатырского Савватия (ныне митрополита Улан-Удэнского и Бурятского) принял монашеский постриг и священный сан. Сердце мое исполнено благодарности Богу за годы, проведенные в этом монастыре, из стен которого за всю историю его существования вышло несколько архиереев. Выражаю свою безмерную благодарность братии монастыря и лично наместнику архимандриту Василию (Паскье) за внимание, помощь, заботу и радение о моем духовном возрастании. Все эти годы моим наставником являлся митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, духовное общение с которым продолжает обогащать меня до настоящего времени. Возлагаемое на меня ныне викарное служение я надеюсь осуществлять под его постоянным руководством, помогая владыке в его архипастырских трудах и разделяя с ним ответственность за спасение вверенных чад. Особую признательность мне бы хотелось выразить владыке митрополиту Варнаве за искреннюю поддержку, мудрые советы, пастырское попечение обо мне. Ваше Святейшество! Навсегда в моей памяти останется тот поистине отеческий прием, который Вы мне оказали при личной встрече. Те наставления, которые Вы мне преподали, глубоко проникли в мое сердце и, безусловно, послужат для меня ориентиром в совершении архипастырских дел. Ваше ревностное самоотверженное служение является примером того, каким должно быть подлинно усердное служение истинного архипастыря. Ваше Святейшество! Приношу искреннейшую благодарность Вам и Священному Синоду за высокое доверие, которое мне надлежит оправдать, и прошу Вас и всех преосвященных архипастырей в сей трепетный для меня час вознести свои молитвы о том, чтобы Господь даровал мне мудрость и силы для достойного прохождения великого служения, на меня возлагаемого, во славу Божию, для пользы Святой Церкви, во спасение ближних моих и души моей.

http://patriarchia.ru/db/text/5054211.ht...

Некоторое время к монастырю была приписана Алатырская Вознесенская пуст. В 1764 г. М. Ж. м. был отнесен ко 2-му классу со штатом из 17 насельников, которым из казны ежегодно отпускалось 1647 р. В 1779 г., при образовании Нижегородского наместничества, Подмонастырскую слободу при мон-ре преобразовали в г. Макарьев (Макарьев-на-Волге), центр Макарьевского у. В авг. 1816 г. Макарьевская ярмарка была уничтожена пожаром, в 1817 г. перенесена в Н. Новгород. Архим. Израиль в письме инженер-ген. А. А. Бетанкуру жаловался на то, что обитель оказалась в «самом беднейшем состоянии» ( Филатов Н. Три века Макарьевско-Нижегородской ярмарки. Н. Новг., 2003. С. 302). Макариевская часовня на Макарьевской ярмарке в Н. Новгороде. 1866 г. Фотография. Нач. ХХ в. Макариевская часовня на Макарьевской ярмарке в Н. Новгороде. 1866 г. Фотография. Нач. ХХ в. Существенный доход мон-рю приносили пожертвования от служб в приписной нижегородской ярмарочной 5-главой Макариевской (т. н. флачной) часовне (архит. Д. Н. Гущин), выстроенной на средства, собранные купечеством. Освящение часовни 19 авг. 1866 г. совершил викарий Нижегородской епархии Балахнинский еп. Макарий (Миролюбов) в присутствии цесаревича Александра Александровича (впосл. имп. Александр III ) и вел. кн. Владимира Александровича. По сторонам часовни находились высокие флагштоки, на которых 15 июля в знак открытия ярмарки поднимали флаги, а 25 авг. спускали, что означало офиц. закрытие ярмарки. К открытию ярмарки из М. Ж. м. в часовню приносили чтимый образ прп. Макария (1620), перед к-рым служили молебен. 1868-1917 гг. Ко 2-й пол. XIX в. М. Ж. м. владел пустошами Медиоланская, Богородская и Боговая Гора в Макарьевском у. (всего 47 дес. 1792 саж.), мельницей на р. Мазе, подворьем на Лубянской ул. (ныне Б. Лубянка, 16) в Москве и часовней в Н. Новгороде. Но постепенно в связи с переводом ярмарки в Н. Новгород материальное состояние мон-ря скудело. Волжские воды, приблизившиеся к стенам обители, разрушали наружную линию монастырских укреплений.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

