Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Черкезишвили) [груз. ] († после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф. Отца Н. звали Аладари. В нач. XVIII в. Н. подвизался в гареджийском мон-ре Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи, где по заказу царицы Елены (дочь царя Картли Ираклия I, супруга царя Картли Иесе и мать католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I (Багратиони ; 1744-1755, 1764-1788)) начал заниматься переписыванием рукописей. В частности, в 1707 г. он переписал Псалтирь (НЦРГ. Q 430), в 1705 г.- Четвероевангелие (НЦРГ. Q 919) и др. По распоряжению царя Кахети Давида II (Имамкули-хана) Н. в нач. XVIII в. был хиротонисан во архиерея и поставлен на Руставскую кафедру: в 1711 г. он уже упоминается как руствели (Руставский архиерей) ( Жордания. 1903. С. 195, 250-252). Известно также, что Н. руководил садрошо (воеводство, от груз. - знамя) и за эти заслуги по распоряжению Давида II он был облачен в виссон, о чем Давид II сообщал архиепископу Алавердскому Николаю (Чолокашвили) в письме от 17 дек. 1711 г. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 66). После смерти царя Н. в 1723 г. покинул кафедру и в 1724 г. в свите царя Картли Вахтанга VI (1716-1724) намеревался выехать в Россию. Однако по пути он передумал и укрылся в Имерети, воспользовавшись покровительством имеретинского царя Александра V и католикоса-патриарха Зап. Грузии (Абхазского) Григория II (Лорткипанидзе ; 1696-1742), где и продолжил свою лит. деятельность. Возможно, он подвизался в мон-ре Гелати . Записи Н. 1724 г. (автографы, стихотворные посвящения царю Александру V) сохранились в неск. списках груз. свода летописей «Картлис Цховреба» - в т. н. списках Академии наук (нач. XVIII в.), в т. н. списке царевича Теймураза (1700-1705) и др. ( Такаишвили. 1906. С. 49-50, 111-112). Известно, что Н. скончался не ранее 1733 г. (в этом году он описал иадгари пицундского храма, позже в источниках его имя не встречается) ( Какабадзе. 1921. С. 131-147).

http://pravenc.ru/text/2566020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЦАРЕТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] (до 506/7 - 1765; с нач. XVII в. Самебская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (Мцхетский Католикосат), кафедра - в церкви (позже - монастыре) Кацарети , во имя Св. Троицы (Самеба), расположенной в 8-10 км от с. Хашми (Сагареджойский муниципалитет, Кахети). География Территории К. е. находились в исторической пров. Кахети (Вост. Грузия), в среднем течении р. Иори. Наиболее ранние сведения о точных границах К. е. относятся к XVIII в. По описанию царевича Вахушти Багратиони (1696-1757), «выше (Хашми.- Авт.), в ущелье (р. Самебисхеви.- Авт.) стоит церковь Святой Троицы, большая, со сводом. Сидит там епископ, пастырь страны выше этого (Самебисхеви.- Авт.) до Эрцо» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 530). Зап. граница К. е. проходила по р. Самебисхеви (ныне Жати, левый приток р. Иори), которая отделяла земли К. е. от территорий Ниноцминдской епархии. Села Хашми и Карабулахи (на карте Вахушти обозначено юго-восточнее Хашми) считались уделом Кацаретского (Самебского) архиерея (кацарели или самебели), а с. Патардзеули находилось вне его юрисдикции ( Вахушти Багратиони. 1997. С. 42-43; Жордания. 1903. С. 34-35, 160-161; Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 206, 291, 488). Т. о., можно установить, что К. е. принадлежали земли: по левому берегу р. Иори - ограниченные вершинами, разделяющими ущелья Жати и Твалт-Хеви; по правому берегу - защищенные горным массивом с вершинами Сиони, Натахтари, Сарыял, Шестепе. На севере К. е. граничила с пров. Эрцо, к-рая входила в состав Челетской (позже Харчашнийской) епархии. Здесь естественную границу составляли хребет Иално и горные вершины, разделяющие ущелья рек Гомбори и Вашлиани. На востоке К. е. была отделена от территорий Руставской епархии Куро-Иорским водоразделом: граница шла от хребта Иално до горы Шестепе. На юге К. е. граничила с Гареджийской пуст., на северо-западе Гомборский хребет отделял территории К. е. от Алавердской епархии .

