Вспомним, а кто не знает прочитайте, житие святых грузинских князей Бидзины, Шалвы и Элизбара. Середина 17 века. Персидский шах Аббас II (1642-1667 гг.), поселил в опустошенной безбожниками-персами Кахетии тысячи семей персов. Они, разместившись на самых лучших землях, по своей привычке во время летней жары переселялись в горы и кочевали там, а зимой опять занимали оставленные ими места. Персы обосновались в Кахетии, ими уничтожилось почти все коренное христианское население этой страны. Были поруганы и осквернены многие святыни. Были надругательства над священнослужителями и т.д. Оставалось еще немного христиан по ту сторону реки Алазани, в горах Пшавии, Тушетии и Хевсурии, а также изредка встречалась населенная христианами местность в Кахетии. Войско под предводительством князей Бидзины, Шалвы и Элизбара выступило против врагов. Оно внезапно вошло в Кахетию, направившись от селения Ахметы и крепости верхней Бактриони (Бахтриони - Б.С.). Всесильным содействием Владычицы Приснодевы Марии и помощью святого великомученика Георгия грузины немедленно истребили почти всех персов, поселившихся по обоим берегам реки Алазани.Истребили всех, поголовно. Сам султан Пенкархан, поставленный шахом правителем Кахетии, едва спасся бегством. Это произошло в 1659 году. Семейство же султана и все домашнее хозяйство было истреблено мечем воинов Христовых. Святые военачальники, воздав славу Богу, принялись за очищение и восстановление святынь, в том числе кафедрального Алавердского собора и других оскверненных и разрушенных храмов. В скором времени они привели Алавердский собор в прежнее состояние, и в нем снова стала совершаться Божественная Литургия. Святители, находившиеся в изгнании, вдали от своей паствы, были возвращены на свои кафедры, а священники - в свои храмы. Современные " либералисты " будут вопить о жестокости, но это была защита, грузины защитили свою землю, свой народ. Честь им и хвала. Они были вызваны шахом, через царя Вахтанга, в Персию и там замучены, потому что отказались отречься от Христа. Никто не сомневается в их святости. А кто сейчас вся эта либеральная тусовка и их хозяева-податели грантов? Те же " персы " , только уничтожают другую православную страну-Россию и также оскверняют святыни. Жалко, что пока не видно у нас своих князей Бидзины, Шалвы и Элизбара. Святые угодники Божии, мученики Бидзин, Шалва и Элизбар, молите Христа Бога о нас грешных. Простите, накипело.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/19/ot...

Архиерейским Собором Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) определен во епископа 23 марта, наречен 26 марта, 27 марта 1927 г. в кафедральном соборе Тифлисский Сиони (см. Тбилисский Сиони ) Католикосом-Патриархом Христофором III (Цицкишвили) хиротонисан во епископа Сухумо-Абхазского с местопребыванием в Сухуми и назначен викарием Католикоса-Патриарха (освобожден 4 окт. 1928 по собственному желанию). Управлял Алавердской (19 сент. 1927 - 26 марта 1928), Бодбийской (26 марта - 2 окт. 1928), Урбнисской (24 окт. 1930 - 8 дек. 1937) и Цилканской епархиями. В связи с болезнью Католикоса-Патриарха также вел дела Тифлисской епархии. Был настоятелем тифлисской ц. во имя вмц. Варвары (29 янв. 1929 - 8 дек. 1937), председателем церковного епархиального суда, ревизором свечного завода и складов. 8 дек. 1937 г. вместе с митр. Кутаисско-Гаенатским Варлаамом (Махарадзе) по обвинению в антисоветской деятельности осужден Особой тройкой НКВД и сослан на 10 лет в ИТЛ на Урале (работал на лесопилке). 27 апр. (или 6 мая) 1944 г. по личному ходатайству Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе) , тяжелобольной Е. был досрочно освобожден. Возвращаясь в Грузию, Е. в Новосибирске подошел под благословение к архиеп. Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею (Городцову) . Узнав, что Е.- груз. епископ, архиеп. Варфоломей, долгое время служивший в Грузии, отвез его домой и неск. недель лечил больного. 24 окт. 1944 г. Католикос-Патриарх Каллистрат назначил Е. на Кутаисско-Гаенатскую кафедру (до 27 сент. 1952). Е. был одним из составителей «Положения об управлении Грузинской Православной Церковью», принятого 28 марта 1945 г. на Соборе ГПЦ; его подпись стоит после подписей Католикоса-Патриарха Каллистрата и митр. Урбнисского Мелхиседека (Пхаладзе; впосл. Католикос-Патриарх). Е. оказывал материальную помощь семьям военнослужащих, находившихся на фронте; внес 75 тыс. р. в фонд Комитета Красного Креста, за что получил благодарность правительства и награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945).

