«Евангелие это, с разрешения экзарха Евсевия, было взято Кутаисским губернатором гр. Левашевым, который, сняв с него золотой оклад, заменил его малоценным серебряным, работы Сазикова. (!) Ныне богатый оклад с сего знаменитого евангелия сохраняется в музее гр. Строгонова, в Петербурге, куда поступил от гр. Панина. Англичане давали за оклад Евангелия сто тысяч фунтов стерлингов, 2) Патриаршее облачение имеретинских католикосов, из толстой шелковой материи, расшитое золотом и украшенное крупным жемчугом... «Богатое это облачение сделано было до падения Константинополя. Однако золота с него вытоплено 8 фунтов, а жемчуг, рубины употреблены на ожерелье 6 .. В расхищении и подмене сокровищ винили графа Панина и ген. Левашева, которые получили разрешение от экзарха Евсевия 7 ». «В то же время, не без ведома экзарха Евсевия, исчезли из Сионского собора многие драгоценности и целые пуды жемчуга, снятые с древних святительских омофоров и саккосов, вместе с драгоценными украшениями с Чудотворной Сионской иконы Божией Матери. Точно также исчезла многочисленная золотая утварь: сосуды, кресты и другие сокровища из кафедральных соборов 8 ): Мцхетского, Алавердского, Бодбийского, Ниноцминдского и других, а вслед за ними Иоанно-Крестителевой пустыни, Джуматского, Шемокмедского и других монастырей»… Еще недавно, по словам епископа Кириона, в ризнице Сионского собора хранились рукописи с миниатюрами. «Ее взял гр. Бобринский с разрешения экзарха; вырезал миниатюры, – пропали и миниатюры, и текст, помещенный на обороте их». (См. Церк. Вед. 1906. 47, стр. 16). О патриаршем облачении Имеретинских католикосов, о котором мы говорили на предшествующих стр., «расшитом крупным жемчугом», известно следующее: «На саккосе был вышит символ веры на греческом языке, так. образом: на правом рукаве – первый член символа веры , на передней половине саккоса (разделенной эпитрахилью с вышитыми 12-ю апостолами) следующие шесть, на левом рукаве – восьмой, девятый, десятый; на оборотной половине изображение Христа Спасителя, на престоле с книгою в руках; поверх вышитого изображения – слова одиннадцатого члена, а внизу двенадцатого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 октября 1635 г. посольство прибыло в Терский город, а 8 октября 1636 г.—в Москву. 11 октября 1636 г. митрополит Никифор был на аудиенции у царя Михаила Федоровича и 25 июня 1637 г. выехал из Москвы (Накашидзе RT. Указ. соч.— С. 108—112). Дело об отправлении посольства кн. Ф. Ф. Волконского и дьяка А. Хватова в Кахети. См.: ЦГАДА, ф. 110. Сношения России с Грузией, оп. 1, 1637 г., 1. Русское посольство во главе с князем Ф. Ф. Волконским и дьяком А. Хватовым выехало из Москвы вместе с митрополитом Никифором 25 июня 1637 г. Послы имели проект престоцеловальной записи, то есть договора с Теймуразом I. 10 октября 1637 г. послы приехали в Терский город, 5 августа 1638 г. в сопровождении посланцев Теймураза I они добрались до лагеря Теймураза I, 2 сентября 1638 г. прибыли к Алавердскому монастырю, и 9 сентября состоялся прием послов Теймуразом I. После долгих переговоров 23 апреля 1639 г. Теймураз I торжественно подписал престоцеловальную запись, 28 апреля 1639 г. посольство выехало из Грузии и в конце года прибыло в Москву (Накашидзе Н. Т. Указ. соч.— С. 112—122). Дело о втором приезде митрополита Никифора в Россию см.: ЦГАДА, ф. 110. Сношения России с Грузией, оп. 1, 1640 г., 1, л. 1—273; 1641 г., 1, л. 1—494. В 1639 г. митрополит Никифор второй раз приехал в Москву с грамотой от Теймураза I об оказании денежной и военной помощи. 9 июня 1641 г. он, вместе с новыми послами кн. Е. Ф. Мышецкого и дьяка И. Ключарева, которые везли Теймуразу I публикуемую грамоту, отправился в Кахети. 