Епархией с 24 мая 1992 г. управляет архиеп. (ныне – митрополит) Алавердский Давид (Махарадзе), член Свящ. Синода Грузинской Православной Церкви, председатель Отдела архитектуры; в епархии открыто 7 храмов, служат 12 священников. Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в.,закрыт в 1929 г., возобновлен в 90-х гг. XX в.; Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. XX ). В Шуамта действует жен. мон-рь во имя Хахульской иконы Богоматери ( близ г. Телави, основан в 50-х гг. XVI в., возобновлен в 1990). В с. Матани, Ахметского р-на, в 2005 г. при церкви XV в, основан жен. мон-рь Успения Пресв. Богородицы. Алавердские архиереи: епископы Иоанн (1511), Евтихий (1522), Николай (1578), Кирилл (1579), Иоанн (Авалишвили) (1612), Зебеде (1639), Арсений (Авалишвили) (1651 - 1660), Григорий (1670), Николай (Андроникашвили) (1685-1694), Николай (Чолокашвили) (1695-1711), Иоанн (Макашвили) (1712), Николай (Чолокашвили) (1724-1728), Захария (Андроникашвили) (1733-1734), Николай (Андроникашвили) (1736-1757), Зенон (1761-1782), Николай (Андроникашвили) (1784), митр. Антоний II (Багратиони; 1784-1811, с 1788 - каталикос–патриарх), архиеп. Алавердский и Кахетинский Иоанн (Бобдель-Макаев) (14.07.1811-30.08.1814), епископы Досифей (Пицхелаури) (30.08.1814-14.05.1817), Давид (Качахидзе) (1924-1925), Мелхиседек (Пхаладзе) (1925-1928), Стефан (Карбелашвили) (1928-1929), Роман (Петриашвили) (1967-1971), митрополиты Григорий (Церцвадзе) (1976-1992), Афанасий (Чахвашвили) (1992), архиеп. Давид (Махарадзе) (с 1992). Памятники культуры В мест. Алаверди расположен кафедральный собор бывш. Алавердского мон-ря (см. Алавердский собор), основанного в VI в. свт. Иосифом, еп. Алавердским. Мон-рь, ставший при царе Кахети - Эрети Квирике (Багратиони) епископской кафедрой, пользовался попечением картлийских и кахетинских царей и считался главнейшим религ. центром Кахетинского княжества в VIII-XI вв. Мон-рь известен своей лит. деятельностью. Перу св. Макрины Багратиони (XVIII в.), монахини Алавердского мон-ря, принадлежат жизнеописание св. Иосифа Алавердского, песнопения. Она переписывала рукописи и документы богатого книгохранилища мон-ря, приобретенные и подаренные мон-рю в XVII в. архиеп. Зебеде II, буд. Католикосом-Патриархом. Наиболее известным раритетом этого книгохранилища является Алавердское Четвероевангелие XI в. О хранении и умножении рукописей заботились Николай (Чолокашвили), архим. Кирилл (Амиранидзе), Иоанн (Ларадзе) (XVIII в.). В наст. время многие из уцелевших рукописей хранятся в Ин-те рукописей им. К. Кекелидзе в Тбилиси .