http://pravenc.ru/text/182141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ II (Сидамонидзе Григорий Шиоевич; 19.10(1.11).1896, с. Доеси Горийского у. Тифлисской губ.- 7.04.1972, Тбилиси), Католикос-Патриарх всей Грузии (1960-1972). Его отец, Шио Григорьевич, был сельским псаломщиком, мать, Мария Андреевна Окропиридзе, занималась художественной вышивкой. Григорий приходился близким родственником еп. Гурийско-Мингрельскому свт. Александру (Окропиридзе ; † 1907) и еп. Алавердскому Пирру (Окропиридзе , † 1922), племянником Католикосу-Патриарху Леониду (Окропиридзе ; 1918-1921). Грамоте обучался дома, в 1904-1912 гг. учился в Горийском ДУ, к-рое окончил по 1-му разряду. С юности Григорий чувствовал призвание к монашеству: в возрасте 15 лет тайком от родителей ушел в мон-рь Кватахеви , где добился свидания с настоятелем и просил постричь его в монахи. Настоятель ласково принял мальчика, но сказал, что лучше постричься в монахи после того, как он станет образованным человеком,- «так будет больше пользы Родине». Поступив по рекомендации ДУ на казенный счет в Тифлисскую ДС, Григорий окончил ее по 1-му разряду в звании студента (1918). В 1919 г. поступил на исторический (по другим источникам, историко-филологический) фак-т Тифлисского гос. ун-та, к-рый окончил с отличием в 1923 г. Свободное время Е. проводил в мон-рях Кватахеви, Шиомгвиме и др., где проходил послушания на клиросе и в алтаре, служил иподиаконом. Преподавал в тифлисском реальном уч-ще груз. словесность (1921-1922) и др. Архим. Ефрем (Сидамонидзе). Фотография. 1925 г. Архим. Ефрем (Сидамонидзе). Фотография. 1925 г. 3 янв. 1922 г. по благословению Католикоса-Патриарха всей Грузии сщмч. Амвросия (Хелая ; † 1927) принял постриг с именем Ефрем в честь груз. прп. Ефрема Мцире . 17 (или 27) янв. Католикосом-Патриархом сщмч. Амвросием Е. был рукоположен во диакона, 25 (или 19) марта того же года еп. Урбнисским Христофором (Цицкишвили; впосл. Католикос-Патриарх) - во иерея и назначен священником в патриаршую Крестовую церковь, а также личным секретарем Католикоса-Патриарха. Заведующим пастырской школой при Синоде прот. Каллистратом Цинцадзе (впосл. Католикос-Патриарх) определен преподавателем церковного устава и Закона Божия. Е. занимал должность Патриаршего наместника мон-ря Шиомгвиме (4 июля 1923 - 7 мая 1924), служил в ц. Квашвети во имя вмч. Георгия в Тифлисе (13 июля 1923 - 27 янв. 1924). Был возведен в сан игумена и назначен благочинным мон-рей Вост. Грузии (27 янв. 1924 - 22 сент. 1925). В сане архимандрита стал благочинным церквей Борчалинского у. (15 (или 22) окт. 1925 - 25 марта 1927), где открыл 4 храма, а также храм в Кутаиси и молитвенный дом в честь Иверской иконы Божией Матери в Поти.

