В 1880 г. овдовел, оставшись с 5 детьми. 9 марта 1885 г. еп. Аккерманским, вик. Кишинёвской епархии, Августином (Гуляницким) пострижен в монашество с именем в честь свт. Афанасия I , Патриарха К-польского, 17 марта возведен в сан архимандрита. Принять окончательное решение о постриге А. убедил товарищ по академии Черниговский еп. Вениамин (Быковский) , желавший видеть А. своим викарием. 20 апр. 1885 г. А. был назначен епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии, и настоятелем Елецкого черниговского мон-ря , 9 июня 1885 г. в Александро-Невской лавре состоялась хиротония, к-рую возглавил митр. С.-Петербургский Исидор (Никольский) . А. прилагал большие усилия к открытию и обустройству церковноприходских школ Черниговской епархии, за что был награжден орденом св. Анны 1-й ст. 4 марта 1889 г. назначен епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии, 8 нояб. 1891 г.- епископом Екатеринбургским и Ирбитским. В Екатеринбурге А. основал отд-ние Палестинского православного об-ва , пожизненным действительным членом к-рого был избран 19 дек. 1893 г. Св. имп. Николай II , являвшийся председателем об-ва, «за теплое содействие целям и деятельности Палестинского общества» 4 мая 1894 г. объявил А. благодарность, пожаловал ему звание почетного члена и поручил председательствовать в отд-нии. 12 нояб. 1894 г. А. был перемещен на Донскую и Новочеркасскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Открыл в Новочеркасске отд-ние Палестинского об-ва, за что 19 окт. 1895 г. был удостоен личной благодарности императора, поручившего А. председательствовать в отд-нии. В авг. 1896 г. А. избрали почетным членом Донского окружного имп. Российского об-ва спасения на водах. С июня по окт. 1900 г. А. присутствовал в Святейшем Синоде. 26 сент. 1900 г. за заслуги на поприще духовного образования был избран почетным членом КДА. По благословению А. 15 окт. 1904 г. открылся Донской епархиальный церковно-исторический комитет, 18 мая 1908 г.- богадельня при кафедральном соборе. Хор архиерейского дома давал концерты в пользу благотворительных учреждений церковноприходского попечительства. Заботами А. завершилось строительство и в 1905 г. состоялось освящение кафедрального собора. В 1905-1906 гг. в революционных событиях оказались замешанными воспитанники Новочеркасской ДС. А. приложил немало усилий для водворения в епархии порядка и спокойствия.

http://pravenc.ru/text/76920.html

С пламенной любовью о. Николай всегда относился к делу пастырского назидания. Как результат этой любви мы имеем 3 сборника его поучений с инициалами П. Н. Ф.: «Собрание слов и бесед, произнесенных в некоторые праздники и дни святых и при погребении разных лиц, а также при поминовениях», – «Слова и поучения на св. великую четыредесятницу и страстную седмицу». Киев 1897 г. и «Слова на праздники в честь святых мучеников Христовых». Киев 1899 г. Простота в изложении мысли, глубокая убежденность проповедника и сердечное желание его вложить в сердца слушателей любовь ко Христу Спасителю составляют неотъемлемую принадлежность всех поучений и бесед отца Николая. Близко интересуясь родной русской литературой, он нередко избирал темой для своих поучений воспоминания о выдающихся представителях ее, которые в своей жизни и своих литературных трудах осуществляли христианские идеалы. Так, в первом из вышеуказанных сборников мы находим слово в день исполнившегося столетия со дня смерти Ломоносова и другое в столетний юбилей со дня рождения Карамзина (1866). В благодарность за такую память о Н.М. Карамзине о. Николай получил от сына его, из семейной библиотеки Карамзиных, самый выдающийся труд знаменитого русского историка: «Историю государства российского». Кроме сего, о. Николай вел обширную переписку со многими иерархами, духовными в светскими лицами. В семейном его архиве хранится множество писем (в двух томах переплетенных) к о. Николаю, между прочим следующих лиц: 1) митрополита Киевского Арсения, 2) архиеп. Херсонского (позже митроп. Московского) Леонтия, 3) архиеп. Тверского Саввы, 4) архиеп. Костромского Платона (несколько писем), 5) архиеп. Владимирского Антония (несколько писем), 6) еписк. Владимирского Иустина (несколько писем), 7) епис. Тамбовского Феофана (напечатаны в «Воскресном Чтении»), 8) епископа Новомиргородского Мемнона, 9) епис. Аккерманского Аркадия, 10) еписк. Саратовского Иоанна, 11) протоиереев – С. Кашменского, Евф. Остромысленского, М. Хераскова , Д. Касицина, И. Благонравова, А. Мальцева (в Берлине) и др. В этих письмах, кроме общих благожеланий по случаю праздничных дней, содержится немало ценных сведений о состоянии церкви, о положении современного общества, духовной литературы и т. под.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