http://pravenc.ru/text/63980.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Схиигумения Иоанна: «Грузинский Патриарх призвал паству молиться русским святым» 31.03.2014 440 Время на чтение 11 минут В феврале Москву посетила делегация Грузинской Православной Церкви во главе с митрополитом Алавердским Давидом (Махарадзе) , чтобы забрать в Алавердский монастырь св. Георгия (Грузия) иконы преп. Сергия Радонежского и Собора препп. Оптинских старцев, написанные мастерами иконописной школы Московской духовной академии. О том, как прошла эта поездка, о грузинском монашестве и старце Гаврииле (Ургебадзе) порталу Православие.Ru рассказала настоятельница монастыря в честь Хахульской иконы Божией Матери (Новая Шуамта) схиигумения Иоанна. Схиигумения Иоанна - Матушка Иоанна, расскажите, почему в Алавердском монастыре заказали иконы преподобного Сергея Радонежского и Собора преподобных старцев Оптинских? - Дело в том, что в 2008 году, когда была ужасная война между Грузией и Россией, Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II обратился к пастве с такими словами: «Обращайтесь к русским святым, молитесь русским святым, просите их». Сейчас я воспринимаю эти слова не только как призыв к пастве искать небесной помощи, но и как желание Святейшего Патриарха удержать паству в любви Христовой. В 2012 году по благословению Аввы Алавердского митрополита Давида благочестивыми христианами были заказаны две эти иконы в иконописной школе Московской духовной академии для Алавердского монастыря. Целью нашей поездки стало перенесение святых икон в Грузию, в Алавердский монастырь св. великомученика Георгия. Мы благодарим Господа, Давшего нам желание, силы и благословение на эту поездку, которая совершилась чудесным образом. Митрополит Алавердский Давид (Махарадзе), который руководил нашей паломнической группой, отслужил четыре литургии: в Троице-Сергиевой Лавре у святых мощей преподобного Сергия, в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, в Донском ставропигиальном мужском монастыре и в монастыре Оптина Пустынь. В Грузии знают и любят известную молитву Оптинских старцев : «Господи, дай мне силу с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день...». Она переведена на гру­зин­ский язык.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Будучи одним из учеников святого Иоанна, Антоний был избран Ангелом в число двенадцати. Выходя из Антиохии в Иверию, он тайно взял в церкви, которой тогда завладели еретики-несториане, кирпич, на котором чудесно отображен был лик Христа Спасителя, спрятал у себя на груди и с ним вышел в путь. Выходя на проповедь слова Божия с горы Зедазени, он понес эту икону с собой. Святой Антоний обошел многие селения Дагестана и Карталинии, везде приводя людей к христианской вере. Перейдя в Кахетию, он навестил в городке Икальто своего сотаинника епископа Зенона, а потом и владыку Алавердского, святого Иосифа. Невдалеке от Алавердского монастыря, на границе с лезгинами, в Лопоатанском ущелье, он стал вести суровую отшельническую жизнь, но все же принимал приходивших к нему людей. Со временем и здесь образовался монастырь, но Антоний, пробыв в нем несколько лет настоятелем и наставником, ушел опять в пустынные места – сначала в горы у селения Ахмета, потом на лесистую гору Акрианскую, впоследствии названную Мартмкопской: от слова «март» (уединенно) и «мкопе» (пребывать). Иссекши здесь в камне пещеру, святой Антоний поставил на возвышении чудесный кирпич – образ Христа, и стал день и ночь подвизаться в молитве. Питался он пригодными в пищу растениями и, кроме того, к нему приходила дикая лань с детенышами и позволяла ему брать у нее немного молока. Однажды лань прибежала испуганная: один из детенышей ее, которых она привела, был ранен стрелой. Вынув стрелу и промыв рану, Антоний взял свою икону и пошел с нею вниз. Там он нашел охотника, который оказался старшиной лезгинской деревни. Охотник был несказанно удивлен видом седобородого старца с