Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Церковь и государство АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899-1953), сов. гос. и полит. деятель, организатор массов. репресс. 30-х-нач. 50-х гг. ХХ в. ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВОЛЖИН Александр Николаевич (1860 - 1933), обер-прокурор Святейшего Синода (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916) Михаил Сергеевич (род. 1931), гос. и политический деятель СССР, руководитель Коммунистической партии и Советского гос-ва в 1985-1991 гг. «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период ДЬЯКИ архиерейских приказов, светские чиновники в органах высшего церковного и епархиального управления Русской Церкви в XVI-XVII вв. ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999) ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1922), антицерковная кампания советских властей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим; один из этапов гонений на РПЦ в советский период «О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 8 апр. 1929 г. «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» основной закон СССР в сфере конфессиональных отношений, принятый Верховным Советом СССР 1 окт. 1990 г. «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ» именной Высочайший указ имп. св. Николая II Александровича, данный в праздник Пасхи, 17 апр. 1905 г., Сенату и положивший начало изменению отношения Российского гос-ва к старообрядчеству и неправославным конфессиям ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ Павел I Петрович (1754-1801), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798)

http://pravenc.ru/rubrics/121682.html

В Солуни пострадал начальник города, великомученик Димитрий Мироточец (26 октября), в Илиополе великомученица Варвара (4 декабря), в Халкидоне великомученица Евфимия Всехвальная (16 сентября). На Западе, благодаря цезарю Константию Хлору, отцу Константина Великого , женатому на христианке, равноапостольной Елене, гонения были значительно менее сильны. В его области, Галлии и Британии, было разрушено несколько церквей, а в области Максимиана, Италии и Испании, сожжены христианские библиотеки. Все же и в самом Риме было много пострадавших, в том числе св. Севастьян и его дружина. Очень много христиан, начиная с 303 года, томились по тюрьмам. Во время болезни имп. Диоклетиана и до его отречения, Галерий еще усилил гонения на Востоке. В самой Церкви произошли расколы, которые особенно сильно отразились на общинах в Риме, Александрии и Карфагене. С 310 года в Империи началась анархия и борьба за власть отдельных вождей войска. Галерий заболел страшной болезнью и перед смертью неожиданно для всех издал эдикт 311 года, в котором провозглашал свободу верований. Его подписали также Лициний и Константин, но отказался подписать Максимиан, который продолжал преследования. Он, кроме открытых гонений, основал лжецерковь и издал ложное евангелие «Акты Пилата», желая этим подорвать авторитет Церкви. Наконец, в 313 году, в Милане, Константин и Лициний подписали акт о церковном мире, который окончательно водворился на Западе, а вскоре, после поражения Максимиана, и на Востоке. Церковь после 313 года вступила в новый период своего существования, называемый периодом Вселенских Соборов. Глава 2. Эпоха Вселенских Соборов (314–842) 1. Четвертый век Победа христианства Прекращение гонений было победой христианства, которое, несмотря на страшные испытания начала 4 века, продолжало распространяться и укрепляться. Римская Империя не могла уже продолжать борьбу и признала за новой верой право на существование. В 311 году имп. Галерий издал эдикт о веротерпимости, который был торжественно подтвержден и введен в действие во время встречи в Милане в 313 году двух соправителей, Константина и Лициния. Христианам были возвращены храмы и имущество, отобранные во время гонений, и разрешен вновь доступ ко всем государственным должностям.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний воскресный день посвящен памяти отцов первого Вселенского Собора, который собрался в городе Никее в 325 году по очень тревожной причине. Стали исполняться слова апостола Павла, которые мы слышали сегодня в нашем апостольском чтении, о том, что волки лютые и не щадящие станут раздирать стадо Христово ( Деян.20:29 ). Пока Церковь терпела гонения и жила подвигом мученичества, пока внешние нападения на Церковь внутренне сплачивали христиан, делали их едиными в стоянии за веру, не было возможности разделения стада христова, потому что очень сильна была вера, любовь друг ко другу и благочестие. Если в те годы непрестанных гонений человек становился христианином, он понимал, что цена за его веру – это крестный акт смерти, что за свою веру придется платить жизнью. Сила веры действительно была святой, делала этих людей святыми, и Церковь вела святую жизнь святых мучеников. А когда гонения прошли, когда император Константин в городе Милане принял закон о веротерпимости и дал общие права всем верам, христианство перестало быть гонимым. Царица Елена обрела крест в Иерусалиме и исповедала христианскую веру. Сам Константин повернулся лицом ко Христу и, хотя до самой своей смерти не решался принять христианство, не считая себя достойным, взял на себя обязанность Церковь Христову хранить. Государю власть вручена от Бога, он это очень хорошо понимал и осознавал перед Богом свою ответственность, потому что ему была вручена удивительная возможность хранить веру и Церковь от соблазнов разделения. И в тот период один из пресвитеров Александрии по имени Арий, человек духовной жизни, очень строгий подвижник, аскет, показывающий многим пример благочестивой внешней жизни, отошел от истины во Христе. Он стал учить Церковь тому, что Иисус Христос – не Сын Божий, а только одно из высших творений Бога Отца, и что вообще о Боге можно говорить только как о Боге Отце, а не как о Святой Троице. Только  Бог Отец – Бог по существу, — проповедовал Арий, – а Сын Божий, которого мы называем Иисусом Христом, лишь Его творение, – высшее, абсолютное, во всем похожее на Отца, но не Бог, а некий посредник между миром невидимым, духовным, и миром внешним, материальным. Между Богом и человеком ничего общего нет и быть не может, человек Богу приобщиться не в состоянии, и посему Бог сотворил такого посредника между собой и миром – это Сын Божий. Он пришел на землю, для того, чтобы явить миру некую истину от Создателя и научить людей через Евангелие как правильно жить. Он пострадал на Кресте, воскрес, потому что Бог Его воскресил своей Божественной силою. А Дух Святой – это вообще не божественная ипостась, а просто некое дыхание мира, сотворенная божественная энергия.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

