Храм один, в честь Св. Троицы. Количество сестер невелико. Управляет ими игуменья. Средне-Никольский единоверческий монастырь в Николаевском уезде. В 5 верстах от уездного города Николаевска, на правом берегу реки Большого Иргиза, живописно расположен единоверческий Средне-Никольский общежительный монастырь. Основал его раскольничий инок Пахомий в 1764 году; первоначально обитель была мужской. В царствование Николая I иноки этого монастыря приняли единоверие; после этого они были переведены в Воскресенский и Преображенский монастыри, а Средне-Никольский монастырь был обращен в женский. В обители несколько церквей. Одна из них построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырем управляет игуменья. Симбирская губерния Обителей мужских 6, женских 5. Мужские обители Алатырский Свято-Троицкий монастырь. На берегу р. Алатыря, недалеко от ее впадения в р. Суру, в городе Алатырь расположен Свято-Троицкий необщительный монастырь. Исторических сведений о времени основания этой обители не сохранилось. Народное предание возводит начало Алатырского монастыря ко времени царствования Uoahha IV Васильевича (XVI в.). В Смутное время монастырь много терпел от нападений врагов России; он пришел, вследствие этого, в крайний упадок и был приписан к Свято-Троицкой Сергиевой лавре (1615 г.). В 1764 году Алатырскую Троицкую обитель снова сделали самостоятельным монастырем 8 класса. В обители три церкви: Троицкая, во имя прп. Сергия Радонежского, с двумя приделами, и в честь Богоявления Господня. В этой последней церкви находится могила известного схимонаха Вассиана, жившего в Алюторском монастыре в XVII столетии. Он вел святую, строго подвижническую жизнь и пользовался уважением горожан. Господь прославил его нетлением и чудотворениями, совершающимися по молитвам на его могиле. Гробница его находится в упомянутой церкви, за правым клиросом. На ней лежат железные вериги, которые носил старец Вассиан. Гробница Вассиана издавна привлекает к себе множество богомольцев. Страждущие духом и телом совершают над могилой панихиды и по вере своей получают облегчение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Освятится жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в богоспасаемом граде Алатыре, в Троицком Сергиеве приписном монастыре, во храме Пресвятыя Живоначальныя Троицы, при державе благочестивейшия великия Государыни Императрицы Елизаветы Петровны всея России, при наследнике ея внуке Петра Первого благоверном Государе великом князе Петре Федоровиче и при супруге его благоверной Государыне великой княгине Екатерине Алексеевне, и при благоверном Государе великом князе Павле Петровиче, по благословению великого господина Феофана, епископа Нижегородского и Алатырского, при архимандрите Троицко-Сергиевой лавры Афанасии, того же Алатыря архимандритом духовским Виктором, в бытность соборного строителя иеромонаха Иоанна Никольского; в лето от сотворения мира 7262 года, от воплощения же Бога Слова 1754 года, индикта 2 месяца, ноемврия 13 дня, на память иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустого. Лето благодати 1754 года, ноября 13 дня, освящена оная бысть Троицкая настоящая церковь ». Освящен храм был только во втором этаже, а первый оставался впусте до 1767 года, когда архимандрит монастыря Геннадий, испросив разрешение у епископа Нижегородского Феофана, устроил в нижнем этаже теплую церковь , в честь Богоявления Господня, при чем были пристроены трапеза и колокольня. Старая деревянная церковь , во имя Савватия и Зосимы Соловецких чудотворцев, вместе с деревянною колокольнею, за ветхостью, были разобраны. Иконостас, образа и вся церковная утварь из старой церкви были перенесены во вновь устроенную церковь Богоявления Господня. В 1801 году церковь Богоявления Господня была упразднена, а вместо неё в том же году, при настоятеле архимандрите Авраамии, сооружена отдельная церковь каменная у северной стороны главного храма Св. Троицы, на расстоянии 9 саж., во имя преп. Сергия Радонежского. Храм Св. Троицы в 1805–1808 г. был вновь перестроен и в то же время сооружена отдельно каменная трёхъярусная колокольня изящной архитектуры, имеющая 16 кв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В связи с разделением Камчатской и Благовещенской епархии 24 дек. 1898 г. был высочайше утвержден доклад Святейшего Синода о назначении И. епископом Приамурским и Благовещенским. Хиротонию И., состоявшуюся 9 февр. 1899 г. в домовой архиерейской церкви Томска, возглавил Томский и Барнаульский еп. св. Макарий (Невский ; впосл. митрополит). 11 мая того же года И. прибыл в Благовещенск. 16 авг. открыл епархиальный съезд духовенства. В марте 1900 г. утвердил устав и стал покровителем созданного при Благовещенской ДС Иоанно-Богословского братства для помощи малоимущим учащимся семинарии и ДУ. Как правящий архиерей содействовал основанию в Благовещенской епархии муж. мон-ря в честь Успения Пресв. Богородицы. Когда в июле 1900 г., во время восстания ихэтуаней в Китае, Благовещенск подвергался артиллерийскому обстрелу с кит. стороны, И. при участии духовенства и множества жителей служил молебны с акафистами перед Албазинской «Слово плоть бысть» иконой Божией Матери . Благовещенский кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы остался невредимым, что было воспринято жителями Благовещенска как заступничество Божией Матери и «новый покров» над их городом. В авг. того же года И. организовал сбор пожертвований в помощь нуждающимся участникам военных действий на кит. границе. 24 сент. 1900 г. уволен на покой. Жил в Алатырском во имя Святой Троицы мужском монастыре . В 1902 г. назначен управляющим Херсонесским во имя святого равноапостольного князя Владимира мужским монастырем . Устроил в нижнем храме Владимирского собора обители на свои средства придел во имя св. Мартиниана над могилой Таврического архиеп. Мартиниана (Муратовского), бывшего начальником И. в Забайкальской миссии. С 30 янв. 1906 г. управляющий свияжским в честь Успения Пресвятой Богородицы мужским монастырем . 28 апр. 1909 г. вновь перемещен управляющим Херсонесским Владимирским мон-рем. 2 мая 1915 г. освобожден, согласно прошению, от управления Херсонесским Владимирским мон-рем, определен на жительство в московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Позднее вернулся в Крым. Скончался в Херсонесском Владимирском мон-ре. Похоронен в зап. части устроенного им придела во имя св. Мартиниана во Владимирском соборе.

