Но ход этого вопроса затруднился интересами, с разных сторон в него вплетавшимися, заботами западных держав о поддержании политического равновесия в Европе, разсчетами их восточной торговли, опасениями Австрии за спокойствие своих Славян, опасениями Англии за свое влияние в Азии и т. п. Затруднение усиливалось еще колебаниями русской политики в выборе способа решения трудного вопроса: она то добивалась лишь некоторого улучшения в положежении христиан под турецким игом, то склонялась к международному разделу Турции между Россией, Австрией, Францией, Англией, даже Испанией, то – под влиянием консервативно-легитимистских начал Священного союза и в ущерб значению России на Востоке – предоставляла возставших Греков их собственным силам. (на конгрессе в Вероне 1822 г.), то, наконец, требовала независимого внутреннего управления для христианских народностей Балканского полуострова. Император Николай I, свободный от обязательств Священного союза, предпочел этот последний план действий и тем дал восточному вопросу постановку, более согласную с интересами России и с преданиями русской политики. Так как быстрое распадение Турции на её составные части грозило общей анархией на Востоке, то в основание восточной политики России положено было правило содействовать освобождению христианских народностей Турции по мере их национально-политического пробуждения, предоставляя им независимое внутреннее управление, но оставляя их до поры до времени под верховною властью султана, чтобы не доводить Турцию до одновременного полного разложения, и только обезпечивая такое переходное положение освобождаемых русским правительством. Таким образом давно и исторически-естественно возникшее стремление России поддерживать угнетаемые иноверцами единоверные и частью единоплеменные населения Востока рядом войн России с Турками превратилось в признанное договорами международное право её покровительствовать всем восточным христианам. Завоевывая и укрепляя за собой это право, Россия отторгала от Турецкой империи одну за другой её составные части в порядке их географической близости или их политичеекого пробуждения и одне из них включала в состав своей территории, а другия призывала к самостоятельному политическому бытию под властью собственных государей и под покровительством России, но с платой ежегодной дани султану в знак его верховной власти (признание независимости Татар от Турции по договору 1774 г., присоединение Бессарабии в 1812 г., освобождение Молдавии, Валахии и Сербии по договору Бухарестскому 1812 г., Аккерманскому 1826 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

12 дек. 1790 г., после штурма Измаильской крепости суворовскими войсками, в Николаевской ц. был отслужен благодарственный молебен. Начиная с 1790 г. документы упоминают о существовавшем при Николаевском храме метохе ясского Трехсвятительского мон-ря, к-рый ввиду начавшейся кампании постепенного упразднения подворий зарубежных обителей в крае стал самостоятельным епархиальным мон-рем свт. Николая, подчиненным Молдово-Влахийской дикастерии. Одновременно продолжал существовать и соседний с ним Успенский мон-рь. В 1811 г. протоиерей Аккерманского цинута Феодор Молявинский, окормлявший храмы города в первые годы после присоединения Измаила к России, сообщал, что Н. И. м. и Успенскому мон-рю принадлежит ок. 40 лавок, но документы о недвижимом имуществе частично утрачены после взятия Измаильской крепости российскими войсками, поэтому возникла необходимость составить опись этих имений и «обратить их в пользу Молдово-Влахийской экзаршеской дикастерии» (цит. по: Щеглов. 1898. С. 806-807). Ктитором обители до 1812 г. был монах ясского Трехсвятительского мон-ря Иоанн Бэрбиерул; после его бегства из Измаила ктитором стал местный житель Константин Грек. Первая опись Н. И. м., сделанная 1 апр. 1813 г. новоназначенным благочинным Измаильского городского окр. прот. Никитой Гризяном и старостами, фиксирует упадок обители: ее окружали ветхие каменные стены, за к-рыми находились 33 деревянные кельи, покрытые камышом или черепицей, здесь проживали только ясский иером. Иосиф и 2 священника, в остальных кельях - купцы. На территории Измаильской крепости по ул. Греческой Н. И. м. принадлежали 9 деревянных лавок, где либо проживали купцы, либо квартировали офицеры. Для окормления греч. населения крепости в штат обители указом еп. Бендерского и Аккерманского Димитрия (Сулимы) 29 янв. 1815 г. был назначен свящ. Петр Леонис, переселившийся из Греции. После объединения в 1818 г. Измаила с соседним новопостроенным г. Тучковом из района крепости на новую территорию города переехала часть населения.