http://pravenc.ru/text/1683957.html

В московском храме вышили покров на гробницу великого грузинского святого Москва, 30 марта 2015 г. 26 марта в храме Троицы Живоначальной на Грязех состоялось большое событие: впервые широкой публике был представлен покров на гробницу преподобного Давида Гареджийского, над которым три с половиной года трудились прихожанки. После Пасхи этот покров будет доставлен в Грузию – в Давидогареджийскую лавру, сообщается на сайте храма.      Сегодня, когда политика разъединяет людей, и в пылу страстей мы забываем, что мы – единая Церковь Христова, – сами святые напоминают нам об этом, соединяя нас своею помощью и любовью. Одно из свидетельств этого – особое почитание великого грузинского святого, установившееся в московском храме Троицы Живоначальной на Грязех. Еще в 90-х храм обрел написанный по благословению настоятеля, протоиерея Иоанна Каледы, святой образ преподобного Давида Гареджийского – великого святого, необычайно почитаемого в Грузии, но почти неизвестного в России.        Каждый в Грузии знает: преподобный Давид обладает особой благодатью от Господа – помогать бесплодным и страдающим от болезней женщинам. Вот и в Москве начали служить ему молебны. Помолиться святому в храм на Покровке каждый понедельник съезжаются   женщины не только со всей Москвы, но и из других городов, и из ближнего зарубежья. И святой помогает – радостно видеть, когда в какое-нибудь тихое время между службами с благоговением целует образ преподобного женщина, ждущая дитя, или молодая мать с благодарностью прикладывает к иконе своего младенца. От святого образа происходят чудеса, одним из которых стало обычное на первый взгляд событие – как-то в храм «случайно» зашел грузин, немало удивившийся, обнаружив икону преподобного Давида. Это был брат первого настоятеля Давидограджийской лавры, а ныне митрополита Алавердского Давида. Георгий тут же позвонил своему брату,   – так преподобный Давид сам соединил московский храм со святой Иверией. А в 2011 московские паломники отправились в далекую Давидогареджийскую Лавру, расположенную в высокогорной засушливой местности у самой границы Грузии с Азербайджаном.

http://pravoslavie.ru/78267.html

Важное значение в церковной жизни имеет новое издание в 1888 году устава духовных консисторий, переработанного и примененного к государственным законоположениям нового времени. В 1890 году высочайше утверждена составленная синодом инструкция церковным старостам, регулирующая отношения старост к причту и к церковному хозяйству. В 1895 году утверждены новое положение о синодальном архиве и новые штаты архива, выработанные по почину начальника архива Аполлинария Николаевича Львова высочайше учрежденною комиссией по упорядочению синодального архива. Кроме возвышения в материальном и служебном положении лиц, служащих в архиве, новое положение уничтожало существовавшую ранее труднодоступность архива, широко открывая двери архива для научных занятий, и усилением штата имело в виду ускорить разработку справочной части в архиве. Тем же порядком исходатайствован был с 1897 года, пока на пять лет, ежегодный отпуск из казны 3.000 рублей на издание трудов самой комиссии по изданию описания архива, значительно ожививший это заглохшее было дело. Улучшено дело управления московскою синодальною библиотекой. В 1895 же году утверждены новое положение и новые штаты контроля при синоде, в 1896 году – петербургской и московской синодальных типографий. При пересмотре цензурного устава в 1885 году окончательно упразднены существовавшие еще при провинциальных духовных академиях цензурные комитеты. В 1885 году открыта самостоятельная екатеринбургская епархия из викариатства пермской, учрежденного еще в 1883 году. В 1886 году кавказская переименована в ставропольскую. Еще раз преобразовано церковное управление Грузии: вместо четырех, здесь образовано пять епархий, причем гурийская и абхазская епархии упразднены, а открыты вновь сухумская, на место абхазской, гурийско-мингрельская, на место гурийской епархии и мингрельского викариатства имеретинской епархии, и владикавказская, образованная из грузинского викариатства, существовавшего с 1875 года; владикавказская в 1894 году обращена в самостоятельную; в 1887 году образовано алавердское викариатство, на место прежней епархии. С кончиною с.