http://pravenc.ru/text/468759.html

2) во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Прочие строения были все также деревянные. Алатырский Троицкий монастырь Казанской Епархии 3 класса, мужской. Состоит внутри города Алатыря при реке Суре. Название своё имеет по городу и по СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ, которая находится в монастыре сем каменная о двух этажах. В верхнем – храм во имя св. Троицы, а в нижнем – во имя Преподобного Сергия Радонежского. Начальство в оном было до 1798 года Игуменское, а с того времени учреждена Архимандрия 3 класса. Прибавление из VI тома 2) от этой церкви к северо-востоку – другая ЦЕРКОВЬ , небольшая каменная же, построена в 1801 году; 3) в юго-западной стороне монастыря – КОЛОКОЛЬНЯ; 4) на северной стороне – деревянные НАСТОЯТЕЛЬСКИЕ КЕЛЬИ; 5) КОРПУС, в котором помещено духовное училище, учреждённое Высокопреосвященным Амвросием Подобедовым , Архиепископом Казанским; 6) в западной стороне – МОНАШЕСКИЕ КЕЛЬИ; 7) в восточной стороне – КОНЮШЕННЫЙ ДВОР; 8) ОГРАДА кругом монастыря с востока, юга и запада каменная, а с севера – деревянная. Этот монастырь по Штатам 1764 года положен в 3 классе степенью 61. Настоятельство в нём было до 1798 года Игуменское, а с того времени учреждена Архимандрия 3 класса. Александрова пустынь Мужская, в 1764 году упразднённая. Находилась в Ярославском уезде. До учреждения Духовных Штатов было за ней 571 душа крестьян. Здесь бывает годовая ярмарка в Июне месяце. Съезжаются купцы с разными товарами из ближних городов, а именно: Ярославля, Ростова, Романова, Углича, Борисоглебска, Рыбного, Мологи и Слободы Норской. Прибавление из VI тома Александровский Иерусалимский монастырь Мужской 2 класса Греческий. Находится в Екатеринославской Епархии в (безеуездном) городе Таганроге; основан он и устроен в 1814 году коштом Грека, Надворного Советника, Варвация. По прошению его, а по докладу Святейшего Синода, Высочайше в 27 день Августа того же 1814 года утверждённому, 1) наименован он Иерусалимским Александровским и включён в число второклассных монастырей; 2) повелено ему быть навсегда в зависимости от Святого гроба Господня, в Иерусалиме обретающегося;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В нач. XIX в. в обители началась активная строительная деятельность, связанная с архим. Авраамием I Алатырским (1796-1827). В 1801 г. нижняя Богоявленская ц. была упразднена, а с сев. стороны Троицкого храма построена каменная ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом свт. Димитрия Ростовского, освященным в 1814 г. В 1805-1808 гг. трудами архим. Авраамия был перестроен Троицкий храм и с юж. стороны его возведена трехъярусная колокольня высотой ок. 50 м. В 1818 г. рядом с Сергиевским храмом построены каменные двухэтажные настоятельские покои, а в 1825 г.- каменные двухэтажные монастырские кельи. В 1831 г. над трапезной Сергиевской ц. был устроен и освящен придел во имя ап. Иоанна Богослова, а также построен двухэтажный братский корпус. С 1796 г. А. Т. м. принадлежала Свято-Духовская муж. пуст. на берегу р. Суры, в к-рой находились древняя чудотворная Иверская икона Божией Матери (к 2000 ее местонахождение неизвестно) и икона сщмч. Антипы Пергамского и вмч. Иоанна Воина с частицами мощей угодников, ныне находящаяся в А. Т. м. Особо почитались в обители икона Нерукотворного Образа Спасителя и Казанская икона Божией Матери. Нерукотворный Образ Спасителя, до 1613 г. находившийся над крепостными воротами города, а в 1754-1843 гг.