Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Иоване) [Авалишвили; груз. ] (70-е гг. XVI в.- до 1637), архиеп. Картли Мцхетского Католикосата (Грузинская Православная Церковь), настоятель монастырей Сапара и Кватахеви , церковный деятель, книжник, каллиграф. Источники, содержащие сведения об И., скудны. Он принадлежал к княжескому роду и, вероятно, род. в Самцхе (Юж. Грузия) в 70-х гг. XVI в. И. получил блестящее образование. В нач. XVII в. из-за притеснений турок нек-рые груз. роды, в т. ч. и Авалишвили, переехали в Картли. Среди переселенцев были И. и его брат Захария: 1605 г. датирована грамота, выданная царем Картли Георгием X (1600-1606) Захарии Авалишвили, о пожаловании ему имения Рамина Амиреджеби (НЦРГ. Hd 1327). Жалованная грамота, выданная 9 сент. 1630 г. царем Картли-Кахети Теймуразом I (1625-1632; в Кахети - 1606-1648) племяннику И. настоятелю мон-ря Сапара Арсению (Авалишвили), может служить доказательством того, что к этому времени др. родственники И. поселились в Картли, в с. Арадети. В источнике говорится: «В эту пору, когда безбожными мусульманами... вотчины, метохи, деревни и села ваши были отняты, тех ваших крестьян, что остались в монастырских угодьях, мы поселили на Картлийской земле, в местечке Арадети, куда заселены также и другие месхи...» ( Такаишвили. Древности. 1909. Т. 3. С. 538-539). Во 2-й пол. XIX в. внимание груз. историков А. Хаханашвили и С. Какабадзе привлекла рукопись соч. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (НЦРГ. Н 2074; описана Хаханашвили и датирована им кон. XVI - нач. XVII в.). Какабадзе сопоставил копии поэмы и грамоты 1612 г., выданной царем Теймуразом I Алавердскому собору (публ.: Саисторио моамбе (Исторический вестник). 1925. Вып. 1. С. 146), к-рая была переписана «рукой грешного и недостойного Авалишвили, архиепископа Иоване», и пришел к выводу об идентичности почерка переписчиков. По мнению ученого, И. переписал и иллюминировал поэму Руставели будучи мирянином, приблизительно в 1590-1600 гг. ( Какабадзе. 1924. С. 154).

http://pravenc.ru/text/469450.html

За пределами К. е. кацарели распространял свою юрисдикцию на села Батаани и Джораани в Орхеви (ныне в Тианетском муниципалитете, южнее Сионского водохранилища) «с их округами по обеим сторонам Иори» на территории Челетской епархии; на земли «в Ахмете и Уто по обеим сторонам (реки.- Авт.) Орвили» и на «виноградник, пожертвованный царем Леоном (царь Кахети Леван (1520-1574).- Авт.) в Ахмете», находившиеся в Алавердской епархии; на села Алиабад, Тасмалури (Тасмалы.- Авт.), Сакени и Энисели в Некресской и Гиш-Курмухской епархии (Исторические док-ты Гареджи. 2008. С. 206). По сообщению Вахушти Багратиони, кацарели (самебели) претендовал также на мон-ри пуст. Гареджи ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 530). Однако в дарственной грамоте царя Кахети Давида II (Имамкули-хана) (1703-1722) указано, что самебели окормлял насельников гареджийского монастыря Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 207), к-рый владел землями, а также крестьянами в населенных пунктах на территории К. е.: Уджарма, Хашми, Росабаули и Карабулахи (Там же. 2011. С. 613, 734-735, 740). Кацарели окормлял христиан не всех земель, находившихся в К. е. Так, согласно источникам XIV-XVI вв., патриаршему кафедральному собору Светицховели (т. е. католикосу-патриарху Грузии) принадлежали с. Мухаани (предположительно совр. Мухровани близ Уджармы), Мцхетис-Гора (груз. «Мцхетский холм», местоположение неизв.), Ражиант-эклесиа (груз. «церковь Ражиани», очевидно ц. во имя мч. Раждена, возведенная царем св. Вахтангом Горгасали близ Уджармы; точное местоположение неизв.), окрестности Самгорского канала, мон-рь Квавистави близ пещеры Хорауги (на карте Вахушти Багратиони обозначен северо-восточнее с. Сартичала ( Вахушти Багратиони. 1997. С. 42-43)), с. Килмати и Килматская крепость (ныне Русиани), с. Аскиловани (ныне Аскилаури), с. Верена и Веренская крепость (ныне Верона), Пад(л)ашени (возможно, речь идет о с. Палдо), села Тадзреби, Кехи, Сабацминда, Каноби (местоположение неизв.), окрестности р. Дзмарашвили в Кацарети (Иммунитетные грамоты владений Церкви в Мцхете за 1392 и 1447 гг.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 180, 190; Дарственная грамота Мцхетскому католикосу, обновленная царем Александром II в 1579 г.//Там же. 1965. Т. 2. С. 198). Кроме первоиерарха ГПЦ земли в К. е. имел также руствели (Руставский архиерей): ему принадлежали села Самгори и Хорауги (Гуджар церкви Гмртаеба, 1722 г.//Там же. С. 371). История

