127 . Восторгов. Миссионерство и веротерпимость= Восторгов И. И., прот. Миссионерство и веротерпимость. ПЦВ. 1908. 2. С. 4752. 128 . Восторгов. Общественное мнение= Восторгов И. И., прот. Общественное мнение. ПЦВ. 1910. 15. С. 684689. 129 . Всероссийский съезд=Всероссийский съезд духовенства и мирян в Москве. Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 59. С. 24. 130 . Второй съезд=Второй миссионерский съезд в Москве. 29 июня15 июля 1891 г.: Совещания и постановления второго миссионерского съезда в Москве. Казань, 1897. 131 . Высочайшие повеления 1905=Высочайшие повеления. ЦВ. 1905. 18. С. 134136. 132 . Где нет и не будет=Где нет и не будет сектантства. ВСС. 1926. 10 (6). С. 20. 133 . Гедеон=Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.-Пятигорск, 1992. 134 . Георгий=Доклад высокопреосвященного ректора Московской богословской академии Георгия о состоянии академии в 192324 годах. ЦО. 1925. 1. С. 23. 135 . Гиппиус=Антон Крайний [Гиппиус З.Н.] Литературный дневник (18991907). СПб., 1908. 136 . Глаголев. Естественнонаучные вопросы= Глаголев С.С. Естественнонаучные вопросы и их отношение к христианскому миропониманию. Сергиев Посад, 1914. 137 . Глаголев. Материя= Глаголев С.С. Материя и дух. СПб., 1906. 138 . Глубоковский=Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 1992. 139 . Годичный акт 1928=Годичный акт Московской богословской академии. ВСС. 1928. 1 (24). С. 811. 140 . Голгофский=Голгофский А. Современный фабрично-рабочий в физическом, умственном и нравственном отношении: причины, поддерживающие невысокий уровень его развития, и меры к подъему его благосостояния. Всероссийский торгово-промышленный съезд 1896 г. в Нижнем Новгороде. [Отд.] V. [Вып.] 2. [Н. Новгород, 1896]. 141 . Голубев= Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Киев, 1883. Т. 1; 1898. Т. 2. 142 . Голубинский. История канонизации=Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. Изд. 2-е [Репринт: М., 1998].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В янв. 1661 г. группа англ. анабаптистов под рук. Томаса Веннера подняла восстание, после его подавления правительство начало преследование радикальных движений. По «Акту о сектантских собраниях» (Conventicle Act; 1-й в 1664; 2-й в 1670) богослужение, на к-рое собиралось более 5 чел., должно было совершаться только по «Книге общих молитв» или запрещалось. «Акт о 5 милях», вступивший в силу в 1665 г., разрешал проповедникам- нонконформистам , находящимся в городах или в радиусе 5 миль вокруг них, проповедовать, только если они не призывают к реформированию англ. Церкви и англ. гос-ва, что ставило их в трудное положение, т. к. основная паства находилась именно в городах, а содержание их проповедей в основном было посвящено критике англикан. Церкви. В 1672 г. Карл II издал «Декларацию веротерпимости», дававшую право свободного богослужения нонконформистам и католикам (но только в домовых церквах), но парламент не пропустил его и принял «Акт о присяге» (Test act. 1673), по к-рому для получения любой гос. должности нужно было приносить присягу, включавшую признание монарха главой Церкви и принятие причастия в англикан. Церкви. Во время Реставрации В. продолжала расширять свои владения в Америке и в Индии, а также вести т. н. Торговые войны с Голландией в 1665-1667, 1672-1674 гг. Когда в 1679 г. парламентская оппозиция потребовала лишить права наследования герцога Йоркского, в ответ на это Карл II распустил парламент «кавалеров», к-рый просуществовал 18 лет (1661-1679), и назначил новые выборы. В новом парламенте основная борьба развернулась между 2 партиями - тори (консерваторами) и виги (либералами, сторонниками реформ). В мае 1679 г., несмотря на противодействие сторонников короля, парламент принял закон, защищавший граждан от незаконных арестов (Habeas Corpus Act - название дано по первым словам приказа о доставке арестованного в суд). Карл II умер в 1685 г.; за неск. часов до смерти он принял католичество. На престол взошел кор. Яков II, правление к-рого началось довольно спокойно, но граф Аргайл поднял восстание в Шотландии (май 1685), а герцог Монмаут - в юго-зап. графствах Англии (Девоншир, Сомерсетшир и Дорсетшир). Оба восстания были подавлены, в нояб. 1685 г. король распустил парламент и стал править страной единолично. Будучи католиком, он хотел постепенно восстановить католич. Церковь. Первым шагом в этом направлении стала «Декларация веротерпимости» (Declaration of Indulgence. 1687), к-рая отменяла репрессивные законы против протестантов-диссентеров и католиков. Протестант. большинство было этим не довольно, а 7 епископов отказались зачитывать «Декларацию» в своих церквах, за что были заключены в тюрьму по обвинению в подстрекательстве к мятежу.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Большой интерес представляет правоприменительный акт приблизительного того же времени — именной указ от 9 октября 1833 г. «О запрещении принимать просьбы о дозволении совершения обряда венчания супругов по правилам других вер, если одно лицо из сочетающихся принадлежит к Православной Церкви» . В соответствии с ним отставной полковник барон Шульц фон-Ашерад желал вступить в брак с принадлежащей к Православной Церкви дочерью генерал-лейтенанта Мухина, причем просил совершить обряд венчания по правилам евангелической Церкви, к которой он принадлежал, и в этом же исповедании крестить детей. Как отмечено в тексте документа, император на это прошение наложил собственноручную резолюцию «отказать и впредь подобных просьб не принимать». Порядок испрашивания высочайшего разрешения на брак инославной иностранки с русским подданным был отменен только при императоре Александре II. В принятых 10 февраля 1864 г. правилах принятия и оставления русского подданства (Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами Русскаго подданства») существовало правило (раздел 3 документа) об отмене этой нормы и об ее исключении из ч. 1т. 10 Свода Законов. В начале ХХ в. произошли некоторые незначительные поправки в законодательстве о смешанных браках. В отличие от предыдущих изменений, они были приняты не из-за изменения территории государства, а вследствие необходимости общей либерализации законодательства в связи с первой русской революцией, и были направлены не на какую-то территорию, а на определенную категорию людей. Изменения коснулись старообрядцев. Указ императора императора Николая II от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» содержал следующее правило: «Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков» (ст. 11). Аналогичная норма содержалась в Высочайше утвержденном положении Комитета Министров «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г.

