Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН († ок. 1698), схим. алатырского во имя Св. Троицы мон-ря . 26 авг. 1748 г. при расчистке места для строительства Троицкого собора в Алатырской обители был найден гроб с нетленными останками некоего схимонаха. В течение недели мощи находились на открытом воздухе, затем их перенесли в теплую деревянную ц. преподобных Зосимы и Савватия и оставили в ней на зиму 1748/49 г. Престарелые насельники мон-ря и горожане, помнившие и чтившие подвизавшегося в кон. XVII в. в мон-ре В., подтвердили, что останки принадлежат именно ему. В мае 1749 г. мощи были освидетельствованы. В списке строителей Алатырского мон-ря в кон. XVII в. значилось имя Вассиана, отождествить его со схимонахом, мощи к-рого были обретены, не представлялось возможным. Указом Святейшего Синода Нижегородскому и Алатырскому еп. Вениамину (Пуцек-Григоровичу) было предписано предать нетленные останки земле. Несмотря на это, почитание схимника не прекратилось. Он являлся страждущим и призывал отслужить панихиду на могиле; болящие исцелялись. Вслед. многочисленных чудес, происходивших на могиле В., 25 окт. 1904 г. Симбирский еп. Гурий (Буртасовский) поручил благочинному 1-го округа Алатырского у. прот. Николаю Диомидову проверить достоверность совершившихся при могиле В. чудотворений, записанных в особую книгу - «Памятник», к-рая хранилась в мон-ре. 8 окт. 1905 г. прот. Николай представил отчет, в к-ром подтвердил свидетельские показания исцелившихся. Настоятель Алатырского мон-ря архим. Гавриил расширил усыпальницу схимонаха и устроил при ней ц. во имя свт. Димитрия Ростовского, к-рую 5 дек. 1905 г. освятил еп. Гурий. На гробнице В. были положены железные вериги с крестом, к-рые нашли неподалеку в колодце. По преданию, подвижник носил вериги, но перед кончиной, избегая славы человеческой, попытался их скрыть. В 10-х гг. XX в. продолжался сбор сведений о чудесах и исцелениях по молитвам к В., однако революции 1917 г. приостановили прославление подвижника. В 20-х гг. XX в. иноки спрятали мощи В. на территории мон-ря, к 2004 г. местонахождение святыни неизвестно. Лит.: Токмаков И. Ист.-стат. и археол. описание Троицкого муж. мон-ря в г. Алатыре Симбирской губ. М., 1897; Алатырский Троицкий муж. мон-рь и его подвижник схим. Вассиан. М., 1906; ЖПодв. Авг. 1994. С. 502-507. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/149873.html

Сознаю свою немощь в эти великие и святые минуты своей жизни. Всецело возлагаю все упование на Господа, от Которого исправляются стопы человеку (Пс. 36:23). Верю, что по воле Божией совершается и ныне мое наречение, ибо Сам Господь, по слову Апостола, дает Церкви Своей пастырей и учителей (Еф. 4:11) и Духом Святым поставляет их пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28). Сегодня, взирая на свою жизнь, осознаю особый промысл Божий над собой. С детских лет посещая Введенский кафедральный собор, я питал свою душу красотой церковного богослужения. Уже в юности почувствовал призвание служить Богу и Его Святой Церкви. Вспоминая слова апостола Павла «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13:7), хочу высказать слова благодарности владыке митрополиту Варнаве, который благословил меня поступить в Московскую духовную семинарию, а затем и в академию. В доме Пресвятой Троицы, в обители преподобного Сергия Радонежского, в стенах Московской духовной академии в течение восьми лет проходило мое духовное становление. Здесь же, у раки великого печальника земли Русской, Господь сподобил меня принять иноческий постриг. Пользуясь случаем, благодарю владыку ректора и преподавателей Московских духовных школ, которые с любовью и терпением раскрывали нам глубины богословия и духовной жизни. Благодарю Вас, Ваше Святейшество, и членов Священного Синода за высокое доверие ко мне — быть епископом Русской Православной Церкви. Благодарю Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа за Его великие и богатые милости, которые я видел от Господа в течение моей жизни. Дерзаю верить, что Господь, призвавший меня к новому, высокому и ответственному служению, в ответ на молитву вашу, святители Божии, укрепит и сподобит меня как «делателя непостыдна, право правяща слово истины» (2 Тим. 2:15). Зная свои духовные немощи и недостатки, я, подобно пророку Ионе, пытавшемуся вначале бежать от исполнения веления Божия, но смирившегося, избрание свое приемлю, благодарю и ничесоже вопреки глаголю .

http://patriarchia.ru/db/text/1846559.ht...

