В 1896 году о. Димитрий окончил Академию со степенью кандидата богословия и получил назначение в Тифлисскую духовную семинарию. Представляет значительный интерес то обстоятельство, что тогда в семинарии учился Иосиф Джугашвили. В Тбилисском музее им. Ленина много лет хранился семинарский журнал за 1898-99 с записью: «Сделан был выговор. Посажен в карцер по распоряжению о. Ректора на пять часов». Речь – об Иосифе Джугашвили. Запись скреплена подписью «И.Д.» – иеромонаха Димитрия Абашидзе, на тот момент второго по должности человека в семинарии – инспектора. Пути их пересеклись и вольно или невольно в них видится некая странная зеркальность. Если путь Абашидзе был путём из княжеского отцовского дома – в Небесное Отечество, к Отцу Вседержителю, то Джугашвили двинулся «из грязи в князи», создавая великое безбожное царство, в котором его самого нарекут «Отцом всех народов». Через много лет, в другую эпоху, в 1935 году, Сталин приедет в Тбилиси, чтобы навестить свою больную мать, которая так и не согласилась переехать в Москву. Жила она во дворце, некогда принадлежавшем государеву наместнику Кавказа, занимая одну комнату; спросила: «Иосиф, кто же ты теперь будешь?» Ей, возможно, искренне хотелось узнать, кем себя считает её могущественный сын. В православной Грузии к тому моменту не осталось действующих храмов. Сталин ответил, наверняка усмехнувшись в усы: «Царя помнишь? Ну, я вроде царь». То есть он – «вроде» Помазанник Божий? Богобоязненная мать, жалея дитя, вздохнула со сжавшимся сердцем: «Лучше бы ты стал священником». Эпоха, которая придёт на Русь через треть века, застанет и Абашидзе под другим именем, но именем святым; он будет вести жизнь полуподпольную, скитаясь по квартирам уцелевших своих почитателей. В 1902 году, когда о. Димитрий был рукополагаем во епископа Алавердского, он уже знал, чт о за битва ждёт его впереди. При возведении в сан он произнёс: «Страшное и ответственное служение возлагает на меня Господь… Готов смутиться и устрашиться дух мой и тем, что наступают времена лютые, умножаются нечестие, лжеверие и неверие… И я о Господе не страшусь умножающегося бесчестия… Невозможное человеку – возможно Богу… Восхождение на кафедру епископскую есть приближение к Голгофе. Но Голгофа не может устрашить христианина, для нее мы рождены, ибо без Голгофы нет Воскресения…».

http://pravoslavie.ru/37456.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ [груз. ] (Джапаридзе Тенгиз Анатольевич; род. 20.08.1949, Ткибули), митр. Манглисско-Цалкский Грузинской Православной Церкви, кандидат исторических наук, автор более 40 трудов по истории Грузии и Грузинской Церкви. Род. в семье инженера-техника, в 1966 г. окончил школу, в 1974 г.- Тбилисский политехнический ин-т по специальности «автоматические средства связи». В 1980 г. с отличием окончил Мцхетскую ДС, во время учения принял постриг с именем А., рукоположен во диакона (4 апр. 1979) и священника (27 сент. 1979) Католикосом-Патриархом Илией II . В 1979 г. стал настоятелем храма Св. Троицы в Тбилиси. 27 сент. 1980 г. возведен в сан игумена к Алавердскому мон-рю (см. Алавердская епархия ), 8 марта 1981 г.- архимандрита. 15 марта 1981 г. Католикосом-Патриархом Илией II хиротонисан во епископа на Никорцминдскую кафедру. С 29 апр. 1981 по 25 дек. 1992 г. епископ Ахалцихе и Месхет-Джавахети; с 25 дек. 1992 по 17 июня 1995 г. архиепископ Манглисский, с июня 1995 г. занимает Манглисско-Цалкскую кафедру. 