Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРТАЛИНО-КАХЕТИНСКАЯ (ГРУЗИНСКАЯ) ЕПАРХИЯ [груз. - () ] Грузинского Экзархата РПЦ (28 дек. 1818 - сент. 1917), охватывала восточногрузинские исторические провинции Картли , Кахети (территория совр. Грузии), Саингило (территория совр. Азербайджана), южногруз. княжество Самцхе-Саатабаго (территория совр. Грузии), а также груз. историческую пров. Лоре-Ташири (территория совр. Армении), Карсскую обл. (территория совр. Турции), Эриванскую (территория совр. Армении), Бакинскую и Елизаветпольскую (территория совр. Азербайджана) губернии Российской империи (см. карту к ст. Грузинский Экзархат РПЦ ). Образование и географическое положение Кафедральный Успенский собор (Тифлисский Сиони). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Кафедральный Успенский собор (Тифлисский Сиони). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. В кон. XVIII - нач. XIX в. на территории царства Картли-Кахети в юрисдикции Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) существовало 13 епархий: Самтаврская, Руисская, Цилканская, Бодбийско-Сигнахская, Ниноцминдская (управлялись митрополитами), Манглисская, Руставская (управлялись архиепископами), Урбнисская, Никозская, Самтависская, Некресская, Харчашнийская (управлялись епископами) и Алавердская (управлялась католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Антонием II (Багратиони) ). Из-за тяжелого политического и экономического положения, послужившего причиной значительного сокращения числа прихожан, нек-рые епархии (напр., Цилканская, Харчашнийская) оказались на грани исчезновения. Русская ц. ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Русская ц. ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Церковь во имя арх. Михаила (слева) в с. Степанцминда (Казбеги). Фотография Э. Клера. Кон. XIX — нач. ХХ в. После упразднения автокефалии ГПЦ (30 июня 1811) был образован Грузинский Экзархат РПЦ, до 1815 г. включавший территории только Вост. Грузии. Епархии были укрупнены. В Картли сформирована Мцхетско-Карталинская (Мцхетско-Тифлисско-Карталинская) епархия, включившая территории Мцхетской, Тбилисской, Горийской, Самтаврской, Самтависской, Руисской, Цилканской, Урбнисской и Никозской епархий. Ею управлял экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави) (с 1 июля 1811). В Кахети на основе Руставской, Некресской, Бодбийско-Сигнахской, Алавердской и Ниноцминдской епархий была образована Алавердско-Кахетинская (Алавердско-Телавская) епархия, к-рой управлял архиеп. Иоанн (Макашвили) (с 14 июля 1811).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

М. также внесла немалый вклад в обработку агиографических сборников католикоса-патриарха Вост. Грузии Виссариона (Орбелишвили) (1724-1737/38 или 1735); наиболее ранняя рукопись, где сохранился труд М.,- сборник, составленный под его редакцией (НЦРГ. S 3269, 20-е гг. XVIII в.). После кончины католикосов-патриархов Вост. Грузии Виссариона и Доментия IV (Багратиони) (1705-1741) М. фактически взяла на себя роль руководителя гареджийской школы. Оригинальное лит. наследие М. невелико. Отдельно в ее творчестве выделяется ямбическая (102 строки) «Похвала Пресвятой Богородице» (НЦРГ. H 1740), которая была помещена в послесловие переписанного ею Словаря мон. Сулхана-Сабы (Орбелиани) . М. также принадлежит синаксарная редакция Жития свт. Иосифа Алавердского ( Сабинин. Рай. 1882. С. 217-218; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 233-238, 403-406): М. отмечала, что взялась за этот труд, т. к. история жизни свт. Иосифа Алавердского , пришедшего в числе 12 сир. отцов вместе с прп. Иоанном Зедазнийским из Сирии в Грузию в VI в., оставалась неизвестной. Сочинение отличается поэтичностью языка и образов, отдельное место в нем занимает поэтика хронотопа: окрестности Алаверди представлены как пустынная и бесплодная местность, где обитают темные силы (аллюзия к распространенному в то время в Вост. Грузии зороастризму). Определенные образы и сюжетные ходы были заимствованы М. из древних Житий преподобных сир. отцов (Давида Гареджийского, Антония Марткопского и др.): полное уединение святого в дикой пустыни; покорность диких зверей; эпизод, где Господь питает святого посредством животных; охота представителя царского рода, увидевшего лицо святого, подобное ангельскому, и последовавшая за этим известность отшельника; чудесные природные явления, сопровождавшие жизнь святого (сияние звезды над местом его кельи и т. д.), и др. Также известны 2 гимнографических канона М., посвященные свт. Иосифу и состоящие каждый из 40 строк (НЦРГ. А 387, S 3269, H 1762, H 2077; Кут. 36). Один из них написан акростихом: «Макрину, восхваляющую тебя, помилуй, святой». Произведения изобилуют метафорами и яркими образами. Также М. принадлежат малые произведения (тропари, стихиры, ирмосы, прокимны), включенные в богослужебный сборник суточного круга «Гангеба» (НЦРГ. А 603).