- в питейном доме, в 1843 г. по ходатайству горожан был перенесен в А. Т. м. На месте питейного дома была построена часовня, в к-рой находился список с чудотворного образа. Казанская икона была обретена в XVII в. при роднике на Ключевском поле близ с. Четвертакова (ныне пос. Тургенево Ардатовского р-на Республики Мордовия) - «загородном дворе» А. Т. м., где в честь нее в 1768 г. был построен деревянный, а в 1807 г.- каменный храм. В память об избавлении Алатыря в 1848 г. от холеры по молитвам пред чудотворным Казанским образом Божией Матери ежегодно 9 авг. совершался крестный ход вокруг города. Чудотворная Казанская икона Божией Матери и Нерукотворный Образ Спасителя находятся в А. Т. м. В 1848 г. с левой стороны Сергиевской ц., над могилой схим. Вассиана, был заложен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, освященный в сент. 1849 г. В 1905 г. под этим приделом из усыпальницы схим. Вассиана была устроена пещерная церковь, в к-рую 5 дек. 1905 г. был перенесен из Сергиевской ц. придел во имя свт. Димитрия Ростовского. 4 июля 1906 г. во время пожара в Алатыре сгорели все церкви, колокольня, корпуса и постройки, б-ка мон-ря с книгами и рукописями XVII-XVIII вв., однако архив сохранился. Сохранилась и пещерная церковь, где до наст. времени под спудом покоятся мощи схим. Вассиана. Стараниями архим. Гавриила, настоятеля А. Т. м. с 6 марта 1903 г., обитель начала отстраиваться. В 1917 г. в ней было 13 монахов и 18 послушников.

http://pravenc.ru/text/82707.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛЮЧЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ардатовской и Атяшевской епархии Мордовской митрополии), находится близ пос. Тургенево Ардатовского р-на Республики Мордовии. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Ключевском мон-ре. Фотография. 2007 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Ключевском мон-ре. Фотография. 2007 г. 1707-1918 гг. Основан как загородный двор или пустынь Алатырского во имя Святой Троицы монастыря . Располагался близ с. Четвертакова, рядом с почитаемым источником (ключом), местом явления местночтимой Казанской Ключевской иконы Божией Матери. В 1707-1708 гг. по указу местоблюстителя Патриаршего престола митр. Стефана (Яворского) над источником была построена и 29 авг. 1708 г. настоятелем четвертаковского храма свящ. Иоанном с клириками освящена деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Строительством руководили настоятели алатырского Троицкого мон-ря Лев (Александровский) и Иона (Шатилов). Согласно описи 1764 г., церковь «в длину на двенатцети саженях, в ширину на пяти саженях, около той церкви паперть. Та церковь крыта тесом, весьма ветха, на церкви крест железной позолочен. Цепи железные, в церкви трои двери на крюках и петлях железных, скобы железные, у передних дверей замок нутреной личинной»; антиминс «печатан на полотне», подписан в 1701 г. митр. Нижегородским и Алатырским Сильвестром (Холмским) (цит. по: Герасимов. 2007. С. 12, 20). В 1764 г. Казанский храм с др. постройками был приписан к алатырскому Троицкому мон-рю в качестве загородного двора. Здесь имелись 2 келейные избы, сложенные из сосновых бревен, погреб, баня, скотный двор; в 1769 г. проживали алатырские иеромонахи Иаков (Иванов) и Иов, мон. Авраамий, пономарь Мисаил. В 1767-1768 гг. по благословению еп. Нижегородского и Алатырского Феофана (Чарнуцкого) на месте обветшавшего был построен и в июне 1769 г. архим. Варлаамом (Михайловым) освящен новый деревянный Казанский храм.

