Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Колоннада и портик над центральным входом собора являются одним из главных элементов современного ансамбля проспекта Суворова. Строительство На 1 января 1813 года на месте будущего собора стояла деревянная " Тучковская малороссийская Николаевская форштадтная церковь " . К 1820 году церковь состарилась и обветшала настолько, что встал вопрос о её замещении. В том году прихожане Николаевской церкви направили на имя Бендерского владыки Димитрия прошение о том, чтобы выстроить " на место старой Николаевской церкви новую каменную трехпрестольную церковь на главной площади во имя первый - Покрова Пресвятой Богородицы , второй - Святителя Христова Николая и третий - святых мучеников Сергия и Вакха " . В том же году прошение было удовлетворено и православные христиане города получили от владыки Димитрия план и профили новой каменной трехпрестольной церкви. Внушительный храм предполагал возведение огромных столпов, которые ограничивали вместимость церкви 400 молящихся. 8 июля состоялась закладка новой церкви. Через два года усердием общества на постройку церкви было собрано " до 400 кубических саженей камня, 100 четвертей извести и 6000 левов " . Однако тогда же стало понятно, что выстроить капитальную церковь не по силам: чтобы выстроить новую церковь, нужно было 300 тысяч, а год выпал неурожайный и коммерция в городе упала. В новом прошении от 13 июля 1822 года на имя владыки Димитрия, тогда уже архиепископа Кишиневского, прихожане просили " переменить план на однопрестольную церковь во именование Покрова Пресвятой Богородицы " , которая стоила бы не более 80 тысяч левов. Начертить другой план " по сношению с архитектором " было поручено архиепископом Димитрием архимандриту Иоанникию. При этом историки считают автором архитектурного проекта собора ректора Московской академии художеств Авраама Ивановича Мельникова . Строительные работы начались под руководством архитектора Ионицы. Был заложен прочный фундамент и возведены стены высотой до половины окон. После смерти архитектора в 1825 году строительство велось под наблюдением областного архитектора Спета и под непосредственным руководством инженера-полковника Близнина. В июне того же года городской строительный комитет заключил контракт с аккерманским жителем Калфой Евстратом Константиновичем по достройке собора. Стоимость работ была оценена в 41 тысячу левов. 67 мастеровых работников возводили стены собора. Бутовый камень добывали из каменоломен Катлабуга, пиленый камень привозили из колонии Кирнички . План предполагал восьмиугольный купол, но " по требованию комитета попечителей и господина градоначальника генерал-лейтенанта Тучкова и инженера-полковника Близнина " был сделан круглый.

http://drevo-info.ru/articles/25810.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шкаровский М. В. Русские церковные общины на территории Турции (Османской империи) в XVIII–XX веках Нынешняя территория Турции когда-то принадлежала Византийской империи, а затем мусульманской Османской империи, где тем не менее сохранялся православный Вселенский Константинопольский Патриархат с резиденцией Патриарха. Деятельность Русской Православной Церкви на этой земле имеет почти трехвековую историю. Только в Константинополе (Стамбуле) и окрестностях к началу XX в. существовало 7 русских храмов, в том числе 3 – при подворьях русских обителей Святой Горы Афон. В пригородном районе столицы Буюк-Дер (на берегах Босфора) в начале XVIII в. открылось 1-е российское дипломатическое представительство в Османской империи. В 1720-х гг. при посольстве была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, которая затем переносилась из одного наемного здания в другое. В 1742 г. – во время русско-турецкой войны был казнен посольский иеромонах Константин (Неаполитанский), причисленный позднее Константинопольским Патриархатом к лику святых . В 1818 г. на 2-м этаже деревянного флигеля посольской канцелярии при посланнике графе Строганове был устроен домовый храм святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. В 1867 г. при после графе Н. П. Игнатьеве прежний дом, ставший к тому времени загородной летней резиденции посольства, перестроили ирядом возвели новый небольшой храм, освященный вновь весной того же года. Вскоре после освящения за алтарем Константино-Еленинской церкви появилось небольшое русское кладбище . Следующая церковь – свт. Николая Чудотворца была устроена при посланнике В. П. Титове и освящена 1 апреля 1845 г. на верхнем этаже нового здания российского посольства в Пере, построенном в 1838–1844 гг. по проекту архитектора Г. Фоссати . В 1858–1860 гг. настоятелем посольской церкви являлся архимандрит Петр (Троицкий), будущий епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии. С 1860 г. настоятелем храма служил архимандрит Антонин (Капустин), известный своей деятельностью в в Русской духовной миссии в Палестине. Еще в 1859 г., в связи с возникшим болгарским национальным движением, митрополит Московский Филарет, ценивший ум и знания отца Антонина, рекомендовал Святейшему Синоду перевести его из Афин в Константинополь на настоятельской место, что и было сделано в короткие сроки [iv].