20 сентября 1641 г. послы прибыли в Астрахань, к августу 1642 г. добрались до границ Грузии, 1 сентября 1642 г. в Шуамта, где находился двор Теймураза I, состоялся официальный прием русского посольства. 24 ноября 1642 г. Теймураз I принял кн. Е. Ф. Мышецкого и дьяка И. Ключарева «на отпуск». 26 октября 1642 г. посольство выехало из Кахети и 4 октября 1643 г. прибыло в Москву, привезя ответную грамоту Теймураза I (Накашидзе Н. Т. Указ. соч.— С. 130—135). В 1564 г. правительство Ивана IV взяло под свое покровительство царя Кахети Левона II и послало ему русский вспомогательный отряд. В конце XVI в. Россия восстановила прерванную в 70-х годах связь в Кахети. В 1585 г. туда прибыл астраханский стрелецкий сотник Данилов с грамотой царя Федора Ивановича с предложением покровительства и политического союза. В ответ в Москву были присланы кахетинские послы и в 1587—1589 гг. заключен русско-кахетинский союз (См.: Накашидзе Н. Т. Указ. соч.— С. 14). О приезде кахетинских послов см.: ЦГАДА, ф. 110. Сношения России с Грузией, оп, 1, кн. 1. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/439145/

В Грузии обнаружена настоящая могила святого Иосифа Алавердского Тбилиси, 8 декабря 2009 г. Во время проведения археологических работ в главном храме Алаверди было обнаружено, что мощи одного из 13-ти ассирийских святых отцов - Иосифа Алавердского - почивают не внутри помещения церкви, как это считалось ранее, а в одной из стен храма, сообщает Благовест-инфо . Как заявил руководитель Агентства национального достояния Николоз Вачеишвили, во время проведения археологических исследований в северной стене алавердского храма Св. Георгия была обнаружена могила святого ассирийского мужа - Иосифа Алавердского. «До сегодняшнего дня считалось, что основатель алавердской лавры - Иосиф Алавердский - был похоронен с правой стороны от алтаря, впрочем, данная могила оказалась всего лишь символическим захоронением. Как выяснилось, останков в ней не было. Оказалось, что в 15-ом веке святые мощи были специально перепрятаны, дабы во времена набегов неприятеля или смуты они не были бы подвергнуты осквернению», - разъяснил Вачеишвили. По его же словам, во время проведения исследований стена была вскрыта и была обнаружена могила почившего царского ранга. Место погребения находится в каменной усыпальнице, сделанной в свою очередь из разноцветных камней, украшенных барельефом. У усыпальницы есть также и возможность бокового доступа к могиле, дабы у паломников была возможность приложиться к святым мощам. «Другой такой могилы, которая была бы сохранена в первозданном виде, я не припоминаю», - отметил Вачеишвили. По его же словам, сама могила 11-го века. Видимо, первоначально она находилась внутри храма, и лишь в дальнейшем была замурована в стену, а на её месте сооружена символическая усыпальница. Реабилитационные работы в монастырском комплексе Алаверди ведутся уже третий год. В этом году началась реабилитация главного храма комплекса - церкви Св. Георгия Победоносца. Эти работы предусматривают укрепление конструкций, восстановление фасадов и археологические исследования. 8 декабря 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/33068.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАВЕРДСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ Алавердское Четвероевангелие. 1054 г. (Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе. Тбилиси). Титульный лист Алавердское Четвероевангелие. 