http://pravenc.ru/text/1841542.html

492 ...во град Старицу в Богородичный монастыръ. – Старицкий Успенский Богородицкий монастырь, основан в нач. XVI в. 493 Нкогда же прилучися ему быти...и ползу многу от него приимъ . – Пропуск в рук. Погод. 712 восполнен по рук. ГИМ, Синод. собр., л. 19–20 об. 494 ...святйшимъ Гермогеномъ патриархом Московским... – Гермоген (ок. 1530–1612 гг.) был избран патриархом в 1606 г., занимал свой пост до гибели в 1612 г.; за выступления против польско-литовских интервентов был заключен в Чудовом монастыре и уморен голодом. 495 ...вор назвався царевичем Дмитреем Ивановичем Углецким... – Речь идет о Самозванце – Лжедмитрии – Тушинском воре (ум. в 1610 г.). 496 ...с царем Василием... – Василий Иванович Шуйский (1552–1612) находился на московском престоле с 1606 по 1610 г. 497 ...на Лобное мсто... – Белокаменный помост на Красной площади в Москве, предназначенный для оглашения указов, а иногда и для публичных наказаний. 498 ...апостола Павла слово и Златаустаго Иоанна... «Аще, – рече, – аз свяжу на земли, Богъ уже к тому не свяжетъ». – Возможно, автор обращался к киевскому изданию: Иоанн Златоуст . Беседы на 14 посланий апостола Павла. Киев: Тип. Лавры. 1623. 499 Октай – Октоих (от греч. – восьмигласник) – богослужебная книга, содержащая службы восьми гласов на каждый день недели. 501 службы выпевая вс, и Триоди обе... – Имеется в виду Триодь – книга, содержащая богослужебные тексты на период поста (Триодь постная) или от Пасхи до первого воскресенья после Троицы (Триодь цветная). 505 Книжицу такову у себя в клии имя, имяна ихъ писаны... – Имеется в виду помяник, или синодик. 506 ...и по предльнымъ по всемъ церквамъ... – Т. е. по церквам, имеющим приделы с самостоятельными алтарями. Такие приделы были у Троицкого, Успенского соборов, у Духовской (Сошественской) церкви Троице-Сергиева монастыря. 507 ...и в приписные монастыри... – Так назывались обители, зависимые экономически и духовно от более крупных монастырей. Приписным по отношению к Троице-Сергиеву монастырю был, например, Алатырский Троицкий монастырь, близ Симбирска, упоминающийся в Житии Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАТЫРСКАЯ И ПОРЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ Алатырская кафедра учреждена в 1912 г. как викариатство Симбирской (затем Ульяновской) епархии (см. ст. Алатырское викариатство ). Одно из немногих викариатств, в которых преемство почти не прерывалось до конца 1934 г., когда епархия была упразднена. 24 дек. 2004 г. Алатырская кафедра была восстановлена как викариатство Чебоксарской епархии. На 2012 г. местом пребывания викария являлись Чебоксары. 4 окт. 2012 г. решением Свящ. Синода Алатырская епархия была обращена в самостоятельную путем выделения из состава Чебоксарской епархии в пределах Алатырского, Батыревского, Ибресинского, Порецкого и Шемуршинского районов на юге Чувашской Республики. Одновременно была включена в состав новоучрежденной Чувашской митрополии . Кафедральный город - Алатырь, кафедральный собор - храм Рождества Пресвятой Богородицы в Алатыре. Правящий архиерей - епископ Феодор (Белков). Епархия разделена на 5 благочиний: Алатырское, Порецкое, Батыревское, Шемуршинское, Ибресинское. В епархиальном управлении работают отделы религиозного образования и катехизации, по делам молодежи, благотворительности и социального служения, миссионерский, отдел по тюремному служению, по взаимодействию с казачеством, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, а также комиссия по брачным вопросам и центр поддержки и реабилитации инвалидов " Во имя жизни " . Епархиальные СМИ включают ежемесячный духовно-просветительный вестник " Православный Алатырь " , еженедельную телепередачу " Цветник духовный " , сайт епархии (http://alat-eparhia.ru). Монастыри: Действующие: Алатырский во имя Святой Троицы мужской монастырь и Алатырский Киево-Николаевский женский монастырь . Лит.: Определения Свящ. Синода от 4 окт. 2012 г.//ЖМП. 2012. 11. С. 6. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1359807.html

