Отделение второе Церковь в ее отношении к не принадлежащим ей христианским обществам § 149. Взаимные отношения различных христианских исповеданий с канонической точки зрения В понятие о церкви необходимо входит тот существенный признак, что она – едина, так же, как и христианская истина. Если же фактически существует несколько религиозно-христианских обществ, которые более или менее разнятся между собой в догме и культе, то взаимные отношения между ними могут быть только чисто отрицательные: ибо каждое из этих вероисповеданий, признавая себя единой церковью Христовой, тем самым отрицает истинность всякого другого. Поэтому с чисто церковной точки зрения нет и не может быть веротерпимости, т. е. признания одной церкви другой, как не может быть признания за истину двух взаимно исключающих себя положений. Отсюда с логической необходимостью вытекают следующие основные положения по вопросу о взаимных отношениях вероисповеданий, – вопросу, решаемому с исключительно церковной точки зрения: 1) Ни одна церковь , ни одно вероисповедание не может допустить образования в своих недрах другого общества с иными догматами или основаниями внешнего устройства. Всякое сознательное и намеренное отступление от единства церкви, в том или другом отношении, будет в ее глазах посягательством на религиозную истину, преступлением ереси или раскола. 2) Отношения уже существующих христианских вероисповеданий не заключают в себе никакого юридического момента. Каждое в своей сферы действует по своим законам и знает только свое право. Поэтому если член одного церковного общества желает, чтобы для него совершен был известный специфически-церковный акт в другом, то он по необходимости подчиняется действию законов последнего. Например, дети не православных родителей могут быть крещены и в православной церкви, но с тем непременным условием, чтобы родители дали формальное обязательство воспитывать таких детей в православном исповедании. Равным образом брак не православного лица может быть совершен и в православной церкви, но в таком случае он подлежит уже как относительно совершения, так и прекращения действию православного канонического права.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Вернувшись в Галлию, он использует политическую конъюнктуру (приход к власти Юлиана) для того, чтобы утвердить победу «единосущия» (Парижский собор, 360), и добивается примирения, позволив раскаявшимся епископам остаться на кафедрах. Потерпев неудачу в попытке искоренить арианство в Милане (364), Иларий устраняется от полемики и посвящает себя интерпретации Писания. Он пишет введение в духовную экзегезу — Трактат о таинствах — и комментарии на Псалмы и Книгу Иова. Эти труды проникнуты духом Оригена и стали проводником оригеновского символизма и типологии в латинском мире. Своим насыщенным, усложненным языком Иларий первый на Западе ясно выразил утверждение об извечном рождении Слова. Отец есть Бесконечность в ее источнике; Сын — образ Бесконечности, то есть Красота, Дух — ее благодать, то есть Радость. Неохватная Бесконечность вписывается нашей радостью в образ Красоты. В глубине мышления Иларий открывает таинство воплощенного Слова, из образа раба ставшего образом Красоты. Иларий настаивает на славе преображенного Христа, но в то же время — в противовес Оригену — и на плотности, свойственной твари. Эсхатологическая полнота, которой мы достигаем во Христе, преображает саму материю, и таким образом «вечный свет» проникает через «око сердца» в тело. Так важнейшие темы восточной духовности становятся, благодаря Иларию, известными на Западе, более склонном к нравственному подходу к христианству. ИОАНН ДАМАСКИН (ок. 650 — ок. 750) Св. Иоанн Дамаскин создал ясный и убедительный синтез святоотеческого богословия и аскетики, и прежде всего постхалкидонской энергетической христологии александрийского происхождения. В то же время участие в иконоборческих спорах заставило его, подобно древним антиохийцам, подчеркивать конкретную индивидуальность Иисуса. Как видим, речь идет о действительно грандиозном синтезе. Иоанн был арабом. Незадолго до его рождения Ближний Восток был подчинен исламу (второе имя Иоанна — Мансур; так же звали его деда, подписавшего акт о сдаче Дамаска мусульманам). На Ближнем Востоке сложилась ситуация dhimma — автономии, предполагавшей контроль и веротерпимость по отношению к христианам и позволившей Иоанну без всякой опасности для себя противостоять цезаропапистским притязаниям византийских императоров–иконоборцев. Иоанн родился в Дамаске ок. 650 г. и говорил на двух языках. При халифе он отвечал за местные финансы, так как новые правители сохранили в неприкосновенности византийский государственный аппарат и поддерживали хри–стиаяские семьи, обеспечивающие его функционирование. Иоанн, этот высокопоставленный чиновник и защитник своих единоверцев, был одновременно мудрым богословом: он считал ислам христианской ересью и, живя в мусульманском обществе, не колеблясь, защищал святые иконы и сочинял гимны Троице… Правда, когда–то в детстве он играл вместе с халифом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