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

В 1844 г. под рук. иером. Анастасия была построена зимняя ц. во имя вмч. Димитрия Солунского, покрыты железом настоятельские каменные келии в полтора этажа. В февр. 1850 г. настоятелем К. м. стал архим. Тихон (Солнцев), при к-ром в монастыре имелись 4 каменных келейных корпуса, в одном из них помещались кухня, пекарня и трапезная. По инициативе настоятеля архим. Варлаама (Чернявского (1862-1868); впосл. епископ Минский и Туровский) старые кельи были разобраны, вместо них построены новые каменные. Ранее богослужения в К. м. совершались только на молдав. языке, поскольку почти все его насельники, как правило, были молдаванами. При архим. Варлааме часть службы совершалась на церковнослав. языке. К 1851 г. К. м. владел большими земельными угодьями, на к-рых располагались лесные массивы, пахотные, сенокосные и выгонные участки; вотчину Штубиены и прилегающие к ней земли монастырь отдавал в «посессионное содержание за 1100 руб. серебром в год». С 10 дек. 1868 г. решением Синода РПЦ К. м. стали управлять викарные архиереи с титулом епископ «Аккерманский». При еп. Петре (Троицком) наместниками были игумены Иларион (Цуркан) и Порфирий, при еп. Августине (Гуляницком) - игумены Порфирий, Леонид, Исаия, позднее игум. Даниил (Теутул), он же - при еп. Аркадии (Филонове). В 1872 г. в К. м. была открыта школа грамоты, которую посещали послушники, дети священников, дворян, мазил, царан (крестьян). В 1-й год обучения в ней насчитывалось 20 учеников. За 2 года изучали Закон Божий, приобретали навыки чтения, пения, письма. Учителями были старшекурсники Кишинёвской ДС. В школе при К. м. учился Г. Гросу, буд. митр. Бессарабский Гурий. 15 июня 1878 г. решением Кишинёвской и Хотинской епархии при 6 мон-рях, в т. ч. при К. м., были открыты школы, при каждой был устроен приют для 10 сирот из семей священников в возрасте от 6 до 10 лет. На их содержание К. м. выделил 600 р. Основной целью монастырских школ была подготовка учащихся к поступлению в духовные учебные заведения. Школа при К. м. была названа центральной. 25 авг. 1894 г. эти школы были преобразованы в церковноприходские и переданы в ведение Кишинёвского епархиального училищного совета. 2-этажное здание школы К. м. было построено в настоятельство Аккерманского еп. Аркадия (Филонова) (1887-1907). Функционирование школы способствовало росту уровня образованности братии. Напр., в 1918 г. из 145 насельников 100 чел. имели начальное образование, 29 умели читать и лишь 16 были неграмотными. При К. м. имелась б-ка, в к-рой хранилось 115 книг, в т. ч. «Антологион» (Бухарест, 1736). В XIX в. в певч. церковной школе при К. м. готовили псаломщиков. Руководитель школы иером. Маркиан считался искусным псаломщиком и знатоком восточноцерковной музыки. Хор мон-ря находился под особой опекой руководившего К. м. в 1911-1918 гг. еп. Аккерманского Гавриила (Чепура; впосл. архиепископ РПЦЗ).