Белбаж. Троицкий Белбажский женский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1720 и 1726. Адрес: Нижегородская обл., Ковернинский р-он, с. Белбаж Координаты: 57.318835, 44.181949 Проезд:1. Нижний Новгород - Городец - Ковернино - с.Горево - Белбаж 2. Нижний Новгород - Городец - Ковернино - Успенский монастырь - с.Белбаж (однако на участке от д.Федорово до д.Радость неудобная грунтовка) 3. Нижний Новгород - Семенов - с.Ильино-Забоское - с.Горево - Белбаж Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Белбаж – село в Ковернинском районе. В «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В.Морохина так объясняется название села: от марийского: «пел» - «половина» и «важ» - «корень, исток»: место раздвоения реки. Другие названия – Троицкое (Троицкий монастырь), Покровское – по названию престольных праздников. Памятники градостроительства и архитектуры: комплекс Троицкого монастыря (основан в начале XVIII века): Троицкий собор (1720-1726 гг., 1809-1810 гг.), Введенская церковь (1732 год), Спасская церковь (1815 год), игуменский корпус (первая половина XIX века), келейные корпуса (вторая половина – конец XIX века), ворота с фрагментом ограды; Покровская церковь (конец XVIII – начало XIX века, 1821 год). Документы о принятии на госохрану 22, 8. http://www.gttp.ru/map_NN/kovernino.htm Троицкий Белбажский женский монастырь, расположенный на левом берегу речки Белбаж, при Покровской слободе, был основан в 1708 году по указу Государя Императора Петра I строителем Переяславского Николаевского монастыря игуменом Питиримом (ставшим впоследствии архиепископом Нижегородским и Алатырским). Этот монастырь был создан с миссионерской целью для увещевания и обращения из церковного раскола беглых крестьян. Еще в XVII столетии здесь, в глухих Заволжских лесах на берегу речки Белбаж, возникли старообрядческие скиты. Топонимическое название речки Белбаж, притока Керженца, по одной из версий, возникло от слова " Белмаш " , " Беглаж " – то есть беглый, беглец. В «Нижегородском топонимическом словаре» Н.В. Морохина приводится иное объяснение данного названия: от марийского «бел» – «половина» и «важ» – «корень, исток», то есть место раздвоения реки.

http://sobory.ru/article/?object=23580

Алатырь. Киево-Николаевский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1639. Ссылки:   Адрес: 429800 Чувашская республика, г. Алатырь, ул. Кирова, 25А, Комгородок Координаты: 54.850068, 46.601406 Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Церковь Вознесения Господня Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно преданию, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны. С 1615 по 1763 гг. был приписан к Троице-Сергиевой лавре. С 1764 г. положен в 3 штате и состоял под ведомством сначала Нижегородской, затем Казанской и Симбирской епархий. К монастырю были приписаны 2 пустыни: Святаго Духа и Ключевская. Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 гг. В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия. Братия была репрессирована, по свидетельствам современников, расстреляна. В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви для возрождения монашеской жизни. За прошедшие годы в монастыре восстановлено и построено заново 7 храмов: храм Пресвятой Троицы, храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Казанской иконы Божией Матери, храм преподобного Сергия игумена Радонежского, храм преподобного Серафима Саровского, храм апостола Варнавы, храм преподобного Вассиана в заново построенной колокольне. Монастырь имеет сельскохозяйственное подворье - Рождественский скит, расположенное в 15 км от г.Алатыря в Ахматовской сельской администрации Алатырского района. На подворье Рождественский скит построен храм Рождества Христова, ведется строительство храма в честь Иверской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=06996

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010