В 1685 г., после смерти Карла II, на престол взошел католик Яков II. С начала правления он привлекал на службу католиков, нарушая тем самым Акт о присяге 1673 г., согласно к-рому к гос., общественным и военным должностям не допускались лица, не принесшие присяги королю как суверену и главе церкви и не принявшие причастия по англикан. обряду. В речи перед парламентом 18 нояб. 1685 г. К. от лица всех епископов осудил эту меру и обвинил короля в том, что его политика подрывает гос. и церковное устройство Англии. В ответ Яков II исключил епископа из Тайного совета и лишил должности декана Королевской часовни. Еще один конфликт К. с монархом возник в 1686 г., когда король издал инструкции, запрещавшие проповеди о спорных вопросах англикан. и католич. вероучений, что вызвало протест значительного числа англ. духовенства. Среди активных противников этой реформы был Джон Шарп, декан Нориджского собора и ректор лондонской ц. св. Эгидия в Полях (Сент-Джайлс-ин-те-Филдс; в 1691 он стал архиепископом Йоркским). Король приказал К. немедленно отстранить Шарпа от службы, однако епископ не повиновался, за что в нач. авг. 1686 г. был привлечен к суду. 31 авг. того же года К. выступил перед комиссией, занимавшейся расследованием церковных преступлений, отказавшись признать ее юрисдикцию. Несмотря на это, 6 сент. ему вынесли приговор о лишении епископского сана, но за ним сохранили его владения. Вильгельм Оранский выразил К. поддержку, а принцесса Мария обратилась к отцу с просьбой пересмотреть решение, но король отклонил ее просьбу. Остаток правления Якова II К. провел в своем дворце в Фулеме, в Лондоне, занимаясь ботаникой и садоводством, однако продолжая активно интересоваться политикой и церковной жизнью. Так, 10 дек. 1686 г. он написал обращение к духовенству, в к-ром вновь осудил запрет проповедей о спорных вопросах, но призвал священников не идти на серьезные конфликты с властями. 18 мая 1688 г. он присутствовал в Ламбетском дворце, когда 6 епископов и архиепископ Кентерберийский решили отказаться от оглашения Декларации веротерпимости, отменявшей преследование диссентеров и католиков.

http://pravenc.ru/text/1841870.html

Обстоятельства правления Евфимия известны главным образом из исторических сочинений патриарха Макария аз-Заима и его сына архидиак. Павла Алеппского . Первый сообщает о 12 архиерейских хиротониях, проведенных Евфимием III за свое патриаршество, а второй упоминает о посещениях патриархом Халеба осенью 1640 и зимой 1644 года, в ходе объезда епархий и сбора десятины, о его торжественных встречах и проводах халебским духовенством. В отличие от других восточных патриархов того времени Евфимий не стремился к активной внешнеполитической деятельности; Антиохийская Церковь сохраняла достаточно замкнутый и провинциальный характер. Известно только две попытки патр. Евфимия III расширить круг внешних контактов. В 1636 года он рукоположил земляка Пахомия Хиосского во митрополита Сайднаи и отправил его в Грузию, с которой Антиохийская Церковь традиционно поддерживала тесные связи. Цель и результаты миссии митр. Пахомия неизвестны. Весной 1646 года по совету Иерусалимского патриарха Паисия, проезжавшего незадолго перед этим через Дамаск, Евфимий отправил в Россию посольство во главе с Аккарским митр. Иеремией с просьбой о милостыне. Поездка окончилась неудачей: в ноябре вышло предписание царя Алексея Михайловича, согласно которому все восточные просители милостыни не пропускались далее Путивля, где и должны были получать определяемое им в Москве пожалование. Митр. Иеремия умер в Путивле в конце декабря 1646 года, а его спутники были отправлены обратно с весьма скромными дарами. В отличие от Евфимия Кармы, которому отчасти были свойственны филокатолические настроения, Евфимий III старался держать дистанцию в отношениях с Ватиканом . Патриарх отказался подписать акт об унии с Римом, обсуждавшийся его предшественником с Конгрегацией пропаганды веры. Тем не менее в католических историографии распространены утверждения о пролатинских симпатиях Евфимия III, которые он якобы избегал выражать открыто. Подобное мнение проистекает из его приватных контактов с западными миссионерами и из согласия на открытие иезуитской школы в Дамаске в 1643 году. Однако это было характерно для атмосферы веротерпимости, преобладавшей в Сирии в XVII века, и отнюдь не означало отказа патр. Евфимия от православия.

http://drevo-info.ru/articles/13679612.h...