http://pravenc.ru/text/2462301.html

23 мая 1847 г. Л. окончил академический курс (5-м по списку) со степенью магистра богословия (тема работы - «О подлинности книги пророка Даниила») и 9 нояб. того же года был назначен помощником ректора СПбДС «по профессорской должности», преподавателем нравственного и сравнительного богословия, гомилетики, с 1849 г. работал помощником инспектора. По результатам ревизии 1849 г. удостоился сана соборного иеромонаха. По рекомендации ректора КДС архим. Антония (Амфитеатрова) Л. был переведен в Киев, 20 марта 1851 г. назначен инспектором КДС, преподавателем богословия, в сер. 1851 г. покинул С.-Петербург, встречался в Москве со свт. Филаретом (Дроздовым) , 5 мая прибыл в Киев. С 28 янв. 1852 г. инспектор КДА, экстраординарный профессор (до 1 июля 1856). 15 февр. 1853 г. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) возведен в сан архимандрита. Проживал в семинарском ученическом корпусе вместе с профессорами иером. Платоном (Троепольским) и свящ. П. А. Троицким (впосл. Аккерманский еп. Петр). Среди помощников Л. были иером. Филарет (Филаретов) и архим. Иоанникий (Руднев) . В воспоминаниях Л. пишет о дружбе с иером. Филаретом, о конфликтах с ректором архим. Антонием (Амфитеатровым), сочетавшим, по его мнению, аскетизм с чрезмерным «ученым самолюбием», и особенно с архим. Иоанникием, «ехидным и хитрым». Митр. Филарета, напротив, он называл «великим старцем». В 1854 г. Л. осуществлял ревизию Воронежских ДС и ДУ, Полтавского и Курского духовных уч-щ, посетил родную слободу. Он считался одним из самых снисходительных семинарских ревизоров. 30 мая 1856 г. по инициативе митр. Новгородского и С.-Петербургского Никанора (Клементьевского) Л. был назначен ректором Владимирской ДС, настоятелем переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы мужского монастыря . В июле того же года Л. выехал из Киева, в Москве на Троицком подворье общался со свт. Филаретом (Дроздовым), к-рый предрек ему «много хлопот» во Владимирской семинарии. Однако впосл. Л. благожелательно отзывался о недолгом периоде ректорства во Владимире, студентов называл способными и восприимчивыми; лишь «либеральные убеждения» Владимирского еп. Иустина (Михайлова) , к-рый иногда посещал экзамены, по мнению Л., оказывали негативное влияние на учеников.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Предстоятелю Православной Церкви Молдовы сослужили митрополит Ташкентский Викентий, архиепископ Тираспольский Савва, архиепископ Балтский Алексий, епископ Бельцкий Маркелл, епископ Единецкий Никодим, епископ Нефтекамский Амвросий, епископ Мелекесский Диодор, епископ Сорокский Иоанн, настоятель Преображенского собора протоиерей Иоанн Калмык, благочинные Тираспольско-Дубоссарской епархии, епархиальное духовенство и гости в священном сане. На богослужении присутствовали глава администрации г. Бендеры Н.Я. Глига, представители исполнительной и законодательной власти Республики Молдова и г. Бендеры, многочисленные верующие, прибывшие на торжества по случаю 200-летия собора Преображения Господня. По окончании богослужения митрополит Владимир возглавил крестный ход по центральным улицам города. В тот же день были освящены две памятные доски — в честь основателя Преображенского собора епископа Бендерского и Аккерманского Димитрия и по случаю 200-летия Преображенского собора. В ознаменование двух праздничных событий — 20-летия Тираспольской епархии и 200-летия Преображенского собора — состоялась презентация памятной приднестровской монеты «Собор Преображения Господня. 1815-2015 гг.» и почтовых блоков с гашением марок, на которых изображены храмы Приднестровья. От имени председателя правительства ПМР Т.М. Туранской приветственный адрес по случаю 200-летия Преображенского собора зачитала министр просвещения ПМР Т.В. Цивинская. К поздравлениям присоединился глава города Н.Я. Глига. С приветственным словом к собравшимся обратился митрополит Ташкентский Викентий. Архиерей передал в дар собору образ святого равноапостольного князя Владимира. Торжества продолжились концертом военного духового оркестра Главного штаба Министерства обороны ПМР на площади перед Преображенским собором. В этот день в Бендерах и Тирасполе были открыты православные художественные выставки и музейные экспозиции. Вечером во Дворце культуры г. Бендеры состоялся праздничный концерт. По материалам сайта Тираспольской епархии

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4220768...