иконой, сопровождаемого ручными ланями, и спросил его, кто он. Увидев, что охотник не понимает его языка, святой Антоний стал показывать жестами на гору, на икону, однако охотник ничего не понял и даже рассердился. Из его слов и жестов преподобный понял, что старшина хочет зачем-то лишить его руки. И в самом деле, слуги охотника схватили Антония и привели в селение прямо в сельскую кузницу. По приказу старшины кузнец раскалил секиру и поднял ее, чтобы отсечь Антонию десницу. Но рука кузнеца с секирой застыла в воздухе, и он не мог ее опустить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 . Иона Васильевский, Член Святейшего Правительствующего Синода, из Великороссиян, родом из Калуги, бывший Епископ Тамбовский, потом Архиепископ Астраханский, и Орденов: Св. Блоговерного Великого Князя Александра Невского и Св. Анны I-й степени Кавалер, переведенный в Грузию в 1821 году, где ныне пребывает, и имеет Всемилостивейше пожалованный алмазный на клобуке крест. II. О настоящем состоянии Грузинской Церкви Вообще под именем Грузии разумеются области: Карталиния, Кахетия, Имерспиия, Мингрелия и Гурия. В прежние времена Карталиния и Кахетия заключали в себе 13 Епархий, о именах коих упомянуто будет ниже; а ныне во всех сих областях существуют только 4 Епархии, получившие наименование свое от имени вышеозначенных областей, а именно: 1 . Карталинская и Кахетинская. 2. Имеретинская. 3 . Мингрельская. 4 . Гурийская. I. Карталинская и Кахетинская Епархия По увольнении Блаженнейшего Католикоса Грузинского Антония от управления духовными делами в Грузии по Имянному Государя Императора А Л Е К С А Н Д Р А I. Высочайшему Указу, данному Святейшему Правительствующему Синоду в 10 день Июня 1811 года, остался начальствующим в сем краю над духовенством Синодальный Член Архиепископ Варлаам. Высочайше Конфирмованным в 30 день Июня 1811 года докладом Святейшого Правительствующего Синода, учреждены в Грузии вместо прежде бывших 13-ти, две Епархии: первая под названием Мцхетской и Карталинской, и поручена в управление Митрополиту Варлааму, с присвоением как ему , так и преемникам его титула Члена Синода и Екзарха оного в Грузии; другая Епархия под названием Алавердской и Кахетинской, управление коею поручено Преосвященному Иоанну, Митрополиту Сигнагскому. В состав Мцхетской и Карталинской Епархии вошли преж дебывшие следующия Епархии: 1, по Тифлискому уезду, Мцхетская, 2, Тифлиская по Горийскому уезду, 3, Самтавроская 4, Руиская, 5, Цилканская, 6, Самтависка, 7, Урбниская 8, Никозская. В состав Алавердской и Кахетинской Епархии вошли бывшия Епархии, по Талевскому уезду 1. Алавердская, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грузинский экзархат Святейшего синода Православной Российской церкви Основан 30.06 (по др. 11.06) 1811. Грузинский Католикосат постепенно прекратил свое многовековое существование после того, как в 1783 г. Карталинский и Кахетинский царь Ираклий II был принят в подданство России. «...Как Грузия еще со времен Екатерины II была под протекцией России,... так и Грузинская Церковь понемногу входила в сферу влияния Российского Св. Синода, и еще с 1783 г. Иверский (грузинский) католикос был членом Св. Синода, с окончательным же присоединением Грузии, а затем и других областей Кавказа к России в них введено было русское гражданское управление; а затем естественно явилась необходимость преобразовать и церковное устройство по российскому образцу...» (ПБЭ. Т. 4. С. 718–719). При первоначальном формировании церковно-административной структуры Экзархата произошло слияние старых местных (нередко наследственных и подчас вдовствующих) епархий с центральной Мцхетской (и Карталинской). 