Крайне интересно узнать, как все-таки отразится правительственный акт 17-го апреля на положении местных сектантов, какие, например, изменения произойдут во взаимных отношениях урядника Заички, крестьян Ивана Ольховика и Николая Черняка? Неужели и теперь свидания зятя с тестем будут встречать затруднения? Об этом, вероятно, мы скоро узнаем. Харьковский губернатор предполагал лично посетить Павловки, чтобы установить более или менее правильное взаимодействие принципов веротерпимости с полицейским надзором. Быть может, харьковскому губернатору, не разделяющему общий всей полиции взгляд на сектантов, как на революционеров, и удастся эта сложная миссия, но постороннему наблюдателю, испытавшему лично на себе всю тяжесть местных порядков, это представляется невозможным. Меня, по крайней мере, эти порядки привели в совершенно угнетенное состояние. Когда, окончив свои странствования в Павловки, я направился к другим сектантам в Полтавской и смежной Херсонской губерниях, мне всюду стали мерещиться полицейские стражники и всюду казалось, что за мной следят, как за подозрительным лицом; когда же полицейский чин появлялся наяву для снятия с меня допроса, я сам начинал в себе видеть важного преступника, и мне уже грезились различные преследования и гонения. Недурное самочувствие для научного исследования! Впрочем, такие опасения имели всегда под собой реальную почву; в перспективе у меня всегда были осложнения с полицией, даже там, где, казалось бы, мой приезд не мог вызвать уже никаких сомнений. Я ездил преимущественно по селам, где сосредоточивались сектанты-баптисты, т.е. находился среди чистых евангеликов, которых при самых больших натяжках совершенно уже нельзя заподозрить в революционизме, так как все их помыслы обращены на отыскание Царствия Божия; все мирские заботы, все земные дела они игнорируют; все это – суета. И когда, однако, я приезжал к этим сектантам» „не от мира сего», мне приходилось наталкиваться на обычные полицейские препятствия: администрация стерегла „самое мое дыхание», как выражался еще Сперанский в ссылке. У меня не хватало больше энергии бороться с этими препятствиями, и я изощрялся лишь в том, чтобы правдой или неправдой как-нибудь избежать сношений с полицией, ускользнуть от ее бдительного ока и избавиться, таким образом, по возможности от бесконечно скучных разговоров и объяснений. Нигде в деревнях я не ночевал, предпочитая хотя бы ночью и за десятки верст ехать в город или на станцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Латинизация униатов С 1699 года вся Венгрия попала под власть Габсбургов. В XVIII веке в царствование ревностной католички Марии Терезии (1717—1780) начался процесс латинизации униатской церкви в Восточной Словакии и Закарпатье. Делаются попытки введения григорианского календаря, праздники поклонения Святым Дарам, обычая совершать розарий, западного облачения для духовенства. Проводится исправления православных книг по римским образцам, демонтируются иконостас и т. д. Толерантный патент (Акт о веротерпимости) императора Иосифа II, выданный 13 октября 1781, гарантировал свободу вероисповедания не только протестантам, но и православным. Однако в Венгерской части империи переход униатов в православие был обставлен практически невыполнимыми юридическими процедурами, что свело на нет действие указанного патента. Пряшевская греко-католическая епархия В 1816 году создается Пряшевская греко-католическая епархия, целью которой была ликвидация остатков православие в крае и переведение в латинский обряд местных униатов. Но эти цели не были достигнуты. Лучшие представители униатского духовенства выступили защитниками местных церковных традиций. Возвращение униатов в православие В Словакии в XIX веке также были случаи перехода в православие. Массовым этот процесс стал в среде карпатороссов, эмигрировавших в Северную Америку. Заслуга воссоединения с Православной церковью карпаторусских эмигрантов принадлежит протоиерею Алексею Товту (1853—1909). Он был профессором церковного права в греко-католической семинарии в Пряшеве. В 1889 году прибыл в Америки и возглавил униатский приход в Миннеаполисе. В 1891 году вместе с приходом перешёл в православие. В 1916 году была основана Питтсбургская Карпаторусская епархия, первым епископом которой стал преосвященный Стефан (Дзюбай). В 1994 году отец Алексей Товт причислен Православной церковью в Америке к лику святых как «отец американского Православия». Знакомство с русским православием подталкивало и общины Восточной Словакии вернуться в Православную церковь. Одна из таких попыток была предпринята жителями Бехерова у Бардейова, но австрийская полиция её пресекла.