http://pravenc.ru/text/2561528.html

Демографические и политические изменения повлекли перемены в церковной географии: Гишская (Курмухская) кафедра была упразднена во 2-й пол. XVI в., паства вошла в юрисдикцию «митрополита Кахети», т. е. Алавердского архиерея (Мат-лы по истории груз.-рус. взаимоотношений. 1937. С. 414). После присоединения Вост. Грузии к Российской империи (1801) началось покорение Джаро-Белокан и Элису (до 1830). В 1850 г. к наместнику на Кавказе кн. М. С. Воронцову из Саингило (Закатальского окр.) прибыла делегация ингилойцев с просьбой окрестить их; наместник стал крестным отцом первых ингилойцев-христиан. Начался активный процесс обращения местного груз. населения в христианство. Значительные христ. общины были в Кахи, Корагани, Алибегло, Котуклу, Мешабаши ( Джанашвили. 1913. С. 66-67). В церковном отношении регион Саингило вошел в юрисдикцию Алавердского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. территория К. е. была включена в состав Бодбийской епархии ГПЦ ( Бубулашвили. 2009. С. 270-287), в 1995 г.- Некресской. В 2009 г. эти районы были переданы в прямое подчинение Католикосу-Патриарху всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в составе Дедоплисцкаройской (Хорнабуджской) епархии ГПЦ. 3 июня 2014 г. груз. приходы исторической пров. Эрети были выделены в самостоятельную Эретскую (Кахско-Курмухскую) епархию ГПЦ. Святыни В церкви в Загеми находился митрополичий крест, в к-ром хранилась частица Ризы Господней. По сообщению источников, святыня считалась чудотворной: «...хто немощенъ к той Срачице коснетца с верою, и тово Бог милует, от той Срачицы исцелеет; а кто к той Срачице коснетца без веры, и у тово тотчас очи выпадут» ( Белокуров. 1891. С. 21, 45-46). После нашествия на Вост. Грузию иран. шаха Аббаса I в нач. XVII в. Риза была вывезена в Иран и в 1625 г. подарена шахом российскому государю Михаилу Феодоровичу ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 449). Отчеты российских послов в Кахети сохранили сведения о Нерукотворном образе Спасителя из церкви Загеми: «...стоит... в монастыре у Спаса в церкви под царскими дверми, заделан был цкою золотою... И... преж того которые цари и святители хотели того образа смотрить и его открыти, и они за дерзновенье ослепли да и померли вскоре...» (Мат-лы по истории груз.-рус. взаимоотношений. 1937. С. 97). По сведениям М. Г. Джанашвили, особенно почиталось Четвероевангелие, напечатанное в типографии царя Вахтанга VI в Тбилиси в 1709 г., которое хранилось в доме семьи Хуцишвили в сел. Кахи ( Джанашвили. 1913. С. 72). Архиереи

http://pravenc.ru/text/2462303.html

158 Шамхорская крепость находилась у юго-восточной границы Грузии и принадлежала Ширван-шахам – вассалам Грузии. После Шамхорской битвы (ок. 1195 г.) между войсками Грузии и атабека Абу Бекра крепость была окончательно присоединена к Грузии. 159 Тит Флавий Веспасиан (41–81) – римский император (79 г.), старший сын императора Веспасиана. Руководил римскими войсками, расположенными в Иудее. В праздник ветхозаветной Пасхи 70 г. Тит двинул свои войска прямо к Иерусалиму. Храм был превращен в груду камней и пепла. С разрушением Иерусалима окончательно пало Иудейское государство. 160 Георгий IV Лаша («Сияющий») – грузинский царь (1213–1222) из рода Багратиони, сын святой царицы Тамары. Удачно воевал с турками и предпринял ряд походов в Адарбаган (территория нынешнего Азербайджана); погиб от раны, полученной в бою с передовыми отрядами Чингисхана. 161 Память Святого Иосифа, епископа Алавердского († 570), одного из 13 сирийских отцов – основателей грузинского монашества, – 7 (20) мая, 15 (28) сентября. 