39 . Мельков А. С. О Паннонских житиях святых Кирилла и Мефодия//Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Материалы Третьей международной конференции молодых ученых. М. ; Ярославль, 2004. 40 . Мельков А. С. Развитие церковно-исторической науки в России до начала ХХ века//Журнал Московской Патриархии. 2003. 2. 41 . Михаил (Лузин) , архим. О Евангелиях и Евангельской истории: По поводу книги «Жизнь Иисуса». Соч. Ренана: Опыт обзора и разбора так называемой отрицательной критики Евангелий и Евангельской истории. М., 1870. 42 . Невоструев К. И. Ананьинский могильник Вятской губернии. М., 1871. 43 . Невоструев К. И. Историческое описание бывших в городе Самаре мужского Спасо-Преображенского и женского Спасского монастырей//Классика Самарского краеведения: Антология/Под ред. П. С. Кабытова, Э. Л. Дубмана. Самара, 2002. 44 . Невоструев К. И. О городищах Волжско-Болгарского и Казанского царств. М., 1871. 45 . Невоструев К. И. О начале Алатырского Киево-Николаевского монастыря//Вестник Западной России. 1866. 8–9. 46 . Невоструев К. И. Описание Симбирского Спасского монастыря. М., 1855. 47 . Невоструев К. И. Слово святого Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века. М., 1868. 48 . Нечкина М. В. В. О. Ключевский . М., 1974. 49 . Погодин М. П. Древняя русская история до монгольского ига: в 4 т. М., 1871. 50 . Полевой Н. А. История русского народа: в 6 т. М., 1829–1833. 51 . Попов С. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей А. В. Горский//Богословский вестник. 1896. 1, 5, 7. 52 . Попов С. Ректор Московской Духовной Академии прот. А. В. Горский. Сергиев Посад, 1897. 53 . Постников П., свящ. Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского//У Троицы в Академии, 1814–1914 гг.: Юбилейный сб. исторических мат-лов/Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914. 54 . Православная богословская энциклопедия. Т. 4. СПб., 1903. 55 . Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. М., 1999. 56 . Русские писатели-богословы. Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания. М., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Мы ценим и собираем по крупицам сведения о славной истории нашего села и храма, о которой уже писали местные краеведы. Храм с. Иванькова 1930 года Селу Иваньково 400 лет (док. из архива за 1610 г.), но первое русское поселение в районе села относится к 1342 году! Обнаружена славянская керамика, наконечники стрел, кованый бронзовый православный крестик, монеты и др. находки. Нательный крестик В книге окладных сборов с Алатырской десятины за 1619 год указано о существовании часовни Архистратига Михаила «в деревне Ыванкове», вотчине князя Афанасия Васильевича Лобанова-Ростовского. Первая деревянная церковь Богоявления Господня здесь была построена в 1744-м году, каменная построена в 1890-м году протоиереем Петром Вознесенским, сохранилась — ей более ста лет. Именно батюшка Петр, будучи на протяжении многих лет законоучителем церковно-приходской школы, взрастил в душах своих воспитанников и воспитанниц зерно защитников веры православной. Это они в годы гонений твердо стояли за веру и сохранили сельский храм. Так же и сыновья протоиерея Петра — Александр и Михаил, детство их прошло в с. Иваньково, они вместе с Ефимом Молчановым ходили в храм, возможно, даже и дружили. Они стали священниками, и их судьбы — такие же, как и у мученика Евфимия. Отец Александр Вознесенский в 1937-м г приговорен по ст. 58–10 к 8 годам ИТЛ. Содержался в Севжелдорлаге (Коми респ.). Скончался в лагерном лазарете 23 августа 1943 г на ст. Урдома. Его брат, иерей Михаил Петрович Вознесенский, перед арестом был настоятелем храма Святой Троицы в с. Иваньково. 7 ноября 1937 г осужден по ст. 58–10 к 5 годам ИТЛ, в Кемеровскую обл. После отбытия срока в 1942-м г судьба его неизвестна . Прот. П.М.Вознесенский и женская цер. приход. школа 1900-е гг. Храм, построенный жителями села на свои пожертвования, никогда не закрывался. Интересно, что именно в нашем Иваньково в 1853-м году у диакона церкви Богоявления Господня — Хрисанфа Федоровича Покровского, который впоследствии стал священствовать в соседнем селе Елховка — родилась дочь Мария, мать знаменитого архидиакона Константина Розова . В 1930-е годы в России неистовствовали богоборцы, а в Иванькове на праздник Крещения пришло всё село. Так крепка была вера в людях. На старых фотографиях в центре — священник Григорий Иванович Иванов, по национальности мордвин. В батюшку Григория однажды ночью стрелял кто-то из местных комсомольцев, прострелив ему лёгкое. Он и его прихожане совершили свой подвиг во имя Христа — сохранили храм. На полсотни вёрст окрест в десятках сёл храмы были разрушены, в райцентре Алатырь — закрыты. А у нас в Иваньково народ и священник не допустили святотатства. Разумеется, с помощью Божией.