http://azbyka.ru/semya/smeshannye-braki-...

«Акт „Братского Христианского Союза”» подписан был «в лето Благодати 1815–е», 14/26 сентября. И конечно, вряд ли случайно был для этого избран день Воздвижения, по восточному календарю. Акт Священного союза от Синода было предложено выставить всюду на стенах, в храмах градских и сельских. И ежегодно в день Воздвижения надлежало его вновь перечитывать с амвона, вместе с данным тогда же манифестом, «дабы всем и каждому исполнить обет служения Единому Господу Спасителю, изреченный в лице Государеве за весь народ»… Именно во исполнение этого обета и было устроено особое соединенное министерство… — «„величайший государственный акт, какой только от самого введения Христианской веры был постановлен” (Сперанский). Строго говоря, это было министерство религиозно–утопический пропаганды» [Флоровский, 131–132]. Кстати, указом Александра победу над Наполеоном было предписано праздновать в день Рождества Христова. Апокалиптический Зверь повержен, и теперь можно уповать на тем же Апокалипсисом предсказанное тысячелетнее царство Христово на земле. Утопия, конечно, притом наивная… Но Александровская эпоха — вообще эпоха мечтаний и мечтателей. Не зря же Лев Толстой её эпонимом сделал Пьера Безухова, который из масонства и мистики, из расшифровки «числа Зверя» пришел к республиканизму, т. е. к утопии гражданской. Людям же того национально–консервативного типа, который был воплощен в адмирале Шишкове или в архимандрите Иннокентии, эта утопия казалась ересью. Попробуем их понять. Идее Священного союза прямо–таки противопоказано национальное либо конфессиональное самодовольство. Без толеранции, без терпимости в самом широком смысле эта идея пуста и нелепа (она и стала такой при Николае, «отставившем» толеранцию). Веротерпимость — принцип и девиз «сугубого» министерства. Это, конечно, касается только христианских конфессий, но в их круге принцип выдерживался строжайшим образом. В цензурном уставе решительно запрещалось порицать какую–либо из христианских церквей: в противном случае инославные могли бы обидеться, счесть «главу царей» лицемером, а Священный союз — троянским конем. Именно поэтому Витберг в проект храма Христа Спасителя архитектурно заложил мысль о толеранции. Храм предполагалось выстроить трехчастным, дабы в каждой из частей, но под одним сводом возносили бы молитвы и православные, и католики, и те, кто исповедует евангелическое учение.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Несмотря на расплывчатую формулировку принципа веротерпимости, этот пункт вызвал сильное раздражение обер-прокурора Победоносцева, который в письме к П. А. Тверскому писал: «Вы хотите сведений о происхождении и значении манифеста. Едва ли кто может дать Вам их. Этот акт является для всех властей сюрпризом, и в замысле его, равно как и в составлении, никто из них не принимал никакого участия. Что значит он и чем отзовется, можно только загадывать» 33 . Хотя К. П. Победоносцев не хотел быть вполне откровенным со своим зарубежным корреспондентом, в действительности он, по свидетельству А. Н. Куропаткина 34 , не только знал, что манифест был составлен князем В. П. Мещерским, но даже упрекал Николая II, что тот поддается подобным закулисным влияниям. Победоносцев выступил с решительным протестом против оглашения манифеста в церквах. В связи с тем, что манифест вызвал протесты в высших кругах сановной бюрократии, царь оказался в затруднительном положении: об отмене манифеста речи быть не могло; вопрос о его распространении на местах было решено предоставить усмотрению соответствующей