В К. м. в этот период было 9 епархий: Карловацкая, Бачская, Темишварская, Вршацкая, Пакрацкая, Будимская, Горно-Карловацкая, Костайницкая и Арадская. 13 окт. 1781 г., когда митр. Моисей (Путник ; 1781-1790) управлял К. м., имп. Иосиф II издал Акт о веротерпимости, уравнявший все вероисповедания. 5 апр. 1782 г. была учреждена консисториальная система, которая контролировала заключение браков между православными, дисциплину священнослужителей и монахов, ведение метрических книг на приходах и др. вопросы духовного и церковно-адм. характера. Во время австро-тур. войны 1788-1790 гг. благодаря серб. отрядам Вена временно вернула себе Белград, Валево и Смедерево и одобрила созыв в 1790 г. Темишварского Церковно-Народного Собора, который избрал Карловацким митрополитом Стефана (Стратимировича) и попросил власти выделить сербам земли и вернуть им привилегии. В ответ на эти просьбы власти учредили Иллирийскую придворную канцелярию, упраздненную в 1792 г. Митр. Стефан заботился об укреплении Церкви и смог урегулировать с властями ряд вопросов. Он пользовался авторитетом у сербов в Далмации, Боснии и Герцеговине, Черногории, особенно в Белградском пашалыке, где в 1804 г. было поднято 1-е Сербское восстание и основано Сербское княжество. Оставаясь лояльным к венскому двору, он активно помогал участникам Сербского восстания и благословил священников принимать участие в военных действиях при условии, что при первой возможности они вернутся к духовному служению. Но уважая единство К-польской Патриархии, он отказал лидерам восстания в просьбе поставить епископов на упраздненные кафедры Печской патриархии на освобожденных от османов территориях. После подавления восстания (1813) он защищал бежавших сербов от экстрадиции, поддерживал контакты с кн. Милошем Обреновичем, возглавившим 2-е Сербское восстание (1815), закончившееся созданием автономного княжества Сербия. В 1829 г. владыка добился перевода Далматинской епархии, которую еп. Венедикт (Кралевич) покинул после вхождения Далмации в Австрийскую империю (1815), из юрисдикции К-польской Патриархии в К.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Второе крещение – возобновление христианской жизни в Кавказской Албании – состоялось во времена царя Вачагана Благочестивого из иранской Аршакидской династии (487-510). В то время Албанская Церковь пользовалась фактической автокефалией, а Вачаган построил в Албании храмов «по числу дней в году». В истории Кавказской Албании было много трагических и славных эпизодов, гонений на христиан, возрождения церковной жизни и т.д. Являясь близкой по укладу церковной жизни, а впоследствии, после Халкидонского собора и по вероучению, к Армянской церкви, церковь Албанская пережила вместе с ней разные перипетии – совместное противостояние, как общим угрозам, так и антагонизм во взаимоотношениях. Судите сами. - В 451 году состоялась кровопролитное сражение (Аварийская битва) восставших албанцев в союзе с армянами и грузинами против персов, за свое право исповедовать христианство. Получив тогда упорное сопротивление, персидский шах Йездигерд принял акт веротерпимости и признал: «Кто чему желает поклоняться – пусть и поклоняется». - В конце IV – начале V вв., как в Армении, так и в Кавказской Албании встал вопрос о создании собственной церковной письменности. Над этим работала целая школа под руководством Месропа Маштоца, который изучил многие алфавиты того времени (сирийский, греческий, арамейский, персидский). Месроп свободно обращался с формами букв: снимал или прибавлял части, закруглял или выпрямлял, переворачивал и т.д., а также обращался не только с формой букв, но и с их направлением. В его «команде» трудились и представители албанского католикосата, в частности священник Вениамин. По просьбе албанского царя Арсвала через представителей Албанской церкви Месроп Маштоц «…отправился в Алванк, обновил их алфавит, возродил традиции ученья...». - 506, 527, 551 гг. – Соборы в Двине. Албанский, армянский и грузинский епископат отмежевалась от православных сторонников Вселенского IV Халкидонского собора, выработав собственное монофизитское учение. В 607 г. Грузинская церковь приняла определение Халкидонского собора, отмежевавшись от албан и армян.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/12/mn...