http://pravoslavie.ru/147049.html

Улицу, парк или сквер в Чебоксарах могут назвать в честь митрополита Варнавы (Кедрова) 5 августа 2022 г. 16:24 В администрацию Чебоксар поступило предложение инициативной группы присвоить одной из новых улиц города, парку или скверу имя митрополита Варнавы (Кедрова) , почетного гражданина Чебоксар, митрополита Чебоксарского и Чувашского. Приснопамятный владыка скончался  1 июня 2020 года на 90-м году жизни.  Проголосовать , какой из объектов в Чебоксарах следует назвать в честь владыки Варнавы (Кедрова), можно на сайте «Открытый город». Голосование продлится до 18 августа.  Митрополит Варнава (Кедров Владимир Викторович) внес большой вклад в духовно-нравственное развитие жителей региона. За время его более чем 40-летнего служения были восстановлены из руин семь монастырей: мужские — Чебоксарский во имя Святой Троицы, Алатырский во имя Святой Троицы, Александро-Невский в с. Каршлыхи; женские — Чебоксарский в честь Преображения Господня, Алатырский Киево-Никольский Новодевичий, Цивильский в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Иверский в с. Шерауты; открыты более 210 приходов, возрождено Чебоксарское духовное училище. Приснопамятный архипастырь удостоен многих церковных и светских наград, в том числе ордена святого равноапостольного князя Владимира II степени, Животворящего Креста Господня I-III степени. Также он лауреат Государственной премии РФ в области строительства и архитектуры. Чувашская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5949157.ht...

В алатырском Свято-Троицком монастыре возведут 78-метровую колокольню 21 января 2006 г. 16:34 В Алатыре продолжается строительство архитектурного комплекса Свято-Троицкого мужского монастыря. 24 января состоится освящение нового храма во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Чинопоследование совершит митрополит Чувашский и Чебоксарский Варнава , сообщает Культурный провайдер Чувашии. В архитектурном комплексе монастыря это уже пятая по счету церковь. Семиглавый собор строители возвели в течение двух лет. Иконостас для него изготовили мастера из Екатеринбурга. Все иконы храма новые, их писали художники в Московских церковных мастерских. В соборе имеется еще один храм — нижний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Его открытие и освящение состоялось осенью 2005 года. Сейчас в Алатыре реализуется еще одна архитектурная идея - 78-метровая колокольня, которую строители обещают возвести ко Дню Республики. Кроме этого, в монастыре завершаются внутренние работы в трехэтажном архиерейском доме, где на верхнем этаже также будет располагаться небольшой храм. Русская линия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/78050.html