11 июля 1888 г. Н. совершил освящение нового ташкентского собора в честь Преображения Господня, средства на создание которого собирали в течение 17 лет. Именно Н. издал указ, к-рым предписывалось сооружать храмы епархии только из жженого кирпича или дерева, по утвержденным архитектурным проектам, с ведома и по благословению правящего архиерея. Это решение оказало благоприятное воздействие на дальнейшее церковное строительство в Туркестанском крае. С 1885 по 1889 г. различные области современных Казахстана и Кыргызстана, входившие в состав Туркестанского края, подвергались сильнейшим землетрясениям. В опасных ситуациях Н. подавал пример твердости духа, призывал вверенную ему паству к молитве, возлагал надежду на милосердие Божие. Сам Н. во время крупного землетрясения 28 мая 1887 г. чудом спасся от гибели. Несмотря на полученные травмы, он в течение неск. дней помогал пострадавшим от стихийного бедствия, отпевал погибших, восстанавливал разрушенные храмы. Не прибегая к казенным средствам, устроил в г. Верном т. н. временный кафедральный собор. За проявленное мужество архиерей получил благодарность от имп. Александра III Александровича . В результате землетрясения 1889 г. были разрушены все постройки Иссык-Кульского мон-ря. «Напуганный игумен Михаил бежал в Россию и увлек за собой большинство братии», осталось всего 2 монаха из местных жителей. По инициативе Н. обитель стала возрождаться. Туркестанская администрация помогла стройматериалами, Синод выделил 2 тыс. р., миссионерское об-во - 6 тыс. р., св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) пожертвовал 5 тыс. р. В 1891 г. Н. принял в Туркестанскую епархию и назначил псаломщиком в храм в ст-це Зайцевской и законоучителем церковноприходской школы буд. священника Никольской ц. г. Верного сщмч. Александра Скальского . 21 нояб. 1892 г. Н. был переведен на Кишинёвскую кафедру с возведением в сан архиепископа. 19 февр. 1893 г. прибыл в Кишинёв, совершил богослужение в кафедральном соборе; нового архипастыря приветствовал еп. Аккерманский, вик. Кишинёвской епархии, Аркадий (Филонов). Несмотря на слабое здоровье, Н. совершал объезды епархии (см., напр.: Орлов П. Пребывание высокопреосв. Неофита, архиеп. Кишинёвского и Хотинского, в м. Единцах//Кишинёвские ЕВ. 1893. Отд. неофиц. 13. С. 456-462). 13 мая 1894 г. в кишинёвском кафедральном соборе Н. в сослужении Аккерманского еп. Аркадия (Филонова) и городского духовенства совершил заупокойную литургию, а затем отслужил панихиду по Исаакию (Положенскому) , бывш. еп. Кишинёвскому и Хотинскому.