15 нояб. 2001 г. возведен в митрополиты. Анания (Джапаридзе), архиеп. Манглисско-Цалкский Анания (Джапаридзе), архиеп. Манглисско-Цалкский За время архиерейского служения А. были возобновлены богослужения в мон-рях Зарзма , Вардзия , Сапарском , восстановлены церкви в селах Ивлита, Хвилиша, Ахалдаба, Садгери, открыты церкви в Абастумани, Боржоми, Алгети, Кода и др. В 1990 г. попечительством А. основано ДУ в г. Ахалцихе, ректором к-рого он был до 1992 г. С 1995 г. преподает историю Грузинской Церкви в Тбилисской ДА. Награжден орденом св. Марка Александрийского Патриархата и наградами Грузинской Православной Церкви. А. принадлежит фундаментальный 4-томный труд по истории Грузинской Православной Церкви (издано 3 тома, 4-й - в печати), монографии «Библейская история грузинского народа» (1994), «Саингило» (1998), «Месхети» (1998), а также труды «Христианство в Грузии от ап. Андрея до св. Нино» (1991); «Место Грузинской Патриархии в православном диптихе» (1993), «О местожительстве абхазцев на Северном Кавказе» (1994), «Грузинская Церковь в XVII в.» (1996); «Мать-Церковь» (1996) и др. Соч.: . , 1994; . , 1996; . , 1996. T. 1; 1998. T. 2; 1999. T. 3; XVII . , 1996; . , 998; . , 1998. З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114750.html

3 Обет посвящения ребенка Богу состоял в том, что ребенка приводили в Храм, над ним совершался особый ритуал, затем ребенок воспитывался при Храме, посещал богослужения и в течение определенного времени выполнял различные работы и послушания (уборка храмовых помещений, шитье священных одеяний и т. д.). – Авт. 4 Кровля храма была усеяна острыми золотыми иглами, чтобы птицы не садились на нее (см.: Иосиф Флавий, «Иудейские древности»). – Авт. 6 Паламиты – сторонники выдающегося православного богослова XIV столетия свт. Григория Паламы , архиепископа Солунского, в полемике с Варлаамом Калабрийским и его единомышленниками доказывавшего нетварность вечных Божественных энергий. – Ред. 7 Имеется в виду знаменитая Лавра преподобного Давида Гареджийского в Грузии. О нем см. ниже, в статье «Икона “Слава Грузинской Католикосской Церкви”», с. 242–243. – Ред. 9 Анфипат – в Римской империи – проконсул, правитель более или менее обширной провинции. – Ред. 14 Память св. блгв. Вахтанга Горгасала, царя Грузинского, совершается 30 ноября/13 декабря. – Ред. 16 Память св. Раждена Перса, Карталинского, первомученика Грузинского, совершается 3/16 августа. – Ред. 19 Память прпп. Иоанна Зедазенского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского – совершается 7/20 мая. – Ред. 26 Память св. мчч. Исаака и Иосифа Феодосиопольских (Эрзерумских) совершается 16/29 сентября. – Ред. 29 Память св. мч. Гоброна (в крещении Михаила) Кахетинского, князя, и с ним 133-х воинов совершается 17/30 ноября. – Ред. 33 Воски – особого рода отшельники, которые, созрев для высших подвигов, удалялись в пустыню и там вели кочевую жизнь, переходя с места на место. Покровом для них служило небо, ложем – земля или пол одинокой пещеры. Они не употребляли пищи, приготовляемой на огне, питались лишь кореньями и травами. Более всего восков было в свое время в Месопотамии; встречались примеры такого рода отшельничества в Палестине и Сирии, но значительно реже. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

После смерти Шах-Аббаса I на персидский престол вступил Шах-Аббас II – словно для того, чтобы Грузия не забыла проклятого ею имени. При нем тюркские кочевые племена, под защитой персидских войск, наводнили Кахетию. На месте садов и виноградников паслись табуны коней и стада овец. Целые села кочевники захватывали в плен и продавали в рабство на рынках Стамбула и Трапезунда. Погасли светильники алтарей. Алавердский храм – краса Кахетии – стал обиталищем летучих мышей. Вместо завесы над алтарем висела паутина. В непогоду в опустевший храм пастухи загоняли скот. Из обломков иконостаса и досок икон разводили костры, чтобы согреться и приготовить пищу. Священный жертвенник алтаря превратили в стол, за которым пировали и