http://pravenc.ru/text/1683957.html

180 Подобные бродячие епископы и монахи из сирийских еретиков многократно появлялись в пределах Грузинской Церкви с учением, противным св. Халкидонскому Собору, и изгонялись из страны, – как свидетельствует нам святейший католикос Арсений, живший в XII в в своем повествовании об отделении Армянской Церкви от Грузинской. Рукопись эта хранится в библиотеке Алавердского монастыря. 181 Этот Ювеналий, епископ Иерусалимский (428–458 гг.), был верным последователем св. Халкидонского Собора, которому так противостал один еретичествующий монах по имени Феодосий, что епископ принужден был на время оставить Иерусалим и снова вернулся к своей пастве в 453 году. Он умер, оставив по себе громкую славу защитника Православия и святой жизни. 182 Фотий был епископом Цуртагским во времена мученицы св. Шушаники 458 г. О нем упоминается в жизнеописании св. Грузинской и Армянской Церквей. См. также Страдание святой славной мученицы царицы Ранской Шушаники. 183 Как сами имена, так и названия епархий, которые упоминаются в послании, показывают явно, что подобных епархий не существовало в перечне епархий Грузинской Церкви. Епископские кафедры получили при царе Вахтанге Гург-Аслане известную определенность относительно своих пределов, и более никогда не нарушался порядок, установленный при царе, пользующемся до сих пор особым уважением. В перечне же епархий Армянской Церкви находим до сих пор названия упомянутых епархий, входящих в состав той же Церкви. 187 Разумея Сомхетию, или Южную Грузию, в пределах которой находилась Цуртагская область. Вероятно, вместо Армении у Кириона поставлена была Сомхетия, – что в то же время означает в тесном смысле и области Армении. Но никак нельзя допустить, чтобы Кирион совершал путешествие в пределах Эчмиадзинской епархии. Здесь понимается путешествие его именно по Цуртагской области для утверждения в Православии своего стада. 188 Вероятно, это должно относиться к католикосу Моисею, уже скончавшемуся. Подобного нет в письме Моисея. 189 Согласно учению Святых Отцов, в основе всех ересей лежат никак не разногласия в словах и терминах, – иначе в существовании ересей можно было бы обвинить Господа, попустившего разнообразным языкам, на которых исповедуется Христианство , быть несовершенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нет упоминания нигде и о подобном соборе, и не знает этого и сам Кирион, который не преминул бы в ответном своем послании как-нибудь упомянуть о таком лице и не обошел бы глубоким молчанием подобный собор. Не оболгал ли Авраам Иверскую Церковь? — А может быть, упоминаемый в послании католикос Гавриил был католикосом или главой албанских еретиков, имевших свое начало в Албании — в Восточной Грузии в прикаспийской провинции, и известных еще в половине VI века, имевших своего независимого архиепископа с титулом католикоса, — что более вероятно. Подобной церкви законно в Грузии не существовало; но она скрывалась в тайне, поэтому Кирион и не знает такого католикоса. Если знает его Авраам и имеет, как выражается он, даже соборное определение, то это весьма понятно, потому что и он, подобно им, составлял со своей паствой часть еретической церкви, отвергшей св. Халкидонский Собор и имевшей с ним полное единение. 175. Имеется в виду Эчмиадзин. 176. Подобные бродячие епископы и монахи из сирийских еретиков многократно появлялись в пределах Грузинской Церкви с учением, противным св. Халкидонскому Собору, и изгонялись из страны, — как свидетельствует нам святейший католикос Арсений, живший в XII в. в своем повествовании об отделении Армянской Церкви от Грузинской, — рукопись эта хранится в библиотеке Алавердского собора. 