Ниноцминдская, 3. Руставская, 4. Некреская, а 13-я, прежде бывшая Бодбийская Епархия, обращена в Архимандрию. Имянным Высочайшим Указом, данным Святейшему Правительствующему Синоду в 30 день Августа, 1814 года, повелено: в Грузии и Имеретии быть Екзарху Сиода, и именоваться Грузинским и Имеретинским, с титулом Митрополита Мцхетского, Тифлиского и Карталинского; и учреждена в Грузии особая Епархия, под названием Осетинской, управление коею, а равно и учрежденною в Грузии Осетинскою Духовною Комиссией, поручено Горийскому Архиепископу Досифею, бывшему до того Викарием Грузинского Митрополита, с титулом Архиепископа Телавского и Грузино-Кавказского. Епархия сия составилась из одного уезда Телавского; а Преосвященному Иоанну, бывшему Алавердскому, повелено быть Митрополитом Сигнагским и Кизикским. Сверх того положен Викарий Грузинский; должность сия поручена была Преосвященному Гервасию, бывшему Епископу Цилканскому 13 , который именовался Епископом Горийским. С сего переменою в управлении духовными делами в Грузии, учреждена в Тифлисе Синодальная Контора, под названием Грузино-Имеретинской; Председательствующим в оной повелено быть Екзарху Грузинскому и Имеретинскому; Присутствующими: Архиепископу Телавскому и Грузино-Кавказскому, двум Архимандритам и двум Протоиереям. С преобразованием духовных дел в Грузии по всем частям, во время управления юными Преосвященного Митрополита Феофилакта, Высочайше утвержденным – в 28 день Декабря, 1818 года, докладом Святейшого Правительствующого Снода, повелено: быть в Грузии одной только Епархии, с именованием Карталинскою и Кахетинскою; а в помощь Екзарху быть. Викарию, которого должность поручена Архиепископу Стефану Руставскому, не имеющему никакой Епархии, под прежним названием Епископа Горийского. Управление же Сигиагскою Епархиею, которая вошла уже в составе Карталинской и Кахетинской, поручено тамошнему Митрополиту Иоанну Бодбелю по смерть его, из уважения к летам его и службе, но с тем однако ж, чтоб он был в зависимости от Екзарха, и дела по сей Епархии, какия встретиться могут, представлял к нему для дальнейшого по ним действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мастера. В 1054 г. в скриптории Калипосского мон-ря на Чёрной Горе был создан декор Алавердского Четвероевангелия (Кекел. А 484). В этой рукописи в отличие от ранних памятников представлен новый тип иконографии евангелистов, изображенных сидящими за пюпитрами. В Алавердской рукописи, как и в др. памятниках византинизирующего круга, миниатюры выполнены интенсивными, непрозрачными красками, особое место отведено золоту, использованному в фоне сюжетных композиций и в разработке одежд и деталей сооружений. Однако в этом памятнике многослойная система визант. живописи начинает неск. уступать возрастающему значению линии. В Местийском Четвероевангелии (переписано в 1033) тенденция к линейной выразительности, характерная еще на раннем этапе для груз. искусства, проявляется с особенной изобретательностью в орнаментальных мотивах. Миниатюры рукописей XI-XII вв. (Кекел. А 136; Н 1661; А 734 и др.) являются примером освоения груз. мастерами принципов декорирования рукописной книги. Особая убедительность образов достигалась сочетанием приемов многослойной живописи и графической выразительности, дополненных правильным построением фигур, и одухотворенностью ликов (напр., изображения евангелистов в ркп. из Сванети, ГМИГ). Ап. Иоанн Богослов. Миниатюра из Гелатского Четвероевангелия. XI–XII вв. (Кекел. Q 908) Ап. Иоанн Богослов. Миниатюра из Гелатского Четвероевангелия. XI–XII вв. (Кекел. Q 908) В декоре рукописей щедрым убранством выделяются иллюминированные Четвероевангелия (Гелатское (Кекел. Q 908, XI-XII вв.), II Джручское (Кекел. Н 1667, кон. XII в.), Моквское (Кекел. Q 902, 1300 г.)) с миниатюрами, размещенными в тексте и подробно иллюстрирующими содержание. Так, в каждой главе Гелатской и II Джручской рукописей представлен самостоятельный евангельский цикл. В состав Гелатского Четвероевангелия входят 254 миниатюры, исполненные в лучших традициях миниатюрной визант. живописи XI-XII вв., их отличают свободное от фронтальности изображение фигур в композициях, искусная живописная «лепка» форм, насыщенный, сверкающий колорит на золотом фоне.