30.06.1811 к ней присоединялись 6 епархий: Никозская, Руисская, Самтависская, Самтавроская, Урбнисская и Цилканская. Две епархии – Некрезская и Сигнахская – был присоединены к Алавердской. Митрополии Тифлисская и Кутаисская, епархии Гелатская, Гурийская, Никорцминдская, Ниноцминдская, Руставская, Хонская, Цагерельская, Цаишская, Чкондидская, а также Акисская (в юрисдикции Антиохийского Патриархата) сохраняли пока самостоятельное бытие (см.). Таким образом, изначально (и временно) в Экзархате создавались 2 центра (первая (епархия. – Сост.) под названием Мцхетской и Карталинской, и поручена в управление митрополиту Варлааму, с присвоением ... титула Члена Синода и Экзарха оного в Грузии; другая епархия под названием Алавердской и Кахетинской, управление коею поручено Преосвященному Иоанну, митрополиту Сигнагскому...» (История Грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е генваря 1825 г. M., 1853. С. 22). Но уже 30.06.1814 «... повелено быть одному Экзарху Святейшего Синода в Грузии и именоваться митрополитом Грузинским и Имеретинским...» (Н.Д. Девятисотлетие... С. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Иосиф Алавердский. Икона ок. нач. XXI в., фрагмент. Иосиф (+ 570 ), епископ Алавердский , святитель Память 15 сентября и в числе 13 Сирийских отцов 7 мая Иосиф, как " цвет вожделенной девственности, " с ранних лет избрал иноческий жребий. Стал одним из тринадцати святых сирийских отцов, основателей грузинского монашества. Придя в Грузию со своим учителем святым Иоанном Зедазнийским , святитель Иосиф поселился в Кахетии в безлюдной и бесплодной Алавердской степи. Здесь он начал свои аскетические подвиги. Духовная сила его была столь велика, что его не трогали даже дикие звери, а степные лани приходили к нему и питали его своим молоком. Один из кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев святого Иосифа, стоящего на молитве, что остался с ним. Молва о пострижении этого вельможи и о святой жизни преподобного Иосифа распространилась по Кахетии . В Алавердскую степь к святому Иосифу стали стекаться ревнители благочестия и подвижнической жизни. Так возникла обитель и был сооружен храм в честь святого великомученика Георгия . Избранный в настоятели обители, святой Иосиф с отеческой любовью заботился о братии монастыря и о духовном просвещении Кахетии. Языческие суеверия еще не были искоренены, и святой Иосиф, с крестом в руках, часто оставлял монастырское уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия. Народ кахетинский, видя святую и непорочную жизнь преподобного Иосифа и его искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Евангельское учение, оставлял свое неверие и языческие обычаи. Святой Иосиф составил катехизис (утраченный в XVI веке) по которому учил вверенную ему паству. Завершив под конец жизни свое высокое служение, святитель Иосиф затворился в тесной келлии для полного безмолвия. В 570 году последовала мирная и блаженная его кончина. Святитель Иосиф был погребен в храме святого великомученика Георгия в Алаверди . В IX веке на месте прежнего храма был воздвигнут величественный Алавердский собор , в котором, слева от алтаря, у северной стены, под спудом покоится тело святителя Иосифа. Использованные материалы Редакция текста от: 21.01.2013 10:26:00 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11426.html

Схиигумения Иоанна: «Грузинский Патриарх призвал паству молиться русским святым» (версия для печати)/Православие.Ru Схиигумения Иоанна: «Грузинский Патриарх призвал паству молиться русским святым» Православие.Ru , 31 марта 2014 г. Со схиигуменией Иоанной беседовала Анна Ерахтина В феврале Москву посетила делегация Грузинской Православной Церкви во главе с митрополитом Алавердским Давидом (Махарадзе) , чтобы забрать в Алавердский монастырь св. Георгия (Грузия) иконы преп. Сергия Радонежского и Собора препп. Оптинских старцев, написанные мастерами иконописной школы Московской духовной академии. О том, как прошла эта поездка, о грузинском монашестве и старце Гаврииле (Ургебадзе) порталу Православие.Ru рассказала настоятельница монастыря в честь Хахульской иконы Божией Матери (Новая Шуамта) схиигумения Иоанна. Схиигумения Иоанна — Матушка Иоанна, расскажите, почему в Алавердском монастыре заказали иконы