http://azbyka.ru/palomnik/Словакия

После поражения турок под Веной в 1683 г. и присоединения территории Венгрии и Трансильвании для А. началось т. н. великое столетие, эпоха наивысшего расцвета империи Габсбургов, тесно связанная с распространением идеологии «просвещенного абсолютизма» в А. С этого времени и до распада империи в 1918 г. под скипетром одной правящей династии оказывается конгломерат разнородных земель и этносов юж. части Центр. Европы, в к-ром германоязычные австрийцы составляли уже меньшинство. В политике австр. государей XVIII в. проявилась тенденция к освобождению от влияния Церкви. Несмотря на религиозность императрицы Марии Терезии (1740-1780), влияние иезуитов в стране постепенно снижалось, чему способствовало и негативное воздействие инквизиции на общественную жизнь. Орден был отстранен от управления учебными заведениями, а в 1772 г. на территории империи распущен. В XVIII в. активно развивалась система светского гос. образования, средних городских и сельских школ. Имп. Иосиф II стремился усилить свою власть, добиваясь независимости Австрийской Церкви от Рима и утверждая влияние светской власти на Церковь. Им была проведена секуляризация церковных земель, общины монашеских орденов были переподчинены местным епископам, многие мон-ри были закрыты. В рамках адм. реформы в империи Иосиф устанавливал новые границы еп-ств, контролировал отношения австр. епископов с Римом. В 1781 г. он выпустил Акт о веротерпимости, который уравнял в правах католиков и представителей др. вероисповеданий. В целом, однако, реформаторская и антирим. политика Иосифа II не была успешной. Несмотря на ряд поражений от Наполеона на рубеже XVIII-XIX вв., империя Габсбургов сохранила политическое единство, потеряв, однако, для своих правителей титул римско-герм. императоров. В XIX в. в А. активно развивается движение за либерализацию общественной жизни, господствующее положение католич. Церкви вызывает протесты как на слав. окраинах империи, так и в среде образованной элиты. Свобода вероисповеданий становится одной из целей революции 1848 г. В 1855 г. был заключен Конкордат с Римской курией, по к-рому система образования в А. вновь переходила в ведение католич. Церкви. Конституция 1861 г. провозгласила религ. свободу: на территории империи были признаны аугсбургское и швейцар. исповедания, позднее объединившиеся в Евангелическо-реформатскую Церковь.