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Г) Согласно указаниям Церковной истории и многочисленным каноническим определениям (например IV Всел. Соб. 17-е пр.; VI Всел. Соб. 38-е пр.), при решении вопроса о том, где должны быть митрополии, должно руководиться, во-первых, гражданским делением государства (древние диоцезы, нынешние генерал-губернаторства и подобные им административные единицы), а во-вторых – сравнительной древностью и авторитетом епископии. По нужде, как было и прежде, так могут быть сделаны и теперь некоторые отступления. Сообразуясь с такой точкой зрения, деление российской Церкви на округа можно предположить в таком виде: 1) Митрополия Московская 90 включающая в себя епархии коренного великорусского центра: Московскую, Владимирскую, Рязанскую, Ярославскую, Тверскую, Костромскую, Калужскую, Тульскую, Курскую, Орловскую и Смоленскую. 2) Митрополия Киевская 91 обнимающая епископии с малорусским (преимущественно) населением: Киевскую, Черниговскую, Полтавскую, Харьковскую, Подольскую, Волынскую и Воронежскую. 3) Митрополия С.-Петербургская 92 , обнимающая северо-запад и север европейской России со включением Финляндии (по малочисленности её православного элемента), т. е. епархии: С.-Петербургскую, Новгородскую, Псковскую, Олонецкую, Рижскую, Архангельскую, Вологодскую и Финляндскую. 4) Митрополия Новороссийская (Одесса), включающая в свой район край степной европейской России, т. е. епархии: Херсонско-Одесскую, Таврическую, Екатеринославскую, Кишиневскую и Донскую. 5) Митрополия Виленская с губерниями Белорусско-Литовского края и русской Польши, которая, подобно Финляндии, имеет особого генерал-губернатора, но по тем же соображениям не имеет основания для особой митрополии. Сюда должны войти епархии: Литовско-Виленская, Полоцко-Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская, Варшавская и Холмская. 6) Митрополия Кавказская в приблизительном объёме нынешнего экзархата, т. е. епископий: Карталинско-Кахетинской, Гурийско-Мингрельской, Имеретинской, Сухумской (Горийской, Алавердской) и Владикавказской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перед вечером мы спустились другим ущельем из Сигнаха в ту же виноградную долину Алазани, по направлению бывшей столицы Кахетинской, Телава. Вечер был ясный, вершины Кавказа угасали одна за другой, вся долина оглашалась песнями собирателей винограда, которые трудились в садах своих или встречались нам на пути с нагруженными арбами и ослами, навьюченными их единственным богатством: здесь поистине вино веселит сердце человека. Когда же мало-помалу распространился вечерний сумрак по долине и рог луны засеребрился в облаках, блеснули и на земле бесчисленные огни в садах, раскинутых в долине и на скате гор. Если прекратилось движение на большой дороге, не умолкали дальние песни невидимых певцов, радующихся, по выражению псалма, каждый под своим виноградником. Но и другие звуки начали слышаться промежду сих радостных кликов по мере того, как водворялась ночь все глубже и глубже в долине Алазанской, и дикие кустарники стали заменять возделанные сады. Это были крики шакалов, до такой степени напоминавшие детский пронзительный плач, что неопытный мог бы остановиться по чувству