1054 г. (Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе. Тбилиси). Титульный лист [груз. ] , пергаменная рукопись, содержит древнегруз. тексты 4 Евангелий, хранится в Ин-те рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе (ныне Национальный Центр Рукописей Грузии). Переписана в 1054 г. в Калипосском Богородицком мон-ре на Черной горе (близ мон-ря св. Симеона Столпника, в исторической Сирии, совр. Турция) Симеоном, Георгием и Иоанном Двали. А. Ч. выполнено в основном строчным письмом нусхури , капитальным письмом асомтаврули написаны только 2 столбца. Текст А. Ч. принадлежит редакции прп. Евфимия Мтацминдели (Святогорца) и представляет собой обновленный по сравнению с более древним перевод, близкий к к-польским лит. традициям. Прилагаемое к А. Ч. «Послание Авгаря» объединяет 2 апокрифических послания: правителя Эдессы Авгаря Черного (Уккама) к Господу Иисусу Христу и Господа Иисуса Христа к Авгарю. Семипечатие, прилагаемое к посланию Спасителя, и повествование о Нерукотворном Образе представляют собой раннюю вост. (сир.) версию апокрифа, распространенную на христ. Востоке. Наглядным признаком архаичности груз. версии и наличия в ней элементов сир. традиции служат ее близость с апотропеическими (магическими) текстами и неполные формулировки новозаветных и халкидонских Символов веры греч. редакции «Послания». Из-за неимения греч. подлинника «Послания» версии А. Ч. груз. перевод приобретает исключительное значение для реконструкции раннего этапа развития данного апокрифического сказания. А. Ч. ценен также как исторический источник. Приписки и колофоны рукописи (1054, 1059) свидетельствуют о важных политических событиях, происходивших в Грузии в XI в. Многие исторические факты, известные также по сообщениям Картлис Цховреба , подтверждаются в приписках А. Ч., и, что особенно важно, здесь они датированы. К А. Ч. прилагается пространная приписка XVII в., автором к-рой является некий настоятель Зебеде (вероятно, мон-ря в Алаверди). В ней сообщается об опустошительных нашествиях иран. шаха Аббаса на царства Кахети и Картли и о мученической смерти царицы Кахети Кетеван .

http://pravenc.ru/text/63986.html

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил святыни Алавердской епархии (Грузия) 16 октября 2010 г. 14:03 15 октября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся в Грузии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю 1000-летия собора Светицховели, посетил святыни Алавердской епархии. Председателя ОВЦС и его спутников сопровождал митрополит Амба-Алавердский Давид, а также митрополиты Некресский Сергий, Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор. Делегация направилась в монастырь Ахали-Шуамта, основанный в XVI веке царицей Тинатин, чьи останки хранятся по сей день в монастырском храме. У стен обители иерархов приветствовала игумения Иоанна с сестрами. Митрополит Иларион проследовал в монастырский храм в честь Хахульской иконы Божией Матери. Владыка приложился к местночтимому образу Пресвятой Богородицы и другим святыням храма, в частности, частицам мощей Киево-Печерских святых и святителя Феофана Затворника. Прослушав умилительные стихиры, исполненные сестрами в традиции грузинского церковного пения, председатель ОВЦС обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом. Владыка выразил глубокую радость от посещения древних мест христианской молитвы, подчеркнув, что сила этой молитвы заключается в любви, которую насельницы монастыря имеют к самой обители и к совершаемому в ней богослужению. Настоятельница монастыря сердечно благодарила митрополита Илариона за теплые слова. Игумения Иоанна отметила, что обитель хранит любовь к Русской Православной Церкви и ее святым подвижникам. В монастыре подвизается приехавшая из России монахиня, которая, по словам матушки, является дорогой и горячо любимой сестрой для всех насельниц. В память о посещении обители митрополит Иларион подарил игумении Иоанне свою книгу «Таинство веры», отметив, что в скором времени увидит свет ее перевод на грузинский язык. Далее владыка и его спутники направились в монастырский комплекс V-VII веков Дзвели-Шуамта, посвященный Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/1299625.ht...