-петербургского, новгородского и финляндского митрополита Исидора в 1892 году его прежняя епархия выделила из себя старую новгородскую и новую финляндскую. В 1894 году открыта забайкальская епархия из иркутской, в 1895 году – омская. В 1898 году учреждена владивостокская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Согласно указу российского имп. Александра I от 30 авг. 1814 г., вместо 2 епархий в Вост. Грузии было образовано 3: Карталинская (управлял экзарх Грузии митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский Варлаам, с 14 мая 1817 - экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов) ), Телавская и Грузинско-Кавказская (Осетинская) (управлял архиеп. Досифей (Пицхелаури)), Сигнахская и Кизикская (управлял митр. Иоанн (Макашвили)) (Ведение [Извещение] Свят. Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г.//АКавАК. 1873. Т. 5. С. 408). 28 дек. 1818 г. на основании представления нового экзарха Грузии архиеп. Феофилакта (Русанова) (14 мая 1817 - 19 июля 1821) все 3 епархии были преобразованы в К.-К. е., которую возглавил экзарх. В рус. источниках К.-К. е. часто упоминается как Грузинская епархия. В 1829 г. в состав Российской империи вошло княжество Самцхе-Саатабаго в Юж. Грузии, в 1830 г.- груз. историческая пров. Саингило; т. о., в К.-К. е. были включены Ахалкалакский и Ахалцихский уезды Тифлисской губ. и Джаро-Белоканская обл. До 1837 г. в Вост. Грузии оставалась действующей Бодбийско-Сигнахская епархия, к-рая после кончины правящего митр. Иоанна (Макашвили) также вошла в К.-К. е. Среди епархий Экзархата по величине территории и по количеству прихожан К.-К. е. была самой крупной. Викариатства Первоначально вик-ства К.-К. е. были образованы на территории Грузии; в обязанности викариев входила помощь экзарху - правящему архиерею К.-К. е. 30 янв. 1812 г. на территории Мцхетско-Карталинской епархии было основано Горийское викариатство . Викарием (хорепископом) Горийским был назначен еп. Горийский Досифей (Пицхелаури). 28 дек. 1818 г. в К.-К. е. было основано 2-е, Кизикское вик-ство, которое после кончины (1837) правящего митр. Иоанна (Макашвили) было упразднено. В 1886-1912 гг. в К.-К. е. существовало Алавердское викариатство , которое включало территории Кахети (Телавский и Сигнахский уезды Тифлисской губ.), Саингило (Закатальский окр. Тифлисской губ.) и частично Шида-Картли (Тионетский у. Тифлисской губ.).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 - 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 - Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), а также на территории совр. Армении и Азербайджана. Территория В 1811 г. Г. Э. охватил территорию груз. исторических областей Картли и Кахети в Вост. Грузии (Грузинская губ.; с 1846 Тифлисская губ. без Джаро-Белоканского, позже Закатальского окр.), к-рые вошли в состав Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской епархий. В 1815 г. в состав Г. Э. была включена Церковь на территории Имерети в Зап. Грузии (Имеретинская обл.; с 1846 Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.; Имеретинская епархия); в 1828 г.- Гурии в Зап. Грузии (Озургетский у.; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1829 г. с вхождением в состав Российской империи Юж. Грузии (Самцхе-Саатабаго) в Карталинско-Кахетинскую епархию Г. Э. вошли Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. В 1830 г. был присоединен Саингило в Вост. Грузии (Джаро-Белоканская обл.; Карталинско-Кахетинская епархия); в 1857 г.- Сванети и Одиши в Зап. Грузии (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1851 г. была образована Абхазская епархия (с 1885 Сухумская; Сухумский и Черноморский округа). В 1878 г. в состав Г. Э. вошли территории Юго-Зап. Грузии (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани, Олтиси; Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1912 г. в Г. Э. помимо территории Грузии входили также территории Вост. и Зап. Армении (Карсская обл. и Эриванская губ.; Эриванское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии) и совр. Азербайджана (Бакинская и Елизаветпольская губернии; Бакинское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии). Состояние ГПЦ в нач. XIX в. и в первые годы после вхождения Вост. Грузии в состав Российской империи

http://pravenc.ru/text/168201.html