преподобного Сергея Радонежского и Собора преподобных старцев Оптинских? — Дело в том, что в 2008 году, когда была ужасная война между Грузией и Россией, Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II обратился к пастве с такими словами: «Обращайтесь к русским святым, молитесь русским святым, просите их». Сейчас я воспринимаю эти слова не только как призыв к пастве искать небесной помощи, но и как желание Святейшего Патриарха удержать паству в любви Христовой. В 2012 году по благословению Аввы Алавердского митрополита Давида благочестивыми христианами были заказаны две эти иконы в иконописной школе Московской духовной академии для Алавердского монастыря. Целью нашей поездки стало перенесение святых икон в Грузию, в Алавердский монастырь св. великомученика Георгия. Мы благодарим Господа, Давшего нам желание, силы и благословение на эту поездку, которая совершилась чудесным образом. Митрополит Алавердский Давид (Махарадзе), который руководил нашей паломнической группой, отслужил четыре литургии: в Троице-Сергиевой Лавре у святых мощей преподобного Сергия, в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, в Донском ставропигиальном мужском монастыре и в монастыре Оптина Пустынь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Грузии (Прошение на Е И В имя//Там же. С. 387). Во время восстания 1804 г. еп. Амвросий был направлен в Мтиулети для переговоров с горцами (Рапорт кн. Волконского кн. Цицианову от 26 июля 1804 г., 146//Там же. 1868. Т. 2. С. 324-325). После упразднения автокефалии ГПЦ Н. е. вошла в состав Кахетинско-Алавердской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. В XIX в. Гагмамхари не раз страдал от карательных экспедиций правительственных войск и набегов лезгин. По свидетельству очевидцев, «...башни и Церковь Некреского монастыря... за чертой Кордонной линии, следовательно, в руках хищных Лезгин... Впрочем, туда идут на Богомолье в год раз в праздник Рождества Прес. Богородицы, вооруженными, и только в этот шумный день, торжественный для Храма, оставляется это место постоянными его жителями - Лезгинами» ( Иоселиани. 1846. С. 110). После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. исторические территории Н. е., а также Алавердской и Харчашнийской епархий были включены в Алавердскую епархию ( Анания (Джапаридзе). 2012. С. 102). Н. е. была восстановлена на XIII Поместном Соборе ГПЦ в 1995 г. В нее вошли Кварельский и Лагодехский районы, а также церкви груз. исторической пров. Саингило; кафедры определялись в Некреси и Кварели, резиденции - в Кварели и Лагодехи (Там же. С. 158). Положением Синода ГПЦ от 17 окт. 2002 г. епархия переименована в Некресско-Эретскую, в 2009 г. ей возвращено старое название. С 1997 г. Н. е. управляет митр. Сергий (Чекуришвили). Архиереи сщмч. Авив Некресский (30-60-е гг. VI в.); Василий (ок. 1556-1560); Климент (ок. 1561-1584); Иосиф (ок. 1589); архиеп. Захария (ок. 1605); Роман (ок. 1613); Арсений (ок. 1637-1640); Никифор (ок. 1673); Николай (ок. 1709); Авив (Русисшвили; ок. 1724); Иоанн (Джорджадзе; 1739/40-1751); Досифей (Черкезишвили; 1751 (?) - 1789); Иоанн (Диасамидзе; ок. 1789); Амвросий (Микадзе; 1794-1811, с перерывом); Григорий (Нодаришвили; ок. 1799); Сергий (Чекуришвили; с 1997). Монастыри Некреси, в честь Успения Пресв. Богородицы (близ с. Шилда, муниципалитет Кварели, мужской, основан в VI в., возобновлен в 2000, настоятель - игум. Антоний (Павлиашвили)); Греми, во имя Архангелов (с. Греми, муниципалитет Кварели, мужской, основан в 1565 царем Кахети Леваном II, возобновлен 12 дек. 1999, настоятель - иером. Иоанн (Балиашвили)); Кварельский (Дуби), в честь Рождества Пресв. Богородицы (г. Кварели, женский, основан в 2000, настоятель - прот. Бадри Арчуадзе); лагодехский, во имя св. Варвары (г. Лагодехи, женский, основан в 2000, настоятель - прот. Феодор Хуцишвили); лагодехский, в честь Иверской иконы Божией Матери (г. Лагодехи, женский, основан в 2002, настоятель - иерей Арсений Кереселидзе).