http://pravenc.ru/text/182141.html

Третье сретение назначалось тем же порядком в Гартискари, считавшемся некогда предместьем древней грузинской столицы Мцхет, в пяти верстах от последней лежавшем. К оному назначались от духовного ведомства два архиерея с двумя архимандритами, со всеми протоиереями, иереями, диаконами и всем причтом Мцхетского патриаршего собора, а из светских – принадлежавшие к штату верховного архипастыря, высокопреосвященного католикоса грузинского чины; все они совместно с прежними процессиями шествуют по вышеуказанному до означенной древней столицы Мцхет. Четвертое сретение имело быть во Мцхете, где сам святейший патриарх, всей Грузии католикос, Алавердской митрополии пастырь и кавалер ордена святого благоверного великого князя Александра Невского, светлейший царевич грузинский Антоний Ираклиевич в священных одеждах с архиереями, со всем священническим чином карталинских и кахетинских церквей (кроме больных и оставленных для нужд мирских треб) и со всем своим духовным и светским клиром, в предшествии святых икон и хоругвей церковных, должен был встретить духовную процессию при колокольном звон вне ограды патриаршего собора и, благоговейно поклоняясь, приложиться к иконе святой равноапостольной Нины, изображенной на ковчеге, в котором помещается всечестный крест; затем по соединении крестных процессий оный крест вносится в собор с установленным псалмопением. Потом высокопреосвященный служит соборне молебствие с многолетием по вышеописанному и прикладывается как сам, так и все присутствовавшие, по порядку, к оному всечестному и животворящему кресту. На другой же день вся сия соединенная процессия тем же порядком и сам высокопреосвященнейший католикос должны были шествовать от Мцхета до деревни Куки, в семнадцати верстах от первого отстоявшей и составлявшей предместье города Тифлиса. В силу высочайшего рескрипта и согласно назначенному бывшим главноуправляющим в Грузии Кноррингом церемониалу, крест был торжественно встречен духовенством в полном облачении около Казбека, – более чем за 150 верст от Тифлиса. При приближении же святыни к Тифлису, грузинский католикос-патриарх Антоний II с преосвященными архиепископами Иустином самтаврским, Арсением Тифлисским, Стефаном руставским и со всем духовенством в облачениях, при звоне колоколов и многочисленном стечении народа, вышли за город на встречу святыни, при чем католикос, приняв из руки бывшего при грузинском царе Георгии XII всероссийским посланником Коваленского св. крест, облобызал его и передал духовенству для несения чрез город в священной процессии и внесения в Сионский храм, где и поставил его у левого столба, около северных дверей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со времени водворения русского правления в Грузии, Сионский собор впервые был ремонтирован при правителе Грузии, князе Цицианове. Поводом к ремонту послужил рапорт его высшему начальству о случившемся 16 ноября 1802 году пожаре, лишившем Сионский собор 10 лавок, вследствие чего, за невозможностью на средства собора приступить к приведению его в непостыдное состояние 246 , князь Цицианов и испрашивал на эту надобность 10 тысяч рублей. Когда эта сумма была высочайше разрешена к отпуску, то князь велел вновь расписать стены и своды его, что и было исполнено в 1803 году. Спустя почти полвека после того, а именно в 1850 году, с одобрения князя М. С. Воронцова, известный князь Г. Г. Гагарин, изучивший в Грузии древнюю