О кафедрах грузинских епископов в X–XIII ст. в городах великой Армении: Ани, Карс или Эрзерум и Алашкерт и об их храмах, из которых анийский и алашкертский доселе уцелели, см. некоторые данные и грузинские источники в соч.: Об отношениях Армении и Грузии к Византии – Известия Кавказ. Общ. ист. и археол, 1882, стр. 87–90 и История Грузии на грузинском языке 1889, стр. 264–268. 77. Наружная сторона складня Анчийской иконы Спаса в Анчисхатской церкви в Тифлисе 78. Внутренняя сторона створок Анчийского складня 2 . Митра Елены (а не Теймураза). Надпись на ней: «Я, царя царей государя Теймураза и царицы-цариц, дочери грузинских царей Хорешани невестка и первородного сына их Давида супруга, дочь Месха Диасамидзе Елена пожертвовала тебе, великомученику и победоносцу Георгию Алавердскому как в воспоминание сих государей и детей моих: Луарсаба и Георгия и царицы Нестан-Дареджаны, так и в долгоденствие, и в избавление семейством, сына моего Ираклия и царицы Кетевани, с ее мужем и сыном и в поминание обо мне. Заказала (сию митру) с израсходованием на нее моего добра, в Испагани в то время, когда я приехала туда от великого русского царя к шаху Сулейману в короникон 371 (1683 г.)». Приписка. «Мария». Мастер Папуа Бебуришвили». Упоминаемая в этой надписи Елена, вышедшая замуж очень молодой в 1628 г. за сына кахетинского царя Теймураза I, Давида, была дочерью Левана и племянницей грузинского католикоса Евдемона Диасамидзе. Елена называет отца своего Месхом на том основании, что предки его были, как об этом мы выше заметили (Гелат 12), коренными жителями Месхии или Самцхе (Ахалц. уезда), выселившимися в нынешнюю Карталинию при покорении их родины турками. Леван же первый покинул Месхию, или ранее его кто другой из его дома, не знаем. Полный перевод надписи с текстом и анализом ее см. в Voyage archéol., V Rapp. 38–39. Объ Елены и ее пребывания в Испагани в 1680 г. см. Переписку рузинских царей с русскими государями, стр. XXXVII и 103–105. Елена умерла, как показывает ет надгробный камень в Сионском же соборе, около 95 г. (Voyage archéol., Rapp., 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

За исповедание Христа св. Акакий был подвергнут жестоким мукам и затем заключен в темницу, из которой после был освобожден. Нося язвы Господа на теле своем, просветив многих св. верою и прославившись учением и чудесами, он скончался мирно. Обретение мощей св. первомуч. и архидиакона Стефана, в 415 г. См. 2 авг. и 27 декабря. Грузин. – Св. Iocuфa, епископа Алавердского. Отправившись, по повелению Божьей Матери, в числе других шести учеников пр. Иоанна (см. 7 мая) проповедовал св. Евангелие и искоренял в народе суеверие и другие языческие обычаи в верхнюю восточную Кахетию, пр. Иосиф поселился в непроходимых дебрях пустыни Алаверди на правам берегу реки Алазани, жил в куще в посте и подвигах великого аскета, собрал вокруг себя подражателей св. жизни и основал Алавердскую обитель (в Телавском уезде), построив для нее на средства одного постриженного им царедворца храм во имя св. великомуч. Георгия. Ревностно заботясь об утверждении веры Христовой в Кахетии, св. подвижник предстательствовал у царя и католикоса об умножении церквей. Обходя свой удел с проповедью, он рукополагал иереев и диаконов и силой чудес и знамений укрепил новонасажденную св. Ниной (см. 14 янв.) церковь Кахетинскую, положив основание Алавердской епископской кафедры. Ревнуя о чистоте веры новообращенных, он первый написал для них катехизис. Доблестно проходя свое служение в величайших аскетических подвигах, св. Иосиф мирно почило, в своей обители, около 570 г. На месте Алавердской церкви Кахетинские цари Кирик-Агсартан и другие основали нынешний величественный обширнейший в Грузии храм Алавердский (см. Груз. еп.), в котором и почивают мощи св. Иосифа, прославленные многими исцелениями. Ему есть особая полиелейная служба. Сббота по Ап. ( 1Кор.1:26–29; 125 зач.; Ев. Ин.8:21–30; 30 зач.). Недл по Ап. ( Гал.2:16–20; 203 зач. Ев. Мк.8:34–38; 9:1; 37 зач.). См. Если случится Воздвижение честного креста в субботу, апостол и евангелие недели по Воздвижении чтется «на утрии праздника» (т.е., на другой день праздника), в неделю; в следующую же субботу, в отдание праздника, на литургии прокимен, аллилуиа и причастен праздника, а апостол и евангелие читаются прежде субботы по Воздвижении, а потом рядовые.