играли в кости. Священные для кахетинцев могилы были покрыты слоем грязи, которую оставляли за собой стада; в темные и пустые, как глазницы черепа, окна с пронзительным свистом врывался зимний ветер, а летом был слышен похожий на плач и причитание крик совы – ночной птицы – точно женщины, оплакивающей мертвеца. В это время князья Бидзина, Шалва и Элизбар 40 решили спасти Кахетию или умереть. С небольшим войском и отрядом горцев Ксанские князья стремительно, как отряд Гедеона, напали на полчища персов и татар. Решающее сражение произошло около Ахметы. Святой Георгий, покровитель Алавердского собора, был виден на небе над сражающимися войсками. Гонимые необъяснимым ужасом кочевники, побросав оружие, бежали, как сирийцы от стен Самарии, где молился пророк Елисей. Те, кто недавно попирали ногами грудь Кахетии, как своей пленницы, теперь искали спасения в бегстве – так кидаются люди с разбитого бурей тонущего корабля: кто на лодках, кто обхватив обломок мачты, кто – вплавь. Бушующие волны хоронят их в своей пучине, и только один пловец достигает берега и с ужасом смотрит на море, ставшее могилой его спутников. Из всего войска кочевников только один султан спасся живым – благодаря своему арабскому скакуну, а также тому, что он догадался первым покинуть поле боя. Шах потребовал суда над князьями. Чтобы предотвратить новое нашествие персов, они добровольно отправились в Исфахан; так христианские мученики при Нероне, приговоренные к смертной казни, сами бесстрашно шли навстречу голодным львам и в огонь пылающих костров. Шах предал трех князей в руки родственников убитых татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

царевичами. В 1829 г. усмирил крестьянский мятеж в Сагареджо. Исследователь истории ГПЦ прот. исп. Полиевкт Карбелашвили (см. в ст. Карбелашвили ) упоминает его в связи с делом об устройстве временной церкви во дворце с. Ниноцминда. Экзарх Грузии архиеп. Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) , объезжавший Карталино-Кахетинскую епархию в 1833 г., получил от ниноцминдских жителей ходатайство об устройстве церкви и поручил вести дело Грузино-Имеретинской синодальной конторе, которая 13 янв. 1834 г. направила архит. Рокову запрос на составление сметы. Согласно подсчетам Рокова, устройство церкви должно было обойтись в сумму 13 069 р. 80 к. Дело было доверено архим. Феодосию, управляющему церковными землями бывш. Ниноцминдской епархии. Архим. Феодосий с минимальными затратами произвел восстановление храма, половину суммы заплатила синодальная контора, половину - 70 семей из числа паствы. 10 марта 1835 г. строительство было завершено (НА Грузии. Ф. 488. Оп. 1. Д. 3837. Л. 72-73; Иверия. Тифлис, 1886. 243. С. 3-4 (на груз. яз.)). Монастырь Натлисмцемели. Фотография Д. Ермакова. 80-е гг. XIX в. (Национальный музей Грузии, Тбилиси) Монастырь Натлисмцемели. Фотография Д. Ермакова. 80-е гг. XIX в. (Национальный музей Грузии, Тбилиси) Настоятель Н. архим. Иоанн (Джорджадзе Бидзина Зурабович) принадлежал к княжескому роду, отличался аскетичностью и особое внимание уделял сохранению монашеского делания в обители. Он был настоятелем Н. в течение 21 года (15 июля 1844 - 1865), занимал также должность управляющего церковными землями бывш. Алавердской, Марткопской и Ниноцминдской епархий и их мон-рей, собора Светицховели и Н. Сведения об Иоанне известны из его письма экзарху Грузии архиеп. Исидору (Никольскому) (16 окт. 1849). Будучи уже глубоко пожилым человеком, он писал, что 30 лет находится на церковной службе, подвизался на столпе в мон-ре Марткопи , по представлению митр. Горийского Стефана (Джорджадзе) 14 апр. 1822 г. награжден нагрудным золотым крестом, в 1839 г. назначен заведующим церковными землями; 30 апр.