http://pravenc.ru/text/2564994.html

В новом прошении от 13 июля 1822 года на имя архиепископа Димитрия прихожане просили «переменить план на однопрестольную церковь во именование Покрова Пресвятой Богородицы», которая стоила бы не более 80 тысяч левов. За сим прошением стоят 17 подписей, точнее 17 кружочков с крестиками: Василь Назаренко, Мирон Яковенко, Михаило Гаркавый, Иван Шевченко, Федор Лаптур, Федор Федченко, Левко и Марко Подгорные, Захарий Коваль, Лука Кравченко, Грицко Вдовиченко, Сидор Глушенко, Осип Дмитренко... и все общество. Начертить другой план «по сношению с архитектором» было поручено (архиепископом Димитрием) архимандриту Иоаникию. Историки считают автором архитектурного проекта собора Авраама Ивановича Мельникова (1784-1854), профессора архитектуры и ректора академии художеств города Москвы. Строительные работы начались под руководством архитектора Ионицы. Был заложен прочный фундамент и возведены стены высотой до половины окон. После смерти архитектора в 1825 году строительство велось под наблюдением областного архитектора Спета и под непосредственным руководством инженера-полковника Близнина. В июне этого же года Измаильский строительный комитет заключил контракт с аккерманским (ныне город Белгород-Днестровск) жителем Калфой Евстратом Константиновичем по достройке собора. Стоимость работ была оценена в 41 тысячу левов. 67 мастеровых работников возводили стены собора. Бутовый камень добывали из каменоломен Катлабуга, пиленый камень привозили из колонии Кирнички (место жительства болгарских колонистов, ныне, Болградский район). «Купол по плану надо было сделать 8-угольный, а по требованию комитета попечителей и господина градоначальника генерал-лейтенанта Тучкова и инженера-полковника Близнина сделан оный круглый», — указывает подрядчик Калфа в списке произведенных каменных работ. На производство штукатурных и лепных работ Калфа заключил контракт с российско-подданным Гуляевым Лукой Ивановичем. В своем прошении градоначальнику Гуляев пишет: «По знанию моему плотничьей, лепной и штукатурной работы (обязуюсь) окончить штукатурную внутри и снаружи работу с оплатой мне во всякий месяц по 55 и двум (рабочим) по 50, а пяти — по 45 рублей». Эти работы были начаты 3 мая 1829 года и оценены в 1917 рублей. «По окончании штукатурных работ Гуляев поднимал сам с работниками искусством своего знания на купол церкви вызолоченный крест, а после сего занимался и лепною, по договору общества и попечителей церкви, работою», о чем свидетельствовал в своем сообщении Измаильский таможенный начальник надворный советник Витезь. Иконописные работы в соборе выполнялись иконописцами Михаилом, Петром и Дорофеем Кособрюховыми. На покупку золота для золочения образов и рам было израсходовано - 1042 рубля 75 копеек.

http://sobory.ru/article/?object=36853

Димитрий Иоаннович отличался еще глубоким смирением, которое, по мере возраста его и успехов учебных, не только не умалялось, но еще более увеличивалось. Смирение его было искреннее и безыскусственное. Раз, Димитрий Иоаннович был старшим дежурным по классу; в это время случился беспорядок в другом отделении, ему неподведомом. Ректор академии, архимандрит Иннокентий (Борисов) , впоследствии архиепископ Херсонский, не разобрав дела, сделал ему строгий выговор. Макаров молча выслушал с потупленным взором незаслуженный выговор и затем, смиренно поклонившись отцу ректору, попросил у него извинения. Седьмой выпуск Киевской духовной академии, к которому принадлежал студент Макаров, отличался даровитыми личностями, занимавшими впоследствии видные места в Русской Церкви. Между