http://pravenc.ru/text/2566172.html

Католич. Тираспольский еп. Йозеф Кесслер, служивший в 1899-1903 гг. настоятелем кишинёвского прихода, после установления советской власти объявил ее антихристовой. С 1920 г. он, вынужденный скрываться от советских властей, некоторое время управлял епархией, находясь в бессарабском приходе Красна Аккерманского у. После объединения Бессарабии с Румынией в 1918 г. папа Бенедикт XV в 1921 г. выделил из Тираспольской епархии 5 бессарабских приходов в границах Румынии и передал их католич. Ясскому епископу. В 1925 г. в Бессарабии Римско-католическая Церковь насчитывала 13 325 верующих. По офиц. данным Ясской епархии за 1936 г., Бессарабский деканат включал 10 приходов: в Бэлце, Кишинёве, Красне, Эмментале (ныне Первомайск), Измаиле, Тигине (Бендерах), Четатя-Албэ (Аккерман, ныне Белгород-Днестровский, Украина), Хотине, Орхее и Сороке, в них служили 9 священников. В Кишинёве продолжало действовать католич. благотворительное об-во (создано в 1899), польск. школа (с 1901), дом престарелых (с 1912), в Тигине - приют для детей. В советский период все католич. храмы были закрыты, действующей оставалась кладбищенская часовня в Кишинёве. В 1989 г. началось возрождение католических церковных структур в Молдавии. Ко времени провозглашения независимости Молдавии в авг. 1991 г. на ее территории действовали 11 римско-католич. общин. 28 окт. 1993 г. папа Иоанн Павел II утвердил апостольским администратором католиков Молдавии Антона Кошу, в 2001 г. он был возведен в сан епископа «Кишинёвского». В наст. время в Молдавии насчитывается свыше 2 тыс. католиков, гл. обр. это поляки, действуют 33 прихода, при к-рых служат 25 священников и 30 монахов и монахинь из разных монашеских орденов и конгрегаций. 12 июля 2006 г. в Кишинёве был впервые зарегистрирован католический приход вост. обряда, относящий себя к укр. греко-католической традиции. Лютеранство и другие направления протестантизма Лютеранство пришло в Бессарабию после 1812 г., с прибытием в регион первых групп немецких колонистов. На 1862 г. лютеран. церковь насчитывала в Бессарабии 6 приходов, в т. ч. 1 - в Кишинёве и 5 - в нем. колониях Аккерманского у., в них служили 9 пасторов. В регионе насчитывалось более 22 тыс. лютеран, в кон. 1930 г. в Бессарабии - почти 73 тыс. лютеран. Евангелическо-лютеранская Церковь была вновь зарегистрирована в июле 1999 г. В наст. время насчитывается неск. лютеран. общин: 2 - в Кишинёве, по одной - в Бендерах, Тирасполе, Рыбнице и Каменке. Общее число верующих составляет более 1,4 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Сщмч. Никодим (Кротков), еп. Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. Фотография. 1908 г. Сщмч. Никодим (Кротков), еп. Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. Фотография. 1908 г. (Кротков Николай Васильевич; 29.11.1868, с. Погост (Погрешино) Нерехтского у. Костромской губ. (ныне Фурмановского р-на Ивановской обл.) - 21.08.1938, Ярославль), сщмч. (пам. 8 авг., в Соборе Костромских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Молдавских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Костромской и Галичский. Род. в семье диакона из старинного священнического рода. В 1878 г. поступил в Костромское ДУ, затем в 1883 г.- в Костромскую ДС, к-рую окончил 1889 г. по 1-му разряду. 