http://pravenc.ru/text/2564744.html

В личном общении с государем Предстоятель Церкви был покровителем и молитвенником царской семьи. А. Олеарий сообщает о рождении у царя младенца. Родившаяся дочь была “крещена и названа Софиею Говорят, Патриарх был крестным отцом, как у всех прочих детей Великого князя” 19 . В грамоте, посланной в 1636 году в Новгородскую епархию, сообщалось о рождении царевны Татьяны Михайловны “за молитв отца и богомольца Святейшаго Иоасафа, Патриарха Московскаго и всея Руси, и всего освященнаго Собора” 20 . В свою очередь государь давал жалованные грамоты на патриаршие вотчины, освобождая их от уплаты податей 21 , а в дни именин в царской семье Патриарху вручались дары 22 . В 1636 году по государеву указу в Астрахани было выделено место для патриаршего двора “подле Астраханского Троецкого загородного монастырьского дворца, для его патриарша учуюжного всякого промыслу” 23 . Общение Патриарха Иоасафа с Востоком носило традиционный по тому времени характер. В Посольском приказе хранилась грамоты игумена Неофита “о милостыне” 24 , старцев Преображенского монастыря о милостыне 25 , Патриарха “Царего­родц­кого Парфения о милостыне” 26 , грамота Иерусалимского Феофана “о милостыне” 27 . С различными нуждами к Патриарху Иоасафу обращались также старцы, приходившие из Малороссии 28 . Когда в 1637 году русский паломник Василий Гагара возвратился с Востока в Москву, то, как он отметил, “государь царь Михаил Феодорович и Патриарх меня учали жаловать, корм и подачи были” 29 . Будучи в Иерусалиме, В. Гагара встречался с Вифлеемским митрополитом Афанасием, который справился о здравии царя и его семьи, а также “и о Патриархе” 30 . В привезенной им грамоте Александрийского Патриарха Герасима (1621–1636) говорится о внесении имени Патриарха Иоасафа в поминальный диптих наряду с другими Предстоятелями Православных Церквей 31 . В 1637 году к грузинскому царю Теймуразу было направлено посольство из Москвы. Старшим из духовных лиц был соборный старец Троице-Сергиева монастыря Иосиф, ранее бывший в 1617–1622 годах настоятелем Ипатьевского монастыря. Он вез с собой две грамоты Патриарха Иоасафа: царю Теймуразу и архиепископу Иоанну 32 . Ему были также даны инструкции, как “править” благословение от Патриарха, а в качестве даров иконы (царю — образ Живоначальной Троицы; архиепископу — образ Владимирской Богоматери), также святое Миро и т. д. 33 . Когда данное посольство отправилось назад, то Грузинский архиепископ вручил грамоту для Патриарха Иоасафа “и часть мира, принесенного мироносицами Христу и хранившегося в Алавердском Георгиевском монастыре”, и одновременно просил архимандрита Иосифа засвидетельствовать в Москве, что он с “епископами и всеми церковными чиньми государя царя Русскаго и Святейшаго Иоасафа Патриарха Московскаго подданные” 34 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Схиархимандрит Виталий погребен во дворе Александро-Невского храма, в Тбилиси 187 . 13 Католикос-Патриарх Христофор (Цицкишвили; 1873–1932). После окончания в 1893 г. Тифлисской Духовной семинарии принял сан священника и служил на приходе, затем – исполнял должность законоучителя Тифлисской мужской гимназии. В 1918 г. посещал историко-филологический факультет Тифлисского университета. В 1921 г. без пострижения в монашество был хиротонисан во епископа Урбнисского. С 1927 по 1932 г. являлся Предстоятелем Грузинской Православной Церкви. 14 Святой Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая; 1861–1927). Закончив в 1885 г. Тифлисскую Духовную семинарию, служил священником в Грузии. Затем поступил в Казанскую Духовную Академию (окончил в 1901 г.); на третьем курсе ее принял монашеский постриг. Впоследствии служил как в Грузии, так и в России. В октябре 1917 г. был хиротонисан во епископа Чкондидского. С 1921 г. – Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1926 г., под давлением атеистического правительства, был устранен от дел управления. Причислен Грузинской Церковью к лику святых как исповедник. 