О покупках братией книг известно уже по «Духовной изустной памяти» строителя Авраамия 1640 г.: «А куплено тех книг, опричь прикладных, на тридцать рублев с полтиною» ( И. М. Духовная изустная память. 1850. С. 46). Позднее подобные записи неоднократно встречаются в приходно-расходных книгах обители (см. подробнее: Соколова. Роль. 1989. С. 162-163). В 1847 г. по предписанию Нижегородского и Арзамасского еп. Иакова (Вечеркова) архим. Варлаам передал монастырский архив (829 документов XVII-XVIII вв.) в Древлехранилище при Нижегородской ДС. В Троицком соборе хранилась главная святыня М. Ж. м.- чтимая икона прп. Макария. В мон-ре считалось, что именно этот образ в 1620 г. принес строитель Авраамий ( Снежницкий. 1901. С. 38). Перед иконой, украшенной сребропозлащенной ризой, висела лампада, вложенная в обитель, согласно надписи, в 1805 г. черкасскими казаками войска Донского. По распоряжению Нижегородских архиереев в дни проведения ярмарки икону прп. Макария приносили в ярмарочную часовню, носили по г. Макарьеву, в лавках перед ней служили краткие молебны. В том же храме почитались иконы Божией Матери «Одигитрия», свт. Николая Чудотворца, а также «старинный местный» образ Вседержителя в «среброкованной позлащенной ризе изящной работы» (2 пуда 32 фунта); у «подножия» образа Вседержителя изображены преподобные Макарий Желтоводский и Григорий Пельшемский ( Титов. 1887. С. 622-623; Снежницкий. 1888. С. 308). До 1868 г. в Макариевском храме хранилась икона прп. Макария, присланная в 1661 г. архиеп. Рязанским и Муромским Иларионом. Образ украшала серебряная риза с золотым венцом, жемчугом и драгоценными камнями. Др. чтимыми святынями Макариевской ц. являлись Толгская икона Божией Матери, украшенная жемчугом, изумрудами, яхонтами, стразами, а также Нерукотворный образ Спасителя в серебряной ризе (дар 1808 г. ярославских купцов). В Успенской ц. находился воздух (XVII в.), шитый по золотому глазету золотом, серебром и шелками,- вклад Д. А. и Г. Д. Строгановых. В ризнице, устроенной при храме, хранились серебряные потиры, ковчеги, рипиды и др. предметы XVII в., серебряные вызолоченные кресты с частицами мощей, пожалованные архиеп. Тобольским Симеоном в 1658 г. и еп. Иларионом в 1673 г., крест (вклад 1665 г. старца Феодосия Девятовского), крест с мощами (вклад 1672 г. старца Игнатия), митра, шитая по черному бархату (вклад 1667 г. Б. М. Хитрово), серебряный вызолоченный архиерейский жезл с надписью на греч. и рус. языках о его принадлежности митр. Нижегородскому и Алатырскому Павлу († 1696), проживавшему в обители под надзором.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

В описи монастырской б-ки 1640 г., сохранившейся в составе «Духовной изустной памяти» строителя Авраамия, перечислены 69 книг монастырского собрания. В Никольской ц. монастырской слободы хранились 7 книг, в т. ч. напечатанные в Киеве 2 Евангелия (напрестольное и толковое), Служебник, Апостол, Псалтирь, а также «Потребник письменный, Послушание письменное». Напрестольное Евангелие (М., 1682) было обложено чеканными вызолоченными досками «с финифтевыми изображениями Спасителя и евангелистов. Венцы образов осыпаны алмазами и яхонтами; вокруг образа Спасителя вынизано крупным жемчугом» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 376). В монастырском Троицком соборе хранились печатные 4 Толковых Евангелия, 3 Апостола, 2 Октоиха «на осьмь гласов», 2 Псалтири, 2 Часовника, Минея общая, 3 Потребника, 11 месячных Миней, кн. «Беседы апостольские» и проч. Среди рукописных книг упомянуты напрестольное Евангелие, 3 Минеи, Часословец, Полууставие, 2 Пролога, труды святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, прп. Ефрема Сирина, 2 «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника («в полдесть» и «в четверть»), 3 Жития прп. Макария Желтоводского (2 «в десть; один по обрезу золочено, другой по зеленому обрезу, в красной коже, застешки и петли медные» и «в полдесть, по зеленому обрезу, в красной коже, застешки и петли медные»), 2 Жития Иоасафа царевича, синодики, 2 сборника ( И. М. Духовная изустная память. 1850. С. 45-46). Сохранились синодик М. Ж. м., скопированный А. А. Титовым в 1887 г. (РНБ. Тит. 2978. Л. 84), синодик сер. XVII в. (НИАМЗ. Кр 212 (ГОМ 14042)) и синодик 1716 г. (НИАМЗ. Кр 104 (ГОМ 13748)). К нач. XVIII в. монастырская б-ка помещалась в специальной книгохранительнице, за к-рой надзирал старец Иларион. Опись 1702 г., входящая в состав Переписной книги мон-ря 1702 г. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 7. Ч. 1. 56. Л. 30 об.- 61 об.), фиксирует ок. 480 книг, в т. ч 128 рукописных. Среди последних - список Большой Толковой Псалтири, «в десть, по красному обрезу, в красной коже, застешки и петли медные» (1-я пол. XVII в.; Кат. 1999. Р 1010), «Книга Деонисия Ареопагита, письменная, в полдесть, по красному обрезу, в черной коже, застешки и петли медные», вложенная в обитель ее пострижеником митр. Рязанским Иларионом (ГИМ ОР; Соколова. Роль. 1989. С. 163). Книги не только поступали в М. Ж. м. в качестве вкладов, но и покупались. Известно о значительном вкладе «деньгами и книгами, всего 450 рублев» митр. Нижегородского и Алатырского Филарета ( 1694), о вкладе 1664-1665 гг. архиеп. Сибирского Симеона. Согласно записи на печатной январской служебной Минее, эта книга была передана в обитель в 1626-1627 гг. кн. Д. М. Пожарским (Кат. книг кириллической печати XV-XVII вв. Науч. б-ки Моск. ун-та. М., 1980. С. 77).