Конечно, не случайно наш духовный родитель отправился на Афон вместе с русскими монахами и именно он пропахал глубокую борозду наших многовековых братских связей. Поскольку панель проводится на следующий день после Савиндана, а моя переводческая и писательская деятельность глубоко пропитана Святославием и русофильством, я хочу указать, что русофильство фактически берёт своё начало от Святославия. Однако навязываемая ложная «политкорректность» сегодня пытается все релятивизировать. Как быть политкорректным перед лицом отравлений и ложной «пландемии», в содомитском «культе смерти», навязанном Западом, в пересмотре истории, в патологическом браке «палача и жертвы»??? Наша поддержка Западу и союз с врагами России представляют собой удар по историческому сербскому кодексу, поскольку сербы никогда не были на неправильной стороне истории ни в одной войне. Система координат православных сербов и русских основана на нравственных императивах любви и милосердия, сострадания и жалости, в противовес эгоистическим понятиям, вошедшим в систему координат западного мировоззрения, таким как корысть, удовольствие, легкомыслие... На протяжении нескольких столетий Россия была единственной свободной православной страной на планете, все остальные православные народы находились под чужим игом. Роль России в освобождении этих народов, в том числе и сербов, просто грандиозна. Во времена Петра Великого, спустя несколько столетий, «Восточный вопрос» или сербский вопрос вновь стоит на повестке дня главных европейских судов. Сербии тогда не удалось освободиться, но это был первый шаг и начало долгосрочной борьбы за освобождение и восстановление сербской государственности. Начиная с Кучук-Кайнарджийского мира (1774 г.), затем Ясского мирного договора (1792 г.), Бухарестского мира (1812 г.) и Аккерманской конвенции (1826 г.), Адрианополя (1829 г.) и, наконец, Берлина (1878 г.), Россия была полностью включена в основы всех вновь освобожденных православных государств. При всех этих мирных договорах Россия как гарант и защитник христиан в Османской империи (ст.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/01/se...

При настоятеле Аккерманском еп. Петре (Троицком; † 1873) и наместниках иером. Данииле (1869-1870) и игум. Иларионе (1870-1872) летняя ц. Рождества Пресв. Богородицы была разобрана, и в 1872-1880 гг. на ее месте построена одноименная церковь больших размеров. Восьмигранный в плане храм окружен выступающими алтарем и притворами по главным осям и небольшими приделами - по диагональным. Центральная часть перекрыта куполом на высоком круглом барабане. Первоначально 4 придела венчали башенки, из которых сохранились только 2 западные. Храм возведен в стиле классицизма с элементами барокко. В кон. XIX в. была построена новая зимняя Димитриевская ц. В плане она состояла из полукруглого алтаря, прямоугольного нефа и квадратного притвора. Неф перекрыт куполом на круглом световом барабане, а притвор и алтарь - сводами. Благодаря раскрытому вверх пространству нефа интерьер светлый и величественный. В это время в архитектурный ансамбль К. м. входило монастырское подворье, сформированное из 2 террас, верхней и нижней. Обе террасы были обнесены каменной стеной с башнями по углам и застроены по периметру 9 зданиями братских келий, настоятельскими покоями с зимней церковью и хозяйственными постройками. На нижней террасе был устроен каменный бассейн-пруд. В 1890 г., при наместнике архим. Данииле (1887-1913), монашеская община насчитывала 44 чел. Имение К. м. составляли 3900 дес. пахотной земли, 200 дес. леса и дом в Кишинёве. В 1893 г. в К. м. проживали 100 насельников, в т. ч. игумен, 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 17 монахов. XX-XXI вв. В 1903 г. число насельников в К. м. составляло 136 чел., в 1913 г.