соболезнования, дабы спасти сих жалких сирот, брошенных родителями в столь позднюю пору. Ночь, хотя и лунную, провели мы на станции, потому что невозможно было ехать далее по дороге, изрытой дождевыми протоками, между селений и садов, которые умножались по мере приближения к Телаву. С рассветом мы опять пустились в путь, и нас встретила та же живая картина, какой восхищались накануне. Там, где выдавалась иногда лужайка, между виноградников, располагались семейные караваны богомольцев, шедших в Алаверди: ибо каждый Кахетинец почитает священной обязанностью после виноградного сбора сходить со всем своим домом на поклонение Честному Кресту, хранящемуся в Алавердском соборе. Жены и дети сидели в арбах, мужчины в нарядных одеждах собирались в кружок для беседы; черные буйволы отдыхали на лугу под тяжелым ярмом; каждая группа, взятая отдельно, могла бы служить предметом для характеристической картины. Это был образ Кахетии в полном разгаре ее жизни, опутанной виноградными лозами, как цепями, потому что источник ее веселья служит и виной разорения; а между тем набожное направление народа проявляется в самую блестящую ее эпоху, когда собирает и расточает она в несколько дней труды целого года.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КЕТЕВАНА КАХЕТИНСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Великомученица Кетеван, царица Кахетии Кетевана Кахетинская (+ 1624 ), царица Кахетии , великомученица . Память 13 сентября (Груз.) Происходила из царскою рода Багратиони, дочь владетельного князя Ашотана Багратион-Мухранскаго и правнучка царя Константина III Карталинского (1469 - 1505). После недолговременного супружества с царём Давидом I Кахетинским (также из рода Багратионов), который скончался после шестимесячнаго царствования над Кахетией, Кетевана, осталась совершенно одинокой, так как и малолетнего сына своего Теймураза она, по смутным обстоятельствам времени, отправила заложником ко двору персидского шаха Аббаса I . В лице царицы народ чтил мудрую помощницу своего мужа в правлении страной, так как, даже в короткое время его царствования, она успела много совершить для благосостояния Кахетии: усмирила знать, привела в порядок разстроенные дела, доставила мир и благосостояние Церкви, построила несколько храмов, больниц, приютов для нищих и сирот, оградила царство от внешних враговЦарица. По смерти мужа она поселилась в одном уединенном месте и проводила время в богоугодных занятиях и чтении Священного Писания . В заложниках у шаха был также младший брат ее мужа, Константин, прозванный Окаянным . Он принял ислам и в 1605 году по наущению шаха Аббаса I подослал убийц к престарелому отцу, царю Александру II , и брату его Георгию. Совершив преступление, Константин велел положить тела убитых на верблюдов и отправить их к царице Кетеване. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. Ради того, чтобы остаться единственным наследником царства, нечестивец попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением. Передав через послов Константина решительный отказ на его предложение, царица Кетевана обратилась к знатным кахетинцам, прося их защиты против насилия Константина, предупредив их об опасности, которая угрожает со стороны этого убийцы всему царствующему дому и всем жителям, которых он намеревается обратить в ислам , и сказала при этом, что если не помогут ей защититься от беззаконных требований Константина, то она оставит Кахетию и возвратится к своему семейству. Высшие представители кахетинского народа обещали ей защиту, и выступили со своими воинами против против Константина и разбили его. Он нашел бесславную смерть со множеством персидского войска. Под мудрым правлением царицы Кетеваны в Кахетии водворились мир и справедливость.