177. Этот Ювеналий, епископ Иерусалимский (428—458 гг.), был верным последователем св. Халкидонского Собора, которому так противостал один еретичествующий монах по имени Феодосий, что епископ принужден был на время оставить Иерусалим и снова вернулся к своей пастве в 453 году. Он умер, оставив по себе громкую славу защитника Православия и святой жизни. 178. Фотий был епископом Цуртагским во времена мученицы св. Шушаники 458 г. О нем упоминается в жизнеописании св. Грузинской и Армянской Церквей. См. также Страдание святой славной мученицы царицы Ранской Шушаники. 179. Как сами имена, так и названия епархий, которые упоминаются в послании, показывают явно, что подобных епархий не существовало в перечне епархий Грузинской Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Последний Царь Георгий неоднократно прибегал к его молитвам для исцеления детей своих и дважды открывал могилу святого мужа, чтобы целовать его мощи. Грустно смотреть на то запустение, в каком теперь находится великолепная некогда церковь Хирская; обширностью и высотой она уступает только Алавердскому собору, который почитается первым во всей Грузии; но смелые арки ее сводов, некогда украшенные живописью, теперь забелены; самые стены местами требуют поправки. Главный престол, празднующий Успению, обнажен, ибо по причине медленного обновления иконостас его снят и все иконы сложены грудой в отделении жертвенника; изредка бывает служба в боковом приделе, временно устроенном с правой стороны алтаря. С левой, пред входом в бывший жертвенник, широкая плита с осеняющим ее покровом знаменует место погребения святого основателя, Стефана Хирского, к которому доселе притекают даже Лезгины, памятуя, что они прежде были Христианами. С умилением поклонился я гробу Сирского Отца и с грустным впечатлением оставил его опустевшую обитель. Дорога в Сигнах пролегала уже не по ущелью Бодбийскому, но по окраине роскошной долины Алазанской, на скате холмов, усеянных виноградниками, которые красовались обилием своих гроздьев. Трудный восход предстоял нам на высокую гору Сигнахскую, сперва по руслу потока, а потом по лесистой крутизне, и я удивлялся терпению жителей; потому что они беспрестанно должны сходить за водою или в свои виноградники к подножию горы, на вершине коей, как орлиное гнездо, приник их город. Но такова была опасность от лезгин во времена Царя Ираклия, что только на сих высотах могло спасаться окрестное народонаселение; доселе рисуется на скалах крепости белыми своими стенами и полуобвалившимися башнями, теперь уже бесполезными. Самые очаровательные виды открывались нам все шире и шире по мере подъема, когда мы останавливались, чтобы дать перевести дух утомленным лошадям. Наконец вся роскошная долина Кахетии разостлалась пред нами в полной красе, оживленная серебристыми струями Алазани. Густая зелень садов ее тянулась бархатной каймой у подножия гор, которые подымались разноцветными уступами, покрытые лесом или повитые облаками и еще выше осеребренные снегом. Отселе во всем диком своем величии представлялся седой старый Кавказ, таинственный грозою своих горцев, которые внезапно из него прорываются, как из громовой тучи, на противолежащий цветущий берег Алазани: но самый этот страх, предмет постоянной молвы, как бы нечто живое, движущееся по всей долине, придает много романтической прелести ее очарованным видам. Телав