19 нояб. того же года определен учителем церковноприходской школы в с. Олешь Галичского у. Костромской губ. В нач. февр. 1890 г. женился на племяннице настоятеля Петропавловской ц. в с. Тезине Кинешемского у. Костромской губ., который уступил ему свое место. Был рукоположен во иерея 25 февр. того же года Костромским и Галичским еп. Августином (Гуляницким) . В 1892 г. овдовел. В 1896 г. по совету наместника Киево-Печерской лавры, бывш. ректора Костромской ДС, архим. Сергия (Ланина; впосл. архиепископ) подал прошение об увольнении от настоятельства в тезинском храме и поступил в КДА. Во время учебы в академии 13 авг. 1899 г. в Крестовоздвиженской ц. Киево-Печерской лавры принял монашеский постриг с именем в честь прп. Никодима, просфорника Печерского. Постриг совершил его давний наставник Уманский еп. Сергий (Ланин). Окончил КДА в 1900 г. с присвоением ученой степени кандидата богословия за соч. «Пресвитера Иерусалимского Исихия аскетика и ее характер». 24 авг. того же года Н. был назначен на должность смотрителя Владикавказского ДУ. Во Владикавказе его трудами было завершено устройство домового училищного храма во имя святых Кирилла и Мефодия, освящение которого состоялось 28 янв. 1901 г. В мае 1902 г. был возведен в сан игумена. 5 сент. 1902 г. он был назначен и. о. инспектора Кутаисской ДС. С 8 янв. 1903 г.- ректор миссионерской Александровской ДС в с. Ардон (ныне город в Сев. Осетии) с возведением в сан архимандрита. С 8 февр. того же года являлся председателем Ардонского отделения Владикавказского епархиального училищного совета, с 28 сент. 1904 г.- благочинным мон-рей Владикавказской епархии. Во время ректорства Н. в Ардоне было закончено строительство каменного здания семинарии, в к-ром 1 окт. 1904 г. начались занятия. 26 янв. 1905 г. переведен на должность ректора Псковской ДС, где его помощником стал инспектор семинарии иером. Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ).

http://pravenc.ru/text/2565562.html

И. обеспечил сбор пожертвований на капитальный ремонт кафедрального собора Рождества Христова в Кишинёве, обратившись к властям города. 25 марта 1892 г., на праздник Благовещения, И. совершил малое освящение собора в сослужении Аккерманского еп. Аркадия (Филонова). По благословению И. была полностью обновлена крестовая церковь при архиерейском доме. 20 сент. того же года И. освятил эту церковь, 22 окт.- новую единоверческую церковь в Кишинёве. 21 нояб. 1892 г. назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Однако к этому времени здоровье И. ухудшилось. Из-за болезни он не смог вступить в управление Астраханской кафедрой и 19 дек. того же года был уволен на покой с назначением наместником Гербовецкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 18 сент. 1893 г. указом Синода И. было поручено настоятельство в Тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . Здесь самочувствие епископа улучшилось, он стал совершать регулярные богослужения. Однако незадолго до Пасхи в 1894 г. И. вновь серьезно заболел, простудившись в монастырском саду, где любил трудиться. Несколько оправившись от болезни, он предполагал отправиться на родину, в С.-Петербургскую губ., испросил отпуск у Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) , но вскоре скончался от разрыва сердца. Чин погребения в ц. Двенадцати апостолов в Тихвинском мон-ре по благословению архиеп. Феогноста совершил Кирилловский еп. Арсений (Иващенко) . 13 мая в кишинёвском кафедральном соборе еп. Неофит (Неводчиков) в сослужении Аккерманского еп. Аркадия и всего городского духовенства отслужил заупокойную литургию, а затем панихиду по почившему. На богослужении присутствовали педагоги и учащиеся учебных заведений Кишинёва, горожане. И. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени (1885). Соч.: Преосв. Стефан Яворский, митр. Рязанский и Муромский, Местоблюститель Патриаршего Всерос. престола. СПб., 1853. Ркп.; Поучение, произнесенное при освящении первого христ. храма в Усинском крае//Енисейские ЕВ. 1884. 5. С. 71-78; Слово в Неделю Православия//Там же. 1885. 6. С. 90-97.