15 Святой Католикос-Патриарх Кирион III (Садзаглишвили; 1854–1918) родился в семье священника. По окончании Тифлисской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии (1880 г.) некоторое время занимал должность помощника инспектора Одесской Духовной семинарии; затем работал преподавателем Кутаисского и Тифлисского Духовных училищ. В 1896 г. принял монашеский постриг и два года спустя был хиротонисан во епископа Алавердского. В дальнейшем служение проходил в различных епархиях Грузии и России. С 1915 г. епископ Полоцкий и Витебский. В августе 1917 г., согласно собственному прошению, от управления епархией был уволен и возвратился в Грузию. С сентября того же года – Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1918 г. был зверски убит в Марткопском монастыре. Грузинская Церковь канонизировала его как священномученика. Оставил после себя ряд научных трудов, посвященных исследованию истории Церкви. 182 См.: У «пещер, Богом зданных». Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века. М., 1999. С. 438.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Монастыри КИНЦВИСИ муж. мон-рь во имя свт. Николая Мирликийского (XII-XIII вв.) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками ЛАГОДЕХИ монастырь во имя вмц. Варвары (2000) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви ЛОМИСИ наименование посвященных вмч. Георгию мон-ря и неск. церквей в горной части Вост. Грузии, входящих в юрисдикцию Цилканско-Душетской епархии ГПЦ МАНГЛИСИ мон-рь (не позже XVII в.), кафедра древней Манглисской епархии (ныне Манглисско-Тетрицкаройской) Грузинской Православной Церкви МАРТВИЛИ (Чкондиди), муж. монастырь с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (VII в. с переделками X в.), резиденция архиерея Чкондидской епархии МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви МГВИМЕВИ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии МИДЗНАДЗОРИ муж. мон-рь во имя святых апостолов Петра и Павла (IX-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКАЯ ЕПАРХИЯ Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121454_2.html

В продолжение этого времени духовные лица посольства исполнили все возложенные на них поручения, осмотрели монастыри и церкви в Кахетии и свои подробные замечания обо всём, ими виденном, занесли в статейный список; подали учительную грамоту патриарха Иова, за отсутствием грузинского митрополита, Алавердскому архиепископу Гавриилу, а по возвращении первого, вели с ним речи о духовных делах; были «на соборе» у митрополита «об исправлении веры христианской»... По привезённым ими донесениям, не всё в христианских церквах было «по преданию свв. апостол и свв. отец правилам»: престол не украшен, сорочки, препоясания, антиминса, индитии, креста и евангелия на престоле нет, а на жертвеннике на святых сосудах не было никаких изображений ни деисуса, ни крестов. Московское духовенство не раз решительно отказывалось служить в таких храмах литургию и требовало дозволения освятить их вновь, но так как на это оно получило положительный отказ, то во всё время своего пребывания в Кахетии оно ни разу не служило литургии, а только молебны, часы, вечерни и утрени. По этому вопросу между ними и грузинами неоднократно происходили споры; московские духовные лица вели об этом рассуждения и с грузинским митрополитом, но они не привели ни к каким результатам – каждая сторона осталась при своём мнении. В ноябре 1590 года посольство возвратилось в Москву, сопровождаемое новыми послами кахетинского царя Александра – князем Сулейманом и Хуршитом, прибывшими с тем же челобитьем, с которым обращался к царю Феодору и ранее того новый подданный, с просьбой о помощи против шамхала тарковского. Помощь, уже и ранее оказанная не раз и не два, была обещана снова; с уведомлением об этом и были