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Петр (Кончуев,Петр Давидович Кончошвили), еп. Горийский Родился в 1839 году в семье священника Тифлисской епархии. В 1859 году окончил Тифлисскую духовную семинарию. Был преподавателем Телавского духовного училища. В 1861 году рукоположен во иерея и определен благочинным джавских приходов в Южной Осетии. В 1865 году переведен в Ингилойский Кахский приход. В 1868 году – священник Тифлисского Сионского собора, законоучитель и настоятель церкви Закавказского дев.института. В 1880 году возведен в сан протоиерея. 13 ноября 1905 г. был пострижен в рясофор. 13 ноября 1905 года хиротонисан в Тифлисе во епископа Алавердского. Хиротония состоялась в Сионском Успенском соборе в г.Тифлисе. Чин хиротонии совершали: архп. Карталинский, Экзарх Грузии Николай, еп. Имеретинский к еп. Горийский Евфимий. С 6 апр.1907 года – епископ Горийский, вик. Грузинского Экзархата. Скончался 5 февр.1909 года 73 лет в гор.Тбилиси, похоронен в Алавердском соборе (Кахетия Груз.ССР). Духовный писатель. Ему принадлежит весьма кропотливый труд по исправлению текста грузинской Библии, а также множество статей церковноисторического характера в повременных грузинских изданиях. Об издании грузинской Библии см. в журнале: «Прот.Предсоб. Присут.» m.III, СПБ, 1907, стр.60–61, 77–78, 80–81, 64–85. Труды: «Путешествие в святой град Иерусалим и на св.Афонскую гору» (на грузинском языке). Тбилиси, 1901. «Две речи (на русском языке)». Тбилиси, 1907. «Грузинская Библия ». (Критический обзор издания Грузиноимеретинской Синодальной Конторы), журнал «Моамбэ» 1896, 2. «Нынешнее состояние церковно-богослужебных книг (на грузинском языке)». Журнал «Моамбэ» 1893, 3. " Учение о Законе Божием и Заповедях» «Вопросы на исповеди». Литература: «Церк.Вед.» 1905, 42, стр.472. -“- 1907, 15, стр.90. «Приб. к «ЦВ» 1905, стр.1795–1796 -“- 1906, 2, стр.77–76. «Мисс.Календарь " 1907, стр.137. “Дух.Вестн.Груз.Экзарх.» 1905, 21–22. «СоставСв.Прав.Всер.Син. иРос.Церк.Иерархии на 1909 г.», стр.234–235, 299. Кирпон епископ. «Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX столетие». Тифлис, 1901, стр.233–235. Булгаков, стр.1399. БЭЛ m.IX, стб.51, 52–53. ФКМ. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но в настоящее время уже ничто не напоминает о древнем величии этого места: здесь помещается скромная женская обитель со школой для девиц духовного звания. Со вторым из названных памятников соединяется предание о Хитоне Спасителя, принесенном сюда из Иерусалима одним из мцхетских евреев. Предание, занесенное в грузинскую летопись, гласит, что один из главных учителей мцхетских евреев, по имени Елиоз, в год смерти Спасителя приглашен был в Иерусалим для участия в суде над Иисусом Христом. И вот, когда настало время его отправления из Мцхета, то его сестра Сидония при прощании взяла с него слово принести ей в подарок какую-либо вещь, принадлежавшую Спасителю. Елиоз обещал исполнить ее просьбу и действительно исполнил ее в точности: он приобрел в Иерусалиме окровавленный хитон Спасителя и, по возвращении в Мцхет, передал его сестре. Здесь же, при первой встрече с сестрою близ царского сада, он узнал, что мать его скончалась в момент смерти Спасителя, а сестра, получив в свои руки Хитон, замерла на месте и была поглощена землей. Спустя несколько времени на месте смерти Сидонии выросло дерево (кедр), которому суждено было играть видную роль в истории мцхетского собора. Когда в IV столетии большая часть граждан Мцхета, и в том числе сам царь, благодаря миссионерской деятельности св. Нины, приняли христианство , то решено было на месте смерти Сидонии построить храм и чудесный кедр употребить также на постройку. Так и сделали. Построили сперва деревянную церковь, но через 50 лет заменили ее каменной; однако ж и эта последняя в V уже веке, при Вахтанге Гургасланге, заменена была новым великолепным собором. В свою очередь, и собор в XIV веке был разрушен дважды: сперва землетрясением, а потом Тамерланом; так что настоящий собор представляет собой постройку не ранее XV века; притом неоднократно уже реставрированную. Храм этот, – говорим словами нашего известного путешественника Муравьева, – не имеет легкой простоты Алавердского храма, но превосходит его своими размерами. Его строгие формы, остроконечный купол, кровля из тесаного камня и легкие арки по стенам с лепными украшениями делают из него совершенный тип грузинской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010