терпимости; что пресвитериане неизменно с начала «Славной революции» выступали в ее поддержку; что учреждение пресвитерианской церкви будет способствовать восстановлению церковного мира в Англии, т. к. протестант. общины, не желавшие присоединяться к Церкви Англии (см. в статьях Англиканская Церковь , Нонконформисты ), получат возможность войти в состав Церкви Шотландии и существовать законно. Помимо этого К. призывал кор. Вильгельма обратить внимание на состояние церковного образования в Шотландии, к-рое в период правления епископалов пришло в упадок, и поддержать пресвитерианские инициативы, направленные на его улучшение. Выступая в защиту пресвитериан, К. вместе с тем предостерегал короля, сообщая о наличии в их среде опасных радикалов, готовых устроить гонения на епископалов, как только это будет возможно. К. полагал, что всем епископалам, согласившимся присягнуть кор. Вильгельму и кор. Марии, должна быть дарована свобода богослужения (см.: McCormick. 1774. P. 39-40; ср.: Dunlop. 1967. P. 68). Убедившись в том, что он не получит безоговорочной поддержки со стороны епископалов, кор. Вильгельм отказался от продолжения переговоров с ними и, опираясь на рекомендации и связи К., заручился поддержкой шотл. пресвитериан, которым он пообещал упразднить епископства в Шотландии и даровать пресвитерианским общинам статус офиц. Церкви Шотландии. На заседании шотл. парламента в марте 1689 г. пресвитериане взяли верх над епископалами и избрали Вильгельма королем Шотландии; формально он принял шотл. корону в мае того же года. После этого политика кор. Вильгельма была направлена на усиление роли пресвитериан в органах власти Шотландии и одновременно на создание наиболее благоприятных условий для пресвитерианской церковной орг-ции. 24 мая 1689 г. английским парламентом был принят предложенный кор. Вильгельмом Акт о веротерпимости , в к-ром все нонконформисты освобождались от преследований и получали право на совершение богослужений, хотя и со значительными ограничениями по сравнению с англиканами.

http://pravenc.ru/text/1681173.html

Якову I . В 1616 г. Гельвес скончался в тюрьме, но Б. не прекратили своего существования. Общие Б. Последователи Смита и Гельвеса стали называться впосл. общими Б., т. к. они придерживались арминианского взгляда на искупительную жертву Христа, утверждая, что Он искупил всех людей, а не только избранных. К 1626 г. в Англии существовало 5 баптист. общин, в 1644 г.- 47. Между 1640 и 1660 гг. Б. в результате долгих дискуссий пришли к выводу, что крещение должно совершаться только погружением. Общие Б. официально заявили об обязательности такого способа крещения в своем первом исповедании, изданном в 1660 г. До 1689 г. Б. подвергались постоянным репрессиям, и только «Акт о веротерпимости» облегчил их положение, разрешив им свободу молитвенных собраний. В XVII-XVIII вв. среди общих Б. широкое распространение получили взгляды антитринитариев. С 1671 по 1731 г. на заседаниях генеральной баптистской ассамблеи регулярно обсуждалась антитринитарная ересь, к-рая была известна в Англии с нач. XVII в. благодаря социнианской (см. Социниане ) лит-ре, привезенной из Европы, и получила распространение среди сепаратистов. К 1750 г. многие из общих Б. стали унитариями (см. унитарианство ). В 1802 г. Генеральная ассамблея общих Б. разделилась на тех, кто присоединился к частным Б., и тех, кто перешел к унитариям. Не примкнувшие ни к тем, ни к др. основали в 1816 г. миссионерское об-во. К кон. XIX в. противоречия в учении общих и частных Б. сгладились, и в 1891 г. они объединились. Подавляющее большинство совр. Б. называют себя частными, или партикулярными, ведут свое происхождение от диссентеров (индепендентов) - последовательных кальвинистов, выдвинувших идею церкви, собранной Духом Божиим (англ. gathered church - собранная церковь), а не отдельным человеком или гос-вом. Тот, кто осознает себя истинным, возрожденным христианином, должен искать своих единоверцев и составить особую церковь, не ограниченную географическими рамками (напр., приходами). Индепенденты хотя и были убеждены, что христ.