отправлены в Кахетию Плещеев и Кудрин (1591–1592), с которыми также были посланы новые иконописцы, в обмен на оставленных в Грузии, и грамота от патриарха Иова к царю Александру. Грузины и после этого неоднократно возобновляли свои просьбы о помощи, поддерживая всё время (1593–1599 г.) дипломатические сношения с русскими 117 . Вообще говоря, у грузинских царей XVI и XVII веков создалось, по-видимому, преувеличенное представление о могуществе московского государя. Доказательством этого может служить случай, происшедший при том же царе Александре. Однажды турки потребовали от Александра запасов и пропуска их войск через его землю в Дербент и Баку. Александр, рассчитывая на сильную поддержку со стороны России, дал резкий и смелый ответ: «С запасом через свою землю не пущу и своих запасов не дам; я – холоп царя русского и турецкого не боюсь». Когда об этом стало известно в Москве, то Александру дали знать, чтобы он жил с турецким султаном, переманивая его, пока промысл над ним учинится 118 . Вышло недоразумение. Александр, вероятно, полагал, что русскому царю легко будет вступить из-за него во всякое время в войну и с Турцией...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русское посольство прибыло после долгих мытарств, испытанных на пути в Кахетию, 1 августа 1638 г., и только 9 сентября было принято в Алавердском монастыре царём Теймуразом. На другой день, 10 сентября, послы, по приглашению царя, были у обедни, которую совершал сам архиепископ; это было первое богослужение, которое они видели в православной Грузии. Церковь , в которой служили, была трёхпрестольная, но в двух приделах не было иконостаса, и потому она казалась однопрестольной. Главный престол был восьмиугольный, а престолы придельные были примкнуты к стенам, так что кругом их нельзя было ходить. Когда послы пришли в церковь , в которой находился и царь Теймураз со своим семейством и азнаурами, архиепископ уже стоял среди церкви на ковре, а остальные служащие, которыми проскомидия была уже совершена, находились в алтаре. Выйдя оттуда, они облачили архиепископа в святительские одежды, подпоясали его простым поясом. Затем из алтаря принесены были крест деревянный, резной, греческой работы, и зажжённая тройная свеча. Архиепископ, взяв их в правую руку, встал около алтаря, «поднял руки и персты растопырил» и обращался на все четыре стороны, «будто осенял обема рукама». Возвратившись на своё место, он, вместе со стоявшими на правом крылосе двумя епископами и одним мирским человеком, пел «долго, мало не час времени», после чего был совершён отпуск, и началась уже собственно литургия. Московский архимандрит Иосиф занёс в свой статейный список немало замечаний относительно её совершения в грузинской церкви. Он говорит, например, что архиепископ «входу и молитве архиерейских не говорил и не действовал и книга у него в руках не бывала», что архиепископ во время малого входа целовал евангелие в верхний край, а не в подножие распятия Христова; относительно чтения евангелия замечает, что диакон держал оное в левой руке, а читал его по простой книге, по которой ранее читали апостол, и, прочтя, отдал её «мужику», а евангелие подал архиепископу; во время великого входа архиепископ, приняв дискос и чашу, поставил их на престол, «не показав на церковь»; после него «не затворили царских дверей завесою», так что все люди видят «как совершают Тайную Жертву»; по возгласу диакона: «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» не бывает между служащими целования в уста, вместо чего «они друг с другом головами с обеих сторон стыкаются»; при произнесении слов: «приимите, ядите»... «архиепископ, вместо того, чтобы показать на Агнец «двема персты», поводит над дискосом всею рукою, длань вверх держа»; относительно дальнейших действий до причащения Святых Таин он замечает, что они «кабы походили на службу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010