- 92, в т. ч. архимандрит, 11 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 31 монах, к 1918 г.- 14 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 35 монахов и 108 послушников. С 1913 г. К. м. возглавлял иером. (с 1918 г. игумен) Иувеналий (Царану). По др. данным, после присоединения Бессарабии к Румынскому королевству в 1918 г. в К. м. проживали 145 чел., в т. ч. архимандрит, протосинкелл, 14 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 35 монахов, 20 хористов, 4 певчих, 19 иноков и 85 послушников. В 1923 г. под рук. настоятеля архим. Иувеналия (Царану) в К. м. подвизались 158 чел., в т. ч. архимандрит, 11 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 42 монаха, 10 иноков, в 1936 г.- 180 монахов и послушников. По социальному происхождению большинство из них были царанами, лишь 9 были детьми священников.

http://pravenc.ru/text/2462301.html

Тогда градоначальник велел обнажить его и, как порицающего истинную веру, бить палками дотоле, пока не исполнит своего обещания (то есть – выдуманного). Всё тело было избито и растерзано; куски его приставали к палкам и разлетались по земле; всё место, где мученика терзали, обагрилось кровью. Иоанн молился Богу, а мучители ещё сильнее бичевали его, так что он уже не подавал голоса. Поскольку был уже вечер, то избитого бросили в тюрьму. На другой день мучитель снова велел представить исповедника и сказал ему: «вот до чего довело тебя неверие твоё! Но послушай меня, и тотчас выздоровеешь; потому что здесь есть отличные врачи из Индии и Персии, которые вылечат тебя». Исповедник же славил Христа и поносил безумие магометанства. Тогда судья вновь велел бить его и, заметив ропот народа на кровожадность его, для ускорения смерти – привязать ноги мученика к хвосту дикой лошади и влачить по улицам. Евреи при этом кричали, плевали и бросали в него всякую всячину, а один из них побежал домой и, схватив нож, отрезал ему голову. Палачи отвязали тело и оставили его с головой на том же месте в непристойном положении. Необычайный свет озарил ночью мощи святого, так что и Евреи засвидетельствовали о том; посему градоначальник на другой день позволил христианам взять мощи, и они похоронили их при Греческой церкви, недалеко от крепости. Мученическая кончина святого последовала 2 июня 1492 года. Мощи святого находились в Аккермане семьдесят лет и постоянно совершали чудотворения. Наконец Молдавский господарь Александр II, испросивши дозволение Аккерманских властей, перенёс их в столичный свой город Сочаву. Св. новомуч. Димитрия Филадельфийского, пострадавшего 2-го июня 1657 г. Димитрий, сын священника из Азийской Филадельфии, по смерти отца, до тринадцатилетнего возраста воспитывался под влиянием своей матери – христианки и отличался такими хорошими способностями и вместе с тем привлекательной наружностью, что обратил на себя внимание Турок, которые похитили его у матери и успели – отчасти угрозами, отчасти льстивым обращением совратить его в исламизм. Взятый в дом одного из почётнейших граждан, он служил добросовестно чужим людям и со временем достиг почёта и богатства; за храбрость и силу, обнаруженную им в битвах, избран был в военачальники и в это время обручился с девицей из одного знатного семейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1 . Председательствующий: ВАРЛААМ Ксанский–Еристов, Экзарх Грузинский и Имеретинский. 2 . Присутствующий: ДОСИФЕЙ Пицхелаурий Архиепископ Телавский и Грузино-Кавказский. 3 . Присутствующий: АФАНАСИЙ Петрияев, Архимандрит Квабтахебский. Примечание: прочее Члены ещё не определены, а Прокурором пожалован 1814 года Ноября 6 Надворный Советник Чилаев. К стр. 29. 