http://pravenc.ru/text/674782.html

Доселе здравствуют следующие семь лиц из XXI-ro курса: Лев Иванович Богдановский – протоиерей Скорбященской, что за литейным двором, церкви; 5 окт. 1855 г. он определен был диаконом церкви 2-го кадетского корпуса, 23 окт. женился и 29 окт. рукоположен; с 4 февр. 1858 г. священник Инженерного училища, в 1860 г. перешел в Коммерч. училище, а в 1880 г. на настоящее место. Федор Николаевич Павлинский – 6 ноября 1855 г. был назначен преподавателем Новгородской семинарии, потом был директором народных училищ в Новгороде; ныне в отставке, проживает на ст. Никол. жел. дор. Малой Вишере. Николай Григорьевич Георгиевский – протоиерей настоятель Скорбященской, что за литейным двором, церкви и благочинный Царскосельского женского духовного училища; 6 ноября 1855 г. назначен преподавателем Рижской семинарии, в ноябре 1857 г. перешел в С.-Петербургскую; с 1860 г. на настоящем месте. Дмитрий Павлович Соколов – протоиерей и член учебного комитета при Св.Синоде, ныне в отставке, проживает на Шпалерной улице; служил в 1857–1862 гг. в Мариинском институте, затем при церкви во дворце велик.кн. Марии Николаевны и в Зимнем дворце; известен своими учебниками по Закону Божьему. Епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии, преосвященный Аркадий (в мире Алексей Филонов); 6 ноября 1855 г. назначен был смотрителем Рославльских дух. училищ, был инспектором Владимирской сем., настоятелем Белевского и потом Витебского монастырей; в 1885 г. хиротонисан в епископа Муромского, с 1887 г. доныне епископ Аккерманский. Леонид Петрович Петров – протоиерей церкви при глазной лечебнице в СПб., законоучитель и наблюдатель за преподав. Закона Божьего; 6 ноября 1855 г. назначен преподавателем Олонецкой семинарии, с февраля 1856 года на настоящем месте. Иоанн Ильич Сергиев – протоиерей настоятель Кронштадтского Андреевского собора, священствует на этом месте с 12 декабря 1855 года; известный молитвенник земли русской. 5 Дело Дух.-Уч. Упр. при Св. Син. 19 окт. 1855 г. 4025. В новоучрежденный Комитет вошли: ректор и инспектор академии, протоиереи и священники с.-петербургских церквей – Рождественский, Красноцветов, Содальский, Дебольский, Яхонтов и Добронравин; делопроизводителем был Е.И. Ловягин . На издание книг Св. Синодом было ассигновано 50 тысяч рублей из духовно-учебного и типографского капиталов (синод. определ. 2/20 сентября 1855 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Фрагмент литографии. 2-я четв. XIX в. (ГИМ) Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Фрагмент литографии. 2-я четв. XIX в. (ГИМ) (Сулима Даниил; 1772, мест. Нов. Водолага Валковского у. Харьковской губ.- 4.08.1844, Кишинёв), архиеп. Кишинёвский и Хотинский. Обучался в Харьковском коллегиуме и Екатеринославской ДС. В семинарии учился у архим. Гавриила (Банулеско-Бодони ; впосл. митрополит Кишинёвский) и считался первым учеником. По окончании семинарии с 1795 г. преподавал поэзию и риторику, затем стал ее префектом. В 1797 г. в Полтаве Д. был рукоположен во иерея к собору г. Новороссийска (Екатеринослав, ныне Днепропетровск), определен членом духовной консистории. В 1798 г. назначен префектом Екатеринославской ДС. В 1800 г. возведен в сан протоиерея, служил в Богуславском соборе, был управляющим церквами и духовенством Богуславского благочиннического окр. Киевской епархии. В 1806 г. перемещен в Адмиралтейский собор г. Николаева, был законоучителем, учителем логики и красноречия в штурманском уч-ще. Осенью 1810 г. митр. Гавриил ходатайствовал перед Святейшим Синодом о назначении Д. викарным епископом, помощником по управлению Молдо-Влахийским Экзархатом. Архиеп. Арсений (Стадницкий) называл Д. «первым среди главных его сотрудников». В мае 1811 г. в Яссах он принял монашеский постриг. 