Главные обязанности этих стряпчих положены были в наблюдении за целостью и безопасностью церковного недвижимого имения, о состоянии которого они необходимо должны были доносить прокурору, а этот последний – Конторе для рассмотрения. Для производства письменных дел положено в Конторе два секретаря VIII класса, из которых один ведает дела по Грузии, а другой по Имеретии, при них по одному столоначальнику и одному писцу и кроме того два переводчика X класса. В случае же, если бы в составе служащих почувствовался впоследствии излишек или недостаток, то об этом обстоятельстве Контора должна была войти с представлением в Святейший Синод. Что же касается дикастерии, то штат служащих в ней чинов определялся в следующем виде: один секретарь X класса, один переводчик XII класса и два писца. Назначив штат в Контору и дикастерию, Синод поручил митрополиту Варлааму, по избрании остальных членов Конторы и чиновников в канцелярию её, совершить молебствие с водоосвящением, а затем открыть и самое присутствие Конторы, уведомив об этом главнокомандующего в Грузии, а также грузинское и имеретинское гражданские правительства, и донеся Святейшему Синоду. Но этому определению Святейшего Синода, в Грузии вместо существовавших двух епархий, положено быть трём епархиям: Карталинской, Осетинской и Сигнахской, из которых во главе первой должен стоять экзарх, с титулом митрополита Мцхетского, Тифлисского и Карталинского, вторая поручалась архиепископу Телавскому и Грузино-кавказскому, а третья – преосвященному Иоанну, бывшему Алавердскому, которому с этого времени присвоялось наименование митрополита Сигнахского и Кизикского. Сверх того, учреждалось викариатство грузинское, каковая должность поручалась преосвященному Гервасию, бывшему епископу Цилканскому, с званием викария грузинского и горийского. В Имеретии же, впредь до рассмотрения, решено было оставить существовавшие тогда епархии и быть им в управлении тогдашних архиереев, при чем Контора обязывалась, в случае смерти кого-либо из них, донести об этом Святейшему Правительствующему Синоду, с присовокуплением и о том, оставить ли вдовствующую епархию на месте, или же приписать ее к другой, и какой именно, по удобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чисто технический факт – количество слов и буквенных знаков в двенадцати утренних священнических молитвах вдвое больше, чем в шести псалмах, во время которых читаются эти молитвы. Следовательно, добросовестно прочитать все молитвы за время шестопсалмия невозможно, – это будет или скороговорка, или беглый “прогляд”. Допустимо ли это?! Далее, Литургия и Утреня содержат одну и ту же молитву священника “Возсияй в сердцах наших...”, в которой испрашивается Божия помощь к разумению Евангелия. На Литургии эта молитва предваряет чтение Евангелия и прямо связана с ним, а на Утрени, согласно современному служебнику, эта молитва прочитывается на шестопсалмии в числе двенадцати Утренних молитв и не связана по времени с чтением Евангелия. Конечно, так не могло быть изначально. Мы видим, что после каждой ектении священник возглашает тройческое славословие – благословение. Оказывается, что все эти благословения представляют собой окончания тех двенадцати молитв, которые читаются на шестопсалмии. Следовательно, можно выдвинуть гипотезу, что в древности эти молитвы читались в тот момент службы, где сейчас полагается произносить их окончания в виде возгласных благословений. При существующем же порядке прочтения всех двенадцати молитв на шестопсалмии последующие возгласные благословения священника оторваны от соответствующего им текста молитв и звучат как напоминание о молитве, а не как ее реальное завершение. К счастью имеются древние списки православного Иерусалимского устава (например, кафедрального Алавердского собора в Грузии, список XII века), в которых чтение священнических Утренних молитв распределено по всему чинопоследованию Утрени, что подтверждает правильность гипотезы о необходимости чтения священнических молитв в течение всей службы, а не только во время шестопсалмия. Можно предположить следующую схему параллельного моления народа и чтения молитв священником на Утрени, при этом сохраняется последовательность и содержание возгласов, определяемые служебником, устанавливается соответствие содержания молитвы содержанию момента богослужения, а возгласы священника дополняются изначально соответствовавшими им молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прибавление в дополнение к Истории Российской Иерархии. Часть I К стр. 26. 