http://pravenc.ru/text/77510.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Индии вновь совершен акт вандализма в католической церкви 27.02.2015 В Мангалоре католическая церковь подверглась нападению вандалов 24 февраля, спустя несколько дней после призыва индийского премьера Нарендры Моди к веротерпимости. Поинформации NDTV, повреждены окна и двери, священные образы внутри остались нетронутыми. Нападение произошло несколько дней спустя после того, как премьер-министр Нарендра Моди пообещал защищать все религиозные группы в стране. Его комментарии стали ответом на серию нападений на католические учреждения в Нью-Дели со стороны индуистских экстремистских групп в начале года. В то же время в начале этой недели глава идейного наставника партии премьера – организации «Rashtriya Swayamsewak Sangh» (RSS) - Мохан Бхагват был уличен в подстрекании к насилию после заявления о том, что служба Матери Терезы занимается обращением бедных индусов в Христианство . Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 28.02.2015 07:35:11

http://drevo-info.ru/news/18546.html

Новый храм для Миссионерского отдела 20 мая 2005 г. 12:45 18 мая подписан акт о передаче Русской Православной Церкви храма святителя Николая и часовни св. великомученика Пантелеимона в Отрадном, г. Москва. Храм и часовня были воздвигнуты попечением Фонда Веротерпимости и Гражданского согласия, который возглавляет академик РАЕН Р. Ж. Баязитов. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм получил статус Патриаршего подворья и передан в окормление Миссионерскому отделу Московского Патриархата. Председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн выразил от имени Святейшего Патриарха сердечную благодарность академику Р.Ж. Баязитову за его труды по возведению православного храма. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/12762.html

Веротерпимость... Знают ли сторонники её и поклонники этого модного идеала что веротерпимость истинная есть удел и право только и исключительно людей верующих, и притом глубоко верующих, и притом горящих огнем веры и ревности, и усердия? Знают ли они, что уважать чужое религиозное чувство может только тот, кто в себе его сам имеет? Знают ли, что у теперешних проповедников веротерпимости, как они ее понимают, говорит или равнодушие к вере или тайная к ней злоба? Вот Ирод говорит волхвам: идите и поскорее тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне поклониться Ему ( Мф.2:8 ). Четырнадцать тысяч избитых младенцев Вифлеема, – вот жертвы «веротерпимости» Ирода по отношению к волхвам, но это только самая малая, самая незначительная часть погубленных нынешними защитниками веротерпимости юношеских душ, в которых вера убита равнодушием, отравлена безбожными книжками с насмешками и издевательствами над христианством и всякой верой. Не забудьте, что книжки эти издаются и пишутся исключительно сторонниками пресловутой свободы совести и неверия – терпимости. Вот, изображенный в Деяниях апостольских проконсул Ахаии Галлион, с его презрительною речью, под которой теперь охотно подпишутся все сторонники пресловутого правового государства, с его замалчиванием и отрицанием всякой религии. Иудеи! – говорит Галлион, когда к нему привели судить апостола Павла за проповедь, – если бы какая-нибудь была обида, или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас. Но когда идёт спор об учении и именах, то разбирайте сами: я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища. Дееписатель тут же замечает: А все еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его пред судилищем, и Галлион нимало не беспокоился о том ( Деян.18:14–17 ). Уже раздавались речи наших веротерпимых Галлионов в Государственной Думе. И скоро-скоро еще услышат русские православные люди о таких законопроектах нынешних думских Галлионов в защиту «укрепления начал веротерпимости», такие речи в Государственной Думе при их обсуждении, что у них зазвенит в обоих ушах... И придется покинуть представление о том, что отцы наши и предки создали Русь святую и боголюбивую, что стране нашей смиренной, полной вере и чудес, Бог отдал судьбу вселенной, власть земли и глас небес, что всю нашу землю родную с ношей крестной Царь вселенной исходил благословляя, что чистая риза Христа всегда будет покрывать и исцелять раны и язвы совести народной... Когда православные русские люди захотят охранить святыню веры укрепить и расширить её действия, высшее государственное учреждение скажет им: «я не хочу быть судьею в этом», и прогонит их от судилища. Оно в сознании своей высокой культурности, в согласии со всеми европейскими авторитетами, объявить все веры одинаковыми и терпимыми, а это значит, что из них истинной нет ни одной...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010