живопись и устройство иконостасов по остаткам их в полуразрушенных грузинских храмах и по грузинским письменным памятникам, вновь расписал эту древнейшую святыню грузинского народа. Тогда же, как известно, был поставлен в грузинском стиле и новый каменный об одном ярусе иконостас, сооруженный князем Гагариным по плану иконостаса Старой Шуамты, после чего храм 17 декабря 1861 года торжественно был освящен высокопреосвященным Евсевием, бывшим экзархом Грузии, в присутствии властей города и многочисленной городской публики. В последний раз собор этот был ремонтирован при покойных экзархах Грузии, высокопреосвященных Иоанникие и Павле, перестлавших внутренность святыни мраморным полом и исправивших кровлю, на каковой ремонт было израсходовано 21 тысяча рублей 247 , из коих 12 тысяч рублей позаимствованы из сумм Тифлисского епархиального свечного завода, а 9 тысяч рублей – из средств Сионского же собора. Из других величественных храмов Грузии известен Алавердский собор, первоначально построенный в VI веке святым Иосифом Алавердским и служивший во времена политической независимости Грузии кафедрою для митрополитов (авв) Алавердских. Здесь почивают мощи Иосифа Алавердского. Собор находится в Кахетии, в 18 верстах от уездного города Тифлисской губернии Телава, по направлению к северо-востоку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялось заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви 4 мая 2009 г. 18:24 Заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви состоялось 30 апреля в Грузинской Патриархии под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II , сообщает официальный сайт Грузинской Патриархии. Члены Священного Синода заслушали приветствие и вступительное слово Католикоса-Патриарха Илии II, в котором он коснулся сложившейся в Грузии тяжелой политической ситуации и высказал надежду на мирное развитие событий. Митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай и митрополит Никозский и Цхинвальский Исайя в своих выступлениях рассказали о тяжелой социальной и экономической ситуации в возглавляемых ими епархиях. Было принято решение ходатайствовать перед президентом Грузии о передаче Ахалкалакской и Кумурдойской епархии исторической Ахалкалакской крепости с прилегающей к ней территорией. Священный Синод заслушал информацию митрополита Ахалцихского и Тао-Кларджетского Феодора о соглашении между государством и Церковью по прикреплению ряда категорий заключенных к монастырям. Было принято решение вменить в обязанность архипастырям предоставить списки тех монастырей, куда, согласно меморандуму, будут переправлены лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Синод заслушал предложение Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II о расширении Учебного комитета Патриархии Грузии. Было принято решение переформировать Учебный комитет в Учебный центр и создать при нем Совет Учебного центра под председательством епископа Цуртавского Иоанна. Священный Синод рассмотрел вопросы возрождения грузинских сельскохозяйственных культур: пшеницы, винограда и др. Священный Синод постановил: создать Центр развития сельскохозяйственной продукции под руководством митрополита Алавердского Давида. Центру вменяется в обязанность заботиться о приумножении грузинских сортов сельскохозяйственной продукции и способствовать делу производства экологически чистой продукции. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/636540.htm...