163 Святитель Иоанн Златоуст (t 407) – Константинопольский Патриарх, вселенский учитель, автор толкований на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множества бесед на отдельные библейские тексты, а также поучений на праздники, в похвалу святых и слов апологетических (против аномеев, иудействующих и язычников). Память 27 января (9 февраля), 30 января (12 февраля), 14 (27) сентября и 13 (26) ноября, суббота сырная. 165 Преподобный Антоний Великий , Египетский (t 356) -один из основателей пустынно-жительства в Египте. По преданию, египетское монашество ведет свое начало от апостола Марка; в ветхозаветное время, согласно Иосифу Флавию и Филону, в египетской пустыне на востоке от Александрии существовали общины аскетов-ферапевтов. Память 17 (30) января, суббота сырная. 166 Праздник Ллавердоба включает в себя три праздника: святой великомученицы царицы Кетеван (13 (26) сентября), Воздвижение Животворящего Креста (14 (27) сентября) и святого епископа Иосифа Алавердского (15 (28) сентября), создателя известного мужского монастыря Алаверди (Восточная Грузия). Этот праздник отмечают не только христиане Восточной Грузии, но и мусульмане Северного Кавказа. Согласно местной традиции, неотъемлемой частью Алавердоба является проведение конных скачек и других состязаний. Праздник длится до трех недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

4) От Его Высокопреосвященства Митрополита Сербского и архиепископа Белградского Иннокентия чрез Директора канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода – «Зборник правила, уредаба и наредаба apxujepejckor сабора православне српске цркве (1839–1900)». 5) От Его Высокопреосвященства Архиепископа Владимирского Сергия – его брошюры: 1, «Русская литература об иконах Пресв. Богородицы в XIX в.» и 2, «Древнейший восточный месяцеслов». 6) От Его Высокопреосвященства Архиепископа Харьковского Амвросия – его «Речь о причинах чрезвычайного распространения пороков и преступлений в современном христианском мире». —213— 7) От Его Преосвященства Епископа Костромского Виссариона – его «Костромские поучения за 1898 год и за 1899 год», в двух книгах. 8) От Его Преосвященства Епископа Симбирского Никандра – 178 названий богослужебных книг и последований разным святым на греческом языке, частью рукописных. 9) От Его Преосвященства Епископа Чистопольского, Ректора Казанской Духовной Академии, ныне Епископа Уфимского Антония – его «Полное собрание сочинений», в трех томах. 10) От Его Преосвященства Епископа Уманского Сергия – книга: «50-летний юбилей священнослужения Иоанникия, Митрополита Киевского». 11) От Его Преосвященства Епископа Алавердского Кириона – его брошюры – четыре на грузинском языке, и семь на русском, и книга: «Теория словесности, на грузинском языке». 12) От Его Преосвященства Епископа Далматинского и Истрийского Никодима (Милаша) , почетного члена Академии – его издание: «Списи о ucmopuju православне цркве у Дaлмamuhcko-Ucmpujckoм владичанству од XV до XIX в.». Книга I. 13) Из Хозяйственного при Св. Синоде Управления – книги и брошюры: 1) «Свод Законов Российской Империи», в 51 книге и тетрадях (действующее издание); 2) «Полное Собрание Законов Российской Империи», собрание 3-е, тома XVI, в двух книгах, и XVII; 3) «Сборник Императорского Русского Исторического Общества», тома 102, 105, 106 и 108; 4) «Архив Государственного Совета», том 4-й: «Царствование Императора Александра I», часть четвертая; 5) Λγοι κφωνηϑντες π Βλ. К. Σαβλερ; 6) Ρωσσικ γιογραφα, II.; 7) Π. А. Тверской, «Духоборческая эпопея» и 8) В. М. Скворцов, «Духоборы в Америке и граф Л. Н. Толстой».