267 Архим. Палладий (Добронравов); с 6 декабря 1903 г. – епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. 269 Настоятельница Вировской Спасской женской пустыни игум. Анна (Потто) скончалась 29 августа 1903 г. 271 Архим. Иннокентий (Кременский) – выпускник Казанской духовной академии 1892 года; ректор Томской духовной семинарии в 1901–1903 годах; хиротонисан в викарного епископа Кинешемского 24 февраля 1908 г. 274 Епископа Александра (Окропиридзе) уволили на покой, а преосвящ. Димитрия (Абашидзе) назначили епископом Гурийско-Мингрельским 4 ноября 1903 г. 275 Прот. Евстафий Елиев был возведён, по пострижении в монашество с именем Евфимий, в сан архимандрита в ноябре 1903 года. 28 ноября в зале заседаний Свят. Синода было совершено наречение о. Евфимия во епископа Алавердского, второго викария Грузинского экзархата, а 30 ноября 1903 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры – хиротония архим. Евфимия. Святитель Тихон присутствовал на наречении и участвовал в рукоположении архим. Евфимия в епископа Алавердского. (Наречение и хиротония архимандрита Евфимия во епископа Алавердского//ПЦВ. 1903, 49, с. 1927–1930.) 276 Мемнона (Вишневского), епископа Елизаветградского. викария Херсонской епархии, уволили на покой 4 ноября 1903 г. 277 Ректор Киевской духовной семинарии архим. Феодосий (Олтаржевский) был хиротонисан во епископа Елизаветградского 30 ноября 1903 г. 278 Нестор (Фомин), епископ Балахнинскпй, викарий Нижегородской епархии, и Исидор (Колоколов), епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии, были переведены один на место другого. 283 Архим. Феофилакт (Клементьев) был уволен от должности начальника Урмийской духовной миссии и назначен настоятелем Козловского Троицкого монастыря Тамбовской епархии 4 апреля 1902 г. 284 С 1 января 1904 г. из казны отпускалось на содержание викарного епископа Алеутской епархии и на другие нужды Аляскинского викариатства по 7 200 кред. руб. в год [определение Свят. Синода от 21–30 января 1904 г. за 274. по вопросу о средствах, потребных на содержание викарного епископа Алеутской епархии (РГИА. ф. 796, оп. 209, год 1904. д. 2199. л. 180–181об.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Особо почитаемыми престольными праздниками монастыря являются: дни памяти св. великомученика Георгия, преп. Иосифа Алавердского, св. вмч. Кетеван и Воздвижение Креста Господня. В VI веке преп. Иосифом Алавердским была построена небольшая церковь, где он и был погребен. Позднее, в XI в. царем Квирике II был возведен благолепный Алавердский собор во имя св. Георгия, в северной части которого обрела место усыпальница преп. отца Иосифа. Хахульская икона Божией Матери из монастыря Новая Шуамта. XVI в. Алавердский монастырь и его главный собор занимают значительное место в истории Грузии. Ему всегда уделялось особое внимание со стороны грузинских царей. В XII в., объединяя Грузию в единое государство, св. царь Давид Строитель сделал настенную надпись в алтаре Алавердского собора. В XVII веке на праздник Воздвижения Креста Господня из Алавердского монастыря началось восстание грузинского народа против персидского ига под предводительством св. мучеников - князей Шалвы, Бидзины и Елизбара. Блаженный Католикос Виссарион свидетельствует, что во время этой битвы христиане видели в воздухе прекрасного юношу на белом коне, св. вмч. Георгия, который предводительствовал грузинским войском и даровал победу над превосходящими силами противника. В 1922 году в Алавердском монастыре от руки большевиков был зверски убит Алавердский епископ Пирос (Окропиридзе). Советское время оставило в монастыре печальное наследие - разруху и опустошение. Мужской монас­тырь здесь был восстановлен в 2005 году. Сегодня при немногочисленной братии возобновляются монашеские традиции, каждый день служится Божественная литургия. Идут восста­но­вительные и реставрационные работы, восстанавливается монастырское хо­зяйство. Успешно