http://drevo-info.ru/articles/7078.html

Для нормализации отношений с мусульм. духовенством в целях умиротворения Кавказа Е. считал необходимым учитывать культовые особенности ислама, в т. ч. обычай паломничества в Мекку. Однако в 20-х гг. он регулировал хадж , т. к. считал, что многочисленные паломничества на территорию Османской империи могли иметь негативные последствия для России. В 1822 г. Е. писал главе российского МИД гр. К. В. Нессельроде: «...возвращаясь оттуда, не только привозят они (жители мусульм. областей.- В. М.) нелепые слухи, но и свидетелями бывают злодейских поступков Турок против Христиан и, почитая Султана главою закона своего, тем с большим подобострастием чтут могущество его, что видят истребление Христиан ненаказываемым. Размножение подобных понятий не может быть выгодным Правительству». Вскоре Нессельроде уведомил Е. о согласии императора на временное запрещение поездок кавк. мусульман в Мекку: «...сие временное запрещение имеет прекратиться с переменою и устройством дел на востоке, и с сим уверением для будущего, оно, конечно, не потревожит ни совести Магометанских почитателей, ни доверенности их к благорасположению Правительства». Результативные меры Е. резко подняли авторитет российской администрации и войск в горных районах, что побудило и современников за рубежом признать эффективность его политики. В частности, англичанин П. Камерон отмечал: «В период его правления широко бытовало утверждение о том, что любой ребенок, даже с суммой денег, мог пройти через подвластные ему (Ермолову.- В. М.) провинции, не подвергаясь никакой опасности». Действия экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави ; 30 авг. 1814 - 14 мая 1817) и архиеп. Алавердского и Телавского Досифея (Пицхелаури), направленные на увеличение церковного имущества и земельной собственности в Грузии, привели к всплеску недовольства со стороны груз. дворянства. Местные архиереи стремились достичь своей цели с помощью деятельности Осетинской духовной комиссии, созданной для распространения христианства среди кавк. горцев (позже по инициативе кавк. наместника кн. Барятинского ее функции были переданы Обществу восстановления православного христианства на Кавказе ): конфискация имений в церковную казну под предлогом фиксации средств для существования комиссии привела к недовольству среди местного населения. На волнения последовала резкая реакция Е., выступившего за спокойствие в регионе: он был категорически против массового крещения осетин, стимулированных заверениями местных священнослужителей о дальнейшем освобождении их от старых владельцев и о переходе их в церковную юрисдикцию. Е. оценил работу комиссии как противоречившую общей политике России в Грузии и Осетии, назвав действия ее представителей «своевольством». Конфликт Е. с Грузинским экзархом и руководством Осетинской комиссии привел к увольнению с поста экзарха Грузии митр. Варлаама и архиеп. Досифея.

http://pravenc.ru/text/190211.html

Четвёртое : для обучения детей священно- и церковно-служительских и приготовления их к духовному званию, учредить на первый случай вместо Гимназии Духовную Семинарию. Что же касается до уездных училищ, то оные открыть в удобных местах в то время, когда для этого в Семинарии будут приготовлены учители. Пятое : суммы, полагаемые на содержание Архиереев, Архимандритов, Дикастерии, Семинарии, а также на вспоможение вдовам и сиротам священнослужителей, и на удовлетворение прочих расходов производить из церковных доходов, получаемых с церковных крестьян, по назначению, представленному от Архиепископа Варлаама с Генералом от Кавалерии Тормасовым. Относительно же до сумм, на училища уездные назначаемых, то оные производить по открытию тех училищ, а до того времени ежели встретится надобность, то часть из оных употреблять на устроение Семинарии и приведение в порядок во всех её частях, остальные же деньги хранить до открытия училищ. Шестое : к поддержанию церквей и служителей её, от коих роздано имение по открытию в Грузии Российского правительства, Синод согласен с мнением Архиепископа Варлаама и Генерала от Кавалерии Тормасова об обращении иного имения по-прежнему в ведомство церковное. Что же касается до дворян, занимающихся должностями управителей церковного имения, как сбор доходов с крестьян церковных возлагается уже на Дикастерию, то в таковых управителях и надобности не предвидится. Вслед за этим Июля 8 вышел Именной Указ в следующих словах: «Начальствующего над духовенством Грузинским Синодального Члена Архиепископа Варлаама