студентами, окончившими курс в этой академии в 1835 году мы видим: Климента Муретова, впоследствии Димитрия, архиепископа Херсонского, Алексея Ильинского, впоследствии Евсевия, архиепископа Тверского, Павла Бортовича, впоследствии архимандрита Афанасия, Димитрия Макарова, впоследствии архимандрита Лаврентия, Василия Курковского, впоследствии профессора академии, Петра Попова, впоследствии Парфения, архиепископа Иркутского, Платона Троицкого, впоследствии Петра, епископа Аккерманского. Димитрий Иоаннович, считавшийся по списку четвертым, был одним из даровитейших студентов этого курса. 17 октября 1835 года студент Макаров был утвержден комиссией духовных училищ в степени магистра богословия и словесных наук, и определен бакалавром Киевской духовной академии по церковной истории. Студентам 9 курса Киевской духовной академии довелось слушать его лекции и быть первыми ценителями его профессорских способностей. Ректор академии архимандрит Иннокентий часто посещал лекции профессоров и всегда одобрял лекции Димитрия Иоанновича. 27 мая 1838 года бакалавр Макаров определен был помощником инспектора академии. По этой должности он каждодневно присутствовал в столовой при обеде и ужине студентов, также при чтении ими утренних и вечерних молитв. Любвеобильное отношение к ближним особенно сказалось в Макарове при этой должности: он был не столько начальником, сколько отцом студентов, и за то пользовался любовью и уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некоторое время он был синодальным ризничим в Москве. А в 1910 году архимандрит Гавриил был рукоположен во епископа Измаильского, второго викария Кишиневской епархии. Через год епископ Гавриил стал епископом Аккерманским, первым викарием Кишиневской епархии. В 1917–1918 годах архипастырь принял участие во Всероссийском Церковном Соборе. В отсутствие иерарха Бессарабия была присоединена к Румынии, а Румынская Церковь подчинила себе Кишиневскую епархию. Однако местные архиереи – архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский), епископ Аккерманский Гавриил (Чепур) и епископ Измаильский Дионисий (Сосновский) – отказались признать неканоничные действия Румынской Церкви и были высланы из Бессарабии. Летом 1918 года Патриарх Тихон назначил владыку Гавриила епископом Челябинским и Троицким. Архипастырь попытался добраться до Челябинска, но в условиях гражданской войны это было невозможно. И епископ Гавриил остался на территории, контролируемой генералом А.И. Деникиным. Здесь на Ставропольском Соборе в мае 1919 года было создано Временное Высшее церковное управление (ВВЦУ), в задачу которого входило решение неотложных церковных вопросов. В работе Собора и организации ВВЦУ принял участие и епископ Гавриил . В конце 1919 – начале 1920 годов архипастырь временно состоял членом этого церковного управления . Но деятельность епископа Гавриила на юге России длилась недолго. В феврале 1920 года он навсегда покинул Россию и обосновался в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. – Югославия) . Интересные подробности о прибытии архипастыря в эмиграцию донес до нас П.С. Лопухин. Он вспоминал, что епископ Гавриил, прибыв на службу в одну из церквей, облачался не в середине храма, а в алтаре. Прихожан это удивило. И только потом стала известна причина: архиерей был так бедно одет, что стеснялся облачаться перед всеми . Архиерейский Собор РПЦЗ 1929 г. Крайний справа - епископ Гавриил      Постоянным местом пребывания иерарха стал монастырь Гргетег. При этом архипастырь преподавал в Хартковском женском институте и в русско-сербской женской гимназии в г.