http://pravenc.ru/text/Австрия.html

Восстановляя древнеканонический строй церковной жизни, за нарушение которого сильно и не раз упрекали нас старообрядцы и их сторонники, мы полагаем тем самым уже наиболее широкий путь к православной господствующей Церкви отколовшимся от неё старообрядческим общинам. Должна быть снята с этого пути и последняя препона, на какую могли бы ссылаться старообрядцы: разумеем клятвы Собора 1667 года, положенные якобы на старые обряды. Учреждением единоверия православная Церковь фактически засвидетельствовала уже, что она не осуждает и не порицает старого обряда, как такового; собор православных архипастырей в Казани разъяснил это и своим нарочитым постановлением. Ныне благовременно, дабы целый Поместный Собор, равночестный Собору 1667 года, всенародно подтвердил (даже если бы потребовалось для того и требуемое старообрядцами предварительное сношение с восточными патриархами), что клятвы Собора 1667 года наложены на лиц, противящихся Церкви из-за разности в обрядах, а не на самые обряды, и что православная Церковь признаёт полную и совершенную равночестность старого и нового обряда. Соборное разрешение вопроса о смешанных браках Канонами вселенской Церкви запрещаются браки православных с иноверцами и еретиками (IV Всел. Соб. 14-е; VI Всел. Соб. 72-е; Лаод. 10-е, 31-е). Во время Петра I, под давлением светской власти, в русской Церкви введены смешанные браки православных с иноверцами. Указом о веротерпимости 17 апреля сего года светской властью решён исключительно церковный вопрос о браках православных с раскольниками и сектантами. Но подобное решение вопроса, при коем православной Церкви придётся освящать таинством брака лиц, не только крайне враждебных Церкви, но даже и совершенно не крещённых, не только отрицающих самые существенные догматы православной Церкви, но и всякого христианского вероисповедания вообще, есть акт явного насилия над Церковью и притом не во внешних и административных её распорядках, а в стороне внутренней, в деле веры и таинств, каковую сторону Церковь должна хранить не прикосновенной святыней ни для какой гражданской власти и подлежащей лишь её собственному решению, и притом такому правомочному, как только Собор поместной Церкви, и также по непременном сношении с другими автокефальными Церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем, по разъяснениям Правительствующего Сената, даже по старому кодексу подлежало наказанию лишь совращение, соединенное с каким-нибудь насильственным действием. Теперь же за всякую попытку проповедовать учение, несогласное с государственной религией, виновный будет подвергаться заключению в крепости до одного года. Вместо ожидаемой свободы совести мы добились лишь существенной урезки, провозглашенной год назад веротерпимости; голос общества и печати, как и следовало ожидать, остался втуне. На практике получается нечто совершенно несообразное. Новый правительственный акт представляет самое широкое поприще для вмешательства администрации и полицейских властей в вероисповедные права русских граждан. На любом собеседовании миссионеры и другие деятели господствующей церкви могут узреть попытку «совращения» и возбудить уголовное преследование против виновника в произнесении публичной речи, направленной на совращение. Такая уродливая «свобода совести», такая призрачная веротерпимость могла явиться продуктом лишь бюрократического творчества. Только в полицейском государстве может быть провозглашаема такая свобода совести, на деле лишенная самых элементарных требований, связанных с этим понятием. Но в каком разительном противоречии, однако, стоят реальные результаты годовой правительственной работы с теми принципами, которые провозглашал Комитет Министров, приступая к разработке проекта вероисповедных реформ? Вспомним речь «высокопреосвященного» Антония, митрополита с.-петербургского и ладожского, доказывавшего «нравственную тягость» применения ст. 1006 уст. уг. суд., возлагающей на духовное начальство обязанность требовать от подлежащих властей производства предварительного следствия по делам о совращении из православия; митрополит Антоний такую обязанность «требовать преследования в уголовном порядке преступлений и проступков против веры» считал противоречащей «положенным в основу православной церкви началам мира и христианской любви» и полагал необходимым отменить или изменить указанную статью закона; вспомним, что Комитет Министров, соглашаясь с высказанным мнением, также полагал необходимым изменить действующее в этой области законодательство: раз « церковь сама отказывается идти путем насилия над религиозными убеждениями», не в интересах государства применение репрессивных мер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Все это приобретает огромное значение для углубления общих принципов христианского воспитания. Это означает лишь то, что мы можем явить человеку, во что мы верим, явить реальность веры в нашей жизни, но мы никого не можем заставить верить и, следовательно, никого не можем заставить верить правильно. Высший акт веры призван стать свободным волеизъявлением человека. На этом основан общепринятый ныне принцип веротерпимости, и потому мы не можем применять авторитарный метод религиозного воспитания. Это не означает, что мы отвергаем авторитеты. Весомая часть нашей веры основана, конечно же, на доверии к авторитету — к авторитету святых, Церкви, Священного Писания. Но это доверие — результат свободного выбора и никому не может быть навязано. Авторитарность в области религиозного воспитания теперь не срабатывает. Мы не можем внушить нашим детям: «Вы должны верить так–то и так–то, потому что так говорю я, или потому что так сказано в катехизисе, или потому, что так написано в Библии…» Мы можем и призваны говорить: «Я верю…», «Церковь учит…”, «в Евангелии написано…» Воспитание должно основываться на точном знании, что любой подросток или юноша могут уверовать лишь благодаря собственному свободному выбору. Вот почему нам важно понимать наших детей, внимательно наблюдать за их умственным и эмоциональным развитием, мотивами их поступков. В отличие от традиций прошлого образ мышления ребенка и его творческое воображение призваны стать сегодня объектами христианского воспитания Сегодня Православной Церкви брошен вызов. В области религиозного воспитания ей необходимо обрести подход, который был бы укоренен в общецерковной традиции. В этой живой традиции мы различаем не только знание о Боге, но и благодатную жизнь в Церкви, братские отношения с другими людьми. В то же время христианское образование направлено, прежде всего, на личность. Будь то младенец; отрок; подросток или юноша, педагог призван найти к каждому личностный подход, в зависимости от уровня: говорить на понятном языке, понимать и разделять нужды и заботы, любить личность в ее данности. Религиозный опыт действенен независимо от того в каком возрасте находится человек или на какой стадии интеллектуальной зрелости; процесс христианского воспитания должен стать процессом роста, накопления личного опыта, постепенного преображения личности в целом. Эта цель и этот вызов настолько велики, что достичь и достойно ответить можно лишь в том случае, если мы будем жить полнотой церковной жизни. Цель христианского воспитания — реализация харизмы, благодати, Церкви как целостного организма.

http://azbyka.ru/deti/nasha-tserkov-i-na...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010