59 Прибавление: До 1811 года в Грузии было Епархий 13, в них Архиереев 7, церквей 799. В церквях: Священников 746, Диаконов 146, причётников 661, Архимандрий 9, Архимандритов 6, монашествующих 75. Крестьян: в 13 Епархиях 22.218, дворов в девяти Архимандриях 637, да у церковных дворян 470 семейств. В 1811 году, Июня 10 Католикос Грузинский Антоний уволен на пребывание в Москву с титулом Члена Святейшего Синода и Католикоса, с пенсией 10.000 рублей серебром, и велено при священнослужении воспоминать Его Блаженнейшим, а между первоклассными Архиереями занимать ему пятое место. И в том же 1811 году по докладу Святейшего Синода, Высочайше утверждённому 30 Июля, в Грузии назначено и предписано: Первое : вместо существующих (ныне) 13 Епархий составить только две: одну под названием Мцхетской и Карталинской, а другую – Алавердской и Кахетинской; а из 9 Архимандрий оставить только 5, согласно представлению Архиепископа Варлаама. Второе : начальствующему над Грузинским духовенством быть Митрополиту Мцхетскому и Карталинскому, с присвоением навсегда титула Члена Синода и Экзарха оного в Грузии. Третье : учредить Дикастерию на равном с Российскими основании, под начальством управляющего Грузинским духовенством, и по рассмотрению его как ныне, так и впредь определять в оную присутствующими способных из монашествующих и белого духовенства, которой в производстве дел, сверх возлагаемой на неё, по мнению Архиепископа Варлаама, обязанности, поступать согласно слову Божьему, правилам святых Апостолов и Отцов, Государственным узаконениям и предписаниям из Синода. По учреждении же Дикастерии предоставить начальствующему по удобности и по количеству церквей для начального судопроизводства между духовенством, по уездам состоящим, учредить и духовные правления в уездных городах, определяя в оные присутствующими Протоиереев и Священников, в тех городах находящихся, а сверх того для ближайшего надзора над духовенством иметь и Благочинных.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ист.: Бурнашев С. Д. Картина Грузии, или Описание полит. состояния царств Карталинского и Кахетинского, сделанное пребывающим при Его Высочестве царе Карталинском и Кахетинском Ираклии Теймуразовиче полковником и кавалером Бурнашевым в Тифлисе в 1786 г. Курск, 1793. Тифлис, 1896; О тарханстве Алавердского собора//АКавАК. 1866. Ч. 1. С. 18-19; О невзыскании с вотчины собора св. Нины никаких казенных податей//Там же. С. 21; Об освобождении крестьян собора св. Нины от службы в качестве царских конюхов//Там же. С. 41-43; О тарханстве крестьян собора св. Нины от всех казенных податей//Там же. С. 43-44; О размере взысканий с Бодбельских крестьян за разные преступления//Там же. С. 44-45; О невзыскании с крестьян Давидгареджийского мон-ря казенных податей и повинностей//Там же. С. 45-46; Святому и всеблаженному господину католикосу-патриарху, царевичу Антонию//Там же. С. 68; Памяти царя Ираклия, 1798-1898: К 100-летию кончины: Сб. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Грамоты и другие ист. док-ты XVIII столетия, относящиеся к Грузии/Ред.: А. Цагарели. СПб., 1898. Т. 2. Вып. 1. С. 183-195, 395; 1902. Т. 2. Вып. 2. С. 37; Леонидзе С. Надгробное слово, сказанное в 1798 г. главным судьею и канцлером Ираклия II, кн. Соломоном Леонидзе// Натроев А. Ираклий II, царь Грузинский: По случаю 100-летней годовщины его погребения, 1798-1898 гг. Тифлис, 1898. С. 1-15; он же. Грузинские республиканцы времен груз. царей и письма царя Ираклия правительству Венецианской Республики/Ред.: В. Ткешелашвили. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); он же. Мистер Оливер Уордроп и отношение Англии к Грузии: Обращение царя Ираклия к англ. правительству в 1780 г. Тифлис, 1920 (на груз. яз.); Леонид (Окропиридзе), архим. Два слова, сказанные по случаю 100-летия со дня кончины великого царя Ираклия Второго. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Натроев А. Заупокойная литургия и панихида по Ираклии II во Мцхете//ДВГЭ. 1898. 5. С. 22-31; он же. Ираклий II, царь Грузинский: По случаю 100-летней годовщины его погребения, 1798-1898 гг. Тифлис, 1898; Бараташвили Н. Судьба Грузии: Ист. поэма. Батуми, 1911 (на груз. яз.); он же. То же/Пер.: Б. Пастернак. М., 1957; он же. То же/Пер.: Б. Пастернак; вступ.: Г. Абашидзе; коммент.: А. Патаридзе. Тбилиси, 1982, 1983. М., 19832; Героический лик Ираклия II в народном творчестве/Сост.: С. Цаишвили. [Тбилиси], 1942 (на груз. яз.); Мачарадзе В. Соглашение Иверийских царей и мтаваров, 1790 г.//Грузинская дипломатия. Тбилиси, 1995. 9. С. 235-256 (на груз. яз.); О. Херхеулидзе. Царствование Ираклия Второго/Сост., ред., словарь: Л. Микиашвили. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Документы, выданные Ираклием II, 1736-1797 гг./Сост.: М. Чумбуридзе. Тбилиси, 2008 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/Ираклия II.html

С. 143). Антоний II принял приглашение, однако оттягивал поездку в С.-Петербург, объясняя это плохим состоянием здоровья; т. о., только через год после получения приглашения он выехал в Россию. Временное управление ГПЦ было поручено архиеп. Варлааму (Эристави), и ген. Тормасов вновь поставил вопрос о скорейшем учреждении дикастерии. Через месяц после отъезда из Грузии католикоса-патриарха, в дек. 1810 г., Тормасов писал архиеп. Варлааму о том, что обер-прокурор Синода, обращая внимание на то, что Синод не имеет влияния на грузинские церковные дела и не располагает точными сведениями о грузинском духовенстве, поручил ему проконсультироваться с архиеп. Варлаамом и представить «мнение о том, в каком виде и на каком основании устроить управление грузинским духовенством, так чтобы оно было в зависимости от Святейшего Синода» (Там же. С. 161). После этого архиеп. Варлааму было поручено составление проекта об устройстве ГПЦ и учреждении дикастерии, что означало фактическое упразднение автокефального статуса ГПЦ. Задача усложнялась отсутствием точных сведений о количестве церквей и священнослужителей ГПЦ, размерах доходов епархий, церквей и мон-рей, что, по определению архиеп. Варлаама, было вызвано тем, что епархиальные архиереи «никому никакого отчета не дают... кроме Католикоса» (Там же. С. 161). Однако архиеп. Варлаам довольно быстро собрал необходимые сведения и представил их ген. Тормасову, к-рый 18 февр. 1811 г. доложил об этом обер-прокурору Синода кн. Голицыну. В списке, приложенном Тормасовым к рапорту, значилось, что в Вост. Грузии 799 церквей, 7 архиереев, 746 священников, 75 монашествующих, 9 архимандритов, 146 диаконов и 661 церковнослужитель (Там же. С. 163). 13 епархий Вост. Грузии архиеп. Варлаам предлагал преобразовать в 2: Мцхетско-Карталинскую в Картли и Алавердско-Кахетинскую в Кахети, а из 9 мон-рей оставить только 5; членами дикастерии избрать не архиереев, а архимандритов и протоиереев, а во главе дикастерии поставить правящего архиерея Вост. Грузии, к-рый должен называться «митрополитом Мцхетским и Карталинским и экзархом Синодским над Грузиею, подобно высочайшеутвержденнаго для Молдавии и Валахии учреждения, и быть ему под ведомством Святейшаго Синода» (Там же.