Стечение обстоятельств замечательное! По сошествии Святого Духа, Матери Божией выпал жребий просветить Иверию светом Евангельского учения 310 . Откровением Сына, исполнение воли Его отложено до времени, определённого в совет, премудрости Божией. Нива ещё не была готова для сеяния. Но судьбы Всевышнего не изменяются. – Иверия, в духовном царстве Господа Иисуса Христа, осталась уделом Царицы небесной. Кто усомнится, что покровительственное око Её особенно склонялось на страну сию, и благодать, дарованная Ей от Сына, постепенно приготовляла умы, смягчала сердца, располагала обстоятельства так, что и не ведущие истинного Бога могли познавать Божию силу и Божию премудрость? Слабый ум отказывается следить пути, коими воля и сила небесная в продолжение трёх веков вела целый народ к просвещению. Укажу только на некоторые, более замечательные, события: Скоро по вознесении Господа одни из очевидцев распятия Его, принёс в Мцхет, доставшийся по жребию, нешвенный хитон, который Божия Матерь устроила для Сына. И вот первое Её благословение Иверии! Сидония, с любовью хранившая святыню, самым благоговением к ней уже проповедовала Того, Кому принадлежало это неоценённое сокровище. Потомки Израиля, бежавшие из Иудеи от страшной кары разгневанных Римлян, стремились на север, за пределы римской империи, находили гостеприимство во многих местах Иверии, и среди язычества распространяли познание истинного Бога. Это была заря – предвестница евангельского света! Обратим внимание на горизонт Иверии. В Эдессе проповедует Христа апостол Фаддей, в сопредельной Армении – апостол Варфоломей, в Колхиде – апостолы: Андрей, Симон и Матфей. Разве этот свет не мог, хотя слабо, отражаться в Иверии? Приспело время. Божия Матерь избрала для просвещения народа своего немощное орудие, да посрамит крепкая. Посланница Её Нина, облечённая силою свыше, положила основание просвещения Иверии. Тринадцать сорских отцов, привлечённые тою же силою, докончили начатое Ниною. Невидимою рукою небесной Матери, поставлены светильники на высотах Зедадзенских, Марткобских, Некресских, в удолии Алавердском, в пустыне Гареджийской, в Хирсе, Икальто, Цилкани, Брети, Улумбии, Самтависи, Стефанцминде и в недрах гор Мгвинских 311 , да светят всем векам грядущим! Не буду обременять внимания вашего исчислением событий в длинной цепи веков протекших.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Говоря одним словом, сирийские отцы были для новопросвещенных христиан Грузии тем же, чем была святая Нина для языческой Грузии. Труды их неисчислимы, и подвиги их невообразимы. Несмотря на пройденные уже четырнадцать столетий до наших дней, Грузинская Церковь носит на себе явные следы их попечения 110 . Католикос Евлавий предоставил им возможность проповедовать по всей Грузии. Из их числа трех возвел на епископские кафедры. Святому Авиву дал упразднившуюся кафедру Некресскую, святому Иессею – Цилканскую, а впоследствии для святого Иосифа в северо-западной Кахетии открыл новую кафедру Алавердскую, предоставив таким образом святым отцам водительство своей Церковью, в чем, конечно, и не ошибся. Умирая, завещал всю Иверскую Церковь Иоанну, поселившемуся вблизи католикосского престола на горе Зедадзени. Под влиянием упомянутого святого отца на упраздненный престол Парсман VI возвел Макария 111 . Макарий, человек высокой жизни и ученик святых отцов, оправдал надежды святого Иоанна. Вступив его на католикосский престол, действовал во всем по руководству святых отцов. Правление его ознаменовалось для Грузии многими достопримечательностями. Во-первых, при нем начали строиться главные обители, основателями которых были сами святые отцы, а освещал их сам католикос. Лавра святого Шио освящена была им в присутствии самого царя и приведена в настоящее благолепие, снабжена богослужебными книгами и замечательной драгоценной утварью 112 . Впоследствии в ней была сосредоточена вся духовная образованность Западной Грузии. При нем же получила свое основание, в свою очередь, другая знаменитая