ведётся пчеловодческое хозяйство, но особо надо отметить монастырское виноделие, которое является традиционным не только для мо­настыря, но и для всей нашей страны. Грузинская традиционная технология изготовления вина в квеври (в специ­альной глиняной посуде, помещённой в земле) насчитывает 8000 лет. В 2013 году древнегрузинская технология изготовления вина в квеври была занесена в списки нематериального всемирного культурного наследия международной организацией UNESCO. К этому делу вместе с государством большие усилия приложили Авва Алавердский митрополит Давид и братия монастыря.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В XVII-XVIII вв. церковные кафедры часто сливались (Руставская и Самебская (Кацаретская) - в сер. XVII в.; Алавердская и Харчашнийская - в 1-й пол. XVIII в.; Руставская и Бодбийская - к кон. XVIII в.) или вдовствовали (Кацаретская, Некресская, Харчашнийская, Гишская - в 60-х гг. XVIII в.). В 1757 г. по указу царей Теймураза II и Ираклия II и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Иосифа (Джандиери) (1755-1764) территории Черемской епархии были распределены между Алавердской, Бодбийской и Ниноцминдской епархиями. В 1765 г. царь Ираклий II и католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) передали Кацаретскую епархию в управление Руставскому и Ниноцминдскому епископам. Историк царевич Иоанн Багратиони (1768-1830) упоминает в этот период бедели (Бедийского архиерея), пастыря христиан Энисели, Белакани (Белокан) и Чар ( Иоанн Багратиони. 1986. С. 83). Однако в других источниках сведений о нем нет. В документах XVIII в. архиереи Алавердский, Ниноцминдский и Некресский попеременно именовались архиепископами и митрополитами, епископ Бодбийский - митрополитом, епископ Руставский и Харчашнийский - архиепископом. Мон-рь Алаверди. Общий вид Мон-рь Алаверди. Общий вид В 1801 г., с присоединением Вост. Грузии к Российской империи, К. вошла в состав Тифлисской губ. России. Согласно ответу католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811) на запрос главноуправляющего Грузией ген. К. Ф. Кнорринга, в К. в это время существовали 6 епархий: Алавердская, «состоявшая под управлением католикоса», Бодбийская, Ниноцминдская, Руставская, Некресская и Харчашнийская (Отзыв католикоса Антония//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 529-530). Вскоре Харчашнийская епархия слилась с Алавердской (точная дата неизв.), Ниноцминдская - с Руставской (1803), архиерей Стефан стал именоваться митрополитом Ниноцминдским и архиепископом Руставским (Повеление католикоса Антония архиеп. Руставскому Стефану, 26 апр. 1803 г.//АКавАК. 1868. Т. 2. С. 264; Ответ на предыдущее//Там же. С. 265; ПГП. 1970. Т. 3. С. 1095, 1097; 1977. Т. 6. С. 427). Согласно статистическим данным нач. XIX в., в Алавердской епархии насчитывалось 48 селений, 342 крестьянских двора и 113 церквей; в Бодбийской - 31 селение, 729 дворов, 100 церквей, проживали 28 князей; в Некресской - 14 селений, 86 дворов, 56 церквей, было 5 князей; в Ниноцминдской - 30 селений, 113 дворов, 67 церквей, жил князь; в Руставской - 8 селений, 58 дворов, 20 церквей, был князь (Наличный состав Грузинского Патриархата//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 531; Отношение ген. Тормасова к кн. Голицыну, 18 февр. 1811 г., 28//Там же. 1870. Т. 4. С. 164-165).