администрации. Хотя манифест 26 февраля остался таким образом мертвой буквой, однако пункт о веротерпимости был энергично использован старообрядцами австрийского согласия, сумевшими добиться от Плеве разрешения на созыв съезда. Находя поддержку в либеральной печати и сочувствие в торгово-промышленных кругах, они в течение целого года после опубликования манифеста осуществляли непрерывный нажим по всем доступным им линиям, добиваясь предоставления расколу прав, по крайней мере, наравне с другими инославными исповеданиями. Рогожская община добивалась снятия печатей с алтарей, дозволения старообрядческому духовенству провожать покойников в стены кладбища, посещать в больницах умирающих старообрядцев и даже права иметь собственные школы. Проф. Субботин, пользовавшийся доверием Победоносцева, еще в апреле 1903 года имел по этому вопросу у Плеве аудиенцию, во время которой обнаружилось поразительное невежество министра внутренних дел, который был убежден, что раскол ведет начало «от Иосифа Волоцкого , восставшего против папистских стремлений Никона». После разъяснений профессора «министр высказал, хотя довольно нерешительно, такую мысль: нужно-де «позаботиться об удовлетворении желаний такого множества чисто русских и верноподданных людей, как старообрядцы» 35 . В конечном счете Субботину удалось убедить Плеве в том, что не может быть и речи ни о снятии с алтарей печатей, ни об открытии старообрядческих школ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

священников из 9 тыс. лишились приходов. Период Протектората был отмечен толерантностью по отношению к диссентерам - протестант. сектам, не признавшим гос. Церковь (за исключением унитариев ), а также к католикам и иудеям. В начале периода реставрации монархии, перед восшествием на престол, кор. Карл II (1660-1685) подписал Бредскую декларацию , обещая свободу вероисповедания всем христианам, и восстановил А. Ц. с ее прежним епископальным устройством. В ходе дебатов англикан. епископов и представителей пресвитерианского духовенства на Савойской конференции 1661 г. предложенный пресвитерианами вариант молитвенника принят не был. От священников, не получивших в эпоху Республики и Протектората должного посвящения, потребовали повторной ординации в присутствии епископов. Карл II утвердил Книгу общих молитв и «Акт о единообразии» (1662), к-рые не могли быть приняты пресвитерианами. В результате ок. 2 тыс. священников лишились своих бенефициев, они и стали первыми представителями движения нонконформистов в Англии. Яков II (1685-1688) издал «Акт о терпимости к католикам» (1688), вызвавший возмущение протестант. населения. В результате «Славной революции» на престол взошел Вильгельм III Оранский (1689-1702), стремившийся опереться на коалицию всех протестант. сил, включая диссентеров. Важным шагом в его политике стал «Акт о веротерпимости» (1689) по отношению к радикальным сектам, получившим право свободно отправлять свои культы. В кон. XVII в. богословская полемика утратила остроту.. Для умонастроений англикан. духовенства рубежа XVII-XVIII вв. характерен латитудинарианизм - относительное безразличие к спорам о доктринальных вопросах, принципах организации Церкви и литургической практике, толерантность и стремление к единству различных направлений внутри А. Ц.; в богословском отношении латитудинарии были сторонниками «естественной теологии» и последователями кембриджских платоников . На рубеже XVII-XVIII вв. вошли в употребление понятия «Высокая» и «Низкая» Церковь. Термин «Высокая Церковь», встречающийся уже в XVII в., применяется к тем членам А.