лавра – преподобного Давида, носившая название грузинской Фиваиды и сделавшаяся источником духовно-гражданского просвещения по всей Юго-Восточной Грузии. Другие обители – святого Иосифа Алавердского и Стефана Хирского сделались центром просвещения и рассадниками христианства в Северо-Восточной Грузии. Обители остальных святых отцов, как-то: Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Фаддея Степанцмидского, Зенона Икалтского, Антония Мартмкобского и др., игравшие в судьбе Грузии немаловажную роль, были также освящены упомянутым католикосом и служили рассадниками христианского просвещения в тех местах, где возникли. Царь взял на свое попечение главные обители царства, содействовал во всем украшению их и снабжал всеми необходимыми принадлежностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1295. МГр. 1499. (Пролог 11 сент. втор. Сирл. 12 сент. М. Р. 12 сент. Селезия). Свв. мучч. Макровия и Гордиана в Скифии при Ликинии. Вас. Петр. В М. Р. и Син. 1 одного Макровия (Иерон. и другие западн. Валериана, Макровия и Гордиана в Новидуне – Новом Дунайце 17 сент.). Свв. мучч. Илии, Зотика, Лукиана, Валериана при Ликинии в Томах (Кюстенджи). Вас. Петр. (Валерия 1429 и Пролог 11 сент. Сирл. и М. Р. 12 сент. Валериана. Иерон. его же 17 сент. Илии, Лукиана, Зотика в Томах Иерон. А. Н. мая 27). Св. муч. Иулиана пресвитера при Ликинии в Анкире галатийской. Вас. 1295. М. Р. (в Син. 1 ныне священномуч. Олвиана ошибочно? Акад. 11 сент. Он же 12 сент. с 40 другами). Препразднство Воздвижения честного Креста . Конст. Иер. Кал. М. 11 и 12 в. Канон Иосифа, а по Греч. Мин. он же Германа. Служба. II. Иерофея иверянина, † 1745. Афон. патер. Св. великомуч. Кетевани . Царица Кахетинская пострадала в сей день от персидского шаха Аббаса 1 в 1624 г. Тело ее в Риме; глава и правая рука в Алавердском храме в Грузии. IV. Олимниодора . Сирм. Вернее Олимпиодоры мученицы Хлуд. 144 (Олимпиодор нигде не найден. Олимпиодора в Гр. М. 31 дек.). Освящение церкви св. Георгия . Хил. Память св. Симеона и Прохора . Типогр. ев. XIII в. 8. Синод. 1355 г. Хлуд. 31. Симеону по древнейшим евангелиеям, напр. 42 и друг., было празднуемо в неделю по Воздвижении, от того он в месяцесловах 15, 17 и 18 и 91 сентября, а в означенных евангелиях он пред Воздвижением. Прохор или апостол 28 июля или ученик Иоанна Богослова 26 сент. V. Священномуч. Симеона , сродника Господня. Нан. Остр. Охр. Мст. (27 апр. сн. выше IV). Мучч. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры . Ват. 2. по Мартынову (10 сент. но у Мартынова самого на стран. 356 в Ват. 2 оне сентября 10). Муч. Никиты .Неап. (15 сент.). Муч. Варипсава . Мил. (10 сент.). Муч. Диодора . Хлуд. ак. в 39 (11 сент.). Лукии мученицы и Геминиана сына ее. Син. 1 (17 сент. М. Гр.). Отдание праздника Рождества Богородицы . УКр. (12 сент.). 14 Воздвижение честного и животворящего креста Господня .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Алавердская Основана в 557 г. Именование – по Алавердскому монастырю близ г. Телави, Грузия. Присоединена 30.06.1811. В составе Грузинского Экзархата (см.). В 1811 г. присоединены Некрезская и Сигнахская, в 1818 г. – Руставская епархии. В 1814 г. Сигнахская епархия возобновлена. Упразднена 28.12.1818 (присоединена к Сигнахской епархии). Возобновлена 12.06.1885. Карталинское и Кахетинское викариатство. Полусамостоятельная с 21.03.1886. С 1917 г. – в составе Грузинской Церкви. Именовалась: Алавердская и Кахетинская; с 30.08.1814 – Телавская и Грузино-Кавказская; с 1885 г. – Алавердская. 30.06.1811 30.08.1814 30.08.1814 14.05.1817 12.06.1885 06.06.1898 22.08.1898 12.08.1900 Кирион Садзегели 23.04.1902 04.11.1903 Димитрий кн. Абашидзе 30.11.1903 19.05.1905 13.11.1905 06.04.1907 Петр Кончуев 04.11.1907 17.04.1912 Давид Качахидзе 15.01.1916 11.03.1916 30 По ММЛ РПИ, первая дата иная: 01.03.1886 г., но это, по-видимому, ошибка: она является днем дарования прав полусамостоятельности Алавердской кафедре. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010