http://pravenc.ru/text/2564852.html

В Грузии делают вино двумя способами - домашним и промышленным. Грузины обожают свое домашнее вино, оно у них особенно ценится. Такое вино делали их деды и прапрадеды. В землю подвала закапывают глиняный сосуд. Он может быть на два, а может и на сто двадцать ведер вина. Потом в подвал заносят ручной пресс, который давит ягоды. При домашнем производстве вина ягоды не отделяются от кистей, в кувшин идет все вместе. Вино начинает бродить так называемым диким способом - дрожжи оно берет из воздуха. Каждое утро и вечер хозяин перемешивает содержимое сосуда. Через девять дней кисти и шкурки от ягод, всплывшие наверх, снимают (из них делают чачу). Вино оставляют в кувшине, готовым оно будет считаться только к Рождеству. Таким способом делают как белое, так и красное вино. Заводской способ производства вина подразумевает, что специальная центрифуга отделяет кисти от ягод. Затем виноград давят и после добавления культурных дрожжей оставляют бродить в огромных бочках в три человеческих роста. Причем сок белого винограда процеживают тут же, а красный оставляют бродить вместе с косточками. Его процедят только через девять дней - такова технология производства красного вина во всем мире. Этому вину тоже нужно будет месяца три отстояться. Потом его пропустят через промышленный фильтр, из-за чего оно станет более прозрачным, чем домашнее, которое оседает естественным образом. Грузины предпочитают использовать домашнее вино даже для богослужебных нужд. " Церковные правила предписывают нам использовать только натуральное вино. Оно должно быть черным, густым, без добавления сахара и спирта. По этим признакам домашнее вино лучше всего подходит для богослужебных целей " , - говорит митрополит Кахетинский Давид. В монастыре свт. Иосифа Алавердского, центральный собор которого в честь св. вмч. Георгия Победоносца как раз и называется в народе Алаверди, владыка восстанавливает виноделие. В этом году в винный погреб, рассчитанный на 50 тонн вина, впервые закачают виноградный сок. Причем вино планируют делать не только для богослужения (конечно, служить будут только на самом хорошем вине), но и для гостей, а также на продажу. Уже закуплены небольшие бочонки с клеймом " Винный погреб Алавердского монастыря " . В погребе стоят большие бочки для промышленного производства вина (оборудование завезено из Европы), но владыка решил делать его и традиционным способом: в погребе зарыто около двадцати кувшинов для вина. Надо сказать, что восстановление виноделия в монастыре - это третья крупная задача, которую поставил себе митрополит. Сперва он занялся реконструкцией храма, затем - резиденции епископа и братского корпуса. Пока что у монастыря нет своего виноградника, сырье пока придется закупать. Но в будущем владыка рассчитывает выращивать свой виноград.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

К.-К. е. в 1-й пол. XIX в.: реорганизация церковного правления, секуляризация земель и коммутация налогов, положение духовенства В нач. XIX в. российское руководство на основании полученных от грузинских архиереев сведений располагало точными данными о собственности епархий Вост. Грузии. В юрисдикцию Восточногрузинского (Мцхетского) католикоса-патриарха Антония II, управлявшего Мцхетской, Алавердской и Самтавройской епархиями, входили 88 сел в Картли и 58 в Кахети; в его непосредственном подчинении были 6 мон-рей в Картли и 5 в Кахети. Митр. Тбилисский Арсений (Наибидзе) имел в подчинении 18 сел, а также владения 3 князей и 4 дворян; митр. Руисский Иустиний (Магалашвили) - 46 сел, владения 21 князя и 95 дворян; митр. Цилканский Иоанн (Карумидзе) - 46 сел, а также поселения живших в горных районах мохевцев, мтиульцев, гудамакарцев, хандохевцев, чартлинцев, владения 14 дворян; митр. Урбнисский Иулон (Юлон) (Тухарели) - 20 сел, владения 5 князей и 8 дворян; еп. Самтависский Гервасий (Мачавариани) - 17 сел, владения князя и 8 дворян; еп. Никозский Афанасий - 18 сел. Паству митр. Бодбийского Иоанна (Макашвили) составляло население 31 села и владений 28 князей; митр. Ниноцминдского Михаила - население 30 сел и владений князя; архиеп. Руставского Стефана (Джорджасдзе) - население 8 сел и владений князя; митр. Некресского Амвросия (Микадзе) - население 14 сел и владений 5 князей (Наличный состав Груз. Патриархата//АКавАк. 1866. Т. 1. С. 531; Гурули. 2010. С. 17 (на груз. яз.)). По данным главнокомандующего в Грузии ген. А. П. Тормасова (1808-1811), предоставленным в нач. 1811 г. правительству, в 13 епархиях Картли и Кахети числилось 2218 семей церковных крестьян; 9 архимандритиям принадлежало 637 монастырских крестьян; доходы картлийских епархий (Мцхетской, Самтавройской, Руисской, Урбнисской, Цилканской, Никозской) составляли ок. 1696 серебряных рублей, кахетинских (Алавердской, Ниноцминдской, Руставской, Некресской, Бодбийской) - 9500 р.; действующими оставались 799 церквей, в к-рых числились 746 священников, 146 диаконов и 661 церковнослужитель ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 49; Отношение кн. Тормасова к кн. Голицыну от 18 февр. 1811 г., 28//АКавАК. 1870. Т. 4. С. 164; Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата. 2012. С. 165).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010