Всемилостивейше пожаловали Мы в Митрополиты; повелеваем ему управлять Епархиями Мцхетского и Карталинского и быть Экзархом Святейшего Синода в Грузии». А 14 Июля последовал Указ Именной же такого содержания: «по представлению Экзарха Святейшего Синода в Грузии Митрополита Варлаама Всемилостивейше повелеваем: Архиерею Иоанну, бывшему Бодбийским, управлять Епархией Алавердской и Кахетинской». В 1812 году, Января 30, по Именному указу 1811 года Декабря 31, в Александро-Невской Лавре хиротонисан в Епископа Викарного, с наименованием Горийский Грузинский Архимандрит Досифей, которому и велено остаться в Санкт-Петербурге и по делам Грузинской Экзархии временно присутствовать в Святейшем Синоде с жалованием в год по 1.000 рублей. Ему, при посвящении его в Епископа, пожалована алмазная панагия. В 1814 году, Августа 30, пожалован он Архиепископом Теласским и Грузино-Кавказским, а Митрополит Варлаам – Экзархом и Имеретинским.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Предание сохранило нам один эпизод из жизни народа. Во времена царя Ираклия лезгины совершили набег в Кахетию на Алаверди и близлежащие села. Рабочие серебряных рудников скрылись в потаенных комнатах Алавердского собора. Лезгины рыскали везде, чтобы захватить беглецов в плен (ремесленники ценились очень высоко), но не могли никого обнаружить. И вдруг грудной ребенок на руках матери стал плакать. Она не могла успокоить младенца и сказала: «Пусть мой ребенок умрет. Я не хочу, чтобы вы все из-за него попали в плен и стали рабами». Тут один уважаемый всеми старец, на которого все смотрели, как на отца, сказал: «Нет, этого не будет! Кровь ребенка как проклятие падет на нас и наших потомков. Лучше все мы окажемся в руках разбойников, чем запятнаем себя таким страшным и позорным преступлением». Лезгины услышали плач ребенка, нашли людей, прятавшихся в тайниках, и увели их в плен. Во времена Тамерлана почти половина жителей равнинной части Восточной Грузии была истреблена и убита. У Тамерлана был обычай: около разрушенных и сожженных им городов и сел воздвигать холмы из человеческих голов. Эти рассказы вызывают у нас чувство содрогания. Нам кажется, что такие злодеяния может творить только демон в образе человека. Но если собрать головы детей, убитых собственными матерями, то получатся не холмы, а целые горы… Неужели тела младенцев, убитых родителями, станут могильным памятником над страной? Мы будем отвечать на Страшном Суде перед Богом, но будем отвечать и перед своими предками — теми, кто грудью защищал народ и страну. Что мы ответим им? Что убивали свою Родину, которую они сохранили для нас? Что мы скажем тем, кто берег, как самое дорогое сокровище, жизнь своих детей во времена бедствий, ютясь в землянках? Что мы оправдывали аборты тяжелыми материальными условиями, высокой платой за электричество, или тем, что не смогли бы дать детям высшего образования и купить им такую же одежду, какую носят их богатые сверстники? Примут ли к себе наши предки нас, обрызганных человеческой кровью, но не кровью захватчиков, пролитых в бою, а кровью своих детей, подло и коварно убитых нами? Не скажут ли они нам жгучие, как огонь, слова: «Уйдите прочь! Мы не знаем вас!». «Каин, где брат твой, Авель»?

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-vernut-v-s...

Что же касается рассадников духовного просвещения, то мы видим, что вопрос этот получает более или менее определенную форму и устойчивость лишь в 1809 году, когда тогдашний главнокомандующий в Грузии генерал Тормасов, коснувшись этого вопроса по предварительном обсуждении его совместно с высокопреосвященным Варлаамом, в своем донесении обер-прокурору Синода князю Голицыну о положении духовной части в присоединенном крае, между прочим писал: «сверх общей пользы, какую приносит образованное учением и воспитанием духовенство, оно может быть употребляемо наипаче для обучения в христианскую веру соседственных с Грузией горских идолопоклонных народов. На сей конец, по неимению в Грузии духовных училищ необходимо учредить гимназию из священнических и диаконских детей, на первый раз из 60 человек, в которую и будут поступать они из уездных училищ. В уездных же училищах могут обучаться не только одних духовных лиц дети, но и бедных дворян и граждан, где преподаваемы будут российский и грузинский языки, и первые правила арифметики. Дети дворян, кои, обучаясь в уездных училищах, окажут способности к наукам и к военной службе, могут поступать в Тифлисское благородное военное училище» 144 . В том же донесении генерал