http://pravenc.ru/text/2561262.html

В ходе строительства Белбажского Троицкого собора выяснилось, что ранее заготовленный для монастырского храма кирпич оказался не пригодным, так как он вымерз в зимнее время. «...Кирпич делать подряжены были деревни Михайлова Кирило Михайлов Рысь да Пафнутовской волости Павел Панкратов, и тот кирпич худ был и в тех сараях морозом разорен». В связи с этим, уже в 1723 году балахнинец Аника Филиппов подрядился изготовить новый кирпич. А на следующий год подмастерье из Городецкой волости Филипп Савельев " с каменными мастерами белый камень тесали и стены клали и своды в выпусках у трапез сводили " . В 1725 году, в период с апреля по сентябрь, строительство храма продолжилось: «...подмастерье Филипп, с мастерами, клал стены, церковные столпы апреля с 18 числа, и свели на церкве самого последнего осьмерика свод сентября 18 дня, а на своде шею отделали того же сентября 21 дня, извести изошло 54 творила». А уже на следующий год подмастерье Филипп Савельев со своей артелью занимался обмазкой стен Троицкого собора. Кроме этого, в том же 1726 году в храме столяр Иван Яковлев " иконостас со святыми иконами ставил " . Освящение Троицкого собора основателем монастыря Преосвященным архиепископом Нижегородским и Алатырским Питиримом было совершено 4 июня (по ст. ст.) 1726 года при настоятельнице игуменьи Софии и ее помощнице казначеи Тавифе. Первоначально храм имел продольно-осевую планировочную композицию по типу «корабль», в которой трапезная, четверик и алтарь были равны по ширине, а колокольня имела шатровое завершение. Свой нынешний облик Троицкий собор приобрел после ряда планомерных реконструкций XIX века, хронология которых приведена ниже. Крещатый план собора (латинский крест, вершиной которого служит трёхапсидный алтарь) складывается из квадратной в плане храмовой части, представляющей собой трёхсветный четверик с двухъярусным световым барабаном и трёхапсидным алтарем, равных по объему северного и южного приделов, а также трапезной с притвором, из которого «вырастает» трёхъярусная классицистическая колокольня. С запада вход предваряет закрытая высокая паперть. Строгую симметрию плана нарушает объем паперти южного придела. Здание собора имеет высокое " подцерковье " (подвал).

http://sobory.ru/article/?object=23580

С весны 1848 года в г. Алатыре сильно свирепствовала холера, и какие врачебные средства ни принимались к её прекращению, ничто не помогало, и болезнь чем далее, тем с большею силою распространялась и уносила в безвременную могилу массу жертв. Тогда алатырцы вспомнили о своей усердной Заступнице и просили архимандрита монастыря Иезекииля сделать распоряжение о возвращении в Алатырь из уезда иконы Казанския Божией Матери. Возвращенная икона была встречена крестным ходом со всех приходских церквей далеко за городом и при большом стечении народа обнесена с молебным пением вокруг города, и на другой же день холера в городе прекратилась. Получив от Заступницы Небесной такое непостижимое милосердие, городской голова Новиков, в память такого события, исходатайствовал разрешение совершать крестный ход с этой иконою ежегодно 9 августа вокруг города. На месте первого сретения святой иконы воздвигнута на счет города каменная небольшая часовня. После крестного хода святой образ Казанския Божией Матери, предносимый монастырскими священнослужителями и братией, отправляется для молебствия по окрестным городам и селам, и продолжается это обхождение до самой Пасхи; на Пасху же святой образ возвращается опять в обитель, в г. Алатырь, и тогда обходит опять весь город по домам. О порядке обхода домов с иконою изложено в особом приложении к настоящему описанию. Святой образ Казанской Божией Матери иконописной работы, написан на липовой доске вышиной 6 1/2, а шириною 5 1/2 вершков. До 1803 года икона эта находилась в медном позлащенном киоте, а с того года настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Авраамий поместил ее в новый серебряный позлащенный киот с изображениями: на верху Св. Троицы и по сторонам св. Иоанна Богослова и преп. Сергия, а по углам икон Пресвятой Богородицы: Смоленской, Феодоровской, Иверской и Владимирской. На святую икону Казанскую архимандрит Авраамий в то же время сделал серебряную позлащенную ризу, украшенную драгоценными каменьями, с венцом из червонного золота, с надписью: «Изображение чудотворныя Иконы Казанския Божией Матери, что состоялось в городе Алатыре, в Свято-Троицком монастыре трудами архимандрита Авраамия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010