http://pravoslavie.ru/76249.html

По инициативе митр. Гавриила в 1813-1817 гг. были построены здания Кишинёвской митрополии и Кишинёвской ДС. Значительный вклад в духовное просвещение внесла Кишинёвская епархиальная типография, открытая по инициативе митр. Гавриила в 1814 г. Указом Синода от 31 дек. 1819 г. в типографии разрешено было издавать богослужебные книги на молдавском языке. В 1814 и 1815 гг. она выпустила «Молдавский букварь», в 1819 г.- «Краткую русскую грамматику с переводом на молдавский язык для учеников Кишинёвской семинарии и других школ Бессарабии». Митр. Гавриил выступал за сохранение молдавского языка в богослужении и при этом за введение в церковной жизни в Бессарабии церковнославянского языка. По его указу от 11 нояб. 1814 г. при Кишинёвском митрополичьем доме была устроена домовая Покровская ц., в которой на правом клиросе читали и пели по-церковнославянски, на левом - по-молдавски. В 1819 г. было окончательно установлено число храмов в протопопиях епархии, уточнены границы протопопий. Епархия была разделена на 11 протопопий: 2 - в Хотинском у. (в Бричанах и Атаках), 3 - в Ясском (в Бельцах, Сороках и Скулянах), 2 - в Оргеевском у., по одной - в Бендерском, Аккерманском, Измаильском и Леовском уездах. Занявший Кишинёвскую кафедру после смерти митр. Гавриила еп. Димитрий (Сулима) одновременно с назначением 18 июня 1821 г. был возведен в сан архиепископа. 16 июля того же года Синод принял указ, которым отменил для К. е. статус митрополии и Экзархата и причислил кафедру ко 2-му классу; в указе оговаривалось, что епархией должен управлять архиепископ. Архиеп. Димитрий вскоре после вступления в управление епархией упорядочил деятельность Кишинёвской консистории, приведя ее штаты в соответствие со штатами российских епархий. После начала в 1821 г. Греческого восстания архиеп. Димитрий принял в Бессарабии многочисленных беженцев из Валахии, Болгарии и Греции, в т. ч. духовного звания. В 20-х гг. XIX в. в К. е. поселилось более 10 греческих архиереев, потерявших кафедры. Архиеп. Димитрий развернул церковно-просветительскую деятельность.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Следующие полтора года прошли для отца ректора несравненно более спокойно и плодотворно, но испытания 1905–1906 гг. укрепили его дух и волю, обогатили опытом, который оказался столь необходимым в дальнейшем. В семинарии создавались кружки, была “легализована” библиотека светской литературы, проводились литературно-музыкальные вечера. Отец ректор с группой старшеклассников посещал ночлежные дома, где проводил пастырские беседы. Осенью 1907 г. архимандрит Никодим был назначен епископом Аккерманским, викарием Кишиневской епархии, где нужен был молодой энергичный викарий. Архиерейская хиротония преосвященного Никодима была первой, совершенной в Кишиневской епархии. В напутствии епископа Владимира прозвучали пророческие слова о том, что епископское служение во времена шатания и колебания можно назвать мученическим подвигом, что современность ведет епископа на Голгофу… В то время в Бессарабии проживали люди самых разных национальностей и вероисповеданий, в том числе старообрядцы. Бушевали националистские политические движения, шовинистические и сепаратистские. Не все было благополучно и в епархии; уже через два месяца Владыка викарий столкнулся с беспорядками в семинарии. С мая по октябрь 1908 г. святитель Никодим фактически замещает отправленного на лечение правящего архиерея. Затем на Кишиневскую кафедру был назначен епископ Серафим (Чичагов) , также причисленный впоследствии (в 1997 г.) к сонму новомучеников, а в свое время руководивший подготовкой к прославлению преподобного Серафима Саровского . Будучи первым викарием епархии, владыка Никодим часто объезжал ее приходы, везде выказывая самое рачительное внимание, архипастырское попечение и вместе с тем приветливость и обходительность. Проповеднический дар Святителя не замыкался в церковных стенах; он читал лекции на традиционных Духовных чтениях в городской думе (сохранилось изложение лекции “Цель и смысл жизни с христианской точки зрения”). Преосвященный Никодим, епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. Фото 1908 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Дuмumpuй Киранов, Ялтинский, сщмч. Описания иконы Священномученик Димитрий Киранов Источник: Сайт www.grad-petrov.ru Священномученик протоиерей Димитрий Михайлович Киранов родился в 1879 году в Таврической губернии в семье священника. К тому времени род болгарских священников Кирановых насчитывал уже более 300 лет. После русско-турецкой войны отец будущего священномученика священник Михаил Стефанович Киранов организовал переселение восьмисот семей в Южную Россию. 167 семей переселились в Бессарабию, где основали село Главан в Аккерманском уезде. Три сына отца Михаила Киранова – Димитрий, Стефан и Виктор – также стали священниками, продолжив традиции своего рода. Димитрий окончил Таврическую Духовную Семинарию, после обучения 4 года прослужил псаломщиком, и в 1904 году был рукоположен во иерея. Служить он стал в селе Ивановка Мелитопольского уезда Таврической губернии в Иоанно-Богословской церкви. Затем был переведен в другой храм, Вознесенский, а с 1913 года служил в Иоанно-Златоустовском соборе города Ялты. Везде отец Димитрий совмещал священническое служение с преподаванием в церковно-приход[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-3264

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Hukoдuм Костромской, сщмч. Описания иконы Никодим Костромской, сщмч. - житие Никодим Костромской (Николай Васильевич Кротков, р. 29.11.1868, г. Погрешино Середского у. Костромской губ. – ум. 21.8.1938 в Ярославской тюрьме). Сын бедного сельского священника, сам окончил семинарию, женился на Аполлинарии Андреевне Успенской, 25.2.1890 был рукоположен в священники и служил в с. Тезино Кинешемского у. Жена и ребенок, однако, вскоре умерли. Кротков поступил в Киевскую духовную академию, где 13 августа 1899 года принял постриг с именем Никодим. В 1905 году назначен еписколпом Аккерманским, в 1911 году - Чигиринским. Еп. Никодим был консерватором, тем более, что в Молдавии ему приходилось столкнуться с румынским национализмом. На миссионерском съезде он говрил: «Церковь наша от начала подвергалась нападениям врагов ее — иудеев, язычников, разных еретиков; и она одержала победы над всеми … наше православное миссионерство будет отбивать врагов, отторгающих от Церкви православных, а колеблющихся будет утверждать». Кротков считался опытным миссионером, но опыт был специфи[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Кострома. До 2005.] Избранные святые (фрагмент). Тучкова О.В. (выпускница Иконописной школы 2001 г.). Роспись. Кострома. До 2005 г. Файл 8733.jpg:   Размер: 816x1200, 0.98 MPix, 132 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (147) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2539

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010