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

2011. Т. 2. С. 777). В 1780 г. по распоряжению царя Ираклия II митр. Савва передал в управление земли мон-рей Кацарети и св. Додо в Гареджи настоятелю Давидгареджийской лавры архим. Герману и настоятелю Натлисмцемели архим. Евфимию (Там же. 2008. С. 518-519). Грамотой от 30 июня 1798 г. царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) подтвердил права настоятеля Натлисмцемели на земли Кацарети и повелел ему учредить в церкви свою резиденцию (Там же. 2011. С. 681-684). В грамотах от 1791 и 1800 гг. архим. Евфимий назван управляющим () церкви Кацарети (Там же. С. 824; Жордания. 1903. С. 161). В грамоте 1791 г. указано, что архим. Евфимий отказался от спорных земель, принадлежавших К. е., кроме земель близ Хашми ( Жордания. 1903. С. 160-161). После вхождения Вост. Грузии в состав России и упразднения автокефалии ГПЦ (30 июня 1811) территории К. е. вошли в состав Алавердско-Кахетинской (Алавердско-Телавской) епархии Грузинского Экзархата РПЦ , с 30 авг. 1814 г.- Сигнахской и Кизикской, находившимися в юрисдикции архиеп. Иоанна (Макашвили) , 28 дек. 1818 г.- Карталино-Кахетинской епархии , к-рой управлял экзарх Грузии. В настоящее время территории К. е. находятся в юрисдикции Сагареджойско-Ниноцминдской епархии ГПЦ. Архиереи К. е. епископы Захария (нач. VI в.), Василий Чкондидели-Уджармели (?) (сер. XIII в.), Феодор (1502-1536), Игнатий (до 1560), Филипп (до 1584), Иаков (Чолокашвили) (20-30-е гг. XVII в.), Захария (40-60-е гг. XVII в.), Николай (Чолокашвили) (кон. 80-х гг. XVII в.- 1695), Николай (Мдивнишвили) (1695-1710; не позднее 1701 архиепископ), Иосиф (Квабулидзе) (Кобулашвили) (ок. 1711 - кон. 20-х гг. XVIII в., с 1723 архиепископ), Иоанн (30-60-е гг. XVIII в.). Ист.: Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Вып. 1; Жордания Ф. Ист. док-ты мон-рей и церквей Картли и Кахети. Поти, 1903 (на груз. яз.); Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 5 (на груз. яз.); Мокцеваи Картлисай//ПДГАЛ. 1963. Т. 1; То же [Обращение Грузии]/Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; ред., исслед., коммент.: М.

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Таким образом, не только состав духовенства, но и все обитатели здешнего края будут иметь дорогу к некоторому просвещению, и все вообще будут пользоваться благопопечением правительства. В заключение должен я сказать о священнических и диаконских вдовах и детях, дабы первые после смерти мужей, а последние – отцов своих не оставались без пропитания, то определять вдовам некоторое содержание из суммы, поступающей на богоугодные заведения, которая употребляться будет по общему согласию главнокомандующего в Грузии и начальствующего над духовенством; из сей же суммы назначить содержание и детям умерших священников и диаконов, – мужеского пола до вступления в гимназию, а женского – до замужества, исключая тех вдов и детей, кои иметь будут достаточное состояние или собственные недвижимые имения. Изложив здесь относящееся до образования духовенства, не должен умолчать и о том, что со времени вступления в управление духовною частью архиепископа Варлаама, оная весьма примерно приводится в благоустройство, по учреждении же дикастерии надеяться должно, что духовенство примет совершенно иной вид» 44 . Таким образом, в целях упорядочения и введения в управление грузинским духовенством единства, архиепископом Варлаамом предложено было из 13 существовавших в то время и перечисленных выше епархий образовать только две епархии: Мцхетско-карталинскую, в состав которой должны были войти епархии: Мцхетская, Тифлисская, Самтаврская, Руисская, Цилканская, Самтависская, Урбнисская и Никозская, с доходом в общей сложности в 16960 руб. серебром и Алавердско-кахетинскую, из епархий Алавердской, Ниноцминдской, Руставской и Некресской с доходом в 9500 руб. Из девяти архимандрий, по проекту того же преосвященного Варлаама, предполагалось составить только пять, а именно: Бодбийскую, имевшую образоваться из одноименной епархии, Квабтахево-мгвимскую, Кахетинскую, Давидгареджийскую и пустынь Иоанна Крестителя с Шуамтинскпм монастырем, архимандрии же Икортская, Ларгвисская и Тирская, как приносившие слишком мало доходов, должны были быть обращены в приходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании. Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская. Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией, было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея, святой просветительницы, блаженной матери Нины. Христианство как государственная религия [ править править код ] В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324—326 гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью.. При Сассанидах (VI—VII bb.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII bb.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле. В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси. Грузинский экзархат Российской Церкви [ править править код ] В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Груз...