http://pravenc.ru/text/115120.html

Понятие « толерантность » шире и включает в себя среди прочего и веротерпимость. В Церкви нередко наблюдается разномыслие, в том числе в вопросах отношения к инославным. А как правильно поступать? Церковь – не политическая партия, но богочеловеческий организм. Соответственно и отношения в ней должны складываться и развиваться по иным принципам, нежели в любой светской или иноверческой организации. При этом нужно учитывать, что любой из нас может заблуждаться, даже святые люди не застрахованы от этого – всесовершенен только Бог. Что же касается вопроса об отношении православных верующих к инославным, более или менее общим ответом на него может стать известное ставшее крылатым изречение, приписываемое разным христианским мыслителям: «В главном – единство, во второстепенном – (благоразумная) свобода, во всём – любовь». Была ли веротерпимость в императорской России? В разное время – по-разному, при этом веротерпимость проявлялась в различных формах. В этой связи в 1905 году был подписан указ императора Всероссийского Николая II Правительствующему сенату о введении в Российской империи начал веротерпимости, назывался этот законодательный акт «Об укреплении начал веротерпимости». Указом существенно изменялось правовое положение старообрядцев, сектантов, представителей иностранных и иноверных вероисповеданий. С выходом указа в России была установлена свобода выбора религии и «свобода отправления религиозных обрядов». При этом указ не устанавливал равенство между признанными в Российской империи вероисповеданиями и вероучениями, сохраняя приоритетные в государстве позиции Православной Российской Церкви. Была ли веротерпимость в православной Византии? Веротерпимость в Византии прослеживается только на начальном этапе. В 313 году императоры равноап. Константин I Великий и Лициний издали Миланский эдикт, который даровал римским гражданам и подданным полную религиозную свободу: «… Никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит, дабы Божество ниспосылало нам во всех случаях скорую помощь и всякое благо… Мы даровали христианам полное право совершать богослужение. Поскольку же им даруется неограниченная свобода, то… должно быть понятно, что дается свобода и другим, по желанию, соблюдать свою веру… пусть каждый свободно, по своему желанию избирает себе веру. Так определено нами, дабы не казалось, будто мы умаляем достоинство какой-либо веры».

http://azbyka.ru/veroterpimost

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ [англ. Declaration of Breda], обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию. Подписана в ставке короля в Бреде (Нидерланды) 4 апр. 1660 г. (Англия в то время еще пользовалась юлианским календарем) и зачитана перед обеими палатами Парламента 1 мая того же года. В декларации содержатся: указание на действие Божественного Провидения в реставрации династии Стюартов; объявление амнистии всем участникам англ. революции, «кроме тех лиц, каковые будут исключены Парламентом»; объявление свободы совести и права каждого держаться любого мнения по вопросам религии, если этим не нарушается мир в королевстве; признание перераспределения земель и имущества, происшедшего за время революции. Декларация была положительно воспринята большей частью англ. общества, уставшего от гражданской войны: почти всеми англиканами и пресвитерианами, а также мн. индепендентами. Однако после высадки короля в Дувре и его прибытия в Лондон (29 мая 1660) стало очевидным, что Карл не в состоянии выполнить все, о чем говорилось в декларации. Произошло частичное перераспределение имущества, начались преследования ряда бывш. участников гражданской войны, восстановление англиканской Церкви в ее офиц. статусе (Акт о единообразии, 1662) и дискриминация прав англ. католиков (Тест-акт, 1673). Нарушение основных положений Б. д. стало одной из причин, приведших к падению монархии Стюартов в ходе Славной революции 1688 г., а заложенные в декларации принципы свободы совести получили развитие и были частично реализованы в Акте о веротерпимости (1689). Ист.: Documents of the English Reformation/Ed. G. Bgay. Camb., 1994. P. 544-545. Лит.: Hutton R. The Restoration: A Political and Religious History of England and Wales, 1658-1667. Oxf.; N. Y., 1985. В. В. Ч. Рубрики: Ключевые слова: ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1) общеупотребительное название Церкви Англии, официальной протестантской Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле - определение, применяемое ко всем Церквам, исторически связанным с Церковью Англии и разделяющим доктрину англиканства АНГЛИКАНСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - см. Десять статей, Епископальная книга, Королевская книга, Сорок две статьи, Тридцать девять статей, Шесть статей