16 июня 1811 г. хиротонисан во епископа Бендерского и Аккерманского. После присоединения Бессарабии к России в 1813 г. Д. назначен викарием новосозданной Кишинёвской епархии. В том же году при участии Д. была открыта Кишинёвская ДС, к-рая до 1823 г. находилась в его подчинении. В 1818 г., во время пребывания в Кишинёве имп. Александра I , митр. Гавриил лично просил императора наградить Д. панагией с алмазными украшениями, что было исполнено через гр. И. Каподистрию. С 18 июня 1821 г. Д.- архиепископ Кишинёвский и Хотинский. Назначение последовало после рекомендации полномочного наместника Бессарабии ген. И. Н. Инзова, к-рый написал Каподистрии, что Д. хорошо знаком с краем, изучил молдав. язык и любим местным населением. Каподистрия переслал это письмо министру духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицыну , к-рый сделал 11 июня 1821 г. соответствующий доклад лично Александру I. В этот же день последовал указ о назначении Д. архиепископом. Во время событий 1821 г. в Греции и Дунайских княжествах Д. оказывал содействие беженцам из этих стран - священнослужителям, обосновавшимся в Бессарабии. С июня 1823 до нач. 1825 г. принимал участие в заседаниях Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи. Вопрос об окормлении правосл. паствы на территории Дунайских княжеств, Церкви которых в качестве Унгро-Влахийской митрополии и Молдавской митрополии находились в юрисдикции К-польского Патриархата, возник в ходе русско-турецких войн, которые велись с целью освобождения княжеств от зависимости от Османской империи. Присутствие в регионе российских войск позволяло РПЦ контролировать деятельность не только гос. администрации, но и Церкви и ввести новую структуру церковного управления - М.-В. Э. Впервые ставленник РПЦ оказался во главе Молдавской митрополии в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг.: в 1789 г. по ходатайству Г. А. Потёмкина местоблюстителем М.-В. Э. стал архиеп. Екатеринославский и Херсонско-Таврический Амвросий (Серебренников) († 13 окт. 1792). На титульных листах книг того времени, изданных в т. н. Новой типографии прот. Михаила Стрельбицкого в Яссах, он назван местоблюстителем, а сам прот. Михаил именовал себя «протоиереем Молдавии, Валахии и Бессарабии». В 1790 г. митр. Амвросий посетил Нямецкий в честь Вознесения Господня монастырь и возвел настоятеля мон-ря игум. прп. Паисия (Величковского) в сан архимандрита. 26 дек. 1791 г. митр. Амвросий хиротонисал в викарного еп. Аккерманского и Бендерского выходца из Трансильвании Гавриила (Банулеску-Бодони) . Вместе с рус. войсками митр. Амвросий покинул Молдавское княжество. 11 февр. 1792 г. по повелению имп. Екатерины II Алексеевны еп. Гавриил был возведен в сан митрополита и назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. Т. о. Унгро-Влахийская и Молдавская митрополии были инкорпорированы в состав РПЦ. После ухода российских войск из Дунайских княжеств митрополии вновь попали под юрисдикцию К-польского Патриархата. Митр. Гавриил остался в Молдавском княжестве и 19 июня 1792 г. за отказ отречься от кафедры был арестован по приказу нового молдав. господаря Александру Мурузи и под конвоем отправлен в К-поль. Патриарх Неофит VII лишил митр. Гавриила кафедры и предал анафеме. Благодаря вмешательству российского посла в К-поле В. П. Кочубея митр. Гавриил был освобожден и выехал в Российскую империю, где занял Екатеринославскую кафедру (май 1793), затем стал митрополитом Киевским (29 сент. 1799).

http://pravenc.ru/text/Молдо-Влахийский ...