В 1811 г. автокефалия ГПЦ была упразднена, Церковь в Грузии вошла в состав новообразованного Грузинского Экзархата РПЦ. В том же году по решению Святейшего Синода в К. была учреждена Алавердско-Кахетинская епархия во главе с митр. Бодбийским Иоанном (Макашвили) (Всеподданнейший доклад Правительствующего Синода, 21 июня 1811 г.//АКавАК. 1870. Т. 4. С. 166-169). В 1814 г. в К. образовались Телавская (Осетинская) и Сигнахская епархии. Кахетинская и Алавердская епархия охватывала Телавский (кроме территорий бывш. Руставской епархии) и Ананурский уезды, «а кроме сих уездов... все осетинцы и горные жители, по сю и ту сторону Кавказа... в Грузии и Имерети». Во главе стоял архиепископ Телавский и Грузино-Кавказский; на него возлагались все обязанности руководителя Моздокской осет. комиссии (см. Осетинская духовная комиссия ). Наместником Телавского архиепископа считался настоятель мон-ря Шуамта. Сигнахская епархия включала одноименный уезд и бывш. Руставскую епархию (часть Телавского у.). Архиерей именовался митрополитом Сигнахским и Кизикским (Ведение Святейшего Правительствующего Синода Правительствующему Сенату, 17 окт. 1814 г.//АКавАК. 1873. Т. 5. С. 407-410; Рапорт Грузино-Имеретинской синод. конторы в Св. Синод, 10 марта 1819 г., 123//Там же. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 387). В 1818 г. на территории Картли и К. была образована единая Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата РПЦ. По решению Синода «митр. Иоанна Бодбели, имевшего в ведении своем Сигнахскую епархию... из уважения к летам и службе его» оставили «при управлении оною по смерть его, но с зависимостью экзарха» († 1837) (Мнение экзарха архиеп. Феофилакта: [Всеподданнейший доклад Св. Правительствующего Синода, 17 июня 1818 г.]//АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 378-381). Епархии ГПЦ, существовавшие на территории К. до нач. XIX в. Алавердская, Бодбийская (Кизикская), Гишская, Кацаретская (Самебская), Курмухская, Некресская, Ниноцминдская, Руставская, Хорнабуджская, Челетская, Черемская, Харчашнийская. Князья К.: Григол (787-827), Дачи (Ваче) (827-839), Самоэл (839-861), Габриел (861-881), Фадла I (881-893), Квирике I (893-918), Фадла II (918-929), Квирике II (929-976), Давид (976-1010). Князья Эрети:

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Первым экзархом Грузии с титулом митрополита Мцхетского и Карталинского и главой дикастерии стал Варлаам (Эристави). Фактически все церковные преобразования этого периода связаны с его именем. Дикастерия как орган церковного управления просуществовала недолго: указом имп. Александра I от 30 авг. 1814 г. вместо нее была учреждена Грузино-Имеретинская синодальная контора , открытие к-рой состоялось в Тифлисе 8 мая 1815 г. Тем же указом Алавердско-Кахетинская епархия была переименована в Телавскую и Грузино-Кавказскую и ее управляющим был назначен еп. Горийский Досифей (Пицхелаури; до 14 мая 1817; † 19 нояб. 1830). 17 окт. 1814 г. Святейший Синод постановил, что в Вост. Грузии после учреждения синодальной конторы «быть 3 епархиям: Карталинской, Осетинской и Сигнахской; первая принадлежит экзарху с титлом митрополита Мцхетскаго, Тифлисскаго и Карталинскаго; вторая - архиепископу Телавскому и Грузино-Кавказскому; а третья - Преосвященному Иоанну, бывшему Алавердскому, котораго именовать впредь Сигнахским и Кизикским» (Там же. Т. 5. С. 408). 30 авг. 1814 г. на должность викария Грузинского, к-рый должен был именоваться епископом Горийским, вместо переведенного на Телавскую и Грузино-Кавказскую кафедру архиеп. Досифея был назначен еп. Цилканский Гервасий (Мачавариани; † 5 февр. 1817). В конце каждого года синодальная контора предоставляла в Святейший Синод отчет о проделанной работе, количестве решенных и нерешенных, с указанием причин, дел. Всем членам и чиновникам синодальной конторы было назначено жалованье: экзарху, председателю конторы,- 5 тыс. р.; архиепископу Телавскому и Грузино-Кавказскому - 3 тыс.; архиепископу Сигнахскому и Кизикскому - 2,5 тыс.; епископу Горийскому, викарию Грузинскому,- 1,5 тыс.; прокурору - 1 тыс.; 3 стряпчим - по 250 р. каждому; 2 секретарям - по 400 р. каждому (Там же. С. 410). Одной из главных задач церковного переустройства в Грузии стала секуляризация церковного имущества и коммутация церковных налогов, что официально мотивировалось стремлением освободить духовенство от «тяжелой ноши» управления хозяйством, поскольку это «отвлекает его от основных обязанностей».

http://pravenc.ru/text/168201.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010