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Грузин. – Страдание св. великомуч. Кетевани, царицы Кахетинской, замученной персами в Тавризе. Дочь владетельная Карталинского князя Ашотана, воспитанная в строгих христианских правилах, св. Кетевань была выдана замуж за наследника Кахетинского царевича Давида. Рано оставшись молодой вдовой с малолетним своим сыном Теймуразом (впоследствии бывшим знаменитым царем Кахетии), она поселилась в одном уединенном месте, провождая время в молитве и чтения Свящ. Писания; затем она временно управляла Кахетией и, как мудрая благочестивая правительница, приобрела всеобщую любовь. Она много заботилась о водворении мира в Церкви Христовой, строила много храмов, больниц и была благодетельницей всех нищих, вдов и сирот. Когда ее сыну исполнилось 16 лет, она передала ему управление. Персидский шах Аббас I, желая воспользоваться смутами и малолетством Теймураза, собрал огромное войско для покорения Кахетии и Картолинии. Теймураз хотел защищаться против грозного врага, но малодушные кахетинские князья просили его не начинать войну и умоляли мать царя, Кетевань, быть их заступницей пред жестоким ханом. Кетевань, опасаясь страшных бедствий для своей страны, готова была для ее спасения пожертвовать своею жизнью и с богатыми дарами отправилась встретить шаха в Гандже (нынешнем Елисаветполе) и молить о пощаде Кахетии. Аббас, приказав сослать св. Кетевань в г. Тавриз (в Персии), вторгся в Кахетию с огромным войском и произвел в ней страшное опустошение. Св. Кетевань 10 лет томилась в душной темнице, постом и молитвой приготовляясь к мучению за веру Христову. Долго ее принуждали отвергнуться Христа и принять магометанство, но она оставалась непреклонной. Наконец, св. страдалицу, за отказ принять магометанство, предали страшным мучениям; повесив на дереве, раскаленными щипцами терзали ее тело, обкладывали ее раскаленными сковородками, били раскаленными палками и вбивали в нее гвозди. После долгих и ужасных мучений, св. Кетевань скончалась, заживо изожженная от раскаленного котла, который мучители надели: на ее голову, в 1624 г. По Х.М., мощи св. Кетевани были увезены латинскими монахами в Рим, а в Кахетии послана была ими глава и правая, рука св. Кетевани и вручены были ее сыну, царю Теймуразу, и положены под престол Алавердского храма (см. Груз. еп.). Ей есть особая полиелейная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Батарея из двух французских осадных 155-миллиметровых орудий (Н.С. Туляков) стояла на набережной у Крымского моста. В самый центр города из мастерских было вывезено даже одно 42-дюймовое орудие. Расстрелом Кремля руководил П.К. Штернберг (1865–1920) –революционный деятель и астроном. Небезынтересные сведения о его деятельности в 1907–1908 гг. содержатся в «Энциклопедическом словаре Гранат»: «Организует работы по изучению Москвы на случай восстания и гражданской войны (под видом руководителя работ студенческ. группы по измерению аномалии силы тяжести – с разрешения градонач. и губернатора – он делает в течение неск. месяцев с группой товарищей съёмку улиц, отметку проходных дворов, удобных пунктов и пр.)». Именно по «требованию» Штернберга против Кремля была применена тяжёлая артиллерия. Газета «Всероссийский церковно-общественный вестник» отмечала (4.11.1917): «По полученным сведениям, московским военно-рев. комитетом на Воробьевых горах и в Камергерском переулке сосредоточена тяжёлая артиллерия. Кремль особенно усиленно обстреливается с Таганки. С Ходынского поля город всё время обстреливается из тяжёлых орудий. Выясняется, что в Москве оперирует какая-то третья вооруженная сторона, которая стреляет в обе стороны. Из кого она состоит, трудно сказать. Надо полагать, это сплошь преступные элементы, так как Бутырская тюрьма была распущена». 376        Схиархиепископ Антоний (князь Давид Ильич Абашидзе, 12.10.1867–1.11.1942 ? дек. 1943 ?) – родился в Тифлисской губерний. После окончания Новороссийского университета (1891) принял монашество с именем Димитрий; иеродиакон. Окончил Киевскую Духовную Академию (1896) со степенью кандидата богословия; рукоположен во иеромонаха. Ректор Александровской миссионерской Духовной Семинарии, архимандрит. Хиротонисан во епископа Алавердского. Позднее епископ: Гурийско-Мингрельский (1903), Туркестанский и Ташкентский (1906), Таврический и Симферопольский (1912). С 1914 г. добровольно в качестве рядового священнослужителя в составе Черноморской эскадры участвовал в Германской войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