епископ Августин (Гуляницкий) (03.07.1838–30.11.1892) Основное богословие Проповеди и слова Переводы Августин (Гуляницкий), епископ Екатеринославский и Таганрогский Пастырь, богослов, духовный писатель. Участвовал в управлении Рязанской, Кишиневской, Донской, Костромской, Екатеринославской и другими епархиями. Широко известно его сочинение: «Руководство по основному богословию». Биография В миру Гуляницкий Андрей Федорович, родился в 1838 году в семье сельского священника Полтавской епархии. В 1859 году окончил Полтавскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. В 1863 году окончил курс Киевской духовной академии со степенью магистра богословия и 10 декабря 1863 года определен бакалавром по обличительному богословию. Исполнял и должность помощника инспектора академии. В 1864 году пострижен в монашество и возведен в сан иеродиакона, затем - иеромонаха. В 1869 году возведен в сан архимандрита. В 1870 году избран советом академии в экстраординарного профессора. С 1870 по 1881 годы - ректор Литовской духовной семинарии и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря. 27 июня 1881 года хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. В 1882 году назначен епископом Аккерманским, викарием Кишиневской епархии. С 30 сентября 1887 года - епископ Аксайский, викарий Донской епархии. 24 декабря 1888 года получил в управление Костромскую епархию. 19 января 1891 года назначен епископом Екатеринославским. Скончался 30 ноября 1892 года. Это был образованный человек своего времени. Литературная деятельность его началась еще на студенческой скамье печатанием в " Воскресном чтении " кратких благочестивых размышлений. Профессорская деятельность его в академии ознаменовалась рядом статей по обличительному богословию, напечатанных в " Трудах КДА " . Преосв. Августин отличался высокими личными качествами: благородством, правдивостью, прямотою в обращении, отсутствием заискивания перед вышестоящими лицами. Такие личные качества производили неотразимое влияние на воспитанников тех учебных заведений, которыми ему пришлось руководить. Вступив на пост архипастырский, он остался врагом лицемерия и всякого рода раболепства, запретив духовенству и в официальных бумагах " припадать к его стопам " . Он очень много работал в своем кабинете, причем любую работу стремился сделать тонко и искусно. Это был человек проницательный, остроумный и оригинальный. Преосв. Августин отличался проповедническим даром и в смысле живого, образного, подчас резкого изложения, и в смысле своеобразного ораторского произношения, но сам он этой стороне дела большого значения не придавал.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

Практическая осуществимость всего устава всенощной (примечание) Совершение всенощной по всем вышеизложенным требованиям Типикона – с пением, например, целого 103 псалма (с припевом к каждому стиху), всех 8 псалмов 1 кафизмы, протяжным пением двух больших полиелейных псалмов или громадного 118 псалма, особенно же с пением 120 ирмосов и тропарей канона, не говорим уже о множестве стихир, седальнов, тропарей и т. п., – совершение всенощной с такой массой пения, да еще с 7 чтениями, может показаться решительно неосуществимым. А применение многогласия в Русской Церкви XVI-XVII в., т. е. в эпоху, когда всенощная закончила свое развитие, по-видимому, и исторически подтверждает такое мнение. И вот как бы для фактического опровержения такого пагубного для Типикона мнения недавно в Киевской Духовной Академии был сделан опыт такой всенощной, вероятно, первый и единственный в России после XVII в. (известно, что ни в одном русском монастыре ныне не поется в цельном виде канон, а тропари его читаются, так же как не поются нигде вся 1-я кафизма, полиелей или Непорочны). Мысль о такой всенощной зародилась еще два года тому назад одновременно у двух профессоров Академии – проф. литургики свящ. В. Д. Прилуцкого и автора настоящей книги. Обсудив вопрос, они решили, что осуществление этого намерения потребует расхода minimum в 300 руб. на два хора (которые по идее антифонного пения, на коем построено все наше богослужение, должны быть совершенно одинакового достоинства) и не менее двух месяцев напряженной подготовки (спевок). Когда упомянутые профессора поделились этими мечтами со своим единомышленником по литургической области еп. Аккерманским Гавриилом (Чепуром), он упрекнул их в наивности и сказал, что это будет стоить 3000 руб. и 2 лет подготовки. Носившаяся таким образом в воздухе мысль об идеальной всенощной запала в душу двух благоговейных студентов IV курса: священника З. Т. Саплина (куряк) и И. А. Лаговского (костромич; вышеперечисленные лица: рязанец, литовец и херсонец). Они решили сделать из этой всенощной нечто обетное и нашли среди студентов-певцов около 20 лиц, выразивших готовность, с немалым риском для горла, петь хотя бы то всю ночь, с 6 ч. вечера до утра. Человек 7 из этих 20 были студенты IV курса, затем по количеству следовали студенты I курса, потом II и, наконец, III; в племенном отношении исполнители распределялись приблизительно поровну между великороссами и малороссами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010