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Замечательна надпись сей иконы, что точно такая же послана была в дар Царю Алексею Михайловичу Теймуразом I; но где она находится теперь в Москве, неизвестно. Память великого Леона ознаменовалась в соборе Алавердском еще богатой иконой Николая Чудотворца и наперстным крестом с мощами, которые также принес с собой из Иерусалима и постоянно имел при себе в течение пятидесятилетнего своего царствования, озарившего лучом славы Кахетию и Палестину. Икальто и Шуамта Мы спешили оставить собор Алавердский, потому что уже вечерело, и провели ночь в Икальто, селении князей Макаевых, из дома коих был Митрополит Иоанн Бодбель. По давнему обычаю страны, гостеприимный хозяин, в лучшей своей одежде и на лучшем коне, проводил нас на следующее утро в соседний монастырь Икальтский, место погребения его предков. Положение обители весьма живописно, на лесистых холмах; только недавно обновил ее старец Митрополит ради памяти Св. Зинона, одного из Сирийских отцов, ее основавшего и в ней почившего. Некогда славилась она своей ученостью, многолюдством братии, ибо тут устроил свое знаменитое училище духовник Царя Давида Возобновителя, игумен Арсений, который сам был в Палестине, собрал все жития святых Грузинских и для многих составил службы. Около его обители основалось по окрестным горам до шестидесяти малых скитов церквей, коих остатки еще видны в лесах, и даже сохранилась народная пословица: «В Икальто шестьдесят церквей без одной». Развалины обширного училища Арсениева, отколе вышли многие светильники Церкви Грузинской, просиявшей и на святой горе Афонской, доселе видны на дворе монастырском. Соборный храм невелик, но приятного зодчества и современен Св. Зинону; празднует же нерукотворному образу Спасову, ибо сию икону принес из Сирии один из тринадцати отцов, Св. Антоний Марткопский, хотя с тех пор не сохранилась самая икона, но списки ее повторяются во всех почти церквах Грузии, по глубокому к ней уважению народа. С благоговением поклонился я гробу святого основателя Зинона, житие коего нам не сохранилось, равно как и житие его сподвижников Иосифа Алавердского и Стефана Хирского; но храмы их служат живой летописью их деяний вместе с исцелениями, доселе истекающими от их раки, потому что одна только проповедь блаженных отцов утвердила Христианство в сих некогда диких пределах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Какая странная участь для властителей Иверских! Что касается Теймураза, то после многих странствований Вахтанг Шах Наваз выманил его из Имеретии, когда он еще однажды искал возвратиться на родину, ибо туда влекло его сердце κ праху своих предков. Вахтанг послал его пленником в Персию; принятый там с честью, он заболел от старости и скончался в Астрабаде, в 1663 году. Исполнилось благочестивое его желание, и если не царство, то по крайней мере обрел он себе могилу в бывшем своем царстве, близ гроба матери и предков. Но внук его Ираклий получил опять утраченную дедом державу, а правнук Τеймураз по избранию Шах Надира соединил на главе своей обе короны Карталинии и Кахетии и передал их славному сыну Ираклию II. Так исполнились над ними благословения мученицы. Какая страшная и вместе трогательная драма – весь этот ряд Царей Кахетинских, начиная от великого Леона, воителя Иерусалимского, который один только скончался в мире! Если Мученица Кетеван торжественно покоится под самым престолом, ради ее подвигов, то под сенью того же собора нашли себе упокоение и единокровные ее жертвы семейных междоусобий: Царь Александр с сыном своим Георгием, умерщвленные извергом Константином, и с ними пострадавший Епископ Руставский Павел, который тщетно старался удержать руку отцеубийцы. Тут же в числе прочих святителей храма сего и еще один закланный на самом алтаре Лезгинами, в 1480 году, Иоанн Алавердский и другой Иоанн, принесший из Персии мощи Кетеван, и Епископ Зинон, паломник, против своей воли не дошедший до Иерусалима и вместо того посетивший