12 . Костромская учреждена в 1745 году Императрицею Елисаветой Петровной под именем Галицкого и Костромского Епископства. Ныне Архиереи сей Епархии именуются Костромскими и Галицкими. 13 . Тамбовская основана в 1682 году Царем Феодором Алексеевичем. В 1699 году была упразднена и Епископ оной отлучен Собором, а в 1758 году возобновлена под именем Тамбовской и Пензенской. Ныне с 1798 года Епископы оной именуются Тамбовскими и Шатскими. 14 . Орловская учреждена первоначально в 1764 году Викарной в помощь Московскому Митрополиту под именем Севской Епархии; но в 1788 году она сделана местной, и ныне Епископы оной именуются Орловскими и Севскими. 15 . Полтавская учреждена первоначально в Переяславле при В. Кн. Всеволоде Ярославиче в половине XI века, а спустя 200 лет, рушилась от нашествия Татар. Восстановлена в начале XVIII века Царем Петром Алексеевичем. Епархия сия с самого начала учреждения своего и потом в разные времена по возобновлении была Викарной или Коадъюторской Киевской Митрополии; но в 1799 году учинена местной. С 1803 года Епископы оной именуются Полтавскими и Переяславскими. 16 . Волынско-Житомирская учреждена в 1799 году вместо Житомирской, бывшей с 1795 года Викарной Минского Архиепископа. Ныне Епископы оной именуются Волынскими и Житомирскими. 17 . Пермская первоначально основана в Перми в половине XIV века, но в XVI соединена была с Вологодской, а потом приписана к Вятской. Ныне существующая учреждена в 1799 году и Епископы оной именуются Пермскими и Екатеринбургскими. 18 . Пензенская учреждена в 1799 году под именем Саратовской и Пензенской, а с 1803 года Епископы оной именуются Пензенскими и Саратовскими. 19 . Слободско-Украинская учреждена в том же 1799 году. Епископы оной именуются Слободско-Украинскими и Харьковскими. 20 . Оренбургская учреждена в том же 1799 году Епископы оной именуются Оренбургскими и Уфимскими. В Грузии По присоединении в 1783 году к России Ексархии Грузинской, Католикос оной пожалован навсегда Членом Св. Синода: а в 1814 году повелено быть одному Ексарху Св. Синода в Грузии и Имеретии и именоваться Митрополитом Грузинским и Имеретинским. Из существовавших же прежде в Грузии 13 Епархий составлено три Епархии: Карталинская, Осетинская и Сигнагская. Первая присвоена управлению Ексарха, с титлом Митрополита Мцхетского, Тифлиского и Карталинского; вторая назначена в управление Архиепископу, именовавшемуся прежде Телавским и Грузино-Кавказским; а третья бывшему Архиерею Алавердскому, с именованием оного Сигнагским и Кизикским. Викарные

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

молитвенное и евхаристическое общение между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской, к нашей общей радости, восстановленным; ... просить Святейшего Патриарха, Католикоса Грузии, приняв православные русские приходы в Грузинской ССР в свое архипастырское окормление, предоставить им сохранять в своей богослужебной и приходской практике те порядки и обычаи, которые они наследовали от Русской Церкви; ...просить Святейшего Патриарха-Католикоса принимать к своему разрешению церковные дела и православных русских приходов, находящихся в Армении, которые хотя и проживают вне пределов Грузинской ССР, но по дальности расстояния и другим подобным внешним причинам затрудняются обратиться к подлежащей русской церковной власти»[ 42] . О состоявшемся признании автокефалии Грузинской Православной Церкви и о восстановлении с ней молитвенного и евхаристического общения известительной грамотой Патриарха Сергия были уведомлены и прочие Автокефальные Православные Церкви. 