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Делегация также посетила монастырь Икалто, основанный в VI столетии учениками святого Иоанна Зедазнийского преподобными Зеноном и Арсением. Митрополит Иларион и его спутники молились у мощей святых в храмах обители, а также осмотрели древние стены Икалтойской академии, в период с XII по XVI век выпускавшей в свет церковных и общественных деятелей. Одним из самых знаменитых выпускников высшей церковной школы Грузии стал поэт Шота Руставели. Митрополит Иларион продолжил паломничество посещением Алавердского монастыря, резиденции митрополита Амба-Алавердского. Архипастырь поклонился мощам святого VI века Иосифа Алавердского, основателя обители. На амвоне монастырского храма к председателю ОВЦС обратился митрополит Давид: «Рады приветствовать Вас в Алавердской митрополии, где находится гробница с честными мощами святого Иосифа, который был первым наставником и игуменом сего монастыря и первым епископом этой митрополии. Слава Богу, Который собрал нас здесь; есть с нами и члены Синода Грузинской Православной Церкви . Ангелы радуются, когда братья во Христе собираются вместе». В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство, сердечно приветствую Вас как правящего архиерея Алавердской епархии и как настоятеля этого монастыря от своего имени и от имени делегации Русской Православной Церкви, которая участвовала в торжествах по случаю 1000-летия собора Светицховели . В последний раз я посещал этот храм, когда мне было пятнадцать или шестнадцать лет. Тогда здесь не было монахов, не совершались богослужения — то было место, куда приезжали туристы. Очень радостно видеть сейчас сей храм — один из самых величественных храмов Грузинской Православной Церкви — наполненным духом молитвы, восстанавливаемым после долгих лет разрухи. Радостно знать, что здесь вновь действует монастырь, вновь развивается монашеская, духовная жизнь. Обитель была основана одним из тринадцати сирийских отцов, которые прибыли сюда во главе со своим игуменом преподобным Иоанном Зедазнийским. Думаю, что приход этих сирийских монахов на грузинскую землю — один из самых выдающихся миссионерских проектов во всей истории христианства. Каждый из пришедших отцов основал монастырь, и, по сути дела, эти подвижники дали жизнь монашеской традиции в Грузии, которая с тех пор не умирала даже в трудные годы безбожной власти.

http://patriarchia.ru/db/text/1299625.ht...

Затем при высокопреосвященном же Исидоре исправлены были купол храма и паперть его, с настилкой внутри паперти новых каменных плит, побелкой стен, поставкой новых кирпичных на извести карнизов, на что израсходовано 500 рублей 254 . Так как жилые помещения монашествующих лиц в ограде Алавердского собора, по причине ветхости постройки и повреждений, причиненных неоднократно лезгинами и другими горцами, пришли в 1840-х годах в крайне неприглядное состояние, то, с соизволения высокопреосвященного Исидора, приступлено было к ремонту и этих помещений. Все монастырские здания как снаружи, так и внутри были выштукатурены и побелены, снабжены новыми окнами и потолками, покрыты доброкачественною черепицею, разделены фарфорковыми стенами на комнаты, словом, приведены в более или менее благообразный вид 255 . В последующее время обратил внимание на необходимость ремонта Алавердского собора преосвященный Александр, бывший викарий Грузинской епархии, а ныне епископ Гурийско-мингрельский. Его стараниями в 1883 году ремонтирован был купол и произведена побелка храма внутри и снаружи, на что израсходовано около 7 тысяч рублей. Не смотря на все указанные работы по ремонту, собор до самого последнего времени оставался покрытым черепицею и камнем, которые, как бы ни были доброкачественны, все же пропускали внутрь храма во время дождей течь, портившую своды и стены и распространявшую в храме сырость. В устранение этого нежелательного явления и в видах сбережения славной, вековой святыни, Кирион, бывший епископ Алавердский, а ныне Горийский, в первое же время по назначении его настоятелем Алавердского собора, решил снести старую черепицу и покрыть его оцинкованным железом. Изыскав необходимые для этого средства путем займа из сумм Шуамтинского монастыря и ацкурской Георгиевской церкви, он приступил к указанным работам в 1900 году, каковые и закончил в следующем 1901 году, употребив на эти работы около 8 тысяч рублей. Благодаря этому, Алавердский собор ныне выглядит красивее и величественнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010