сост. Александр Ратшин Симбирской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Алатыре; состоит под управлением архимандрита. О времени основания этой обители сведений нет. Прежде она была приписана к Троицкой Сергиевой Лавре. Здесь соб. церковь двухэтажная, в которой престолы: вверху Живоначальной Троицы, а внизу Преподобного Сергия Радонежского. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Сызрани; находится под управлением архимандрита. Основан в 1695 году. В нем соб. церковь Вознесения Господня. СПАССКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Симбирске. Время основания его неизвестно. Здесь соб. церковь , огромная и хорошей архитектуры, во имя Спасова Нерукотворенного Образа. КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ, женский 3 класса, в уездном городе Алатыре. Основан около 1639 года. В нем три церкви: 1) Соб. Николая Чудотворца, 2) Вознесения Господня, 3) Покрова Богородицы. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: ПОКРОВСКИЙ, муж. в губернском городе Симбирске, бывший прежде в 3 классе и управляемый архимандритом. Здесь церковь Покрова Богородицы. О времени основания и уничтожения сей обители неизвестно. АПИЧЕРСКАЯ, или КЛЮЧЕВСКАЯ, пуст. муж. в Алатырском уезде, с церковью во имя Казанской Богородицы, обращенною в приходскую. Когда она основана и упразднена, сведений нет. – В день храмового праздника, 8 июля бывает здесь многолюдная ярмарка. КОКУЕВА, или СТАРЦОВ УГОЛ, пуст. муж. в Алатырском уезде, с церковью Преображения Господня, при которой ежегодно бывает 6 августа большая ярмарка. О времени основания и уничтежения сей обители неизвестно. Читать далее Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России/Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - 566, 45 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Алатырь. Церковь Троицы Живоначальной. Инвалидная церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не позже 1798. Год утраты:приблизительно 1938 (разобрана) Адрес: Республика Чувашия, Алатырский район, г. Алатырь Координаты: 54.835433, 46.59432 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью  Алатырь. Троицы Живоначальной церковь Храм деревянный, построен прихожанами в 1798 году. Престол в нем во имя Живоначальные Троицы. Капитал церкви 5000 руб. Причт состоит из священника и псаломщика; живут в домах, принадлежащих их женам. Жалованья от казны: священнику 300 руб., псаломщику 100 руб. Капитал причта 1000 руб. Прихожан в гор. Алатыре в 205 двор. 607 м. и 688 ж. Н. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской Епархии по данным 1900 года. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=58428

Капасово. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1775. Адрес: Россия, Республика Мордовия, Атяшевский район, с. Капасово Координаты: 54.551364, 46.175388 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью с. Капасово Алатырского уезда при рч. Большой Сарке Храм каменный, построен в 1775 г. помещиком Алексеем Серг. Жилиным. Престолов в нем три: главный (холодн.) во имя Живоначальные Троицы и в приделах (тепл.) в правом во имя Святителя и Чудотворца Николая и в левом во имя Святителя Димитрия Ростовского. Есть усыпальница. Церковной земли: 50 кв. саж. усадебной, 30 дес. пахотной и 3 дес. сенокосной. Причт состоит из священника и псаломщика. Дома: у священника общественный, у псаломщика собственный, оба построены на церковной земле. На содержание причта общественным приговором постановлено давать: священнику по 32 фун. зернового хлеба с каждой ревизской души, а псаломщику по 11 фун. (ревизских душ 666); жалованья от казны: священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. Прихожан: в с. Капасове (н. р.) в 160 641 м. и 756 ж.; в дер. Троицких Выселках (при рч. Большой Сарке, в 1 а вер.; н. р.) в 53 212 м. и 244 ж.; в дер. Пашиной (при рч. Излане, в 5 вер.; н. р.) в 18 70 м. и 64 ж.; всего в 231 923 м. и 1064 ж. Церк.- приход. школа существует с 1897 г., помещается в собственном здании. Н.Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск simbir-archeo.narod.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=26184

Явлеи. Церковь Троицы Живоначальной (новая). Свято-Троицкий храм Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не позже 2018. Адрес: Россия, Чувашская Республика, Алатырский район, с. Явлеи (Явлей) Координаты: 54.913085, 46.575113 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Явлеи при р. Суре ноходится в 172 вер. от Симбирска и в 7 вер. от Алатыря и Алатырского волост. правл. Ближайшия к нему села: Чуварлеи в 7 вер., Кладбищи в 9 вер. и Алтышево в 10 вер. Два прихода: 1) Сергиевская (православная) церковь. Храм деревянный, теплый, построен прихожанами в 1841 г.; обнесен деревянной оградой. Престол в нем во имя препод. Сергия, Радонежского Чудотворца. 2) Троицкая (единоверческая) Церковь. Храм деревянный, построен в 1856 г. на средства Алатырской Удельной Конторы. Престол в нем во имя Живоначальные Троицы. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)» Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева, 1903 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=27937

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010