Россию. Тут и многострадальный Царь Теймураз великий, с сыном своим Давидом, погибшим в битве против Рустума; ими кончается в Алаверди царственная династия Кахетинская, ибо сын Давида Ираклий, вынужденный принять магометанское имя Назар-Али-Хана, лишился чести погребения между предков, а преемник его Теймураз II, искавший себе покровительства при дворе Императрицы Елисаветы, умер на обратном пути в Астрахани и там похоронен. В соборе еще покоятся две Царицы Анны, супруги первого Ираклия и второго Теймураза, и две Царевны, Елена, дочь Ираклия, и дочь Теймураза инокиня Макрина, знаменитая своими писаниями; ее канон в честь святого Иосифа Алавердского доселе поется в день его памяти 15-го сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Род Багратидов Мухранских доселе сохранил право хоронить своих усопших в левом крыле собора. Мне всегда трогательным казался обычай древних родов Грузии собираться на вечный покой подле гробов своих предков, чтобы вместе воспрянуть по гласу вселенской трубы. Лишиться могилы между отцов почиталось величайшим бесчестием, и многие, как Теймураз Великий Царь Кахетинский, после бурной долголетней жизни истомленный в изгнании, одного только жаждал, быть погребенным под родственной сенью Алавердского храма; самые его гонители, Персы, уважили его благочестивое желание. Католикосы Иверские погребаемы были также под сводами своего кафедрального собора, и еще там видно несколько безымянных гробниц: одна высокая, остроконечная, стоит в правом крыле соборном подле ризницы, быть может, Доментия или Виссариона; но Антоний старший, обновивший помост, велел положить себя подле амвона, и тут доселе видна его гробовая плита. Есть еще один именитый усопший в соборе Мцхетском, но он внутри святилища под престолом, потому что положен был в утверждение храма: это один из тринадцати Сирийских Отцов Св. Авив, Епископ Некресский. Епархия его была за Алазанью, но в окрестностях мцхетских окончил он свой евангельский подвиг. Маги-огнепоклонники, раздраженные против ревнителя истинной веры, потребовали от вождя Персов, воевавшего тогда в Карталинии против Греков, чтобы он вызвал к себе на суд Святителя. На пути встретился ему инок Антиохийский, посланный от Св. Симеона Столпника, и вручил пастырский жезл, долженствовавший служить ему напутствием к вечной жизни. Сподвижник его, Св. Шио, спасавшийся около Мцхета, испросил себе позволение видеть друга своего, прежде мученической его кончины. Камнями побили праведника после долгих истязаний за смелое обличение идолопоклонства, пред лицом самих магов; тело его было брошено на съедение зверям и птицам. Но Св. Шио с учениками своими поднял истленные останки и в присутствии Католикоса положил их под алтарь Мцхетского собора. Церковь совершает память Св. Авива 29-го ноября, накануне праздника Первозванного просветителя стран Закавказских. Сирийские Св. отцы

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

235-237 МАРФА св. Каппадокийская (пам. 1 сент.) - см. в ст. Симеон Столпник (Старший), прп. Антиохиохийский МАРФА (в миру Романова Ксения Иоанновна; † 26.01.1631), царица-инокиня, мать царя Михаила Феодоровича - см. в ст.Михаил Феодорович 237-251 МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) 251-252 252-257 257-265 МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в с. Зимовенька, Белгородская епархия - см. Белгородский во имя святых Марфы и Марии женский монастырь МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Марфо-Мариинский женский монастырь (Салаватской и Кумертаусской епархии Башкортостанской митрополии) МАРЦИАЛ мч. Сирмийский (пам. зап. 15 июля) - см. в ст. Агриппин, Секунд, Максим, Фортунат и Марциал, мученики Сирмийские 265-266 266-270 270-271 271-272 272-274 МАСОНА [Массона] († ок. 606), еп. Эмериты Августы (ныне Мерида), противник арианства, св. (пам. зап. 11 дек.) 274-276 МАСОНСТВО [франкмасонство], интернациональное тайное религиозно-этическое и политическое движение со сложной иерархией и особой системой мистических знаков и обрядов 276-283 283-298 МАСТАРА (Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении 298-299 299-300 МАСУДИ [Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди; араб. ] (90-е гг. IX в.