Тормасов, делая распределения получавшихся в существовавших тогда 13 грузинских епархиях и 9 архимандриях церковных доходов на разные нужды и потребности грузинской церкви, отделил из общего числа этих доходов собственно на устройство гимназии и уездных училищ определенную сумму денег. Святейший Синод, рассмотрев донесение генерала Тормасова, мнением положил: «для обучения детей священно-и церковно-служительских и приготовления их к духовному званию, учредить на первый случай вместо гимназии – духовную семинарию; что же касается до уездных училищ, то оные открыть в удобных местах в то время, когда приготовлены будут для сего в семинарии учителя» 145 . Положив открыть семинарию и содержать ее на счет церковных сумм, получаемых с церковных крестьян, Синод, однако, в отношении сумм, назначенных на содержание уездных училищ, определил, чтобы они отпускались из подлежащего источника лишь по открытии тех училищ, а до того времени, если встретится надобность, из них употреблять часть на устроение семинарии и приведение в порядок её во всех частях, остальные же деньги хранить до открытия училищ 146 . Указанное мнение Святейшего Синода высочайше утверждено 21 июня 1811 года. Тогда же грузинское духовенство озаботилось и составлением фонда в пользу её путем ежегодных отчислений из доходов епархий и архимандрий. Так, из ведомости о поступивших с Алавердской и Руисской епархий и Шуамтинского монастыря взносов на устройство семинарии видно, что в 1811, 1812 и 1813 годах поступило всего 3013 р. 8 коп 147 . Сколько поступало от других епархий и монастырей, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А по таковым обстоятельствам Синод полагает мнение: 1) вместо существующих ныне (тогда) 13 епархий составить только две: одну под названием Мцхетской а Карталинской, а другую – Алавердской и Кахетинской, а из 9 архимандрий оставить только 5, согласно представлению архиепископа Варлаама; 2) начальствующим над грузинским духовенством быть митрополиту Мцхетскому и Карталинскому, с присвоением навсегда титула члена Синода и экзарха оного в Грузии; 3) учредить дикастерию на равном с российскими основании, под начальством управляющего грузинским духовенством, и по рассмотрению его как ныне, так и впредь определять в оную присутствующими способных из монашествующих и белого духовенства, которой в производстве дел, сверх возлагаемой на нее, по мнению архиепископа Варлаама, обязанности, поступать согласно Слову Божию, правилам святых апостол и отцов, государственным указаниям и предписаниям из Синода. Но учреждении же дикастерии предоставить начальствующему, по удобности и по количеству церквей, для начального судопроизводства между духовенством, по уездам состоящим, учредить и духовные правления в уездных городах, определяя в оные присутствующими протоиереев и священников, в тех городах находящихся, а сверх того для ближайшего надзора над духовенством иметь и благочинных; 4) для обучения детей священно и церковно-служительских и приготовления их к духовному званию, учредить на первый случай вместо гимназии духовную семинарию; что же касается до уездных училищ, то оные открыть в удобных местах в то время, когда приготовлены будут для сего в семинарии учители; 5) суммы, полагаемые на содержание архиереев, архимандритов, дикастерии, семинарии, а также на вспоможение вдовам и сиротам священнослужителей и на удовлетворение прочих расходов, производить из церковных доходов, получаемых с церковных крестьян, по назначению, представленному от архиепископа Варлаама с генералом от кавалерии Тормасовым. Относительно же до сумм, на училища уездные назначаемых, то оные производить по открытии тех училищ, а до того времени ежели встретится надобность, то часть из оных употреблять на устроение семинарии и приведение в порядок во всех её частях, остальные же-деньги хранить до открытия училищ; 6) к поддержанию церквей и служителей её, от коих роздано имение по открытии в Грузии Российского правительства, Синод согласен с мнением архиепископа Варлаама и генерала Тормасова и обращении того имения по прежнему в ведомство церковное; что же касается до дворян, занимающихся должностями управителей церковного имения, так как сбор доходов с крестьян церковных возлагается уже на дикастерию, то в таковых управителях и надобности не предвидится, но поскольку переселение их зависит не от духовного начальства, то Синод всеподданнейше и представляет сие обстоятельство Высочайшему Его Императорского Величества рассмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010