4. Католикосы-Патриархи после восстановления автокефалии В Грузии с древних пор Католикос пользовался наравне с царем почетом и уважением и обладал не только духовной, но и светской властью. Он владел обширными землями и поселениями, с которых через своих управляющих собирал дань деньгами и натурой. Католикос имел в своем распоряжении вооруженные отряды, которые во время войн нередко сам вел в бой или поручал назначенному им военачальнику. В своих владениях он производил суд и был полным хозяином, но и остальная часть населения Грузии находилась под его влиянием. После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви Католикосами-Патриархами были: 1. Кирион III (Садзаглишвили). Родился в 1854 году в семье священника. После окончания Тифлисской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии (1880) некоторое время работал помощником инспектора Одесской Духовной Семинарии, а затем преподавателем Кутаисского и Тифлисского Духовных училищ. В 1896 году принял монашество (постриг совершил Экзарх Грузии архиепископ Владимир), а через два года (1898) был хиротонисан во епископа Алавердского.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

В декабре 1813 года преосвященный Феофилакт получил повеление выехать в свою Рязанскую епархию. Причиной этого послужило издание перевода книги Ансильона «Эстетические рассуждения», которая вызвала критические замечания архимандрита Филарета. В Рязани предметом его особых забот была духовная семинария, для которой при нём были построены новые здания, кроме того, улучшено преподавание всех общеобразовательных предметов и материальное положение семинаристов. 14 мая 1817 года архиепископ Феофилакт был назначен экзархом Грузии. Он был первым русским экзархом. 1 февраля 1819 года архиепископ Феофилакт был удостоен сана митрополита. С 28 декабря 1818 года именовался архиепископом Карталинским и Кахетинским. Свою деятельность в Грузии он начал с русификации православных христиан Грузии и новокрещённых. Прежняя Осетинская духовная миссия, закрытая после упразднения Моздокского викариатства в 1799 году, была восстановлена в 1815 году под тем же самым названием по инициативе грузинского архимандрита (последствии архиепископа Алавердского и Телавского) Досифея (Пицхелаури), проекты которого поддержал Синод и утвердил император. После назначения архиепископа Феофилакта (Русанова) экзархом деятельность этой комиссии активизировалась. Святейший Синод ежегодно перечислял Миссии 12 000 руб. В конце правления архиепископа Феофилакта там насчитывалось до 47 тысяч новокрещённых, главным образом осетин. За четыре года владыка Феофилакт построил 30 храмов. Архиепископ Феофилакт разработал план церковной реформы, направленной на изменение структуры Грузинской Церкви в целях сближения грузинских церковных порядков с общероссийскими: намечалось сокращение количества епархий, храмов, монастырей, штата духовных лиц, проведение секуляризации церковного и монастырского имущества, введение богослужения на церковнославянском языке и замену натуральных податей денежными сборами. Духовенство Западной Грузии выразило решительный протест, однако в июне 1819 г. представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы стали закрывать храмы в Имерети, Гурии и Мегрелии, натуральные подати заменять введением денежной оплаты. В 1819—1820 гг. произошло восстание которое возглавили митрополиты Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе), дочь имеретинского царя Соломона II царевна Дареджан, князь Иван Абашидзе. Экзарх обвинил их в подстрекательстве народа и убедил власти, что разрядить ситуацию можно только ссылкой мятежных архиереев. Ночью 4 марта 1820 года митрополиты Досифей, Евфимий, архимандрит Григорий (Цкитишвили) и несколько имеретинских князей были схвачены, митрополит Досифей оказал сопротивление и был избит прикладами ружей и штыками. Пленники с мешками на головах были отправлены на лошадях через Лихский перевал в Восточную Грузию, чтобы затем по Военно-Грузинской дороге проехать в Россию на пути между Сурами и Гори митрополит Досифей скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010