http://pravenc.ru/text/153401.html

Поэтому на королевскую грамоту, данную на настоящем виленском сейме, следует смотреть не как на свидетельство благоволения короля Сигизмунда Августа собственно к православным, но как на акт его веротерпимости по отношению ко всем исповеданиям христианским — акт, которым желал король уравнять по гражданским правам всех дворян великого княжества Литовского, какого бы исповедания христианского они ни держались: римского, православного или протестантского. Следует присовокупить, что это же самое постановление виленского сейма Сигизмунд Август подтвердил с некоторыми новыми разъяснениями и на гродненском сейме 1 июля 1568 г. , объявив, что впредь оно не должно нуждаться в новых подтверждениях, а должно сохранять свою силу навсегда . Хотя многих из православных панов увлекло тогда протестантство, но все же еще оставались между ними и приверженные к вере отцов, и усердные к православным храмам и обителям. Князь Януш Козмич Жеславский вместе с материю своею княгинею Анастасиею Гольшанскою, исполняя волю покойного родителя, подарил (12 июня 1556 г.) своему «дворецкому» монастырю во имя Пресвятой Троицы три села со всеми землями и угодьями, данями и доходами, монастырь этот упоминается теперь в первый раз. Князь Константин (Василий) Константинович Острожский, воевода киевский, дал (12 января 1560 г.) Киево-Михайловскому Златоверхому монастырю по просьбе игумена и братии островок Обрубный на верхнем конце Чарторыя, два озера, Петриково и Плоское, и сеножати, которыми монастырь будто бы владел и прежде. Князь Иван Федорович Чарторыйский, справца воеводства Киевского, вместе с наместником киевского воеводы Федором Тишею отдали земельные владения находившегося тогда в запустении Кирилловского монастыря пяти попам замковой Николаевской церкви в Киеве, и король утвердил (23 июня 1565 г.) это даяние. В Слуцке упоминаются два новых монастыря, прежде неизвестные: монастырь святого пророка Илии (1556) и монастырь Николаевский Мороцкий (1558), одолженные своим существованием, вероятно, благочестию слуцких православных князей или граждан .

http://sedmitza.ru/lib/text/436053/

Таким образом, принципиальные воззрения старообрядческого епископа, перешедшего в господствующую церковь , и ее исконных духовных руководителей резко расходились. Различие было слишком глубоко, а поэтому и разрыв был неизбежен. Брошюра Субботина, видимо, окончательно раскрыла глаза Пафнутию, не нашедшему в господствующей церкви того «примирения», которого искал. В 1882 г. он оставляет единоверие и вновь возвращается к старообрядчеству. Пафнутий вынужден был скрыться за границу, в Монтиловский монастырь. Умер он в девяностых годах. Прошло более четверти столетия, как были написаны возражения Пафнутия. Они были написаны еще тогда, когда русскому обществу и не грезилась возможность провозглашения на скрижалях отечественного законодательства принципа религиозной свободы, когда в правительственных комиссиях говорилось лишь о некоторых вероисповедных льготах, которые можно предоставить по соображениям чисто практического характера некоторых наиболее благонадежным вероисповедным группам. Прошло более двадцати пяти лет! Свобода совести провозглашена основным законом. И вновь мы слышим старые аргументы против этой свободы совести, против «великих и благодатных начал», как выразился Пафнутий. II. Религизные гонения 1. Без вины виноватые (К истории воссоединения униатов в России) «Отторгнутые насилием воссоединены любовью». (Надпись на медали в память воссоед. униатов 1839 г.) Чуждая свойств пророческого предвидения, история дает, однако, конкретный материал для иллюстрации известных моментов прошлого – это то, что мы называем уроками истории. Одну из таких многочисленных и весьма поучительных иллюстраций представляют как раз развертываемся ниже страницы из летописи сравнительно недавнего времени. Они касаются явления, которое старались вытравить из живой народной жизни известной части населения, обитающего на территории русского государства, во имя отвлеченных государственных соображений и неверно понятых исторических традиций. В 1839 г. прекратилось официальное существование церковной унии в России. Совершилось одно из «величайших событий» царствования Николая I – тихое и мирное «возвращение полуторамиллионного западнорусского народа в лоно православной церкви» 10 , совершилось возвращение «детей, некогда отторгнутых насилием», как выражался обер-прокурор Синода Протасов. И этот «великий» акт государственной мудрости и церковного торжества, отмеченный учреждением специальной медали, совершился «по правилам веротерпимости», как подчеркивал в своей речи по поводу 25-летия царствования Николая I московский митрополит Филарет. Это был акт добровольного согласия и внутреннего тяготения населения к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010