60 Прибавление: Тульская Епархия учреждена в 1799 году вместо Коломенской и положена в 3 классе степенью 7. Епископу оной велено именоваться Тульским и Белевским и пребывание иметь в Губернском городе Туле, в третьеклассном мужском Предтечеве монастыре, который тогда же и учинён Кафедральным. В 1808 году, Марта 27 дня, по присоединению Молдавии к Российской Державе, учреждена там Экзархия Святейшего Синода и Экзарху велено именоваться: Членом Св. Синода и Экзархом оного в Молдавии, Валахии и Бессарабии, каковым тогда же определён Гавриил, бывший Митрополит Киевский. По представлению его и по докладу Святейшего Синода Указом 1811 года Апреля 17, дан ему и Викарный Епископ с наименованием Бендерский и Аккерманский; и велено в этот сан посвятить Екатеринославского города Николаева Адмиралтейского вдового Протоиерея Даниила Сулиму, который по пострижении в монашество наименован Димитрием и вскоре хиротонисан в Епископа в Молдавии, а в 1812 году, Января 6, пожалован ему Орден Св. Анны 1 класса. В 1812 году по докладу Святейшего Синода, от 4 Декабря, Высочайше утверждённому, учреждена вновь Епархия, в новоприсоединённой к Российской Империи за-Днепровской области, под названием Кишинёвской и Хотинской без назначения класса (этой Епархии), а предоставлена токмо Митрополиту Гавриилу, Епархиальному оной Архиерею, бывшему Экзарху Молдавскому, та степень, которую он имеет по прежнему управлению его Киевской Епархией с наименованием Экзарха: Синода, Митрополита Кишинёвского и Хотинского, по причине устроения в городе Кишинёве местного правительства и потому что в Хотине был некогда правящий Епископ, и дан ему в пособие устроения и управления этой Епархии Викарный Епископ Бендерский и Аккерманский.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Вступительная статья из журнала «Странник»: «Предлагаем вниманию наших читателей восемь писем преосвященного Феофана к архимандриту Петру. Думаем, что замечательная личность преосвященного Феофана, епископа-затворника, скончавшегося 6 января 1894 года, всем известна. Поэтому, нам остается только познакомить читателей с личностью архимандрита Петра. Архимандрит Петр в миру назывался Платоном Алексеевичем Троицким. Уроженец Владимирской епархии, он воспитывался сначала во Владимирской духовной семинарии (1825–1831) и потом в Киевской духовной академии (1831–1835). По окончании академического курса в 1835 году со степенью магистра богословия П. А. Троицкий тогда же был определен профессором Киевской духовной семинарии по классу словесности, а через 4 года был перемещен на класс логики и психологии. На той и другой кафедре он пользовался репутацией отличного наставника и был любим своими сослуживцами и учениками. Лишившись супруги после одного года супружеской жизни, П. А. Троицкий в 1850 году отправился на Восток и пробыл там года два, а по возвращении из Иерусалима в 1852 году принял монашество с именем Петра. Вскоре после того он был назначен инспектором Киевской духовной семинарии, в 1855 году получил сан архимандрита и в 1858-м был назначен ректором той же семинарии. Через два года после того, по предложению Св. Синода, архимандрит Петр изъявил согласие занять место настоятеля церкви при нашем посольстве в Константинополе, а в 1862 году был перемещен на то же место в Афины. После 11 лет заграничной службы, 22 мая 1869 года архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Аккерманского, викария Кишиневской епархии. 10 октября 1873 года преосвященный Петр скончался и был погребен в Курковском монастыре, которым управлял. С преосвященным Феофаном архимандрит Петр мог познакомиться в Киеве, в то время, когда первый был смотрителем Софийского духовного училища, а второй – профессором семинарии. Это первоначальное знакомство могло сделаться еще более близким во время путешествия архимандрита Петра, тогда еще П.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010