-сент. 956), арабо-мусульманский литератор, историк и географ 300-301 МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви 301-303 МАТВЕЕВ (1687 (или 1688/89) - 1776), духовный наставник старообрядческого Выголексинского общежительства писатель, иконописец 303-304 304-306 306-309 309-310 210-211 МАТЕЙЧЕ [Матеич, Богородица Црногорская], бывш. муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви 311-312 312-315 315-316 МАТЕРН (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 14 сент.), по преданию, 1-й еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й еп. Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и еп. Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия)

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

Муз. изд.: Карталино-кахетинское пение «Карбеловского распева»/Перелож. на ноты, ред.: свящ. Василий Карбелашвили. Тифлис, 1897. Ч. 1: Вечерня; 1898. Ч. 2: Утреня (на груз. и рус. языках); Грузинское пение: Карталино-кахетинский распев: Литургия св. Иоанна Златоуста/Перелож. на ноты: М. М. Ипполитов-Иванов; ред.: священники Полиевкт и Василий Карбелашвили и др. Тифлис, 1899 (на груз. яз.); Песнопения праздника Рождества: Тетрадь А/Ред.: священники Полиевкт Карбелашвили и Александр Молодинашвили. Тифлис, 1899 (на груз. яз.); Одноголосное груз. церк. пение: Вечерня/Перелож. на ноты: свящ. Филимон Карбелашвили; ред.: свящ. Полиевкт Карбелашвили. Тифлис, 1907 (на груз. яз.); Грузинское пение: Вост. школа (карталино-кахетинский распев)/Переданы братьями Карбелашвили и свящ. Александром Молодинашвили; сост. и подгот.: М. Эркванидзе. Тбилиси, 2005. Т. 3: Вечерня, утреня, литургия (на груз. яз.); Песнопения из Архива нотных рукописей/Передано братьями Карбелашвили, по рукописям М. Ипполитова-Иванова и Г. Чхиквадзе; сост.: Д. Шуглиашвили, З. Церетели. Тбилиси, 2012. Т. 1: Школа Светицховели: Простой напев (на груз. яз.). Соч.: Карбелашвили Василий, свящ. Райский цветок. Тифлис, 1895 (на груз. яз.); он же. Сборник груз. церк. песнопений Микаеля (Михаила) Модрекили//Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. С. 53-55; Карбелашвили Филимон, свящ. Положение груз. сельского духовенства в материальном отношении//Сакартвелос сасулиеро махаребели (Духовный вестник Грузии). Тифлис, 1866/1867. 5/6. С. 97-113 (на груз. яз.); Карбелашвили Полиевкт, свящ. Алавердское пергаментное Четвероевангелие XI в.//ДВГЭ. 1897. 9/10. С. 15-22; он же. Кахсубанский древний мон-рь Пресв. Богородицы//Там же. 11. С. 5-10; он же. Груз. народные и духовные напевы: Ист. обзор. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); (То же/Сост., коммент.: Н. Арвеладзе. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.)); он же. Древний Анчисхатский собор в г. Тифлисе. Тифлис, 1899; он же. Иерархия Грузинской Церкви: Католикосы и архиереи. Тифлис, 1900 (на груз. яз.); (То же/Сост., коммент.: Б. Арвеладзе. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.)); он же. Молебен Нерукотворному Анчийскому образу. Тифлис, 1902 (на груз. яз.); он же. Сокровищницы кафедральных храмов Грузинской Церкви и их судьба в нач. XIX в.//Сакартвело (Грузия). Тифлис, 1907. 99. С. 357 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1681013.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010